ГрОб

Материал из Lurkmore

(Перенаправлено с Гроб)
Перейти к: навигация, поиск
Состав 2002 года: Александр «потомок величества» Андрюшкин (барабаны, ЧСВ), Сергей Летов (старший брат, саксофон), Александр Чеснаков (гитара Gibson), Егор Летов (вокал, иногда гитара Rickenbacker), Наталья Чумакова (бас).

Гражданская оборона — музыкальный коллектив, бессменным лидером которого вплоть до своей смерти являлся Игорь (Егор) Фёдорович Летов, образован в рамках Системы в совке. Примечателен тем, что является эталонным примером «взаимоисключающих параграфов». Охватывает слишком разную аудиторию — от рефлексирующей интеллигенции до низменных полукриминальных субъектов. Это не даёт возможность говорить о нем объективно — на всякий аргумент есть весомое возражение. Также группа известна средней политизированностью и крайне сюрреалистическими текстами, своебразной техникой игры и странным соотношением частот в записях (выдаваемым автором за «фичу»[1]). По сути, такое творчество может быть классифицировано как «ар-брют». Хотя сам Летов очень не любил какие угодно классификации своего творчества. Очень доставляло, кстати, отношение Егора Летова к говнарям, посещающим его концерты. Маэстро публично заявлял о своем крайне негативном отношении к так называемому русскому року, публично называя его дерьмом, а большую часть своих фанатов считал совершенно «левыми», проявляя холодную отстранённость при встрече оных вне концертов. У него вообще были непростые отношения со своими слушателями: однажды он шёл на свой концерт, и по дороге его отпиздила группа панков со словами «а ты ёпта чё бля под Летова косишь, хмырь очкастый?». Всё проходило в полном соответствии с собственными принципами: срать на людей, срать на музыку, срать на здравый смысл, срать на всё и вся — в сущности, вся музпродукция, да и само поведение Летова было ничем иным, как троллингом — как толстым, так и тонким, смотря по обстоятельствам. Тем не менее, на концерты по-прежнему ходило быдло и говнари в большом количестве.
Также в разделе «Копирасты — Артисты погорелого театра» есть немного информации о группе после смерти Егора.

Содержание

Гражданская оборона

b
«Золотой» состав ГО до того момента, как группа стала частью этого «вашего» радио.

Группа играла панк пополам с психоделикой и гаражным роком (хотя задолго до появления таких терминов как «гараж» и «психоделия» в лексиконе Летова, появился термин «сибирский суицидальный пост-панк», к которому в разное время примазывались разные музыкальные графоманы). Если не врут биографы, была популярна в советские времена. По разным причинам (от увеличения числа неадекватных фанатов до прогрессирующего психоза — в зависимости от того, кто рассказывает), Летову не понравилась пришедшая слава, и 13.04.1990 в Таллине состоялся «последний концерт», после чего группы временно не стало. Тем же летом он схватывает т. н. энцефалитную горячку, во время которой получает откровения, сподвигшие на запись психоделического альбома «Прыг-Скок». Потом — два года записывает 2LP «Сто лет одиночества» (кем-то считается одной из вершин творчества группы).

Во второй половине девяностых появляются два довольно мощных альбома группы: «Солнцеворот» и «Невыносимая Лёгкость Бытия», которые некоторые апологеты также называют одной из вершин гения Летова. В нулевых годах выходят кавер-сборник советских авторов «Звездопад», записи концертов с Сергеем Летовым и три альбома с собственными песнями.

А также туева хуча пересведённых, переосмысленных, переназванных, переотреставрированных и еще пере-, пере-, пере-, переизданий своих альбомов, отличающихся от прежних версий кучей однообразных бонусов, отреставрированным и пересведённым звуком и, порой, оформлением в дижи-паках, включая несколько официальных двд.

История

b
Первое заснятое выступление ГО на большой сцене, Москва, 1988 г., КЗ «Измайлово».
b
У Летова приход.
b
Оркестр Кримца разучивает «Всё идёт по плану».
b
Не совсем психически адекватный фанатский клип трип.
b
Психически адекватный фанатский трип клип.

ГрОб был основан Игорем (Егором) Летовым и Константином Рябиновым (Кузей УО) в 1984 году в Отдаленном Месте Ссылки Каторжников. Минимальный состав Гражданской Обороны сводится к одному Летову, который сам себе гитарист, вокалист, бассист[2], перкуссионист, ударник, оформитель и продюсер. В музыкальном отношении выделился оригинальными музыкальными мотивами и аранжировками, несмотря на практически полное отсутствие аранжировок в ранних альбомах.

Творческий путь группы можно поделить на этапы:

  • Стадия раз (1984—1985): наивно-дурацкий футуризм с нарочито бессмысленными текстами (дальше от слушателя будет требоваться СПГС). До 84 года группа называлась «Посев» — по названию известного антисоветского журнала и одноименного издательства.
  • Стадия два (1987—1988): весело-депрессивный арт-брют. В это время Летов побывал в дурке, а немного позже — скрывался по всей стране, чтоб не госпитализировали во второй раз (в дурку его загнала кровавая гэбня в лице майора КГБ Мешкова, которому впоследствии была посвящена песня «Мы — лёд»). Однажды Летов понял, что его вот-вот заберут, сильно испугался и на всякий случай записал всё, что у него было, играя один на всех инструментах, по причине отсутствия музыкантов. Получилось 8 альбомов, с агрессивно-депрессивными песнями и ремейками, на песни из раннего творчества. Во многом, песни из этих альбомов полюбились среднестатистическим слушателям, которые не вникают в суть и концепцию альбомов, а просто трясут грязными патлами, орут слово «Хой!» и нажираются как свиньи на концертах. Позднее (см. стадия три) Егор просек эту фишку и решил записывать альбомы с таким звучанием, чтобы подобная аудитория не могла их слушать, тем самым найдя себе врубающихся слушателей. Любимая широкими массами песня «Всё идёт по плану» рождается именно в этот период, хотя помимо неё тогда же рождается ещё немало винрарных песен.
  • Стадия три (1989): злобно-злобные альбомы, где Егор (обслушавшись всевозможного нойза и индастриала) воет затравленным илитистом вследствие лютой, бешеной ненависти ко всему и всем. Спорная вершина творчества Летова по мнению небыдла и многих олдфагов. Сам же Игорь Фёдорович «Русское поле экспериментов» называл своим лучшим альбомом и самой лучшей песней (впоследствии говорил то же самое про каждый последующий номерной альбом). Необходимо отметить, что до двухтысячных все альбомы ГО, Коммунизма и других проектов записывались и сводились дома у Летова — в ГрОб-Студии (занимавшей отдельную комнату в его квартире). Впрочем в двухтысячных там же.
  • Стадия четыре (1990—1993): «полноценно-психоделические» альбомы. Стоит упомянуть еще один доставляющий момент. В это время группы «Гражданская оборона» не существовало. А два альбома были выпущены под названием «Егор и опизденевшие». Версий насчет названия две: из-за соответствующего состояния Летова во время работы над «Прыг-скоком» или для того, чтобы загребущие СМИ, руководимые ZOGом, не добрались до творчества. Версии, кстати, друг друга не исключают.
  • Стадия пять (1994—2003): формирование «Русского прорыва» — прокоммунистического объединения рок-музыкантов для противодействия либеральному режиму ЕБН, результатом которого стали патриотические альбомы, записанные под влиянием вступления Летова в НБП; в этих альбомах Летов люто, бешено ненавидит демшизу и ЕБН, воет таки протестует, но, как обычно, сюрреалистический набор слов помешал ЦА увидеть посыл музыканта (ныне переизданы с другими названиями и серьёзной реставрацией; результат этой реставрации «те же яйца, вид сбоку»).
  • Стадия шесть, последняя (2004—2008): назидательные альбомы, записанные после отхода Летова от политики и возобновившегося увлечения психоделией (песня «Слава психонавтам» как бы намекает). Гитара теперь не Epiphone, а тёплый, ламповый, полуакустический и 12-струнный Рикенбакер. По мнению Анонимуса, являют собой вполне сносные философские суждения, яркие картинки и годную музыку, однако панки, говнари и прочее унылое говно считает это убогим высером, чем подтверждает своё социальное положение. Чуть менее чем половина небыдла и даже нацболы придерживаются взглядов первых упомянутых, что символизирует.

Именно в последний период творчества Летов был взят в мощные тиски директора-по-национальности Попкова и существа по имени Наталья, ставшего женой Егора и басисткой ГО.

Алсо, немало доставил назидательный эпилог любого контркультурщика и Че Гевары. Уже через два месяца после смерти оркестр Кримеца разучивал «Всё идёт по плану» для какого-то говнарского фестиваля. Система переварила и просит ещё.

Такие дела.

Трибьют ГО

Сабж при жизни удостоился двух трибьютов. Оба из них представляют унылое говно чуть более чем полностью (первую ещё можно слушать), хотя могут с легкостью использоваться как инструмент троллинга ГрОбоманов, намеками что ЭТО теперь хоть можно слушать без повреждения слухамозга.
В числе отметившихся: Чиж, Шнур, Киш, Кирпичи, Ляпис Трубецкой и прочие выдающиеся музыканты.
Лулзы заключаются в том, что вопреки значению самого слова (tribute — дань уважения) первая часть частично, а вторая почти полностью больше напоминают стёб и неприкрытое издевательство над собственно песнями. Особо доставляют унылая до блевотворности версия «Моей обороны» «Смысловыми галлюцинациями», плясовая «Родина», безголосый рок-н-ролл «В каждом доме», начитанная каким-то черножопымафрорусским «Все идет по плану» (над ней там вообще все издеваются) и так далее, ну ты понел…

Мало кто знает, но планировалась и третья часть трибьюта, которая так и не была издана. Издатель, «Мистерия Звука», планировала издать отдельной пластинкой кавера, не вошедшие на обе части трибьютов. Но дальше опубликования трек-листа будущего диска дело не пошло. Тем не менее, некоторые песни из этого невышедшего диска встречаются в интернете отдельно. С группой «Пурген» возникла и вовсе потешная ситуация: отчего-то Мистерия анонсировала песню «Асфальтовый завод» в их исполнении. Как известно, такой песни у ГО нет, строчки взяты из песни «Лес». «Пурген» же в свою очередь зачем-то записал кавер-версию песни «Афганский синдром» авторства Романа Неумоева, исполненной когда-то Летовым тоже в качестве кавера. Это вписывалось в рамки трибьюта ровно никак и было настолько криво записано, что по сей день так нигде и не издано. Сия странность коснулась песни «Красный смех» (того же Неумоева), перепетой в двух трибьютах и дембельской «Новогодний тост», исполненной братцем Сергеем и какими-то говнарями. В заключении темы можно отметить, что музыканты (не иначе из глубокой любви к сабжу) не стеснялись переосмыслить музыку, тексты и даже язык песен.

Сам Летов отреагировал на все это вяло, вскользь то ли похвалив, то ли поехидничав над Ляписом. АЛСО есть даже КонтрТрибьют (пруффлинк) Летова где играют нихуя никому не сдавшиеся группы. Где найти — сами ищите.

А ещё с недавних пор Летов стал горячо любим риветхедами. И в 2011-м заслужил полноценный индустриальный трибьют-альбом. Не, ну правда.

Смерть

Умер ВНЕЗАПНО в феврале 2008 года. По словам вдовы — остановка сердца. По словам врачей — алкогольное отравление. По словам других очевидцев, умер в поезде по дороге в Новосибирск/Новороссийск/Москву/Петербург (это зависит от того, кто и из какого города рассказывает).

Умер Летов так, как мечтает любой известный человек — в день его смерти по первым каналам зомбоящика сообщили: — Сегодня умер Егор Летов, лидер группы «Гражданская оборона». Без всяких эпитетов типа «наше все», «великий музыкант», которые прилепляют ко всяким гондонам, что символизирует. И, как он предсказал в свое время, не было никого, кто бы это опроверг.

В тот же день Филипп Киркоров был удостоен звания «Народный артист», что какбэ символизирует, (только что?)

ГО и психиатрия

А на самом же деле он такой.

Летов некогда был клиентом психиатрической больницы. По официальной версии, его туда посадили за диссидентство, но… сами знаете, какие ещё причины можно надумать. Тем более, окружение Игоря Фёдоровича тоже вызывает сомнение в психической адекватности. Например, до анимешности готичный Андрюшкин[3] считает себя потомком древнего графа. Некоторые внезапно становились героями, особенно гитаристы — в 1989 г. повесился Дмитрий Селиванов, в конце 90-х неудачно перелез через балкон четвёртого этажа Евгений Махно. Кое-кто до сих пор фапает на смерть Янки Дягилевой — её обстоятельства дают возможность строить какие угодно предположения, вдохновляя «творчески активную молодёжь» на фильмы-расследования[4], статьи, тексты и посты. Вершиной маразма стала «сенсационная» статья (якобы из журналов «Диоксин» и «Глаз», но пруфпики никто так и не представил), интервью с призраком директора группы (ибо настоящий Сергей Попков его не давал и очевидцем событий быть не мог[5]), который поведал о втором пришествии Дягилевой:

Корр.: Итак, вы увидели Янку… что она делала?
С.П.: Она стояла за микрофоном, смотрела на Егора сверху вниз и подпевала ему. Руки она засунула в карманы джинсов, так, как она это всегда делала.

http://simon-chorni.livejournal.com/61335.html

Радовал и Олег «Манагер» Судаков — соавтор многих «психоделических» песен. Его биография, перевязанная праздничной ленточкой, стала бы лучшим подарком любому практикующему психиатру:

Первые концерты Олега «Манагера» Судакова происходили в шкафу. Постоянно сталкиваясь с потоком глобальных вселенских противоречий, он в состоянии внутреннего надлома запирался в антикварный дубовый шкаф и начинал от бессилия выть. Вплоть до двадцати пяти лет во мне копилось отчаяние, и я не знал, как с ним справиться, — вспоминает Манагер. — Мир раскалывался на две части, и мне казалось, что я вижу в лицо смерть.

http://www.zvuki.ru/R/P/8102

Ну и нельзя не вспомнить эпическую статью «Фенечка с гробиком», что будоражит интернеты еще с 2001 года:

У нас был знакомый, я даже имени его не помню, так как все звали его «Егорушка» в честь Егора Летова. Он был просто помешан на нем, слушал и пел только его песни, даже голос его стал один-в-один похож на голос Летова. Однажды «Егорушка» попросил меня сплести ему «феньку» из бисера и выплести на ней название любимой группы — «ГрОб». Вскоре мы узнали, что «Егорушка» выбрил себе ирокез, надышался клеем, положил за футболку портрет Летова и повесился. «Феньку» с «ГрОб»-ом пришлось положить ему в гроб.

http://old.ekklesiast.ru/arhiv/2001/05_2001/09.htm

ГО и небыдло

Летов любил много читать и слушать, соответственно, во многих своих интервью сабж часто упоминал различные имена, не знакомые среднестатистическому слушателю своего творчества. На фоне упоминания Летовым различных имён классиков литературы, кино и музыки, вокруг ГО стал формироваться контингент слушателей, которые, следуя за кумиром, стремились прочесть как можно больше различных пейсателей, имена которых ничего не скажут даже работникам библиотеки. Ну и, соответственно, высказать о прочитанном окружающим своё мнение. Типичный пример подобного рода поциентов можно наблюдать в «гостевой книге» официального сайта «Обороны», где они делятся своим ОБВМ:

Раньше это все ментальное экспериментаторство дико интересовало. А сейчас я сильно устал от потребления мультимедиа продукции. Всё это изобилие набило оскомину, это во многом благодаря Ги Дебору) Такое впечатление, что люди живут всецело в плену иллюзий. Например я познакомился с творчеством Брукнера недавно, после этого весь наш доморощенный андеграунд, индастриал и авангард вообще не тянет, и по глубине, и по силе мышления. После Брукнера даже любимый Малер кажется легковесным. Это не снобизм. Просто искусство перестаёт быть не то что актуальным, а именно что перестает быть искусством-проводником. Очень много какой-то невразумительной шелухи, концептов, самовыражения. Сути нет. Движения в иное, в некую надчеловеческую область тоже нет. Зато очень много развлечения на любой вкус. Тяжелое пресыщение. Искусство в современном его виде, а особенно песенная культура, отмирает. Летов правильно все сказал в своем последнем интервью.

Тех же меломанов, которые предпочитают слушать что-то поинтересней жалоб из интернета, Егор не раз и не два осчастливливал списками годного музона (как правило, американской психоделии и гаража из 60-х):

Все первые Love. Kim Fowley «Outrageous», Butthole Surfers «Hairway to Steven», USA первый и единственный, Stranglers «No More Heroes», Ramones первый и «Too Tough to Die», Cassiber «Man or Monkey», Beatles «Revolver» и «Magical Mystery Tour», The Who «Magic Bus», Bee Gees «1st», Undertones «Positive Touch», Patti Smith Group «Radio Ethiopia», MC5 «Kick out the Jams», Stranglers «Black&White», Kaleidoscope «Side Trips», английский Kaleidoscope «Tangerine Dream», Golden Dawn «Power Plant», Genesis «To Revelation», «Traspass», «Selling England», Stooges «Fun House», Devo первый, Robert Wyatt «Rock Bottom», Specials первый, Elvis Costello 78-80, The Left Banke оба, Donovan до 68го включительно, Iron Butterfly первые два, Paul Revere and The Raiders «Spirit of 67», все ранние — Association, Strawberry Alarm Clock «New Colony Six», Byrds, Hollies, Troggs, Electric Prunes, Chocolate Watch Band, всяческий Neil Young, Beach Boys «Pet Sounds» и «Friends», Husker Du до 87го, первые два Psychedelic Furs, Echo and the Bunnymen «Ocean Rain», Tomorrow первый и единственный и много, много другого.

Егорушка плохого не посоветует

В принципе, сам Летов признавал, что прослушивание гаражного музла не является признаком какого-то элитизма. Сам он так же сказал, что мог бы с таким раскладом слушать электронную музыку, но тёплые ламповые звуки гитар и барабанов приходились ему больше по нраву.

ГрОб-рекордс

Основная статья: ГрОб Records

Как ни странно, феерическая студия «ГрОб-рекордс», расположенная в отдельной комнате квартиры Летова, занималась производством дисков и катушек отнюдь не только ГО. Самодельный продюсерский центр Егора Летова™ явил Рашке особую когорту музыкантов, которая ныне представляет собой чуть ли не весь «сибирский андеграунд», за который так горды говнари. Разве что Калинов мост здесь не записывался. И тюменщики.
После смерти Летова сей инди-лейбл ушёл во владение «Выргорода» и погряз в копирастии. Хотя здесь ещё приложили руку директор Попков и Чумовая Наташка (вдова Егора), которые, вопреки летовским убеждениям (а он-то был не против распространения своего творчества в любом виде, хотя это как сказать), продают переизданные версии старых альбомов «ГО» и «Коммунизма» за нехилые бабки и вообще стараются состригать зелень везде откуда только можно. И это печально.

ГО и женщины

А вы говорите «Сид и Нэнси»…
Анна Волкова в компании Летова и Рябинова. Разворот обложки альбома «Невыносимая легкость бытия».
С Натальей Чумаковой.

Несмотря на всеобщую отстранённость от мира сего и небезосновательную ебанутость, а также бесконечные эпиграммы на тему «я ненавижу женщин», сам Игорь Фёдорович женской лаской обделён не был. При жизни (это лишь согласно официальным источникам) маэстро имел 3-х женщин, при этом умудряясь влюбляться ещё в кого-то на стороне. Впоследствии, все эти три женщины становились участницами ГО.
Первой была вышеупомянутая Янка Дягилева, для некоторых гробофагов ставшая чуть ли не Богиней™. Гробофаги очень любили рассуждать на тему отношений Егора и Янки, пытаясь выяснить, из-за чего они расстались. По официальной версии, Егор встретился с Янкой в 87-м, незадолго до того, как написал несколько «хитов» и получил всенародную славу, на почве чего пара и разошлась. По другой версии, Янке не нравилось работать с Егором из-за «неотёсанного звучания» Гражданской обороны, с которой ей приходилось сотрудничать. По третьей версии — звездная болезнь, причём, и у одного, и у второй, запущенная в терминальной стадии. Через год после расставания с Егором Янки не стало, из-за чего Летов исполосовал себе руку крестом, а после собрал и переиздал все записи Янки, так что не всё так однозначно. Для тех, кому интересно мнение современников, могут глянуть передачу про Янку на Рен ТВ, полную пафоса и фимоза, или же полное лулзов интервью Чёрного Лукича, совсем недавно ушедшего вслед за Егором и Янкой.

Вообще многим янкофагам следует прочитать развёрнутую статью авторства Летова, где он расставляет все точки над Янкой и его отношениями с ней. Разрыв шаблона гарантирован.

Второй была подружка Янки — Нюрыч, в девичестве Аня Волкова, ставшая спутницей Летова в 90-х. До Попкова была администратором ГО. По мнению старшего брата Сергея, была лучшей из всех женщин Летова:

«

— Вам кто из жен брата больше всего нравился?
— Если честно, Аня Волкова. Высокая, красивая, на все руки мастерица... Думаю, что если бы они с братом не разошлись, он бы сейчас был жив. Паяла провода, «строила» всех, несла на себе гитары, когда музыканты быле «не в кондиции». А могла и пощечин надавать, чтобы чересчур «расслабившихся» привести в чувство!
— Почему же Аня и Егор расстались?
— Потому что брат в самом начале 1998-го влюбился в какую-то 19-летнюю замужнюю даму, жившую тогда в Москве. Я не знаю, кто она такая. Но знаю, что именно это привело к ссоре и разрыву с Аней.

»
— из интервью с Сергеем Летовым

И последняя — Наталья Чумакова, дочка новосибирского профессора, басистка и единственная «законная» жена Летова (до Натальи Летов штампа в паспорте не имел). В отличие от предыдущих, не выделялась ни особой красотой, ни харизмой, ни талантом, но, по всей видимости, такая жена и нужна была заебавшемуся к сорока годам панк-музыканту. ИЧСХ, с Чумаковой Летов познакомился в 91-м, на похоронах Янки.

ГО и русский рок

Многим доставило не столько творчество, сколько позиция Гражданской Обороны супротив остальных ключевых фигур этого вашего русского рока. Так, например:

Егор Тсой.
  • ГрОб был главным противником «АУ» в борьбе за место Королей™ отечественного панка. Холивары по этому поводу после смерти Панова и Летова учинял, в основном, Липницкий из «Звуков Му», то и дело везде припоминая срач между двумя непохожими друг на друга группами. Чтобы помнили…
  • Летов, как ни странно, при жизни был даже знаком с Цоем. Вероятно, из-за того, что и тот и другой в своё время играли в курёхинской «Поп-механике» в восьмидесятых. После смерти Цоя Летов положительно отозвался о его раннем творчестве, сообщив анонимусу, что его любимой песней из репертуара «Кино» были «Алюминевые огурцы». Позднее творчество Летову пришлось не по нраву, о чём признался сразу же. Узнав о гибели Цоя, отреагировал адекватно, сказав что-то наподобие «мне похуй».
  • Впрочем, в середине нулевых ходил миф об «отношениях» между Цоем и Летовым. Какой-то анонимус передал через сарафанное радио, дескать, кочегары, знавшие Тсоя, рассказывали, что м-сье Цой надавал г-ну Летову неиллюзорных пиздюлей на каком-то говнарском фесте. А вот товарищи с Сибири знают эту историю с точностью да наоборот — какбэ это Летов Цою навалял. Истина, как всегда, где-то рядом. Хотя, скорее всего, её здесь нет, и история — не больше, чем городская легенда, навеянная реально имевшей место дракой между группой «Кино» и подвыпившим Шевчуком, полезшим «набить морду питерским мажорам». С понятными последствиями для Юрия Юлиановича, аналогичными финалу драки с Киркоровым.
  • Кстати, относительно «отношений» с Цоем, в интернете недолгое время существовал забавный проект «Виктор Летов», где посредством фрутилупса анонимусом были спеты тексты песен Летова на музыку Цоя и наоборот. Данный проект оказался не слишком кошерен и быстро загнил. Хотя людей, малознакомых с творчеством «Кина»/«Гражданки», потроллило изрядно.
  • Всю сознательную жизнь фапал на творчество Александра Башлачева.
  • В 80-х Летов услышал «Звуки Му». И в интервью 97-го года упоминал как свою любимую группу. И, кстати, именно Летов первым обнаружил сходство образа Мамонова с Девидом Бирном, с которого Мамонов свой образ и скопипиздил.
  • Был замечен в бешеной любви к «ДК». В интервью 88-го года отметил, что «даже Звуки Му посасывают перед ДК, истинной совковой панк-группой». Вопреки всяким мифам, распространённых Жариковым и Сергеем Летовым, который играл в «ДК», Егор впервые услышал ДК лишь в конце 80-х, альбомы «Кисилёв» и «Десятый молодёжный». По крайней мере, так Летов сказал в интервью 97-го года и, по мнению Жарикова, специально сбрехнул, чтобы не портить репутацию той партии, которую он представлял. Да и Летов-старший говорил, что привозил Егору записи ДК ещё в 84-м году.
  • Отметился в симпатии к БГ. Правда, упрекнул оного в изобилии плагиата. А вообще про БГ целую песню написал в 86-м году (слушать альбом «Игра в бисер перед свиньями»). Незадолго до смерти, однако, успел записать кавер-версию БГ-шной древней песни «Электрический пес», которую до ума довела в студии вдова Егора.
  • В газете «Аргументы и факты» Летов открыто признался в своём уважении к Шевчуку, сказав, что Шевчук — правильный пОцан и отвечает за свои слова. После смерти Летова Шевчук сказал о нем тоже самое. Правда, в первой половине 90-х Летов публично публично выражал ненависть к Шевчуку из-за поддержки тем Ельцина в октябре 1993 года: «Я прекрасно помню и никогда не забуду, как Шевчук пел в том черном октябре для омоновцев, а потом размахивал резиновой дубинкой в телекамеры» [1].
  • В той же газете сознался в своей лютой ненависти к Лагутенко. Назвал «Мумий тролль» вопиющей халтурой, а тексты песен — галиматьёй. Самый лулз кроется в том, что раннее творчество Летова по сути можно рассмотреть как точно такую же «галиматью», разве что Лагутенко в своих песнях матом не орал.
  • Признался в фагготрии к Дельфину. Преимущественно, за тексты (музыка ему не нравилась). Дубовый Гаайъ тоже котировал, так-то.
  • Адски не котировал «Агату Кристи» и ее фоннатов (в одном из интервью сказал, что если бы ему дали автомат, он пошел бы стрелять фанатов братьев Самойловых)[2]. Он вообще относился плохо ко всему свердловскому року, хотя «Агату Кристи» больше обвинял в «попсовости». Мякотка ещё в том, что и «Агата Кристи» и «ГО» получили бешеную популярность в одно время и в одном месте — на фестивале «СыРок» в 1988 году.
  • Что характерно, ненавистные Летовым Вадим Самойлов («Агата Кристи») и Илья Лагутенко («Мумий Тролль») вполне себе котировали ГрОб. Лагутенко доставил, сказав, что ему нравится позднее творчество Летова, а раннее творчество он находит весьма забавным.
  • Зато в 1998-м в интервью признался, что уважает Любэ и Ляписа.
  • А про знакомство со своим тайным поклонником Юрой Хоем так и вовсе накатал развесёлую копипасту:

Мы играли на небольшом стадионе в Воронеже. Накануне так называемые «организаторы» продали билеты на незапланированные наши концерты и потом поставили нас перед фактом, что продано невероятное количество билетов, поэтому нам предстоит играть на открытом воздухе на футбольном поле. Шёл дождь, на сцене не было навеса, аппарат был крайне хуёвый, у Аркаши был за всю историю впервые комплект советских электронных «блинов» вместо нормальной ударной установки. Атмосфера была крайне нервная и мрачная. Тут к нам в гримёрку пришёл Хой (такой крепкий чувак крайне гопницкого вида), чтобы познакомиться. Страшно удивился моему виду и сказал, что представлял меня, судя по тембру голоса, здоровенным пьющим мужиком. Вместо этого узрел волосатого очкарика хрупкого сложения. После чего тем для разговора, естественно, не нашлось. Ему было предложено играть после нас, на что он с радостью согласился, но поспешно удалился как бы в обиде, как будто его наебали нашим внешним видом. Мы отыграли первое отделение и спешно ретировались в гостиницу на трамвае своим ходом, на чём наше знакомство закончилось.

отсюда

Основание партии НацБолов и ЕРЖ

Летов TotallyLooksLike Берл Лазар.
b
Летов «Общество Память». Троллинг антисемитизма и РСДРП/НБП/…
b
Летов + ЕРЖ из Хайфы «Общество Память».

В 1993 совместно с Лимоновым, Вербицким и Дугиным основал НБП. В те же годы пел песню «Общество Память», в которой троллил революционные организации и антисемитизм.

Учитывая, что Летов какое-то время был участником группы «Адольф Гитлер», забавно антропологическое сходство Е. Летова и главного ЕРЖ РФ Берла Лазара. (Похоже там, правда, як свинья на ёжа, даже по пикче справа это понятно, но народ свято уверовал в этот одиозный миф) Впрочем, Лимонов — тоже копия ЕРЖ Троцкого, а старший братец сабжа Сергей Летов — точная копия Кропоткина, как и НБП — один из потомков РСДРП. ZOG не дремлет!

По жизни Летов зарекомендовал себя как тролль-диссидент, противник Кровавой гэбни.

Холивары по поводу и без

Между сторонниками и противниками ГО

Фанатов называют говнарями, каковыми многие из них и являются, фанаты исходят говном. А один из гоблинских флюриков во время рейда дващериков на тупичок заявил, что рейдят их «типичные интеллигентские детишки», одним из признаков которых является любовь к пресловутому ГрОбу.

«

Он несомненно очень хороший человек и несомненно талантлив, я, правда, пока не понимаю в чем.

»
Курёхин о Летове

Более всего же ненавидят творчество ГО люди, мало-мальски занимающиеся музыкой профессионально… да даже не столько ненавидят, сколько недоумевают — за какие-такие заслуги ЭТО получило признание?[6] Пример такого мнения можно найти в спасённом из кэша Яндекса эпическом (в своё время сорвавшем нехилое количество комментов с флюродросом и матюками) посте из, увы, безвременно почившего блога:


Как и с любой другой группой, находятся противники (а тролли есть всегда). Эпатаж быдла вряд ли приведет к большой любви, что мы и наблюдаем.

Но далеко не все летовоненавистники — адекватные элитисты. Синдром взаимоисключающих параграфов коснулся не только фанатов, но и противников. Они тоже могут оставлять великолепную копипасту:

  • Да он придурок — бред какой-то поёт и матерится много. Да ещё, козёл, Мумий Тролля обсерает. Собраться бы всем фанатам Илюхи Лагутенко да набить морду, чтобы больше «по плану» у него ничего ни шло.
  • Егор Летов и вся его компарашка (Кузя УО, Коммунизм) полный психоз, который так хочет казаться, чем-то осмысленным. Был на их концерте. Бит стоил 200р. Я за концерт Nazareth платил меньше. После прослушивания их творчества, создаётся впечатление, что тебя вымазали в дерьме. Возможно, вся эта безысходность и была актуальна в то время, но не сейчас. Всё это пережитки нашего ленинского прошлого.
  • Гражданка это панк?Я сейчас со смеху умру ей богу. Поверьте истинному знатоку трехаккордной музыки Летов всего лишь сумашедший анархист к истинному панку отношения никак не имеющий. Рок?Может быть. Но не более.
  • Да, я сейчас тут чуть со стула не упал… Так это шо — ещё и ПАНК? Летов то… дааа… Две извилины у кекса Летова и ажиатажу, как у Цоя. Я как-то слушал «Гроб» тобиж Летова. Ну знаете народ, если это ПАНК… я даже не знаю, это даже ближе к Высоцкому, что то в этом духе. До ужаса примитивно, старо. Что заставило меня послушать Е. Летова? Да шёл тут один панк, а на спине написано: «Летов — Анархия — Панк и всё такое…» Ну я думаю: у-у-у… крутой чувак. Взял у другана послушать — просто уши не вынесли. Это такое «ГЭ!» что я слов не нахожу.
  • Да реально полный лох! ЛОХ с большой буквы! Он вонюбчий весь грязный и непромытый, чё-то орёт вечно, какую-то фигнб. И фаны у него такие же уроды. Я их всегда мочил и буду продолждать мочить. Выродки. Я их называю бледнолицые потому что они дохлые и бледные. Они хлещют дешёвое пиво и бренчат на гитарах и когда я один раз пытался у них отнять деноьги у мепня ничего не вышло потому что у них их нет! Ха-ха-ха! Короче уроды они!
  • Вот каких пускают на эстраду, как этот урод. Только и умеет материться, никаких больше умений. Хорошо, что он бессменный лидер Гражданской обороны, не то ещё что-то было бы отвратительное. Невозможно выразить словами какое счастье, что этот алкаш и наркоман сдох наконец-то!

Прекрасная иллюстрация убогости холиваров — ненавистники рассмотрели Летова как родоночальника отечественного эмо-движения:

Если рассматривать музыку «Гражданской обороны», то звучание почти всех альбомов — нарочито грязное. Из-за этого, и не только, песни кажутся чуть ли не одинаковыми. То же самое мы наблюдаем и в творчестве современных эмо-групп. Из огромного количества песен рассматриваемого коллектива позитивных песен — можно пересчитать по пальцам. Одной руки. При этом — все песни исполняются с надрывом. Теперь это называется «эмо-скрим» — неотъемлемый атрибут любого эмо-коллектива. Можно привести ещё очень много примеров, но мне кажется, что и этого вполне достаточно, чтобы понять, что ансамбль «Гражданская оборона» подготовил Отчизну к нашествию эмо, а как следствие — к тотальной деградации населения. Что мы сейчас и наблюдаем.

http://www.liveinternet.ru/community/1276934/post42766040/page1.html

Между фанатами ГО

Алсо не менее эпичными, чем холиворы между фанатами и ненавистниками ГО являются также холиворы между самими фанатами ГО, принадлежащими, как правило к разным субкультурам. Так панки и часть говнарей котируют исключительно творчество ГО середины и конца восьмидесятых (иногда послушивая и Егора и Опизденевших) и тотально не переваривает творчество ГО после 1993 года, поскольку по их мнению Летов 'продался' (сначала коммунякам, а потом и дядям из шоу-бизнеса которые стали крутить его на этом Вашем Радио), в то время фанаты из числа небыдла, ну и большая часть говнарей и прочие любители духовности, отягощённые СПГС считают что Летов гений и Б-г, который выше и глубже этого вашего панка и ему позволено всё, а кто гонит на счёт его продажности — тот мудила и быдло. Доставляют также и холиворы по поводу принадлежности ГО то к панку, то к психоделии, то ещё ко всякой хуете. Также то, что Егор достаточно фривольно относился к содержанию текстов и аранжировкам, породило холивары среди истинных ценителей на тему «правильности» той или иной версии какой-нибудь песни.

Егор Летов никогда не был панком, – почему его группу называют «родоначальниками отечественного панк-рока», я понять не могу, хотя догадываюсь (в 80-е принадлежность к панку означало не только социальную маргинализацию, но и получение от Партии-Комсомола индульгенции на относительную творческую свободу) и, тем не менее, – творчество Летова к панку не имеет никакого отношения. Это был – и по манерам, и по вкусам, да и по образу жизни – стопроцентный хиппи.
...
Но был ли имманентен Летову протест – в обыденном, «социальном» смысле, для обозначения которого на западе чаще используют слово «отказ»? Уверен, тоже нет. Да, здесь был драйв, агрессия, но все было подчинено строительству собственного космоса, причем вполне традиционными методами, отсылающими нас к субкультурным мирам русского сектантства. И это «цепляло». И – всё то же, как у сектантов: с одной стороны – «уклад», эти монотонные квинтовые круги, и – с другой – постоянное желание из него вырваться, пожить «иначе», да так, что крикнуть, наконец, что бога нет.

Сергей Алексеич о принадлежности Летова к жанрам и субкультурам

Дело о пропавших аккордах

Не так давно, на официальном сайте группы разгорелся нехилый срач. Суть в том, что нынешняя администрация сайта посчитала, что аккордов к Егорушкиным песням полно в сети, а вот тексты песен порой неправильно написаны и в общем итоге, выпилила аккорды с текстов песен, а взамен добавила множество текстов из параллельного Летовского проекта «Коммунизм». В гостевой официального сайта многие испытали баттхерт и начали требовать возврата к прежним временам, а кто-то даже посчитал, что в деле с аккордами замешан ЗОГ. Но как все они не старались, Кровавая Гэбня сайта не пошла на уступки и аккорды не вернула. Чуть позже местные умельцы создали «Зеркало» раздела с аккордами и срач стал утихать, если бы не одно… За то время, пока на сайте был срач, не все посещали его, и даже сейчас там можно встретить персонажей, слегка опоздавших на праздник, а также тех, кто изголодался по вкусной и здоровой пище. Надо сказать, что оные персонажи таки сумели задеть чувства обитателей гостевой, были даже угрозы бана. Впрочем еда все еще на столе, а зелененькие не дремлют…


Летов как анонимус

На Форчане Егорку сразу признали.

Тащемта сама по себе личность Летова всю жизнь являлась олицетворением легиона. Иными словами, до конца жизни маэстро оставался анонимусом, о котором до сих пор слагают разнокалиберные легенды (даже после смерти):

Я не настолько мёртвый, чтобы оставаться всегда живым И меня неизменно повсюду Несметное множество, Целое множество! Несметное множество! Целое множество!

Нас Много

Самое смешное, что будучи «анонимным воином» от рок-музыки, Летов вполне откровенно рассказывал о себе и своей жизни, давая развёрнутые интервью в прессе. А загадочность поциента объясняется моментальным изменением собственных точек зрения и образа жизни, мол «был панк — стал хиппи», «был анархистом — стал коммунистом», «был злым — стал добрым», «любил Аквариум — разлюбил Аквариум» и прочие изменившиеся за жизнь поциента мировоззрения, ошибочно принимаемые за двойные стандарты.

Подражатели и последователи

90-е годы

Так как играть в стиле ГО 80-х не просто, а ОЧЕНЬ просто, то неудивительно, что впоследствии у ГО стали появляться многочисленные подражатели и последователи по всему экс-Совку. Отчасти в этом был виноват и сам Игорь Фёдорович — тот, пользуясь отсутствием у своих друзей типа Манагера, Янки и Чёрного Лукича собственных банд, ставил им на аккомпанемент своих людей (а порой и сам ставился под аккомпанемент) и нарывал им звук, до боли похожий на ГО (что нравилось далеко не всем — в частности Янке, которая вообще разосралась с Егором за год до своей смерти из-за такой вот хуйни).

Но дальше, в 90-е, пошёл уже совсем лютый пиздец. В Москве под влиянием «Гражданки» мгновенно стали материализовываться группы разной степени унылости с весьма доставляющими названиями: «Брешь Безопасности», «Соломенные Еноты», «Ожог», «Лисичкин Хлеб», «Банда Четырёх» и так далее, чьей характерной чертой был либо грязный сыгранный 'руками из жопы' панк, или же бренчание шизфоренических песенок под акустику. И в том и в другом случае влияние Сибири и Летова в частности чувствовалось весьма остро. Играли там в основном шибко умные панки из района Коньково (отсюда «Коньковская формация»), и к особой славе не стремились.

Зараза проникла и в остальные уголки России, причём вторая волна играла именно хардкорный панк, без переусложнений, — в Сибири появилась «Тёплая Трасса», впоследствии перебравшаяся в Москву, в Казахстане появилась «Адаптация», в Минске — «Красные Звёзды»/«Северное Сияние», в посёлке Колтуши — «Пограничная Зона» (чей хит «Наша Родина — СССР» звучит теперь по Вашему Радио в исполнении Оргии Праведников), в Мытищах — «Штаб-Квартира», в Красноярске — «Паранойя и Ангедония», + тысячи их.

Все они не только разделяли подход Летова конца 80-х к саунду (чем говённей тем круче), музыке (всё тот же сыгранный руками из жопы, но при этом часто лишённый драйва 'панк' и унылые акустические бренчание под убитую гитару) и лирике (полные и уныния и отчаяния вирши с претензиями на СПГС, которые как бы должны говорить о том, что их автора ОБВМ, но тупое быдло его не понимает), но порой следовали за сменой политориентации Игоря Фёдоровича словно гусята Лоренца — стоило Летову вступить в НБП, как тут же его примеру последовали over 9000 его подражателей.

00-е года

С приходом 00-х и появлением тырнетов в каждом доме повальный косплей Гражданки стал уступать место повальному косплею Discharge и их последователей, ну и по мелочи всевозможным корам и прочим альтернативам, «которые по MTV показывают». ГО переехали в разряд «живых классиков», убрали из композиций срач, индастриал и невыносимо высокие частоты и стали играть «чисто» даже хиты 80-х (чего стоит концертная «Всё идёт по плану» с запилами а-ля Джимми Хендрикс).

По сути, если 90-е на фоне весьма неординарной ситуации в стране и дали пару более-менее стоящих команд, то нулевые полностью оправдали своё название.

В итоге

Большая часть Хочу-Быть-Егором-Летовым-групп развалилась, оставшиеся изобрели свой фирменный саунд (вроде советского эстрадного рока у «Красных Звёзд», задавленного постпанка с прикольными шизофреническими текстами у ныне почивших «Соломенных Енотов», депрессивного блюз-рока у «Адаптации») и только очень немногие из пришедших к успеху групп и группы из тех мест, куда ещё не дошёл интернет, сохранили тот самый саунд. Желающий собрать группу 'в стиле ГО' теперь имеет больше шансов нарваться на троллинг, нежели найти соратника — нет уже ни советских примочек, ни советских магнитофонов, дававший фирменный «постпанковый» звук, ни осмысленной политической системы, над которой можно было бы полноценно прикалываться.

ЧСХ, звуку ни 90-х, ни 00-х никто подражать не рискнул.

Алсо в 90-е было поветрие среди публиковавшихся в рок-самиздате графоманов писать 'стихи под Летова' со всем отсюда вытекающим унынием и отчаянием (причём подражали обычно текстам песен, потому что оригинальные стихи, полные жуткого психодела, снов и галлюцинаций, выходили только пару раз и мало до кого доходили). Впоследствии сменилось 'стихами под Никонова', а тема депресняка небыдла в мире быдла сменилась темой шлюх и наркоты, но графоманы графоманами от этого быть не перестали. Так-то.«»

Фразы и цитаты

В своих многочисленных интервью Летов нередко выдавал экстравагантные мыслишки. Примеры:

По мне же человек — изначально это НИЧТО, это — говно в проруби, кукиш в кармане. Однако он может, способен вырасти до Великих Над небесий, до Вечности — если за его спиной образуется, встанет, скажем, Вечная Идея, Вечная Истина, Вечная система ценностей, координат — как угодно. То есть вся ценность индивидуума равна ценности идеи, которую он олицетворяет, за которую он способен помереть.

http://www.gr-oborona.ru/pub/anarhi/1056981372.html

Корреспондент: А люди? Они стоят под дверью и не могут войти! Летов: Они могут бутылку водки купить?! Так две бутылки водки билет!..(уходит)

http://www.gr-oborona.ru/pub/anarhi/1056978923.html

Я не думаю, что мои песни — песни взрослого человека. Мои песни — это песни животного. Это песни какого-то ребёнка, которого довели до состояния, когда он автомат в руки взял, скажем так.

http://www.gr-oborona.ru/pub/pub/1056115662.html


Я — СОВЕТСКИЙ НАЦИОНАЛИСТ. Моя Родина — не просто Россия, идею которой отстаивают и полируют разные серьезные мужи, я не россиянин, хотя и натурально русский. Родина моя — СССР. Россия — это дело частное, отдельное, такое же, как Германия, Франция, Китай и прочие отдельные государства.

http://www.gr-oborona.ru/pub/anarhi/1056980223.html

Афоризмы

Warning 1.pngК вашему сведению!
В этой статье мы описываем само явление афоризмов от ГО, а не составляем списки всех подряд текстов Летова, бездумно вырванных из контекста. Ваше мнение о бессмысленных фразах из репертуара группы здесь никому не интересно, поэтому все правки с упоминанием слов вырванных из контекста песен будут откачены, а их авторы — расстреляны на месте из реактивного говномёта, for great justice!
b
Фанатский клип на песню «Система».
Фактически — наглядный пример поведения Летова на сцене.

Помимо просто красивых словосочетаний, Летов и компания порождали афоризмы — тысячи их! Что-то из этого имеет шанс разойтись в народе, что-то — уже разошлось. Например:


Алсо, Летов практиковал цитирование. Яростно цитировал все, что попадает под руку — писателей, подслушанные в транспорте разговоры, религиозные тексты, народные пословицы и т. п. Например, опус «Про дурачка» частично составлен из древнего заклинания на смерть. Вот примеры чужих цитат, ставших известными благодаря Летову:


Также существует сервис случайных цитат Егора Летова.

Специфика оформления альбомов

Фетишистам на радость, Летов любил мудрить с оформлением альбомов. Часто обложками становились психоделические коллажи — те самые, которые у него дома вместо обоев (это вам не какой-то фотошоп). Во многом, именно эти картинки стали олицетворением «эстетики группы» для интеллигентствующей прослойки слушателей.

Сам автор мечтал, чтобы каждый альбом выходил не в виде унылой одинаковой для всех коробочки, а в десятках и сотнях вариантов обложки. Чтобы каждый покупатель наслаждался своей собственной, уникальной пластиночкой… и стремился собрать их всех, с очевидным для маэстро профитом.

Что послушать

Радио. Интернет-вещание 24 часа в сутки.
Полная коллекция из 50 альбомов в mp3 на оф. сайте ГО
Про пиздец.
Про вещества.
Про психические расстройства.
Про тишину (песня его коллеги, Чёрного Лукича).
Про бытиё.
Про тропинку на белый свет.
Про двач.
Про жизнь битардов.
Про дурачка.
Про шаманские заклятья.
Про лечение голов.
Про барсука.
Про отчаяние.
Про скучную жизнь.
Про ненависть.
Про преподобного.
Полная дискография, специально для забаненных на гугле говнарей и фоннатов.

Что почитать

Алсо

«

— Егор, что Вы думаете на счет других детей — Вы планируете оставить после себя потомство?
— У меня это не получится. Хотя с физиологией у меня все в порядке. Но в 90-м году больше месяца я лежал с температурой 41°С. По этой причине детей иметь не могу. Да и хорошо, что так, т.к. считаю, что не нужно детей плодить.

»
http://www.gr-oborona.info/pub/interview/v_grobu/index.html
«

— Если б я и завёл дитё, то мне пришлось бы весь остаток жизни о нём заботиться — играть, воспитывать его, нести ответственность за его возможные дурости и т.д. Позволить себе этого не могу, поскольку человек занятой, причем занятой вещами гораздо более важными и интересными. Кроме того, считаю, что ребенок, который у тебя рождается, это самостоятельная отдельная душа, к тебе никакого отношения не имеющая по большому счёту, и рождается у тебя лишь потому, что твоя среда ему наиболее удобна для собственного роста. Помимо всего, сейчас наблюдается вздорное, скверное и зловещее перенаселение человека на нашей планете, и преумножать его мне внутренний долг не велит.

»
http://www.gr-oborona.ru/pub/offline/1177046905.html
  • Кэп считает нужным отметить, что гроб — это такой деревянный (или не деревянный) ящик для захоронения отработавших своё тушек вида homo sapiens.
  • Из прижизненных баек:
«

Пацаны, вы еще правду про Тольятти не знаете. Приехал к нам как-то Летов выступать, со своим ГрОбом. Приехали, вписались, а потом вышел он по городу погулять, один. Идет по улице, а навстречу ему наши местные панки.
— А ну-ка стой, — говорят. — Ты чего это, под Летова косишь?
— Мужики, да я и есть Летов, панки хой!
— Ах, ты еще и пиздишь?!
В общем, наваляли они Егорке. Вечером выходит он на концерте на сцену, вся морда разбита. Взял микрофон и говорит:
— Больше я в ваш сраный город никогда не приеду!
Такие дела.

»
— Анонимус
b
Алсо, песню «Всё идёт по плану» сыграла на своем концерте в Манчестере британский трип-хоповый группешник Massive Attack.

Примечания

  1. тут, здесь, еще, немного
  2. Так считал важным писать сам Летов. Именно «бассист», с двумя «с». В связи с этим, употребление кем-то слова «бассист» выдает в нем гробофага в 80% случаев.
  3. Экс-барабанщик и единственный за историю группы владелец музыкального образования.
  4. Вот и вот, например — чья-то дипломная работа.
  5. Как бы пруф.
  6. Такие вопросы задают не профессионалы, а ламеры, пытающиеся казаться профессионалами. Настоящие же профессионалы хорошо знают, что задрачивание техники игры на инструментах и запись в самой лучшей студии никак не гарантируют успеха. В мире существует целое море групп, играющих и записывающихся вполне профессионально, но при этом не вызывающих никакого интереса. А вот, например, The Shaggs помнят уже 40 лет — несмотря на то, что они не умели не играть, ни петь. Можно привести и другие примеры — тех же Sex Pistols, которые доказали, что в некоторых случаях «чем хуже, тем лучше» (но, дорогие участники подвальных говнопанк-групп, вы можете быть уверены — это точно не ваш случай, так что не радуйтесь). Или дебютный альбом Bathory, который давно уже считается классикой метала, несмотря на откровенно дерьмовое даже для 1984 года качество записи.