Saw

Материал из Lurkmore

Перейти к: навигация, поиск
Nohate.jpgНЯ!
Эта статья полна любви и обожания.
Возможно, стоит добавить ещё больше?
Джон Крамер aka Пила.

Пила (англ. Saw) — зазубренный ржавый кусок железа, пригодный только для медленного и болезненного отрезания, открамсывания конечностей. А по совместительству — серия фильмов, посвященная этому виду искусства, в жанре триллер&ужастик-расчлененка. Ближайшие представители вида — «Хостел», «Коллекционер», «Техасская резня бензопилой». С недавних пор при походе в кино на очередную-пилу-с-каким-то-там-нумером среднестатистическому зрителю дается возможность испытать приятные ощущения при виде распотрошенных тел, вывалившихся внутренностей и отрубленных конечностей. К этому прилагаются: бесконечные скелеты в шкафу, надоевшие перетряхивания грязного белья и прочие скандалы, интриги, расследования. Очередная серия выходила ежегодно, начиная с 2004 года, последняя (?) седьмая — в 2010 году, в формате 3D, ибо профит мода.

Содержание

В начале был…

Та самая

«Безумный Макс», 1979 год. Заключительная сцена фильма: Гибсон приковывает мальчиша-плохиша за ногу к облитой бензином машине, ставит включенную зажигалку и вручает пилу-ножовку.

Цепь наручников сделана из сверхпрочной стали. У тебя уйдет 10 минут на то, чтобы ее перепилить. Но если ты удачлив, можешь перепилить свою лодыжку за пять минут. Вперед

Именно этой сценой вдохновились сценаристы-режиссеры-продюсеры Джеймс Ван и Ли Уоннелл.

Правильный™ перевод названия

Привет, %USERNAME%

Saw — слово, имеющее несколько значений.

Во-первых, это, как ни странно, пила. Не какая-нибудь там болгарка, или бензопила, а та, которую в этой стране называют «ножовка» (то есть, продолговатый кусок железа с острыми зубьями и с одной или двумя ручками)

Во-вторых, это прошедшая форма глагола «to see» (видеть) — видел, явная отсылка к желанию Конструктора подглядывать за своими жертвами в глазок. В русском же языке «пила» — это тоже глагол в прошедшем времени, но совсем другой

Ну и в-третьих, это сокращение от клички Джона Крамера Jigsaw (Конструктор в русском переводе), придуманной журнализдами. Слово jigsaw само по себе означает… все ту же пилу, или лобзик; но в словосочетании jigsaw puzzle будет означать «паззл», что как бы намекает на кусочки кожи в форме карточек паззла, которые Конструктор вырезал с тел жертв.

Вот она. Почти в точности как удавка у Сорок Седьмого — только как-то так. А бывает ведь ещё и с алмазным напылением
А в четвёртых, существует ещё и «пила Джигли», такожде известная, как «пила выживания». Ибо невозбранно юзается всеми, кому не лень для скоростных ампутаций — равно, как хирургических в медицине, так и травматических в рукопашке. Портативна. Весьма портативна, kekeke. Впервые применена аж в 1894 году — для распиления кости при… родовспоможении, так-то! Ну и в лес, заместо топора, тоже сгодится.

Однако все пошло не по плану великой справедливости. Сначала, очевидно, появилась первая часть, и дублеры могли заметить, что центральной штукой в этом фильме была та самая пила! К тому же, к Ванге не ходили, а изменить название в следующих частях было не выгодно. Тем более, согласитесь, мало найдется людей, способных пойти на кинцо под названием «Паззл».

Джон Крамер aka Конструктор

b
You wanna play a little game?!
b
Пила в этой стране

Джон Крамер (англ. Jigsaw, он же Джигсоу, Пила, Конструктор Смерти) — руководитель строительной фирмы, инженер, и просто душка. На его счету около 40 человек (из тех, кого мы знаем по фильмам).

После триумфального проката «Пилы» в 2004 году Джигсоу (некоторые люди упорно не в состоянии пользоваться маразматичным говнопереводом, а потому пользуются дебильным транслитом) достаточно уверенно прошествовал по синематографу в качестве образцово-показательного харизматического маньяка и прочно обосновался в топах рядом с — кощунство! — самим Ганнибалом Лектером.

Философия

Суть такова. Берется герой, который в чем-то ВИНОВЕН. Совершил мелкую кражу, не мыл руки перед едой, тихо испортил воздух в трамвае, плохо относился к жене, это не важно. Возможно, даже не он сам, а кто-то из его друзей или родственников. Включается телевизор, и страхолюдная кукла замогильным голосом сообщает: «Я хочу поиграть в игру. Правила очень просты. Ты неправильно припарковался, поэтому если ты за 30 секунд не выковыряешь себе глаз через жопу сломанной рукой, тебя вообще распидорасит. Это все не со зла, а для твоего же блага. Все, что тебя не убивает — делает тебя сильнее, а если убивает, то тем более, бла-бла-бла. Игра начинается». Герой в истерике ковыряется рукой в жопе, после чего его, обычно, все-таки распидорашивает. Кино заканчивается тем, что кто-то все-таки спасается, а мы удивляемся тому, как главный антагонист все просчитал и предугадал. «А-а-а!» — говорят фанаты, «какая глубокая философия» — говорят фанаты и идут строчить текстики типа нижеприведенного:

Джона Крамера часто называют маньяком, но это не так. Он по большей части нормальный человек (со своими тараканами, да, но адекватный), он не получает наслаждения от своих действий, наконец, он хочет не убивать людей, а научить их жить по элементарным общим принципам морали, действующим в любом обществе. Видя, что люди не хотят изменяться, если их просто просить, он решает действовать более жестко. Он, так сказать, дает им шанс почувствовать острое желание жить (без руки, ноги, глаза, жопы, etc.), важность и ценность жизни. В конце концов, счастье приходит через страдание — таков его принцип. Правильнее будет называть его «учитель». Такой харизматичный учитель-убивец. СТРАШНО? К сожалению, в последних фильмах (начиная с 4-ого) сценаристы извратили его идею. Получилось, что он методично расправлялся со своими бывшими партнерами, друзьями и вообще, со всеми, кто находился рядом с ним (впрочем, и в первом фильме одной из его «игрушек» стал не кто иной, как его собственный лечащий айболит доктор Гордон). С другой стороны, много ли вы знаете фильмов вида «%title_name% — 5» и «%title_name% — 6», не являющихся проном, и не подернутых маразмом чуть более, чем по самую макушку?

Кстати, тема философии и психологизма пилоэпопеи раскрыта в смищном «Очень страшном кино 4» за пару минут экранного времени, что намекает.

Запоминающиеся фразы Конструктора

  • Hello, %username% (рус. Здравствуй, %username%) — приветствие Конструктора.
  • I want to play a (little) game (рус. Я хочу сыграть в (маленькую) игру) — обращение к жертве.
  • Live or die. Choice is yours (рус. Живи или умри. Выбор за тобой) — а так Конструктор обычно заканчивает свое послание.
  • Most people are so ungrateful to be alive. But not you. Not anymore. (прим. рус. Большинство людей в нашем мире абсолютно не ценит жизнь. Но только не вы. И не теперь.) — а вот этим удобно троллить людей с ОБВМ!
  • Game over (рус. Игра окончена) — геймовер, больше нечего сказать.

Пилосрач

JohnKramer.jpg

Пилосрач является главной дисциплиной специальной олимпиады среди пилофанов. Главные холивары:

  • Пила убийца или спаситель. Проблема в том, что сам Пила представляет себя кагбэ спасителем и уверяет, что его пытки «исцелят» людей, но противники этой версии утверждают, что он умалишённый маньяк. ИЧСХ, почти все, кто имели дело с Пилой — приняли ислам.
  • Пила-1 — кошер, все остальное — херня. С одной стороны таки да, если бы первый фильм был единственный, то он мог бы претендовать на звание самого доставляющего триллера всех времён, но последующие части тоже раскрыли немало сюжетных поворотов.

Места срачей в основном расположены на туевой хуче форумов, которые полезли как грибы после дождя. Однако большинство из них впоследствии было заброшено. Среди кошерных сайтов стоит выделить sawfan — первый подобный сайт, теперь практически умер, и sawfilm — годный сайт и неплохой форум. Пережил два падения, когда на форум в день заходило максимум человек пять. В данный момент мертв.

Сами фильмы

Кукла Билли таки красноглазик
FFFFFFUUUUU-

Х+1

Существует множество срачей на тему, что именно можно считать каноном, а что говном без души. Однозначно на данный момент можно констатировать лишь одну вещь: законченными по сценарию являются лишь первая и седьмая части, но самодостаточной только первая. Остальные, таким образом, являются отсылками к предыдущим и to be continued к последующим частям, ничуть не хуже/лучше в целом своих предшественников/последователей. Сюжет же прихрамывает во всех частях без исключения, включая первую (Адам, а также сокамерник Аманды фактически не имеют шансов на спасение, в дальнейшем же градус неадеквата увеличивается). Одно можно сказать точно: посмотрел первую часть — смотри остальные, дабы легко поливать говном ощутить общую картину.

Сюжетные проходы

Джигсоу, ловушки на заднем плане, яркий свет.
  • Ловушки. В глазах среднестатистического зрителя это единственное, ради чего стоит смотреть очередное продолжение «Пилы». ИЧСХ, ловушки становятся все более изощренными от части к части.
  • Гуро. Опять таки слишком много. На практике это приводит к тому, что при просмотре становится не страшно, а противно. Хотя для завлечения хомячков в кинотеатры — прокатило.
  • Скелеты в шкафу. Сценаристы изначально выбрали весьма хитрый способ: не рассказывать все до конца, оставив, так сказать, пространство для будущих маневров.
  • Перетряхивание грязного белья. Характерная черта продолжений «Пилы» — ту половину фильма, где не пытки, сценаристы забивают копанием в личной жизни главгероев.
  • Нелинейное развитие событий. Приготовьтесь к тому, что (спойлер: начало фильма запросто может оказаться его концом) («Пила-4»). Алсо, порядком надоедают бесконечные флешбеки.
  • Неотвеченные вопросы. Опять же, чтобы интерес к «Пиле» не угасал, сценаристы в каждой части ставят все новые и новые вопросы, не всегда отвечая на старые. Причём ответа можно ждать очень долго. К примеру, ответ на вопрос, который мучал всех пилофагов с первой части эпопеи, «ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С ДОКТОРОМ ГОРДОНОМ?» был дан лишь в седьмой части: (спойлер: доктор Гордон стал сообщником Пилы).

Saw:The Video Game

В конце концов, сабжем заинтересовались игроделы в лице Zombie Studios. В 2009 году вышла игра по мотивам серии (аккурат перед выходом шестой части, всё по канонам маркетинга, даже трейлер в бонус приложили), на поверку оказавшаяся экшеном средней руки, подозрительно похожим на монолитовский Condemned: Criminal Origins. Действие игры происходит между первым и вторым фильмами серии, в заброшенной кащенке, где детектив Тэпп (один из героев первого фильма) приходит в себя с шилом в заднице капканом на голове. Далее следует примитивное QTE, а затем начинается гранд-вояж по всем тёмным углам психушки (которая на поверку оказывается огромным медкомплексом размером с пару торговых центров), и детектив с помощью подручных средств освобождает пострадавших по его вине лиц из разных хитроумных вундервафель Пилы. По пути придётся отбиваться от других подопытных, жаждущих нашей смерти (я разве не сказал, что у главгероя в груди теперь не пуля, а ключ?).

Казалось бы, что ещё нужно для счастья? Но главную ошибку разработчики сделали тогда, когда решили сотворить боевик по мотивам фильма. Не то чтобы идея плохая, но действительно хуёвая гораздо лучше было бы, если бы у Zombie Studios получился линейный мозголомающий квест со, скажем, тем же Гордоном в главной роли. Потому что загадки Крамера, которые нам преподносит игра, на деле представляют собой различные вариации православного «Водопроводчика» с проводами или газовыми трубами, игры «Соедини шестерёнки» и иже с ними. Лишь полтора раза нам дают действительно сложные задания, да и те не дотягивают до того, что придумывал затейник Джон. То же самое относится и к бочкам с кислотой/толчкам со шприцами, в которые ГГ весело суёт руки одну за другой, вылавливая заветные ключи, причём делать так приходится раз 10-15 за всю игру.

Радует, однако, концовка, которая ВНЕЗАПНО предлагает нам выбор из двух зол, и, надо сказать, не так-то просто выбрать из них меньшее. Ради неё можно перетерпеть даже затянутую схватку со Свиноголовым (кого из ассистентов Пилы мы замочили, остаётся загадкой).

В общем, игра удалась, но лишь как завлекаловка для тех, кто ещё не смотрел фильмы.

Популярность в интернете

Однажды Винни-Пух и ослик Иа напились…
Фотожаба в тему

Благодаря литрам кетчупа «Пила» ожидаемо стала популярна в интернетах. Как бы то ни было, последние несколько фильмов из серии ничего не добились, и фанаты вовсю кричали о медленной смерти лучшего сериала.

Разумеется, ни один фанат Пилы не видел годный гуро-фильм «Цветок из плоти и крови». Среднестатистический фанат Пилы, если его спросить, за что он любит этот франчайз, начнет нести ахинею типа «да это ж потрясающе, я люблю такое кино; все эти пытки и кровь и страдания людей — это охрененно!». Если он случайно увидит такое кино, как «Порожденный» (режиссер которого снял один из клипов Мэнсона), то тут же сблеванет и обделается от страха. Кроме того, фанаты «Пилы» вряд ли знают, кто такой Ларс фон Триер и что такое его фильм «Антихрист». Попробуйте заставить его посмотреть «Антихриста» — он будет кровью кончать (спойлер: как и герой фильма), я гарантирую это!

К несчастью, специализированных форумов мало, а пилофагу обязательно нужно поделиться с окружающими своими важными мыслями. Это побуждает деток выкладывать на ТыТруп дохрена скучных видео, где они десять минут болтают. Некоторые фоннаты также на волне энтузиазма делают свои собственные версии ловушек а-ля «Губка Боб зохвачен Пилой» и аналогично засоряют ими и без того загаженный Ютьюб. Однако следует добавить, что некоторые фан-трейлеры и фан-постеры весьма и весьма кошерные.

ЧСХ, яркий образ Джона, его куклы Билли и маски свиньи пришелся по душе анонимусу и стал обыгрываться во многих фотожабах.

Также большую популярность ВНЕЗАПНО приобрела композиция «Hello, Zepp» из саундтрека «Пилы».

Ну и наконец, потихоньку в интернетах стали появляться рисунки, фанфики, миксы композиций из саундтреков и прочий фан-арт. Девианарт на запрос SAW выдает ≈1000000 результатов, и можно считать, что не меньше половины из них — работы именно по нашей «Пиле».

Популярность IRL

 
b
Magnify-clip.png
School 13 — SAW
b
Magnify-clip.png
Дылда кагбэ намекает нам

В реальной жизни успех «Пилы» главным образом обусловлен тем, что режиссер предлагает зрителю не просто сцены пыток. Подобное «чистое насилие», во-первых, не всем по душе (аудитория была бы значительно меньше), да и наскучило бы это быстро. Создатели «Пилы», работая на стыке жанров, превращают обычный безысходный для героя-жертвы тортур-муви в физически болезненную и психологически невыносимую триллер-игру. Эту игру можно выиграть, но только благодаря правильным выборам и решениям, необходимость и последствия которых шокируют не меньше, чем сами сцены насилия. Грубо говоря, страшна не кровь. Страшно, как меняется человек при виде крови. Психологические пытки в таких условиях порой намного страшнее физических. Например, одному из героев ГЗ предложил не резать себе ноги, а попросту разговаривать 2 часа. Да, вот так просто — говорить, и не более. И даже это задание он не выполнил, а все потому, что сын героя в это время находился в неизвестной комнате со смертельным газом. (спойлер: Точнее, герой так думал.)

Главный страх в таких фильмах — не хоррор-сцены как таковые, куда важнее страх перед необходимостью сделать выбор, болезненный для тела и совести. После просмотра этот страх остается где-то в сознании в виде того самого вопроса: «Что бы сделал я?» При правильном ответе такой страх становится целительным. И тогда Конструктор как бы говорит вам: «Поздравляю, вы победили». Классический СПГС.

Клоны

Пила второй раз
Зеро Третий собственной персоной.

Первый нотариально заверенный клон появился аж в 2005 году. Это «Смертельный лабиринт». Достаточно посмотреть на описание сюжета: «Девять незнакомцев похищены средь бела дня, чтобы очнуться в запертом доме. Теперь они — пешки в смертельной игре на выживание. Условия просты — единственный оставшийся в живых получит в награду $5000000». Очевидно, что основная идея была бессовестно украдена у «Пилы-2».

А вот, например, вышедший также в 2005 «Хостел». По всем внешним признакам клон — в темном подвале богачи-извращенцы играют в инквизиторов и развлекаются с жертвами. То пальчик отрежут, то дырку в ноге просверлят. Освещение, опять же, желто-серо-зеленое, точь-в-точь как в «Пиле». Что характерно, в отличие от «Пилы», смысла в действиях маньяков никакого — just for great lulz.

Или вот — «Коллекционер» 2009 года. На постере читаем, что сие творение от сценаристов «Пилы». А видим мы клон: в мрачном доме с заколоченными окнами маньяк-извращенец играет с жертвами, доводя их до полного изнеможения. Опять же, делает он это просто, чтобы получить острых ощущений, а не чтобы этим людям что-то показать. (К слову, этот фильм изначально, на стадии написания сценария, планировался как приквел к франшизе.)

В 1988 году советский кинорежиссер Юрий Кара снял мыльнооперно-брутальный фильм «Воры в законе», в котором также присутствует прообраз «Пилы»: жулику по кличке Кукольник двое других бандитов из «конкурирующей фирмы» оставили небольшой выбор: задохнуться или отпилить пристегнутую к батарее руку (хотя, учитывая гуманность членов банды в этом фильме, наличие ножовки рядом с Кукольником было их досадным упущением). В отличие от «Безумного Макса», в добром советском фильме показан и сам процесс. А особенно зловеще смотрится заключительный кадр сцены.

В 2008 году был выпущен говнофильм «ССД», где использована точная копия свиньи из «Пилы». Да и сюжет схож, если не принимать во внимание переделанный под наши реалии антураж.

А в декабре 2009 свет увидела игра «999: Nine Hours, Nine Persons, Nine Doors» для Nintendo DS. Суть которой, не поверите, сбежать с тонущего круизного судна. На всё про всё отводится 9 часов.

В феврале 2012 вышло продолжение — «Zero Escape: Virtue's Last Reward», но уже на 3DS. Сюжет примерно тот же, плюс сюжетные отсылки на предыдущую часть.

А как же сама «Пила»?

Задающие подобный вопрос считают себя кагбэ людьми, стоящими выше категорий «клон — не клон». На что мы им отвечаем: авотхуй ничто не ново под луной! Все, что создано в последние n-дцать лет, так или иначе, на столько-то процентов неоригинально. Но есть хороший способ — постараться оригинально подать неоригинальную идею.

Сценаристы «Пилы» — Джеймс Ван и Ли Уоннелл — именно так и поступили.

Да, мы не отрицаем, что светлый образ Джона Крамера был навеян аналогичным образом Джона Доу из «Семи». Мы не отрицаем, что ловушки создавались не без оглядки на адские устройства в артхаузном «Кубе». Мы даже не отрицаем, что вы могли найти совсем другие ассоциации. Но двум талантливым сценаристам удалось правильно все эти элементы смешать и привнести кое-что свое. И получилось… то, что получилось.

Галерея

См. также

Ссылки


Источник — «http://lurkmore.to/Saw»