Тиёми Хасигути

Материал из Lurkmore

Перейти к: навигация, поиск
Nohate.jpgНЯ!
Эта статья полна любви и обожания.
Возможно, стоит добавить ещё больше?
«

I could've been a killer Children suffocate Then laughed at all the mothers Whose hearts I did break

»
«The Tiger Lillies»
1990-2001.

Тиёми «Нэкодзиру» Хасигути (англ. Chiyomi Hashiguchi, moon. 橋口千代美, годы жизни — 01.01.1967-10.05.1998) — мангака с очень редкими для своего рода деятельности системой взглядов и складом психики. Жена еще какого-то мангаки Хадзимэ Ямано и подруга какого-то литератора Ёсиаки Ёсинаги — известных на родине людей. ЦА японских мультфильмов знает ее как автора концепций сериала Nekojiru Gekijou и получасового фильма Nekojiru-so, увидевших свет после ее самоубийства. Прижизненное творчество девушки состоит из НЕНАВИСТЬ, ФОШЫЗМ, СПГС, КАВАЙНЫЕ НЕКИ, ТРОЛЛИНГ и 282 СТАТЬЯ.

Содержание

Личность создателя

Котята-шовинисты — это духовно!
Кот свинье не товарищ.

Тиёми Хасигути не напоминала стереотипного мангаку — бывшего отаку, асоциального, но безобидного толстяка-очкарика с наивными сказками о стране эльфов. Скорее, она была похожа на дохлого героя от музыки. Или на дикий сплав дохлого героя от музыки и битарда. Например, вот один из некрологов по ней:

10 мая 1998 года, в возрасте 31 года, Тиёми Хасигути (псевдониим Нэкодзиру), покончила с собой, повесившись на верёвке, привязанной к дверной ручке. Она была чистой и нравственной девушкой, ненавидела ложь, толстых людей и музыку в стиле «пидерастично звучащей какофонии». Нэкодзиру любила пить суп через трубочку, рисовать нетвёрдой рукой и слушать Aphex Twin. Диски с его музыкой и клипами положили вместе с ней в гроб и зарыли.

есть мнение, что из буклета русского издания Nekojiru-so

Знакомо, да? Творческая личность, страдала аж до самовыпиливания, возвышала себя над многими, но оставалась «чистой и нравственной». Похоже на литературных классиков и покойных рок-поэтов, но в аниме и манге этот типаж не очень распространен. Ее творчество полно НЕНАВИСТИ и совсем не подходит для эскапистов. Возможно, именно поэтому этот бунт не заметил мировой фэндом, алкающий политкорректные, развлекательные сюжеты. Тиёми признали только на родине, где «манга» — более широкое понятие, чем подростковый боевичок. Например, так вспоминает дебютную главу какой-то японский литератор Ёсиаки Ёсинага:

Папа-кот вбегает в лавку, где торгуют супами, держа в зубах котенка, и просит лавочника кастрировать малыша. Поначалу лавочник отказывается, но в конце концов хватает нож и протыкает им котенка. Тот умирает. В лавку входит покупатель и заказывает: «Суп с котом». Лавочник оживляется: «Как раз сейчас будет готов!» Занавес.

Мемуары по сабжу

Эти мемуары — одно из немногих переведенных на русский свидетельств о сабже. Почитать их можно вон там. Ниже для полноты образа приводится несколько цитат:

  • Нэкодзиру обследовал психиатр. Диагноз — маниакально-депрессивный синдром.
  • Нэкодзиру была чистейшим человеком из всех тех, кого я знал. Моя жена называла ее «неподдельной». Чистая, неподдельная, естественная «кислота», психотичная, колдовская. Вот те слова, которые приходят мне в голову, когда я думаю о Нэкодзиру. Какой же невыносимой мукой для человека ее чистоты и невинности должна быть жизнь в нашем мире.
  • За свою естественность и непосредственность, доходящую до высокомерия, Ямано окрестил Нэкодзиру «Королева-дитя». Титул как нельзя лучше подходил ей — чистая, легко ранимая, без иммунной системы, которая могла бы защитить ее, и при этом заносчивая, задирающая нос к верху.
  • «Мне нужен нож». Нэкодзиру время от времени еле слышно шептала эти слова. Нэкодзиру владело страстное желание вооружиться. … Для Нэкодзиру мир вокруг нее являлся опаснейшим местом, наполненным ужасными, отталкивающими людьми и вещами. Каждое мгновение она должна была быть начеку, и именно это заставляло ее бежать в свой собственный мир. А когда не спасало и бегство, она требовала нож.
  • Нечто странное и страшное пустило корни в глубине ее души. Немота охватила меня, когда я узрел бездну темных страстей, разделяющую нас.
  • Однажды она пришла к нам в гости, и моя жена предложила ей авокадо. «Попробуй. Это вкусно». Похоже, что вид странного фрукта ее обманул. «Приятного аппетита». Нэкодзиру откусила кусочек авокадо. «ПФФФФ». Мгновение спустя ошметки фрукта разлетелись по комнате.
  • У Нэкодзиру имелся кот. Главным способом его воспитания она признавала хороший пинок по брюху. Когда кот проказничал, она прикладывала его еще и плеткой. Порой взбучки кота доходили до того, чтобы квалифицировать их как «жестокость по отношению к животному». В результате, кот никогда не слушался ни Ямано, ни меня, но исполнял все, что требовала Нэкодзиру.
  • Один раз она телефонным звонком подняла посреди ночи из постели редактора крупного журнала с тем, чтобы объявить ему: «Мне нужен другой представитель от вашего журнала». «Но почему?» — воскликнул редактор. «Потому что он жирный». Редактор ушам своим не поверил, снова и снова переспрашивая ее, пытаясь докопаться до истинной причины, но это и было настоящей причиной.

О соотношении биографии и творчества

Как и в других похожих случаях, биография создателя чуть ли не интереснее того, что он делал. Связывать жизнь автора и его творчество можно лишь при определенной форме СПГС. Люди, не знающие, как Тиёми «страдала» — то есть, абсолютное большинство — видят лишь бугогашечные стрипы, такой же сериал и малопонятный получасовой мувик — с их личного, субъективного впечатления. То есть, не видят практически ничего, плюются и дальше утыкаются в какой-нибудь подростково-героический сериал. Это же касается практически любого поэта и любой «совести», что часто становится одним из способов травли фанатов. В общем, не стоит удивляться, если после такой биографии вас не очаруют ее работы. Хотя, они имеют шансы и на обратный результат.

Аниме

Любимые герои «чистой и нравственной девушки» убивают мать на глазах отца и ребенка — как милые фашисты, ня!
Хомячки думают, что страдания и гибель Тиёми — повод для шуток (из этого AMV, оскорбительного для памяти гения).

Аниме — единственный продукт Нэкодзиру, что дошел до отечественного — да и мирового — зрителя. Оба тайтла были созданы после смерти мангаки. Бессменные герои — котята Няата и Няака. Няака — старшая сестра, один из немногих говорящих персонажей. Несмотря на принадлежность к слабому полу, больше всех троллит и пакостит именно она. Няата — младший брат, учится у сестры. У них есть отец, который пьет до опустошения мыслей — появись этот персонаж в русском комиксе, непременно бы вызвал бурление говн по поводу «образа России», но ЧСХ проблема алкашей есть не только в этой стране. Мать — пофигистка, в аниме почти не раскрыта.

Nekojiru Gekijou (Кошачий Театр)

Наименее известное, но потенциально более ценное — для битардов — аниме. Двадцать семь двухминутных миниатюр — кажется, просто экранизировали соответствующие главы манги. Именно здесь раскрывается весь экзистенциальный ужас, приведший автора к героической кончине. Действие происходит в мире, где животные — коты, собаки, свиньи, еноты и т. п. — разумны как люди, но имеют разные права. Свиньи на низшей ступени, их все очень кавайно унижают — фошызм и дискриминация в чистом виде. Алсо, хищники имеют право невозбранно убивать травоядных. Кошки в этом плане устроились более чем прекрасно.

В одном из сюжетов котята напрашиваются в гости к кротенку — слабовольному и доверчивому — а после выпиливают его мать за то, что она дала им пирожки с землей и червями. На плач кротенка папа лишь разводит руками: «Но что же ты хотел, мы ведь не хищники». Семья кошек почти никого не убивает без особых причин, другое дело, что их мотивы зачастую понятны лишь гордому небыдлу с особым кодексом чести. В расход идут те, кто предложил котятам невкусную еду, сделал публичное замечание, разбил папину бутыль водки, а также много свиней — за то, что они свиньи. Несколько трупов принимают ислам на глазах у скорбящих родственников — чтоб их боль утраты сделала еще веселее творение «чистой и нравственной девушки».

Многие рецензенты замечают, что Тиёми вскрывала пороки общества, однако в ее работах никто из героев не жалеется и не осуждается. По сути, читатель может трактовать культурный заряд манги так, как хочет. И если болеть СПГС, можно увидеть некую взаимосвязь меж главными персонажами и поведением автора, причем — начать уже с псевдонима. «Чистейший человек из всех» бил кота плеткой, плевался авокадо и мечтал о ноже. Есть мнение, что мир, созданный в манге — не антиутопия, но идеальный строй для создательницы, в котором она могла бы существовать. С правом выпиливать всех, кто не нравится, а еще — низшей кастой в виде чурок свиней, чтобы на них вымещать эмоции. Не схожими ли мотивами объясняется наличие интеллигентов-задротов среди фошыстской аудитории? Конечно, это — лишь одно из многочисленных мнений, и оно не претендует на истину.

Nekojiru-so (Кошачий суп)

b
Психоделические красоты Nekojiru-so.

Психоделическое СПГС-путешествие. Опять же — никаких лоли-красавиц и ниндзя, так что снова мимо фэндома. Зато его оценило высоколобое жюри каких-то фестивалей, если это вам интересно. Действие происходит в глюках то ли Няаты, то ли Няаки — первый тонет, когда хочет помыть машинку, вторая загибается от болезни. Скорее всего, делалось по предсмертной манге Тиёми. Социалки здесь почти нет, хотя поросенка смачно убивают и пожирают — куда без этого? Аниме полно высокодуховными красивостями и необычными метафорами, что еще раз говорит о двойственной природе творчества «совестей» — где грязь, там и розы. Так и подмывает вспомнить любого значимого рокера — да хоть того же Егора Летова — у которого одна песня про говно, а другая — про те же психоделические красоты, и это в пределах одного диска. Кстати, возвращаясь к моменту убиения свиньи — он похож на следующий стрип, якобы автобиографический:

Лучшая иллюстрация её разочарования в работе в таком обществе — её сокрушительная духом история «Tankobu». По сюжету, молодая обезьянка всё время бьёт себя молотком по голове, от чего на её лбу вскакивают шишки, которые она отрезает и раздаёт как еду. При этом она постоянно улыбается и только котёнок Nyako доводит её до слёз. На вопрос — «Вкусна ли я?», молодая обезьянка получает ответ — «Средненькая».

http://www.lookatme.ru/flows/illyustratsiya/posts/3961-zhizn-i-smert-nekojiru-1967-1998

Есть основания думать, что для читавших соус японцев лента символизирует больше, чем для остальных — но кого это волнует? Мультик получился хорошим — динамичным и неплохо нарисованным. Неизвестно, спасаются котята по-настоящему или только в предсмертных глюках — так что, фильм подходит не только для хронологического, но и для сюжетного завершением эпопеи.

Итак

Получилось ли Тиёми вписаться в историю человечества? Судя по обрывочным сведениям — получилось. Не менее, чем у таких локальных рок-исполнителей как Летов и Цой — в пределах одной страны. И пофиг, что ее творчество не очень по нраву нарутофагам. Ходят слухи, что в середине девяностых котята породили целый типаж — «abunakawaii», то есть опасные, но кавайные. И многие читатели хотели им подражать. К тому же, она — в лучших традициях «совестей» — выпилилась на пике своей известности. К сожалению, в середине 90-х интернетов не было, да и вообще японские интернеты для русского человека — темный лес, так что подтвердить или опровергнуть эту информацию возможным не представляется.

В Рунете есть не одно течение, схожее с «abunakawaii» от Тиёми. Во-первых, это — те же битарды, символика которых непосредственно связана с аниме (маскоты чанов и т. п.). Эти могут няшно отфотожабить трупы ваших родственников и вообще во многом похожи на персонажей-котов. Во-вторых — адепты гламурного фашизма и лозунга «Ня, смерть!». Коты унижают свиней за то, что они свиньи, и эти моменты — самые няшные, самые кавайные, самые попадающие под 282 статью.

Подводя итоги, можно сказать, что сабж не только доставлял, но и умел быть меметичным — разглядеть потенциал смешения кавая и расовой НЕНАВИСТИ с цинизмом задолго до интернетов, двачей и Шляхтичей. В этом Тиёми надолго опередила свое время. В общем, как бы там ни было, а жизнь удалась.

См. также

Ссылки