Тайная вечеря

Материал из Lurkmore

Перейти к: навигация, поиск
Оригинал

Тайная вечеря (итал. Il Cenacolo или L’Ultima Cena, англ. The Last Supper, надм. Последний Ужин) — вторая по популярности работа Леонардо да Винчи и излюбленный объект косплееров и создателей фотожаб. С недавних пор — популярнейший художественный мем, спровоцированный появлением «Кода да Винчи» и породивший массу срачей и холиваров между христианами и неверными в этих ваших интернетах.

Содержание

История создания

История создания фрески, в общем-то, такова: в 1495 году Леонардо начал писать «Тайную вечерю» по заказу миланского герцога Лодовико Сфорца на стене трапезной монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане. Всех апостолов он списал с миланских нищебродов, Иуду — с вредного приора монастыря. Вот, собственно, и вся история.

Суть

Стол. Апостолы. Посередине, естественно, расположился Иисус. Согласно библейскому сюжету, именно во время тайной вечери Иисус сказал, что один из апостолов его предаст. Рядом с бородатым апостолом Петром сидит Иуда. В руках он сжимает легендарный мешочек с баблом, что намекает нам на грядущее предательство Сына Божьего. Да, кстати: Леонардо был первым художником, изобразившим Иудушку вместе с остальными трапезничающими, в общем ряду. До этого коварного изменщика рисовали вполоборота по другую сторону стола, как правило, напротив Б-га, а то и вовсе спиной к зрителю.

Собственно, что там происходило

Кошерные евреи ежегодно собираются на специальную трапезу в Песах (Пасха). Помещение должно быть очищено от всякого мучного (точнее, от квасного хлеба). Надо выпить четыре стакана красного вина, съесть мацу и всякие символические виды еды, а также прочитать театрализованный рассказ про выход евреев из Египта. Ясен хуй, что нарисованный интерьер помещения, стиль одежды и образы людей — плод воображения художника «по мотивам» художественной книги «Новый Завет», исполненной в стиле фэнтэзи, а не документальное фото.

Кстати, стопарик, из которого Йешуа бухал винище, обозвали Святым Граалем.

Что сакрального

Наряду с Джокондой, «Тайная вечеря» сразу обросла всевозможными слухами. Философы, искусствоведы и прочее небыдло незамедлительно стали выдвигать свои соображения по поводу признаков странности картины. Большинство гипотез было опубликовано в книге Дэна Брауна «Код да Винчи», собравшей воедино мифы и версии многих других исследователей. Некоторые концепции были изданы много раньше менее известными авторами, но популярность идей возникла только после широкой маркетинговой кампании романа «Код да Винчи» (некоторые лохи до сих пор считают шарлатана и копипастера Брауна первооткрывателем). Итак:

  • Фон за окнами помещения, где трапезничает Иисус с апостолами, якобы идентичен фону за Джокондой на одноименной картине.
  • Апостол Иоанн (тот, который наклоняется к Петру). Возможно, это раба божья Мария Магдалина.
  • Все по загадочной причине сидят с одной стороны стола (лулзовое объяснение было дано во «Всемирной истории» Мэла Брукса).
  • По Дэну Брауну — контуры тел Иисуса и «Иоанна» образуют букву М, что якобы означает «Matrimonio» — «брак», а пространство между ними образует букву V — символ женского начала. Вменяемые же ученые напоминают, что символ «V» присутствует так или иначе во всех картинах Да Винчи и является его «подписью» («V» — Vinci).
  • Из-за спины Иуды торчит рука со сжатым в ней кинжалом, никому не принадлежащая (явный фейл: при ближайшем рассмотрении видно, что это рука апостола Петра, просто неудачно вывернутая)
  • Вторая рука Петра своим жестом кагбе перерезает горло «Марии Магдалине». Согласно одной из трактовок, этим Петр намекает, что бабе не место за одним столом с Б-гом. Согласно другой он ей говорит «Абаждите, женщина!»
  • Апостол Фома — внезапно — поднимает вверх палец (жест, свойственный Иоанну Крестителю), делая недовольное выражение лица
  • Апостол Фаддей (второй справа) якобы списан с самого да Винчи
  • И наконец: если наложить на поверхность картины её зеркальное отражение, то перед зрителем якобы возникнут ещё две фигуры: монаха-тамплиера и мужика с младенцем на руках (снова фейл: при наложении не видно ни монаха, ни мужика. По крайней мере, автор статьи не разглядел)
  • Сама картина стала одним из экспериментов Леонардо над своими работами: дело в том, что он подмешал в краску яичную скорлупу, предполагая, что это повысит долговечность картины, но вышло как раз наоборот.

Галерея

Тысячи их!

См. также

Ссылки