Солипсизм

Материал из Lurkmore

Перейти к: навигация, поиск
«

Я думаю, что я думаю, следовательно я думаю, что существую.

»
— Амброз Бирс, «Словарь сатаны»
«

Солипсизьм, батенька, чистейшей воды солипсизьм.

»
В.И.Л., «Материализм и эмпириокритицизм», ПСС, т18
«

Даже если оно есть, то это только ваше ощущение, того что оно есть, а если его нет, то вы ощущаете, что его нет, но именно это доказывает что оно есть, потому что если чего-то нет, значит оно где-то есть, но вы его в данный момент не ощущаете, а могли бы.

»
— народная философия
Непротиворечивость доказана.

Солипси́зм (от лат. solus — один, ipse — он самый) — философское представление о том, что ничего нет, кроме источника самого представления (матер. наблюдателя, идеал. сущности). Точнее, солипсист не уверен, есть ли что-то, кроме его ощущений. А если и есть, то непонятно, что оно такое. Это в некотором виде роднит его с другим сортом незнаек.

Последовательный солипсист сомневается даже в природе самих ощущений. Что придаёт его «Я» особую значимость, которую он, не стесняясь, размазывает по своим графоманским высерам, чем доставляет разнообразному быдлу, до которого и не доходит, что оно само является лишь только ощущениями поциента. Одно только слово «практика» моментально вызывает у солипсиста лютый когнитивный диссонанс.

Термин очень любим Владимиром Фоминым для обозначения эгоизма, похуизма, безразличия к его великой персоне. Хотя после разговоров с ним можно вполне убедиться, что он сам является солипсистом.

Содержание

Короче, Склихосовский!

«

Вы действительно считаете, что Луна существует, только когда на неё смотрите?

»
Альберт Эйнштейн
b
Научное доказательство солипсизма для гуманитариев (спойлер: в видео используется найоп)
b
Тему раскрывают Смешарики.

Человек познаёт мир через ощущения. В том, чего ты не видел лично, уверенным быть нельзя. Более того, нельзя быть уверенным, что ты и сосед Вася увидели одно и то же. Допустим, ты видишь, как два самолёта одновременно врезаются в два небоскрёба. Казалось бы, Вася должен увидеть то же самое. Но тут Эйнштейн раскуривает косяк и вещает об относительности одновременности. Теперь ты отворачиваешься от небоскрёбов, чтобы полюбоваться на лоли. Существует ли в этот момент небоскрёб? Раскурив косяк, физик скажет тебе, что тот находится в состоянии квантовой неопределённости. Он всё ещё стоит — и только что рухнул разом. А вот как ты на него посмотришь, так мироздание с судьбой строения и определится. Покурив ещё, физик объяснит тебе, что нельзя доказать даже твою смерть, если небоскрёб упадет прямо тебе на голову. Потому что во вселенной с квантовым бессмертием наблюдатель будет жить вечно (с его точки зрения).

На самом деле, всё это скажет не физик, а притворяющийся им шизотерик. Физик, в отличие от шизотерика, в курсе, что для макрообъектов (см. небоскрёб) квантовая неопределённость не работает. И как раз с точки зрения физики небоскрёб рухнет полюбасу. А с точки зрения солипсиста — он рухнет не раньше, чем ты это увидишь своими глазами.

Последний шаг в этих размышлениях — вопрос о том, как появляются твои ощущения. Возможно, они порождаются Матрицей. Может, они вызваны светом, попавшим в твои глаза. Но не исключено, что это всё просто твои глюки. В конце концов, ты же такой могучий, что и одновременность событий от твоего взгляда не ускользает, и небоскрёбом тебя не убить. Где такое возможно, если не в собственном сне? Вот тут и наступает полный солипсизм. Поздравляем. Вероятно, правда, что глюком является не только сосед Вася, но и ты сам. А глючит на самом деле девочку Судзумию.

Проблема заключается в том, что проверить наличие сознания даже у сущности, которая, бесспорно, им обладает (например, ты), сторонний наблюдатель (например, я) никак не может. Единственная сущность, наличие сознания у которой для меня очевидна, — это я сам. Как следствие, я допускаю наличие сознания у тебя, Васи, Пети, Маши, Иры и Светы в силу того, что мы все-таки одного вида, одинаково устроены и всяко иначе похожи. То, что человек ощущает, также может быть глюком, но из этого ещё не следует, что теперь не нужно делать домашнее задание, чистить зубы и менять носки. Этот мир в любом случае — иллюзия весьма стабильная.

На самом деле, если быть до конца честным, невозможно утверждать, что кажущийся мир является иллюзией, пока не доказано, что объектов (якобы стоящих за ощущениями) не существует. Поэтому иллюзорная природа окружающего мира является такой же фантазией, как и то, что окружающий мир реален. А поскольку наблюдаемые феномены, как правило, ведут себя вполне привычным и предсказуемым образом, исходя из нашего желания и привычки видеть (объяснять) события тривиальным образом, то можно считать, что модели реальности упрощённо соответствуют этой самой реальности, за неимением возможности удостовериться на 100% в реальном положении вещей.

Ещё одно значение слова «солипсизм» — крайняя форма эгоизма (эгоцентризм) без всяких философских заморочек, ибо если ничего, кроме моего мозга, не существует, то мне, соответственно, на всё категорически похуй. Типичное мировоззрение опустившегося распиздяя или наркомана, путающего приход с реальностью. Солипсисты этого подвида, как правило, не знают самого слова «солипсизм», ибо книжек не читали.

Философское определение

«

И никакими доказательствами, силлогизмами, определениями нельзя опровергнуть солипсиста, если он последовательно проводит свой взгляд.

»
— снова дедушка Ленин

В каноническом определении фигурирует также относительность к наблюдателю: «Всё, что я вижу, ощущаю и так далее — я вижу, ощущаю и всё такое в своём сознании. Следовательно, нет ничего, кроме моего галлюцинирующего сознания».

Эта относительность приводит «наблюдателя» к необходимости принятия на веру истинности своих самоощущений, а те кто не успел в это поверить — лежат в больничке и зовутся уже по-другому.

В философии это обычно называется субъективным идеализмом. Не к ночи будет упомянут Пелевин со своим «Чапаевым и пустотой»:

— Эх, Петька, Петька, — сказал Чапаев, — знавал я одного китайского коммуниста по имени Цзе Чжуан. Ему часто снился один сон — что он красная бабочка, летающая среди травы. И когда он просыпался, он часто не мог взять в толк, то ли это бабочке приснилось, что она занимается революционной работой, то ли это подпольщик видел сон, в котором он порхал среди цветов. Так вот, когда этого Цзе Чжуана арестовали в Монголии за саботаж, он на допросе так и сказал, что он на самом деле бабочка, которой все это снится. Поскольку допрашивал его сам барон Юнгерн, а он человек с большим пониманием, следующий вопрос был о том, почему эта бабочка за коммунистов. А он сказал, что она вовсе не за коммунистов. Тогда его спросили, почему в таком случае бабочка занимается подрывной деятельностью. А он ответил, что все, чем занимаются люди, настолько безобразно, что нет никакой разницы, на чьей ты стороне. — И что с ним случилось? — Ничего. Поставили его к стенке и разбудили. — А он? Чапаев пожал плечами. — Дальше полетел, надо полагать. — Понимаю, Василий Иванович, понимаю, — сказал я задумчиво.

Чапаев и Пустота, Пелевин

Ах да, эта статья тебе тоже кажется.

Немного подробнее

Солипсизм в том или ином виде — очень популярная тема в современной культуре, так как разводить болтовню об этом можно бесконечно, ведь ни доказать, ни опровергнуть идеи солипсизма нельзя. Все размышления о виртуальной реальности, снах, наркотических галлюцинациях и прочих абстракциях, доведённые до логического начала, упираются в мысль о том, что сомневаться можно во всём, кроме самого сомнения. Ничто сомневаться не может. Cogito ergo sum. Что привело Декарта к идее Боженьки-гаранта подлинности ощущений (вполне себе объективный идеализм), и самого автора «когитоэрги» сделало вундервафлёй рационализма.

Например, основной идеей «Матрицы», выражающейся словами «все мы спим и видим сны», является именно солипсизм (если отвлечься, что в фильме объективно-материально и познаваемо всё, даже природа идеальных образов). На эту тему писали кому только не лень, научившись копипастить букафки кампутером. Ещё более круто закрутил ту же идею дедушка Лем в «Футурологическом конгрессе» за много лет до «Матрицы». А ещё есть Жан Бодрийяр со своими симулякрами.

Существует зачётный лимерик в переводе Маршака:

Про одного философа «Мир, — учил он, — моё представление!» А когда ему в стул под сидение Сын булавку воткнул, Он вскричал: «Караул! Как ужасно моё представление!»

Последняя фраза, кстати говоря, была растиражирована благодаря роману Стругацких.


В «Аэлите» Алексея Толстого солипсизм привёл к попыткам людей физически убить то, что они считали своими глюками, что привело к войне всех против всех и коллапсу цивилизации Атлантиды.

В рассказе Рэя Брэдбери «То ли ночь, то ли утро» описывается постепенное схождение с ума космонавта от долгого полёта, проявляющееся в прогрессирующем солипсизме. Сначала исчезла Земля, потом пропал экипаж его ракеты, а в конце и он сам, когда вышел в скафандре в открытый космос.

Почти в каждом произведении американского писателя Филиппа Дика главные герои сомневаются в существовании объективной реальности.

Солипсизм присутствует в книге Пелевина «Священная книга оборотня» («А хули»). Причём он становится чуть ли не основой сюжета. Впрочем, это является завязкой, развязкой и сюжетом во всех без исключения его книгах. Его высер с глубокомысленным названием «t» особой литературной ценности не имеет, зато практически полностью состоит из этого вашего солипсизма. Кроме того, рассказ ПВО «Девятый сон Веры Павловны» целиком посвящен тому же. Отношение к сабжу там высказывается глумливое. Пелевина часто считают проповедником солипсизма, но если читать внимательно, можно заметить, что над самими солипсистами он безжалостно стебется, особенно досталось Петру Пустоте.

Солипсизм стал основополагающим для выражения взглядов позднего Роберта Хайнлайна в его цикле «История будущего». Впрочем, знакомство именно с произведениями данного цикла будут полезнее для понимания выноса мозга, нежели чтение творчества ВП.

У Марка нашего всего Твена есть зачетный рассказ «Христианская наука». Суть в том, что ГГ, навернувшегося с over9000 высоты, лечили аккурат солипсизмом, но Внезапно!!! за лечение требовали вполне объективных денег через вполне реальные суды.

Солипсические мотивы звучат и в кошерном романе «1984» Джорджа Оруэлла. Главный герой живёт в государстве тотальной дезинформации и переписывания истории: в интересах существующей власти абсолютно все источники информации — газеты, журналы, книги — претерпевают ежедневные изменения, вплоть до замены содержания на прямо противоположное, а каждого, кто заикнётся об этом, ждёт лютый пиздец. Поэтому ни на что, кроме собственного ума и памяти, полагаться не приходится. Весь цимес в том, что, не имея возможности получить подтверждение своей правоты, любой человек, сохраняющий эту самую память о реальных событиях и критическое мышление, начинает считать себя сумасшедшим, и либо от неё отказывается, либо в самом деле потихоньку съезжает с катушек. Такие дела.

Солипсизмом пропитаны сказки маньяка Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» и «Алиса в Зазеркалье». В частности, во второй книге в лесу спит Черный Король, который видит во сне Алису и вообще все сущее. Доставляет при этом, что его сама Алиса тоже видит во сне. В котором он спит и видит Алису.

Тут она замолчала и в страхе прислушалась: в лесу неподалеку кто-то громко пыхтел, словно огромный паровоз. «Уж не дикий ли это зверь?» — мелькнуло у нее в голове. — А в вашем лесу много тигров и львов? — робко спросила она. — Это всего-навсего Черный Король, — сказал Траляля. — Расхрапелся немножко! — Пойдем, посмотрим на него! — закричали братья, взяли Алису за руки и подвели к спящему неподалеку Королю. — Милый, правда? — спросил Траляля. Алисе трудно было с ним согласиться. На Короле был красный ночной колпак с кисточкой и старый грязный халат, а лежал он под кустом и храпел с такой силой, что все деревья сотрясались. — Так можно себе и голову отхрапеть! — заметил Труляля. — Как бы он не простудился, — забеспокоилась Алиса, которая была очень заботливой девочкой. — Ведь он лежит на сырой траве! — Ему снится сон! — сказал Траляля. — И как по-твоему, кто ему снится? — Не знаю, — ответила Алиса. — Этого никто сказать не может. — Ему снишься ты! — закричал Траляля и радостно захлопал в ладоши. — Если б он не видел тебя во сне, где бы, интересно, ты была? — Там, где я и есть, конечно, — сказала Алиса. — А вот и ошибаешься! — возразил с презрением Траляля. — Тебя бы тогда вообще нигде не было! Ты просто снишься ему во сне. — Если этот вот Король вдруг проснется, — подтвердил Труляля, — ты сразу же — фьють! — потухнешь, как свеча! — Ну, нет, — вознегодовала Алиса. — И вовсе я не потухну! К тому же если я только сон, то кто же тогда вы, хотела бы я знать? — То же самое, — сказал Труляля. — Самое, самое, — подтвердил Траляля.

Льюис Керролл, Алиса в Зазеркалье

А вот Девид Дойч в своей книге «Структура Реальности», на которую наяривает тот же наш Пелевин, вроде как опроверг солипсизм простым примером:

Солипсист, уверенный, что не существует ничего, кроме содержимого его разума, также должен верить, что этот разум – явление гораздо более многообразное, чем это обычно считается: он содержит мысли, подобные другим людям, подобные планетам, и мысли, подобные законам физики. Эти мысли реальны. Они развиваются сложным образом (или делают вид, что развиваются), и они достаточно независимы, чтобы удивлять, разочаровывать, просвещать или противоречить тому классу мыслей, которые называют себя «я». Таким образом, солипсистское объяснение мира основано на взаимодействии мыслей, а не на взаимодействии объектов. Но эти мысли реальны и взаимодействуют в соответствии с теми же правилами, которые, по словам реалиста, управляют взаимодействием объектов. Таким образом, солипсизм вовсе не является мировоззрением, очищенным от наслоений вплоть до своих первооснов, – в действительности это всего лишь реализм, искаженный и отягощенный дополнительными излишними допущениями – бесполезным багажом, используемым лишь для самооправдания.

Дэвид Дойч, Структура реальности

Интересные факты

Солипсизм является одним из девяти сатанинских грехов. Данте негодует.

Солипсизм может и не отрицать того, что другие люди также совместно создали своими душами окружающий мир. Всё дело в равноправности систем отсчёта. Иными словами, все люди — одно сверхсущество, однако восприятие человеком других людей искажено сменой системы отсчёта, поэтому они и кажутся ему другими личностями. Нечто подобное описано в фильме «Револьвер». Однако это будет уже не солипсизм, а объективный идеализм, в чём можно убедиться, осилив любой учебник философии.

Вообще, солипсисты весьма неустойчивы к критике. Защищая свое «представление» от легко и правильно подобранных аргументов, поциент, сам того не ведая, быстро перейдёт к вышеописанному объективному идеализму, позитивизму и даже диалектическому материализму. А разгадка одна — ФГМ.

При низком уровне серотонина появляется ощущение нереальности происходящего, такой человек с трудом отличает сон от яви. Если у тебя, Анон, наметились подобные симптомы, вовсе не следует думать, что ты достигаешь просветления. Скорее всего, это синдром деперсонализации-дереализации, то есть невроз. И пока не поздно, прекращай сидеть сутками за компом и начинай проявлять физическую активность — пофиг, спортзал или разгрузка вагонов. Иначе в один прекрасный день твоё зрение станет чёрно-белым, а в другой не менее замечательный день твоя личность перестанет существовать вообще, пусть и при относительно здоровом и функциональном теле.

Солипсизм и Осознанные сновидения

В мире осознанного сна сабж обретает реальность, и по прошествии некоторого времени 95% практиков становятся солипсистами, ибо в мире трушного осознанного сна все такое же настоящее (людишки, машинки, облачка, пони, радуги и еще овер 9000 всего), как и в непогрешимой повседневной реальности. Все на свете есть сон, и весьма вероятно, что именно его! Стивен Лаберж демотивирует.

Ссылки