Советские плакаты

Материал из Lurkmore

Перейти к: навигация, поиск
Wrar64.pngA long time ago, in a galaxy far, far away...
События и явления, описанные в этой статье, были давно, и помнит о них разве что пара-другая олдфагов. Но Анонимус не забывает!
Плакат «Нет!» — один из самых знаменитых среди своих собратьев.

Советские плакаты — произведения искусства множества отечественных художников, бывшие на всеобщем обозрении в течение почти всего XX века, отличающиеся особым стилем рисовки и незримой, но инстинктивно понятной меметичностью. По факту — плакаты были своеобразным средством агитации людей к различным видам деятельности (военной, трудовой, учебной в конце концов). Начиная с царской России и заканчивая перестройкой, плакатопечатание насчитывает около 10 периодов разной степени винрарности и мастерства художников. Несложно догадаться, что если в Сталинскую эпоху плакаты стали чуть ли не одним из главных символов всего СССР, то во время перестройки всё окончательно скатилось в сраное говно.

Содержание

Суть

Во времена, когда в стране творится тотальный пиздец, первостепенная задача для правительства любого государства — поддержать спокойствие в рядах обывателей, на которых оное, собственно, держится. Лучше всего, да и легче, делать это путём переключения сознания людей на проблемы более к ним приближенные, или же представлять слишком явные масштабные в более патриотичной форме, тем самым засылая иллюзию в разум хомячка, что он, именно он и никто другой, способен обустроить Россию, тем самым поднимая его ЧСВ и вселяя чувство спокойствия и радости за место своего обитания.

Учитывая то, что глобальный пиздец — совершенно нормальное состояние для той страны, агитационные плакаты приходились очень кстати. Практически на каждом углу подворотни можно было встретить призыв любить Россию, учиться, работать, молиться, поститься, слушать радио «Радонеж» и ещё множество других, угодных партии деяний. Призывы, как правило, сопровождались изображениями пафосных накачанных спортсменов (обоих полов), гордо смотрящих на зрителя свысока и всем своим видом призывая последнего сделать это. Сам агитационный текст помещался сверху, или же снизу (или где угодно), в обыкновенной либо стихотворной форме, но так или иначе просто не мог не вызывать чувства гордости, радости и уверенности в завтрашнем дне.

Условно разделить эпоху плакатов по этапам можно следующим образом:

  • Царская Россия — невиданное изобилие суровых богатырей и девок в кокошниках. Пропаганда сведена к минимуму, основной тематикой была реклама всяких импортных товаров для буржуазии, афиши театра, кино и помощь инвалидам и семьям жертв войны. Зачастую плакаты того времени рисовали писатели красками по холсту, известные любому школьнику, который хоть раз отрывался от контры для похода с экскурсией в Третьяковку или Русский музей.
  • Период революции и гражданской войны — всем участникам требовалось особое давление на умы быдлоидов, так как не каждый был в состоянии сопротивляться разрыву шаблона во время такой вакханалии. Основные агитации — записывайся добровольцем, поливай говном капитализдов, бей белых, пока не покраснеют, отправляйся воевать с поляками — с одной стороны, и бей жидобольшевиков — с другой. Предыдущее поколение художников, охуев от ужасов войны, спиздило трактор, и на смену пришла стайка молодых и убежденных в скором приходе коммунизма до мозга костей. Проводятся массовые выставки и конкурсы плаката, на него обращают пристальное внимание задроты-критики.
  • 1920-е годы — НЭП, расцвет социализма, а посему активное стремление в одночасье его не просрать. Одновременно с тем расцвел и «золотой век» советского плаката. Идёт призыв человека к работе, школьника к учёбе, родителей к воспитанию. Правительство борется с религией, голодом, пьянством и мировым капиталом, художники активно помогают. Возрождается реклама, но теперь уже всякого советского ширпотреба, появляются кионоафиши. В плакаты проникает фотомонтаж. В общем и целом — страна к успеху шла.
  • 1930-е годы — раскрутка культа Ленина и начало культа личности Сталина, физкультурников, летчиков и ударников-стахановцев. Прибавляется тема ускоренного выполнения пятилетки, а также борьбы с вредителями и шпионами. Плакатов все рисуется много, но общее качество постепенно ухудшается, поскольку много талантливых афторов вернулись к холсту и книжным иллюстрациям.
  • Военное время — градус поцреотизма таки самого что ни на есть годного, не фимозного патриотизма, зашкаливает за критическую отметку. Происходит агитация народа к военной службе, ударной работе на заводах и всему прилагающемуся.
  • Послевоенная эпоха — когда волнения начали потихоньку сходить на нет, требовалось в срочном порядке переводить умы граждан на взгляды «всё в шоколаде». Усиливается пропаганда культа личности, активно пиарится успешный, беспроигрышный коммунизм. Между прочим, почти все популярные многоцветные плакаты со Сталиным относятся к этому периоду — в 30-ые они были брутальными и черно-белыми. Все сферы жизни стали постепенно возвращаться в прежнее русло (см. «1920—30-е годы»). Также, с началом холодной войны особое внимание уделяется бывшим союзникам и агрессивному американскому империализму.
  • Хрущёвская оттепель — с приходом к власти великого кукурузо тематика стала соответствующей, то бишь агитация к колхозному труду как доминирующему. Другими основными темами стали распашка целины, покорение космоса, производственная безопасность, борьба за мир и социалистическое братство угнетенных народов.
  • Брежневская эпоха — полимеры начали мало-помалу попахивать самопросиранием, и неспроста. Кроме отчаянных, высосанных из пальца попыток сохранить идеи Ленина и тогдашний госстрой в первозданном состоянии, а также поддержать отечественного производителя, редко можно было встретить что-то ещё. Качество плакатов постепенно падало, и вместо высокого искусства плакат стал украшением школьных, армейских и заводских стенгазет. Многие уже тогда подумали, что это начало конца, и оказались правы.
  • Перестройка — СССР окончательно накрылся медным тазом, что не могло не отразиться на сабжах, кои, повинуясь всеобщей тенденции, стали лишены смысла чуть менее, чем полностью. Рисовать их стали люди, крайне неровно держащие карандаш в руках и со школьной скамьи накрепко забывшие слово «композиция». А после развала совка, когда одно только слово «агитация» вызывала у небыдла лютую попоболь и воспоминания о солнечном ГУЛАГе, ее стыдливо переименовали в социальную рекламу, и на этой печальной ноте закрывается славная история советских плакатов. Но постойте, отправляться в морг еще аrхирано! А всё благодаря интернетам.

Universal'nyj_plakat.jpg

Фотожабы

Сказать, что советские плакаты — излюбленная тема фотожабберов, — значит не сказать ровным счётом ничего. Ажиотаж темы в среде изобразительного искусства интернетов не поддаётся объяснению, это можно лишь ощутить на практике. Без лишней скромности, сабж стал своего рода визитной карточкой всех русских фотожабберов. Фактически тот, кто за весь свой период деятельности ни разу не пародировал такой плакат, полноценным жаббером считаться не может, и это вполне справедливо.

Подобно временам совка, плакаты в интернетах можно увидеть чуть ли не на каждом углу. Вариации в степени madskillz встречаются самые разнообразные, и как это ни печально, унылых высеров всегда больше, чем полноценных работ, как, впрочем, и всегда. Но стало ясно одно — сабж навеки останется в умах и душах народа русского как неотъемлемая часть культуры и наследия последнего, да и вообще нашего всего.

С течением времени из общего числа картинок выделились несколько особенно меметичных, своеобразная илита, так сказать. Без лишних слов, вот их неполный перечень:

Моар плакатов


И конечно же…

Фотожабы — тысячи их!

См. также

Ссылки