Иероним Босх

Материал из Lurkmore

Перейти к: навигация, поиск
Приблизительный портрет Иеронимуса.

Иеронимус Босх, Иерон ван Акен (лат. Hieronymus Bosch, рас. рус. — Ерёма Лес; ок. 1450 — 1516) — самый странный и таинственный из известных науке художников Северного Возрождения. Почётный профессор кошмаров. Породитель срачей, догадок, споров в среде любителей и профессионалов от искусства. Его творчество — самый ныне известный символ вульгарного, грязного, мрачного средневековья со всеми его опасностями, страхами и уродствами. А также символ древних страхов и иллюстрация всех пороков, что грызут человечество от начала времён.

Содержание

Мрак и ужас Средневековья

b
Включаем музыку для фона и читаем статью.
«

Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри.

»
— монах Хосе де Сигуенса

Самое важное, что вам нужно знать о достопочтенном мастере Босхе — это то, что о нём, собственно, почти ничего не известно. Достоверные факты скупы. Большая часть того, что написано в энциклопедиях о нём, не раз подвергалась сомнениям, критике и переписывалась. Точно известно лишь то, что мастер всю жизнь был тесно связан с полумонашеским-полумирским братством Zoete Lieve Vrouw, был не последним бюргером в своём городе-провинции Северный Брабант, не бедствовал, судя по всему, был хорошо образован, получал большие деньги за свои работы и спокойно дожил примерно до 60 лет. Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати. Вот, собственно, и всё.

Казалось бы, он не первый и не последний, кто создавал религиозные картины со сложными символами, и не первый, кто конструировал лики демонов и бесов, не каноничных для церковной иконографии. Но собака зарыта в вопросе, КАК он соединял ребусы символов со своей уникальной фантазией.

А, как известно, Голландия и Фландрия в те времена были постоянным лакомым куском для всевозможных завоевателей (тут и англичане, и французы, и бургундцы, и немцы, и, конечно, испанцы), крупнейшим торгово-промышленным регионом Западной Европы, что переполнен своенравными городскими коммунами с тлеющими то тут, то там ересями, а также рассадником массовых эпидемий от портовых крыс и шлюх. Короче, жизнь здесь всегда была нескучной. А Босх гарантированно имел перед глазами кучу материала для вдохновения.

Из забвения в топы

Босх с самого начала, ещё с рубежа XV—XVI веков, сумел поразить зрителя, но отношение к нему резко менялось на протяжении следующих веков. В первое время наибольший интерес к его картинам проявился в насквозь католических Испании и Португалии. Фантастические, деятельные и упоротые сцены на картинах были близки и интересны истовому религиозному зрителю в лице благородных идальго и королей. Король Испании Филипп II видел в этих картинах религиозные наставления, предостережения для верующих. Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Сцены с демонами, уродцами, раем и адом наверняка впечатляли не хуже современных топовых фильмов и игровых блокбастеров, задевали не просто как развлечение, а били куда глубже.

Но уже к XVII веку те самые испанцы, что фанатели от картин, кардинально поменяли свое мнение — Босха стали обвинять в ереси. Интересно, что часть католических священников, наоборот, встала на защиту Босха, но это не помогло. Картины задвинули подальше и постепенно забыли. Серьёзное изучение творчества Босха началось только на рубеже XIX и XX веков. К этому времени он был практически забыт — его имя почти не упоминалось ни в энциклопедиях, ни в учебниках.

Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля. Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей. А дело было в избыточности и непонятности многих символов. Ясно было, что это пародия на что-то из событий времён жизни Босха, но что именно зашифровано там — непонятно, в силу отдалённости от нас событий и иного менталитета, воспитания и культуры тогдашних зрителей, да и автора тоже. Собственно грешники на всех известных картинах мастера преобладают над праведниками, места красоте и невинности там практически нет.

  • Музыкальный ад.

Некая американская студентка Амелия Хэмрик (Amelia Hamrick) отличилась завидной внимательностью, рассматривая картины нашего героя. На ягодицах грешника из «Музыкального ада» (триптих «Сад земных наслаждений») ей удалось рассмотреть и расшифровать ноты и исполнить музыку. Нет, демоны из ада от этого не полезли.

Амелия пишет, что вместе с другом Люком они изучали картину Босха, и внезапно, к великому удивлению, обнаружили на заднице одного из истязаемых грешников адскую музыку. На запись трека у неё ушло примерно полчаса. После того как пост в Tumblr собрал 50 тысяч лайков, Амелия сообщила, что в её расшифровке есть ошибки, и она вместе с музыкальным факультетом университета в Оклахоме работает над новой, более точной интерпретацией жопомузыки.

Срачи и спекуляции

Искушение святого Антония. Парад уродцев и монстров.

Босха подделывали много и часто, с конца XIX века практически повсеместно можно найти кучи копий, реплик и подделок его картин разной степени качественности. А тайны, что скрывали жизнь и творчество художника, только усугубляли спекуляцию, нагоняя ажиотаж вокруг его на самом деле не особо многочисленных картин.

Одни считали его кем-то вроде сюрреалиста XV века, извлекавшего свои образы из глубин подсознания. На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда. Правда, его видения, в отличие от произведений сюрреалистов, смотрятся куда более реалистичными и материальными. Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин» — алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии… Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным.

В произведениях Босха нечасто встречаются «классические» черти с рогами или ангелы с крыльями, но полно и оригинальных для той эпохи харей, рож и морд, которые можно встретить лишь в аду. Современники были в этом уверены.

Такой художник не мог не породить ещё пачку загадок и мутных теорий.

  • Иероним умер в родном Хертогенбосе в возрасте около 65 лет и был торжественно похоронен в часовне церкви Святого Иоанна. Но когда в 1977 году могилу вскрыли, то она оказалась пустой. По документам за века гроб никто не вскрывал, но куда отправился погулять скелет, никто так и не смог объяснить.
  • Весьма популярна теория, что картины художника — это ребус. Сложный язык метафор, символов и знаков, понятный для тогдашних жителей Западной Европы. Но мы со своей колокольни просто не способны полностью понять и прочувствовать, что же там сказано.
  • По мелочи — Босх был членом секты, в которой регулярно проводились оргии, и именно это стало прототипом всех изображаемых им сцен.
  • На своих полотнах Босх изображал сценки из голландских пословиц и поговорок (как и его последователь и фанат Питер Брейгель Старший). В работах Босха прослеживаются ересь, колдовство, алхимия, магические превращения, лингвистика.
  • На картинах встречаются вполне узнаваемые динозавры.
  • Конечно же, он был наркоманом и все свои произведения написал в угаре.
  • И напоследок: гвоздь упоротой программы — Босх был пришельцем из галактических глубин и просто писал то, что видел, путешествуя по необъятной Вселенной. По каким-то причинам он задержался на Земле и оставил нам живописное свидетельство.

Шок-контент под увеличительным стеклом

Босх накажет. (Фотошоп. Винда. Начало XXI века.)

В комнате луч света Тишиной храним В тишине шатаясь Пляшет Иероним

Пикник. Иероним

Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей. Дело вкуса, как далеко вы будете копать, всматриваясь в потемневшие от времени доски старого мастера. И только ваше дело, что вы будете искать среди этого паноптикума — смысл жизни или средство скоротать вечерок. Детализация очень высока, поэтому стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе. Фантазия Босха соединяла не просто разные элементы животных, как было принято в его время при изображении демонов или монстров. Каким-то образом он додумался соединять в своих созданиях вообще левые предметы — например, музыкальные инструменты срастались с пузатыми жабами, а ножи росли оттуда, где как бы должны быть головы.

Подражатели и нынешние последователи

Психоделические картины Босха оказали влияние не только на его современников вроде Питера Брейгеля Старшего. Особо могуче и мощно упоролся Босхом малоизвестный, к сожалению, голландский художник Arent van Bolten, живший через 80 лет после героя статьи.

Сюрреалисты прямо называли его своим предшественником наряду с Фрейдом, вдохновляясь картинами мастера, сновидениями и кое-чем повеселее. Сам маэстро, однако, вряд ли употреблял что-то тяжелее самогонки, так как в Европе рубежа XV—XVI веков культура потребления галлюциногенов была утрачена. Ну, почти.

Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома Into The Pandemonium.

Переделки картин от юных умельцев

См. также

Просвещаться дальше