Пассионарность

Материал из Lurkmore

Перейти к: навигация, поиск
«

Когда сподвижники Посланника Аллаха, (мир ему и благословение Аллаха), бросались в одиночку на тысячные войска византийцев и персов, когда смерть на пути Аллаха казалась естественным явлением, на этой почве пассионарности окаменел фундамент Халифата. И наоборот, когда мусульмане погрязли в роскоши, и война на пути Аллаха казалась самоубийством, с этого момента кривая пассионарности упала вниз.

»
Александр Тихомиров о сабже
«

Голубой бывает глаз, а бывает — карий, Есть пассивный пидорас, а есть — пассионарий.

»
— М. Елизаров

Пассионарность — доисторический мем, введенный фолк-историком Львом Гумилёвым (есть мнения, что до него эту идею выдвигал, причём более обстоятельно, знаменитый русский социолог-эмигрант Питирим Сорокин). После распада СССР распространение мема стремительно набирает обороты, особенно в патриотическом лагере.

Содержание

Wtf is this?

Во время отдыха в сталинских курортах Гумилёв размышлял на тему «а какого вообще рожна всякие Александры Македонские да Чингисханы начинают завоёвывать мир»? И пришёл к выводу: есть такие мутанты среди людей, которым идея в голове важнее благополучия своего, родных и даже самой жизни, попутно запилив доставляющую копипасту.

По Гумилёву, сабж заключается в готовности индивида к самопожертвованию во имя любой, даже самой бредовой идеи. Пассионарий не может жить спокойно, а должен либо стать героем, либо претворить в жизнь свои идеи. Хикки, отравившийся из-за несчастной любви, к их числу не относится. В принципе понятие пассионарий близко к параноику. А некоторые виды паранойи полностью подпадают под определение пассионарности, в частности, религиозная, паранойя изобретательства.

По оригинальной мысли, пассионарность — это потенциал к активной деятельности и прогрессу. Соответственно, «пассионарий» можно использовать в качестве ругательства, обозначающего гиперактивность на грани с шизофренией. 95% случаев употребления сего недотермина возникают в контексте жалоб на недостаток свершений.

Любимым пассионарием Гумилёва, кстати, был Чингисхан.

Типажи

Субпассионарий

Типаж с низкой пассионарностью. Жлоб. В будущее не смотрит, идеалов не имеет, вся жизнь сводится к пожрать, найти бабу и выпить. Работать, что характерно, не любит и легко ведётся на призывы хитрых личностей к всеобщей справедливости, «взять всё, да и поделить!». На ранних стадиях развития этноса никем не ценится, используется как пушечное мясо, на поздних стадиях преобладают и сами заказывают музыку. Собственно, это и служит основным индикатором упадка конкретной цивилизации. В общем, это — человек, которому до фонаря все высокие идеалы, но дорога собственная шкура и создать что-то новое не дано.

Гармоничный человек

Этот типаж составляет большинство. Способны к нормальному существованию и продуктивной деятельности, однако родить идею, написать шедевр им не под силу. У такого человека «здорового обывательского цинизма» ровно или примерно столько, сколько нужно для нормальной жизни. Вообще, гармоничникам не везет во всех фазах, кроме гомеостаза, где, кроме них, в популяции никого не остаётся. В остальные времена их либо цинично используют, либо откровенно выпиливают нахер.

Пассионарий

Собственно человек действия, сжигаемый страстью. Если страсти чрезмерны, способны пожертвовать и своей, и чужой жизнью, да и всем остальным, лишь бы страсть эту унять, часто вопреки здравому смыслу. Такие перегретые товарищи рождают идеи мирового господства, идут на костёр во имя науки или религии, жгут евреев в печах, линчуют негров, проповедуют новые религии. Если пассионарность не зашкаливает, мирно занимаются искусством, богословием, наукой, насрав на всё остальное.

Рулят процессами этногенеза, пока к инерционной фазе так всех не заёбывают, что наиболее буйных выпиливают, а деятельность менее буйных возвращают в цивилизованное русло.

Пассионарный толчок

 
b
Magnify-clip.png
Михаил Елизаров о пассионарных толчках.
b
Magnify-clip.png
Музыка советских пассионариев.

Весьма доставляющая часть концепции Льва Гумилёва. Сводится она к тому, что поголовье пассионариев начинает резко возрастать в «ареале толчка», который пролегает по поверхности Земли длинной полосой шириной порядка сотни километров. Автор предполагал, что пасионарные толчки имеют атсральное происхождение.

Иногда ионосферу Земли прорывает космический ливень, бичом ударяет по Земле. Ложится узкой полосой, и те регионы планеты, что попали под него, получают толчок, вызывающий мутационные изменения на биологическом уровне, а на уровне этноса возникает пассионарность, «горение» — способность людей к повышенной активности.
 — говорит нам Гумилёв в своём позднем интервью.

Однако в некоторых своих работах Лёвушка увязывал пассионарные толчки с климатическими изменениями, затруднявшими хозяйственную деятельность народов. У них начинало не хватать жрат на протяжении долгого времени и, мол, запускались глубоко сидящие в инстинктах механизмы самозарождения шила в гузне. Мутирует же саранча при перенаселённости, а чем человек хуже? Что, кстати, довольно винрарно увязывает историю и эволюцию.

Кстати, космическая радиация на живые организмы действительно влияет, всё правильно подозревали биологи 1960-х. Причём влияет самым загадочными образом.

В связи с этим на память приходит описанная Гумилёвым история гуннов, вооружённых по летописям готского историка костяным оружием и пребывавших в примитивном состоянии кочевников. Когда их припекло (а скорее, подмочило в ходе «увлажнения» местного климата), они поимели аланов, затем готов, а после по инерции ринулись на всех остальных.

Фазы этногенеза

Собственно исторические периоды развития разных народов ЛНГ делил на следующие фазы:

  • Гомеостаз — полное УГ, всем на всё похуй (в этом состоянии пребывают, например, всякие затерявшиеся в джунглях племена).
  • Подъём — появляется поколение пассионариев и уничтожает существующую систему, создавая новый этнос, хотя называться он может и по-старому.
  • Перегрев (акматическая фаза) — пассионариев становится много, и они начинают выпиливать друг друга.
  • Надлом — пора революций и гражданских войн, когда от перегрева крышку у котла срывает напрочь, и выпилинг приобретает массовый характер.
  • Инерционная фаза — оставшиеся в живых пассионарии и народившиеся новые переключаются на искусство, науку и потреблядство — на радость обывателям. Желающие же повоевать преимущественно отправляются КЕМ.
  • Обскурация — пассионарии заканчиваются, и власть в свои руки берут субпассионарии, в предыдущие фазы жившие на дне и служившие пушечным мясом. Так как руки у них растут прямо из жопы и извилина только одна, а обывателю всё похуй, цивилизация чаще всего быстро экстерминируется соседями. В этом случае до последней фазы не доживает.
  • Гомеостаз — см. пункт 1

Параллели с языком Луркоморья

Понятия «гармоничный человек» у Гумилёва и «быдло» в lm-спике совпадают по смыслу чуть менее, чем полностью. А вот небыдло в lm-спике — какая-то гремучая смесь пассионариев и субпассионариев по ЛНГ.

Если проводить смысловой анализ, можно сказать, что субпассионарий — гопник, а пассионарий — небыдло.

Личностей sort of (не)быдло, вероятно, тоже следовало бы отнести к пассионарностям. Такие действительно существуют. Если не Гитлер, то Дали уж наверняка. ЛНГ неоднократно обращал внимание на то, что пассионарность никак не коррелирует со способностями личности, силой воли и т. д. Может быть умный обыватель и довольно глупый «учёный», волевой субпассионарий и безвольный «жертвенник», равно как и наоборот; это понятия не взаимоисключающие и без чётких границ.

Наконец, пассионарность не определяет такой важной части психотипа, как темперамента: она лишь, по-видимому, создаёт норму реакции для этого признака, а конкретное проявление определяется внешними условиями. Как-то так.

А что говорит наука?

Наука география заслуженно считает Гумилёва хорошим, годным географом, который, хоть материков не открыл, но климатические циклы вокруг Каспийского моря описал ещё как. Что же касается его исторических опусов, они — лишь побочный продукт. Примерно как «Математические начала натуральной философии» (то есть матан для физиков) Ньютона есть побочный продукт его упорных занятий алхимией, оптикой и теологией.

В полной мере его теория изложена в opus magnum «Этногенез и биосфера земли», который в советское время приходилось заказывать на ксерокопии. Книга люто доставляет на первых 3/4, где происходит неиллюзорный разгром всех этногенетических теорий, что были до Гумилёва. Когда после эдакой артподготовки начинается теория пассионарности, сначала всё идёт нормально, но вскоре становится ясно, что она ненамного надёжней прежних и критики самим Гумилёвым не выдержала бы, даже если позвать на помощь 300 пассионариев.

Как итог, ближе к концу книги теория замирает, как Великий Мастурбатор на известной картине Дали, подпёртая со всех сторон недогенетикой, полукибернетикой и космическими лучами. ЧСХ, в последующих редакциях космические лучи были выпилены.

Историки срут от книги кирпичами и требуют выпилить автора в лжеучёные за неучёт социального фактора, географы чтут Гумилёва как единственного историка, врубившегося в ландшафт, а этнографы говорят, что проблема этногенеза, конечно, интересна, но вместо того, чтобы гадать, откуда народы берутся, надо описать хотя бы уже существующие. Ибо глобализация.

А ещё Гумилёв написал Степную Трилогию в четырёх томах, где подробно изложил древнюю историю, войны и свершения хуннов (2 тома), тюрков и монголов. Степные народы он обожал с детства, видя в них евразийских индейцев, и подробно описал, как они в свободное от скотоводства время грабили корованы, а заодно изобрели не только всю конскую сбрую, но ещё и те самые штаны, в которых ты прямо сейчас сидишь перед компом, %username%. Книжки написаны легко и захватывающе, полны интересных личностей и очень полезны как годное введение в средневековую историю тех регионов. Единственный недостаток: писались в 50—60-е, а с тех пор учёные много что раскопали, нашли немало артефактов и перевели немало летописей и сочинений тогдашних историков. Так что книги переехали в раздел годного введения в тему, после которых надо читать что поновее.

Близкие понятия

ИЧСХ