MSX

Материал из Lurkmore

Перейти к: навигация, поиск
Nohate.jpgНЯ!
Эта статья полна любви и обожания.
Возможно, стоит добавить ещё больше?
Wrar64.pngA long time ago, in a galaxy far, far away...
События и явления, описанные в этой статье, были давно, и помнит о них разве что пара-другая олдфагов. Но Анонимус не забывает!
Yamaha YIS-503IIR — MSX1-машина, из которой чуть более, чем наполовину состояли классы информатики в советских школах.

MSX — винрарный, но, к сожалению, давно покойный стандарт бытовых компьютеров родом с Луны. Хитровыебанный гибрид консоли (внебрачный сынишка расово пиндосской консоли Coleco Vision и сводный братец лунной Sega Master System) и полноценного компьютера, проект сей пользовался бешеной популярностью в Японии и, как ни смешно, в Бразилии, на западный же рынок его рафинированные селениты выпускать просто побоялись, наблюдая на нём тогда ситуацию Коммодор пиздит всех нахуй. Что, однако, не помешало «Ямахе», одному из ведущих тогдашних производителей MSX’ов, сплавить несколько тыщмильонов своих творений в СССР под видом учебных компьютеров, что неиллюзорно доставило всем заинтересованным сторонам.

Содержание

История

Происхождение

b
MSX demo

Рассказывают, что замысел сей родился в мозгу тогдашнего директора Microsoft Japan Кадзухико Ниси, когда он вдруг осознал бешеную популярность VHS во всём мире. До него ВНЕЗАПНО дошло, что если все компьютеры будут стандартными и совместимыми между собой (а не тем зоопарком шушдевайсов, что имел место в те времена) — то на них можно будет продавать больше софта с меньшими затратами и иметь неиллюзорный ПРОФИТ! Ниси быстренько припряг к работе родную контору и собственную альма-матер (до перехода в Microsoft он был президентом и основателем ASCII Corporation, одного из самых больших в Японии издателей всяческого софта и компьютерной макул литературы); к началу 1983 года стандарт был готов, и начался выпуск ПК.

Поскольку получившаяся железка состояла из стандартных (и сравнительно недорогих) компонентов чуть менее, чем полностью, её мог выпускать любой полоумный, знающий с какого конца держатся за паяльник — и выпускал! В Японии число производителей машин стандарта MSX составило более 9000, и все они были между собой практически совместимы! Не говоря уж о том, что и с технической точки зрения машинка делала как стоячих не то что своих ровесников/одноклассников, типа Фамикома, Коммодора и Спектрума, но с точки зрения игр даже тягалась с тогдашними PC — непередаваемо убогими ублюдками с CGA-графикой и 4.77 МГц процессором.

С софтовой стороны всё тоже было шоколадно. Производители бодро отреагировали на новый ПК выпуском для него игровых и учебных программ. Процессор был известный Z80, CP/M впиливалась на машинку с полпинка, так что всяческие бизнес-программы тоже имелись, к тому же Билли расщедрился и снабдил творчество своих лунных вассалов весьма недурными по тем временам бейсиком и ДОСом, под который тут же было портировано изрядное количество софта с PC и CP/M. В общем, платформа процветала (года до 1987-го, когда в массы попёрло 16-битное поколение).

Распространение

Как уже говорилось выше, в Японии машина приобрела бешеную популярность, не в последнюю очередь потому, что на ней было можно (и нужно) гамать. Продвинутая по тем временам архитектура обеспечивала практически аркадного уровня графику пусть и не за такие копейки, как нищебродский Спектрум, но всё равно НИДОРАГА, а наличие не одного, а целых двух слотов для картриджей и параллельного порта позволяло воткнуть туда кроме Metal Gear'а ещё и контроллер дисковода, принтер-ромашку, загрузить CP/M с VisiCalc’ом и сделать сложные щи — получалось очень похоже на настоящий рабочий компьютер.

В далёкой стране Бразилии, где очень много диких обезьян, местный офисный планктон так и поступал: в связи с тотальным нищебродством местного населения лавэ на РС ни у кого не хватало, и приходилось обходиться тем, что есть. Но ещё более хитрый план провернула компания «Ямаха», один из основных производителей MSX’ов в конце 80-х. Пользуясь тем, что в лёгком подпитии и на расстоянии с километр он был действительно весьма похож на настоящий компьютер, а не на хитро замаскированную консоль, ей удалось сбагрить стотыщмильонов слегка залежалых[1] машин[2] в СССР по весьма сходной цене (видимо, не за спасибо). Впоследствии имели место быть и поставки более продвинутых версий[3], но то впоследствии…

Видимо, теми же причинами объясняется и не меньшая популярность MSX’ов среди всяких арабцев, тогда как любовь к ним всяческих голландцев остаётся непознаваемой загадкой. В США же они не сдались никому вообще — хитрые пиндосы вовсю дрочили на Коммодор 64, «самый популярный персональный компьютер в мире», — ещё более убогий, ещё слабее прикрывающий свою консольную сущность, но зато вдвое более дешёвый. Ямахе (и тут вылезли, однако) удалось только чуть-чуть просунуться на рынок музыкальной техники, поскольку по стандарту её машины имели MIDI-порт и могли работать плохонькими, но секвенсорами.

Упадок

К сожалению, к 90-м стандарт начал неиллюзорно сливать, вместе с прочими 8-битками. В Японии к тому моменту случился крысис, продажи упали, а Microsoft, к тому времени уже активно стригущая бабки с РС, начала терять к проекту интерес. К тому же Ниси, основной его мотор, вернулся обратно в ASCII, у которой была к тому времени туча собственных проблем, да и очередная версия стандарта показала, что соблюдение взаимоисключающих параграфов не всегда полезно для кошелька. В модели Turbo-R (1990 год) был таки введён новый 16-разрядный процессор, увеличена память, ещё раз апгрейднута графика, но и цена за счёт этих нововведений выросла изрядно. Однако, поскольку никто, кроме бразильских нищебродов, никогда не работал на MSX’е всерьёз, а для того чтобы тупо гамать, были ПК и консоли не сильно хуже, при этом дешевле и уже с кучей программ, — покупали их плохо. Вход MSX в следующее 16-битное поколение не удался, и после вялого производства машин ещё несколько лет стандарт тихо сдох к ~1993 году.

Железо

Архитектура MSX основывалась на процессоре Z80A и специальном контроллере памяти, состоящем из 4 основных слотов (каждый из которых занимал всё адресное пространство процессора в 64K), разбитых на страницы по 16K. Одновременно контроллер мог выбирать 4 страницы из разных слотов (перемещать страницы нельзя), а также была возможность в каждый из основных слотов вставить ещё по 4 слота расширения (которые также могли содержать дополнительные контроллеры-мапперы), что позволяло адресовать несколько мегабайт ОЗУ (существовали мапперы до 32M, разработанные любителями). Также были стандартизованы звуковой генератор (AY-3-8910A, аналогично ZX Spectrum 128) и видеопроцессор (Yamaha V9958 для MSX-2). Стандарт описывал функции BIOS (аналогично PC) и MSX-BASIC.

Надо сказать, видеопроцессор обладал уникальными для того времени функциями — это был один из первых ускорителей графики, понятное дело, тогда ещё двухмерной, а не трехмерной, поражавший скололо-олдфагов скоростью работы: так, например, функция MSX-Basic прорисовывала прямые на порядки быстрее, чем оптимизированный алгоритм Брезенхема на ассемблере. Впрочем, порывшись в BIOS, задротам обычно удавалось найти объяснение — просто Basic напрямую обращался к аппаратной функции видеопроцессора, который поддерживал ускоренную отрисовку графических примитивов, заливку замкнутых областей, ДМА-блиттинг и т.п.

Помимо этого, в него ещё был встроен тайловый движок а-ля Famicom — весь графический экран разбивался на знакоместа 8×8, каждому из которых мог быть поставлен в соответствие один из 256 спрайтов-тайлов, хранившихся в отдельной области памяти, а также присвоен свой цвет и атрибут вроде моргания.[4] Таких «тайлмапов» на экран могло выводиться от 2 до 8 в зависимости от видеорежима, причём их можно было выводить с регулируемой прозрачностью, а также комбинируя всевозможными образами, которые даже могли немножко программироваться (наподобие Display List'ов на «Амиге»). Прибавим к этому до 32-х разноцветных спрайтов и прерывания по сканлайну, выводу экрана и столкновению спрайтов — и получаем фактически аркадного уровня машину.

А если добавить ещё, что тайлмапы могли гладким образом (то есть попиксельно, а не по знакоместу, что решалось с помощью хитрого аппаратного сдвига тайловой памяти на одну строчку/столбец) скроллиться — только вертикально в 9938, и +горизонтально в 9958... В общем, неудивительно, что японские разработчики настолько любили эту машину. Konami, например, начинала свою историю как исключительно MSX-девелопер, а Большая Н таки даже отдельно запилила специальную студию (HAL Laboratory) чтобы писать на неё игрушки не теряя лица и не портя репутации собственной платформы. А разработчики гуёвой многозадачной оси для восьмибиток SymbOS так и вообще запилили для MSX'а отдельный ускоренный видеодрайвер.

Софт

Следуя какой-никакой логике и здравому смыслу, он все-таки был. А здеся, правда в купе с играми, музыкой и прочим, набралось, не много не мало, аж на 32 гига.

Музыка

Компьютеры были оборудованы звукогенератором, что тоже служило забавой студентам, которые писали аранжировки любимых мелодий, а потом устраивали концерты, запуская проигрывание одновременно на всех компьютерах класса. Компьютер «Ямаха» выполнял функцию секвенсора, управлявшего железными синтезаторами по православному МИДИ-протоколу. Настоящие звуки встроенного синта MSX можно услышать на винрарной советской пластинке «512 Кбайт» (1987 г.) от Б. Тихомирова и А. Родионова.

В этой стране

Эпичность стандарта для этой страны заключается в использовании компьютеров Yamaha YIS503IIR, YIS503IIIR и YIS805 в учебных классах советских вузов и некоторых школ в качестве комплектов учебной вычислительной техники (КУВТ). Классы с «Ямахами» служили первыми кузницами российских хакеров, программистов, геймеров и компьютерных задротов.

Комплекты КУВТ

Существовало два типа компьютерных классов на базе MSX. Первый — на компьютерах Yamaha YIS503IIR стандарта MSX-1, второй — на компьютерах Yamaha YIS503IIIR в качестве ученических рабочих мест и YIS805 в качестве рабочего места учителя. MSX-1 от MSX-2 отличались объемом памяти (у MSX-1 было 64K, а у MSX-2 — 128K) и сетевым модулем (в MSX-1 в качестве сетевого модуля использовался порт RS-232, а в MSX-2 сеть основывалась на микросхеме, изначально предназначенной для интерфейса MIDI, но специальным образом приспособленной для нужд ЛВС). Видеопроцессор машины имели одинаковый V9938 (хотя в оригинальных MSX-1 и MSX-2 видеопроцессор был разный), однако встроенный Бейсик MSX-1 мог использовать его возможности только частично. Но обучающий софт, к примеру, E-87, прекрасно работал в режиме 80 символов в строке.

Обучающий софт

В советских школах на уроках информатики учили программированию. Другому нечему было учить. Вордов и экселей не было. Давались основы абстрактного алгоритмического языка (с ключевыми словами на русском языке), а также диалект Бейсика, встроенный в MSX (MSX-Basic). Также в некоторых школах изучался язык РАПИРА, разработанный академиком Ершовым, для своего времени достаточно мощный скриптовой язык (также известен как Ершол), использующий нетипизированные объекты и кортежи (аналог массивов в Perl).

Для Ямах русскими программистами была написана куча обучающих и прикладных программ, таких как, Е-практикум (интегрированная среда для исполнения программ на вышеупомянутом алгоритмическом языке), текстовый редактор XTOR, эмулятор виртуального диска для MSX-DOS, сменивший стандартную для YIS503IIIR CP/M и многое, многое другое.

Игры

 
b
Magnify-clip.png
Penguin Adventure — одна из самых лучших игр. Тоже от Konami
b
Magnify-clip.png
Десятка музыки из игр

Поскольку стандарт MSX изначально разрабатывался как домашний, для него существовало превеликое множество игр, которые в классах очень часто служили в качестве призов для учеников, выполнивших все задания, а также поводом остаться в универе для студентов, которым либо надоело программирование, либо просто не интересовало.

Кажется не совсем понятным выбор платформы MSX, которая разработчиками больше задумывалась как игровая, в качестве обучающей компьютерной платформы (возможно, тут не обошлось без откатов). Тем не менее, компьютерные классы многих школ (а зачастую и вузов) превратились в своеобразные игровые залы, а те, где управление этими классами было возложено на старшекурсников, вообще превратились в первые массовые рассадники геймерского задротства.

Галерея

Ссылки

Примечания

  1. В то время как раз происходила смена стандарта с MSX1 на заметно более продвинутый MSX2, и старые машины просто никто не хотел больше покупать.
  2. Yamaha YIS503IIR стандарта MSX1. Им перепрошили БИОС, вставив поддержку кириллицы, и нарисовали русские буквы на клавиатуре.
  3. MSX2-шных YIS503IIIR в качестве ученических рабочих мест и YIS805 в качестве рабочего места учителя.
  4. Если это что-то кому-то напоминает — да, именно так традиционно реализовывались текстовые режимы, и, собственно, в MSXе они тоже работали таким же образом — просто на экран дополнительно сверху выводился ещё один тайлмап, чисто текстовых режимов там не было в принципе.


ПлатформыНеигровые (PCMSXСпектрумAmiga) • Консоли (ИгрыDreamcastNESPSP) • Brick GameТамагочиИгровые автоматыDance Dance RevolutionPump It UpПлатформосрач
TemplateGamesBottom.png
Источник — «http://lurkmore.to/MSX»