NES
Материал из Lurkmore
A long time ago, in a galaxy far, far away... События и явления, описанные в этой статье, были давно, и помнит о них разве что пара-другая олдфагов. Но Анонимус не забывает! |
NES (Nintendo Entertainment System, Famicom от FAMIly COMputer, рус. Денди) — расовая японская приставка от Нинтендо 1983 года выпуска. В 84—85 появилась в США и Европе под названием «NES» (евр. рас. נס — чудо). В Рашке же и прочем СНГ о NES и Famicom в 90-е никто не слышал, но почти все играли в игры от них — у нас продавались китайские нелицензионные клоны Famicom. Наибольшую популярность набрал некий «Dendy», в итоге так стали звать и остальные китайские клоны «Famicom'а». В статье ниже стоит понимать, что когда речь идёт о Famicom, то имеется в виду ситуация с «восьмибиткой от Nintendo» в Японии, когда о NES — в Европе и США, а когда, собственно, о «Dendy» — то о Рашке и прочем постсовке.
Содержание |
Начало
Приставка изначально была снабжена процессором с тактовой частотой около 1.8 MHz. Она поддерживала разрешение 256×240, что было эталоном для 8-битных приставок, и палитру из 54 цветов, 16 из которых одновременно выводились на экран. Всё это дело сопровождалось 5-канальным звуком — два канала с квадратной волной, один «треугольный», один «шумовой» и один для спецзвуков[1].
В Америке и Европе приставка выходила в совершенно другом форм-факторе. Американскую модель дизайнеры постарались сделать максимально непохожей на все существовавшие ранее консоли, поскольку буквально за год до этого местный рынок видеоигр с треском обвалился, и магазины просто не желали закупать приставки, боясь остаться с неликвидом на руках. Поэтому NES больше всего напоминала видеомагнитофон — такой же плоский, квадратный и с загрузкой картриджа спереди в псевдо-ZIF-разъём. Выглядело это как вырвиглазный пиздец, а поскольку инженегры не рассчитали потенциальную силу и тупость пендосского школия, разъём сильно изнашивался от неаккуратного обращения, после чего в нём начинал пропадать контакт, и возможность загрузки игры начинала зависеть от погоды на Марсе. Тем не менее, простота в обращении и дизайн сделали своё дело, и сосноль буквально в течение года стала самой популярной в мире. Этому также способствовали игровая поддержка, большой ассортимент игр и регулярно выходящие новинки.
В этой стране
Steepler
Micro Genius |
---|
Приставка Денди была выпущена тайваньской компанией Micro Genius; оная наводняла фамиклонами не только эту страну, но и, например, Польшу, где приставки именовались Pegasus. Часть клонов была куплена Северной Кореей, где они гордо красуются в образцовом пионерском лагере до сих пор, умиляя туристов. |
На просторах бывшего Советского Союза распространялся её тайваньский клон — Dendy, созданный хитрыми коммерсантами из фирмы Steepler, которые ухитрились много лет успешно выпускать приставки на нелегальном положении (без лицензии) ввиду того, что японцы из Nintendo увлеклись захватом американского рынка, а про Россию думали… ну, в общем, что там холодно и медведи.
Собственно в России продавались и другие компьютеры и консоли: клоны Atari 2600, ZX Spectrum, Sega Master System[2]. Популярной стала только Денди. А разгадка одна: Steepler проводила просто эпическую рекламную кампанию по продвижению своего продукта. Приставки довольно быстро завладели юными умами, а владельцы фирмы гребли деньги лопатой, открыв несколько магазов в центре Москвы (один из них всего в 50 метрах от Красной площади!), запустив передачу по Первому и собственный журнал. Серый слонёнок Dendy за авторством Ивана Максимова стал популярнее Чебурашки и Винни-Пуха. Про него тоже сняли мультик, а его плакаты расклеивались по всем подворотням.
Правда, сказка длилась недолго — при попытке выйти на легальное положение фирма лопнула, как мыльный пузырь. Говорят, сейчас эти люди успешно торгуют клонами старых приставок на китайском рынке.
Но всё-таки отрицать заслуги как вообще китайских пиратов, так и самого «Стиплера», нельзя. Во-первых, если бы они не продавали свои подделки, школота так и играла бы до конца 90-х в волка с яйцами (скопированных в СССР по лицензии НПО «Электроника» ВНЕЗАПНО у той же Nintendo); не было бы никаких передач, журналов и никакого культа. Во-вторых, у «Стиплера» при производстве консолей соблюдалась какая-никакая, но планка качества — купленные тогда приставки с картриджами и сейчас нормально работают, в отличие от новодела, воняющего пластмассой и собранного из говна и палок.
У меня от этой хуйни телевизор сгорел!
Кроме того, что вместо вылизывания академического образования дети проводили время за играми, была и техническая боязнь. Совки, привыкшие обслуживать технику вместо пользования ей, маялись, что играть больше 40 минут вредно, что сам телевизор, единственное окно в мир, испортится, и даже что адаптер у самой приставки расплавится![3] С другой стороны, за напряг родители получали в вознаграждение анальный подчинитель: «Не сделаешь уроки / уборку / стойку на голове / мир во всём мире — сломаем денди или спрячем». Частенько таки прятали, причём частями, что порождало волну рационализаторства и членовредительства руками отпрысков: закорачивание ножницами контактов портов джойстика вместо него самого, вторые/третьи адаптеры, кусок обычного провода вместо убранного антенного, подсовывание родителям некритичных к работе приставки проводов с последующей игрой по-тихому ночами или в их отсутствие.
Закавыки с советскими телеприёмниками тоже имелись. Да, уровень сигнала на выходе приставки был поистине чудовищным, но телевизору оный похуй, у телевизора есть автоматический регулятор уровня, а цимес не в этом. Просто советские кинескопы того времени были говном (а, например, кинескопы в телевизорах 70-х продолжают работать в ебенях и у всяких там коллекционеров и по сей день) и массово дохли даже у тех, у кого приставки не было. Ведь они были рассчитаны на небольшое время эксплуатации, и никто не ожидал столь быстрого развала СССР и появления 100500 каналов, массового распространения видео и, таки да, игровых приставок. Хорошие японские, корейские или немецкие телевизоры были только у новых русских, а если обычному постсоветскому родителю и удавалось накопить на японский телевизор, дитяте он приставку туда подключать хуй позволил бы. Вообще, официально срок службы кинескопа — 7 лет, как написано в инструкции к любому телевизору уважающей себя фирмы, включая эти ваши Sony или Samsung. И то, что у телевизора 1988 года выпуска в 1996 сел кинескоп, — это норма.
Пиратские игры
Игры, продававшиеся в Рашке в 90-е, были пиратскими чуть менее, чем полностью. Что, в общем-то, не так уж и плохо, ибо стараниями китайских пиратов появилась возможность поиграть в такие японские шедевры, как «Mitsume ga tooru» (aka «3 eyes boy») или «Kyattou Ninden Teyandee» (aka «Ninja Cats»). Эти и подобные винрары за пределами Японии издавались только на пиратских копиях.
Более того, в России продавались игры, которых не было не только в Европе и Штатах, но даже и в самой Нихонии: Chip & Dale 3, Darkwing Duck 2 и новые похождения знаменитого водопроводчика под номером «3»! Большинство этих поделок были простыми хаками, в которых тупо меняли спрайты главгероя на необходимые. Эти хаки были вполне играбельны и иногда доставляли не хуже оригиналов.
Кроме унылых хаков, китайские пираты занимались и портированием игр с других консолей. Результат зачастую был в разы лучше официальных портов. Так случилось с The Lion King и Aladdin, например. А разгадка одна: пиратки портировались с сеги и супернинтенды, а оригиналы — с ущербного геймбоя. Что, впрочем, неудивительно — год шёл 1995-й, во всём цивилизованном мире NES и Famicom считались уже говном мамонта и были нужны разве что собирателям раритетов. В итоге официально залицензированная игра, имеющая все нужные копирайты, оказывалась урезанным кривым говном с ничтожно мелкими спрайтами и ужасным звуком, а пиратская, сделанная в тёмных глубинах сырого подвала, выглядела по-настоящему роскошно. Особенно отличился пиратский композитор Victor Chen, написавший несколько доставляющих восьмибитных аранжировок для «Короля-льва». Пираты портировали и то, чего официально на NES не было — Соника (правда в виде Сомари), Donkey Kong Country, Червя Джима, Мортал Комбат; иногда эти порты были играбельны, иногда — нет. А ещё узкоглазые с нуля писали собственные игры, вроде тех же «Покемонов», «Гарри Поттера» или AV Girl Fighting, выпускали продолжения хитовых игр (удачный пример — «Tiny Toon 6», неудачный — «Tom & Jerry 3»).
9000 в 1
Кроме просто игр, были сборники «over 9000 in 1», демонстрирующие гениальность китайской хитрожопости и на самом деле представлявшие собой сборники из 4—8 игр и их многочисленных модификаций с разными жизнями/оружием/начальным уровнем, а то и просто тех же игр, но с другим названием.
Некоторые образцы имели годные заставки в меню выбора игры. Одна из самых знаменитых многоигровок — 999999-in-1, или «картридж с чайками». Встречалась повсеместно, поэтому её знает любой, у кого была денди. Существовали разные вариации с разными играми, но оформление везде было одинаковым — несколько экранов, изображающих морской берег и влюблённую пару на оном. Если пролистать список с играми на несколько экранов вперёд, на берегу наступал вечер, а затем ночь. И всё это — под незабвенную восьмибитную аранжировку Unchained Melody из фильма «Привидение»… благодаря такой нестандартной подаче, многие и сейчас ностальгируют именно по этому сборнику.
На некоторых существовала скрытая и весьма интересная фича — к примеру, на сборнике 4 игры, а на самом деле их 8! Другие 4 игры зашиты в памяти картриджа, но доступ к ним не осуществляется из-за специфического вывода контактов на плату. Если перепаять одну из дорожек, отвечающих за работу картриджа, — получаем вместо четырёх старых игр абсолютно другие (либо сгоревший картридж). Связано это с тем, что китайцы зачастую штамповали разные многоигровки на одинаковых платах, чтобы сэкономить время. На некоторых экземплярах скрытые игры могли включаться случайным замыканием или нажатием Reset на приставке несколько раз подряд. Также встречался вариант, где код переключения был честно написан в меню со списком игр на картридже, но это скорее редкость.
Картриджи
Следует заметить, что оригинальные картриджи к NES отличались от привычных нам: корпус был из прочной и упругой пластмассы с полиграфией непосредственно от изготовителя игры, на печатную плату напаивались одна или две микросхемы в DIP-корпусе, хотя бывали исключения: так, всем известная японская версия Contra с улучшенной графикой (это где «пальмы шевелятся, вода плещется, и на снежном уровне снег идёт») изготавливалась как раз таки по бескорпусной технологии, о которой далее.
У нас же львиная доля картриджей делалась в Китае или на Тайвани — впрочем, были и картриджи постсоветского производства, НПО «Электроника», например. Корпус — из знакомого всем жёлтого пластика, а при производстве печатных плат использовалась бескорпусная технология, известная как «китайская сопля»: кристалл монтировался прямо на печатную плату, после чего подключался к дорожкам и заливался эпоксидкой. Правда самые первые пиратские картриджи, 91-94 годов выпуска, таки использовали DIP-микросхемы и, соответственно, были намного прочнее, что поднимает им цену сегодня среди любителей поиграть в ретро-игры на родном железе порою выше лицухи.
Внешне китайские картриджи также были лютым пиздецом. Название могло содержать жуткие грамматические ошибки, быть выдуманным или просто не соответствовать находившейся на плате игре, а картинка могла не иметь даже малейшей связи ни с названием, ни с игрой на плате. Судя по всему, сперва производился поиск по англоязычному названию, затем из результатов брали первое найденное изображение и делали из этого обложку. Наличие же на плате расхожей игры было связано с тем, что картриджи поставлялись в магазин без наклеек. Наклейки прибывали отдельным рейсом, и продавцы лепили их сами, и разумеется, иногда путали. Картриджи могли упасть во время транспортировки, раскрыться, платы — перепутаться и т. д.
Также стоит отметить упоротость самих рисунков на наклейках картриджей. Пираты могли прифотошопить спецназовцу с автоматом голову Микки Мауса, вырезать Марио с обложки собственной игры или подрисовать Капитану Америке пояс расцветки флага ЛГБТ. И всё это сопровождалось звучными словами «Super», «King» и «9999-в-1».
В итоге русские умельцы научились делать и свои картриджи — в основном на базе полумёртвых заводов по производству электроники и в больших НИИ (там, где была доступна линия по производству печатных плат и ЭВМ для прошивки микросхем). Русские варианты «Принца Персии» и прочих игр были вшиты в микросхемы ПЗУ (юзались ПЗУ-шки советского производства), на печатных платах коричневого или жёлтого цвета, как умела делать только российская промышленность середины 90-х годов. Встречались русские картриджи, в которых вместо ПЗУ использовались программируемые rom'ы с окошком производства небезызвестной фирмы Intel (окошко обязательно нужно было заклеивать, иначе под воздействием ультрафиолета из солнечного света данные медленно превращались в кашу).
Game over
В буржуйском мире игры для NES выпускали до 1994-95 гг., затем все усилия по поддержке перешли на более современные приставки. На своей родине консоль ушла на покой примерно в то же время, когда на ней перестали играть у нас — в начале 2000-х. Техподдержка была прекращена в 2007 году, ввиду отсутствия деталей на складах. То есть Фамикому удалось продержаться на рынке целых 20 лет, правда, при действующей поддержке производителя. Однако, если вспомнить, что в то время игры почти полностью перешли в 3d, и началась эпоха правления Playstation, уже вполне можно засчитывать эпик вин!
Но не всё так печально. После смерти во плоти NES возродилась, аки феникс, в виде эмуляторов для пека и мобильных телефонов. Теперь же любой олдфаг может, поставив Nestopia и закачав пару РОМов, поностальгировать о безвозвратно проёбанном детстве. Более того, эмуляторы позволяют сохраняться (прощайте, порванные пуканы!), а ввиду большого количества похаченных РОМ-ов можно даже поиграть в тех же «Ниндзя-котов» с полной русификацией.
Несмотря на то, что сейчас в NES играют в основном гики и ностальгирующие 20-летние бородачи, наследие консоли не забыто. На просторах интернетов можно найти поистине неисчислимое количество каверов на восьмибитную музыку (есть даже цельный отдельный жанр музыки nintendocore), фан-арт, книги, фильмы и пародии; самопальные игры, наконец — тысячи их! Даже серьёзные конторы выпускают пародии на 8-битные игори. Не говоря о том, что рождённые приставкой франшизы живут и здравствуют до сих пор уже на более новых консолях. Не забывают и китайцы, штампующие на волне «модной» тоски по ретро откровенно паршивенькие клоны и картриджи, не забывает сама Nintendo, производя кастомные версии новых консолей и различные олдскульные чудеса. Вот так интересно получается — 8 бит давным-давно в прошлом, а дело их до сих пор живёт и даже процветает. А твоя PS3 может таким похвастать?
Игори
На NES вышло множество шедевральных игр, о которых анонимус в этой стране даже не слышал. Например, Метроид. Но те, о которых он слышал, стали культовыми.
Обзорщики
AVGN
Angry Video Game Nerd (Злобный видеоигровой нерд, настоящее имя James Duncan Rolfe) — повёрнутый на играх задрот, в своих видео поливающий говнами самые ущербные ретро игры для восьми- и 16-битных соснолей.
Kinaman
Kinaman (IRL Павел Гринёв) — расово православный обзорщик ретроигр, российский аналог AVGN’a. Отличается от последнего тем, что делает обзоры не просто на игры для консолей, а на их китайские копии, порты, хаки, завозимые компанией Steepler и бандитско-челночным рынком 90-х годов, чем бешено доставляет бородатым олдфагам. Впрочем, иногда проскакивают и современные подделки. В качестве железа в своих обзорах использует различные клоны Famicom'а, но основной — Dendy Junior. Ныне занят съёмкой ностальгически документального проекта «Один день детства», состоящего из пяти фильмов, в которых, помимо игр, будут затронуты другие аспекты развлечений детей 90-ых: телевидение, комиксы и т. д. Посему, зрителю до момента премьеры (предположительно 2016 год) остается лицезреть лишь «Меморизы», «Лайвы» и «На кухне», от которых единственная польза — крепкий сон.
Творческий путь и значимость™
С 2005 года был одним из авторов, а после — главредом игрового офлайн-журнала Game Bit. Долгое время занимался поиском и восстановлением мультсериалов и телепередач 90-х годов, некоторые из которых озвучивал. В 2008 открыл сайт об «Охотниках за привидениями».
В начале 2010 впервые посмотрел видео Angry Video Game Nerd'а и загорелся идеей видеосъёмок. В октябре приступил к работе над фильмом «Проклятие серого слонёнка», в марте 2011 — выпустил. Именно эта картина прославила оного в широких кругах. Рассказ ведётся о тех временах, когда колхозы разваливались, всякое быдло лезло во власть, Москва не трещала по швам, а приставки были тёплыми и ламповыми.
|
Видеогалерея
Ссылки
- Эму-ленд — сайт с РОМами приставочных игр и эмуляторами. У сайта есть форум.
- Эму-раша — сайт с РОМами приставочных игр и эмуляторами. Один из лучших российских эму-порталов, наравне с Emu-land.net.
- ЭмуТим — сайт, где стримят различные консольные игры практически круглосуточно.
- ROMNation — ROM-архив. Sega, NES, SNES.
- Кинамания — официальный сайт Кинамании
- Червепедия — вся правда о Кинамане
- Канал «Кинамания» — офиициальный канал Кинамана на тытубе
- Игры Денди онлайн — сайт, на котором можно играть в эмулятор Dendy через браузер
- История Денди, СНЕС, Сеги и Стиплера в этой стране
- Эмулятор NES и Dendy
Примечания
- ↑ Использование специальных чипов на картриджах добавляет дополнительные каналы звука, в том числе «пилообразные».
- ↑ NES была значительно слабее Sega Master System по техническим характеристикам, однако смогла не только обойти конкурента, но и сделать так, что сейчас в этой стране все знают, что такое Dendy, и почти никто не помнит, что такое Sega MasterSystem.
- ↑ ЧСХ, не самый невероятный сценарий: удешевлённые китайцами путем тотальной экономии на сечениях провода и железки трансформатора питальники приставок грелись в результате ояебу как. Страдали над ними, правда, чаще не родоки, а сама школота, регулярно ощупывая несчастный закипающий блочок в паузах между уровнями. Но главной причиной пиздеца являлся расчёт китайских блоков питания на низкое напряжение, и от наших 220 вольт случался припеклобус, отчего китаец плавился и перегорал — и по сей день эту хуйню можно наблюдать, например, с китайскими зарядными устройствами.
NES | геймеры знают, какое отношение имеет NES к играм | [ MOAR ] [ ʘ ] [ + ] | ||||
|
|||||
[ + ] Купи NES со скидкой и получи подарок!*
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|