БГ
Материал из Lurkmore
Осторожно, взаимоисключающие параграфы! В результате злостно постмодернистских литературных опытов, войны правок, заветов П-тра П-тровича Кащенко, любви к тоталитаризму, набегу священных военов или просто по причине долбоебизма, одна часть этой статьи явно противоречит другой. Считайте |
Внимание! Статья-детектор! Одним из побочных эффектов от прочтения этой статьи является так называемый butthurt. Если вы начнёте ощущать боль в нижней части спины, следует немедленно прекратить дальнейшее чтение и смириться с фактом, что вы — аквариумофаг. |
A long time ago, in a galaxy far, far away... События и явления, описанные в этой статье, были давно, и помнит о них разве что пара-другая олдфагов. Но Анонимус не забывает! |
Анонимус! Возможно, ты опечатался, желая написать: Б-г. |
« |
Мне пора на покой — Я устал быть послом рок-н-ролла В неритмичной стране | » |
— БГ, 1981 |
« |
Коль слышишь ты, Что в песне нет мотиЙИЙИИИва И смысла гав, И связи между слов, О ней не отзывайся некрасиво, Ведь это пел Борис Гребенщиков. | » |
— Легион |
« |
Люблю я тебя, Боря! Но не очень... | » |
— Петр Мамонов |
Борис Борисович Гребенщиков (Боб, Гребень, БГ, Гробощенков, Гребобор, Бородатая Грыжа, Будда Гаутама, 27 ноября 1953 — ислам еще не принят, хотя буддизм — вроде таки да) — советский, а потом российский певец слов и игрец руками на гитаре, поэт (см. ниже), художник (от слова «худо»), ЕРЖ, по мнению самих ЕРЖ. Главный рак безрыбья. По образованию — математик, действительно окончивший этот ваш питерский университет, что также изрядно повышало его авторитет в глазах малолетнего небыдла.
Содержание |
История
« |
Но ты возьми вот что. Человек ровно двадцать пять лет читает и пишет об искусстве, ровно ничего не понимая в искусстве. Двадцать пять лет он пережевывает чужие мысли о реализме, натурализме и всяком другом вздоре; двадцать пять лет читает и пишет о том, что умным давно уже известно, а для глупых неинтересно: значит, двадцать пять лет переливает из пустого в порожнее. И в то же время какое самомнение! Какие претензии! | » |
— Антон Палыч Чехов, «Дядя |
« |
Тихо в лесу, только не спит БГ, Знает БГ, что Б он и Г, вот и не спит БГ | » |
— Народное творчество |
В 80-х годах являлся предметом лютого, бешеного шлика среди духовно богатых дев, ибо обладал (на настоящее время стал старым, жирным и лысым) довольно-таки годной интеллигентной внешностью, да и вообще был похож на Боуи, что у небыдла всегда дичайше котировалось; имел в активе проникновенный голосишко, манеру петь с придыханием, был гоним кровавой гэбней, выпершей его с работы и из комсомола в 1980 году. Что еще нужно, чтобы вызвать у духовно богатой девы любовь до гроба?
Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Вручение ордена было инициировано тов. Сурковым, который всю жизнь фапал на БГ, но смог выразить свою признательность, лишь став замом президентской администрации.
О творчестве БГ
« |
— Не могу я Гребенщикова слушать, — ответил Володин. — Человек, конечно, талантливый, но уж больно навороты любит. У него повсюду сплошной буддизм. Слова в простоте сказать не может. | » |
— Пелевин. Чапаев и Пустота |
« |
Чем выше залезаешь в астрал, тем больше несешь дребедень | » |
— БГ |
Играемый «Аквариумом» говнорок — набор звуков, местами напоминающий рок, и однако приятный на слух — отличался несколько повышенной на фоне прочих совковых говнороков тех далеких 80-х сложностью (главным образом достигавшейся экстенсивным путем). В группе было дохрена народу — человек 10, а временами, может быть, даже и больше, игравших на куче разных инструментов (были там и скрипка, и виолончель, и флейта, временами — саксофон и клавиши, а также иногда всякие прочие свистелки и перделки — от трубы до перкуссий из кофейных банок). Состав менялся довольно часто, но обычно понемножку. В силу большого количества акустических инструментов звучание «Аквариума» было хорошо узнаваемым и особенно «лиричным».
Главным же достижением, все-таки, были сочиняемые Бобом тексты. Они были непонятными для большинства, и почти безотказно вызывали у слушателя тяжелейший СПГС, ибо быдлу очень часто было совершенно невозможно врубиться, что автор имел в виду. Есть подозрение, что он и сам это понимал далеко не всегда, но, видимо, сильно не заморачивался, а порол, что попало[1]. Наверняка тому способствовали и употребляемые им вещества, часть которых была невозбранно воспета в тех самых песнях.
Кроме того, Боб без всякого смущения невозбранно брал отовсюду как цитаты исполненные очей глубинного смысла фразы, обычно длиной в одну-две строки: из текстов буржуйских рок-групп, фольклора разных народов, художественной литературы и даже из некоторых священных писанин. Да, эрудиция у него на самом деле очень неплохая. Дальше добавлялась либо полнейшая отсебятина, либо прилеплялось что-нибудь из совсем другого источника. В результате получалось на диво загадочно, свежо и оригинально. СПГС у слушателей, чаще всего ни одного из источников не знавших, достигал поистине терминальных масштабов. Троллинг в некоторых местах достигает экстремума, давая понять слушателю, насколько говноподобны его личные убеждения.
С музыкой дело обстояло примерно так же: небольшие огрызочки пиздились у всех подряд. В числе жертв были замечены Doors («Мы никогда не станем старше» («Арокс и Штёр», 1982, «Электрошок», 1983)), Pink Floyd, Deep Purple, Bob Marley (в 2005 был выпущен сборник «Reggae»), Bob Dylan, Lou Reed, Patti Smith (одна из знаменитых их мелодий «Рок-н-ролл мертв»), а также множество других менее известных коллективов и исполнителей. Сильнее же всех, кажется, «пострадал» David Bowie (хотя, скорее всего, он сам об этом ровным счётом ничего не знает). Плагиат музыки бросается в глаза немного меньше, чем плагиат текстов, поскольку в результате довольно слабого умения участников игра содранных мелодий часто звучала вроде как и похоже, но всё-таки как-то не так. Алсо, некоторые из тех же самых исполнителей сами драли мелодии почём зря (вышеупомянутый Боуи, например).
Кстати, самая известная песня Гребня «Город золотой», в отличие от большинства его произведений, была спизжена целиком и полностью. Текст — у Анри Волохонского (как об этом пишет Зеэв Гейзель), а музыка — с канцоны для лютни советского лютниста Владимира Вавилова, выпущенной в 70-е на пластинке под именем итальянского композитора Франческо да Милано (пруфлинк). Боб об этом сообщил перед первым же исполнением в 1984 году (в самом конце трека, идущего перед «Городом», — «Движение в сторону весны»). БГ впоследствии четко выразил свое отношение к «Городу золотому» в песне «Последний поворот»:
На кой мне хрен ваш Город золотой, На кой мне хрен петь складно... |
В широком смысле всё творчество Гребня определяется как самый обыкновенный постмодернизм. Фишка в том, что БГ — один из очень немногих художников постмодернизма, творивших на русском языке. Таким он и войдёт в историю искусства, несмотря на негативные эмоции некоторых критиков.
Аквариумизм и культ Боба
« |
И некоторым людям нужен герой, И если я стану им — это моя вина! | » |
— БГ |
Как уже было сказано выше, в 80-е годы Боб был люто, бешено обожаем старшеклассниками и студентами младших курсов из хороших семей. Девочек было больше (по причинам романтического характера), однако мальчиков тоже хватало. Этих, помимо бунтарства («их запрещают!»), привлекало то же самое охуительное глубокомыслие текстов, а также, возможно, то, что там упоминались вещества, портвейн и прочие вкусные вещи.
Фанаты БГ назывались аквариумистами, как и любители разведения рыбок в стеклянных банках, и иногда это рождало лулзы. Приходилось слышать такие истории: духовно богатый мальчик, возвращаясь домой вечером в темноте, узрел на заборе слабо читаемую листовку (пятую копию на пишущей машинке, кто помнит — поймет), приглашающую всех аквариумистов явиться на встречу у черного хода Дворца Пионеров такого-то числа в такое-то время. Мальчик обзванивает всех своих друзей, те обзванивают своих, и в указанный день и час ко входу во Дворец Пионеров подваливает нехилая толпа. К ужасу и полнейшему фалломорфированию скромной руководительницы кружка по уходу за рыбками и кучки малышей с баночками водорослей и улиток. Бобофаги, естественно, тоже бывали ужасно разочарованы и сконфужены, виновнику же торжества оставалось только удавиться.
В обычных же условиях поклонение Бобу выражалось в благоговейном прослушивании зажеванных кассет и бобин с десятой перезаписью (как источника, так и приемника) и иногда совместном поиске глубинного смысла. В Питере популярной забавой было также паломничество к месту жительства божества (в надежде отловить его с мусорным ведром и отщипнуть кусочек на память от Самого или хотя бы от мусора) и исписывание стен дома и подъезда изъявлениями страсти и преданности. В 70-х, когда карьера Боба только начиналась, а также в начале 80-х особо удачливые обсиратели стен иногда даже могли быть милостиво приглашены на чай или другие напитки. Среди таких счастливчиков были и сравнительно известные ныне личности, вроде Васильева («Сплин»).
Юные девочки не только слушали песни, но и собирали «бобовнички» — коллекции фоток кумира самого разного происхождения. В конце 80-х, когда анафема с рока была снята, фотографии Боба и его шайки стали нередко появляться в газетах и журналах. Такие выпуски этих изданий закупались часто по нескольку экземпляров (одну фотку на стенку, вторую — на дневник, парочку — в качестве резервных копий, чтобы было чем заменить истрепавшиеся, ну или для подружки, которой журнала не хватило, будет чудесный подарок на день рожденья). Обычно «бобовничек» представлял собой папку, где все эти фотки бережно хранились (за исключением прилепленных на стены). Толщина папки свидетельствовала об олдовости фанатки и серьезности ее увлечения.
Мальчики тоже собирали «бобовнички», однако же старались этого не афишировать. Всплывало главным образом в случае, когда мальчик решался расстаться с одним из экспонатов своей коллекции для осчастливливания интересующей его девочки.
Не сумев купить экземпляров нужного журнала потому, что прибежавшие раньше коллеги хватали его пачками, несчастные фанаты вандалили библиотеки, бритвочками вырезая вожделенные фотки из подшивок газет и журналов.
Ярое бободрочерство обычно ослабевало, а то и сходило на нет по окончании школы и поступлении в университет. Частично мозги прочищались матаном. Тем, кому не помогал даже матан, как правило, шло на пользу 2 года покраски травы в стройных рядах Cоветской армии. Также пионеры знакомились с молодежью постарше и в результате получали доступ к записям тех коллективов и исполнителей, у которых Боб невозбранно драл. Нередко в результате «аквариумист» переключался на слушанье оригиналов или каких-нибудь вовсе не связанных музык, о которых раньше просто не имел ни малейшего представления. Иногда же осознание бесстыдного плагиата кумира могло вызвать у пионера нехилую драму с торжественным сожжением содержимого «бобовничка», перезаписыванием всех священных кассет «Modern Talking’oм» и уходом от говнорока навеки. Такие случаи, впрочем, были крайне редки.
Наиболее частым способом прекращения фанатения был самый естественный: дева находила себе ёбаря, и потребность в шлике на Боба ослабевала. «Аквариум» из объекта поклонения становился просто приятной музыкой, а потом и музыкой детства.
С пионерами мужского пола происходило примерно то же самое: они находили телку, а если нет — то хотя бы получали доступ к настоящему портвейну и настоящим веществам, в результате чего поиски глубинного смысла их начинали заботить куда меньше.
Радикальной веткой эволюции было превращение человека в меломана. Как результат, дом (или комп) стремительно заполонялся самой разной музыкой. С середины нулевых БГ сам активно их подкармливает из радио в своём эпическом подкасте «Аэростат». Любовь к БГ при этом не проходила, но фанатизм проходил — в конце концов, сколько можно слушать одно и то же, если прямо под мышкой гигабайты неведомого и неисследованного? Опасность они представляют только для неосторожных гостей: могут стукнуть каким-нибудь древнекельтским альбомом 2012 года выпуска из подключённого к компу тёплого, лампового усилителя.
Закат славы «Аквариума» и говнорока вообще
« |
За тех, кто никогда не простит нам то, что Рок-н-ролл мёртв, а мы ещё нет | » |
— БГ |
Произошел примерно в 1989-91 годах. Причин тому было несколько:
- Совковый говнорок не только перестал быть запрещенным, но и попер из зомбоящика, зачастую в качестве приправы к предвыборной брехне тогдашних политических лохотронщиков. Романтики не стало — остались только три аккорда, убогие голоса и стареющие и жиреющие хрены.
- Кроме того, стали массово продаваться или распространяться через «студии звукозаписи» записи западных исполнителей, у которых совковые рокеры невозбранно драли, а «Аквариум» занимался этим больше всех остальных. Поскольку творчество БГ было изначально ориентировано на небыдло, это ВНЕЗАПНО вышло ему боком: небыдло ринулось затариваться Дэвидом Боуи, Лу Ридом, Бобом Марли и прочими первоисточниками, и про Боба в основном позабыло.
- Боб здорово подпортил свою репутацию, попытавшись продвинуться в западном направлении[2]. Результатом стал запредельно унылый альбом «Radio Silence» c песнями на английском языке с русским акцентом, который в Штатах слушать никто не стал, а в Совке олдовые аквариумисты от него дружно проблевались, поскольку жалкие потуги выдать попсу в угоду тупым пиндосам были очевидны. Хуже всего то, что даже попсы не получилось. Существует версия, что тогдашний состав «Аквариума» развалился, разосравшись при дележе денег от этого альбома[3].
Высказывались даже мнения, что Бобу очень стоило бы стать героем, как это сделали примерно в те времена Цой, Башлачев и еще несколько менее известных говнорокеров. Дескать, это только пошло бы на пользу его репутации. И с этим трудно не согласиться.
Тем не менее, «Аквариум» продолжает существовать до сих пор и регулярно выдавать унылейшие альбомы с фирменными лирическими музыками и бредовыми текстами, в которых массы уже давно отчаялись обнаружить глубинный смысл. Изредка, правда, БГ пробивает на каверы рэгги и ирландских народных песен, которые доставляют намного больше хотя бы тем, что 1) песни про бухло и траву, СПГС не нужен, 2) здесь король римейков не пытается ничего выдавать, а честно играет написанное другими, и 3) слушать про «Ну-ка мечи стаканы на стол» намного веселее и задорнее, чем про «На наших ветвях пожухла листва». Идеальным сценарием для БГ было бы перепрофилироваться в русского Блэкмора, составить конкуренцию Мельнице и играть ирландский фолк для ролевиков, но ЧСВ не позволит: умище-то куда девать прикажете?
Слушают всё это главным образом такие же старые хрены и перечницы, как и сам Боб (встречается, правда, и молодняк). Это те из бывших резвых пионеров-аквариумистов, кто так и не нашел себе бабу или ёбаря, но и от веществ не подох. В общем, ни хрена не нашел, скажем так, поэтому до сих пор ищет Глубинный Смысл либо просто вспоминает времена, когда трава была зеленой, портвейн — вкусным, а будущее — интересным. Поскольку известен Боб с начала 80-х, а кое-кому и с конца 70-х, накопиться таких заспиртованных личностей успело достаточно для того, чтобы обеспечивать своему кумиру раскупаемость альбомов и посещаемость концертов, достаточных для безбедного существования.
Из исходного состава в группе остался, кажется, один Боб, хотя, опять же, на альбоме «Лошадь Белая» на басу играет тот же Саша Титов, что и на «Радио Африке» образца 1983-го года.
Наши дни
« |
Теперь друзья мне говорят, Что мои песни не нужны. | » |
— БГ |
С 2002-го года группа кагбе возродилась, хотя она с 1993 года никуда и не исчезала. Неплохо возродилась, по мнению некоторых. Ну да и времена БГ-Бэнда (1991—1993) тоже некоторым доставляют по-своему. Кстати, Боб и сейчас решается на наглый плагиат, например, песня «Не могу оторвать глаз от тебя» = «Can't take my eyes off you» Damien Rice.
После перенесенной операции на сердце БГ на время бросает курить.
Влияние Боба на своих поклонников
« |
А это просто ребята ловят свой кайф! | » |
— БГ |
Влияние было как положительным, так и отрицательным. Поскольку Боб не только драл отовсюду, но еще и упоминал в своих текстах множество разных вещей и явлений, это неплохо способствовало развитию в его мучимых СПГС поклонниках тяги к знаниям, as a result, повышению их общего культурного уровня. Многие дети 80-х именно из песен Боба узнали имена Пруста, Сартра, Ли Бо и некоторых других деятелей. Что само по себе неплохо. Алсо, Боб стал одним из первых пропагандистов творчества Толкиена в этой стране, объявив с экрана зомбоящика, что Толкиен — его любимый писатель.
Отрицательное же влияние Боба заключалось в том, что непрерывный СПГС и его реализация в виде прочтения Сартра, Пруста и иже с ними приводили у детей из хороших семей к обострению ЧСВ, к каковому они и так имели врожденную предрасположенность. В результате, они начинали еще больше смотреть, как на говно на всех, кто не понимает глубокого и утонченного творчества Боба и не дрочит вместе с ними. Что не слишком хорошо сказывалось на отношениях таких детей со сверстниками (иногда вплоть до побоев).
БГ и копирайт
« |
А если не нравится, как я излагаю — | » |
— БГ |
Павел Каллиников: Борис Борисович, вы в свое время сделали щедрый подарок интернетчикам — это целый альбом, который выложили в сеть, «Молитва и пост». Мы не рассчитываем, что дальше будет продолжаться так же, но как вы относитесь к тому, что старые ваши записи, которые имеются у многих любителей и которые совершенно не повторяют ваши канонические записи, будут выложены? |
[1] |
Также рекомендуем почитать здесь — БГ грамотно расставляет все точки над авторским правом — тут цитатой не отделаешься, следует читать полностью.
Отметим, что альбом «Лошадь белая», 2008 года выпуска, Его Преосвятейшество вполне законно выложил в паблик на Kroog’ах, видимо, отчаявшись получить прибыли с продаж. Так-то. То же и с альбомом «Пушкинская, 10»: [2], а также с несколькими сборниками недоизданных за долгую карьеру БГ песен.
Известный в этой стране говноканал ТНТ обожает копипиздить у БГ мелодии для своих педерач (в «Битве экстрасенсов», например, был отчётливо слышен трек «Афанасий Никитин буги или хождение за три моря»).
Следует особо отметить тот факт, что БГ, при всех своих недостатках и фимозах, один из лучших концертных исполнителей на позднесоветском и постсоветском пространстве вообще. Это со скрипом, но признает и небыдло. Поэтому Боб, благодаря раскрученному бренду и качеству концертов, живет с проблемами копирайта в не особенно часто пересекающихся вселенных.
Прочие заслуги
« |
Борис Гребенщиков — это одно из немногих подлинно русских, подлинно национальных явлений в нашей современной культуре. | » |
— Егор Холмогоров, C нами БГ |
« |
Мы взяты в телевизор, Мы пристойная вещь. | » |
— БГ |
- Вместе с Сергеем Курёхиным в 1992 году снялся в винрарнейшем лулзовом фильме «Два капитана — 2».
- Боб ведет свою радиопередачу «Аэростат». Хотя её в виде подкаста невозбранно выкладывают на Рподе. В зависимости от степени меломанского ЧСВ слушателя оценивается от винрара до УГ.
- Известно, что БГ смотрит аниме. В одном из выпусков «Аэростата» («Запах будущего») нахваливал Gits (переводя название как «Дух в скорлупе») и даже пускал в эфир тему из ОСТа.
- Также известно, что БГ любит System of a Down. Сей коллектив был расхвален Гребенщиковым все в том же «Аэростате».
Ссылки
- Борис Борисович™ — сообщества лулзующих на БГ. Степень унылости — разнообразная, встречается и винрар.
- Структура символики в произведениях БГ.
- Ещё одна попытка понять, о чём же поёт БГ.
- Самый подробный справочник по Аквариуму. Для искателей тайного смысла есть толковый словарь.
Примечания
- ↑ В этом плане Михалок в общении со СМИ, например — пародия на БГ, доведенная до абсурда.
- ↑ Впрочем, БГ был не единственным. Многие советские говнорокеры и говнопанки уверовали в созданный ими же миф, что их пластинки не продаются за бугром многомиллионными тиражами только из-за козней ЦК КПСС и КГБ. После падения железного занавеса многие наши музыканты записывали англоязычные альбомы и садились на телефон в ожидании звонка известного продюсера или антрепренера. Конец немного предсказуем.
- ↑ На самом деле, альбом писался в Лондоне и Лос-Анджелесе при помощи музыкантов Eurythmics, соответственно «Аквариума» там было немного меньше, чем совсем. Кроме того, в денежном отношении альбом вышел провальным чуть более, чем полностью, поэтому делить там было нечего.
[ + ] БГ — ЕОБА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
[✡] БГ. Матеrиал из Луrкомоrья — евrейской rасовой энциклопедии.
|
|||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|