Тёплый ламповый звук

Материал из Lurkmore

(Перенаправлено с Тёплый ламповый)
Перейти к: навигация, поиск
10к.gifЭта статья рассказывает о какой-то антинаучной хуйне.
Если вы — физик, химик, биолог или просто слишком хорошо помните школьную программу соответствующего курса, вам лучше ее не читать. В противном случае вы рискуете умереть от смеха. Мы предупредили.
Drama.pngZOMG TEH DRAMA!!!11
Обсуждение этой статьи неиллюзорно доставляет не хуже самой статьи. Рекомендуем ознакомиться и причаститься, а то и поучаствовать, иначе впечатление будет неполным.
48ef4db2ad.png Анонимус!
На данную тематику можно пообщаться с копипастой.
«

Кстати, никто не сталкивался с тем, что музыка скачанная из интернета по выделенке звучит сухо и безжизненно по сравнению с той, которую я раньше качал через модем? я думаю, это связано с тем, что телефонная линия всё же хоть как-то предназначена для передачи звука.

»
Bashorgrufavicon.png414799

Тёплый ламповый звук — распространенная шиза среди аудиофилов и некоторых музыкантов-задротов. Шиза эта имеет абсолютно разные корни и проявления у вышеозначенных поциентов. Фраза активно используется носителями ФГМ на форумах, посвященных Hi-end-аппаратуре и на форумах по обработке звука и созданию музыки. Как правило, любители ТЛЗ агрессивны и в качестве главного аргумента против транзисторного аналогового и тем более цифрового звука приводят: мол, «у вашего звука нет души», «только у лампового звука есть душа».

Содержание

Первоисточник

М/ф «Дарья», 2 сезон, 5 серия, 3 минута, 27 секунда

-теплота винила, старик, звук совсем другой, он теплый -ты слушаешь радио

Теория

 
Русскіе аудіофилы слушаютъ теплый ламповый звукъ. Лѣто 1924

Русскіе аудіофилы слушаютъ теплый ламповый звукъ. Лѣто 1924

Советские пролетарии тоже знали толк в сабже. 1931 год.

Советские пролетарии тоже знали толк в сабже. 1931 год.

Семейство Градо кагбэ рассуждает…

Семейство Градо кагбэ рассуждает…

 
Сферический Тёплый Ламповый Звук в вакууме

Сферический Тёплый Ламповый Звук в вакууме

Лечение уха тёплым ламповым светом

Лечение уха тёплым ламповым светом

Маэстро-настройщик теплого лампового звука за работой

Маэстро-настройщик теплого лампового звука за работой

Теория очень сложна и неинтересна ненердам, а нужна лишь для оправдания покупки ламп не только по их визуально-эстетическим качествам. Вкратце:

  • характер искажений сигнала в ламповых однотактных усилителях, примечательный наличием чётных гармоник (в двухтактных усилителях они подавлены, в отличие от нечётных) и, следовательно — «ниспадающим» их спектром, который считается наиболее благозвучным.
    Только вот уровень этих «благозвучных» гармоник высок настолько, что вызывает слышимый ухом явный окрас исходного сигнала. К тому же, у любого хорошего транзисторного двухтактника с ООС спектр самый что ни наесть ниспадающий, только уровень гармоник ниже на порядки. К тому же, чётные гармоники с основным тоном консонируют, а нечётные — диссонируют. И поскольку в звуке двухтактных усилителей (подавляющее большинство транзисторных) чётных гармоник совсем нет, то и диссонанс от гармоник в их звуке заметнее.
  • выходной трансформатор, который также является и фильтром, не пропускающим ВЧ-грязь в сигнал.
    Другой вопрос, что он и сам по себе искажает сигнал за счёт нелинейностей материала сердечника и относительно узкого частотного диапазона, но разве это минус для аудиофилов? Наоборот — это железяка, которую можно бесконечно улучшать и ставить об этом в известность других ламповладельцев, лишний раз повышая своё ЧСВ.
  • микрофонный эффект сеток одиноко торчащих напоказ ламп может окрашивать звук реверберацией помещения.
  • проходная характеристика некоторых ламп (зависимость выходного тока от напряжения между сеткой/базой и катодом/эмиттером) гораздо более линейна чем у среднего транзистора, и это один из главных козырей почитателей лампового звука, так как это-де уменьшает искажения.
  • лампы иначе детектируют радиочастотные помехи с входных и выходных кабелей (а фильтрами ЭМИ на входе и выходе мало кто заморачивается).
    И всё бы хорошо, только вот искажения каскада на лампе оказываются почти всегда сильно выше, чем искажения каскада на транзисторе (неважно — полевом или биполярном), в котором всегда есть местные ОС, лишённые описанных ниже проблем.
  • отсутствие глубокой ООС в ламповиках, и как следствие — якобы «более натуральный» («тёплый», «воздушный» и т. д.) звук (при объективно бόльших фиксируемых гармонических искажениях).
 
Теплый, ламповый, интегрированный…

Теплый, ламповый, интегрированный…

…а для любителей ноутов — теплоламповый USB!

…а для любителей ноутов — теплоламповый USB!

Теплый ламповый Pip-boy

Теплый ламповый Pip-boy

Проще говоря, все преимущества лампового звука не в лучшей передаче звука, а в придании этому звуку характерной окраски, которая в свою очередь может хорошо восприниматься конкретным слушателем. Нечто вроде маянезика и глутамата натрия.

b
Это феерия! На уровне вешалок вместо межблочных кабелей или даже выше! Аудиофил Тиль слушает наушники за 2749 баксов, подключенные к обычному айфону

Ещё одна причина обожания ламп поциэнтами — в том, что они красивые, блестящие и в темноте светятся, поэтому их и выставляют напоказ. А транзисторы — маленькие, невзрачные хуёвины, которые в корпус с глаз долой прячут. Поэтому очень круто иметь ламповик дома и всем его показывать (если он красиво сделан).

Следует заметить, что существует и представлена на рынке и дорогая высококачественная транзисторная аппаратура — например, фирмы Accuphase. Однако, несмотря на высокое качество, лампофилы указывают на то, что в транзисторах нет души, как и в электронной музыке и цифровых носителях, они не добавляют в звук музыкальности и т. д. Возразить на это нечем — транзисторы и впрямь неодушевлённые объекты (как собственно и лампы, но об этом лампофилы обычно забывают).

Чем больше глубина ООС, то есть, чем точнее усилитель передает музыкальный сигнал, тем хуже он звучит

Анатолий Лихницкий[1]

Так что «тёплый ламповый звук» не слишком связан с самими лампами. И представляет собою истероидную, нарциссическую философию, базирующуюся на звуковых стереотипах. Адепты ТЛЗ очень не любят действительно хорошие ламповые усилители — они, по их мнению, звучат «холодно», «жёстко», «транзисторно» и демонстрируют прямо таки вселенскую «Бездуховность» — чтобы в этом убедиться, достаточно спрятать такой усилитель за занавеской и устроить «слепое» прослушивание. Кроме того, на все эти ваши High-End нет никаких стандартов. То есть, теоретически, можно и школотой спаянный транзистор, и бабушкин VEF спокойно назвать Хай-Ендом и не ошибиться. Правда с Hi-Fi такое не прокатит, существуют жесткие DIN (и даже ГОСТ) стандарты, что именно можно обозвать Hi-Fi.

Алсо под категорию «Тёплого лампового звука» подпадают вообще-то многие явления, даже далёкие от звукотехники. Так что не удивляйтесь тому, что ниже по тексту много говорится не совсем о лампах. Nuff Said.

Суть аудиосрача

AudioNote Ongaku — один из самых теплоламповых усилителей в мире, всего за 56000 £[2]
Сетевой кабель, передающий сигнал «со скоростью 91% скорости света»
Ethernet патч-корд 1.5 метра за 499 $ — Пруфлинк. Или на Amazon (8000 $, used)] Пруфлинк 2.
Тоже тёплый, тоже ламповый, но на транзисторах[3]
Наглядно показаны преимущества ламповых диодов перед полупроводниковыми
Наглядно показаны духи тёплой ламповости (Журнал Popular Science) февраль 1924 г.
Lampy.jpg

Неискушенный обыватель может спросить: «почему в аудиосрачах основной уклон приходится на обсуждение именно усилителей, а также кабелей?» Слушая лампофага, можно прийти к выводу, что провода определяют 50% звука, а значение усилителя перевалит за 100%, в то время как людям, далёким от темы, главной кажется величина колонок (что, впрочем, тоже не совсем верно). Ответ прост — самодельный усилитель (и тем более — кабель):

  • требует минимума знаний и опыта для сборки;
  • не требует большого объёма и высокой культуры столярных работ, потребных для изготовления АС;
  • не требует знания схемотехники на приличном уровне, без которого невозможно собрать не то что цифровое устройство, но даже банальный радиоприёмник.

Симптоматика

С симптомами лампоёбства можно ознакомиться на отдельной странице.

Тёплые ламповые мониторы

Имеются ввиду электронно-лучевые мониторы (кинескоп — это электровакуумный прибор, иными словами — большая радиолампёха).

Суть в том, что на ЖК-мониторах изображение мертвое и холодное. Тонкопленочные транзисторы полностью губят его душу. В то время как теплые ЭЛТ-мониторы наоборот его оживляют, наделяют картинку жизнью и теплотой. Глядя на холодное бездушное изображение ЖК монитора ты не просто созерцаешь погибель, ты убиваешь свою собственную душу! ЭЛТ-монитор излучает тепло (и рентген), а бездушный ЖК наоборот высасывает из тебя саму жизнь!

Среди геймеров

Похожее происходит вследствие требовательности геймера к одновременному соединению минимальной задержки отклика, высокого разрешения экрана и хорошей цветопередачи, что даже современные LCD не всегда делают удовлетворительно, обесценивая вложения задрота в самую продвинутую видюху. Нередко перерастает в следующий спор: «играть на ЖК-мониторе или на подключённой плазменной панели?», так как у плазмы, как и у ЭЛТ, вообще нет задержки отклика (кроме задержек, вносимых цифровой обработкой сигнала с целью поднять контрастик и дорисовать промежуточные кадрики для плавного отображения видеосигнала) и высокая цветопередача.

Холодные ламповые CCFL vs бездушное LED-говно

В связи с заменой в современных мониторах теплых (в прямом смысле) флуоресцентных ламп с холодным катодом (CCFL) на бездушные дешевые полупроводниковые светодиоды (LED) срач выходит на новый уровень. Ибо дешевые массовые W-LED-светодиоды не в состоянии выдать свет с хорошими спектральными характеристиками. В частности не могут обеспечить расширенный цветовой охват. А профес­си­о­наль­ные мониторы на RGB-LED-сборках большинству спорщиков недоступны из-за совсем негуманных цен на них.

На самом деле

Как и в случае со звуковоспроизводящей аппаратурой, миф о безоговорочной невъебенности трубок родился во времена, когда старая технология была на пике своего развития, а новая лишь делала свои первые шаги в широкие массы. То, что новая технология с той поры шагнула далеко вперёд, а старая в лучшем случае не шагнула никуда, упоротыми фанатами старой технологии, естественно, игнорируется.

Матрицы даже самых ширпотребных LCD поддаются цветовой калибровке. Нужно лишь иметь колориметр и соответствующее ПО, которые можно сейчас приобрести за каких-то пару сотен американских рублей, а взять в аренду в комплекте со специально обученным человеком или без такового — и того дешевле.

Правда, калибруй — не калибруй, а всё равно работать за дешёвыми LCD невозможно: углы обзора маленькие, поэтому верх экрана темнее низа, да ещё и меняется в зависимости от того, как голову повернёшь. На них-то — на дешёвые ЖК и их недостатки — и кивают фанаты тёплых трубок.

А между тем реальные суровые полиграфисты без всякого сожаления расстаются с ЭЛТ-шным хламом и берут ЖК на IPS-матрице.

Так что единственными несомненно пострадавшими от исчезновения ЭЛТ-мониторов являются коты, которых лишили теплой ламповой лежанки. А вот мухам и прочим насекомым бездушный холодный LCD по нраву — его экран во включённом состоянии ВНЕЗАПНО заметно теплее, чем экран сабжевого ЭЛТ.

Тёплые ламповые фотоаппараты

См. «фотоонанизм», раздел «Пленочник старой школы». Имеется в виду «живая плёночная фотография», которую не заменят убогие цифроговнозеркалки.

Тёплые ламповые новогодние гирлянды

С недавних пор китайские производители начали делать ёлочные гирлянды из светодиодов, и на некоторых форумах появляются посты вроде «тёплые ламповые гирлянды излучают тёплый ламповый свет нитью накаливания, а не холодное „мёртвое“ излучение светодиода». Так-то оно так, но вот только срок службы светодиодовой гирлянды дольше, горит ярче и почти не греется, в то время как лампочковая греется, да ещё как, что небезопасно.

Особый шик — когда на форум заглянет олдфаг, и будет рассказывать про старинные советские гирлянды на «больших лампочках» (как в карманном фонарике), где свет действительно тёплый и ламповый, и тут же разгорается спор между обитателями форума, какие гирлянды лучше: советские, китайские 90-х (на больших заменяемых лампочках и без микроконтроллерного управления миганием), китайские лампочковые современные или же «мёртвые сведодиодовые». Бывает вкусно. Можно даже подпортить кому-нибудь новогоднее настроеньеце.

Тёплые ламповые… эээ… лампы?

Некоторые товарищи упорно считают, что заменить забаненную «лампочку Ильича» на настоящий момент нечем. Даже IRC-галогенками, которые являются по сути теми же лампами накаливания, причём рулят одновременно по спектру (для достижения такого спектра у «обычных лампочек» зачастую жертвовали ресурсом), по КПД, по ресурсу же, по неприхотливости к питающему напряжению и габаритам (галоген под E27 и Е14 набирает свою популярность в магазинах и по цене не сильно отличается от обычных «лампочек Ильича»). А всё из-за того, что при всех своих минусах «лампочка Ильича» в 20 раз дешевле! То, что удельный год эксплуатации качественной «энергосберегающей» лампочки (не нужно менять, меньше ест, etc.) выходит в 1,5-2 раза дешевле, среднестатистическому владельцу кажется настолько заумно, что он это в расчёт не берёт.

Справедливости ради отметим, что в местах с хреновым отоплением, но годной совковой люстрой электрические лампы накаливания дают немалую порцию тепла. Так что тёплые ламповые люстры все же имеют место быть.

Лулзов ради отметим, что «люминесцентные лампы» таки вызывают у диванных «борцов за экологию» баттхёрт: люм. лампа работает за счёт пульсирующего испускания света (примерно как монитор, причём именно ЭЛТ, но с до безопасного большей частотой), из-за чего некоторые не признают «ртутное бездушное» освещение из принципа (впрочем, такие кадры не имеют ничего против покупки лампочек уровня «LED» с сайта aliexpress.com, ибо за те же деньги можно получить «хай-тек занидорага»).

Еще большего величия справедливости отметим, что среднестатистическая проводка губит ЭПРА энергосберегалок. В особо дешевых версиях ЭПРА лампа перед смертью дает разряд и вышибает пробки.

АЛСО! Немаловажно отметить, что некоторые неформальные кабаки в наших крупных городах стали включать в свои интерьеры так называемые «лампы Эдисона». Иногда и с напылением жёлтого цвета изнутри. Иногда, ради лулзов, они на самом деле энергосберегающие (с LED-элементами внутри, лол). Чаще всего сгруппированные в приличном количестве в конструкции с такими же «винтажными» латунными патронами и даже иногда подключаемые через ЛАТР путём подачи заниженного напряжения в 30-120 вольт. Зачем? Правильно — для красоты: чтобы и романтичная ламповая теплота чувствовалась, словно от камина, и слишком яркое освещение в кабаке ни к чему. Ну и, естественно, чтобы форму спиральки было видно хорошо. Стоят такие лампы (сами колбы), надо сказать, немалых сотен нефти, каждая бульбочка примерно 10 баксов за штуку, так как товар не массовый. Равно как и стимпанк-комплектующие к ним для сбора конструкций. Но — клиенты (юрлица в виде заведений общепита) довольны: по карману не бьёт, прибавляет +200 к илитности паба или бара при прочих равных, позволяет и цены на пиво повысить процентов на 10, романтика, есть жи! В общем — с лёгкостью отбивается и привлекает посетителей как загадочный фетиш из давно минувших дней.

Тёплые ламповые силовые кабели

Особо знатные звуколожцы утверждают, что даже силовые кабели ХиФи-аппаратуры должны быть выполнены исключительно из бескислородной меди, иначе звук не будет ни тёплым, ни ламповым. Притом силовой кабель должен быть или известного производителя, особенной аудиофильской конструкции, красиво выглядеть и стоить много денег, или же самодельным, изготовленным по рецепту очередного аудио­гуру. Как быть с тем, что никакой другой меди в производстве проводов не используют уже много десятилетий, что внутридомовая силовая разводка среднестатистической хрущёвки выполнена из алюминиевого кабеля, а магистральные ЛЭП — из сталеалюминия, они не объясняют. Демонстрация внутренностей стенной розетки с жилами кабеля АВВГ может ввести неподготовленного поциента в ступор на пару дней, после чего он опять вернётся к полировке медной моножилы, из которой сделает несчастные полметра кабеля от розетки до устройства. В особо запущенных случаях звуколожцы начинают покупать за бешеные деньги силовые шнурки из серебра или даже из сплава серебра с золотом, но и это не предел: для совсем поехавших мозговнёй мудаков ушлые японцы производят вилки и розетки с контактами, покрытыми родием. Для чего? А совершенно непонятно, для чего. Родий, как известно, металл из группы платиноидов, причём самый дорогой из них. А так как он платиноид, то помимо стойкости к действию кислот и щелочей, неокисляемости при комнатной температуре и красивому внешнему виду имеет очень высокое удельное сопротивление. Что автоматически делает его совершенно негодным материалом для сильноточных электрических контактов. Но лох не мамонт, лох не вымрет, и раз лох хочет родия — будет лоху родий. Без обмана. За соответствующие денежки.

Тёплые ламповые электрические розетки

Так как аудиофилы с годами всё тупеют, производители аудиофильских сетевых шнурков пошли дальше и выпустили на рынок специальные аудиофильские розетки, вилки и разъёмы с контактами, покрытыми даже не серебром и золотом, а ВНЕЗАПНО… родием. За соответствующие деньги. Почему именно родием? Да потому, что родий — самый дорогой из всех ювелирных металлов вообще[4]. То, что, в отличие от серебра и золота, у него очень высокое удельное сопротивление (как, кстати, и у остальных платиноидов), никого не волнует — жирный лох идёт на нерест косяками и с радостью мечет бабло, а производитель с радостью его загребает и выпускает ещё более бредовые и дорогие поделки. Типа многорозеточных сетевых удлинителей, заполненных окатанным турмалиновым песком «для улучшения общего звучания системы». А что, аудиофилы и это схавают и будут нахваливать!

Тёплая ламповая интеллигенция

Многие культурные люди убеждены, что для полноценного восприятия литературы, оную ни в коем случае нельзя читать со всяких электрочернильных читалок и прочих КПК. Глубинный смысл может содержаться только в теплых и мягких бумажных страницах, при теплом освещении керосиновой лампой лампой накаливания, а не вашими блядскими энергосберегающими лампами, с мертвым светом. И только сидя в тёплом керосино-ламповом деревенском сортире, а не на вашем холодном и бездушном санфаянсе. При этом особо отмечается такой важный для книги параметр как «запах страниц», без которого ни один уважающий себя интилигент к книжке и близко не подойдет. Оный запах обычно является ароматом плесени, которая появляется в книгах от длительного хранения во влажных помещениях, зато какую атмосферу литературности он создает!

Тёплое ламповое православие

Больные ПГМ имеют собственное представление о колокольном звоне, до рези в глазах напоминающее описываемый синдром. Пруф.

Тёплый ламповый миллион баксов

Сей феномен не был обделён вниманием Джеймса Рэнди — добродушного старичка с бородой Санта Клауса, который известен своим обещанием вручить чемоданчик с миллионом баксов тому, кто продемонстрирует чудесатые способности в условиях контролируемого эксперимента. Способность отличить звук, воспроизводимый через кабели за 7000 пиндоских баксов и за 10 расовых китайских юаней, он также считает паранормальной способностью, наравне с телепатией, телекинезом, предсказанием будущего и т. п.. А посему, аудиофилу, угадавшему правильно в серии экспериментов, через какой кабель шло воспроизведение, он обещает всё тот же злополучный миллион. Пруф

Аудиофилы, вместо попыток заполучить миллион, предпочитают отсиживаться в своих резервациях и искать поводы для того, чтобы не ехать к Рэнди или подобным разоблачителям. Умное подсознание подсказывает им, что правда жизни сильно отличается от сказок про волшебные проводочки, и что публичная демонстрация отсутствия разницы чревата очень неприятным чувством осознавания факта, что деньги на провода выкинуты на ветер, а заветный миллион — просран.

Тёплые ламповые 24fps

На протяжении долгих лет кинематографисты снимали фильмы со скоростью 24 кадра в секунду, но когда Джеймс Кэмерон заявил, что продолжение «Аватара» будет снимать со скоростью 48 кадров в секунду, то киноиндустрия получила серьезный повод для размышления. Первым инициативу Кэмерона поддержал Джексон, принявшийся работать над «Хоббитом» с удвоенной скоростью. Режиссер... записал обращение, в котором говорилось следующее: «Новая скорость дает иллюзию настоящей жизни, движения сглаживаются и пропадает эффект строба». Действительно, 10 минут, показанные после слов Джексона, оказались гиперреалистичными. Первые же кадры, в которых камера облетает скалы, поразили зрителей четкостью — даже документальные фильмы о природе не снимаются с таким качеством. Однако, когда дело дошло до появления актеров в костюмах, эффект несколько смазался. Каждое движение персонажей было настолько четким, что многие зрители начали жаловаться на недостаточную кинематографичность увиденного. «Это смотрится как телефильм, — сказал один из киномехаников блогу LA Times. — Слишком достоверно, слишком четко. С контрастом что-то не так — или темно, или слишком ярко». Один из лос-анджелесских букеров отнесся к увиденному с большим энтузиазмом, но отметил следующее: «Вопрос в том, готовы ли зрители смотреть такие реалистичные фильмы. Я ожидал небольшую разницу, но она оказалась огромной! Повлияет ли это на нарратив? Не знаю. Но судить по десяти минутам не буду». Реализм «Хоббита» напомнил одному владельцу небольшой сети кинотеатров эффект blu-ray: «Когда я впервые увидел фильм на blu-ray, то обратил внимание, что ушла теплота восприятия. Весь фильм показался мне материалом о съемках, снятым на обычную видеокамеру».

Несмотря на то, что это может показаться парадоксальным, но в кино дальнейшее увеличение FPS действительно дает обратный эффект. Речь о пресловутом «эффекте мыльной оперы» (soap opera effect), когда плавное видео начинает напоминать телевизионный быдлосериал, кои всегда снимали с удвоенной частотой, забывая при этом о качестве наполнения. Судя по всему, оные сериалы нанесли существенную психологическую травму всему человечеству, которая теперь мешает развитию кинопроизводства.

Хотя есть и другие объяснения этого феномена. В то время как, например, для игр увеличение FPS означает увеличение количества информации, помогающей принимать игроку решения, а так же создания атмосферы реалистичности, кино, с его низкой частотой кадров создает особый эффект отстранённости зрителя от происходящего. Так же на этот же эффект работают и другие элементы кино: свет ставится не так как в вашей «реальной» квартире; грим поправляет и делает «нереалистичным» стрёмную кожу актеров; фоновые и синхронные шумы (да и голоса актёров зачастую) записывают в студии; выдержка кадров обычно достаточно большая, чтобы изображение «смазывалось», что в фотографии, например, будет браком; да и то что актеры не смотрят в камеру — это тоже элемент создания «гиперреалистичности» кино, которая создается благодаря особенностям нашего восприятия. А, собственно, к спору о ТЛЗ это не относится прямо, так как ТЛЗ — это спор о том чего нет, а разница в FPS — очевидна, может быть проверена слепым методом, и приводит к разным психологическим эффектам. Можно сказать, что для фильмов снятых в стиле псевдодокументалистики — увеличение частоты кадров пойдет на пользу, но в отношении художественных фильмов, использующих обычные художественные средства выразительности — нет. Кстати говоря, с переходом на цифровую проекцию, в кинотеатрах исчезло, скажем прямо, не слишком полезное для глаз мерцание экрана (из-за обтюратора пленочного проектора), но «плавность» 24 к./с осталась прежней.

Вот только не все согласны с таким положением дел. Наигравшись в видеоигры и насмотревшись новеньких видео с ютуба, человек уже не может смотреть на «теплые ламповые» 24 кадра, не плача при этом кровавыми слезами. Изображение и впрямь начинает казаться подобным слайд-шоу, от чего глаза болят, а голова кружится. Выход они находят в технологиях кадровой интерполяции, вроде того же SVP, благо работает в реальном времени на средненьких процах при наличии любой нищебродской видеокарточки. Некоторые даже качают криво закодированные фильмы с hand made 60 fps. И плевать на легкие артефакты, важнее то, что картинка плавная и не вызывает желания выдавить себе глаза. А голливуд пусть и дальше снимает свои фильмы в ущербных 24 кадрах (хотя казалось бы, что мешает им снимать фильмы в 48/60 кадров, а уже потом давать возможность выбора между классической и удвоенной частотой).

Немного об оцифровке аналогового видео

Оцифровку с VHS лучше делать с частотой кадров 50i, растягивая затем полукадры и превращая таким образом видео в 50p (60p для NTSC) — благо современные форматы позволяют это сделать. Правда, разрешение по горизонтали при этом теряется вдвое, зато сохраняется плавность, особенно это характерно для оцифровки домашнего видео и телепередач — фильмы изначально имеют лишь 24 кадра, и при перезаписи в видео кадры лишь копируют друг друга. А вот большинство любительских VHS- и Video8-камер снимало видео с частотой 50 полукадров в секунду (так называемый «формат 50i»), там кадры выводятся по очереди: сперва чётные строки, потом нечётные, а в видиках всегда минимум две видеоголовки. При просмотре на стандартных ЭЛТ-телевизорах с чересстрочной развёрткой это было незаметно, однако у мониторов (даже ЭЛТ) и современных телевизоров используется прогрессивная развёртка: кадры отрисовываются на экране целиком, а не по половине. При присмотре видео с чересстрочной развёрткой на оборудовании с прогрессивной развёрткой, появляется так называемый «эффект гребёнки». Чтобы этого избежать, на оцифровку домашнего видео накладывается деинтерлейс, «превращающий» 50 полукадров в 25 или 50 полноценных. Раньше сие совершалось либо путём накладывания полукадра на полукадр и, таким образом, формирования полного кадра, но это приводило к «эффекту призрака», что особенно было заметно на быстро движущихся объектах. Второй способ -вырезие одной из половины кадров (вторая при этом растягивается). Так делали раньше. Современные же форматы позволяют хранить в видеофайле полные 50 и более кадров, поэтому сегодня рекомендуется оцифровывать домашнее видео и телепередачи с частотой кадров 50p, растягивая полукадры до полноценных и выжимая из видеокассеты все возможности. В итоге оцифрованное домашнее видео и телепередачи на современных мониторах и телевизорах смотрится неотличимо от воспроизводимого с VHS-кассеты на ЭЛТ-телевизоре: плавность не теряется. YouTube, кстати, тоже позволяет загружать видео с частотой кадров 50 или 60, но только при разрешении 720p, поэтому, если аналоговое видео планируется разместить на YouTube, рекомендуется захватывать его с разрешением HD или Full HD, хотя практической ценности это не несёт, но позволяет разместить материал на YouTube без потерь кадров.

Более того, записанные на VHS обычные 24-фпсные фильмы и мультфильмы оцифровывать рекомендуется всё равно с частотой 50 полных фпс. Дело в том, что, помимо полезного сигнала, формат VHS привносит ещё и массу помех, а если видео записано с телеэфира, то добавляются помехи аналогового телевидения. При оцифровке VHS с удалением лишних кадров и сохранением видео с частотой 24—25 кадров, происходит неприятный эффект, когда оцифрованный фильм смотрится ещё хуже, чем на видеоплёнке, так как видеокассетные помехи отрисовываются на экране длительностью не на 1/50, а на 1/25 секунды и становятся более заметны. Чтобы этого избежать, фильм нужно либо отфильтровать, удалив помехи, что добавит цифрового мыла, либо сохранить с частотой 50 кадров путём растягивания полукадра до цельного, а затем сохранить с как можно меньшим уровнем сжатия или использовать сжатие в несколько проходов. Но зачем, спросишь ты, когда всё можно скачать на торрентах с качеством Full-HD? А ностальгия, сэр — те же боевики 80-х в Full HD и с дубляжом не смотрятся, а фантастика, когда видны ниточки и резиновая «кожа» пришельцев, вообще смотрятся смешно, то ли дело VHSRip с одноголоской! К тому же не всё есть на торрентах в нормальном качестве: некоторые материалы просто не издавались на каком бы то ни было видео вообще, и всё, что сохранилось — это записанные в бытовых условиях с телеэфира VHS, а цифруют их нынче кто попало и на чём попало, доходит до того, что цифруют на китайских USB-тюнерах через антенное гнездо с разрешением 320x240. Поэтому, порою, лучше самому сделать качественный VHSRip, чем качать лажу.

Тёплые ламповые цитаты

И ламповые, и транзисторные усилители искажают электрический сигнал. Причём ламповые искажают сильнее. Однако, эти искажения, в общем случае, приятны для слуха (дело в гармониках). Получается, что более искажённый в ламповом усилителе звук приятнее, чем менее искажённый в транзисторном усилителе. Исторически сложилось, что о таком звуке говорят как о "тёплом". Особая теплота достигается, если источник звука из тех "аналоговых" времён, например виниловая пластинка. Сигнал из цифрового источника, пропущенный через ламповый усилитель, имеет смысл, как "умышленно, принципиально искажённый".

...оказывается, тестирование любой акустики надо начинать с проигрывания на ней в течение 100 часов специальных аудиодисков с белым шумом. Диски надо покупать у одной небольшой английской компании по 499 фунтов за экземпляр. Копии дисков не подходят: на них шум становится недостаточно белым. Данное действо совершается для заворачивания вправо левозакрученных торсионных полей и гармонизации медно-никелевых гармоник. Через 100 часов надо осторожно помассировать кабель, дабы размять затекшие от долгого лежания атомы серебра, присутствующие во всех хороших кабелях. Все, что дешевле $100, надо не тестировать, а с отвращением на лице выбрасывать в форточку.

Первое впечатление после пайки и установки на воспроизводящее устройство -отвратительное. Практически как у всех американских кабелей, но не пугайтесь, уже после трёх часов прогрева постепенно наступает улучшение параметров. За одну неделю он совсем преобразился. Слушаю на SUN AUDIO SV-2A3, пред SVP-200 той же фирмы, в этой связке происходит провал на мид-басе и из за этого фортепиано немного теряет, как и голос - телесность. Но выправляется на LUXMAN A-3500 EL34 в триодном режиме без обратной связи, чувствуется левая рука музыканта. Пробовал ещё пять усилителей, из них два транзисторных, кабель везде показал разносторонним. Я бы не назвал этот кабель нейтральным. Всё-таки он имеет свой почерк, но не сухой и в то-же время не разбитной. Всё собранно, отличная микродинамика, глубина, объём. Чуть-чуть не хватает до полной очерченности инструментов в пространстве. Хотелось бы дать волю в мид-басе, то кабель был бы идеален. Практически подходит для любого жанра музыки. Эти деньги отыгрывает с лихвой!

Вы всерьез думаете, что в эпоху цифрового звука восприятие человека изменилось и его организм не в состоянии отличить комфортный теплый ламповый звук от холодного-технического цифрового? В таком случае, вы серьезно ошибаетесь! Что бы ни предлагали компании по продаже нового, исключительно цифрового, оборудования, как бы они не рекламировали прелести своих все более новых „улучшеных“ способов компьютерного звучания холодных единиц и нолей— „теплота“ звука, создаваемая ламповыми приборами, была, есть и будет приоритетной для здорового человеческого восприятия (по крайней мере, до тех пор, пока человек не превратится в компьютерный придаток)! Сравнивать ламповый и цифровой звук — это все равно как сравнивать Солнце, дающее нам жизнь, и солярий, поджаривающий клетки нашей кожи до коричневатового цвета, чем-то напоминающего настоящий загар! ;) Поэтому мы выбираем настоящий звук — а не суррогат!

[1]

…глядя на все это чудо текут слюнки — хочется послушать старый добрый жирный ламповый звук. Одним словом транзисторы, лампы, бобины…

[2]

…Слушайте музыку, и бред пройдет. Просто у транзисторов, в отличие от ламп, грубая динамическая характеристика, и хорошо они работают только в тисках глубоких обратных связей. Лампам не нужен такой жесткий контроль.

- Один мой знакомый меломан и большой коллекционер лёгкой музыки (инженер на пенсии) имеет ламповый усилитель, обошедшийся ему в 3 т.р. лет 10 назад. Всё время хвалится хорошими отзывами о нём других бывающих у него дома меломанов, говрящих, что такое же качество на цифровом усилителе стоит на порядок больше. Недавно он купил себе и такой. Говорит: ламповый - для души. А для работы пусть цифра. Слушала я у него этот ламповый. Конечно, очень впечатлило приятностью. Вот только... пожар от него может быть, если вовремя не выключить.
- Да это понятно - цифровой удобнее коммутировать, конфигурировать. А ламповый один раз подключил к душе и точка. Зато зимой можно без печки.

картинка

Силовой кабель Valhalla способен передавать сигнал на очень высокой скорости. Эти люди не понимают что по силовому кабелю передается не сигнал, а питание, и зачем они туда запихали оптико-волоконные проводники видимо сами не знают

После того, как мне привезли мой über-кабель Denon AKDL-1, за $500, Эл Гор волшебным образом появился у меня дома, где он огласил тот факт, что вблизи моего дома отменено Глобальное потепление. И правда, погода возле меня стала замечательная - никаких наводнений или торнадо, ровно необходимое количество дождя. Уровень моря точно соответствует, и не будет меняться в радиусе пяти миль вокруг моего дома. Вдобавок, все мои машины ездят с расходом в пол-литра на сотню и вообще мне не нужно заправляться. Я засыпал три грама кошачьего наполнителя в бак и могу теперь ездить вечно. Более того, вся атмосфера в моем доме стала точно соответствовать 93% содержанию кислорода, и никакого углекислого газа. Я вообще теперь выдыхаю чистый кислород. Офигительный кабель. Правда никакой разницы в звучании я не слышу. Кабель от Apple за $800 явно круче [[3]]

Баш тоже в курсе:

«

С форума: xxx: Это еще что... Я как то прочитал, что по настоящему качественное звучание возможно только если ток в сети идет от гидроэлектростанции, поскольку "всем известно, что гидроэлектростанция вырабатывает гораздо более аудиофильскую энергию, чем тепловые или атомные". yyy: Ага! Гидроэлектростанции дают более природный, естественный звук, тепловые электростанции более теплый звук, солнечные батареи более яркое звучание, ветряки более легкое и воздушное, а атомные электростанции добавляют более современные электронные эффекты.

»
Bashorgrufavicon.png412725
«

xxx: кстати, никто не сталкивался с тем, что музыка скачанная из интернета по выделенке звучит сухо и безжизненно по сравнению с той, которую я раньше качал через модем? я думаю, это связано с тем, что телефонная линия всё же хоть как-то предназначена для передачи звука.

»
Bashorgrufavicon.png414799
«

Коментарий к акустическому кабелю, ценой в 220 тыс рублей за метр. Всем рекомендую! После установки этого кабеля мгновенно почувствовал улучшение характеристик как собственной звуковой системы, так и долгое время достававшего меня соседского бум-бокса. Кроме того, у меня рассосались спайки, жена наконец смогла забеременеть, тёща молчит вторые сутки, и в радиусе 200-300 метров (по моим оценкам) улучшилась политическая обстановка в стране. Уважаемые производители, пожалуйста, повысьте цену, хочется ещё более впечатляющих результатов!

»
Bashorgrufavicon.png412940
«

…чистокровные японцы … не важно лучше они или хуже собранных в Китае или где-то ещё, лично для меня надпись Made in Japan - это мой личный фетиш, который я никому не навязываю, аналогия здесь с "теплым ламповым звуком" - неуместна и некорректна…

»
— [[4]]
«

продал я одному "эксперту" кенотрон Тунгсол 49 года 6Х5. Вечером звонит мне : « Охренительно!!!!!!! Спасибо огромное! Только почему он зеленым не светится?» я спрашиваю его : « а что, тот который до этого стоял, светился?» Выясняется, что кенотрон всунули вместо «зеленого глаза» 6Е5!

»
— Анонимус
«

если есть девайс улучшающий звук всего, то им и ограничусь. Ведь далеко не все записи идеальны. Про нейтральность-это кто как слышит, сам слуховой анализатор дико нелинеен. Помнится, давно пробовал первитин, так под него радиоточка лучше чем БСО звучала...

»
[5]
«

xxx: Из всех меломанов, хороший транзисторный звук от хорошего лампового отличить смог только осциллограф.

»
Bashorgrufavicon.png423506

Троллинг

«

Настоящий тёплый ламповый звук — только от керосиновой лампы. Радиолампы — бездушная электроника.

»
— Хабра
Ваша статья огорчает негров
  • Попросить аудиофила измерить эту его теплоту
  • Поинтересоваться у него же, почему на усилителях нет регуляторов «теплоты» и «ламповости»
  • Спросить, почему никто не роется на помойках и не ищет древние телевизоры, а пользуется плазменными панелями, если ТЛЗ так хорош
  • Напроситься прийти в гости с целью устроить двойной слепой тест десятка кабелей, как вариант — оригинального компакт-диска и десятка копий на разных болванках.

Пруфлинк.

  • Позвать аудиофила к себе на слепой тест нескольких комплектов аппаратуры.
  • Собрать хороший аппарат на транзисторах/микросхемах (на нормальных деталях, а не на КР553УД2 — К50-6 — КТ315 — КР140УД7), в верхней крышке корпуса установить лампы, подать накал, в цепь сигнала лампы не включать. Попросить экспертов послушать аппарат, в процессе прослушки менять лампы на более дорогие. Спросить, как меняется звук.
  • Поинтересоваться, как вообще можно добиться достоверного звука путём подбора направления проводов и резисторов, если запись сделана в концертном зале «Ла Скала», а воспроизводится в комнате хрущёвки, заставленной скрипящими шифонерами со звенящей посудой.


Ахтунг

При троллинге фанатов ТЛЗ очень важно не заскочить на территорию реально существующих проблем. Это позволит аудиофилам моментально вас выставить дураком и испортить годный троллинг. Примеры кажущихся проявлений ТЛЗ:

  • Заземление аппаратуры и экранировка кабелей. Многократно снижает шумы, кроме того обязательно по соображениям электробезопасности, особенно для аппаратуры мощностью сотни ватт (потребляемых от сети, а не отдаваемых в нагрузку). Кстати, наука та ещё — контур в заземляющем проводе или висящая на заземлении стиральная машинка превращает весь комплект хаендной аппаратуры в гудяще-мычащий собиратель наводок.
  • ФНЧ. Отсеивают из звукового тракта на всех этапах наводки от радиоволн (в том числе сотовых, микроволновок и прочих вайфаёв). Кто клал сотовый рядом с кетайскими колонками, поймёт. Да, и экранировка в ту же степь, она защитит также и от НЧ-помех (наводки от сети 220 В 50 Гц).
  • Сопротивление кабелей акустической системы (проводов к колонкам). Для «тяжёлых» АС, сопротивление которых резко и немонотонно меняется в зависимости от частоты, требуется усилитель с очень малым (сотые доли ома) выходным сопротивлением — и даже очень небольшое сопротивление проводов может тут поднасрать. Никаких соплей девственницы, просто медь потолще — ну и контакты не позеленевшие, разумеется.
  • ООС. Обратная связь эффективно подавляет гармонические искажения, но вносит интермодуляционные (динамические), которые очень плохо воспринимаются на слух. Кроме того, гармоники низких порядков более благозвучны, чем высоких, и способны маскировать их, поэтому нередко аппарат с малым уровнем гармонических искажений звучит заметно хуже, чем с более высоким уровнем и правильным (ниспадающим) спектром гармоник. Вообще говоря, обсуждение предмета ООС — это не троллинг, а срач. Полезно при этом помнить, что существуют вполне работоспособные транзисторные усилители без ООС, характеристики и звучание которых очень близко к ламповым.
  • Оригинал и копия CD. При некоторых условиях на некоторой аппаратуре возможно выявление разницы в звучании между лицензионным CD и диском, нарезанном на говённом приводе на говённую же болванку. Причина проста — стандарт аудиодисков «Red Book» предусматривает весьма примитивный механизм коррекции ошибок в проигрывателях (в отличие более совершенного механизма в стандарте на компакт-диски с данными «Yellow Book»), но даже он не всегда оказывается задействован в некоторых моделях проигрывателей. Отсюда — миф о том, что при каждом копировании цифрового звукового файла качество звука неминуемо падает.

Кстати, в той же «Нерке» (вероятно и в других «прожигателях болванок») в режиме копирования аудио-диска по умолчанию стоит галочка «игнорировать ошибки чтения», так что не совсем это и миф…

  • Скорость записи CD-Audio. Некоторые аудиофилы-дилетанты заявляют, что CD-Audio следует писать на как можно более низких скоростях (идеально писать на первой скорости, время записи стандартной 74-минутной болванки составит около 74—80 минут). Другое дело, что современные приводы пишут CD-диски минимум на 4х скорости (DVD — на 2.4х), поэтому аудиофилы считают это заговором производителей и ищут древние живые пишущие CD приводы типа эпичного Yamaha F1. Причина срача проста — чем выше скорость записи дешёвой китайской болванки, тем больше ошибок записи C1/C2.

С другой стороны

ТЛЗ всё ещё находит применение. В любой, даже самой современной студии с этими вашими Про Тулз ХД, на стойке завсегда найдётся дорогущий ламповый предусилитель и ещё несколько подешевле. Иногда даже ламповые микрофоны. Да и любой гитарист или очень хочет, или уже купил себе усилок с теми самыми волшебными лампами и очень приятной динамикой. Причина в том, что такие приборы дают вполне себе слышимый окрас звука, который может подходить именно к этой песне, именно к этому голосу/инструменту и именно в этом месте. Решить применять этот эффект может только натасканный в студии, специально обученный человек. Разница со звуколожцами в том, что звук ламп применяется только на некоторых дорожках (например, вокал или акустическая гитара), в гомеопатических количествах и с определённой осознанной целью, а не по умолчанию.

Цель домашнего же усилителя — передать звук без искажений, насколько это возможно. И вот тут уже никакой ламповый усилитель, даже за 100500 денег, не дотянется до хорошей цифровой системы и не сможет точно выразить, что хотели сказать автор и звукорежиссёр. И из желания получить тёплый звук может получиться тёплая ламповая бубнящая каша.

Алсо

«

Пластмассовый мир победил. Макет оказался сильней.

»
— Егор Летов.
TLD book.jpg
  • LAMP (Linux, Apache, MySQL, PHP) — набор тёплого лампового софта для веб-сервака.

В /t/ «тёплым» и «ламповым» по аналогии могут называть при сравнении любую полузабытую вещь/технологию из недалекого прошлого, способную вызвать ностальгию в наш бездушный цифровой пластмассовый век, на смену которым пришли более упрощенные/удешевленные в производстве современные аналоги. К примеру:

  • «Тёплый ламповый сахар» против сахарозаменителя.
  • «Электронная сигарета никогда не заменит тёплую ламповую Приму».
  • Цеплять «Тёплый ламповый ЭР2» удобней, нежели всяких ЭД4М с убогим расположением подножек и поручней.
  • «Тёплый ламповый Ёжик» против всяких Русичей.
  • «Тёплый ламповый советский ЭР200» против этого вашего Немецкого нано-Сапсана.
  • «Бездушный Боинг придет на смену тёплому ламповому Ту-154».
  • «Тёплое ламповое аналоговое телевидение» на антенну против бездушного цифрового ТВ по кабелю.
  • «Тёплый ламповый FLAC» и прочий lossless против всего остального цифрового звука.
  • «Тёплые ламповые аудиокассеты» против неосязаемых mp3 с файлопомоек
  • «Тёплый ламповый двухкассетный магнитофон» против китайских bluetoth-колоночек
  • «Тёплые ламповые динамические наушники» с жирным сочным звуком против стерильных бездушных арматурных.
  • «Тёплые ламповые наушники ТДС-6» против всяких Beats
  • «Тёплые ламповые S90» против всяких китайских настольных пластмассовых перделок за 200 рублей из Дилдорадо.
  • «Тёплый ламповый DOS» против всяких WindowsNT\95\98\ME\2000. «Тёплый ламповый Windows 98» против XP. «Тёплый ламповый Windows ХР» против Vista/7/8/10. Тёплый ламповый KDE/Gnome 2 против планшетоориентированного Gnome 3
  • «Тёплый замшелый Страдивари» против бездушных скрипок атомного века (результаты тестов аналогичны основному сабжу).
  • «Тёплый ламповый Symbian» против этого вашего «Android», «тёплые ламповые кнопки» против сенсора, «тёплые ламповые java-игры» против Angry Birds и т. п.
  • "Тёплые ламповые КПК и коммуникаторы со стилусом и Виндой против современных этих ваших Айфонов и Ведроидов. А ведь действительно, в отличие от последних, в первой половине лихих 2000-х эти вещи были рассчитаны не на массы, а, как правило, на большого любителя.


Галереи

Медиа

b
Изготовление тёплых ламп в домашних условиях
b
Ламповый усилитель своими руками
b
Тёплый ламповый звук IRL
b
Красивый мульт про ламповую виниловую теплоту
b
Первая в мире игра для тёплого лампового (в прямом смысле) компьютера EDSAC
b
El Risitas тоже в теме

См. также

Ссылки

Фимоз и шизофазия:

Вменяемые:

Угарные:

Троллиные:

Примечания

  1. С дедушкой АМЛ не всё так просто — старик любит потроллить не в меру доверчивых аудиофилов («сущности» в телефункенах и пр.), да и денег на них заработать он не прочь.
  2. Пять ламп, пара трансформаторов, немного серебра и чуток тантала.
  3. Лампы использованы обычные, то бишь стандарта E27
  4. Вообще, родий применяется для покрытия контактов высоконагруженных реле и герконов, поскольку очень хорошо противостоит элетроэррозии. Но для аудиокабелей это не имеет смысла — не те токи и напряжения.
  5. Подробности для не вкуривших: производительность данного прибора при сбивании всяких старых штукатурок выше раза в три, шума и пыли меньше раз в десять, но проработать больше 1-2 часов сможет только яркий анхуман.