Советское кино
Материал из Lurkmore
A long time ago, in a galaxy far, far away... События и явления, описанные в этой статье, были давно, и помнит о них разве что пара-другая олдфагов. Но Анонимус не забывает! |
Народ требует Народ требует иллюстраций к статье! В конце концов, если бы мы хотели почитать, мы бы пошли в библиотеку. |
«Внезапно, ахтунг! Капитан как бы говорит нам: расовое небыдло в этой стране c ФГМ и ЧСВ over 9000, алсо ПГМ и хуитой — на самом деле чуть менее, чем наполовину люто, бешено доставляющие быдло и школота, но всем похуй чуть менее, чем полностью. Инфа 100%. Я гарантирую это!» У вас лурчанка! Это значит, что уровень луркоёбства в этой статье превышает все допустимые пределы. Следует почистить статью от излишнего lm-speak'а и ссылок на наиболее популярные статьи, а автору — прописать лечебную клизму кипятком. |
Советское кино — кино, снятое на территории этой страны с 1919 по 1991 г. Официальной датой рождения является 27 августа 1919 г., когда был подписан «Декрет о национализации кинематографа». С тех пор этот акт экспроприации вся страна празднует как «День кино».
Содержание |
Фильмы
Если разделить по десятилетиям, то получим следующую картину по тематикам:
- 20-е годы. Немое кино. «Важнейшим из искусств для нас является кино!». Благодаря этому лозунгу на экраны выходила сплошным потоком пропаганда, в основном документальная. Есть легенда, будто Ильич сказал: «Пока народ нищ и безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк». Но это фэйк, на самом же деле из цитаты пропало всего одно слово — «из ваших искусств» — ибо сказано было наркому просвещения Луначарскому. Достоверность цитаты вообще вызывает сомнения, о чем стоило бы расспросить Луначарского, но до него уже не докричаться.
Тем не менее, «Броненосец Потёмкин» и «Человек с киноаппаратом» вошли в список лучших фильмов всех времён, а на того же Эйзенштейна и Станиславского западное небыдло фапает до сих пор (вин). Помимо прочего, снимались и комедии (в главной роли — Игорь Ильинский), и социальные драмы («Стачка», «Человек из ресторана», «Дом на Трубной»), фильмы с продакт-плейсментом «Папиросница от Моссельпрома» и даже боевики («Октябрь» и «Триполье»).
- 30-е годы. «Товарищ Ленин изучает труды товарища Сталина», «Товарищ Сталин изучает труды товарища Ленина», «Товарищ Ленин и товарищ Сталин изучают мух на потолке» и прочая пропагандистская хуита. В самом феерическом варианте доходило даже до откровенного флюродроса Сталину и кадров, где тот аки герой аниме сокрушает белых, стоя на поезде. Несмотря на это, выходят и винрары, типа «Александра Невского», «Чапаева», «Минина и Пожарского» и прочего помельче, в основном про героическую историю, про Гражданскую войну и про «танки наши быстры». Появляется звуковое кино («Путёвка в жизнь», «Весёлые ребята»). Еще одним вином отметился укростанский режиссер Довженко, запиливший немой фильм «Земля», который в 1958 был признан одним из лучших фильмов в истории кино, что есть несомненный вин. Начинается историческое соперничество Гриши Александрова («Весёлые ребята», «Цирк», «Волга-Волга») и Вани Пырьева («Свинарка и пастух», «Трактористы») за звание лучшего постановщика музыкальных комедий и любимца тов. Сталина. Есть несколько чётких экранизаций классиков. Также вышла в свет винрарная комедия «Подкидыш» (с коронной Фразой Раневской «Муля, не нервируй меня»), которую до сих пор можно с удовольствием посмотреть. Ещё одна замечательная, да ещё и музыкальная комедия «Волга-Волга», недавно раскрашенная, также была снята в то непростое время. Опять же, винрарный спортивный фильм этого периода — «Вратарь». И «w:Новый Гулливер» — однозначный технологический винрар для того времени (совмещение в одном кадре пластилиновой мультипликации и живых актёров), а песня «Моя лилипуточка» стала народной.
- 40-е годы. Как-то не до кино было в те времена. Однако всё равно Эйзенштейн не подвёл, засняв «Ивана Грозного», да и другие режиссёры старались, например Пудовкин с «Суворовым» и «Адмиралом Нахимовым», Роу с «Кащеем Бессмертным» (намек на Гитлера) или Луков и его «Два бойца» с бессмертным исполнением Марком Бернесом винрарнейшей песни «Тёмная ночь», ибо мало кому хотелось из тёпленькой ташкентской эвакуации (именно в этом солнечном городе снимался фильм) в подмосковные окопы. Пропаганда колебалась вместе с генеральной линией и поэтому снимали в основном фильмы про быт солдат на линии фронта, иногда про довоенную жизнь, а иногда даже про послевоенную («В шесть часов вечера после войны» с очень реалистичным будущим салютом Победы), но чаще всего — биографические фильмы про деятелей русской и советской истории и культуры. В 1943 году фильм «Разгром немецких войск под Москвой» получил первый в СССР «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм». И давайте всё же не забывать отличную экранизацию «Золушки», запиленную в 1947-м году и раскрашенную по заказу Первого канала в 2009-м, а также весьма доставляющий «Насреддин в Бухаре» 1943-года . Есть факт, что в 49
побывавшие на испытаниях ядерной бомбысоветские режиссёры запилили винарный стереофильм, не то, что забугорные аватары.
- 50-е годы. С приходом Хруща много снимают про кукурузу, царицу полей, и другие сельскохозяйственные культуры. На фоне всего этого великолепия можно было также немного понаблюдать за жизнью простого трудового народа, их надеждами, чаяниями, простым юмором и оптимистическим взглядом на жизнь. Пожалуй стоит, для примера, вспомнить отличный, весёлый фильм про простого советского парня «Максим Перепелица». Также снимают всё больше фильмов в цвете. Экранизации классиков всё ещё в моде. На стыке 50-60-х были сняты абсолютные вины, которые мы любим и смотрим до сих пор, «Карнавальная ночь», «Весна на Заречной улице» из этой серии. Кроме того, благодаря «оттепели» стало можно говорить про различные проблемы, которые раньше замалчивались, в результате чего в кино стали рассматриваться такие проблемы как коррупция, незаконные репрессии, злоупотребление служебным положением, супружеская неверность и прочие: в частности, разные темы военного быта затронуты в фильмах «Летят журавли», «Баллада о солдате», «Чистое небо». Появляются новые режиссёры, ставшие впоследствии классиками — Григорий Чухрай, Эльдар Рязанов, Марлен Хуциев.
А ещё именно при Хрущёве начинается расцвет мультипликации, да какой! Первое время только и снимали, что шикарные фильмы-сказки с уклоном в эпосы народов мира и СССР, ну и авторские сказки не забывали. «Снежная королева», «Золотая антилопа» и «Аленький цветочек» Льва Атаманова, «Двенадцать месяцев» и «Снегурочка» Иванова-Вано, «Ночь перед Рождеством» сестёр Брумберг и другие шедевры эпохи потом будут вдохновлять этих ваших Миядзаки.
- 60-е годы. Начинается эпоха комедий («Полосатый рейс») и эпоха анекдотов про поручика Ржевского («Гусарская баллада»). Хрущёв уходит с поста генсека. Интересно, что в 1964 году был такой фильм про пионерлагерь «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещён», так там и вовсе к празднику готовили костюм царицы полей; странно, что Хрущёв не увидел очевидного намёка на себя (есть мнение, что всё-таки увидел, но отнёсся, о чудо, с юмором, он, надо отметить справедливости ради был мужик простой и весёлый). По режиссёрским креслам, засучив рукава, рассаживаются Леонид Гайдай с Георгием Данелия и начинают жечь. Отжигают, надо заметить, не по-детски: незатейливый, но тонкий советский юморок был положительно воспринят вне совка, курим автобиографию Данелии. В анимации свой Гайдай — Котёночкин — творит «Ну, погоди!». Продолжают снимать расово верные экранизации классиков. Начинаются совместные проекты с соц- и даже капстранами.
- 70-е годы. Лебединая песня советского кинематографа. Пожалуй, две трети известнейших и любимых фильмов сняты именно в этот период. Развиваются все жанры. Каким-то хитрым способом один расовый грузин даже умудрился снять политический высер «Миссия в Кабуле». Кино уже совершенно забивает на идеологические установки. Снимают множество комедийных мелодрам и бытовых драм, домашних и мягких, как тапочки, которые рассказывает про забавную и в целом неплохую жизнь простого советского гражданина, который влюбляется, женится, обставляет квартиру и ужасно стесняется показаться смешным («Москва слезам не верит», «Служебный роман», «Ирония судьбы», «Большая перемена», тысячи их). Основной поставщик — Эльдар Рязанов. Мультфильмы тоже понесло в сторону милой и мирной бытовухи: «Простоквашино», «Чебурашка», «Кот Леопольд» (последнюю оборону хрущёвской фэнтези-героики держали Снежко-Блоцкая с циклом греческих мифов и Давыдов с «Маугли»). Также Марк Захаров продвигал магреализм по пьесам Шварца и Горина с теми же сентиментальными интонациями («Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Формула любви» — последняя, правда, уже 80-е).
- 80-е годы. А если точнее, первая их половина, хотя некоторые характерные экземпляры появлялись в поздние восьмидесятые. По всему заметно, что советский кинематограф начал выдыхаться, снимать «как раньше» всем уже надоело, а новое придумать смогли немногие. Начали больше поглядывать на Запад, сняли первый (и он же последний) советский супербоевик «Пираты ХХ века» и фильм-катастрофу «Экипаж». Большей частью снимались психологические детективы («Визит к Минотавру», «Петровка, 38» и др.) да бытовые мелодрамы («Самая обаятельная и привлекательная», «Блондинка за углом», «Любовь и Голуби»). Мультфильмы начали снимать всё больше экспериментальные, с оттенком лёгкой укуренности (ещё в 76-м режиссёр Угаров выдал «Шкатулку с секретом» в стилистике «Жёлтой подлодки». А что курили Черкасский, Татарский и Бардин, даже неловко спрашивать). А ещё именно в это десятилетие были сделаны лучшие советские фильмы для детей, в частности, около десятка постмодернистских сказок, извращавшихся над Кощеями и Баб-Ягами от души («После дождичка в четверг», «Раз, два, горе — не беда!», «Там, на неведомых дорожках» и иже с ними). Ну и нельзя забыть лютую винрар-серию фильмов «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» (серия выходила с 1979 (первый фильм) по 1986), известную во всём мире. Ливанов за эту роль в 2006 году был награждён орденом Британской империи от королевы лично, и музыка именно из этой серии играет на той самой Бейкер-стрит, где сейчас находится музей Холмса. Так-то!
Ещё до прихода Горбачёва кинематограф стал мутировать в «Перестроечное кино», про которое на Уютненьком существует отдельная статья.
- Девяностые — двухтысячные. СССР взял и умер, оставив нас с Никитой Михалковым среди россыпей пиратских видеокассет с голливудскими боевиками. Началась эпоха «Российского кино».
Мультфильмы
Заслужили собственную статью с подробностями.
Винрары
Многие фильмы из снятых в СССР популярны до сих пор. Самые кошерные представители представлены по ссылке выше.
А где-то рядом с ними обитает не очень взрослый подвид:
Цензура
Как же без нее. Режиссеры, в особенности Рязанов и Захаров неоднократно рассказывали о том, как приходилось доказывать тем или иным должностным лицам необходимость включения в фильмы тех или иных «сомнительных» эпизодов и сценариев (вроде воробушков, которые бабочек ёб-ёб-ёб-ёб шмяк-шмяк-шмяк-шмяк, ага). С другой стороны, если удавалось пробить свой проект — власти давали необходимые ресурсы, которые в капиталистических странах могли стоить серьезных денег. Так, например, бюджет «Войны и мира» Сергея Бондарчука, будь он снят в Голливуде, стремился бы к бесконечным величинам. Так-то! Доказательство — Оскар и полное охуевание кинознатоков от постановки масштабных сцен.
Сама по себе цензура была не строгой, только на мат и наготу. Крепкие выражения заменялись на эвфемизмы. А вместо секса давался легкий намек, который пионерия бы не увидела. Выпиливались скрытые лозунги партия/государство/народ — говно. Хотя те же голые лоли мелькают у Андрона Штопаного Кончаловского. Разумеется, без подтекста, но мы-то с вами знаем…
Запреты, как ни странно, обходились. К примеру, тот же «Андрей Рублев» Тарковского. Казалось бы, даже дебил из школы для дефективных увидит в нем любовь Тарковского к глубочайшим христианским образам, а также религиозно-философскую проблематику в общем и целом. По закону больших чисел, Кровавая Гебня не допустила бы такого фривольства в рядах советских киномастаков. Авотхуй, фильмец, правда, попылился на полочке, но в Каннах даже приз отхватил. А «Сталкера», например, Тарковский снимал три раза, причем третий раз — практически с нуля. И ничего — позволили и денег дали.
Как бы то ни было, пиндосские еврейские продюсеры были (и остаются) в сто крат строже советских худсоветов — как к процессу съемок, так и к результату и выебывали мозг всем (потому что любой риск провала в прокате фильма за 100—200 мегадолларов может закончиться банкротством студии и выкидыванием на мороз вообще всех). Наш же творец получал зарплату, а потом его фильм клался на полку до лучших времен. Хотя чаще всего все ограничивалось косметическими изменениями.
Люди кинематографа
Режиссёры
Актёры
Актеры советского кино в большинстве своём были прежде всего театральными актерами, а театральная школа этой страны была традиционно сильной, что положительно сказывалось на качестве конечной продукции киноиндустрии.
Даже те актёры, основной деятельностью которых были съёмки в кино, в перерывах между съёмками вынуждены (почему вынуждены — см. ниже) были где-то как-то работать — в театре киноактёра, например, или кататься по стране с концертами, антрепризами, творческими вечерами, встречами со зрителями и т. п. На профессионализме актёров это сказывалось, в основном, положительно, ибо корпоративов тогда ещё не изобрели, и актёры работали именно актёрами, а не массовиками-затейниками (тоже, конечно, профессия, но со своей спецификой).
Гонорары советских киноактёров были на несколько порядков скромнее, например, голливудовских. Если голливудовский актёр, удачно снявшись в одном единственном фильме (а если в нескольких, то и подавно), становился весьма обеспеченным человеком на годы вперёд, а то и на всю оставшуюся жизнь, то советский киноактёр получал сумму, жить на которую можно было максимум несколько месяцев.
Именно по этой причине многие звёзды советского кино, по состоянию здоровья или в силу возраста отошедшие от дел, жизнь свою закончили если не в нищете, то в бедности. Ситуацию усугубило обесценивание сбережений, если у кого какие были, во время приснопамятной перестройки и сразу после неё. А пенсии в этой стране вы сами знаете какие…
Мальчики налево
Девочки направо
Композиторы
Last, but not least
- Светлана Ээро — редактор субтитров
Примечания
[ + ] «Советское кино» хорошо идёт с попкорном и кока−колой.
|
|||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|