Группа одного хита
Материал из Lurkmore
К вашему сведению! В этой статье мы описываем само явление сабжа и приводим некоторые примеры, а не составляем списки всех недоисполнителей, которым удалось раз перднуть по радио или ТВ. Ваше мнение о них здесь никому не интересно, поэтому все правки с упоминанием горе-музыкантов будут откачены, а их авторы — расстреляны на месте из реактивного говномёта, for great justice! |
У нас Эта статья часто становится объектом войны правок. Кроме того, её периодически рейдят разные идиоты. Поэтому, если вы заметите здесь некошерные, на ваш взгляд, вещи — просим не кидаться, сломя голову, восстанавливать справедливость и тем самым разжигать новый срач. Без сопливых разберемся. |
ZOMG TEH DRAMA!!!11 Обсуждение этой статьи неиллюзорно доставляет не хуже самой статьи. Рекомендуем ознакомиться и причаститься, а то и поучаствовать, иначе впечатление будет неполным. |
Группа одного хита (англ. One-hit wonder), в этой стране более распространено в формулировке певец одной песни — явление в современной музыке, суть которого в том, что появляются какие-то исполнители, выдают на-гора одну песню, которую знают миллионы, а после этого совсем исчезают из поля зрения. На протяжении десятилетий эта единственная вещь продолжает звучать откуда только можно, и у пресловутых 95% создается впечатление, что это действительно единственная на свете песня соответствующей команды. Бывает, кстати, и такое, но чаще рассматриваемая команда имеет кроме всем известного хита один или даже несколько альбомов, которые никому не интересны.
Содержание |
Причины
Есть несколько факторов, влияющих на это. Самый главный — раскрутка продюсерами откровенного фуфла, которое потом втюхивают честному народу. Заработав на сиюминутном успехе бабла, продюсеры понимают, что больше ничего с этих раскрученных бездарей не получить, и позже дают пинка под зад вчерашним звёздам. Получается интересная ситуация: морда, которая ещё вчера мельтешила в зомбоящике и пробовала что-то петь, сегодня стоит в очереди агентства по найму актеров для рекламы говнойогурта. Это печально? Нет! Очень типично, что такие горе-исполнители вообще ничего не умеют, талант отсутствует, харизма отсутствует, бабло… ну вы поняли. Ухода таких не замечают, как правило, и через десятки лет никто их не слушает. Перспектива их не так уж и мрачна. В России народ любит ностальгировать, поэтому часто организуются ностальгические концерты, где публика более чем толерантна к "фанере". Поэтому на таких концертах как иностранная, так и родная чёрная дыра от звезды может блеснуть своим просроченным хитом, получив былую бурю оваций и пару-тройку тысяч вечнозелёных к оплате.
Похожая ситуация возникæт, когда группа удачно исполняет кавер какой-нибудь песни, которая внезапно становится популярной. Но в силу бездарности музыканты не могут самостоятельно сочинить что-нибудь годное, и другие их песни канут в Лету. Как вариант — группа берёт какой-нибудь суперхит и поёт его с якобы прикольными словами. Характерный пример — «Конец фильма» и их высер на музыку Smokie «Livin' Next Door to Alice». Выдать удачную перепевку подзабытой песни - самый быстрый способ получить популярность и такой хит в подавляющем большинстве становится для исполнителя последним. Исключением какое подтверждает данное правило служит Dead or Alive выдав первым хитом кавер "That's The Way (I Like It)". Хоть этот трэк покорил дно хит-парадов в разных странах, но начало было хорошее и именно их исполнение считается каноничным. Потом был мегахит "You Spin Me Round (Like a Record)" и все последующие попытки закрепить успех изредка приводили в самый низ британского ТОП-40. Группа функционировала долго и альбомов было наштамповано изрядно, но преодолеть планку выше чем полтора хита так и не удалось. Исполнителей же однохитовых каверов полно: Alien Ant Farm, Orgy, Pseudo Echo (правда имелись хиты внутри родной Австралии), Taco, Blue Swede и т.д.
Другой вариант — популярный стиль музыки сходит на нет. И получается, что группа интересная и талантливая, выстрелила одним хитом, но жанр, в котором они работают, отходит на свалку истории. У группы есть несколько путей развития. Продолжать играть то, что играли раньше — тогда их будет знать лишь кучка фанатов, даже если они выдадут реально годные хиты. Поменять стиль звучания — практика показывает, что это делать нежелательно, так как 95% таких перемен заканчиваются фейлом. Олдпердунам (определение чисто символическое, к возрасту не имеет отношения) тяжело уловить новые веяния в музиндустрии, а потом реализовать это на деле. Бросить всё к чертям и разойтись восвояси — реально неплохой вариант. Снова же, как показывает практика, кто-то может заняться сольной карьерой или сколотить другой бэнд и добиться успеха. Типичный пример — песня «Летчик» группы «Мечтать», вовремя поймавшей волну общей ностальгии по 1960-м и группе «Shocking Blue» в частности.
Ещё часто бывает такое: есть одна малоизвестная группа, играет она что-то популярное, но нигде не светится. Однажды её обнаруживает продюсер и начинает её раскручивать. Группа записывает хит, снимает клип и, возможно, даже выпускает макси-сингл, но тут в дело вмешивается обыкновенная человеческая жадность. Участники группы думают, что нафиг горбатиться на дядю, если они сами уже без пяти минут суперзвёзды, уходят от продюсера и пытаются заниматься шоу-бизнесом сами. Но по причине молодости и, как следствие этого, отсутствия ума и опыта работы как в музыкальной сфере деятельности, так и в продюсерской, у них получается чуть более, чем ничего. К тому же сам продюсер в долгу не остаётся, связи у него есть везде, и позже начинается банальный суспенд группы рекорд-лейблами. За примером далеко ходить не надо: русские Depeche Mode «Технология» на волне щенячьей радости от успеха «Странных танцев» послали на йух работавшего с ними Юрия Айзеншписа. Ну и конец весьма очевиден. Через несколько лет Юрочка в одном интервью, скорчив хитрую рожу, рассказал, что он специально утопил «техноложцев» за такую «верность». Влад Сташевский повторил тот же путь, хотя его аудитория была чисто женской и потенциала куда меньше, чем у "Технологии". Что-то похожее, только в сфере кино, было показано в фильме «Голливудлэнд» с Беном Аффлеком на глагне. Со слов участников "Технологии", Айзеншпиц их обдирал как липку, а всё заработанное съедала гиперинфляция начала 90-х, потому, оторвавшись от него, «техноложцы» финансово ничего не потеряли. Безденежная известность поп-звёзд не редкость и для стран развитого капитализма, особенно для звёзд-однодневок. Самое немыслимое продвижение в российской поп-сцене на запад было совершено псевдолейсбийским дуэтом ТаТу под руководством продюссера Ивана Шаповалова и его "татушки" решили сбрыкнуть. После оказалось, что без продюссера никуда и надо искать другого. Другой продюссер похерил изначальную задумку и начал косплеить Бритни Спирз. Конец немного предсказуем - распад. ТаТу превратились в форменный шлак и годным остался лишь первый альбом, спетый на русском и английском, от которого остались два-три известных хита.
Вот вам и смежная причина: продюссер берётся раскручивать гипотетического исполнителя с расчётом подоить его популярность ближайшие годы. Сам исполнитель музыки денег в кармане почти не имеет, а продюссер просто поддерживает ему нормальное существование. Итог: новоиспечённая поп-звезда видит, что известность его/её/их тяготит из-за кучи возникших регламентов и гастролей, а все деньги загребает продюссер, поэтому шлёт это всё дело на йух. Чаще всего остаётся всего один хит, какой люди и помнят. Дополнением к вышеизложенному бывает, когда поп-певец обнаруживает тотальный контроль над своей жизнью и решает, что он совсем не в этом стиле музыки хочет работать. В таком случае от него отворачиваются и продюссер, и фирма звукозаписи, и все кто с него прибыль имеет. Таким образцом является Vanilla Ice со своей нетленкой «Ice Ice Baby». Но не всем известно, что он ещё в 90-х начал записывать альбомы в жанре альтрока и многие американские поклонники альтернативной мазафаки посчитали его работы годными. Хотя это примерно как если бы у нас Тимати взялся бы исполнять ню-метал.
Обратная ситуация, когда новоиспечённая звезда отхватывает слишком много денег, после чего приходит алкоголизм или наркомания. В этой стране пример — Мистер Малой. Выпустив один альбом с парой хитов, где больше половины песен было посвящено вреду от наркомании, алкоголизма и курения, он сам-таки присел на героин. От скорой смерти его спасло то, что денег просто не осталось.
Один из распространенных вариантов — группа у себя на родине играет, выпускает успешные альбомы и имеет довольно большое количество поклонников, а в отдельно взятых государствах известна лишь одна её песня, которую могут даже часто крутить на радио и ТВ, но в широких массах остальное творчество коллектива будет неизвестно. Один из таких примеров — Crazy Town и известный здесь хит «Butterfly»,однако кроме этой песенки в хит-парады больше у них ничего не попало. Куда более показательный пример — дуэт испанской народной песни Los Del Rio (испанский аналог группы "Золотое кольцо"), который своей «Макареной» выстрелил на весь мир, в то время как на родине они были известны с 60-х годов и количество их песен измерялось сотнями. Сюда же можно отнести и знаменитых Eagles, которые были у себя в Штатах широко известны и популярны задолго до своего славного "Отеля "Калифорния" (и после него), но во всем мире именно "Отелем..." стали известны, и им же и запомнились. Самым ярким примером, пожалуй, является американский фолк-певец Сиксто Родригес, который в прямом смысле слова бомжевал в Детройте, даже понятия не имея о том, что в далекой стране ЮАР он мегапопулярен и его альбомы стали платиновыми, а его песню «Sugar Man» знают наизусть все от мала до велика. Естественно на этом нехило погрели руки местные монстры звукозаписи, попутно придумав легенду о том, что певец покончил с собой. Однако Сиксто был найден дотошливыми поклонниками, усомнившимися в официальной версии, и, к собственному удивлению, получил таки минуту славы.
Самый плохой вариант — лидер ВИА становится героем. Группа может взять кого-то на замену и продолжать издаваться, но толку с этого не будет, и она никогда не достигнет того, чего могла бы. И что главное: именно лидер, ядро коллектива, вокруг которого сплочены все остальные. К примеру, после смерти басиста Металлики или ухода Оззи Осборна из Black Sabbath те нашли замену и преспокойно получали платину за последующие альбомы. Про AC/DC и говорить нечего — ребятам просто адски повезло. С другой стороны калитки выпертый по делу спившийся и сторчавшийся Оззи вдруг воспрял, стал популярнее, чем в прошлом Black Sabbath, а ещё продюсирование освоил. Другие после гибели лидера полностью меняют стиль и звучание, и таки тоже добиваются профита, но это случается очень редко — пример Joy Division: после самоубийства своего лидера Яна Кертиса, когда оставшиеся музыканты поняли, что без него в старом ключе работать уже не получится, они сменили всё — и стиль с мрачно-готического на инди-танцевальный, и название на New Order, после чего довольно быстро стали выдавать новые востребованные хиты. Но это скорее исключения из правил — слушая два унылейших альбома Doors, записанных после смерти Моррисона, это понимаешь.
Бывает и так
Давным-давно в далёкой-предалёкой галактике жил-был певец. Репертуар он имел обширный (что важно) и винрарный (важно тож), выступал много, звучал на радио, светился в телевизоре не только на всех праздничных концертах и «Голубых огоньках», но и по будням, издавался на пластинках, и не просто издавался, а распродавался влёт. В общем, был певец популярен широко и прочно. Время шло, певец старел, появлялись новые певцы с новым, не менее винрарным, но более современным репертуаром, подрастали новые поколения публики… И певца постепенно, не сразу, не вмиг, но забыли. Имя его навеки вписано во все книги и залы славы, а где он сам — жив или нет — никому неведомо, да и похуй как-то всем.
ВНЕЗАПНО в наши дни в интернетах этой галактики появляется старая-старая запись этого певца, случайно обнаруженная на пыльном чердаке дома с привидениями. Олдфаги утирают скупую ностальгическую слезу, прокручивая в голове извлечённые из самых дальних закоулков памяти прочие хиты этого певца, а школота охуевает от винрарности ВНЕЗАПНО всплывшего из мрака времён артефакта. По целому ряду причин старые винрарные хиты так и остаются неведомыми школоте, и певец из труъ-суперзведы прошлого превращается в певца одной песни наших дней.
Никого не напоминает? Да, это он — Эдуард Хиль. Но он не один такой, их таких немало. Некоторые на старости лет могут прогреметь давно забытой песней пусть не на весь мир, но на славяноязычных территориях вполне.
Выбивается из статистики ещё один мозговзрывной случай, не похожий вообще ни на что. Это группа одного альбома Thai Dyed Suicide («Суицид в тайских оттенках»). Не слышали о такой? Правильно, в этом-то всё и дело. Гаражная группа уровня, пардон, Трента Лейна, выдавшая один альбом, довольно известный, но не принесший группе никакой известности. Старые геймеры, стрелявшие в 90-е во всё, что шевелится, до сих пор нет-нет да и вспомнят крутящиеся в голове прилипчивые мелодии из этого альбома.
Фишка в том, что альбом был оптом выкуплен раковыми игроделами в качестве саундтрека для «более-менее-играбельной-и-на-том-спасибо» трёхмерной аркады Virtuoso (на шутер это поделие всё-таки не тянет), в качестве какового и стал известен среди геймеров. Авторами музыки же мало кто заинтересовался, так что их вин кончился там же, где и начался. Впрочем, 99% таких групп и за такой вин должны судьбе спасибо сказать. ИЧСХ, статью о группе даже англопедия отрыгнула как незначимую, а геймеры до сих пор во всяких вконтактиках с удовольствием слушают эти треки.
Понятия нужно различать
« |
Угораздило же написать народную песню… | » |
— Юрий Шевчук на Нашествии 2001 в ответ на скандирование публики «Осень! Осень! Осень!» |
Любой композитор, певец, музыкальный коллектив, а также художник, скульптор, архитектор, актёр и пр., и пр. проходит через все этапы карьеры: от самых первых шагов до успеха, признания, снижения интереса публики вплоть до полного забвения. Разница лишь количественная — одного на самом пике его карьеры знали 3,5 анонимуса, другого знали миллионы. Суть от этого не меняется. Как ни крути, а в памяти 95% населения укореняется не всё творческое наследие творца, а лишь некоторые самые известные из его произведений. Некоторые творения могут и погубить карьеру творца, как случилось, например, с блестящим актёром Демьяненко, которого «убил» Шурик, но сейчас немного о другом.
Взять к примеру фанатов Cannibal Corpse, которые может и слушают Битлов или Роллингов и знают, что это знаменитые банды с кучей хитов, но среднестатистический бруталлюга вряд ли назовёт немногим больше вещей, чем «Yesterday», «Let It Be» у одних или «Satisfaction» и «Anybody Seen My Baby» у других. Ничьей вины в этом нет, это просто такая закономерность.
В качестве иллюстрации навскидку продолжитe списки напротив каждого имени:
- Чайковский — «Лебединое озеро», …
- Леонардо да Винчи — «Мона Лиза», …
- Гончаров — «Обломов», …
- Александров — «Гимн Советского Союза», …
- Мунк — «Крик», …Х
- Грибоедов — «Горе от ума», …
- Бородин — «Князь Игорь», …
- Ерофеев — «Москва — Петушки», …
Много вы вспомнили в первые пятнадцати секунд? А в течение следующей минуты? А в течение следующих пяти минут? Так-то.
In the Year 2525
Пример сферического сабжа в вакууме: пиндосский дуэт исполнителей Zager and Evans, будучи никому неизвестной и нахуй никому не сдавшейся поп-рок группой, записавший в 1964 году песню «In the Year 2525». Спустя 4 года данный креатив не попал в радиоротацию и в результате достиг первого места в Billboard Hot 100 и удерживал его в течении 6 недель. Но весь лулз заключается не в этом, а в том, что очень много людей считают эту футуристическую балладу единственной песней сего коллектива вообще. В действительности же этот коллектив записал много разных песен и на той же Трубе можно просмотреть их трек-лист. Алсо сабж остаётся актуален и по сей день, например, в 6 сезоне Футурамы в серии про машину времени, двигающуюся только в одном направлении, была исполнена недурственная пародия. А ещё существует кавер от индустриальных Laibach, правда, в тексте незаметненько так намекается на Югославскую войну.
Уточнения
Необходимо отметить, что если широкие слои населения знают лишь то, что им втюхивают масс-медиа, не желают луркать, интересоваться чем-то новым и вообще вылезать из скорлупы, то это не значит, что в эту категорию следует заносить действительно годных исполнителей лишь потому, что эти самые слои слышали всего одну их вещь когда-то по радио. Поэтому Pink Floyd, Deep Purple или Status Quo нельзя относить к данной категории лишь потому, что интеллектуальное большинство знает только соответственно «Another brick in the wall», "Smoke on the Water" и «In the army now». Да что тут говорить! Те же самые человеки и Битлз сюда припишут лишь потому, что знают только одну «Yesterday»!
Когда точно появился на свет этот феномен, сказать трудно, но скорее всего это было в шестидесятых годах прошлого века, когда как раз музиндустрия переживала охуенный взлёт как из-за количества новых исполнителей, так из-за количества продаж пластинок. До Напстера, РГХоста и свободного скачивания из Вконтакта ещё ой как далеко! Тогда продюсеры ещё только начинали воплощать в жизнь стандартную схему «раскрутить-настричь бабла-выкинуть на свалку». А этаноловым эталонным примером данного явления принято считать группу Europe с их бессмертным хитом «The Final Countdown» 1986 года. Его знают все, ваистену все, даже пьяное гопотьё отплясывает под неё на гоподвижняках. Были у них и не менее известные хиты, которые призабылись со временем. А в категорию однохитовых Европу занесло большинство несведущих радиодиджеев и малограмотных музобозревателей. Просто бывает, что одна вещь исполнителя становится мегапопулярной и "глушит" в глазах людей все остальное творчество даже при наличии других хитов, а с годами 95% причисляет к сабжу этого исполнителя. Такими псевдооднохитовыми могут считаться Eagles "Hotel California" (и это при том, что вышедший за несколько месяцев до "Отеля..." сборник их ранних хитов стал первым в истории США платиновым альбомом!) или Mamas&Papas "California Dreamin" и даже чтоб их Hanson имели хиты помимо своей самой въедливой MMMBop. Можно сюда причислить и Скэтмена Джона с одной оговоркой: «Scatman» знают практически все, а вот «Scatman’s World» известен меньшему количеству народа, посему Скэтмена можно назвать челом полутора хитов. В США однохитовыми считаются A-HA с песней "Take on Me", но это в корне неверно потому как другие их хиты покоряли чарты в ряде других стран. . А вот чувакам из Drowning Pool не повезло вдвойне: от кардиомиопатии скончался их первый вокалист, а потом и сам нью-метал, который они рубали весьма годно, начал издавать трупный запах. Речь идёт о винрарной композиции «Bodies», которую слышали не только мазафакеры, но и эмачи, херочки, панкота и остальные говнари. А остальные тоже достаточно интересные песни известны лишь 3,5 ценителям.
Что характерно, бывают и те, кого можно лишь косвенно отнести к «исполнителям одного хита». Например, Gnarls Barkley — они выпустили платиновый альбом, парочка их песен успела попасть в рекламу, да и сказать, что у них есть только одна знаменитая песня, сложно: многие их песни неплохо известны. Но что ассоциируется с ними в самую первую очередь? Правильно, та самая песня, которая звучала из каждого утюга в прошлом, и которая до сих пор не спешит выскакивать из головы. В итоге под ярлык «Группы одного хита» могут косвенно попасть и те группы, которые известны и не теряют популярность до сих пор, но которые создали только одну «ту самую» песню и до сих пор не могут повторить свой собственный успех. А что касается русского шоу-биза, бессмысленного и беспощадного, то в данную категорию попадает большинство попсовых говнопроектов, чьи названия забылись ещё до того, как их песни перестали звучать по радио.
Неправильно причислять к феномену групп одного хита проекты, которые по определению не могут существовать долго и выпускать много — сайд-проекты и супергруппы: первые, потому что участники больше уделяют времени и сил своей основной группе, вторые, потому что два медведя в одной берлоге не уживаются: группы, собранные искусственно из суперзвезд обычно быстро рассираются из-за фаллометрии участников друг перед другом, поэтому такие группы долго и не живут. Исключение — самая первая супергруппа Crosby, Stills, Nash & Young, которая худо-бедно, но существует уже более сорока лет.
Сабж хорошо описан в песне Васи Обломова «Еду в Магадан», которому многие прочили такую же незавидную судьбу, как и герою его песни. Но судьба сжалилась над ним, послав Шнура в качестве наставника.
Ещё можно добавить, что бывает лет через 10 эти однохитовые опять вылазят на публику с каким-нибудь типа-хитом. В музпрессе в таких случаях принято писать в рецензиях «А он/она/они никуда и не уходил (-а, -и)», но слушателям по большому счёту похуй на этот шум. Технически за однохитовых их уже считать нельзя, но по сути они таковыми и остаются.
Музыкальный обзорщик Todd in the Shadows имеет на ютьюбе рубрику One Hit Wonderland где обозревает музыкальную судьбу однохитовых исполнителей. Для желающих углубить знание предмета - самое то.
ЧСХ, технически к сабжу вполне можно отнести сами-знаете-кого — много ли других его песен тебе известно, %username%?
Ну и чтобы впечатление было полным…
Посмотреть-послушать
Этот раздел уже достаточно заполнен. Больше сюда ничего добавлять не нужно. Нет, правда. |