Комедии Гайдая
Материал из Lurkmore
Леонид Гайдай — советский режиссер, расовый сибирский ЕРЖ[1]. Автор популярных кинокомедий, подаривших советскому зрителю не одну крылатую фразу. В комедиях дедушки Лёни много колкостей в адрес суровой совковой действительности. А поскольку сейчас мы имеем те же яйцы, только сбоку, то все комедийные сюжеты актуальны и по сей день.
1958 — Жених с того света
Первая комедия, снятая Гайдаем. Действие фильма проходит в конторе под названием КУКУ (Кустовое управление курортными учреждениями). Его начальник — бюрократ до мозга костей Петухов — уезжает на три дня к будущей жене. На вокзале у него крадут документы, далее карманник принимает ислам под колёсами автомобиля, милиция находит у трупа документы на имя Петухова, а один из сотрудников КУКУ опознаёт в погибшем своего начальника. Всем хорошо: менты закрывают дело и повышают раскрываемость, а в КУКУ начинается подготовка к похоронам начальника и последующей корпоративной пьянке. Но тут возвращается Петухов. Весь оставшийся фильм «воскресшему» приходится сражаться с бюрократической машиной, которая его и породила: чтобы жениться — нужен паспорт, чтобы получить паспорт, нужно принести справку из поликлиники, но без паспорта её не получить. Итог плачевен — невеста ушла, КУКУ закрылось, а Петухова понизили до экскурсовода.
Алсо, самый зацензуренный фильм Гайдая (после всех вырезок от фильма осталась 51 минута). Возможно, всё дело в излишней сатиричности фильма, возможно потому, что режиссёр ещё не был тем Гайдаем, которому разрешалось всё.
1961 — Пёс Барбос и необычный кросс, Самогонщики
Короткометражки с ориентацией на классику немой комедии, первая из которых была номинирована на «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. Примечательны для истории главным образом тем, что здесь впервые появляются одни из любимейших советских комедийных персонажей — Трус, Балбес и Бывалый. Троица олицетворяла стереотипных малоудачливых мелких преступников, былинно и с фанфарами фейливших любой хитрый план. Был снят для киноальманаха «Совершенно серьёзно», но бешеная популярность подарила короткометражке самостоятельную жизнь.
1962 — Деловые люди
Первый триптих режиссёра, к тому же экранизация рассказов О. Генри.
Дороги, которые мы выбираем
Первая новелла ВНЕЗАПНО трагична и мрачна. Она рассказывает о двух друзьях ковбоях, которые, поимев гешефт, остались посреди пустыни лишь с одной лошадью, чтобы этот гешефт вывезти. В этом самом серьезном фрагменте в творчестве Гайдая полноценно раскрываются темы безграничной человеческой жадности, лицемерия, предательства лучших друзей и готовности идти по головам ради собственной выгоды. Новелла знаменита фразой, характеризующей всё выше сказанное, «Боливар не выдержит двоих».
Родственные души
Во второй новелле, уже комедийной, грабитель-ревматик находит в своей жертве, тоже ревматике, родственную душу, после чего они становятся приятелями. Новелла сама по себе короткая, выполнена в неспешном духе и служит этаким переходным звеном между первой новеллой и последней.
Вождь краснокожих
Третья новелла рассказывает о двух воришках-неудачниках, выкравших сына богатого человека. Но похищенное чадо оказывается мерзким, противным, избалованным ребёнком, который доводит похитителей до белого каления. Очень похожа на «Один дома» (блин, да это "Один дома" спизжжен с О.Генри, которому сто лет в обед!) и подобные фильмы, правда снята на 30 лет раньше. Наиболее близка к стандартному творчеству Гайдая.
1965 — Операция «Ы» и другие приключения Шурика
Трилогия новелл о Шурике — стереотипном советском студенте-задроте.
Напарник
В результате попытки перераспределения Шуриком сидячих мест в автобусе, в кутузку на пятнадцать суток попадает нахальный советский быдло-жлоб и тунеядец Федя [2], которого определяют на ту же самую стройку, где по счастливой случайности подрабатывает виновник его наказания. Жажда мести толкает Федю на выдумывание хитрых планов по выпиливанию Шурика, которые приводят к локальным боевым действиям с применением подручных средств. 10-я серия «Ну, погоди» во многом списана с «Напарника».
Утверждается, что сцена в конце, где Федя на все оглашаемые работы выпаливает «Я», списана с самого Гайдая — ему во время войны было стыдно сидеть в тылу, и когда пришли набирать добровольцев для фронта, он и выдал…
- Если я встану – ты у меня ляжешь (многозначительно икает)
- Она готовится стать матерью!
— А я готовлюсь стать отцом! - Ах ты зрячий?! Вот щас будешь слепой!
- Ну, граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы… Кто хочет сегодня поработать?
- Огласите весь список, пожалуйста.
- — Мясокомбинат! (все сразу делают шаг вперед) …На сегодня нарядов не прислал. ( (отходят обратно, тоже вместе)
- — На сколько [суток в коллектив] вливается товарищ?
— На полную, пятнадцать.
— Полторы декады. Это замечательно! - Пробка. Подарок из Африки.
- — Какой-какой матери?
— Парижской. Бого… матери. - — Послушай, у вас на стройке несчастные случаи были?
— Нет, пока ещё ни одного не было…
— Будут. Пшли! - Работа стоит, а срок идёт. Ты не забывай, у тебя учёт - в рублях, а у меня — в сутках.
- …В то время, как наши космические корабли бороздят просторы Вселенной…
- До лампочки!..
- А компот?
- — Ну-с, приступим.
— Приятного аппетита.
— Пошёл ты в жопу! пруф(В фильме вы этого не услышите, там присутствует только неразборчивое мычание сквозь набитый рот) - — А-ва-ава, а-а!
— Что, что?
— Я говорю: кто не работает, тот ест! Учись, студент. - Сейчас к людя́м надо помягше. А на вопросы смотреть п-ширше. Вот ты думаешь, это мне дали пятнадцать суток? М? Это нам дали пятнадцать суток. А для чего? Чтобы ты вёл среди меня разъяснительную работу, а я - рос над собой. Ну, ладно, давай, бухти мне, как космические корабли бороздят… Большой театр. А я посплю.
- Правильно! И мух отгоняй.
- Аа, влип, очкарик!
- Скоро на тебя наденут деревянный макинтош и в твоём доме будет играть музыка. Но ты её не услышишь!
- Убью, студент!
- — Шурик! Вы комсомолец?
— Да.
— Это же не наш метод! - Надо, Федя, надо!
Наваждение
Собственно, сюжет. Студент Шурик вместе со своими однокурсниками пытается сдать суперсложный экзамен по матанскому сопромату теории струн (на самом деле, крупный план конспекта говорит нам, что предстоящий экзамен — физика за первый курс технического ВУЗа), попутно влюбляясь в однокурсницу Лидочку. Фраза же: «Расстегни», до сих пор доставляет волнение и приводит к приятному потеплению внизу живота у мужского населения пенсионного возраста. Учитывая, что, судя по фильму «Кавказская пленница», Шурик таки филолог или историк, спрашивается — зачем ему была нужна физика? А всё просто — из «Ивана Васильевича» мы узнаём, что Шурик таки вырос инженером, а собирательство фольклора — просто хобби, ведь интернетов тогда не было и чем-то надо было заниматься.
- Я сказал не «приём», а «при нём». Билет №9, а при нём задача.
- Профессор конечно лопух, но аппаратура при нём, при нём-м. Как слышно?
- За изобретение ставлю «пять», а по предмету — «неуд».
- Была «докторская», стала «любительская»
- Повторяю. Первый вопрос девятого билета. Принцип работы синхрофазотрона. В основу. Работы. Синхрофазотрона. Положен принцип. Ускорения. Заряженных частиц. Магнитным полем. Пол-лем!
- — Экзамен для меня — всегда праздник, профессор!
— Похвально! (утирает слезу) П-пожалуйста… б-билет… - — А у меня горло!
— Горло?
— Горло!
— И голова?
— И голова!
— Без мозгов?
— Без мозгов!
Операция Ы
Невозбранно раскрывается тема расхищения социалистической собственности[3]. Скоро на склад должна наведаться ревизия, которая несомненно обнаружит факты крупных хищений. У директора склада Петухова есть хитрый план — поиметь гешефт с инсценированного ограбления объекта собственной ответственности. Для реализации наняты Трус, Балбес и Бывалый, скучающие без дела и перебивающиеся продажами живопи́си и гипсовых кошек-копилок. Помешать им пытается Шурик, заменяющий местную железную леди — бабушку-божий одуванчик. Студент вступает в неравный бой с расхитителями, которые таки терпят фейл и отправляются в ментовку.
- Срамота!
- — Иди тренируйся… на кошках! Угу!
- (решительным басом) Бабуля! Закурить есть?! (робким тенорком) Ааа где бабуля?..
- — Ваши условия.
— Триста тридцать!
— Согласен.
— Каждому! - — Почему «Ы»?
— Чтоб никто не догадался. - Всё уже украдено до нас.
- — Вы должны были привлечь её внимание простым естественным вопросом. А вы что спросили?
— «Как пройти в библиотеку?»
— В три часа ночи! Идиот. - — Вы не скажете, где здесь туалет?
— Нашёл время!
— Спасибо! - Вы не скажете, сколько сейчас градусов ниже нуля?
- До пяти лет. Нет, не пойдёт.
- Проклятый! Расхититель социалистической собственности! У, мерзавец!
- Никакого модернизма, никакого абс-трак-ционизма![4] Предохраняет стены от сырости, вас — от ревматизма! Налетай! Торопись! Пукупай (Апчхи!) живопи́сь!
- — Где этот чёртов инвалид?
— Не шуми! (толкает пузом) Я инвалид!
1966 — Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика
На этот раз Шурик и троица Трус-Балбес-Бывалый оказываются на Кавказе (хотя наибольшая часть съёмок проходила у подножья Демерджи, что в Крыму близ Алушты). Первый — для изучения местных обычаев, фольклора и просто хорошо провести время, вторые — с целью помочь Большому Начальнику с принуждением к свадьбе комсомолки, спортсменки и просто красавицы. «Вертится быстрей земля», твист обеими ногами и BDSM-lite с Варлей прилагается.
Кстати, возникли определённые трудности со сценой у пивной бочки («Жить — хорошо!»). Моргунов все выпил Вицин, будучи йогом, алкоголь не употреблял. Сначала ему налили в кружку чай с ватой сверху, но на пленке это было заметно. Потому пришлось Вицину бухнуть сделать вид, что выпил, смотрим внимательно.
Также примечательна сцена спасения тонущего Шурика в спальном мешке. Прикол заключался в том, что вода в реке действительна была адски холодной. Так что промокшие Шурик и Нина вовсе не имитировали дрожь от холода, а по-настоящему охуевали. Как утверждает бульварная пресса, освещающая дела давно минувших дней, парочке даже пришлось не хило вмазать беленькой, чтобы не схватить воспаление легких.
Интересен тот факт, что «Кавказская пленница» должна была начинаться так: к высокому сплошному забору подбегает Балбес, пишет мелом громадную букву «X», затем к нему присоединяется Бывалый, выхватывает из рук Балбеса мел и пишет следующую букву «У» и передает мел Трусу. В этот миг слышится трель милицейского свистка. Трус быстренько дописывает мелкими буквами «дожественный фильм», и тройка срывается с места. Гэбня не пропустила. Но проглотив эту приманку Гайдая (эпизод был ему совершенно не нужен и служил отвлекающим маневром), гэбня потеряла нюх и лоханулась на самом главном — сатире на совок. Например, во время совещания в доме Джабраила после реплики Труса «Вы даете нереальные планы!», Балбес говорит, что это волюнтаризм, что реально бесит Джабраила: «В моём доме не выражаться!», что толсто намекает, что Саахов — выдвиженец Хрущёва. Брежнев шутку оценил и разрешил фильм в прокат. Так-то!
- — Жить, как говорится, хорошо!
— А хорошо жить — ещё лучше.
— Точно(Невозбранно скопипащена из произведения Джека Лондона ,,Смок и Малыш,,). - Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!
- Откуда только берется искра у этого... выродка из славного семейства двигателей внутреннего сгорания... да отсохнет его к-арбюратор во веки веков!
- Спортсмэнка, комсомолка и просто красавица!
- Короче, Склихасовский
- Как говорит наш замечательный сатирик Аркадий Райкин: «Женщина — друг человека»!
- Изыните, будьте дбры помедлнее, я записсую!
- У моём домэ нэ виражаться!
- — И затем, на развалинах часовни…
— Простите, часовню тоже я развалил?
— Нет, это было еще до вас, в XIV веке - Чей туфля? О! Моё! Спасибо.
- Шляпу сними.
- Птичку жалко!
- Нэ бэспокойся! В морге тебя переодэнут!
- Бамбарбия! Киргуду!
- Шютник! Когда будэшь жарить щащлык из этого невеста, не забудь пиригласить!
- Да здравствует наш суд! Самый гуманный суд в мире!!
1968 — Бриллиантовая рука
Пародия на шпионские фильмы тех времен (поэтому широэкранный формат) и на «псевдодокументальную» манеру съемки (неспроста же надпись «фильм снят полускрытой камерой»). Главного героя зовут Семён Семёнович. Иногда его изображение используется при создании макросов с Семеном.
1971 — 12 стульев
См. Ильф и Петров, nuff said. Конечно, кое-что убрано, а кое-что добавлено от себя (фирменные гайдаевские погони), но фильм совершенно не стал хуже от этого. Стоит отметить редкие местечковые холивары, возникающие по поводу того, чья же экранизация лучше: Гайдая с Арчилом Гомиашвили в роли Бендера, или Захарова с Мироновым в главной роли.
1973 — Иван Васильевич меняет профессию
Признанная классика и зачастую синоним к словам «советская комедия». За основу взята театральная пьеса Михаила «Маргаритовича» Булгакова, к которой добавили побольше драк, погонь и гэгов, ну и осовременили. К счастью, Булгаков в то время ещё не был признанным классиком, а то Гайдая обязательно закидали бы какашками за «опошление и коммерциализацию». Хотя кое-кто из булгаковедов поворчал на эту тему, но советский народ булгаковедов не поддержал.
Сумрачный гений таки сдавшего все экзамены Шурика выдумывает шайтан-машину для перемещений во времени и ВНЕЗАПНО отправляет в шестнадцатый век своего соседа с АГП Буншу и жулика Жоржа Милославского, мирно грабившего соседнюю квартиру. Взамен из прошлого в Москву семидесятых годов попадает царь Иван Грозный.
Прижившихся IRL цитат из фильма КРАЙНЕ много, причем значительная их часть — из булгаковской пьесы-первоисточника.- Аз есмь царь!
- Я бросаю мужа, этого святого человека со всеми удобствами!
- Красота-то какая! Лепота!
- На мне узоров нет и цветы не растут!
- Положь трубку!
- Вот что крест животворящий делает!
- Всё, что нажито непосильным трудом, все погибло! Три кинокамеры заграничных, три портсигара отечественных… Куртка замшевая!.. три… куртки.
- Граждане, храните деньги в сберегательной кассе! Если, конечно, они у вас есть.
- Живьём брать демонов!
- — Житие мое…
— Какое житие твое, пёс смердящий? - — А где царь?
— Закусывать надо! - Замуровали! Демоны!
- Здрав буде, боярин!
- Тамбовский волк тебе боярин!
- Икра красная, икра чёрная… Да! Заморская икра… [сглатывает] Баклажанная!
- И тебя вылечат, и тебя вылечат… и меня вылечат.
- Царь, очень приятно, Царь.
- Оставь меня, старушка, я в печали…
- Отведай ты из моего кубка.
- Ты пошто боярыню обидел, смерд?
- Меня терзают смутные сомнения…
- Эта роль ругательная, я её прошу ко мне не применять!
- Это я удачно зашёл!
- О, ja, ja! Kemska Wolost! О, ja, ja!
- Да ты что, сукин сын, самозванец, казённые земли разбазариваешь?! Так никаких волостей не напасёшься!
- Я требую продолжения банкета!
- Эх, Марфуша... Нам ли быть в печали?
- Не вели казнить, великий государь! Вели слово молвить!
- Казань брал, Астрахань брал... Ревель брал, Шпака — не брал...
- Отворяй, собака!!!
- Я артист больших и малых академических театров.
- Танцуют все!
- Говорят, царь ненастоящий!
1975 — Не может быть!
Фильм состоит из трёх новелл, снятых по произведениям Михаила Зощенко: по комедии «Преступление и наказание», рассказу «Забавное приключение» и комедии «Свадебное происшествие». Собственно, сам фильм выигрывает только благодаря тому, что снимался он по Зощенко, что для совка довольно таки солидно. Хотя некоторые гайдаевские примочки и как минимум одна погоня там есть. Ну и актёрская игра же! Чего стоит только один Невинный в роли шурина Горбушкина, или тот же Вицин в роли несостоявшегося тестя.
В первой новелле описываются сложности человека, живущего в советское время конца 20-х годов на нетрудовые доходы (по сценарию — заведующего магазином). Будучи вызванным к следователю, главный герой небезосновательно полагает, что вызов этот не принесёт ничего хорошего. Эти же мысли посещают его супругу и шурина, которые, дабы предупредить неизбежную конфискацию имущества, срочно продают всё, что было нажито «непосильным» трудом. Кроме того, жена спешно разводится с главным героем и выходит замуж за соседа. А сам главный герой, которого всего-навсего вызывали свидетелем, в отличном настроении возвращается домой… Правда, через неделю его всё равно посадили. Так-то.
Во второй новелле фильма показаны тонкости внебрачных отношений. Уходя в выходной день якобы на работу, а на самом деле к любовнице, иногда сложно себе представить, что муж любовницы вполне может оказаться любовником подруги любовницы, а сосед подруги любовницы по коммуналке — любовником твоей собственной жены. В конце концов, все шестеро героев чисто случайно, при интересных обстоятельствах, пересекаются вместе, и, собравшись за столом, пытаются найти выход из сложившейся ситуации.
В заключительной новелле молодой человек, поторопившийся с предложением руки и сердца, приходит на собственную свадьбу, где никак не может узнать свою невесту — до этого они встречались только на улице, и он запомнил её в зимней одежде. Попытки незаметно выяснить, кто же из присутствующих женщин его будущая жена, приводят к непредсказуемым последствиям.
1982 — Спортлото-82
Фильм ради Product placement, product placement ради фильма. Лоховатый паренек едет на юга в поезде с ещё тремя попутчиками (одна тян, спекулянт и турист). По ходу движения съедает всю нямку у тян и в качестве компенсации покупает газировку («Я хотел взять Пепси-колу, но Байкал по-моему лучше») и лотерейный билет Спортлото. Тян зачёркивает 1, 2, 3, 4, 5, 6 и данная комбинация в дальнейшем оказывается выигрышной. Однако, произошла путаница и билет на 20 тысяч советских рублей оказался неизвестно у кого. В течение всего оставшегося времени лошок, ТП с любовником и спекулянт с помощником ищут данный билет. Есть доставляющие моменты: например, пытка апельсинами, неосмотрительное уничтожение указателей в горах и идея закуривать «Мальборо», а стреляющим давать «Приму». Алсо, для Михаила Пуговкина роль в фильме оказалась едва ли не роковой: в перерыве между съёмками актёр сбрызнул свой хуй горячим чайком. Медицина оказалась бессильна, но съёмки не прекратили, за что ему и респект.
- — Почём апельсины?
— Рубль штучка, три рубля — кучка, а в кучке — три штучки! - — Ты чего продуктами швыряешься?
— Да я …
— Много текста, иди ищи! - — Эти ягоды есть можно?
— Можно! Только отравишься.
- — Сан Саныч! А какая у меня должность?
— Ты в нашей организации первый человек!.. После меня. - От века я не отстаю, всё время что-то достаю.
И падишахом легче стать, чем в наше время всё достать. - — С вашими талантами надо собственную машину иметь.
— Ну, одному бог даёт талант, а другому — машину.
- — Сознание вывихнул, ногу потерял.
— Вы что, не видите, он же бредит!
— Да, я брежу.
— Мы не можем бросить человека в таком положении.
— Правильно, я в положении. Что же вы, не видите?
1992 — На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди
В картине с присущим клюкве гротеском раскрывалась тема взаимоотношений Кровавой Гебни, расовой пиндосской ЦРУ и русской мафии, которая в фильме больше напоминает ZOG, поскольку управляется ЕРЖ-эмигрантом с Брайтон Бич дядей Мишей и имеет в составе некоего Рабиновича, который без особого труда влезает в телефонный разговор президентов.
Главный злодей с манией величия последовательно пародирует всех советских вождей, начиная с Ленина и кончая Брежневым. Роль доигравшегося до полного блаженства старика сыграл сам Гайдай, любитель азартных игр IRL.
- — Это Рабинович
— Какой Рабинович?
— Как это какой? Из русской мафии! - — У вас что, все колхозы такие?
— Что ты. Просто у нас, теперь, понимаешь ли, гласность. Приказано показывать самое отсталое. - — (в образе Ленина) Есть такая паrтия! Замечательная паrтия наrкотиков из Таиланда.
- — Кац всегда предлагал сдаться.
- Персонаж роняет гранату, все шугаются, он её поднимает и замечает:
- — Чё вы все испугались? Она ж РУЧНАЯ!
- — Наш поспел везде пострел.
- — Может быть вызовем подкрепление?
— Рано!
…
— Может быть вызовем подкрепление?
— Ещё рано!
…
БП
…
— Может всё-таки вызовем подкрепление?
— Уже поздно :( - — О! О! Вот вам сеrьёзная: говоrят этот имел дrаку с Гаrеликом и заrезал двоих.
— И на свободе? Что, не было свидетелей?
— Так он как rаз свидетелей и заrезал! А Гаrелику только моrду набил. - — Кац предлагает сдаться.
— Русские не сдаются, товарищ Кац… - — Доложите пятую заповедь разведчика.
— Разведчика может погубить красивая женщина.
— Отсюда вывод?
— Разведчик должен сам погубить красивую женщину!
— Ответ неверный. Советский разведчик красивую женщину должен ИГНОРИРОВАТЬ! - — Бронефрак японской фирмы «Ясукинсан» абсолютно надёжен.
— А если бы он оказался б… б… бракован?!
— О, это была бы трагедия. Для фирмы — мы бы отказались от её услуг.
- — Это что, полковника Петренко враги однажды на кол посадили… И ничего, только выправка твёрже стала.
- — Передайте это полковнику Петренко. Скажите, если я погибну, пусть считают меня коммунистом.
— А если погибнут они?
— Тогда пусть их считают коммунистами.
И прочее
После «Не может быть!» фильмы Гайдая начали скатываться. «Спортлото-82» сорвал кассу в основном благодаря авторитету и ранним заслугам режиссера, а также милыми взгляду советского человека южными морскими видами. Наиболее поздние работы — «Опасно для жизни» (1985) и «Операция „Кооперация“» (1989) делали больший уклон на описание советской перестроечной действительности, и потому были унылы. Вином стал последний фильм Гайдая, обозначенный выше.
Есть ещё «Инкогнито из Петербурга» (1977) — фильм-спектакль по Гоголю, и «За спичками» (1980) снятый совместно с финнами. Эти работы известны мало, поскольку советскими гражданами признаны не были. Что, впрочем, не отменяет прекрасных актерских работ и доставляющего юмора, в чем есть немалая заслуга автора повести «За спичками» Майю Лассила. (А в роли Ихалайнена там, кстати, Леонов!).
Актёрская труппа Гайдая
Ещё одна особенность комедий Гайдая заключается в почти незаменимом актёрском составе. Большинство актёров Гайдая, попавшие в один из его фильмов, получали нехилый профит и славу и, вследствие этого, оставались у Гайдая «за пазухой», снимаясь ещё в двух-трёх фильмах мэтра.
- Никулин, Вицин, Моргунов. Они же Балбес, Трус и Бывалый. Про них и говорить много не надо — все трое присутствовали в четырех фильмах Леонида Иовича. На съемках «Кавказской пленницы», Гайдай окончательно разосрался с остроязыким Моргуновым, с которым у него были всегда напряженные отношения[5], и поклялся никогда больше не снимать его у себя, что собственно и произошло. Без Моргунова троица была уже не троица, и о том, чтобы заменить его кем-то другим — не могло быть и речи. Тем не менее троица с переменным успехом снялась в паре-тройке фильмов у других режиссеров, но такой популярности, как у Гайдая, они уже не имели никогда. Моргунов, кстати, был почти трансцендентальной силы тролль ИРЛ, например, мог перетащить тумбу автобусной остановки, чтобы отодвинуть очередь пассажиров от привычного места и, зайдя первым и без сутолоки, пронаблюдать яростную реакцию хомячков. Об остальном можно почитать в педивикии.
- Демьяненко. Он же гайдаевский Шурик, которого режиссёр выбрал из более 100 претендентов на роль, включая самого Петросяна. После оглушительной славы впал в истерическую депрессию из-за того, что ему предлагали играть только придурковатых шуриков, а он-де хотел Гамлета и прочую классику. Ему это надоело, и он тихо-мирно перевыпилился в дублёры иностранных фильмов. Таких актеров как Банионис, Бельмондо, Де Ниро, Бушеми, Пачино и др, мы знаем исключительно в озвучке Демьяненко.
- Селезнёва, Варлей. Две Натальи, снявшиеся в туевой хуче комедий Гайдая 70-х годов. Тогда были очень фапабельны, многие олдфаги помнят их именно такими.
- Крачковская. Весёлая жиробасинка, создающая простой комический эффект, как и все жиробасы. Тащемта, хорошая тётка. Гений Гайдая в подборе актеров и тут не подкачал — Мадам Грицацуева в исполнении Крачковской в «Двенадцати стульях», вышла в точности с описанием в литературном первоисточнике: «Женщина необъятных размеров с арбузными грудями».
- Крамаров в фильмах Гайдая удачно эксплуатировал созданный им ранее винрарный образ сказочного долбоёба, который с успехом использовал и у других режиссеров. До середины 70-х имел неимоверную популярность, однако ВНЕЗАПНО на свою голову назвался расово-правильным ЕРЖ (ходил в синагогу, почитал праздники) и неистово просился на ПМЖ в Пиндостан, что подняло нехилый срач в министерстве культуры Совка. Конец немного предсказуем: на этом кинокарьера сабжа закончилась — его запретили снимать, вычеркивали имя из титров вышедших фильмов. Собственно, Крамаров-актер умер уже тогда: после слезного письма Рейгану, его таки скрипя зубами отпустили, но счастья за кордоном он не нашел: в Голливуде мелкий косоглазый актеришка средней руки, да и еще с чудовищным акцентом нахуй никому не нужен. Несколько эпизодических ролей клюквенных агентов КГБ ничего не меняли, а без работы сабж постепенно сходил с ума, и тихо сыграл в ящик от рака в 1995 году.
- Куравлёв. Вор Милославский, тупой жених Володя, потчмейстер Шпекин и много кто ещё. Что характерно, изначально на роли Куравлёва Гайдай приглашал Миронова, но в итоге все роли Миронова у Гайдая играл Куравлёв. Ныне играет всяких полковников и генералов в сериалах про бригады и ментов.
- Пуговкин. Играл, в основном, престарелых задротов типа отца Фёдора из 12 стульев. Доставлял вплоть до 80-х.
- Кокшенов. Играл всяких альфа-самцов, гопников и не только. В девяностых начал сам снимать свои фильмы, о которых и говорить противно, не то, что смотреть.
- Смирнов. Отставной вояка, снялся в «Деловых людях», «Операции Ы» и «Семи стариках». Потом нахуй бросил это занятие, сыграл Макарыча в фильме «В бой идут одни старики» и был этим очень доволен.
- Этуш. Инженер Брунс, Шпак и товарищ Саахов. Один из немногих актёров, который пробовал играть лицом и ртом. Даже не так: один из немногих людей, которые-таки играли лицом и ртом, ибо годный, эпичный театральный актер. Анонимус-театралофаг помнит игру Владимира Абрамовича в постановке «Мещанин во дворянстве». Впрочем, это тема для отдельной диссертации.
- Харатьян. Хотя до Гайдая и отметился уже в роли Корсака из «Гардемаринов», — а еще раньше в «Розыгрыше» (1976) и эпичном «Зеленом фургоне» (1983), — наибольшую славу получил всё же благодаря «Операции „Кооперации“» и, конечно же, «Дерибасовской». Считался даже национальным «киногероем» в глазах детсадовцев и постперестроечной школоты. «Хелло, Америка, с другого берега!» в его исполнении кому-то из тогдашних детишек даже люто доставляло.
Тысячи их. Причем все актёры, снявшиеся хоть раз у Гайдая, становились звёдами кино: среди них Миронов, Папанов, Гомиашвили, Светличная, Филиппов, Мкртчян и много кто ещё. Мужчины в фильмах Гайдая пели голосом Золотухина, женщины — голосом Ведищевой.
Итого
« |
Данелия — хороший режиссер, он никогда не скатывается в гайдаевскую комедию. Я не люблю такое кино, когда все кричат и бегают | » |
— Из интервью с Балабановым |
Товарищ Гайдай и его команда создали на удивление большое количество качественных комедий, многие из которых ставили рекорды по кассовым сборам и попали в золотой фонд советского кино. При этом сам Гайдай, будучи в жизни скромным человеком, звёзд с неба не хватал, за ордена не работал и партийным боссам в ноги не кланялся. Вместе с тем остается загадкой, как он умудрялся проталкивать на экраны лютую сатиру на совок и советский образ жизни вообще. Фильмы Гайдая принесли советскому государству чистого дохода в 400 млн рублей золотом, а в ответ — ни орденов, ни званий, ни премий, ни должного почета, а только лишь целая трехкомнатная квартира в конце 80-х. В отличие от многих режиссеров, которые к старости теряли хватку и внимательность в своей работе, Леонид Гайдай, скончавшийся в 1993 году, упорно работал и этим заслужил свое место в пантеоне киношников.
Примечания
- ↑ Хотя и бытовало мнение что он якобы укр. Недоразумение объясняется тем, что на (тогда еще не в...) Украине родился его отец, а кроме того, сестру Гайдая звали Гута, а это ашкеназский вариант ивритского имени Товы (хорошая).
- ↑ Актер Алексей Смирнов, герой войны, кавалер ордена Красной Звезды и орденов Славы 2-й и 3-й степени, он же не менее известный механик Макарыч из былинного "В бой идут одни старики". Разрыв шаблона!
- ↑ Неси с работы каждый гвоздь — ты здесь хозяин, а не гость!
- ↑ Для ньюфагов — накануне Хрущев разгромил выставку художников-абстракционистов, назвав художества хуетой, а самих художников — пидарасами.
- ↑ Моргунов пришел на площадку с девицами и Гайдай демонстративно громко сказал «Убрать всех посторонних с площадки!». В тот же день Моргунов уехал, а Гайдай оставил в картине только те эпизоды с ним, без которых нельзя было обойтись
[☭] Комедии Гайдая — неотъемлемая часть Советского Союза.
|
|||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|