Rock'n'roll
Материал из Lurkmore
Rock’n’roll (rock-n-roll, rock and roll, рокындрол), от англ. rock — качаться и roll — вертеться, разговорное «крути-верти» (сленг. rock — трахаться, пекать и roll — ебать, пипчить[1]) — стиль музыки, появившийся в первой половине 1950-х, а зачатки его еще в конце 40-х в Америке. Название появилось благодаря радиопрограмме Rock`n`Roll Time, шедшей в 40-х на одной из пиндосовских радиостанций, в которой крутили настоящее православное РнБ. Долгое время РнБ и РнР были синонимами, пока название «Рок-н-ролл» не закрепилось за расовым белым вариантом РнБ.
Содержание |
Происхождение
По версии фильма «Назад в будущее», рок-н-ролл возник в результате временной петли, и его никто не придумывал. Однако основная масса считает, что рок-н-ролл если не придумал, то первым популяризовал Чак Берри. Хотя холивары о самой первой рок-н-ролл песне ведутся до сих пор. Основные претенденты — это или «Rocket 88» от Айка Тёрнера, или «Tutti Frutti» Литтл Ричарда, которая была написана примерно в то же время, но именно записана и ставшая хитом уже позже.
Рок-н-ролл в классическом случае по той же схеме, что и классический двенадцатитактовый блюз. Отличается от блюза в основном более быстрым темпом и отсутствием свинга (ровным ритмом)[ЩИТО?]. В рок-н-ролле, как и в классическом (но не как в современном!) блюзе, все аккорды — малые мажорные септаккорды. Произошел рок-н-ролл от ритм-н-блюза и кантри, с примесью самбы[2]. Известен многим благодаря альбомам времён перестройки со стандартным набором хитов, почти всегда начинающихся с «Rock around the clock» .Причину популярности рок-н-ролла многие усматривают в том, что это была новая «протестная» музыка (джаз был музыкой родителей, а это уж не контркультурно) и первая поп-музыка с обязательной электрогитарой, что создало необходимый конфликт поколений: если уж мама говорит «Выкинь эту ужасную пластинку немедленно», то сынок немедленно начнет ходить на дискотеки, встречаться там с такими же, как он, школьниками, с ними рок-н-ролл и трахать одноклассниц, тем более что противозачаточные таблетки как раз были изобретены. Но ничего нового в этом вопросе придумано не было: «Секс, бокс, джаз» сменился на «Секс, наркотики и рок-н-ролл». А если ещё добавить, что наркотики котировались и у джазовиков, то становится ясно — никакой революции не было[3].
Некоторые представители
Чак Берри (Chuck Berry)
« |
Сейчас это зовут роком, раньше это называлось буги-вуги, блюзом, ритм-н-блюзом… Названия могут меняться, но музыка, вдохновляющая разум и сердце, и даже твое притоптывание ногой в такт – все это здесь. Зови эту музыку рок, зови ее джаз, зови ее как хочешь. Если она заставляет тебя двигаться, или ты просто кайфуешь, она с тобой – навсегда. | » |
— Чак |
Расовый американский dixie-нигра с гитарой. В молодости взламывал машины и подделывал документы; имел две ходки. Исполняет артистично, придумал «утиную походку», все свои песни придумывет сам. А также «изобрел» рок-н-ролл, подслушав в телефонной трубке выступление Марти Макфлая (1-я и 2-я части фильма «Назад в будущее»). Основные песни: «Roll Over Beethoven», «Rock And Roll Music», «Johnny B. Goode», «Maybellene», «You Never Can Tell» (играет в Криминальном чтиве, где Траволта с Турман танцуют).
Элвис Пресли
Король рок-н-ролла, сын императрицы с Венеры и одного контрабандиста из Таганрога, предмет поклонения всех девочек в 50-60-х годах и просто Б-г. Розовый кадиллак прилагается. Отличался тем, что умел петь, да так умел, что диджеям приходилось уточнять: это, ребята, не негр, это белый поёт не хуже негра! Нам известно, что Элвис не умер, а просто улетел к себе домой; кстати, Терри Пратчетт люто поддерживает эту версию в своих книжках. Основные песни: «Heartbreak Hotel», «Hound Dog», «Jailhouse Rock», «All shook up», «Devil in Disguise», «Love Me Tender» и др.
Бо Диддли
Первым начал рубить отрывистые риффы, так называемый «Диддли-бит». Именно его манеру игры позднее переняли большинство рок-групп. Также неоднократно выступал и записывался с Чаком Берри. Основные хиты: «Bo Diddley» и «I’m a Man». Большинство текстов — шуточные или (само)пародийные. И да, у него гитара была прямоугольной, а струны рвались только так! Настоящий бунтарь.
Литтл Ричард
Некоторыми (см. выше) считается Самым Первым полноценным Рок-н-Ролльщиком, так как исполнял одни из лучших хитов рок-н-ролла ещё в 1951-ом году в андерграунд клубах, да ещё и с ненормативной лексикой. Выпустив 1 альбом, ударился в религию и стал писать исключительно госпелы. Позже всё-таки вернулся к нормальной жизни и до сегодняшнего дня даёт по двести концертов в год; впрочем, как и практически все звёзды рок-н-ролла 50-х, ничего стоящего с золотой поры так и не создал.Расскажем поподробнее о концертном периоде Литтл Ричарда. Выступать данный исполнитель стал с 1951 года, и практически сразу стал распутничать, погрузившись в море славы и богатства, устраивал оргии с девочками и мальчиками (!), причем с каждыми по отдельности, много бухал, причем бухал откровенно, ну, короче говоря, понял, что мама ему за сигарету в зубах не даст направляющий пинок под зад. Продолжался такой образ жизни лет эдак 6.
Наступил 1957 год, и Литтл Ричард отправляется в турне по Австралии. Во время перелета из Мельбурна в Сидней самолет, на котором находился певун, начало калабродить, трясти, а двигатели озарило закатное солнце, да озарило так, что Ричард обосрался от страха из-за того, что подумал, что двигатели горят и самолет сейчас ебнется нахрен. Но самолет перестало трясти так же внезапно, как и начало. После посадки у звезды пошли глюки (ну курнул человек…) и ранние зачатки религиозности, и он начал твердить, что от падения самолёт спасли ангелы. Ну с кем не бывает. В приподнятом настроении Ричард отправился на концерт на стадион Сиднея. Во время выступления Ричард увидел горящий шар где-то там, на высоте, и снова испугался, что это знаменование свыше, а на самом деле это был ПЕРВЫЙ СОВЕТСКИЙ СПУТНИК, сгорающий в верхних слоях атмосферы. На этом концерте Ричард и объявил, что обращается в религию, вот так он элегантно послал толпу своих поклонников. Из Австралии певун должен был лететь на самолете, но очко заиграло, и он сел на корабль. И не зря. Самолет, на котором Литл Ричард должен был лететь в Америку, нырнул в Тихий океан…
Вплоть до 1962-го года Литл Ричард сочинял госпелы, проводил проповеди и прочее бла-бла-бла. На одном из концертов под действием толпы Ричард начал петь свои старые песни, ухватил ритм, и начал все, как в старые добрые времена. А на своих английских концертах, когда у него на разогреве были Битлз, он пытался соблазнить Пола Маккартни.
Лучшие песни: «Tutti Frutti», «Long Tall Sally», «Good Golly Miss Molly».
Джерри Ли Льюис
Чувак, который играл рок-н-ролл на рояле. Ногами. И всем остальным тоже. Отличался распущенным поведением на сцене и в жизни. Реднек в химически чистом виде, по словам одной из жён, «если бы не заиграл, то обязательно бы сел». Как-то раз, выступая перед Чаком Берри, поджег рояль, и Чак выступать не стал. Женился на своей тринадцатилетней двоюродной племяннице. Свадьба по несчастью совпала с гастрольным турне Льюиса по Великобритании — узнав о столь нежном искреннем чувстве, вся прогрессивная и не очень британская общественность вежливо попросила Льюиса уехать обратно. Эпик фэйл в чистом виде — чувак, получавший 10 тысяч за выход, перешел в разряд «200 баксов плюс пиво за три часа», не говоря о том, что был нещадно выпилен со всех радио, телевизоров и концертных залов. Былую популярность не вернул, хотя выступает до сих пор. Основные песни — «Whole Lotta Shaking» и «Great Balls Of Fire». В 60-х годах ударился в кантри-музыку, чем доставлял реднекам, в результате чего его альбомы того периода становились 100% win’ами. Кста, отличался тем, что бил по фэйсу неугодных коллег по группе. С ним играл тогда еще неопурпуренный Ритчи Блэкмор: «Льюис никогда не говорил, что играем. Он просто говорил, в какой тональности будет песня. И вот стою я, значит, на сцене, и ожидаю получить по морде. К моему удивлению, Льюис подошел ко мне после концерта, и сказал: „Давай руку“. Льюис любил пожимать руку».
Существует ещё и фильм о Льюисе — Great Balls Of Fire. Фильм несколько мелодраматичен, однако вполне смотрибелен и в особенности слушабелен, так как все пианинные партии были записаны by the Killer himself.
Не так давно в Дефолт-сити состоялся дуэт Чака Берри и Ли Льюиса, который нещадно доставил всем своим фанатам даже несмотря на пиздецки преклонный возраст Берри и Ли Льюиса.
Карл Перкинс
Известен под именем «Короля рокабилли», для противопоставления Элвису[4]. Его песни очень любила небезызвестная группа The Beatles, которая исполнила такие его песни, как «Honey Don’t», «Matchbox» и «Everybody’s Trying To Be My Baby». Основная его песня всё же — «Blue Suede Shoes», название которой стало именем нарицательным.
Билл Хэйли
Несмотря на то, что в середине 50-х ему было уже за тридцать и для тогдашней пиндосской школоты он мог считаться олдпердуном, наиграл до хрена доставляющих рок-н-роллов, под которые плясал весь мир. Rock Around the Clock — рок-гимн на все времена, был популяризован именно им, хоть и скопипизжен со старого кантри 1947 года. Американскими исследователями было каким-то образом доказано, что ныне этот трек в любую секунду времени хоть в одной точке земного шара да играет. Впоследствии был выпилен со сцены более молодыми и шликабельными. Песен много, простых и душевных, до сих пор исполняемых кем ни попадя — от Мика Джаггера до гитаристов-нищебродов в снулых переходах душного московского метрополитена…
Бадди Холли
Белый исполнитель из города Лаббок, штат Техас. Очень, очень хороший мальчик.
Посещал музыкальную школу, где его научили играть на гитаре, фортепиано и скрипке. Но потом начал слушать черные радиостанции и покатился и навсегда пропал для классической музыки.
По легенде, рок-н-ролл стал играть после посещения концерта Элвиса. Вместе со своей группой The Crickets всего лишь за полтора года напилил множество доставляющих рок-н-роллов. К прослушиванию предлагаются: «That’ll Be A Day», «Peggy Sue», «Rave On», «Oh Boy», «Everyday». В отличие от, активно использовал имидж школьника, трогательно икал, исполняя свои песни, не употреблял веществ и даже умел сочинять музыку. Гитарная фирма Fender должна ему отлить золотой бюст на родине за популяризацию модели Stratocaster, которая до Холли распродавалась как-то не очень из-за своего экстравагантного для 50-х годов вида, а после стала настоящим символом рок-музыки.
Первым из рокеров использовал скрипки. За такое неподобающее поведение он был бы проклят всеми тру рокерами и изгнан из их коллективной памяти, подобно Пэту Буну, Рикки Нельсону и прочим Эвалонам. Однако именно его музыка, манера исполнения и стиль поведения на сцене, как считается, в сильнейшей степени повлияли на группу The Beatles и на некоторые другие группы Британского вторжения. К тому же внезапно, хоть и не по своему желанию, стал героем, погибнув в авиакатастрофе вместе с основателем мексиканского рока Ричи Валенсом (автором рок-н-рольной версии La Bamba). Практически на всех радиостанциях музыкальные диджеи отозвались в день смерти о сабжей примерно одинаково: «Сегодня умер рок-н-ролл». Так что труЪ!
Алсо, в современных интернетах фейс Холли породил мем Buddy Holly Nerd, где Бадди предстаёт в образе стереотипного, но зело успешного нерда, что, в принципе, расстроило многих людей «в теме», ибо тема мемов полностью посвящена шуткам про математиков-технарей, кем уж Холли при жизни точно не являлся.
Эдди Кокран
Так же, как и Карл Перкинс, может претендовать на звание короля рокабилли, и так же, как и Бадди Холли, стал героем практически на начале своей карьеры, через 3 года после прославления. Но ВНЕЗАПНО его смерть привела к своеобразному вину — на участке, где машина Кокрана ебнулась об столб, служил ни в чем не повинный мент, который после происшествия взял его гитару к себе домой (до возвращения обгоревавшимся родственникам) и учился на ней играть, а после этого, вдохновленный случаем, собрал группу с ебанутым названием Dave Dee, Dozy, Beaky, Mick & Tich, которая тоже добилась успеха (которая, кстати, выступала с тогда начинающими еще «темно-пурпурными».
Известен песнями «C'mon Everybody» и «Summertime Blues», а также кучей других, менее знаменитых песенок и альбомов.
Группы-исполнители
The Shadows
Практически единственная английская инструментальная группа, добившаяся мирового успеха. Образовались как аккомпанирующая группа Клиффа Ричарда, а вскоре и сами стали записываться, притом весьма успешно. Записали много хитов, основные из которых — «F.B.I.», «Man Of Mystery», «Wonderful Land», «Apache», «Kon-Tiki». Просуществовали до конца 60-х, время от времени воссоединяясь.
The Champs
Типичная группа одного хита. Но зато какого! Этой песне уже больше 50 лет, а её слышал, пожалуй, каждый школьник. Неважно где — на утреннике, в рекламе, в сопровождение к передаче, в фильме, в игре или даже из окна маршрутки — её слышали всe. Имя сей композиции — «Tequila». И не надо пытаться доказать, что ее ритм вам не знаком. Это уже своеобразная классика, которая никогда не перейдет в мейнстрим, но и не забудется.
The Fireballs
Типичная пиндосская группа конца 50-х. Знамениты тем, что впервые применили инструментальную конфигурацию: гитара/гитара/бас/барабаны, открыв путь очень многим группам. Основные хиты — «Torquay» и «Bulldog».
The Tornados
Их также можно назвать группой одного хита, в данном случае «Telstar». В те годы песня была невероятно популярна, но вскоре забылась. Несмотря на это, уникальные эффекты и приёмы из неё были расхватываемы исполнителями ещё лет эдак через 20. Помимо этого, были и другие песни, приносившие хоть и малый, но всё же успех, например, «Bustin' Surfboards», «The Ice Cream Man» и «Love And Fury». Любопытно, что ритм-гитараст сей группы передал любовь к музыке своем сынишке, а тот ВНЕЗАПНО пришёл к успеху, став вокалистом Muse.
The Coasters
По сути, первая рок-группа в истории. Начал этот задорный американский вокальный коллектив еще в 1955-м и пользовался популярностью вплоть до британского вторжения. От своих унылых конкурентов отличались весёлым отношением к выступлениям и песням. Нарубали множество и по сей день заставляющих ценителей пускать скупую слезу песенок, к прослушиванию предлагаются нетленные «Down In Mexico» и «Yakety Yak». Были поставшиком сырья для каверов от Битлов до вокального квартета «Аккорд» — да-да, того самого (пруф).
Afterlife
Классический рок-н-ролл продолжал быть популярным до начала шестидесятых, однако и после этого каждый уважающий себя исполнитель, начиная с Beatles, должен был сыграть если не кавер на кого-нибудь из классиков или собственный рок-н-ролльчик, то хотя бы песню, в названии которой было бы слово «Rock-n-roll». Пример первого — Beatles: Roll Over Beethoven; второго — Emerson, Lake and Palmer: Are You Ready, Eddy?; третьего — Rainbow: Long Live Rock-n-roll (чсх, у Rainbow есть и «чистый» RnR в песне If You Don't Like Rock'n'Roll). Собственно говоря, эпоха конца шестидесятых — начала семидесятых называлась «Sex, Drugs, Rock’n’roll», что кагбе намекает.
Некоторые хард-рок-коллективы также считают свои песни рок-н-роллами, например, AC/DC[5] и Motörhead, а за ними и наши рокеры. Рок-н-роллом стала называться вся наша «подпольная», «протестная» и «непопсовая» музыка (произносится как «ракинрол», можете уточнить у Шевчука).
В 80-е в Совке, как ни странно, любовь к рок-н-ролам пережила некоторый ренессанс. С опозданием лет в 30 советская молодёжь открыла феномен «стиляг»: начала одеваться в белые пиджаки имени Остапа Бендера и носить набриолиненные чубчики «Элвис жив». Такие группы, как «Браво», «Секрет» «Зоопарк» выпускали рок-н-роллы вполне себе в классическом формате, хотя их мелодии (равно как и тексты) были спизжены у классиков чуть менее, чем полностью.
Внезапно в 2004 году остатки работавших на вышеупомянутой радиостанции решили отпразновать юбилей музстиля, мотивируя тем, что в 1954 году там было впервые прокручена песня, имевшая отношение к сабжу. Пруфов, ясное дело, не предоставили, зато растрезвонили об этом на весь мир. А причина проста — этой конторой был выпущен The best, и дабы он хорошо продавался, решено было замутить такой пиар. Также Rock’n’roll породил вторую волну металла — брум-металлистов. Они также утверждают, что играют Rock’n’roll, но уже более обновленный и современный. Общего с изначальным жанром нету практически ничего.
Also
Отличный список героев рок-н-ролла напилен в лёгкой и доставляющей манере Королём Ужасов™ в виде рассказа «Рок-н-ролл никогда не умрет» (англ. You Know They Got a Hell of a Band).
См. также
- Рикролл
- Русский рок
- Рэп
- Mafia 2 — почти все вышеперечисленные исполнители там.
Ссылки и примечания
- ↑ Пруф — любой словарь блюзового сленга. Отделы Jelly Roller и Rock The Balls
- ↑ Знаменитый рок-н-рольный рифф «та-та-та, таа-таа-та та-та-та» есть не что иное, как замедленный ритмический рисунок самбы.
- ↑ А может, и была. Появление рок-н-ролла и начало того, что обычно называют «сексуальная революция», по времени совпало с возвращением американских оккупационных войск из Японии. Они привезли в Пиндостан моду на амфетамины. Может, с этого всё и началось…
- ↑ С которым, кстати записывался в одной студии и даже играл вместе с ним и Джерри Ли — см. en.w:Million Dollar Quartet
- ↑ Срач по поводу стилевой принадлежности этой группы перенесен в обсуждение.