8-bit

Материал из Lurkmore

(Перенаправлено с Chiptune)
Перейти к: навигация, поиск
Eri x Yakumo.jpgВ эту статью нужно добавить как можно больше правдивой информации из первых уст.
Также сюда можно добавить интересные факты, картинки и прочие кошерные вещи.
Wrar64.pngA long time ago, in a galaxy far, far away...
События и явления, описанные в этой статье, были давно, и помнит о них разве что пара-другая олдфагов. Но Анонимус не забывает!
Nihuya-small.pngЯ нихуя не понял!
В этой статье слишком много мусора, что затрудняет её понимание.
Данный текст необходимо очистить, либо вообще снести нахуй.

8-bit (восемь бит) — один байт. А также стиль, основной акцент которого делается на игровые технологии 80-х годов: это аркадные автоматы, ранние игровые приставки и домашние компьютеры — на стиль оказали значительное влияние Atari 2600, Famicom (NES/Dendy), ZX Spectrum. Данный стиль распространяется, в первую очередь, на музыку и графику.

Содержание

Почему восемь бит?

Подавляющее большинство тех самых приставок и автоматов имели процессор с восьмибитной шиной данных, о чем нередко было гордо написано на самом корпусе девайса. Впрочем, в восьмибитной музыке могут звучать и инструменты с большей разрядностью, например, тридцатидвухбитный 386DX.

Так почему же бит именно восемь? Капитан История поясняет: всему виной стала популярность в 60-х и 70-х годах большой машины IBM System/360, минимальный размер машинного слова у которой был равен 8 битам, а сама машина была 32-битной. Именно из-за распространенности вкупе с хорошим, годным для тех времен железом, System/360 и стала стандартом де-факто. Ранее размер машинного слова мог быть не равен степени двойки: одним из распространенных стандартов в 60-х годах была разрядность 18 бит (а на советских БЭСМ - 39, потом 45, потом 48...).

Капитан Очевидность же сообщает, что если ширина шины данных равна восьми битам, это вовсе не означает, что шина адреса и регистры должны быть в два раза больше. Однако, на самом популярном процессоре игровых приставок 80-х годов, MOS6502, было именно так.

Также 8 бит — это 256 цветов и 4 звуковых канала (да-да, у Денди было два «квадрата», один «треугольник», один «шум» и один канал PCM, благодаря которому Денди могла разговаривать (русское поделие: «квадратики да шарики» говорило)). 4) что делает написание музыки немного проблематичным, ведь какую мелодию можно написать в 4 канала, хотя для композиторов это проблему не вызывает.

Так-то!

Восьмибитная культура

b
b

Очевидно, что еще в восьмидесятых годах среди юзеров, осознававших влияние компьютеров на культуру, произошло разделение на два малосвязанных лагеря: быдло, которое задрачивало в Марио и Пэкмэна, и небыдло, которое умело как писать кряки для быдлоигрушек, так и вставлять в них музыку с графикой, ИЧСХ, свою же. Вторая категория создала демосцену, а наиболее талантливая часть первой, которая не успела вдоволь наиграться, начала писать свою музыку и рисовать графику. Нередко с блэкджеком и шлюхами, но чаще — с унылым говном.

В этой стране 8-битной фагготрии предано и поколение детей перестройки, что объясняется общей нищетой времён 90-х, совмещенной с вливанием киберэстетики с открывшегося Запада, результатом которой стало повсеместное использование барахла, устаревшего на 10–15 лет, и формирование определённого вкуса и мировоззрения. Разумеется, искренне любить эстетику 8-бит пытается и школота, не державшая в руках кассет или ROM-картриджей и игравшая в Goody разве что на эмуляторе.

Также можно заметить перерождение сопутствующей эстетики и технологий (типа спрайтовой графики, пиксельарта, треккерной музыки) на мобильных устройствах и во многих флэш-играх в силу скудных возможностей по сравнению с PC и современными кудаболеебитными консолями.

Как известно, всё новое — это хорошо забытое старое. Судя по всему, именно эту мудрость взяли на вооружение клепальщики всяких инди-игр, коих сейчас тысячи. Болезнь в мировых масштабах началась в 2010 году, когда джва предприимчивых янки, Эдмунд МакМиллен и Томми Рефенес, представили миру хороший, годный 2D-платформер Super Meat Boy, хорошенько вылизанный, непривычно хардкорный и наполненный ностальгией и отсылками к старым добрым 8-битным играм. С того самого момента игроиндустрию захлестнула мания "Старые-пиксельные-олдскульные-игры-это-стильно-модно-молодежно". После успеха Super Meat Boy как грибы после дождя стали появляться закошенные под старые консольки платформеры и квесты, что не могло не сказаться на стремлении школоты быть модной и олдфажной. Не в меньшей мере этому поспособствовали всевозможные бесплатные 2D-движки типа 001 Game Maker или Scirra Construct. В результате мы имеем то, что имеем: тонны "олдскульных" высеров и форумы геймдева, трещащие по швам от вопросов типа "КАК ЗДЕЛАТЬ ОЛТСКУЛ ПЛАТФОРМЕР" или "САБИРАЮ ГРУППУ ДЛЯ РАСРАБОТКИ ВАСЬМИБИТНАЙ ИГРЫ ТИПА МАРИО". Можно сказать, что в свое время 8-битные игры просто не успели скатиться в сраное говно, но молодые умы нового поколения сделали всю работу за них, и поэтому даже такая милая сердцу олдфага фраза, как "восемь бит", звучит как изжеванный коммерцией ярлык, навешенный на очередную порцию предлагаемого к употреблению шлака.

8-бит как музыкальный термин

b
b
b

В 80-е, когда не было этих ваших саунд-бластеров и фрути-лупсов, профессиональные композиторы в процессе написания саундтреков к Марио и Пакманам тесно сотрудничали с программистами. Получалось охуительно, хаково, но долго и сложно. Так что ближе к концу 80-х им всё это надоело, благо появились инструменты для редактирования музыкальных данных — трекеры. Поскольку это дало возможность писать музыку куда быстрее и проще, то больше внимания стало уделяться содержанию, и «трекерная» музыка популяризовалась как самостоятельный вид искусства.

Она начала широко использоваться в качестве обязательного элемента оформления демок и получила развитие в форме так называемой треккерной музыки. Формат треккерного файла — это фактически набор команд, посылаемых непосредственно звуковому процессору, треккерный редактор — типа компилятор. Естественно, форматы для различных процессоров между собой несовместимы. Было 9000 попыток изобрести универсальный формат, который мог бы on-the-fly интерпретироваться для различных звуковых процессоров, и такой формат был придуман — .MOD. MOD-треккеры, в отличие от SID-треккеров, вместо православного интерфейса с 16-ричными циферями, имели вид куда более приближённый к полноценным редакторам, и в качестве источника звука стало возможным использовать сэмплы, которые добавлялись прямо в конечный MOD-файл, имевший контейнерную структуру. Многие элементы 8-bit широко использовались в олдскульном техно, например, характерный для того времени звук синтезатора речи Don’t Ask, Inc S.A.M. и его аналогов.

КО какбэ намекает на то, что 8-битные ЦАП и «8-битная музыка» имеют между собой мало общего, поэтому сделать настоящие 8-битные барабаны из обычных путём обрезания битиков не выйдет. Из электронных барабанов, впрочем, 8-битные таки можно получить с помощью так называемых биткрашеров.

В наше время для производства лоуфая уже можно быть не тру и не знать управляющих кодов для AY-чипов, поскольку, во-первых, и добрые анонимусы и злые капиталистические акулы понавыпускали over 9000 дисков с семплами синтезаторованной SID-речи, а также VSTi-плагинчики типа Quadra Sid, чем анонимус успешно и пользуется.

В 8-битной музыке основным объектом фапа является уникальность сформированного звука и необычность ритмики, поэтому лирика для неё, как и для 99.(9)% электронной музыки, имеет вторичное значение. Тем не менее, обычно подобные треки несут собой ту или иную околокомпьютерную концепцию: олдскул-консоли, игры, темы геймеров, искусственный разум и т. д.

8-бит в прочей музыке

 
b
Magnify-clip.png
Послушай-ка песенку про Гила Бейтса, который пришёл и выеб тебя, Анонимус
b
Magnify-clip.png
Отец, бог, царь и просто интересный человек от 8-мибитной музыки играет свой репертуар за последние 25 лет. В конце по просьбе русских парней запустил Robocop 3 NES Theme!

Многие диджеи добавляют в свою музыку 8-битные звуки, также есть 8-бит на постхардкорной основе, на панк-роковой основе, и даже на грайндкор-основе, хотя представить, как Марио сношается над трупом дракона, при этом пожирая говно, довольно сложно. Но попробовать можно.

Хотя в интернете был интересный видеоролик, который попал в игроманию, в котором показывали марио-извращения[пруфлинк?].

Ранние записи Александра Лаэртского представляли собой как раз лоуфай, причём, в большинстве случаев, по его собственному признанию, — исполненный на самопально спаянных инструментах (как-никак — наладчик ЭВМ, ёба!). На альбоме Цоя «Начальник Камчатки» БГ играет фоном на маленьком синтезаторчике-«восьмибитке», причём всё вручную, как робот, никакого закольцованного прокручивания записи, так-то. Атмосфера весьма доставляет. Так что если вырезать голос и барабаны, например в «Последнем герое», получится неплохой саунд для какой-нибудь трэшевой бродилки.

Известный пример SID-звука в пауэр-метале: Machinae Supremacy.

Также стоит вспомнить расовую немецкую группу Welle:Erdball, кои являются фанатичными поклонниками «Комодора 64» и используют 8-битку почти в каждом треке.

8-bit и бизнес на (не)быдле

В 2007-м году была попытка массового вброса на рынок одежды, музыки и т. п. 8-битной эстетики, например, букашек из первого аркадного тактического шутера Space Invaders. Принты на футболки, музыка (даже 50 cent отметился) и прочая. Всё аналогично уёбищнейшему форсу эстетики «Формулы-1» за лет пять до этого.

Win’а не получилось, но и фейлом не назвать. В этой стране скорее фейл.

Холиворы

Основной — «Чиптьюн vs. 8-бит».

В плане музыки чиптьюном изначально называлась музыка, которая делалась изначально на базе чипа от приставки, с помощью самой приставки или специального оборудования. 8-бит же — музыка, сделанная уже на компьютере с помощью всяких фрутилупсов и кубейсов.

В сраче участвуют, по меньшей мере, три лагеря:

  • Первые считают, что чиптьюн есть истинно трувосемьбит, потому что сохраняет истинное звучание. Однако, из-за зоопарка программ-трекеров и плееров со своими багами и фичами, звучание МОДа может отличаться при проигрывании в разных плеерах. Следствием этого являются гневные сообщения композиторов в МОДах, что слушать нужно только в Impulse/Fast/еще какой-то Tracker, что Winamp — говно и прочие жизненно важные рекомендации для слушателя.
  • Вторые считают, что не важно, на труЪ-технологии создавался трек или не на труЪ, а делать музыку надо на том, на чём легче и чтобы она звучала не трушнее, а красивее. Нередко трек может быть в каком-то другом стиле, мало имеющем что-то общее с ретрокомпьютингом, но из-за пары звуков из Марио гордо называемым автором «Супер-Пупер-Настоящим ТруЪ-Восьмибитом». Справедливости ради, стоит заметить, что ныне для этих ваших фрутилупсов не составляет труда найти такой плагин, который позволял бы геренировать абсолютно те же звуки, что и пиликанье процессоров былых времен, тем самым удовлетворяя запросы как олдфажных аудиофилов, так и молодых талантов. СЕГАзаменитель, например.
  • Третьи не считают чиптюн музыкой, а относят его к экспериментаторству юных задротов, как правило, из-за некомпетентности в вопросе или с целью троллинга. Могут слушать Crystal Castles и искренне удивляться, что есть люди, которым нравится музыка из кейгенов.

Так что начнём разбираться:

  • 8-bit — сам тег 8-бит является указанием на какой-нибудь жанр типа хауса или техно, метала или какого-нить нинтендокора, который использует хотя бы один восьмибитный инструмент
    • Как развитие жанра, Fakebit — музыка, в которой автор пытался сымитировать 8-битный звук без всяких железяк или специально ориентированных трекеров, причём трек невозможно при этом отнести в какойнить нинтендокор или техно с элементами 8-бит. Также сюда попадают использование bitcrusher'ов над готовыми нетрекерными композициями и фейловые попытки имитации звука какой-нить приставки из фрутилупса, при этом начихав на особенности приставки (когда внезапно полифония в 12 голосов, зашкаливающее вибрато или невозможная форма волны).
  • Chiptune — Музыка, играемая с разнообразных аудиочипов (или их программных эмуляторов) или с помощью коротких семплов в МОДах. В далёких 80-х годах единственные доступные чипы были примитивны и издавали писки и жужжания с характерными шумами, а чиптюн в играх был нормальным явлением, ибо другой музыки на приставках и домашних компьютерах не было. С приходом компьютеров с адекватными аудиокартами вместо звуковых чипов чиптюн в играх стал не нужен и остался почитаемым только в среде любителей.

Российская 8-бит–сцена

b

Современное состояние русской сцены плачевно. Интернет-лейблы Children of Dos, 8Bittersburg и 8081 более мертвы, нежели живы, нетлейбл BleepLove распространяет невразумительные попытки российских васьмибитчиков, а музыканты ограничиваются редкими и нерегулярными выступлениями, в основном совместно с чёлочниками и мазафакой. Халяльного списка музыкантов не существует по причине изворотливости новоявленных звёзд отечественного чиптюна, норовящих сразу после первого высера в две ноты вписывать название «проекта» в википедию, ласт.фм и прочий майспейс, но некоторые энтузиасты пытаются его составить, попутно приправляя разными малозаметными статьями из копипаст с множества разрозненных источников, и называют это унылое дело "chipwiki", .

b
8-бит и человек с губной гармошкой

8-бит и школота

На многих форумах, коммьюнити и прочих интернет-сообществах всегда найдется человек, создавший тему «Памагите как создавать 8 бит!!» и отвечающий на советы по поводу плагинов и программ типа: «а что такое фрути лупс, VSTi и плагины». Что, собственно, вызывает негодование людей, которые знают кучу теории, но сами ничего не делают.

На самом деле, популярными программами для написания качественной музыки являются:

  • MarioPaintComposer v. 8.64 Удобный интерфейс, встроенный генератор мелодии из двух нот и кнопка быстрой отправки «демо на лейбл». Программа бесплатная, легко качается с официального сайта.
  • 8-bit eJay Программа завоевала популярность, так как на пиратском диске к ней прилагались демоверсии 16-bit eJay и 32-bit eJay.

Говнари ужасно бесятся, слыша 8-бит. Обосновывают они это как обычно — что всё это западная нечиcть, и, тем более, НЕЖИВАЯ МУЗЫКА! Но зато хуевая туча мазафакеров/альтернативщиков/эмарей и прочей нечисти ахуенна любят 8-бит. Причиной тому — на распевку американской нинтендокор банды «Horse the Band» взяли самую-самую-самую крутую эмакор-группу «Оригами».

В контактике есть несколько сообществ, посвящённых 8-бит (https://vk.com/8bitclub, https://vk.com/e_music_8bit, https://vk.com/chipmusic). Руководят группами, что странно, как раз самые настоящие представители российской сцены. В сообществах царит полное отсутствие интереса к начинающим талантам. Раньше было неприятие, и особенно в этом преуспевал Саша Малышев, он же Kola Kid, постоянно поддерживая обратную связь с народом. Ныне нинтендокором и группой Crystal Castles тролить бесполезно - всем давно уже похуй.

Кeygen

Что внесло непосильный вклад в дело популяризации 8-битной музыки, так это различные кряки, no-cd, трейнеры и прочие необходимые спутники любого trial/shareware-софта, без которых он не хочет нормально работать. В любой уважающий себя кейген встроено 8-битное музыкальное сопровождение, делая процесс лечения от жадности намного приятнее. Здесь собран keygenmusic pack со всех известных науке кейгенов и трейнеров аж на 208 мб (4405 треков).

Доставляет также интернет-радио с соответствующим репертуаром.

См. также