Клавишник
Материал из Lurkmore
НЯ! Эта статья полна любви и обожания. Возможно, стоит добавить ещё больше? |
В эту статью нужно добавить как можно больше примеров вроде Tsumugi и прочего. Также сюда можно добавить интересные факты, картинки и прочие кошерные вещи. |
Клавишник (а точнее, оператор синтезаторной установки) — некий персонаж музыкальной группы, увидеть которого можно только по ту сторону экрана. Обычно бывает замечен с синтезатором, несколько других дополнительных синтезаторов и электроприборов (сэмплер, ноутбук, миди-контроллер) могут прилагаться. Занимается тем, что нажимает на клавиши и крутит всякие крутилки с умным лицом.
Содержание |
Ареал обитания
Существует только где-то там по нескольким простым причинам:
- Спроса на клавишников в отечественной говнарской среде не существует никакого. Обычная школьная группа собирается играть только митол или альтернативу, а в них они места клавишам не видят (хотя им, конечно, невдомёк, что многие известные митол-группы содержат клавишников).
- Даже если группе и нужен клавишник, она развалится задолго до того, как его найдут и пригласят, так как клавиши считают опцией дополнительной, а пока до них дойдёт, группа либо не сможет сыграться, либо посрётся и развалится.
- Хороший синтезатор стоит приличных денег. Впрочем, дело ещё состоит в том, что, в отличие от гитар и барабанов, научиться играть на нём стоит действительно каких-то усилий и знаний. К тому же, надо ещё и уметь коммутировать оборудование. Хотя, по большому счёту, клавишные партии митол-пейсен спокойно сыграет и обезьяна, а то и встроенный в PSR-ку автоаккомпанимент.
- Клавиши — это не модно и не доступно. Это не гитара, которую можно всюду таскать и насиловать, и не барабаны, которые заменяются любыми банками или коробками. Для того, чтобы учиться играть на пианино, нужно само пианино. Или синтезатор, на худой конец. К тому же, из-за габаритов создаёт проблемы в транспортировке. В последнее время данный аргумент сдает свои позиции, потому что учиться играть на пианино теперь можно и через MIDI-клавиатуру, воткнув ее в свой пылесос с каким-нибудь скачанным с торрентов генератором звуков, да и вполне самостоятельное электропианино нынче можно переносить с собой в чехле не намного большем, чем, например, от бас-гитары (другой вопрос, что весить эта дура будет на 10-12 килограмм тяжелее, что ставит уже вопросы о физической подготовке поциента).
- Клавишник не трясёт хаером на сцене и не херачит со всей силы по барабанам, что в корне убивает смысл игры в школьной группе. Для исправления ситуации придумали «расчёску», которая вешается ремнём через плечо и уравнивает его с гитарастами.
- Собственно, знание музыкальной теории и, следовательно, ЧСВ, совершенно не позволяет ему сосуществовать с другими игрецами на гитарах и барабанах. Его сознание приходит в шок и ужас при виде того, что и как они играют. Вскоре он заявляет о полной безграмотности своим товарищам и закономерно посылается ими нахуй из группы.
На самом деле, нормальные клавишники существуют, и даже умеют успешно играть в хороших группах, но лулза они представляют мало. А если говорить не только про метал, то можно вспомнить, что музыку в таких группах, как Продиджи и Скутер пишут именно клавишники, что символизирует.
Холивары
В силу немногочисленности клавишников встречаются редко, но по яростности порой могут дать фору любым иным срачам в музыкантской среде, я гарантирую это!
- Пианисты vs собственно клавишники — пожалуй, самый распространенный клавишный срач.
- «Железный» синтезатор vs ноутбук с ворованым фрутилупсом и подключенной миди-клавиатурой — популярный холивар илиты и нищебродов
- Roland vs Korg (иногда заходит персонаж, который объявляет оба варианта говном и превозносит Kurzweil или Clavia Nord)
- Цифра vs аналог (и, как продолжение, Virtual Analog vs тру-аналог)
- Клавишная механика: полувзвешенная vs молоточковая (фортепианная)
и тэ дэ, и тэ пэ
Откуда может появиться
- Если мама отдала своё дитё в музыкальную школу и оно впоследствии выросло, то из него наверняка получится клавишник. К тому же, при этом он будет знать нотную грамоту, гаммы, такты и прочий музыкальный матан, чем и будет бесить товарищей по группе, если им посчастливится встретиться. Специальностью его в музшколе с большой вероятностью было фортепиано. Хотя практически из любого ученика музыкальной школы может появиться клавишник, если он не послал всех «с этим гребаным фо-но». Причем та дыра, через которую эти клавишники появляются, находится между музыкальной школой и музыкальными ВУЗами, ибо если сабж идет в училище (а затем еще и в консерваторию), то становится высоколобым пианистом, который играет действительно годно, но исключительно соло, либо в каком-нибудь профессиональном оркестре, и в говнарьско-ольтернативский коллектив не пойдет ни за какие коврижки. Большинство клавишников, закончив музыкалку, говорят:«Ну его нахуй!» и дальше, при условии, что не бросают насовсем это дело, занимаются самоучением, поиском нестандартных аккордов и прочего дзена. Такие-то ребята и идут играть в группы, и иногда даже получается вин без кучи уебаных на образование лет, из-за чего клавишники труЪ-пианистами и нелюбимы.
- Если кто-то пришёл в группу, например, гитаристом, а вакантное место занято. Приходится вставать на клавиши. Так даже в Slipknot делают, посоны!
- Если синтезатор, по мнению мамы, оказался более дешёвым и полезным подарком, чем новый кампутер и юное дарование получило его в своё распоряжение.
Других способов получения клавишников природе неизвестно, или они чрезвычайно редки.
Борьба клавишников за респект
В незапамятные времена фортепьянщики, органисты и прочие музыканты пальцами были от остальной музыки как-то отдельно, и вместе с прочими играли редко, а если и играли, то задвигаемы были в самый угол оркестра. Органист так вообще сидел за кулисами.
Клавишников стали больше уважать с приходом джаза и блюза. Но и тут вся их роль сводилась к тому, чтобы подбрякивать остальным, дабы коллектив звучал более труЪ. Первым бунтарём среди клавишников стал славный рок-н-долбщик Литтл Ричард: он первый встал со стула, дабы тот не мешал колбаситься. (Рояль, правда, всё-равно был предназначен для игры сидя, так что сабжу приходилось играть почти раком. Но это только придавало бунтарскости). Не стоит также забывать про Джерри Ли Льюиса, чьи феерические выступления со сжиганием роялей доводили публику (особенно ТП тех времен) до дикого экстаза.
Однако, за своих клавишников приняли только с появлением группы The Doors. Их клавишник Рэй Манзарек сыграл в 1967 году в песне Light my fire пятиминутный запил, от которого дико болели уши и зубы. До этого играть так могли только гитаристы, поэтому считались самыми труЪ-рокерами. Так же этот неординарный дяденька известен тем, что не только на ура выполнял функцию клавишника, но и с превеликим успехом заменял басиста, играя левой рукой на винрарной 2,5-октавной машинке Rhodes Bass Piano. Не забываем и про Джона Лорда, который, будучи недовольным звучанием своего Хаммонда на фоне эпических запилов Блэкмора, первым додумался включить несчастный орга́н напрямую в гитарный усилитель, в результате чего порой было трудно понять, звучит это перегруженная гитара или все-таки орган. Нормальных полноценных синтезаторов, пригодных для игры на них вживую, тогда еще не было, но до их появления оставалось совсем немного — в 1970 году на свет появился тот самый Minimoog, ставший впоследствии легендой в мире музыкальных инструментов. В это время и даже чуток раньше (1969) Гершон Кингсли запиливает винрарный альбом «Music to Moog by» являющийся по сути демонстрацией возможностей нового синтезатора и рекламой оного. Знаменитейший «Попкорн» как раз от-туда. Содержит 2 кавера Битлов. Ну куда-ж в 60-е без них?
Большими популяризаторами электронного звука стали Pink Floyd, которые, после выпиливания из коллектива Сида Баррета, забили на традиционный психоделик-рок и стали играть то, за счет чего и стали знамениты. Определенное влиение на их творчество оказал немец Klaus Schulze, записавший, с 60-х годов более 9000 альбомов различной степени электронности. И не думает останавливаться, несмотря на преклонный возраст.
Вообще, первым сферическим клавишником в вакууме стал Жан-Мишель Жарр, впервые поставивший over 9000 синтезаторов на передний край сцены и игравший на них всех одновременно. ЧСХ, остальных клавишников своего коллектива он задвигал нахуй вглубь сцены.
Но всего этого было явно мало для того, чтоб сделать профессию клавишника престижной. Подлинная революция началась когда расовая немецкая группа Kraftwerk внезапно решила выкинуть на йух все рок-инструменты скопом и начать записывать песни используя исключительно синтезаторы, электронные барабаны, заодно юзая вокодер дабы придать вокалу больше роботообразности. После их концертов начинающие музыканты начали массово следовать их примеру (одна из команд впечатлённых одним из их английских концертов даже прямо заявила: 'Вы указали нам путь! Завтра мы выкинем все наши гитары и купим синтезаторы'), и на свет божий стали появляться десятки тысяч исполнителей, дуэтов и коллективов, где клавиши стали главным или просто первостепенным инструментом. Так собственно появились новая волна и синти-поп. Ради интереса, поищите первые видеозаписи Depeche Mode года 1983, которые еще не ударились в мрачняк и исполняли типичный жизнерадостный нью-вейв.
80-е годы стали подлинно золотым веком клавишников. Ни одна модная и актуальная группа, жаждущая славы, вечнозелёных купюр и визжащих фанаток, не могла в то время обходиться без клавишников. В 83-м году появился цифровой синтезатор Yamaha DX7, который стал символом своего десятилетия, подобно Minimoog'y в 70-х, и использовался абсолютно во всех стилях музыки того времени, а его пресеты электропианино, баса и органа — чуть ли не в каждой третьей песне. Вокруг клавишной музыки рождались музыкальные направления одно интереснее другого — от более слушабельного синти-попа и танцевального хай-энерджи до мрачной готики и совсем уж экстремального электро-индастриала. Даже Queen до этого громогласно заявлявшие 'Никаких синтезаторов!' теперь их вовсю использовали — примером тому хотя бы Radio Gaga, где, кроме синтезаторов вообще ничего не используется. Так же 80-е отметились командой "SPACE" aka Дидье Маруани. Полоскали "космопоп" на тогда еще не китайских "Casio", но слились в результате говносрача между собой. Результат вылился в проект "Paris-France-Transit". Справедливости ради - до сих пор гоняют по гастролям, радуя олдфагов хитами 20-летней давности.
Докатилась сия волна и до совка и да-да, уважаемые любители русскава роГа — даже ваши любимые Тсоюшки и Кисти Кынчевы вовсю использовали в своих группах клавишников. А такие группы, как Альянс, Центр, Телевизор и Биоконструктор вообще состояли из клавишников чуть менее чем полностью. Следует, впрочем, отметить, что в совке работало множество талантливых композиторов, писавших электронную музыку, чье творчество использовалось в основном в виде саундтреков к научно-фантастическим (и не только: чего стоит электронный саундтрек Эдуарда Артемьева к фильму «Сибириада») фильмам и мультикам и ни на йоту не уступало по уровню таковой музыке на Западе. Алсо, по слухам, клавишник «Машины Времени» Подгородецкий был выпилен из группы за раскатывание дорог прямо на синтезаторе во время концерта в Олимпийском в присутствии первых лиц государства.
Приписать к совковой (тогда еще) можно и архивинрарную расово латышскую группу «Zodiac», которую в середине восьмидесятых знал если не каждый первый гражданин Империи Зла, то каждый полуторный точно. Эти ребята играли целиком и полностью на электронных инструментах и выродили альбом "Музыка вселенной", названий песен в которой мало кто помнит, но всегда узнает с первых нот, да и поныне их пластинки с тепло-ламповыми мелодиями заставляют кончать как эстетов и sci-fi-гиков, так и совершенно обычных людей.
Однако среди тысячи совковых нажимателей того времени больше всех запомнился неземной Курёхин, первый клавишник «Аквариума», виртуоз, авангардист, сочинявший мозгоразрывающие мелодии (что не мешало ему писать годную музыку к кинофильмам) и сколотивший «Поп-механику», где играли сначала БГ с Цоем, затем братья Летовы, да и многие будущие звёзды русского рока. Но люди помнят его, увы, не за это...
Не самым приятным этапом развития клавишной индустрии можно назвать конец 80-х и начало 90-х, когда повсеместно были забыты аналоговые и fm-синтезаторы и сцену заполонили первые доступные pcm-инструменты с отвратительными пережатыми сэмплами. Весь гнусный пластмассовый звук попсы ранних девяностых — это знаменитый Korg M1 (да и пришедший ему на смену чуть позднее — чуть менее дубовый Trinity). Году, эдак, к 1997 производители немного очухались и стали выпускать аналогово-моделирующие синтезаторы, среди которых имелись такие безоговорочно винрарные инструменты, как Roland JP8000, Nord Lead, Korg MS2000, Yamaha AN1X и первый Access Virus. Многие из них ценятся и поныне.
Но, как это часто бывает, тотальное опопсение практически всей синтезаторной музыки породило кучу вторичных и убогих коллективов (немалый вклад в это внес стиль итало-диско) и как следствие к середине 80-х у масс выработался стойкий эффект глюкозы на все нововолновые коллективы и в итоге ближе к концу 80-х массы потянулись в сторону гитарного инди а-ля The Smiths и митолла (в котором клавишников как правило не было, а если и было, то как правило они извлекали одну-три ноты), а большая часть коллективов новой волны начала заигрывать с роковым звучанием и в результате к началу 90-х клавишная музыка оказалась в глубочайшем андерграунде. Единственное где могли себя теперь проявить клавишники — так это в модном в 90-е индастриал-металле и в слегка туповатой, но позитивной танцевальной музыке того периода.
Небольшая, но всё же ощутимая волна активности клавишников, связанная с уже достаточно высоким уровнем развития синтеза и семплирования вообще, началась с середины-конца 90-х. Она заключалась, с одной стороны, в активном применении клавишных в роли заменителей оркестров и просто создания навороченных звучаний (в основном, в митоле — Nightwish, Dream Theater), а с другой — для минималистичных поп/инди звучаний и лёгкого рока в качестве альтернативы гитарам (Tori Amos и прочий пиано-рок).
В настоящее время ностальгия по 80-м породила возрождение к синтезаторной музыке. Многие электроклэш и просто электро исполнители, банды типа Ladytron и хуева туча индюшатников и просто ностальгирующих по 80-м клавишников типа Anoraak снова юзает клавиши. Кроме того, в нынешних нью-вейвах, инди, ольтернативах, индастриалах и прочих пост-роках хорошим тоном считается юзать живые, не электронные пианино и рояли. Примеры встречаются редко, но метко. Гуглите, не пожалеете: Yiruma, Kronos Quartet, великий и ужасный Nine Inch Nails, The Fray, Glen Hansard, O'lafur Arnalds и прочая.
Альтернативное мнение
Понты и ЧСВ — явление повсеместное. И соответственно, мнение о том, что если клавишник — то сразу профессионал, мягко говоря, неадекватно. Концентрация среди клавишников «нажимателей кнопочек», бездарных личностей и просто фимозных гондонов ненамного меньше концентрации трехаккордовых гитарастов и лишенных чувства ритма дятлов-баранщиков. Конечно же, есть группы с правильными, годными гитаристами-профи, повелителями ударных установок и жгущими клавишниками, которые гармонично дополняют друг друга. Правда, 95% таковых играют джаз, фанк и фьюжн.
Алсо
- Эмпирическим путём было обнаружено, что у любителей живого звука рвёт жопу от слова синтезатор.
- Годный клавишник, часто, исполняет в группе еще и обязанности звукорежиссера, так как является единственным, кто что-то шарит в настройке звука и коммутации оборудования. Некоторый процент клавишников в свободное от музицирования время и работают звукорежиссерами или саунд-дизайнерами.
- Снабженный Akai MPC или похожим устройством, клавишник может исполнять функции барабанщика. В расовом нигрском хип-хапе так, обычно, и бывает. В говнарских группах, не имеющих барабанщика клавишник, по совместительству, является нажимателем кнопки Play на драм-машине.
- Некоторые клавишники угорают по самостоятельному конструированию синтезаторов, перепайки детских касио с целью извлечения из них адского скрежета (circuit bend), а также, кто побогаче, по сборке модульных систем типа Doepfer. В этих случаях, впрочем, есть некоторый риск переквалифицироваться из музыканта в задрота с паяльником и толком не записать за всю жизнь ни одного трека. В веселые семидесятые чуть менее, чем все электронные клавишники значительную часть времени посвящали копанию в микросхемах собственного инструмента, который имел свойство постоянно расстраиваться, перегреваться и глючить.
- Большой популярностью снова стали пользоваться «расчески» (они же кейтары или страпоны), столь любимые ньювейв-группами в восьмидесятые, причем сейчас их используют не только электронщики, но и многие митолисты. Roland, Korg и Alesis даже наладили выпуск современных моделей такого типа.
- Клавишники говнарских и митолических групп любят синтезаторы побольше, причем это доходит до такого абсурда, как таскание на концерты 15-килограммовых рабочих станцией типа Korg Kronos, которые для этого, в общем то, не предназначены и должны, какбэ, стоять в студии. Никаких разумных объяснений этому нет, так как используют они оттуда один-два пресета, которые может изрыгать и простенький Roland Juno D. Есть подозрение, что просто инструмент для исполнения симфо-митола должен выглядеть пафосно и огромно.
- Объектом особого фапа клавишников являются инструменты Hammond и Rhodes. Более прогрессивные уважают Nord Stage. Молодое поколение гоняет лысого на Access Virus Ti.
- Обширная категория ресторанных музыкантов представляет из себя пожилого пузатого клавишника с самоиграйкой, под которую он исполняет ртом хиты русского шансона, советской и/или кавказской эстрады. Большой ценностью среди этих граждан пользуются PSR-ки, заряженные «азербайджанскими стилями». Американская компания Ketron выпускает целые серии самоиграек, уже настроенных под восточную музыку. Некоторые самоиграйки просто могут воспроизводить загруженный в них midi-файл, а в некоторые уже можно грузить mp3, так что артисту остается только подпевать. Встречаются в кафе под вывеской «шашлык и живая музыка». Существуют на подачки от посетителей заведения, иногда весьма щедрые. Русский шансон чуть менее, чем полностью основан на автоматических аранжировках из подобных инструментов. (очень поверхностно. целый пласт того шансона, и даже эстрады делался на одной единственной вундервафле - ensoniq ts10/12, значимость остальных кабацких железок, которые, вы думаете, я забыл, вроде d50, ниже и жиже, чем воистину плотнячковый кабацкий энсоник)
- Ряд групп реально состоит из одного клавишника, который запускает с ноутбука минус (в более продвинутых случаях — переключает паттерны в Ableton), а остальные под него паясничают и изображают игру на неподключенных гитарках. Ну и вокалист еще поет ртом (или жопой). Особенно доставляет, когда, при этом, в звучащем минусе нет гитары.
- Хитрожопый клавишник, снабженный годным инструментом может полностью автоматизировать процесс и большую часть концерта пинать хуи. Арпеджиаторы, встроенные секвенсеры или тот же аблетончик на макбуке тому способствуют.
- Значительная часть клавишников не может играть на гитарах, потому что пальцы растут в другую сторону. Зато, ЧСХ, неплохо осваивают бас. Порой, даже лучше самих басистов.
Галерея
Жан-Мишель Жарр: «Не любишь клавишников? Ты хуй!» |
|||
Kraftwerк-сферические клавишники в вакууме (Ральф слева тебе намекает) |
См. также
Ссылки
Примечания