1984

Материал из Lurkmore

(Перенаправлено с Большой брат)
Перейти к: навигация, поиск
Barbed wire new flip.pngHalt! Страница огорожена от мыслепреступников.
Хочешь высказаться? Добро пожаловать в обсуждение.
Warning 1.pngК вашему сведению!
В этой статье мы описываем сам роман, а не составляем списки романов-антиутопий, а тем более списки всего, что хоть каким-то боком намекает на его название. Это здесь никому не интересно, поэтому все правки с попыткой добавить очередной архиважный пунктик будут откачены, а их авторы — расстреляны на месте из реактивного говномёта, for great justice!
Politota.pngОсторожно, политика!
Внимание! Это статья про нечто, имеющее отношение к политике. Она, вне всякого сомнения, заангажирована в чью-то пользу. Nobody cares.
«

Война — это мир. Свобода — это рабство. Незнание — сила. Ложь — это Правда. Любовь — это Смерть.

»
Суть сабжа
«

Когда слова теряют свой смысл, люди теряют свободу

»
— Конфуций
b
Всем встать!
Для пролов:
 
Pornsek-0.jpg

 

Pornsek-1.jpg

 

Pornsek-2.jpg

 

Pornsek-3.jpg

 

Pornsek-4.jpg

 

Pornsek-5.jpg

 

Pornsek-6.jpg

 

Pornsek-7.jpg

 

«1984» — идеологически верный фантастический роман английского писателя Джорджа Оруэлла в жанре тоталитарной антиутопии, написанный ещё в 1948-м году.

Содержание

Вводная политинформация

«

На протяжении всей зафиксированной истории и, по-видимому, с конца неолита в мире были люди трёх сортов: высшие, средние и низшие. Группы подразделялись самыми разными способами, носили всевозможные наименования, их численные пропорции, а также взаимные отношения от века к веку менялись; но неизменной оставалась фундаментальная структура общества. Даже после колоссальных потрясений и необратимых, казалось бы, перемен структура эта восстанавливалась, подобно тому как восстанавливает свое положение гироскоп, куда бы его ни толкнули. Цели этих трёх групп совершенно несовместимы…

»
— «1984». Дж. Оруэлл.
Политическая карта мира.

Земля разделена на части между тремя тоталитарными сверхдержавами — Океания (обе Америки, Англия, атлантические острова, юг Африки и, собственно, Океания), Евразия (СССР + Европа) и Остазия (азиатские страны). Границы между сверхдержавами в целом совпадают с естественными географическими рубежами. Ещё есть постоянно переходящие из рук в руки «ничейные» территории, где непрерывно идет война, а потому там сущий АдЪ. Действие происходит в принадлежащем Океании Лондоне, предположительно в 1984 году (главный герой сам не очень уверен, какой у него там на самом деле год на дворе).

Социум Океании расово разделен по кастам:

  • Пролы (сокращение от «пролетарии» — самый низший слой общества. Нищеброды, на политику им плевать. Отдают последние деньги на лотерею (государственную, которая, естественно, наёб, а другой попросту нет) и пьют пиво в вонючих пивнушках, зато имеют секс в неограниченных количествах. Партией (здесь она называется «Ангсоц») рассматриваются как говно, являясь в её глазах недочеловеками, которым только и надо давать жрать и, как уже сказано, ебаться. Зато идеологической чистоты от них и не требуется и Полиции Мысли на них насрать (ибо мыслей-то и нет никаких). Как гласит партийный лозунг, «пролы и животные — свободны». Составляют 85% населения.
  • Внешняя партия — средний класс. Такие же нищеброды, как и пролы, но имеют более чистую работу умственного направления. Взамен, власти в режиме нон-стоп наблюдают за каждым партийцем с помощью таких хитрых девайсов, как телекран (гибрид телевизора и камеры) a.k.a. монитор, встроенных в каждую квартиру, через который целыми сутками, без перерыва на рекламу, промывают мозги. Ебаться просто так не могут, только под контролем. Есть даже союз асексуальной молодёжи.
  • Внутренняя партия — ловит лулзы и получает профит от происходящего, держит в стойле быдло и запрягает небыдло по самые яйца, благо никто не возмущается. Если начнут роптать, Полиция Мысли мигом примчится на пативенах.

Возможно, есть и более высокие касты, а во внутренней партии тоже не особо сладко быть, но главный герой, в силу своего положения, никого выше богоподобных членов «Внутренней Партии» даже не видит. С другой стороны, ещё ниже пролов находятся временные рабочие с отвоёвываемых спорных территорий, но главные герои по ходу повествования их не встречают.

Несмотря на бурление говн в прессе по поводу каждой драки, на самом деле победа в войне руководству не нужна. Властям надо держать быдло и небыдло тупым и голодным, чтобы оно только и думало о том, как бы получить талон на хлеб. Для этого все три государства воюют между собой, якобы всё произведённое используя в войне. Иначе, если человек будет сыт и ему нечем заняться, он может начать думать о вещах более возвышенных, типа «А почему это я не могу голосовать?» или, ещё хуже, «А почему это я не могу управлять?». Как бонус, война ещё нагнетает страхи и истерию у населения, и оно всеми фибрами души ненавидит врагов и благословляет своих лидеров.

Как дошли до жизни такой?

Информации очень мало, да и та, возможно, ложь. После Второй Мировой в Британии началась гражданская война. Её, ослабленную Британию, со всеми колониями, вскоре зохавали США, непонятно зачем переименовавшись в Океанию. Далее, neo-bolsheviks из Советского Союза решили тряхнуть стариной и не отставать от Океании — заняли Европу и нарекли себя Евразией (хорошо хоть не Азиопой). Узкоглазые тоже решили объединиться в Остазию, чтобы не отставать от цивилизованного человечества. Негры, увы, так и не смогли объединиться, почему их и имеют во все дыры три сверхдержавы, которым удобно вести между собой войну преимущественно на территориях этих самых негров, подальше от собственных границ.

Судя по всему, в альтернативном мире Red Alert 3 выпустили раньше, и люди, наигравшись, решили словить лулзы IRL, устроив Третью мировую войну. Война быстро переросла из обычной в ядерную, что привело к катастрофическим последствиям. Сотни экстерминатусов произошли в городах Северной Америки, Европе и России (неизвестно, как это Остазия сумела не получить хоть немного мирного атома в каждый дом). Тут уже стало несмешно, даже межушный нервный узел тупой пизды мог бы определить, что так дело дойдёт до полного пиздеца человечества. Правящие верхушки решили ядрёные бомбы копить в складах до лучших времён и заняться менее рискованной, обычной войной, которая уничтожает в таких же количествах, но дольше, что обеспечивает занятость населению. Причем, чтобы максимально сократить контакт солдат разных сторон, ну, и потешить самолюбие простых людей, стороны строили мегасуперкрейсеры смерти, каждый из которых был так крут, что никак не мог выпилить другой. Война превратилась в театр, в котором только казалось что что-то происходит, а на самом деле станки строили ради постройки станков и так далее.

По ходу развития событий также намекают, что, возможно, никаких трёх сверхдержав и вовсе не существует, а есть одно мировое государство. А может, и вообще какая-то локальная тирания, аки, увы, абсолютно реальная КНДР, отгородившаяся от всего прогрессивного человечества и сама запускающая ракеты на свою территорию. Учитывая, однако, что «реально существующими» следует считать те вещи, которые печатают в газетах, государств таки три, вертолёт придумала партия, а Океания всегда была в войне с Евразией. Или Остазией.

Спойлер для школьников

Главный герой был обычным представителем внешней партии, работал в «Миниправе» («Министерство правды» на новоязе), где занимались постоянной корректировкой исторических документов, жрал джин «Победа», курил папиросы того же наименования, был вполне обычным гражданином с планово расшатанными нервами. Затем он завёл дневник, а потом и влюбился, что привело к окончательной потере инстинкта самосохранения. Смит (Уинстон Смит), после долгих лет жизни недоверия к партии, ВНЕЗАПНО осознал, что власти всех наебывают, а он сам — быдло больше так жить не может, не хочет, да и вообще, не мешало бы им иметь секс. Собственно, всё оставшееся время они вдвоём старательно шифруются, обсуждают своё дерьмовое правительство и то, как неправильно живут все вокруг, вынашивают хитрые планы и таки да, имеют секс — и так до тех пор, пока их не повязывают уставшие от этого однообразия ребята из пативена. В один прекрасный момент главного героя привозят в «Минилюб» (так называемое «Министерство любви»), специально предназначенное для внушения любви к Партии всем несогласным перед оздоровляющей процедурой расстрела, где жесточайшими пытками ему внушают основную мысль — «Люби Большого Брата, сука!!». И он начинает любить, действительно искренне его любить, в чём и заключается окончательный Большой Пиздец его как личности и главное предупреждение романа.

Цимес креатива

Площадь имени Дж. Оруэлла, Барселона. The irony!
Большой Экран Правды на площади в Минске.

Уже больше пятидесяти лет общепризнанно, что в «1984» наиболее полно раскрыта тема тоталитаризма вообще и механизмов его поддержки в фимозгах граждан в частности. Хотя сам автор при тоталитаризме особо не жил, кроме разве что франкистской Испании, где участвовал в войне, а об СССР мог знать разве что понаслышке да от Евгения Замятина, с которым был знаком. Существует мнение (подкреплённое интервью автора), что описывая Ангсоц, Оруэлл писал вовсе не про СССР, а про порядки в Итоне, где он учился в конце и после окончания Первой мировой войны. Итон являлся (и является по сей день) престижнейшей средней школой мира, ученики которой приучены к строгости и порядку. Да и жрать особо в послевоенной Англии было нечего. Другая версия гласит, что Оруэлл описывал будни Би-Би-Си, в котором он работал. На BBC в разгар Холодной войны весьма активно ловили агентов СССР, и всюду царила атмосфера шпионофобии. Кроме того, Оруэлл в ответ на естественно возникающие вопросы не раз уточнял (пример — интервью Life в вики), что имел в виду тоталитаризм как таковой, специально смоделировав его в английском обществе, чтобы показать, что никакое общество от подобной судьбы не застраховано; его богатая история увлечения революционными движениями тоже повлияла на послание 1984 — по его словам, это угроза тем, кто предал революцию.

Под тоталитаризмом обычно подразумевается особого рода политическая система, в то время как контроль личности может иметь место и в либеральном государстве. Описанная Оруэллом подмена фактов, которой занимается, в частности, и главный герой, практикуется сейчас чуть менее, чем повсеместно. Достаточно вспомнить различия в освещении последних громких политических событий в России и на Западе.

Наконец, книга попросту отлично передаёт ощущение безысходности и безнадёжности происходящего, а также зыбкость окружающей вроде бы объективной реальности, которую так остро ощущает главный герой. Чем и доставляет.

Стоит специально (для ниасиливших многабуков школьников) отметить следующие эпохальные изобретения, вошедшие не только в литературу и интернеты, но и в заметной части воплощённые IRL.

Министерство правды

«

История [...] ничего иного, кроме политики, опрокинутой в прошлое, не представляет.

»
— М.Н. Покровский
«

Кто управляет прошлым — тот управляет будущим: кто управляет настоящим, управляет прошлым.

»
— «1984». Дж. Оруэлл.

На новоязе — Миниправ a.k.a. Миниправда. Конторка, где собственно и работает главный герой, занимается изменением прошлого. Сам Оруэлл признался, что здание миниправа создано по подобию BBC, в котором он сам и работал. Так как машину времени всё-таки не изобрели, то изменяется всего лишь описание, информация, газеты и архивы. Впрочем, архивов как таковых нет вовсе, книг нет (451 °F), а сжечь в огромных печах Минправды старые выпуски газет и тут же напечатать новые старые выпуски газет технологической проблемы не составляет.

В результате, вчера воевали с Остазией — сегодня лучшие друзья. А война? Да не было никогда никакой войны вовсе. Вчера был какой-то вождь на трибуне — сегодня нет, и, главное, не было никогда, не существовало такого лица в природе. Или наоборот, появился из ниоткуда, причём не просто введен членом в политбюро, а всегда там и был. Постоянно корректируется статистика, в результате чего оказывается, что обещали перевыполнение на 60%, а в срок не выполнили даже базовый план, и потом оказывается, что план перевыполнен на все 146%.

IRL это безобразие представлено CNN, Fox News, MSNBC, да и вообще чуть менее, чем всем околополитическим зомбовидением. Но вроде бы делают они это не очень специально, а скорее по воле профессиональных дефектов, и на том спасибо. Также в этом ключе немало доставляет название истинно советской газеты «Правда». И да, министерство пропаганды в Третьем Рейхе же.

Алсо, в TES3:Morrowind есть Министерство Правды — огромная летающая каменюка с тюрьмой для политзаключенных внутри. А в Anno 2070, играя за магнатов, можно построить для своих жителей уютненькое здание министерства правды. Такие дела.

Версификатор

Специальное механическое (!) устройство для создания любого текстового креатива, генератор случайных фраз. Напоминает давние идеи написания стихов с дайсом и массивом слов. Есть несколько шаблонов сюжета, тасуются имена и сюжетные ходы.

У трезвого человека вызывает стойкую уверенность в том, что большинство современного творчества (особенно тексты к поп-музыке) пишется с использованием этого изобретения.

Двоемыслие

1299328677344.jpg

Для того чтобы у граждан не возникало когнитивного диссонанса, применяется усиленная мойка мозга, вплоть до полного его разжижения. Кто по каким-то причинам не верит Старшему брату и вообще начинает задумываться — тому поможет кровавая гэбня.

Двоемыслие означает способность одновременно держаться двух противоположных убеждений. Мыслитель знает, в какую сторону менять свои воспоминания; эрго, сознаёт, что мошенничает с действительностью; однако при помощи двоемыслия он уверяет себя, что действительность осталась неприкосновенна. Этот процесс должен быть сознательным, иначе его не осуществишь аккуратно, но также и бессознательным, иначе возникнет ощущение лжи, а значит, и вины. Тут нужен некий умственный атлетизм, способность тончайшим образом выборочно применять логику, а в следующий миг не замечать грубейшей логической ошибки. Даже пользуясь словом «двоемыслие», необходимо прибегать к двоемыслию. Ибо, пользуясь этим словом, ты признаёшь, что мошенничаешь с действительностью; ещё один акт двоемыслия — и ты стёр это в памяти; и так до бесконечности, причём ложь всё время на шаг впереди истины.

MOAR Двоемыслия


Тесно связан с двоемыслием и так называемый новояз — искусственный синтетический язык на основе английского (по понятным причинам это вынуждает переводчиков очень тщательно подбирать слова), не допускающий даже по самой своей структуре и составу тени сомнения и каких-то застывших, оторванных от воли партии, смыслов. Задача новояза — сузить горизонты мысли, часто при этом приписывая словам два противоположных значения одновременно: первое несёт положительную оценку и используется относительно «своих», второе — резко негативную в отношении «чужих». «Мы сокращаем язык. — говорит один из создателей словаря новояза — Например, слово „свободный“ может быть употреблено только как синоним „большой“: „свободные сапоги“, и ни один человек не сможет сказать „я — свободен“, ибо это будет бессмысленной фразой.» Также язык постоянно очищается от синонимов, фразеологизмов и различных средств выразительности. В идеале новояз также очень удобен для быстрого, чёткого произнесения лозунгов.

Big Brother is watching you!

Orwellcam.jpg

За членами внешней партии ведётся наблюдение (на пролов всем плевать, они и так не обладают свободой выбора из-за врождённой тупости, а члены внутренней партии могут «выключать» следящий девайс в своей квартире, но только на 30 минут, иначе — газенваген. Телекраны, агенты безопасности и прочие инструменты кровавой гэбни — в действии. Во времена написания романа техника телевидения и передачи информации делала только первые шаги, поэтому аффтар не смог раскрыть тему полностью, фантазии не хватило. Но, несмотря на достаточно скупое описание механизмов слежки, роман считается основополагающим трудом на эту тему, как для параноидальных описаний тоталитарного контроля за всем и вся, так и для такового контроля IRL.

Сама фраза «BIG BROTHER IS WATCHING YOU!» переводится с английского как «Старший Брат следит за тобой!». Также эпичным и вошедшим в анналы явилось само понятие «Big Brother», «Старший Брат», соединяющее в себе элементы политического вождя, старшего, учителя-воспитателя, куратора в ZOG и прочего, смотрящего на каждого как на неразумное малолетнее дитя, а также просто твоего старшего брата, тем не менее по самому своему определению являющегося кем-то таким родным, любящим и заботливым, а не внешним всеподавляющим врагом.

Многим, возможно, покажется естественным, что Оруэлл в качестве прототипа своего произведения выбрал СССР. Однако, следует помнить, что Оруэлл жил в Англии, и знал об Англии значительно больше, чем о мифическом СССР. Вообще, в Великобритании этот вопрос никогда со времён Оруэлла не остывал: последние лет тридцать и сегодня пафос британских борцов с тоталитаристскими штучками (в Великобритании наибольшая концентрация камер наблюдения на душу населения, например) гораздо чётче оформлен и явно направлен, чем, скажем, в среде российских либералов; см. Бэнкси.

И ещё. Название «Big Brother» было дано (также британской) передаче, которая стала первым шагом от лулзовой «Скрытой камеры» к настоящему реалити-шоу а-ля этот ваш ёбаный «Дом-2».

Образ Старшего Брата:

Секс и тоталитаризм

«

Мы с тобой тут ебемся, лежим, Лежим, лежим… А снаружи кровавый режим, Режим, режим… Но мы взглядом лишь смотрим косым, Потому что с тобою мы ссым! Мы ссым, мы ссым!

»
— Михаил Елизаров

3апрет на секс при наличии вокруг организмов противоположного пола — весьма давняя фишка в истории человечества и практиковалась повсеместно. Взъёбывает мозги только так. Плюс, по некоторым теориям, данный запрет применяется издавна не просто по злобности властей, а как средство выявления потенциальных бунтарей. Коль человек не способен для Родины справиться с велениями своего сердца, то и на другое самопожертвование (грудью на амбразуру, заложить родного отца, сдать всю зарплату в помощь фронту) не способен. Что главные герои, собственно, и подтвердили.

Если читать роман внимательно, предварительно ознакомившись с творчеством Зигизмунда Яковлевича, то станет понятно, что либидо яро сублимируется в партийную активность или в брызги слюны на двухминутках ненависти. И заглушённые спермотоксикозом мозги выключаются окончательно. А если еще внимательнее ознакомиться с творчеством Зигмунда Яковлевича, то можно узнать, что сублимация может пойти во всё что угодно, московская дева тому подтверждение. Поэтому сублимация опасна своей неконтролируемостью.

А при чём тут интернеты?

b
Винрарная реклама Apple Macintosh, содержит аллюзию на сабж.

Ещё как при чём! Цитаты и образы из книги уже давно расползлись по интернетам (изначально — через RL, разумеется, романчику-то уже за 60!), например:

Продолжение банкета

Цирк отжали, клоунов заменили…

Хотя в те далекие времена не было интернетов, и говнофанфикрайтеры захламляли разве что ноосферу и свои столы, не убоявшись больших трудозатрат по высиранию и распространению своих шедевров, один из них таки сделал это. Восточноевропеец Дьердь Далош вдохновился трудом батьки Оруэлла и напейсал «1985». Это настолько унылое говно, что даже спойлерить нечего. От очаровательного тоталитарного общества-первоисточника остались одни главгерои (Старший Брат умер, и его сменила Старшая Сестра — ну как к этому можно относиться серьёзно?). Во всех сверхдержавах идет лютая, бешеная перестройка и развитие демократии. Рiдна Океанiя отстаёт, а потому тормозит в научно-техническом отношении (аффтар параллелит эти процессы, что намекает) и сосёт в финале хуйцы. Говно, одним словом.

Наши люди не отстают. Некто Известный писатель-фантаст Бенилов запилил творение под тем же названием — «1985», но про сохранившийся Совок, который невозбранно расширил до необходимых размеров.

А комиксоёбы не преминут вспомнить вбоквел «Лиги выдающихся джентельменов» где блистательнейший сэр Алан Мур неслабо потоптался на могиле О'Брайана вообще и АнгСоц'а в частности.

Критика

Сабж не по нраву весьма многим: ымперцам и коммунякам, потому что антисоветчина; суровым реалистам — потому что не взлетит.

Критикуют и за дело, и без дела. Один из самых вменяемых образцов критики представил Палеоэнтомолог, которого обычно цитируют, когда хотят сказать, что этот ваш «1984» — говно.

«1984» впервые попался мне в руки в студенческие времена — в середине семидесятых; до обозначенного в нем срока оставалось меньше десятка лет, и было яснее ясного, что автор в своём прогнозе крупно промахнулся. Вообще, по моим воспоминаниям, роман впечатлял в основном барышень: камера No 101 и невозможность трахнуться без разрешения парткома — на них этот набор ужасов действовал безотказно. Скептикам же и прагматикам вроде меня было очевидно, что гомункулус по имени «Ангсоц», заботливо выращенный Оруэллом в колбе западных стереотипов, — существо абсолютно нежизнеспособное; будучи ввергнут в грубую реальность, он сдохнет точно так же, как ужасные уэллсовские марсиане.

Это ведь только западник может упустить из виду, что «телескрины» — основополагающий элемент системы тотального контроля — будут бесперечь ломаться; и купить их за нефть на «загнивающем Западе» тоже нельзя — за отсутствием такового, вот ведь в чём ужас-то… Как будет работать в условиях социализма (хоть английского, хоть какого) служба «телеремонта», объяснять, надеюсь, не надо: приедут на аварию, разломают стену — а потом поминай как звали. Конечно же, нормальный обыватель начнёт отслюнять им на лапу, чтоб перегоревший телескрин в его квартире просто пометили в отчёте как починенный; а поскольку запчастей для ремонта всё равно нету, а отчитываться наверх надо — будут брать, к обоюдной пользе; ну, а народные умельцы из этой конторы станут за доступную плату подключать желающих к закрытым телескринным сетям для начальства, по которым ночами крутят порнуху Малабарского производства (или где они там воюют).

Впрочем, даже на это можно кое-что ответить, как упоминалось выше, в романе слишком много лакун о технике, ступени её развития и структуре машины угнетения. Например, в главах, описывающих пребывание героя в застенках «минилюба», вполне можно увидеть намёки на чтение мыслей, а это вам не какой-то там человеческий фактор. Более того, IRL, в некоей КНДР в целях экономии телекраны успешно заменяются соседями, а ежели чо — есть обязательные сеансы публичного покаяния.

Также стоит отметить экономическую составляющую. Во-первых, правительство спускает все деньги на войну, но, как показывает опыт СССР, выживавшего в таких условиях за счёт экспорта нефти и других ресурсов, и Третьего Рейха, к 1939 уже вынужденного начать войну чисто для того, чтобы грабежом захваченных территорий возместить долги и дефицит бюджета, работает это хуёво. Во-вторых, содержание беспрецедентно крупной тайной полиции и слежка за всем истэблишментом, а также многими пролами, тоже влетит в копеечку. В-третьих, экономика в стране полностью плановая, управляет ею огромный бюрократический аппарат, который ИРЛ неизбежно был бы неповоротливым, коррумпированным и неэффективным, и быстро просрал бы все полимеры.

Концепция распыления за каждый чох выглядит привлекательно лишь в теории. ИРЛ она противоречит идеям такого классика социальной инженерии и политологии, как Никколо Макиавелли, который заметил, что государь должен быть одновременно и любимым, и страшным, но его ни в коем случае не должны ненавидеть, а беспорядочные расправы, как иллюстрируют приведённые Макиавелли примеры, лишь заставят людей ненавидеть правительство. Да и сомнительной выглядит эффективность госаппарата, где рано или поздно репрессируют каждого второго, если не первого.

Совершенно не раскрыта тема среднего класса и технической интеллигенции: для индустриального общества недостаточно кучки администраторов и низкоранговых рабочих — требуются миллионы профессиональных инженеров, учёных, агрономов, учителей, экономистов etc., которые в романе не показаны. Алсо, с небольшими зарисовками забегов на тему критики романа можно ознакомиться в обсуждении статьи. Особо доставляет критика нюансов при неспособности критики целого.

Не стоит рассматривать произведение как сплошную сатиру на что-то конкретное ИРЛ, это — концентрированный сферический тоталитаризм в вакууме, со всеми его двоемыслиями и пуританствами. Чтобы именно такой абсолют жил, он должен содержать в себе абсолютно все эти их приемчики по управлению массами. Что-то — из СССР, что-то от Геббельса, а что-то сам додумал, или думал, что додумал, а что-то и позабыл.

Конкуренты

Мы

Ещё задолго до Оруэлла написал свой роман-антиутопию «Мы» товарищ Евгений Замятин. В 1920 году (!), когда и в помине не было никакого сталинского СССР, а также гитлеровской Германии и даже муссолиниевской Италии. Роман «Мы» был запрещён в РСФСР только и исключительно потому, что Замятин подвернулся под горячую руку РАППовцам своими очерками о революционном Петрограде. В 1921-м и не такое печатали. Замятин довёл идею тоталитарно-машинного общества до полного абсурда, где у каждого вместо имени — номерок, эмоции под запретом, секс исключительно по талонам и с одобрения начальства, провинившихся распыляют на воду, а город окружён силовым полем, за которым живут дикари и зверьё. Дома в городе стеклянные. В итоге тамошние учёные находят способ принудительно удалять центр эмоций («фантазию»), начинаются народные бунты, а ГГ (спойлер: стирают эмоции, и он наблюдает свою бывшую возлюбленную под пытками как ничуть не интересное ему существо женского пола). Happy end!

Замятин удостоился небольшой заметки в БСЭ, где предстал, естественно, врагом социализма в отдельно взятой стране. Между прочим, при создании романа без влияния старой доброй Англии тоже не обошлось — но это если читать очень внимательно и знать некоторые подробности биографии автора. Сказались инженерное образование и работа на британских судоверфях (отсюда, например, упоминание в романе организации труда по Тейлору), да и сама идея всеобщей механистичности жизни, вероятно, навеяна опять-таки реалиями британских портов и размеренностью жизни добропорядочных англичан.

Оруэлл от Замятина, очевидно, позаимствовал основную канву сюжета — от тотального диктата до темы ебли. Но, разумеется, Джорджи нужно было отделить своё творение в сознании масс (отчасти заслуженно, так как много было привнесено и нового), поэтому в своей рецензии на «Мы» он заметил, что это антиутопия не столько тоталитарная, сколько технократическая, продолжающая страхи начала ХХ века насчёт полного обезличивания и потери человеческой сущности.

О дивный новый мир

Сравнение сути романов Хаксли и Оруэлла in a nutshell

Утопия.

Позже Замятина, но раньше Оруэлла ещё один расовый британский писатель, Олдос Хаксли написал книгу о победившем потреблядстве «О дивный новый мир». Основной цимес в том, что зачатие производится только в пробирках и конвейерным методом, на конвейере условия развития каждого будущего «индивида» строго регламентированы, и если надо (а оно для нужной и естественной пропорции всегда надо), то развитие угнетают в нужных пределах. Таким образом, искусственно усиливается специализация и естественная разобщённость населения до наступления полной социальной стабильности. Разделение труда и всё такое. Получаются касты надмозгов-альф, специалистов-бет, офисного планктона-гамм, работяг-дельт и вечных говночистов — эпсилонов, и все они — великовозрастные дети-специалисты с высоким, но узким образованием.

И да, никто не гарантирует стопроцентную еблю, ну то есть как не гарантирует, просто так построено общество, где никто никому ничего не должен: захотели трахнуться — парень предложил, девушка обдумала, одобрила => трахнулись, благо дети рождаются без создания семей. В результате — повальный и одобряемый моралью промискуитет.

Тема героизма ГГ и веществ тоже раскрыта (тема веществ у Хаксли раскрыта очень серьезно: «сомы грамм — и нету драм»). Ежели кому-то вместо простого человеческого счастья захотелось чего-то большего™ — его вполне добровольно отправляют на специальные острова, где он вполне спокойно и нормально живет среди себе подобных (популярный, однако, способ: у Ефремова в «Туманности Андромеды» (заметьте, не «анти-», а самая что ни на есть счастливая коммунистическая утопия) вопрос со всеми несогласными решается так же: урка — на остров, не хочешь отдавать своего ребенка в детдом для общественного воспитания — на другой остров). При этом Хаксли ставят в один ряд с Оруэллом и Замятиным, что символизирует.

Стеклянная башня

Тему продолжил расовый фантаст Роберт Силверберг в своей «Стеклянной башне». Только у него альфы, беты и гаммы — искусственно созданные андроиды, во всём, кроме способа производства подобные людям, а сами люди являют собой ниибаца илиту.

Великая идея

Роман Генри Хэзлитта «Великая идея» (он же «Время побежит вспять»), изданный в 1951 году. Описывает мир победившего социализма в 2100 году (или 282 От Рождества Марксова). Официально там Холодная война кончилась около двухтысячного сгниванием капитализма, но некоторые припоминают легенды о ядерных бомбах (правда, тогда непонятно почему все еще стоит Белый Дом). Диктатор по имени Сталенин (который, что интересно, получает инсульт) назначает преемником собственного сына, не очень смыслящего в политике. Тот пытается провести кое-какие реформы для улучшения жизни, начиная с возможности для людей меняться талонами на продукты. Попросту говоря, строит капитализм, но сам этого не понимает — очень уж хорошо поработало в свое время Министерство Правды над всеми, включая самого Маркса (выпилив с литературой заодно еще и весь технический прогресс начиная с 1938-го года). Хорошая книга, если не слишком задерживаться на той половине которую составляют дискуссии о благах капитализма. Сильно доставляет упоминание великого русского логика Бертравича Расселевского.

Прочая литература


Отсылки к 1984

«

Не смотри телевизор! Не слушай радио! Не читай газет! Старший Брат очень близко. Закрой шторы, погаси свет.

»
Ляпис Трубецкой, альбом «Матрёшка», 2014.
  • 1984 — название группы, в которой играл Брайан Мэй во второй половине 60-х годов.
  • В антиутопическом рассказе Харлана Эллисона «„Покайся, Арлекин!“ — сказал Тиктакщик» есть прямая отсылка к 1984 (ГГ промывают мозги теми же методами).
  • В 1977 вышел альбом «Animals» группы Pink Floyd, в котором, согласно зооморфному социально-политическому устройству, у Роджера Уотерса все люди разделяются на собак, свиней и овец. Эпиграфом к альбому стала знаменитая цитата из книги Джорджа Оруэлла «Скотный двор»: «Все животные равны, но некоторые равнее».
  • В 1981 Rick Wakeman, известный как клавишник Yes, выпустил диск под названием «1984» ([1]) на тему сабжа. Альбом особого резонанса, несмотря на винрарность, не вызвал. В числе прочих, там есть песня под названием «No Name».
  • Пиндосские жопоголики от панка Bad Religion, проникшись идеями романа чуть менее, чем полностью, записали альбом Empire Strikes First. Собственно, название одной из песен — Boot Stamping on a Human Face Forever есть прямая копипаста. Причём отражающая суть «1984», так-то!
  • Дэвид Боуи имеет целый альбом «Diamond Dogs», созданный по мотивам сабжа, названия песен из которого говорят сами за себя: «1984» и «Биг Браза».
  • Белорусская индастриал-группа Ambassador21 цитирует «1984» с явным намёком на Бацьку. Впрочем, это больше похоже на плагиат текста, нежели на выражение любви к Оруэллу таким образом. Нынешние т. н. «индустриальщики» — это вам не поклониики киберпанка, — книжки они только в школе читали, да и то из-под палки. Посему, едва ли кто-то узнает в тексте сабж.
  • У культовых британских дэт-грайнд-металлистов Carcass в альбоме «Swansong» (1995) есть песня «Room 101».
  • Интерпретацией «1984» также можно считать фильм «V — значит вендетта», снятый по комиксу. Главного злодея играет Джон Хёрт, сыгравший Уинстона Смита в «1984» образца 1984-го года, что как бы намекает.
  • Рабочее название винрарного фильма «Бразилия» Терри Гиллиама было «1984 1/2». Сюжет, несомненно, навеян романом. Альзо, фильм отснят неповеритевкакомгоду.
  • Некоторые треки британской группы Muse, в частности треки Citizen Erased, Ruled by Secrecy, Resistance, Uprising и United States of Eurasia (который, кстати, похвалил Брайан Мэй) — навеяны/по мотивам сабжа.
  • Наследие Оруэлла проникло даже в мультики. В сериале Seallab-2021 есть целая серия про тоталитаризм (сезон 3, эпизод 29, «Red Dawn»), где неоднократно прямые отсылки к «1984» и «Скотному двору». А в «Джонни браво» (сезон 2 эпизод 10 «Aunt Kate’s Farm») герой в костюме свиньи вопит на сцене «4 ноги хорошо 2 ноги плохо» (начиная с 6:50).
  • Индустриальщики Tribal Machine имеют концептуальный альбом «The Orwellian Night»? который полностью посвящен сабжу. Лютый вин, я гарантирую это!
  • Эквилибриум состоит из аллюзий на сабж чуть менее, чем наполовину.
  • В 2004 году группа «Последние Танки В Париже» выпустила альбом «2084», отсылая к сабжу, позиционируя альбом как антиутопию.
  • У Нидерландской прогрессивно-митольной группы «Star One» есть годная песня «Two Plus Two Equals Five», про собственно прикладное двоемыслие в Ангсоце от лица неизвестных сотрудников Минправды.
  • «Младший брат» Кори Доктороу. Отсылка видна уже в самом названии, текст также пропитан постмодернистскими аллюзиями на дедушку Оруэлла.

Интересные факты

  • Весь цимес ситуации в том, что сам Оруэлл симпатизировал анархистам и в своих текстах описал механизмы реализации неиллюзорного тоталитарного пиздеца, в который скатывается мир, c изобилием видеокамер в метро, кое-где пасущих каждый квадратный метр пространства; с кредитными картами, позволяющими полностью контролировать наличные средства и их расход; с биометрическими данными — в общем, всеми благами цивилизованных государств. Что, впрочем, не помешало автору к старости «исправиться» и стучать в «Intelligence Service» на других английских писателей, симпатизировавших большевикам, и сочинить знаменитый «Список Оруэлла».
  • По мотивам романа сняты два фильма и одна телеэкранизация BBC — в 1956 и в 1984 (последняя — при участии Umbrella-Rosenblum, что символично). Планируется снять и третий, в котором, если верить слухам, подполье во главе с толерантным героем свергнет партию Большого Брата, и в мире воцарится демократия.
  • Также стоит отметить фильм Терри Гиллиама «Бразилия» — доставляющее вольное переложение «1984».
  • Именно «1984» был дистанционно удалён компанией Amazon с книгочиталок Kindle за нарушение копирайтов.
  • Телевизоры из 1984, следящие за зрителем, теперь — обыденная реальность

См. также

Ссылки