Немое кино
Материал из Lurkmore
A long time ago, in a galaxy far, far away... События и явления, описанные в этой статье, были давно, и помнит о них разве что пара-другая олдфагов. Но Анонимус не забывает! |
« |
Говорящее кино почти так же мало нужно, как поющая книга | » |
— Виктор Шкловский |
Немое кино (Чаплинка, великий немой) — древняя стадия синематографа от его создания (1890-е) до внедрения устройств, записывающих звук и видео одновременно (конец 1920-х).
Содержание |
Особенности
Строго говоря, кино было не совсем немым. Оно озвучивалось специальной музыкой (стиль, который позже так и назывался «Silent Movie»), которую играл музыкант особого профиля («тапёр») на пианино, стоящем сбоку от экрана, а в СШП и на (кино-) театральном органе, что на n порядков круче. Считается, что немое кино легче употребляется человеками, ибо не нужно потеть над адаптацией текста, многоголосый профдубляж тоже не нужен, а чума любительского дубляжа была совершенно неизвестна — все что нужно актеры покажут жестами и мимикой. Тогдашние перевротчики могли немного покуражиться лишь в титрах, но ими старались не злоупотреблять, и возни с их переводом было на порядок меньше, чем в будущем со звуковой дорожкой.
Немым кино было в той мере, что актеры не говорили вслух. Самые важные реплики, которые невозможно передать телодвижениями, показывались титрами на отдельных темных кадрах. Для всего остального актерам приходилось работать лицом, даже в большей степени, чем актерам звукового кина. Естественно, и мимика, и жесты были «немного» преувеличенными, чтобы даже плохо понимающий зритель дебил, даже афганец, догадался: «А, посмотрите, как он машет руками и топает ногами. Да он рассержен!». Плюс разрешение уровня примерно CGA тоже не способствует тонким жестам и мимике, да: даже не дебил и не афганец рискует нихуя не разглядеть всю эту эстетскую утончённость
Дело, впрочем, не в мегапикселях и линиях на дюйм — техника уже выдавала их достаточно. Фейл был в том, что долгое время никому не шло в голову переставить камеру ближе и снять крупный план актера, освободив тем место для игры потоньше. Да и после пришествия этой идеи, игрецы лицом сообразили не сразу, что теперь нужно играть меньше, а если учесть возможности монтажа, так и не играть вообще. Кино долгое время снималось «с точки зрения зрителя, сидящего в партере». Отсюда мимика и жест с напором, который до сих пор называется «игрой в партер».
Большинство актеров в тогдашнее кино пришло из театра или вообще с улицы. Ни о каких институтах кинематографии и речи не шло. Зарплаты и гонорары у киношных актеров очень быстро перегнали театральные, что доставляло немало черной зависти «элитным специалистам сцены».
Внешность
Актеры немого кино очень требовательно относились к своей внешности. Идеально выбритые подбородки, идеально уложенные, прилизанные волосы, идеально ровные усики. Женщины, как правило, были с подкрашенными черным веками и губами (мужчины, кстати, тоже не брезговали тушью и подводкой для большей эффектности и эмоциональности). Да и вообще, лица актёров были напудрены добела — это имело ещё и практическую функцию для более контрастного изображения, так как плёнка была ещё недостаточно светочувствительной.
Словом, немое кино технически вынуждено было отступать от реализма.
Немое кино — это весело!
В немоте был своеобразный юмор. В основном, шутки заключались не в смехуечках, а в нелепых ситуациях. То есть, когда Чаплин с сумасшедшей скоростью бежит по фабрике, подкручивая рабочим носы гаечным ключом — это юмор немого кино; выпадение из машины кучи полицейских на крутом повороте, банановая корка на тротуаре и кошелек на ниточке — это тоже оттуда. Все это — «гэг». Современными петросянами эти приемы считаются примитивными. Хотя некоторые клоуны и сейчас используют их как способ рассмешить публику. Например, «Мистер Бин», он же Роуэн Аткинсон.
История создания
Начало и середина
В XIX веке многие нестандартные личности мечтали сделать фотографию движущейся, как сейчас мечтают сделать компьютерную игру неотличимую от реальности. Даже проводилась масса экспериментов в этом направлении. Братья Люмьер не были одиночками в своем деле, просто им повезло создать работающий кинопроектор и нормальную кинокамеру раньше, чем конкуренты. А их было немало. К примеру, Томас Эдисон (да-да, создатель лампочки и фонографа) в начале 1890-ых изобрел кинетоскоп — по сути, тот же киноаппарат. Фейл был в том, что изобретение американца не было приспособлено для массового показа: чтобы увидеть фильму, надо было наклониться к специальному ящику и смотреть в узкий глазок. Чуть позднее Эдисона посетил второй фейл — проектор, который он сделал, был способен давать качественную по яркости и разрешению картинку только на совсем маленьком экране, а такая штука его не устраивала, ему наиболее важна была коммерческая сторона вопроса (кстати, лампочка появилась из-за этих же еврейских мотивов).
Но братья оказались хорошими дельцами и верно двигали своё изобретение в массы — сотрудничая со всякими кабаками средней руки и театрами — устраивая сеансы своих короткометражек. Важное отличие было в создании кинотеатра — здания, где кино могли смотреть одновременно десятки и сотни людей.
Их детище пошло в народ, за два-три года завоевав славу нового, модного развлечения, которое первоначально называли как угодно: синематограф, синема, никелодеон, аниматограф и даже «синематографический электротеатр»… Привычное нам слово «кинематограф» родилось в результате копирастического скандала.
За десяток лет киноиндустрия распространилась словно чума по планете, быстро подсадив толпы народа на регулярные походы вечерком в кино. К началу Первой мировой даже индусы и вьетнамцы уже ходили смотреть «движущиеся картинки». Так начала зарождаться массовая культура, а попкорн и кока-кола нашли свою экологическую нишу.
Немецкий экспрессионизм
В наше время быдло, услышав словосочетание «немецкое кино», начинает хихикать и отпускать отличные шутки про порно. Быдло понятия не имеет про то, что Германия была первой страной, где кинематограф стал искусством, а не просто ржакой для усталых трудяг и солдат.
После всем известного пиздеца и его последствий страдания немцев нашли выход в искусстве, и Веймарская Германия стала центром развития культуры в Европе. Первой ласточкой стал нижеупомянутый «Кабинет доктора Калигари», знаменитый за нестандартные декорации (напоминающие поля боя ПМВ), и ставший притчей во языцех финальный поворот сюжета. Именно в немецком кино той эпохи были заложены основы жанра нуар, были созданы архетипы безумного учёного (Ротванг и Калигари), человекоподобного робота (Голем и Робот-Мария), суперзлодея (доктор Мабузе) и ещё тысячи вещей. Алсо, «Человек с киноаппаратом» был вдохновлён менее известным «Берлин. Симфония большого города».
Нацисты, бывшие отборными мещанами, объявили экспрессионизм «дегенеративным искусством», и большинство деятелей бежало или было отправлено по лагерям. Некоторые, такие как Конрад Фейдт, Дуглас Сирк и Фриц Ланг, стали вполне себе классиками в Голливуде.
Закат эпохи
« |
Кинематограф мог бы стать настоящим искусством, если бы остался немым и черно-белым | » |
— Альфред Хичкок |
Звук туго входил в киноиндустрию. Его боялись как актеры, так и режиссеры с продюсерами. Чего стоит тот факт, что все главные голливудские актеры были обязаны проходить тестинг своего голоса на качество — ни один зритель не выдержал бы разрыва шаблона, если крутой актер из немых фильмов вдруг оказался бы на новом экране косноязычным или с акцентом. О том, чтобы переозвучить актёра другим, более приятным голосом, тогда, очевидно, никто ещё не догадывался — впрочем, даже если бы режиссёры и допёрли до такого, разрыв шаблона у поклонников всё равно случился бы, доведись им пообщаться с актёром IRL. Позднее Голливуд эпично простебался над этим явлением (как и вообще над ранним звуковым кино) в музыкальной комедии "Singin' in the Rain" 1952 года, с Джином Келли и Дебби Рейнольдс (главная героиня там - хористка, которую приглашают на переозвучку суперзвезды Лины Ламонт, ведь у Лины, при ее весьма фапабельной внешности, голос смахивает на поросячий визг, и на экране она сама говорить не может).
Новое время — новые правила. История содержит сотни драм, спившихся и самовыпилившихся актеров и режиссеров, которых звук вздрючил, высушил, а потом выкинул на обочину словно пятидолларовую шлюху. Вечная память беднягам. Звук стал модным аки три-дэ. Только Чаплин кое-как барахтался и сопротивлялся, пытался найти компромисс («Новые времена»), но потом плюнул и полностью перешел к звуку.
Немота и Эта страна
При Николае Втором Империя выпускала то, что можно назвать «фильмами категории В» и унылые хроники, с тех пор у нас так и повелось. Как и сейчас, тогдашние кинопродюсеры «единой и неделимой» Империи люто мечтали догнать и перегнать Германию, Швецию, Италию (1914 год — первый блокбастер «Кабирия») и Францию (тогдашних лидеров кинопроизводства), но сначала у них выходили отнюдь не шедевры, даже Обитаемый остров не получался.
В 1910-ые годы исправились. В 1912 году никакой советской власти еще не было, а нижеуказанный Владислав Старевич уже вовсю творил. Евгений Бауэр, Яков Протазанов, Иван Мозжухин…
Внезапно наступившая советская власть взялась за кинопроизводство с энергией достойной лучшего применения. Как якобы сказал товарищ Ленин: «Кино — важнейшее для нас из искусств, ибо половина страны тупа и неграмотна и едва умеет читать и писать…», а значит, развивать будем эту отрасль в первую очередь. Что и сделали. В итоге — Вин. Немота по-советски стала эпическим прорывом.
- Броненосец «Потемкин» Эйзенштейна (1926) — до сих пор Американская Киноакадемия держит его в списках самых лучших фильмов всех времен и народов. Видать, вставило.
- Аэлита (1924) — ранняя советская фантастика, когда еще было можно делать эксперименты и не бояться пативенов товарища Сталина. Чем-то по духу схож с «Метрополисом».
- Гуглите Всеволода Пудовкина и Александра Довженко.
- Человек с киноаппаратом Дзиги Вертова (документалка) — задолго до Гая Ричи и Аронофски выносил мозги своим «клиповым монтажом». Смотреть рекомендуется с саундтреком Майкла Наймана.
- «Прекрасная Люканида, или война рогачей с усачами» — эпичный немой мультфильм 1912 года выпуска из жанра кукольных. Только вместо кукол использовались натуральные препарированные насекомые. Режиссёра Владислава Старевича потом долго спрашивали, как ему удалось так надрессировать насекомых.
Эпические люди и чего посмотреть
- Чарли Чаплин — в соответствующую статью.
- Бастер (Бейстер, Бестер) Китон — биография детских лет похожа на приключения персонажей из «Пункта назначения» — куча странных несчастных случаев, из которых Китон выходил невредимым.
- Макс Линдер — в 1910-е в Европе был даже популярнее Чаплина, любили его и в этой стране, которую он, кстати, однажды посетил; переживая творческий и финансовый кризис, нестандартно ушел из жизни в 42 года, прихватив с собой свою молодую супругу. Сначала скушал веществ, укололся, а затем вскрыл себе и жене вены.
- Фриц Ланг — автор легендарного Метрополиса, а также дохера других крайне винрарных фильмов, в которых изобрёл много нового, один из главных экспрессионистов в кино. Примечательны фильмы «Женщина на Луне», где один из главных героев — копия Циолковского, первый отчасти реалистичный космический полёт в истории искусства (ставший в искусстве избитым клише обратный отсчёт перед запуском ракеты появился именно здесь, задолго до реальности), а также один из первых заговоров жидомасонов в истории искусства, «Доктор Мабузе, игрок», бывший по сути первым нуаром и одним из первых — про суперзлодеев, а также уже звуковой «М», первый фильм про маньяков, поставивший крайне неоднозначный моральный вопрос и сделавший мега-звездой Питера Лорре. Алсо, его «Усталая смерть» была любимым фильмом Хичкока.
- Гарольд Ллойд — отличился тем, что по совместительству был не только клоуном, но и каскадером, выполняя все трюки на экране самолично. И еще — соревновался одно время с Чаплином, у кого больше денег.
- Жорж Мельеc — режиссер, создатель кинофонтастеги и спецэффектов. Вначале был успешным бизнесменом с чутким нюхом, пытался купить у братьев Люмьер их технологию с потрохами, но те уперлись. Не растерялся, купил похожую аппаратуру у конкурентов и решил сам пилить фильмы. В конце жизни был разорен лютой конкуренцией в киноиндустрии и внедрением звука, став продавцом игрушек.
- Гарри Пиль — расовый немецкий актёр и режиссёр, главный киногерой 20-х годов в Европе и Этой Стране. Снимался почти исключительно в боевиках, на которые публика валила толпами. Во времена НЭПа был тем же, чем Сталонне и Арни эпохи Горбачёва.
- Мэри Пикфорд (весьма фапабельная даже по современным меркам) и Дуглас Фэрбенкс. Главная парочка Голливуда 20-х.
- Игорь Ильинский. Лучший советский актёр немого кино. В дальнейшем замечательно вписался в звуковое кино (вплоть до того, что многие его реплики ушли в народ: «Хочется рвать и метать», «Ты будешь кричать, я буду отвечать» и т. д.). Немым фильмом 1930 года «Праздник святого Йоргена», где он сыграл одну из главных ролей, и сегодня можно недурно потроллить ПГМнутую публику.
- Владимир Маяковский. Эпичен он, конечно, не киноролями, однако кому таки интересно увидеть его живого, можете посмотреть фильм 1918 года «Барышня и хулиган», где он сыграл главную роль — гопника образца 100-летней давности.
Смотреть в HD
- Андалузский пес (Бунюэль + Сальвадор Дали) — сделан в конце эры немоты (1929 год), но сюрреализм доставляет в таком варианте не меньше чем сам Дали. Шок-контент присутствует (спойлер: разрезание глаза бритвой).
- Весь Чаплин. Ну вы поняли, да.
- Кабинет доктора Калигари (реж. Р Вине) — первый опыт сюрреализма и экспрессионизма в кино, отразивший весь ангст, усталость и шок немцев после ПМВ и в результате послевоенной разрухи. Был первым фильмом, закончившимся на шокирующем и неожиданном сюжетном повороте — (спойлер: ГГ оказался психом, весь фильм - его галлюцинации), ставшим притчей во языцех и породившим миллионы подражателей.
- Носферату, симфония ужаса (Фридрих Мурнау) — экранизация «Дракулы», примечательна тем, что атмосферна и иногда пугающа даже в современности, а также именно здесь был придуман штамп, что вампиров убивает солнечный свет. Знаменит легендой, что Макс Шрек — актёр, игравший вампира графа Орлока — самый настоящий вампир и есть.
- Рождение нации (реж. Д.Гриффит) — присутствуют расовые рыцари из Ку-Клукс-Клана (фрагменты из этого фильма с прикрученым лицом Тома Хенкса используются в Форресте Гампе), линчевание негров и гражданская война в США. Аффтар потом много стыдился возвеличивания Клана и даже снял фильм про нетерпимость, который так и называется. Помогло слабо, а фильм, действительно сделавший для становления кино как искусства крайне много, сейчас показывают стыдливо и с кучей оговорок.
В общем — практически все жанры современного кино вышли из немого кино, даже порнуха. Как нельзя от каменного топора сразу прийти к звездолетам и Интернетам, так и без немого кино не было бы «Аватара» и «Терминатора». Выработанные приемы работы с камерой, монтажом, освещением перекочевали в звуковое кино и дальше по цепочке — в цветное кино, 3D. Некоторые упоротые киноисторики, кинокритики и просто олдфаги до сих пор роняют скупые слезы по усопшей немоте — ведь какое оригинальное направление искусства померло! Всем остальным, разумеется, по барабану.
Галерея
Дуглас Фербенкс и его сраный пес. |
|||
См. также
- Бенни Хилл — дедушка Хилл знал толк в немоте.
- Маски-шоу — использование приемов немого кино на всю катушку.
- Метрополис — немая фонтастега по-германски.
- Гайдай — в погонях и прочих экшн-сценах в своих фильмах невозбранно использовал каноничные приёмы немого кинематографа. Да, в общем-то, мало какой кинорежиссёр комического жанра этими приёмами не пользовался.
Ссылки