Агасфер

Материал из Lurkmore

Перейти к: навигация, поиск
Rav.jpgЕврейское расовое общество
одобряет эту статью. Ам Исраэль Хай!
«

Я тот, кто Творца мира, Господа нашего Иисуса Христа, идущего на казнь, ударил по лицу.

»
— Леймонарьон. Возможный первоисточник
Жид. Куда-то спешит

Агасфер (он же Вечный Жид, Эспера-Диос, Бутадеус, Картафил etc.) (евр. рас. אֲחַשְׁוֵרוֹשׁ или היהודי הנודד) — бессмертный мифический персонаж, являющий собой канонiчный пример скитальца-грешника, забаненного до времён Второго пришествия и обречённого на беспощадное существование лично Иисусом.

Образ сабжа частенько использовался именитыми художниками и поэтами, плюс ко всему, по нему существует целых восемь стареньких и бородатых фильмов различной степени паршивости.

Содержание

Суть

«

...если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? Ты иди за Мною. И пронеслось это слово между братьями, что ученик тот не умрет.

»
— Ев. Иоанн гл. 21, ст. 23. Эти строки некоторые исследователи и богословы пытаются как-то связать с сабжем.

По основной легенде, некий человек нахамил ведомому на казнь Иешуа, поторопив того, чтоб очередь-де на мероприятие не задерживал. Мученик ответил, мол, я-то пойду, а вот ты будешь ждать моего возвращения. По другой версии: Иисус, вконец заебавшись плестись на казнь с крестом на плечах, поинтересовался у ремесленника, мимо чьего дома он проходил, мол, не мог бы он отдохнуть немного, оперевшись на стены дома его. А в ответ услышал, что-то вроде иудейского СХБ. И тогда преисполненный оскорбления Христос изрёк сие проклятье. Вариантов данного разговора существует тоже немало.

Диалог Агасфера и Христа, обычно входящий, с разными вариациями, во все версии: «Иди, чего медлишь?». — «Я могу медлить. Но труднее будет медлить тебе, ожидая Моего прихода»; либо «Иди, на обратном пути отдохнёшь» (подтекст: Ты Сын Божий, так воскресни после распятия и отдохни на обратном пути) — «И ты будешь вечно идти, и не будет тебе ни покоя, ни смерти»; либо «Я пойду, но и ты пойдешь и будешь Меня ждать».

Вообще, если разобраться подробнее, становится неясно, что же в оригинале имело место быть на самом деле. По некоторым версиям, грубый жидяра не просто нахамил б-гу: по одним данным он толкнул его, сопроводив сие б-гоприступное действие сквернословием, по другим — прописал ему по лицу.

С тех пор Агасфер обречён был бродить по миру, рассказывая всем о том, что этот их Иисус не лыком шит. После обретения бессмертия якобы уверовал и постоянно просит Б-га о прощении, а в поздних вариантах легенды, внезапно стал заключённым в подземельях, топчащимся вокруг какого-то столпа и постоянно какбэ вопрошающим у мимокрокодилов «Идет ли уже человек с крестом?».

В мире частенько поговаривали о том, что лично встречали старика, рассказывающего о своей бородатости, той ещё жизни в Иерусалиме и проклятии Христовом. Некоторые даже утверждали, что он владел какими-то колдунствами и вершил чудеса, являясь почтительным мудрецом. Есть также инфа, гласящая о том, что в Италии пытались вздернуть жида, но удавки не выдерживали, а стандартное заключение в темницу вообще не работало — заключенный просто-напросто бесследно исчезал. В Германии же взбунтовавшееся быдло неоднократно разносило жидовские кварталы под предлогом поисков скрывающегося в них про́кля́того еврея.

Разбор полётов

«

Для многих Вечный Жид — символ человечества, обреченного шагать по пути прогресса до скончания мира. Некоторые видят в Агасфере аллегорическое изображение судьбы еврейского народа, изгнанного из своего отечества, блуждающего по свету и, несмотря на все передряги, имеющего полный кошелек.

»
Отсюда

Вечный Жид — персонаж сугубо мифический, и даже не потому что библия — набор хитросплетённых еврейских сказок, нет. Дело в том, что в евангелиях он вообще отсутствует, а следовательно, в то время не жил и придуман исключительно в поучительных целях, а по некоторым версиям и для того, чтобы пофиксить некоторые баги в пророчествах. Доподлинно неизвестно, родился ли он от чьего-то пера или же его легенда блуждала из уст в уста, но ясно одно: Агасфер — исключительно легендарный персонаж Средневековья, засветившийся в великом множестве литературной макулатуры.

В Библии довольно много мест, недвусмысленно указывающих на богоизбранность евреев, несмотря на все их косяки. И в то же время, еретическое поведение жидов, если и принимающих христианство, то из-под палки, вызывало у средневекового обывателя когнитивный диссонанс. Образ Спасителя со спасающимися не увязывался никак, посему мог зародиться эдакий расплачивающийся и раскаивающийся типаж. Но скорее всего данная легенда иллюстрирует божественную обидчивость и мстительность, немногим отличающуюся от присущей человеку. Хотя в христианстве и говорится о том, что за грехи всем нам воздастся после жизни, Агасфер всё же прикурил, поэтому его можно смело считать жертвой божественного произвола, обречённого на долгие скитания.

Разумеется, мифы о нём различны и зависят от местоположения, но Вечный Жид являет собой типичного грешника, в прошлом хулящего на христианского боженьку, но ныне раскаявшегося и ожидающего Второго пришествия и освобождения, которые может дать лишь Иисус наш Христос. Что ещё примечательно, так это то, что объект не во всех сказаниях представал жидом, от чего и имеет много имён, символизирующих что-нибудь из причастного к легенде. И вообще сей персонаж стал «Вечным Жидом» много позже. Лягушатники, например, именовали его Исааком Лакедемом, а макаронники Ударившим Бога. Где-то он был волшебником, где-то ремесленником, а где-то привратником.

Предтечи

«

И вообще, хорошему еврею везде плохо.

»

Разновидностей сабжа существует хуева куча, это видно хотя бы по количеству имён жида, но существовали и существуют другие последовательно и параллельно переплетающиеся с главной идеей легенды и прообразы.

Некоторые считают, что прообразом могли служить бессмертные библейские персонажи, такие как Каин-братоубийца или Илия, вознесённый при жизни и пропавший без вести. Но есть мнение, что на зарождение образа могли повлиять и мифы других народностей, олицетворяющие божественную мстительность или проклятие путём лишения смерти. Да, в данном случае именно лишения смерти, а не дарования бессмертия. Сюда также относят (непонятно почему) и древнегреческий миф о Прометее, да и вообще многие другие мифы, так или иначе связанные с богами и бессмертием. Одна жрица Аполлона, например, при встрече с любимым божеством просто зачерпнула горсть песка и попросила столько лет жизни, сколько песчинок в горсти. Аполлон выполнил всё в точности, вот только молодости не прибавил, а старость жрицы в итоге растянулась на неопределённое время.
Якобы у буддистов есть практически неотличимый аналог ситуации с Агасфером — история человека по имени Пиндол, в адрес которого лично Будда изрёк: «Пока существует мой закон, ты не попадешь в нирвану». Но это в общем типичная ересь, бытующая в статьях об Агасфере.

Moar

«

— Ну и везёт же вам! Боже мой… да теперь… Теперь вы сто лет жить будете! — Да, а почему не вечно? Как Вечный Жид?

»
Сталкер Тарковского
b
В немецком кинематографе. Кстати, в России этот фильм внесён в список экстремистских материалов.
  • По версии Ильфа и Петрова жид не такой уж и бессмертный, и он таки пал жертвой антисемитизма в первой половине двадцатого века.

— Жид? — Жид, — ответил старик. — Ну, пойдем, — пригласил человек с лампасами. И повел его к куренному атаману. — Жида поймали, — доложил он, подталкивая старика коленом. — Жид? — спросил атаман с веселым удивлением. — Жид, — ответил скиталец. — А вот поставьте его к стенке, — ласково сказал куренной. — Но ведь я же Вечный! — закричал старик. Две тысячи лет он нетерпеливо ждал смерти, а сейчас вдруг ему очень захотелось жить. — Молчи, жидовская морда! — радостно закричал чубатый атаман. — Рубай его, хлопцы — молодцы! И Вечного странника не стало. — Вот и все, — заключил Остап.

Конец истории Бендера
  • По версии Гэбни он подвергся самобичеванию из-за чувства вины перед российским народом.
  • По версии РПЦ МП и примкнувших околоисториков, Агасфер — бомж и лузер.
  • По версии Стругацких — бывший гопник Иоанн (впоследствии — Иоанн Богослов), ставший апостолом. В ночь «предательства» от отчаянья бросил Иисуса, снова начал грабить, из мести прибил настоящего Агасфера и за это получил наказание бессмертием.
  • У Жуковского есть поэма, названная «Странствующий жид».
  • В Альпах верят, что Агасфер — реальный человек, а встреча с ним считается несчастливым знамением, несущим кучу проблем. Вера в его реальное существование настолько крепка, что у еврея в возрасте, незнакомого местным, есть большой риск быть принятым за сабжа.
  • Биологи поэтично сравнивают с сабжем акул: лишённые плавательного пузыря и жаберных крышек, они должны постоянно плавать, чтобы оставаться в толще воды и нормально дышать.
  • В кошеле Вечного Жида лежит что-то вроде православного неразменного пятака, благодаря чему кошелёк никогда не пустеет. Отсюда некоторые делают выводы, что сабж иллюстрирует весь жидовский народ, коему суждено безвременно скитаться по миру, но при этом не оставаться без копейки в кармане.
  • После распространения сего мифа имя Агасфер вышло из оборота. Впрочем, оно и так особо не было распространено.
  • По ещё одной из версий (малоизвестной) сабжем является сам Иуда, пытавшийся после своего унылого предательства повеситься на осине при помощи оторванной от подола хитона полоске материи. Фейл, постигший предателя в этом начинании, был настолько велик, что затянувшаяся удавка перестала сниматься с шеи, а сам Иуда был обречён вечно скитаться по земле без права умереть до второго пришествия Христа, который, простив его, даст умереть.

Иллюстрации


См. также