Великий Dракон

Материал из Lurkmore

(Перенаправлено с Великий Дракон)
Перейти к: навигация, поиск
Wrar64.pngA long time ago, in a galaxy far, far away...
События и явления, описанные в этой статье, были давно, и помнит о них разве что пара-другая олдфагов. Но Анонимус не забывает!
Обложка: арт штатного художника + иероглифы как дaнь виабу.

Великий Dракон (Great Dragon, ВD) — старейший в России журнал о консольных играх и аниме. «Мурзилка» для двадцатилетних. Энциклопедия по темам «8-bit» и «mad skillz». Идеальный образец «дохлого героя» среди печатных изданий. Годы жизни — 1993—2004. Главный редактор — Валерий Поляков (сейчас работает заместителем главреда научно-популярного журнала "Техника - молодежи", чудом выжившего после 91-го года и уже не того, как прежде).

Первое время назывался «Видео-Асс: Dendy» и был рекламным буклетом соответствующей пиратской конторы, но вскоре стал независимым и полностью перешел в распоряжение графоманов-энтузиастов. Именно в «ВD» зародились многие клише, перекочевавшие в «Страну Игр» и другие издания — например, знаменитый «словарь игрожура», который используют до сих пор.

Многие неофиты совершают непростительную ошибку, путая сабж с изданием «Dendy: Новая Реальность» — тем самым, что с психоделическим оформлением. Нет, это — разные журналы, которыми занимались разные люди.

Содержание

Суть

Еще один образец фирменного стиля (обзор игры Super Mario All-Stars).

Графомания, фактические ошибки, кустарный mad skillz, косноязычие, убогие детские рисунки и еще раз фактические ошибки. Главное, что нужно помнить — вне контекста журнал воспринимается иначе! Он люто доставлял в 90х, однако нынешний читатель придет в ужас даже от лучших текстов. Это нормально, просто сейчас другое время. Издание появилось в 1993 году, когда консоли были еще в новинку, а многие только-только открыли для себя игры. Даже китайская халтура казалась Чудом и дверью в Сказку. Это повлекло формирование наивно-восторженного стиля, который до последнего номера оставался «визитной карточкой» сабжа.

«Особое» отношение к играм породило и другую отличительную черту. Читатели не успели наесться жанровыми клише, любая игра в яркой обложке вызывала неподдельное любопытство. В итоге, больше всего их интересовали… сюжеты. Особенно тех, кто вообще не имел возможности сыграть в описываемые игры. Львиная часть статей представляла собой спойлеры разной художественной ценности, для приличия замаскированные под прохождения. Однако, и это не воспринималось как дикость. В частности, знаменитый пересказ Final Fantasy VII многим открыл мир японских ролевых игр, и олдфаги с благодарностью его вспоминают.

Игры тогда не делились на «новые» и «старые» — никто не знал, что будет в очередной партии пиратских дисков и картриджей. Китайские друзья могли спиздить последние хиты, а могли и древние раритеты, в свое время ускользнувшие от их взгляда. Так что, «ВD» писал не о новых, а о хороших играх (бывало, конечно, что обозревалось откровенное говно, к примеру, сеговский Time Killers, но были описаны причины, по которым в тгру все же стоило поиграть) . Выпуск мог полностью состоять из старья — качественного, заслуживающего упоминания. Алсо, всегда находилось место для 8-ми и 16-битных консолей. Изначально их не захотели бросать по причине повального нищебродства и присутствия оных у ЦА. Потом ретро-гейминг вошел в моду, и это сделалось «фичей». Правда, до повального увлечения «восьмибитной сценой» издание так и не дожило.

Ну и самое главное. Он жил за счет нескончаемого «конкурса» — каждый мог прислать текст и увидеть его в журнале. Автор-анонимус заявляет, что писем этих к концу недели скапливалось несколько увесистых мешков, читались естественно только верхние. Опубликоваться в «Dраконе» было заветной мечтой всех геймеров того времени. Из таких ребят и сформировался постоянный авторский коллектив. Иными словами, журнал писался школьниками для школьников, со всеми вытекающими недостатками вроде вопиющего непрофессионализма. И в этом — вы не поверите! — не было ничего плохого. Тогда, кроме детей, почти никто к игровым приставкам не подходил[1], так что другой целевой аудитории просто не существовало. А ребята доставляли сами себе, превратив журнал в маленький виртуальный рай, персональную Страну Эльфов. И некоторые из них — например, известный всем Купер — продолжили карьеру в других изданиях. К тому же, дилетантизм давал моральное право экспериментировать над стилем, не боясь фейла. Многие авторы рассматривали игрожурналистику как искусство, старались писать «художественно», пытались передать эмоции, возникающие в процессе игры.

Именно поэтому «ВD» сейчас выглядит более чем наивно. Он прославился именно тем, за что в другое время и в другом месте принято выгонять на мороз. Однако, в этом и его плюсы. А еще — причина закрытия. Старой публике нравился «неповторимый стиль», и она гневно реагировала на попытки что-то менять, в то время как новая требовала «сухие» обзоры новинок. Журнал не смог разорваться и стал героем. Возможно, это не так уж и плохо — по крайней мере, сейчас его воспринимают как нечто мифическое, документ ушедшей эпохи. Вовремя уйти — тоже искусство.

Одним из весомых плюсов Дракона являлась более-менее достоверная информация: не было пиздежа, которым так грешили всякие "1000 игр Sega", и прочие книжки с секретами, за что журнал и был ценим тогдашними школьниками.

Команда авторов

Тот самый забор с Егором Летовым!
Задрочился на отличненько!
(а игру зовут «Clash at Demonhead»)
Редакционный девайс, позволяющий копировать игры от Sega Genesis на дискеты (плюс сама консоль с неубиваемым джойстиком).

Некоторые утверждают, что под конец журнал стал уже не тем и задохнулся от графомании. Как и в других подобных случаях, это не совсем так — уровень (по крайней мере, соотношение относительно годных авторов и конченных ламеров — например, на смену Ханте и Куперу пришли cg и Tomba) остался прежним, но оказался ВНЕЗАПНО низким на фоне конкурентов. Как и везде, редакционная жизнь была мирной не всегда — балерины не какают только в сказках, ЕВПОЧЯ. Но не станем же опошлять порнографией символ волшебного детства. Так что, здесь просто перечислены постоянные авторы — по возможности, в алфавитном порядке.

Алсо, многие авторы «раннего созыва» (даже Купер и Ханта, даже таинственный РБШ-17м) были однокашниками, а именно — учились в старших классах школы № 887, что в Москве, р-не Кунцево.

  • Andy Jr., Fire Fox (задолго до одноименного браузера), Wind Elf — авторы «позднего созыва». Были ориентированы на ретро-игры, когда те официально стали «ретро». Отличались «художественным» подходом и особой, уличной страстью к приставочной классике.
  • Big Boss, Владимир Суслов, Просто Серега (aka Сергей Спирин) — певцы шестнадцатибитной эры. Писали о «продвинутых» по тем временам играх для SNES и Sega Genesis. А Big Boss нынче — почти подполковник МВД.
  • Black Warrior, Molotov, Raptor (Дмитрий Павлов) — авторы поздней эпохи, писали преимущественно о ретро-играх. Потом создали неоффициальное™ продолжение журнала в сети.
  • cg (Артем Шорохов) — ответственный за файтинги после ухода Купера. Писал эмоционально и «художественно», чем вытягивал последние номера. Продолжил карьеру в «Стране Игр».
  • C.J.C. (Александр Лапшев) — писал про разные жанры и разные консоли. Отличился прохожденим FFIX, которое впихнул в один номер. Еще засветился в Official PlayStation, где практически полностью подсел на полные прохождения больших, нудных и длинных игр.
  • Duck Wader (Илья Фабричников) — знаток «Звездных Войн». В свое время написал подробный обзор стаффа по его любимой вселенной — не только видеоигр, но также книг и настольных RPG (это в 1996-м, когда в России многие вообще не знали, что такое «настольная ролевая игра»). Побывал в Японии на Tokyo Game Show, о чем написал даже большой обзор.
  • Eler Cant (Александр Казанцев) — доставлял прохождениями очень сложных игр для восьми- и шестнадцатибитных консолей. Флагман первой волны задротов-хардкорщиков. К тому же, родоначальник «художественных» солюшенов-спойлеров. В среде авторов был славен тем, что _записывал_ в тетрадку мелким убористым почерком все, что происходило в игре. То есть не прохождение в привычном смысле. Нет-нет-нет. Абсолютно все. Он полностью конспектировал все игры, в которые играл.
  • Great Dragon — анонимус, писавший о восьмибитных играх, где есть бесконечные «продолжения» или система паролей. Был даже конкурс — требовалось угадать, кто из команды скрывается за этим псевдонимом. Никто не смог[2].
  • Lina Inverse — член московского клуба «Anime in Russia», один из участников эпохального ТВ-репортажа, после которого вошло в обиход слово «японофил». С одной стороны, его статьи обладали познавательной ценностью, ибо рассказывали о раритетных японских играх. С другой — читабельность оных была не слишком высокой, что ярко выделяло этого автора даже в контексте этого, априори непрофессионального издания.
  • Lord Hanta (Алексей Пожарский) — человек, сражавшийся с Купером за читательскую любовь. В первую очередь, отличился прохождением пересказом Final Fantasy VII — наверное, самой известной статьей за всю историю журнала. Те, кому обладание Playstation так и не светило, перечитывали этот текст снова и снова, представляя, что сами проходят этот шедевр. Также положил начало рубрике «Мир аниме» (тогда она называлась «Лучшее из мира Japanimation»), которую позже стал вести Купер. Обладатель хитрющей улыбки и огромных линз. Был замечен в 2005 году на сходке старых авторов в растаманском имидже.
  • Mac Fank — автор позднего периода. Некоторые обвиняли его в излишней «сухости» материалов, но что удивительно — когда он перешел в «Страну Игр» с более высокими гонорарами, вся сухость также куда-то улетучилась.
  • Omega — главное небыдло в авторском коллективе. Большой романтик, поэтому писал об играх с особым, трепетным обожанием.
  • Polymorph Sauronovich — эпический хардкорщик, проходивший jRPG на лунном — в середине 90х, без помощи интернетов! Алсо, анимешник и ролевик — в общем, на годы вперед предвосхитил моду.
  • Tomba (Степан Чечулин) — заместитель главного редактора. Также выходец из читателей. Интересен тем, что учился в духовной семинарии на попа. Замечен в Игромании. Алсо на Стопгейме.
  • Wren (Константин Говорун) — собственной персоной. Как ни странно, просто писал качественные статьи, анализируя новейшие по тем временам игры.
  • Агент Купер (Валерий Корнеев) — начинал он именно здесь. Пропихнул в журнал пару шуточек «ниже пояса» и — ВНЕЗАПНО — фотожабу с Егором Летовым (и это в 1996-м, когда тот состоял в НБП и считался «запрещенным фошыстом», epic win). А вообще, был главным ответственным за файтинги. Главный популяризатор аниме и серии Mortal Kombat.
  • Лев под вязом — еще один виртуальный персонаж, лев-книголюб. Смотрел на игры как на искусство, сравнивая их с литературой.
  • Нави Кичто (Иван Отчик) — простой романтик и художник.
  • РБШ-17м — «робот боевой шагающий», персонаж — старый, выброшенный на свалку робот, аж в 1996-м году писавший на тему «игры уже не те».
  • Роман Еремин — знаток всех игр про Соника, автор идеи музыкального «хит-парада». А еще, с ним был связан конкурс — якобы его картридж упал в яму, и читателей просили изобрести способ его достать. Победил комикс, подписанный неким «ERS Universal» — есть основания предполагать, что это был дебют его тезки и почти однофамильца, Романа Ерохина.
  • Роман Ерохин — художник, дизайнер и скандальная личность. Это с ним связаны холивары, о которых здесь лучше не писать. Алсо, автор канонiчнаго образа Великого Дракона.
  • Сен-сей Макс (Макс Алаев) — художник и автор. Запомнился тем, что ВНЕЗАПНО продолжил комикс Агента Купера про Мортал Комбат epic win, после чего и влился в команду. Писал и рисовал мало, но с душой. В течение почти двух лет, после того как перестал появляться в журнале, все еще числился в авторах.
  • Сергеич АЭС aka Alex MAN — стиль «Даниил Хармс пересказывает лирушечку пьяной херки». Много прилагательных, оборотов и многоточий не делали его тексты слишком читабельными, с другой стороны — это по-своему доставляло.

Нестандартные рубрики

Репортаж с первого аниме-фестиваля в Петербурге.
«Фонтан фантазий» предлагает игру, надолго опередившую свое время.
Не зря «Фонтан фантазий» находился вплотную со «Сделай сам».

В журнале было несколько нестандартных рубрик.

  • Мир аниме

О да! «Великий Dракон» стал первым журналом, обозревающим аниме. Собственно, он и поведал о существовании оного всему СНГ. Изначально рубрика писалась по халтурной англоязычной лицензии, что способствовало фактическим ошибкам — например, хентай Urotsukidodji посоветовали смотреть детям и сказали, что «эротики там немного». Просто рецензировалась европейская версия, где вырезали весь секс, оставив только сюжет. Румико Такахаси однажды назвали мужиком. Тем не менее, альтернативы не было. Рубрика сообщала не только о лучших сериалах, но и об анимешных мероприятиях. В частности, там описали первые аниме-фестивали — как воронежский, так и петербургский.

  • Фонтан фантазий

Огромный потенциал при слабой реализации. Читатели занимались изобретением игр. Некоторые идеи опередили время. Например, концепция о злодее и его логове предвосхитила Dungeon Keeper и Tecmo’s Deception. А один из авторов журнала придумал игру о говнаре, который идет к успеху путем задрачивания песен, и через много лет появилась Guitar Hero. Кстати, с этой статьей была связана небольшая драма — штатным игрожурам почему-то не разрешали писать в рубрику, и он укрылся за псевдонимом «Евгений Рукавишников». Об этом бы никто не узнал, но так случилось, что он выиграл — то есть, кто-то из читателей остался без приза. Что за анальная кара была уготовлена бедняге, история умалчивает.

Возможно, при наличии грамотных, штатных «креативщиков» и красивого арта (впрочем, он и так часто сопровождал рубрику), это была бы вполне эпическая затея. Но никто в упор не видел потенциала, так что длительное время она влачилась чисто «для галочки».

  • Нестандартные хит-парады

Наряду с хит-парадом обычным, составленным по результатам торговоли на разных пиратских точках, был еще хит-парад музыкальный. Консоли смешали в единый рейтинг, а так как моды на восьмибитную музыку еще не было, «пищалки» (как их воспринимали тогда) с маломощных платформ имели ничтожно малые шансы. Впрочем, были приятные исключения — допустим, тема ледяного этапа из Sonic 3 лидировала неоднократно. Еще один минус этого хит-парада — публика судила по самым распространенным играм. Например, какими хорошими ни были темы из серии Megaman, пираты ее не жаловали, а значит ползти игре в аутсайдерах, не смотря даже на то, что редкая зарубежная команда откажет себе в удовольствии исполнить кавер на эти вещи.

Помимо музыкального хит-парада был также хит-парад геров игр. Там, ясное дело, побеждали самые «меметичные» герои — например, бисенены из JRPG.

  • Сделай сам

Мало кто помнит, но в первых номерах публику обучали быдлогодингу. Для этого даже был создан виртуальный персонаж — ЗЯ, то есть Зеленая Ящерица. Рубрика не нашла ответа и быстро отправилась на свалку истории, а зря — ведь именно она могла притянуть толстых и умных бородатых дядек, которых так не хватало и среди публики, и среди сотрудников редакции.

  • Забор

Здесь обычно царил хаос — можно было встретить ламеризмы из читательских писем, безумные картинки и фотожабы. То Егор Летов как боец игры Mortal Kombat, то перегревшийся Райден на батарейках, то цитатник прохожих, впервые увидавших человека с Геймбоем. К чести сказать, эта рубрика всегда была относительно доброй и не слишком издевалась над юными читателями, в отличие от аналогичной в журнале «Dendy: Новая Реальность», чей цитатник давно гуляет по интернетам (но это — совсем другая история).

Цугундеры

Статья о пиратском Сонике не без упоминания Хо Сунг Пака.
  • Хо Сунг Пак

Выдуманный персонаж[3] — «приставочный» пират из Китая с корейским именем, клепающий самопальные игры. Истории о нем разбавляли почти все статьи о «неофициальных» релизах.

  • Щыго

Не стоит недооценивать интернет-представительство журнала. В частности, один из авторов нашел там… жену. Epic Win! Еще с ним было связано несколько значимых, но слишком унылых срачей, чтобы упоминать их здесь. На форуме же велась онлайновая игра «Щыго», переезжая вслед за сайтом с одного адреса на другой. О ней даже хотели написать в одном из выпусков «Фонтана Фантазий», но не сложилось. Действие происходило в Кхаосреалме — иной реальности с другими законами физики и логики. Понятно, что в таком месте должны жить очень трансцендентные личности:

  • Энергозвери — нанотехнологические животные. Самое популярное из них — боботуха.
  • Шубин — «главный и единственный источник ШУБЫ». Толстяк с низким голосом, очень сильный и опасный. На врагов насылает шубы.
  • Видясов — «главный и единственный источник ВИДЯСОВЩИНЫ в Кхаосреалме». Выглядит как мужик в белой грязной рубашке с короткими рукавами, в загаженных светлых штанах с дыркой на заднице и драных ботинках.

Подробнее см. Копипаста:ЩЫГО.

Альтернативное мнение

А ведь ЭТО — относительно поздний номер. Еще есть вопросы, почему журнал закрыли?

Не будь здесь грязелечебницы, это бы не было Луркоморьем, would it?

В середине 90х консолефагам жилось сладко, а писишникам — не очень. Пиратская фирма «Steepler», ответственная за распространение консолей, изрядно надоедала форсом своей продукции. Помимо всего, в рекламе говорилось, что персональные компьютеры — это вчерашний день, что неиллюзорно выводило тех, кто уже тогда был с ними знаком и проходил, к примеру, серьезные RPG. Так что, волна рекламы породила не только первых приставкофилов, но и первых приставкохейтеров.

Увы, сабж был замешан в этой порнографии по самые уши. Как и остальные пиар-орудия — например, ТВ-передача с Супоневым, где «показать игру» значило «показать первые 30 секунд вступительного ролика игры» (особенно позабавило, как ведущий перепутал Дарта Вейдера с Робокопом) — он страдал вопиющим ламеризмом. Фактические ошибки, убогие рисунки и приторный слог, похожий на речь торгашки, нахваливающей на базаре свои товары. Алсо, сами авторы статей зачастую на ходу сочиняли сюжет игр или перевирали некоторые детали. Будем честны — школьникам журнал нравился лишь самим фактом, что там писали об играх. Конечно, в «средней» и «поздней» версиях журнала были вполне себе неплохие авторы — Lord Hanta, cg и т. п. Но все портила какая-то мелочь — незамеченная фактическая ошибка, языковой ляп или уродливый детский рисунок, из-за которого издание даже стыдно открыть в метро. Кстати, зачем вообще публиковали последние? А разгадка одна — политический курс, изначально рассчитаный на поощрение ламерства. Не будь его, журнал мог стать значительно лучше.

Последней каплей стало появление рубрик об аниме. Многие читатели, с присущими их возрасту максимализмом и впечатлительностью, слишком серьезно отнеслись к открывшемуся для них «жанру мультиков». Стали публиковаться статьи и письма, где открыто говорилось, что кто не любит аниме — быдло. В общем, благодаря журналу, появились не только приставкохейтеры, но и первые отечественные анимехейтеры.

Со временем школьники вырастали, а сам журнал — нет. Медленно и неотвратимо приходило осознание, что твой некогда любимый журнал — постыдное убожество для детей младшего школьного возраста.

Ссылки

См. также

Примечания

  1. Редкое исключение: в одном из самых ранних номеров было письмо читателя который для своих дочек (в деталях могу ошибаться) смастерил имитатор руля с педалями и они там во что-то играли на нём, при чём он сам никак не меньше дочек.
  2. Вообще-то, редакция признавалась, что Великого уже угадали путем научного тыка, но виду они не подали.
  3. А еще, так звали актёра, «игравшего» роли Лю Кенга и Шан Цунга в первой части МК.


ИгрожурПечатные (Game.exeMegaGameВеликий DраконВиртуальные радостиСтрана игрИгроманияКсакепЛКИНавигатор) • Онлайновые (Playground.ruStopGame.ruZero PunctuationАг.ру) • Let's playОт винта
TemplateGamesBottom.png