Синтоизм

Материал из Lurkmore

(Перенаправлено с Ками)
Перейти к: навигация, поиск

Синтоизм (moon. 神道) — расово японская этническая религия и по совместительству моральный кодекс японцев. Непосредственно в стране восходящего солнца исповедуется чуть менее чем всеми нихонцами, наравне с различными течениями буддизма (амидизм, более мелкие школы, на есть поцтреотический нитирэн и любимый гайдзинами дзен). Является несбыточной мечтой многих виабу.

Не путать с сионизмом и синтоном! Ввиду нераспространённости термина в рунете гугл нередко меняет его на «иудаизм».

Содержание

История

Полную историю синтоизма не знают даже сами японцы. Причина сего в просранных учебниках истории том, что истоки этой религии лежат в далёкой седой древности. Зародилась она ещё в каменном веке в виде поклонения духам и исполнения различных ритуалов. В то время как во всём остальном мире реликтовые религиозные культы уже давно были заменены более б-гоугодными, в Японии в силу её изоляции древние верования развились в то, что мы видим сейчас. Исходя из этого, сами японцы считают, что их религия самая древняя на Земле из ныне существующих (ибо носителей древнеегипетских/шумерских и т. п. ужо не осталось), а ПГМ-нутые гайдзины едко добавляют, что ещё и самая отсталая. Срач не утихает и по сей день. Впрочем, истина как всегда где-то посередине: за прошедшие тысячелетия синтоизм эволюционировал настолько, что изменились, пожалуй, все его компоненты. Японские исследователи говорят о значительных изменениях даже за последние лет сорок.

Особенности

Главная особенность синтоизма — наличие туевой хучи богов. Точное число их не поддаётся исчислению, потому как рядовой синтоист считает, что персональный бог есть у каждой травинки, песчинки, тычинки и кустика. Формально считается, что их 8 миллионов, но по понятиям синтоизма — скорее бесконечность. Именно это и делает его самой политеистической религией мира наряду с индуизмом. Другая примечательная деталь — исключительный национализм, по сравнению с которым меркнут даже речи известного австрийского писателя, художника и архитектора первой половины ХХ века, ибо синтоизм постулирует превосходство и исключительность японской нации, в силу чего японец, придерживающийся синтоизма, смотрит на представителей других национальностей как на говно. При этом в японском пантеоне over дофига богов, надерганных из других религий. Взять хоть Семь богов счастья, среди которых ровно один японец, да и у того национальность под вопросом. Что в свое время доставляло немало батхерта японским патриотам. Ещё одной чертой синтоизма является то, что чуть реже, чем каждый его последователь является ещё и буддистом, но об этом ниже.

Отношение виабу

И даже педивикия

Синтоизм для многих виабнутых людишек — та ещё священная корова. Анимуёбы и просто люди с зашкаливающим ксенопатриотизмом восхищаются нестрогостью догматов (для рядового синтоиста достаточно пару раз в год посещать святилище и пару раз в день исполнять простейшие ритуалы) и вспыхивают священной ненавистью при любой критике их любимой религии. Однако большинство из них про плод своей мечты не знает примерно нихуя. Прочесть немногие переведённые книги им мешает врождённая лень.

Принять синтоизм

Многие профессиональные виабу видят верхом своей японутости принятие синтоизма, а некоторые даже открыто считают себя таковыми. Однако есть весомая и немногим известная причина для разочарования оных. Сама религия почти полностью состоит из культа предков, причём не абы каких, а именно японских. Иначе говоря, японец-синтоист поклоняется в том числе и богам — духам своих предков. У гайдзина этих духов не может быть по определению — национальность не та. Особенности религии таковы, что принять синтоизм гайдзину невозможно чуть реже чем всегда, хотя исключения бывают. Правда, в последние полвека в своде синтоистских правил наметились изменения, произошедшие во многом под влиянием пиндосов. Обрушив японскую империю, разносчики демократии столкнулись с сильнейшим национализмом со стороны вроде бы покорённого народа. Пошевелив извилинами, они поняли, что причина кроется именно в синтоизме. Поскольку бороться с религией, исповедуемой в сочетании с буддизмом львиной долей населения страны, бессмысленно, они попытались максимально денационализовать её. В СШП было открыто несколько синтоистских святилищ, и среди их посетителей были и широкоглазые, светловолосые гайдзины. В наши дни есть даже парочка священников-иностранцев. Впрочем обольщаться не стоит: один удостоился таковой чести за десятилетия медитаций, второй — за открытие первого в Голландии, и одного из первых в Европе, святилищ (нынче их немногим больше даже по всему миру — в основном в местах скоплений немногочисленных японских диаспор вне Нихона). Иными словами, на всём глобусе найдётся не более пары тысяч гайдзинов-синтоистов.

Синтоизм в этой стране

Несмотря на всё сказанное выше, на територии нынешней Рашки находилось несколько синтоистских святилищ. Все они были на принадлежащих тогда япошкам частях Дальнего Востока, а именно на Курилах и южном Сахалине, за которые сейчас идет нехилая борьба, не перерастающая в войну лишь из-за такой мелочи, как отсутствие у Японии армии. После изгнания с этих территорий япошек все святилища были помножены на ноль усилиями красных комиссаров. Вконтактике есть даже Vk small.pngцелая группа называющих себя русскими синтоистами. Впрочем, синтоистами считают их лишь они сами. Также на территории нанешней Рашки обитает с пару тысчонок этнических нихонцев. Большинство из них исповедуют синтоизм и буддизм.

Пантеон

Идзанаги и Идзанами, тоже синтоистские боги
Аматэрасу собственной персоной

Составить точный пантеон богов синтоизма невозможно в принципе, но главной у них является ВНЕЗАПНО самка, по имени Аматэрасу (moon. 天照). Именно от неё и происходит род японских Ымператоров. Другие синтоистские боги «основали» японские острова. И вообще отношение к богам (ками) у синтоистов весьма своеобразное, ибо, согласно их взглядам, каждый человек после смерти станет ками. Раньше некоторые, в первую очередь император, могли и при жизни. Позднее императора Хирохито заставили выдать справку что он - не бог, а японцы - не высшая раса. Правда есть мнение, что он держал при этом в кармане фигу и оно не считается. Теперь божественность императора - дисциплина специальной олимпиады, а всех прочих живых богов переделали в политкорректные "национальные сокровища". Существует онегдод на тему:

Эксперта спрашивают: — Почему подержанные японские авто надёжней и безопасней новых отечественных? — Всё очевидно. Каждый японец после покупки машины исполняет над ней синтоистский ритуал, дабы у неё появился свой собственный ками, защищающий её. А при продаже обратного ритуала ведь не проводится. Вот синтоистский бог и отправляется в далёкую Россию, продолжая охранять машину уже в наших реалиях.

Однако для обозначения рядовых ками верней использовать слово «дух», поскольку бог, не имеющий даже собственного имени, едва ли обладает б-жественным могуществом. Впрочем, недооценивать силу ками также не стоит. Так, вещь нельзя просто взять и выбросить — её полагается похоронить. В японских легендах есть упоминание о пожаре, уничтожившем Киото за то, что детскую куклу вместо погребального обряда просто бросили в огонь. Злобный дух куклы решил отомстить. Такие дела.

Богов, имеющих своё имя, ненамного больше, чем в некоторых других языческих религиях. Примерный список синтоистких ками можно глянуть на хохломове. Хотя лучше сделать это на нормальном языке.

Стать Богом

Как и в других языческих религиях, можно самому стать богом. Правда, только после смерти. Правда, император удостаивается этой чести уже при жизни (как в своё время римские). Но ему это помогает мало, после ВМВ он служит лишь символом и не имеет никакой реальной власти. В то время как во всех остальных языческих религиях, чтобы стать богом, нужно приложить нехилые усилия (например, совершить двенадцать подвигов), в синтоизме для последующего обожествления нужно лишь:

  1. Родиться Японцем
  2. Жить на этом бренном свете

Уже за эти две заслуги посмертное превращение в ками вам гарантировано. Причём даже первое условие не является железной необходимостью. Так, среди синтоистов СШП одним из богов является Абрам Линкольн.

Национализм

Согласно синтоизму, японцы — избранная нация, причём этого мнения не смогли изменить ни атомный экстерминантус, ни длящаяся по сей день американская оккупация. И даже несмотря на то, что премьер с парламентом назначаются и снимаются пиндосами, Япония считается одной из самых националистических стран мира, в том числе и законодательно. И, утратив внешний суверенитет, они сохранили такой национализм, что наши, да и европейские бонхеды обзавидовались бы. Фактически даже в наши дни гайдзин, обнаруживший себя в стране Нихон, будет чем-то средним между ниггером и макакой. О престижной работе, нормальной зарплате и хотя бы отношении, как к равному, лучше забыть. Впрочем, если гайдзин — азиат и по внешности похож на японца (как вариант, может пойти на операцию и сваять эпикантус, добавив складку: большие глаза у японцев считаются красивыми), то есть шанс натурализоваться (обязательно приняв японские имя и фамилию). Легче всего это получается у корейцев и китайцев, благодаря тому, что первые японцы по сути являлись колонистами из протогосударств упомянутых товарищей в период Яёй. Сами джапы и виабнутые это яростно отрицают, веря, что японский язык ниспослан богами, и всякая материковая шваль тут ни при чём.

Также японцы ассимилировали когда-то считавшихся отдельным народом окинавцев (вплоть до того, что страна имела собственные посольства в Китае и ВНЕЗАПНО в самой Японии) и пытались сделать то же во время оккупации Кореи.

Догматы

Правила и заповеди

Нет! Поскольку синтоизм был, есть и будет народной религией, не имеющей ни основателя, ни проповедников, то, несмотря на многотысячелетнюю историю, не было выработано никаких правил. Даже священные книги вроде «Кодзики», «Нихонги» и просраного ныне «Кудзики» представляют собой не свод заповедей вроде Библии или Корана, а скорее исторический справочник вроде нашего «Слова о полку Игореве». Единственным чётким догматом является то, что нет абсолютно плохих или абсолютно хороших поступков. Понимайте, как хотите.

Синтоизм и перепихон

Самурай Ронин[1] справляет тризну

Отношение к сексу в синтоизме в высшей степени лояльно. В начале «Библии синтоизма» книги Кодзики так и написано:

«И сказал Идзанаги: У меня всё тело как тело, только есть одна выпуклость». «А у меня есть одна вогнутость. А не вставить ли нам одно в другое?» — ответила ему Идзанами.

Даже индуизм с его камасутрами не смог достичь ничего подобного. И после более близкого знакомства с японской культурой — равно как вообще, так и «сплетения ног» в частности — христианские Европа и Пиндостан были в лёгком ахуе. Даже при нынешней европейской раскрепощённости нравов достичь японского уровня пока не удалось. Одновременно синтоизм лоялен к ахтунгам всех сортов и родов. Как может понять анонимус, жанры юри и яой появились не на пустом месте. Так, после ВМВ америкосские миссионеры испытывали лютый butthurt, наблюдая, как во вроде бы покорённой ими стране миллионы японцев губят свои души грехом прелюбодеяния, а также фапанием, шликанием, гомосексуализмом и прочими изъёбствами, но поделать ничего не смогли.

Надо, впрочем, понимать, что множество сексуальных табу имеет довлеющая конфуцианская мораль, а также то, что в силу царящего патриархата сексуальная свобода женского пола крайне ограничена, и половая жизнь привязывается к семейной. Например, ямато-надэсико, традиционный идеал женщины, включает в себя хранение девственности до брака и, естественно, тотальную верность мужу. Так что отсутствие сексуальных табу в религии отнюдь не означает более свободного отношения к сексу в обществе.

Синтоизм и традиции

Синтоизм имеет одно важное преимущество перед авраамическими религиями. Несмотря на довольно консервативное отношение к вопросам традиции и морали, синтоизм не отвергает науку и развитие цивилизации вообще. Конечно, во времена войны Босин нашлись свои фундаменталисты, но японцы это удачно пережили. Суть такова: поскольку синтоизм по существу — почитание предков и обожествление природы, в соответствии с законом развития и обновления природы (тут и без буддизма не обошлось, да), нет ничего плохого в том, чтобы перестроить храм из более новых и хороших материалов или банально приспособить новые технологии во всех аспектах жизни, где это возможно. Именно поэтому нельзя точно сказать, как выглядели пагоды в древности, ибо они были перестроены тучу раз. Подобное мировоззрение, не отвергающее новое, также стало одним из факторов японского экономического чуда, в то время как на Западе популярно мнение, что генная инженерия — это грешновато, ибо человек пытается стать «подобным Богу». Небольшое представление о духе синто можно почерпнуть из следующей цитаты:

В отличие от большинства мировых религий, в которых стараются по возможности сохранять старые ритуальные сооружения в неизменном виде и строить новые в соответствии со старыми канонами, в синтоизме, в соответствии с принципом всеобщего обновления, которое и есть жизнь, существует традиция постоянного обновления храмов. Святилища богов синто регулярно обновляются и перестраиваются, в их архитектуру вносятся изменения. Так, храмы Исэ, ранее бывшие императорскими, реконструируются каждые 20 лет. Поэтому сейчас сложно сказать, какими именно были синтоистские святилища древности, известно лишь, что традиция сооружения таких святилищ появилась не позже VI века.

Педивикия

На сегодняшний день японцы утром совершают синтоистские ритуалы, днём медитируют в буддийском храме, а вечером идут на мессу в католический костёл. С ноября все активно готовятся к Кристмассу, торговые сети анонсируют скидки. Так и говорят: корэва курисумасу таймо!

Духовенство

Синтоистские священники имеют целый ряд уникальных особенностей. Так, для них вполне нормально исповедовать другую религию или не исповедовать никакой, что является абсолютным нонсенсом для любого непосвящённого человека. Мальчики-священнослужители зовутся Каннуси (moon. 神主), а девочки — Мико (moon. 巫女). На протяжении веков каннуси обычно получали свою должность от покойного батьки, но в наши дни для этого необходимо окончить специальный универ. А в течение последних лет 60-ти, под влиянием всеобъемлющего феминизма, в стройных ряды каннуси стали затёсываться и женщины. Алсо, одежда каннуси не имеет никакого религиозного смысла и чаще всего банально косплеит императорскую. Наконец, догматы синтоизма позволят каннуси ебаться и заводить отпрысков.


С мико не всё так просто. Ходят неподтверждённые слухи, что в древности они использовали различные вещества, дабы поддерживать себя в состоянии транса. Впрочем, сим грешили представители почти всех религий. В отличие от каннуси, должность эта никогда не была наследственной, ибо мико запрещалось трахаться под страхом казни через заёб до смерти изгнания из б-гоугодной профессии жриц самой Аматэрасу и перевода в разряд обычных женщин. В наши дни большинство этих правил отошло на второй план, хотя незамужество мико всё равно остаётся обязательным требованием.


Язычество?

Большинство британских учёных не относят современный синтоизм к язычеству, находя этому туеву хучу объяснений, вроде: «они сидят при молитве не так», «они молятся по-другому». А суть тут в том, что, с точки зрения современного западного человека, язычество является необозримо отсталым и диким сабжем, мгновенно вызывающем аналогии с каменным веком или божками племени Тумба-Юмба. Напрашивается, конечно, вопрос о сравнении нравов Древней Греции и ранних Средних веков, но сейчас не об этом. Дабы не обижать японцев, было решено выделить синтоизм в отдельную религию. Впрочем, самим японцам похуй.

Синтоизм и другие религии Японии

Синтоизм и буддизм

Синтоизм зело не любил кровь и тем более трупы. Не в том смысле что убивать грешно, а в том смысле что контакт с кровью и трупами — зашквар, за который в храме забанят. Как следствие, древнее быдло любило послать похороны к Аматэрасу и просто выбросить труп на мороз. Буддизм же стал особым заморским колдунством, которое освобождает от скверны и позволяет закопать покойничка по человечески. Будучи завезен из Кореи, буддизм начал активно смешиваться с синтоизмом. Ками объявлялись защитниками будд и буддийские святилища втыкались прямо внутрь синтоистских (чтоб к защитникам поближе). Потом ками стали считаться буддами, будды ками и срачи свелись к вопросу кто же кого косплеит. Наконец, эту вакханалию забанили на государственном уровне и велели священникам определиться кому они поклоняются. Но как только государственный запрет был снят, синкретический винегрет вернулся обратно. Разумеется, в первые века прихода буддизма были и синтознутые ватники-долбославы, в лице рода Мононобэ, которые объявили священную войну всему иноземному, что привело к маленькой гражданской войне. На стороне буддизма ВНЕЗАПНО выступил Ымперский прынц Сётоку, который отлично понимал, что буддизм отлично подходит на роль общей религии, способной навести марафет в верованиях всех японских племен, бо синтоизм в те века являл собою многие десятки всевозможных верований, менявшихся от местности (напрашивается прямая аналогия с объединением славянских племён при крещении Киевской Руси, но сейчас не об этом). Долбославы проиграли, и синтоизм на добрую тысячу лет стал религией простолюдинов, в отличии от поддерживаемого аристократией буддизма. За эту тысячу лет джапы настолько прониклись обеими религиями, что есть мнение, что чуть реже чем каждый нихонец ощущает себя и буддистом и синтоистом одновременно. На деле это всё не так. Рядовой джап рождается и растёт соответственно догматам синтоизма, благо сабж не только не банит, но и поощряет получение всех естественных и неестественных удовольствий, не устанавливая никаких рамок, а старится, принимает ислам и погребается по буддистским канонам. Алсо, во время Второй Мировой японские буддисты были ярыми антимилитаристами, за что нередко отхватывали пиздюлей от Ымператорского правительства. В современной Японии обе религии прельстиво сосуществуют в радости и ласке.

Синтоизм и сюгэндо

Суровый идол сюгэндо

Гибрид синтоизма с буддизмом и импортным китайским даосизмом. Было достаточно популярно в Японии в течение многих веков, но во время реставрации Мэйдзи было эффектно забанено. Несмотря на это, сюгэндо сохранилось до наших дней, пусть и в реформированном виде.

Синтоизм и христианство

 
япона мать Японская богоматерь

япона мать Японская богоматерь

Дева Мария, таки да

Дева Мария, таки да

Японская богородица с кавайным Христом в руках

Японская богородица с кавайным Христом в руках

А вот с учением Христа у проповедников вышел конкретный облом. Сначала оно завоёвывало популярность в течение XVI века, ибо смерть Христа за своих учеников совпадала с самурайскими понятиями о чести и достоинстве, и какое-то время христианством была поражена аж 1/10 населения. Отстранённому от власти императору было глубоко по барабану, во что верит его народ, и не факт, что он вообще знал об этой новой вере за толстенными стенами казематов своего дворца. Тогдашний букэ но торё Ода Нобунага относился к ним с пониманием, ибо иезуиты активно снабжали его армию огнестрельным оружием более высокого качества, чем произведённые в Японии образцы[2]. На некоторые издержки производства, вроде продажи христианами синтоистов и буддистов в рабство, он смотрел как на несущественную мелочь. Его преемник, Тоётоми Хидэёси, уже не ахал от восторга при виде новообращённых, но относился к распространению влияния этой еврейской секты с пониманием. Хотя иезуиты временами и попадали в опалу, они неизменно легализовывались вновь: всё-таки качественные мушкеты были поважней, нежели забота о вере подданных. Однако впоследствии местные синтонутые ватники (предположительно, в хантэнах, кимоно для холодной погоды, подбитых ватой) — династия Токугава во главе с Иэясу — вырезали и распинали на крестах иноверцев в порядке политики полного анального огораживания страны. Большинство было выпилено, остальные бежали либо были обращены в буддизм, тогдашнюю государственную религию. А немногие выжившие христиане ВНЕЗАПНО стали большими фанатами бодхисатвы Каннон (спойлер: поскольку молиться распятию Христа было слишком палевно, многие перешли на молитвы Святой Деве Марии, замаскированной под буддийскую Авалокитешвару).

Поначалу особые восторги иезуитов вызывало то, что стоило какому-нибудь даймё, соблазнившись мушкетами, принять христианство, как тут же практически весь его клан (за исключением наиболее фанатичных буддистов, которые в знак протеста могли и харакири сделать и в буддийский монастырь уйти) по примеру главы клана шёл принимать крещение. Что давало быстрый рост количества японских христиан. Но вот когда на последних начались гонения, процесс пошёл в обратную сторону.

После поражения Японии в войне и утраты ей независимости америкосы рассчитывали на быструю христианизацию покорённой страны и… потерпели epic fail. Японцы показали неприличный жест всем проповедникам и, за исключением 1% ренегатов, остались при своей вере. Убедившись в бессмысленности своих проповедей, пиндосы вывели своих миссионеров. Хоть число христознутых медленно, да растёт, в наши дни в Японии лишь около 2 миллионов христиан, которые при населении страны в 127 лямов никакой значимости не играют. Даже во многих муслимских странах доля в разы больше. Символизирует, что среди премьер-министров процент христиан намного выше, чем в среднем по стране — из 55 премьеров восемь христиан, в то время как в СШП за всю историю был ровно один непротестантский президент JFK'''' был ВНЕЗАПНО католик).

Также в продолжение темы японского христианства рекомендуется прочитать статью про митрополита Токийского и вся Японии Данииила.

Синтоизм и прочие религии

В силу своей лояльности и пофигизма синтоизм вполне спокойно относится ко всем прочим религиям Японии (хотя тех и менее доли процента каждой). Современный синтоист смело может отмечать все религиозные праздники, смешивая собственные, Рождество, а кое-где даже даже шахсей-вахсей курбан-байрам, не являясь ни христианином ни, тем более, муслимом. Почему? Дык так веселее, да и от лишних праздников, даже не официальных, ещё никто не отказывался. Современный синтоист может быть даже атеистом, но свято исполнять все ритуалы, дабы не разгневать духов предков. Иными словами, никакого анального огораживания от других религий нет в принципе.

Синтоизм и конфуцианство

Микадо — главный священник не только в синтоизме, но и в конфуцианстве. Строго говоря, это не религия, а учение, правда, разницы народ обычно не видит. Как и буддизм, пришло из Китая, но, в отличие от последнего, государственной религией/идеологией никогда не становилось (хотя обязательно изучалось придворными аристократами кугэ и до сих пор входит в обязательную программу обучения принцев), а посему особенно с Японией не ассоциируется. Придворным конфуцианские методы управления были весьма по нраву, но Императору конфуцианская идея «мандата неба», оправдывающая смену династий, абсолютно не импонировала. В итоге конфуцинство было в Императорском Дворе строго для закрытого внутреннего пользования, но отнюдь не для распространения среди народа, чтобы не сеять крамольные мысли о «мандате неба».

Синтоизм в аниме

Мико в аниме

Многие анимешники, прочитав всё вышенаписанное, зададутся логичным вопросом: «а почему тема синтоизма так слабо раскрыта в аниме, и одновременно там сравнительно много (для страны с таким низкой долей христознутого населения) отсылок к христианству?» Причина необычайно проста: вы когда-нибудь видели отечественный фильм, где священник будет бегать с шотганом и мочить чертей (Охлобыстин не в счёт)? А американский? В глазах любого последователя или потомка последователей одной еврейской секты этот юмор будет неуместен. Даже если и найдутся желающие снять кинцо на указанную тему, ХГМ-нутые патриархальные круги общества анально покарают не одобрят сию затею. Для японцев, необычайно уважающих традицию и культ предков, снимать анимешки про синтоизм — значит посягать на нечто сакральное.

Тем не менее, всё вышесказанное касается только аниме про синтоизм. Однако хотя бы небольшие отсылки к обычаям, легендам или обрядам синто есть почти в каждом аниме. Японское фэнтези и ужасы чуть менее чем все основаны на синтоистских легендах.

Галерея


Ссылки

И немного библиографии

Примечания

  1. См. невыбритый лоб и узкие простолюдинские штаны. Самураи, служившие «на дядю», выбривали лоб до темечка и носили широкие плиссированные шаровары хакама.
  2. Японцы овладели огнестрельным оружием как минимум на столетие раньше европейцев, но совершенно не прикладывали усилий для его усовершенствования. Мушкеты европейцев в сравнения с японским огнестрелом были что гауссган в сравнении с самопалом. Даже во второй половине XIX века, когда вовсю шмаляли пулемёты гатлинга, японцы владели лишь фитильными мушкетами, вышедшими из употребления в остальном мире ещё в в середине XVII века.