Стругацкие

Материал из Lurkmore

(Перенаправлено с Борис Стругацкий)
Перейти к: навигация, поиск
Nohate.jpgНЯ!
Эта статья полна любви и обожания.
Возможно, стоит добавить ещё больше?
«

Б.Н.Стругацкий — однофамилец известного писателя А.Н.Стругацкого, писавшего под псевдонимом «братья Стругацкие»

»
Топоров
Типичные советские интеллигенты.

Аркадий и Борис Натановичи Стругацкие (סטרוּגּאַצקִי, АБС, «Стругачи») — два брата-фантаста родом из СССР. Типичные советские интеллигенты, борцы с совком (cм. философский энциклопедический словарь).

Аркадий умер в 1991 году, а Борис его догнал только в 2012, до последнего вздоха рецензируя и воспитывая молодых пейсателей (в рамках своего питерского литературного семинара, из которого ещё в советское время вышла куча как приличных авторов, так и лиц с весьма опухшими гондурасами), издавая журнал новой фантастики «Полдень. XXI век», а также вёл off-line интервью с читателями на rusf.ru. Опосля смерти брата таки сподобился написать две книги соло. Обе пронизаны депрессией и чёрным юмором, иногда служат поводом для холиваров.

Борис был известен высокомерием, порою заставлявшим его вставать в позу морального авторитета со сморщенным носиком (хотя нечасто и обычно по делу).

Что интересно, обоих братьев после смерти, согласно их завещанию, не просто кремировали, но и развеяли их прах с вертолёта над Пулковской обсерваторией, где когда-то работал БНС. А посему некрополисты, некроманты и фанаты АБС, желающие возложить цветочки, будут здорово обломаны, узнав, что могилы как таковой у братьев нет.

Содержание

Чем знамениты

В поте лица…

Написали великое множество великолепнейших книг, мощно распиаренных в этой стране. В той стране пиар не получился, место уже было прочно занято толпой англоязычных классиков — Шекли, Хайнлайн, Бредбери, Азимов, Кларк, Герберт — оставивших в мозгах западных гиков след примерно такой же глубины и формы, как братья — в мозгах советских. С другой стороны, если о ком и слышали наши буржуйские братья, так это о Стругацких, в то время как фамилии Булычёв, Ефремов или Беляев для них — набор букв. Во всяком случае, кое-какие романы переводили на английский, и не раз, и переиздавали — и в Великобритании, и в Штатах — тоже не раз.

АБС ненатужно доставили всем слоям целевой аудитории — у них в багаже и танчики, и рыцари, и смехуёчки с переходом в кухонную антисоветчину, и покорение природы на отдельно взятых планетах в духе бессмысленного и беспощадного соцреализма, и космос высшей пробы, и настоящий сверхъестественный ужас по полной программе, и полная Кафка, и целых три кубометра неистовой интеллигентской рефлексии, и «советский производственный роман», и детектив с загадочными убийствами в стиле Агаты Кристи, и даже виртуальная реальность для опытов над жывтоне.

При этом практически любой опус, исключая разве что самые ранние вещи типа «Страны багровых туч», можно читать прямолинейно, воспринимая только как боевик или только как комедию, а можно легко найти философский или политический второй слой, а если постараться, то и третий, но в этом случае нужно помнить, что анализируя талантливое произведение, можно легко впасть в ересь и возомнить себя Пророком, единственным, кто понял, о чём это на самом деле. Так делать не нужно.

По некоторым из произведений сняты художественные фильмы, созданы радиопостановки и даже сделаны компьютерные игры (многие — зря).

Второстепенный, но небезынтересный факт: в переиздании всего креатива АБСов (серия «Миры братьев Стругацких», издательство АСТ) предисловия писал Переслегин… и они люто доставляют.

Меметичность IRL

«

— Правильно! — воскликнул бородатый. — На Лукоморье его!

»
— Понедельник начинается в субботу

Из произведений АБС в народ ушёл ряд мемов различной популярности (в этом плане особенно отличается эпически винрарный шедевр «Понедельник начинается в субботу», также на отлично доставляют средневековые персонажи ТББ):

  • Массаракш!
  • «А внутре у ней неонка!»
  • «А заметили ли вы, дорогие сэры, какие стоя́т погоды?»
  • «И животноводство!»
  • «Если надзиратель пьет чай — прекратить! Были сигналы: не чай он там пьет.»
  • «Мнэ-э… не советую, молодой человек, не советую… Съедят!»
  • Сладок кус не доедала!
  • «Вам не кажется, что я поглупел?»
  • «Лучевое похмелье»
  • «Белый тезис»
  • «Человек, неудовлетворённый желудочно».
  • «Значить», «Куда брякнуть-та?» «По сусалам», а также «…, нес па?» «Кель ситуасьён!» и прочие французские варваризмы — всё это, значить, нобль вё профессор Выбегалло, мон шер.
  • «Не вижу, почему бы трём благородным донам не <подставить по вкусу что именно сделать>». Фраза крайне вариативна, благородных донов может быть от одного до бесконечности, а действие может быть от «получить пару ударов палкой» до «поработать», и от «выпить» до «выучить наконец этот матан». Вообще в романе определение «благородный дон» используется множество раз, поэтому нужный эффект достигается простой заменой им любого местоимения в любой фразе.
  • «Это очень всё бла-ародно, а вот как там насчет баб?..» Опять же, не менее вариативная конструкция — баб можно невозбранно заменять на любое другое понятие, резко контрастирующее с идущим выше по тексту описанием «бла-ародного», цель — вызвать разрыв шаблона.
  • «Ты, сынок, главное, не сомневайся. Поверь, главное. Раз власти поступают, значит, знают, что делают…»
  • «Они желали странного». У дикарей в «Попытке к бегству» «желать странного» было самым наказуемым преступлением. Авторы, конечно, имели в виду прогрессивный образ мысли, однако пошлые читатели поняли как всегда. Bashorgrufavicon.pngПример использования фразы на башорге. Также фраза широко распространена на ЛОР'е.
  • «Благородный дон поражён в пятку!» Этот момент, кстати, цитирует эльфийская лучница в Warcraft'еге.
  • «Хамьё! Вы же неграмотные, зачем вам подорожная?»
  • «Как вольно дышится в возрожденном Арканаре!» — радостно восклицает благородный дон в ответ на замечание Руматы о стоящей страшной вони.
  • «Можно, я лягу?»
  • «Когда еврейское казачество восстало, в Биробиджане был переворот-переворот, а кто захочет захватить наш Бердичев, тому фурункул вскочит на живот!..» Цитата сабжам не принадлежит, песня реально имела место до них. Впрочем, выведение цитаты в мемы — засчитывается. Кстати, расовые комические песнопевцы «Слобода» обильно вещают песнь о еврейском казачестве с голубых экранов, к примеру, вот.
  • «— Национальность? — Да
  • «Один вот так стоял, дали ему в глаз, больше не стоит, шерсть на носу».
  • «Возле здания стояло несколько квадратных атомокаров и расхаживал голубой полицейский с пистолетом».
  • «— Пить я вам даже не предлагаю, — сказал он и ловко поставил поднос на стол. — Я сразу понял, что вы — русский мальчик. У вас у всех какое-то особенное выражение лица. Не могу сказать, Иван, чтобы оно мне не нравилось, но при виде вас почему-то пропадает жажда. И хочется соревноваться за какое-нибудь звание даже в ущерб заведению».
  • Пять розог без целования за невосторженный образ мыслей!

Есть, впрочем, цитаты и посерьезнее — «Там, где торжествует серость, к власти всегда приходят черные». Актуально, не правда ли? Или:

… надо самому пройти через сумерки морали, увидеть кое-что собственными глазами, как следует опалить собственную шкуру и накопить не один десяток тошных воспоминаний, чтобы понять наконец, и даже не просто понять, а вплавить в мировоззрение эту некогда тривиальнейшую мысль: да, существуют на свете носители разума, которые гораздо, значительно хуже тебя, каким бы ты ни был… И вот только тогда ты обретаешь способность делить на чужих и своих, принимать мгновенные решения в острых ситуациях и научаешься смелости сначала действовать, а потом разбираться.

Вы поняли эту телегу, мои маленькие девиантные друзья? Правильно, не поняли. Потому что эти же братья написали: «человечество будет поделено на две неравные части, причём меньшая из них форсированно и навсегда обгонит бóльшую» и свалит в свой «Небесный град Иерусалим». Кстати говоря, об этом писал ещё незабвенный и вам наверняка известный Ф. М. Достоевский в «Бесах». Видимо, он был знаком с откровением Иоана Богослова из последней части Библии. Который в свою очередь является героем романа Стругацких «Отягощенные злом или сорок лет спустя». Или вот:

Странности… Нет никаких странностей. Есть просто неровности. Внешние проявления непостижимой тектонической деятельности в глубинах человеческой натуры, где разум насмерть бьется с предрассудками, где будущее насмерть бьется с прошлым. А нам обязательно хочется, чтобы все вокруг были гладкие, такие, какими мы их выдумываем в меру нашей жиденькой фантазии… Чтобы можно было описать их в элементарных функциях детских представлений […] Почему человек никак не научится жить просто? Откуда-то из бездонных патриархальных глубин все время ползут тщеславие, самолюбие, уязвленная гордость. И почему-то всегда есть что скрывать. И есть чего стесняться.

Как «ползут» эти самые тщеславие и уязвленная гордость, радостно демонстрирует анонимус на просторах современных интернетов.

А вот ещё прекрасная цитата из Стругацких:

Дурака лелеют, дурака заботливо взращивают, дурака удобряют… Дурак стал нормой, еще немного — и дурак станет идеалом, и доктора философии заведут вокруг него восторженные хороводы. А газеты водят хороводы уже сейчас. Ах, какой ты у нас славный, дурак! Ах, какой ты бодрый и здоровый, дурак! Ах, какой ты оптимистический, дурак, и какой ты, дурак, умный, какое у тебя тонкое чувство юмора, и как ты ловко решаешь кроссворды!.. Ты, главное, только не волнуйся, дурак, все так хорошо, все так отлично, и наука к твоим услугам, дурак, и литература, чтобы тебе было весело, дурак, и ни о чем не надо думать… А всяких там вредно влияющих хулиганов и скептиков мы с тобой, дурак, разнесем (с тобой, да не разнести!).

Педивикия сообщает нам по этому поводу:

Роман «Хищные вещи века» считается в наше время чуть ли не самым актуальным из творчества Стругацких, ибо они угадали основные черты «общества потребления» ещё в середине 60-х годов. Довольно очевидно, что современное западное — а все больше и российское — общество приобретает черты, все более сходные с обществом романа. Читая повесть Стругацких, среди описываемых развлечений мы легко узнаем такие современные реалии, как рэйв («дрожка»), нынешнее увлечение «экстримом» («рыбари»), антиглобалистов и радикалов («интели») и т. д. «Слег» имеет определенное идейное сходство с первитином — делается в домашних условиях из грошовых общедоступных продуктов с использованием их нецелевых возможностей.

w:Хищные_вещи_века

Интересным для тебя, милый друг, будет узнать, что лет десять спустя схожие мысли высказывал американский психоаналитик Эрих Фромм в книге «Иметь или быть» («To Have or to Be?» N-Y 1976).

АБС в творчестве современных пейсателей

Стругацкие оставили нехилый след не только в сердцах фанатов, но и в умах тех, кто решил зашибить немного бабла пейсательством. В результате мы имеем:

  • тему контакта в поздней советской фантастике.
  • «белые от бешенства глаза» в каждом втором произведении рассейской фантастики[1]
  • устойчивую (благодаря Переслегину[ЩИТО?]) мысль про зомбирующие лазеры со спутников как основу статуса-кво на отдельно взятой планете.
  • породивший много срачей двухтомник Лукьяненки про такой плохой полдень. Что интересно, у братцев первоисточником описываемого светлого будущего был коммунизм, а Лукьяненко решил, что светлое будущее должно быть прогнившим, с душком и лагерями. Ну и вообще наебнуться в ближайшей перспективе — просто потому, что так сделал коммунизм. Стоит заметить, что завуалированные копипасты Стругацких встречаются, пожалуй, во всех произведениях пейсателя.
  • «драконий» цикл П. Шумилова с невозбранно скопипизженной у Стругацких вселенной Полудня (что интересно, Шумил не скрывает, а Стругацкий не против).
  • серию S.T.A.L.K.E.R., на которой кормится множество убогих и бездарных писак, охотно общающихся со своими недоразвитыми фанатами и регулярно сливающих в срачах по самым простым вопросам (пруфы стёрты администрацией).
  • хороший, годный фанфик «Змеиное молоко» Успенского в продолжение «Парня из преисподней». Очень душевно рвёт шаблон и истинно алайски расовый получился. (см. ниже)
  • несколько книг серии «Время учеников» (известные авторы Леонид Кудрявцев, Братья Стояловы, Сергей Лукьяненко) фанфиков на тему творчества АБС. Многие из фанфиков — вполне достойные.
  • высерную серию под названием «Обитаемый остров — проект Аркадия и Бориса Стругацких» (видимо, Аркадий Натанович самолично восстал из пепла, чтобы подписать бумаги об учреждении серии). Как и в истории со S.T.A.L.K.E.R.'ом, является убежищем и источником пищи для бездарностей.
  • хороший роман омского педагога Лукьянова «Чёрная пешка», претендующий на гипертекстовость.
  • к роману «За миллиард лет до конца света» Рыбаков написал посредственное продолжение про Малянова в эпоху коммерциализации науки — «Трудно стать богом». Герой уныл чуть больше, чем абсолютно — нищ, потрёпан и импотент. Внезапно он уверяется в богоизбранности — своей и всея Руси, притом беды его все от чрезмерной самоотверженности. В конце повестушки несвежее семейство Маляновых дружно читает Евангелие, ПГМ торжествует. El fin? Как бы не так! К повести Рыбакова в свою очередь пишет фанфик «Богу — богово» не менее известный Васильев. На героев охотятся агенты иностранной разведки, маразм крепчает, а воспитанные на гуманистических идеалах гордого человеческого духа Стругацкие косплеят в гробах миниатюрные БАК.

Исторические срачи

Самый могучий срач имени братьев Стругацких приключился в 1988 году, вызвав неподдельно эпическую драму. В этом году вышла в свет повесть Юрия Медведева «Протей», в которой был произведён феерически мощный наброс говнища на вентилятор.

Наиболее аццкая копипаста выглядела так:

…в дом покойника нагрянула по ложному доносу орава пытливых граждан с соответствующими удостоверениями, перерыли все вверх дном, рукописи постранично перелистали, книги, письма, личные вещи перетрясли, стены миноискателями просветили, даже урну с прахом покойного… Так вот, всю жизнь меня мучило, кто донос настрочил, какую цель преследовал, хотя насчет цели — ясно: после обыска лет десять имя светлое замалчивалось, даже из кроссвордов его вычеркивали. В средневековье на Руси это называлось «мертвой грамотой»… И увидел я тех, кто бред этот выдумал, подтолкнул подлый розыск. Двух увидел, состоящих в родстве. Один худой, желчный, точь-в-точь инквизитор. Изощренный в подлости, даже звездное небо в окуляре телескопа населявший мордобоем галактических масштабов, ненавистью ко всему, что нетленно, гармонично, красиво, вековечно. Другой грузный, с зобом как у индюка, крикун, доносчик, стравливатель всех со всеми, пьяница, представитель племени вселенских бродяг, борзописец, беллетрист, переводчик. При жизни всемирно прославленного гения оба слыли его учениками, случалось учителю их защищать, а после смерти его ни разу не позвонили вдове. Я увидел подноготную подлости, микромолекулярную схему зависти…

«Протей»

Если ты, мой милый девиантный дружок, родился уже после описываемых событий, то мы тебе сейчас всё это объясним простыми словами.

В данной копипасте Юрий Медведев фактически прямым текстом обвинил братков в том, что они написали донос на другого эпического персонажа советской фантастики, писателя Ивана Ефремова[2].

А надо сказать, что Медведев был даже на патологическом фоне позднего совка пейсателем бездарнейшим, поцреотом и фимозником в стадии застарелого бокланопоцтита черепа, — но при этом занимал крайне важный стратегический пост: был главой редакции научной фантастики издательства «Молодая Гвардия». Это означало, что данный кадр контролировал процесс издания практически всей советской фантастики (там, где речь шла о крупных книжных тиражах, само собой, — кого интересуют периферийные журнальчики?). Ещё с 70-х годов Медведев и Стругацкие дико разосрались, вследствие чего принято считать, что Медведев и «молодогвардейцы» всячески тормозили процесс публикации братьев.

И вот, поскольку «так было неможно» и вообще «Ефремов — это святое», а тут этакая предъява кинута людям, которые себя мнили чуть более, чем единственными продолжателями славного дела ефремовского, — срочно началось массовое негодование хомячков из числа фагготов (т. н. фэнов, членов клубов любителей фантастики, КЛФ). Соответственно, ибо перестройка к тому моменту уже грянула, двадцать лет копившееся говно взаимных обид хлынуло широким стремительным потоком, утопив в себе всех и вся, хоть как-то причастных к тусовке советских любителей фантастики. Ибо каждый деятель фэндома, отягощённый тремя прочитанными стругацкими книжками, немедленно возымел желание Высказать Мнение. Но так как перестройка кончилась столь же внезапно, как и началась, оставив после себя совсем новые проблемы в новом времени, вопрос увял.

А Медведев чуть ли не до самой смерти троллил младшенького братца:

Для меня поднятый шум был полной неожиданностью, и сейчас даже я не уловил его смысла до самого конца. Мог ли я предполагать, что вольное сочинение, повесть фантастическая может стать предметом того, чтобы назвать меня… как угодно. Я решительно отвергаю подобные домыслы. Я оставляю право художника на чистый вымысел. Я даже удивлен, что отрывок из «Протея» вызвал у братьев такую бурную реакцию… А разве я кого-то из них назвал астрономом? Ах, вы об «окуляре телескопа»? Скажите, вам приходилось смотреть в окуляр телескопа? А мне приходилось много раз. Вы не заметили, что фраза в глядке телескопа написана, если угодно, не совсем даже по канонам русского языка? У меня есть причина, по которой я сделал именно так, а не иначе…

Современные срачи

«

Стругацкие будут прокляты как создатели того, что они создали, в их политическом, спецслужбистском и ином смысле слова. А в литературном смысле они ничто. И нужно быть хомячиной маткой, чтобы этого не понимать. И в этом есть портрет хомяка, которому что ананасы, что свиной хрящ, что Стругацкие, что Ше… — всё блокбастеры.

»
Кургинян срывает покровы: https://www.youtube.com/watch?v=QvgPWMHuly4#t=548

Фантасты ли Стругацкие

Довольно часто со Стругацких срывают покровы по двум основным направлениям.

1. Социальная фантастика — это такой савецкий междусобойчик, на западе заслуженно неконкурентоспособный — те же самые задачи легко решаются в рамках обычной прозы.

К сожалению, этот наброс не для неподготовленного исследователя — чтобы их развивать, необходимо хорошо ориентироваться в теме, как в советской фантастике, так и в американской[3]. Аудитория для этой темы тоже нужна соответствующая, а такая и отбиваться может грамотно, подняв статьи о социальной фантастике и её значительности на Западе.

Второй вариант аналогичен тому, что творится вокруг дедушки Толкина и доктора Булгакова:

2. Стругацкие не фантасты. Фантастика — низкопробная нелитература и макулатура, а Стругацкие писали боллитру. Звездолёты, пришельцы и роботы им нужны были исключительно затем, чтобы символизировать, а у остальных фантастов они ничего не символизируют.

Опять же затруднён тем, что АБС в начале карьеры понаписали немало соцреалистической ближнеприцельщины, которую из НФ никак не вычеркнешь. Да и основная масса поздних вещей вполне укладывается в рамки жанра, что очевидно всем, знакомым с Брэдбери, Хайнлайном и компанией.

Запасной повод для запуска вентилятора: «Стругацкие — это Лем для быдла». Фаллометрия, кто для матери-фантастики более ценен, может быть очень увлекательной. Проблема в том, что круги поклонников у АБС и Лема во многом пересекаются, так что найти людей с полярными мнениями о них трудновато.

Вдова писателя

«

Есть ли такое говно, под которым еще не подписался Борис Натанович Стругацкий?

»
Livejournal user icon.pngПосле подписи/1079892 БНС петиции в защиту Сванидзе в учебникосраче
Себя как в зеркале я вижу…

Бориса Стругацкого часто ласково величали «вдова писателя». Дело в том, что, по сравнению с сольными книгами Аркадия, самостоятельные книги Бориса выглядят для многих блёкло. Хотя есть мнение, что он просто всю жизнь обсуждал каждую фразу с соавтором и привык писать именно так, плюс процесс теперь накладывается на горькую память о потере брата, да и банальная старость никому ещё таланта не добавляла. Хотя бывали и исключения: Гюго выпустил все основные романы кроме «Собора Парижской Богоматери» после 60, а Кнут Гамсун и Эрнст Юнгер генерировали годноту вплоть до безвременной смерти в 92 и, соответственно, 102 года.

Кроме того, немалая часть поклонников творчества АБС смотрит на эволюцию взглядов, которую а-ля Латынина прошёл Борис, с ужасом и отвращением. То есть растворявшаяся для многих в тандеме личность внезапно развернулась во всю ширь и проявилась махровейшим либерастом. Впрочем, тут кого что больше цепляет, кого безаппеляционность в сочетании с сильным отрывом от реальности, кого косноязычность, кого просто фактические ошибки.

В качестве примера, в одну строчку

Много ли военных мифов в Швейцарии — стране, на протяжении веков поставлявшей всей Европе профессиональных военных, ландскнехтов?

вкрались сразу две фатальные ошибки. Во-первых, военных мифов в Швейцарии дофига — у каждого кантона, у каждого городишки (уж Вильгельм Телль, по идее, должен быть известен самому БС). Во-вторых, ландскнехты были злейшими врагами швейцарцев — «плохая война», выпущенные кишки вместо плена и прочее гуро. Но какая разница, если это служит рукопожатной цели обличения мифотворчества вокруг ВОВ.

Или сделавшее бы честь Купцову:

Я определяю фашизм (немецкий фашизм, нацизм) по-другому: это диктатура националистов.

Но главные дебаты идут таки вокруг выяснения роли БНС в АБС, грубо говоря:

  • БНС был полноценным соавтором
  • БНС дрянь и бездарь и без АНС писать был бы не способен

Всё, тушите люстры, выносите книги, сейчас начнётся интеллектуальный разговор, плавно переходящий в плевки и пощёчины.

Вообще, представление о том, что на самом деле всё писал Аркадий, а Борис — так, примазался консультант по научно-техническим вопросам, существовало давно (в среде московских фанатов АБС), равно как и диаметрально противоположное мнение в среде фанатов питерских.

В этих ваших интернетах

АБС и копирастия, или
«На детях гениев…»

Однажды некоему Пучкову, в миру Гоблину, попалась на глаза книга мемуаров братьев Стругацких, где Борис рассказывал о том, как он бегал по редакциям, пока Аркадий сторожил рукопись (вообще-то, эта цитата из Ильфа и Петрова, которые, рассказывая о том, как пишут вместе, в свою очередь ссылались на братьев Гонкур). В мемуарах советская власть упоминалась без должного энтузиазма, иногда даже Борис осмеливался распространять клевету на советскую цензуру.

Бравому оперу подобные наветы пришлись не по нраву (вероятно, издатель отказался от предложения разрекламировать книгу на oper.ru) и, ударив струёй блевотины в таз, Главный поставил бедных старичков в один ряд с Аленом Даллесом, Новодворской, Сахаровыми, Каспаровым и прочей советской интеллигенцией. О чём незамедлительно и сообщает в конце постов соответствующей тематики: «У меня на Лиговке полно таджиков. Спасибо либеральным интеллигентам вроде Стругацких, развалившим СССР» или «Борис Стругацкий ему руки не подаст».

К. О. отмечает невнимательность Главного, потому что оба брата не вполне гуманитарного образования: Борис — астроном, Аркадий, несмотря на военную карьеру, — переводчик с японского, а их папа-ЕРЖ в молодости был лихим красным кавалеристом.

Камрады немедленно объявили публичные заявления АБС ересью и объявили анафему всем поклонникам.

Вероятно, таким образом выразилась зависть Гоблина и попытка борьбы с тиражами издающихся до сих пор «Пикника на обочине» (справедливости ради, о последнем опер отзывался положительно) и «Трудно быть богом» (в отличие от никем не замеченной «За державу обидно», где Опер рассказывает, как всё было на самом деле), а также к популярности S.T.A.L.K.E.R.’a в противовес фееричной «Правде о 9-й роте».

Харитонов

Творчество сетевого писателя Михаила Харитонова (который на самом деле никакой не Харитонов, а просто хорошо замаскировавшийся Крылов) содержит немало троллинга стругацкофагов, а именно:

«Русская фантастика»

Оффлайн-интервью с Борисом Стругацким на rusf.ru, ноябрь 2003.

Стругацкие и фошизм

Весьма интересную трактовку Мира Полудня Стругацких предложил весьма упоротый жидоненавистник-софист Юрий Нестеренко. С ней можно ознакомиться здесь.

Предсказания

Ходят весьма подтверждённые слухи, что АБС удалось предсказать ряд интересных вещей, авторство некоторых из которых, впрочем, может оспариваться:

  • Рэйвы — «Дрожка» в «Хищных вещах века», фактически прообраз дискотек с объебосами, только вместо веществ там что-то вроде гипноза через сочетание воздействия звука, цвета и неких волн, воздействующих прямо на моск. Отсюда же и настоящие аудионаркотики.
  • Экстремальный спорт — «Рыбари» с их прыжками через высоковольтные провода и прочими развлечениями.
  • Модификаторы тела — «Артики».
  • Сотовый телефон:

— Что-нибудь случилось? — услыхал он слабый женский голос, исходивший, казалось, из недр пожилого правнука. — Нет-нет, — сказал праправнук, доброжелательно кивая Кондратьеву. — Я здесь нечаянно толкнул одного молодого человека. — А… — сказал женский голос. — Тогда слушай дальше… … «Здорово! — подумал Кондратьев. — Это, конечно, радиофон. Только где он у него?»

«Полдень. XXII век.»

Впрочем, «беспроволочный телефон» описывался Фрэнком Баумом ещё в 1914 году.

  • Блютуэ-гарнитура — «Серьга-приёмник». Хотя Брэдбери описал радиоприёмники «Ракушки» и такие же передатчики, вставляющиеся в ухо, ещё в 1954 году, и наверняка он был не первым.
  • Пейнтбол, которого в то время в нынешнем виде ещё не было, — «Ляпник»: «Это ляпа, она высохнет, и ничего не останется»©.
  • «Готы» и прочие эмобои — «Грустецы», о которых упоминаний крайне мало, но несколько невнятный намёк на их культ депрессии имеется.
  • Дауншифтинг — «Неедяки» в «Отягощенные злом», а вообще сам термин «неедяки» принадлежит фантасту Илье Варшавскому.
  • Виртуальные миры — (спойлер: «Слег» из "Хищных вещей" и, в некоторой степени, весь "Град Обречённый" в целом.) Многие MMORPG всё больше и больше напоминают иллюзорную реальность, хотя до ванны с горячей водой, таблеток репеллента внутриутробно и визжащего радиоприёмника им пока далеко. Но задроты уже умирают от нервного и физического истощения то там, то сям. Если хорошо покопаться в других романах как АБС, так и Лема, Брэдбери или любого другого НФ-писателя, можно нарыть и ещё.
  • Существование колец у всех планет-гигантов, что для астрономии тех годов лютый вин.
  • Википедия — Всемирное книгохранилище в «Понедельник начинается в субботу» и Большой Всепланетный Информаторий в цикле XXII века, хотя последний выполнял также функции глобальной телефонно-адресной базы данных.
  • Чернобыль и зона отчуждения в «Пикнике на обочине». Однако ходят слухи, что АиБ писали Зону с комбината «Маяк», который ко времени написания «Пикника» уже успел случиться. По другой версии, прообраз Зоны — места боевых действий в Ленобласти, где этот ваш хабар долго валялся кучами и прямо на поверхности вперемешку со жмурами, а первых собирателей ржавых стволов отлавливали злобные менты.
  • 5-D кинотеатры — «Массовые обонялища и массовые осязалища», невозбранно скопипащенные с антиутопии «О дивный новый мир!» Олдоса Хаксли (1932 г. н. э.), в полуденном мире:

Малышев задумчиво сказал: — Было бы здорово разработать для кино методы передачи осязательных ощущений. Представляешь, Борька, на экране кто-то кого-то целует, а ты испытываешь удар по морде… — Представляю, — сказал Панин. — У меня уже так было однажды. Без всякого кино.

«Полдень. XXII век.»

…Время послушно затормозилось, секунды стали длинными-длинными, и в течение каждой можно было сделать очень много разных движений, нанести много ударов и видеть всех сразу. Они были неповоротливы, эти обезьяны, они привыкли иметь дело с другой дичью, наверное, они просто не успели сообразить, что ошиблись в выборе, что лучше всего им было бы бежать, но они тоже пытались драться…

«Обитаемый остров»
  • 3D-принтеры (еды)

— Реклама. Каким-то образом попала мне в карман. Слушай. «Красноярская фабрика бытовых приборов...» Ну, это пропустим. Вот. «Универсальная кухонная машина УКМ-207 «Красноярск» проста в обращении и представляет собой кибернетический автомат, рассчитанный на шестнадцать сменных программ. УКМ-207 объединяет в себе механизм для переработки сырья и полуфабрикатов с механизмом мойки и сушки столовой посуды. УКМ-207 способна готовить одновременно два обеда из трёх блюд, в том числе на первое - супы и борщи разные, бульоны, окрошки...»

«Полдень. XXII век.»

Алсо

Примечания

  1. «Тут Бройдин поднял глаза. Они мгновенно залились белой водой бешенства.» И. Э. Бабель, Одесские рассказы
  2. Следует отметить, что БНС миллион раз признавал, что что-то на кого то он подписывал под давлением КГБ. Собственно, по утверждению автора ЗМЛДКС — книжка о нелегком выборе интеллигента под невыносимым довлением написана строго по мотивам его, младшего автора, весьма неприятного общения с кровавой гебней. Кроме того, процесс развода интеллигента на донос кровавой гебней весьма вкусно и со знанием дела показан в ПП. Но мы ведь не будем проводить параллелей?
  3. К слову, и в американской литературе социальщины навалом, особенно среди мягкой научной фантастики. Так, отличилась на этом поприще духовно богатая дева Урсула Ле Гуинн.