Зороастризм
Материал из Lurkmore
В эту статью нужно добавить как можно больше погребальных и прочих обрядов. Также сюда можно добавить интересные факты, картинки и прочие кошерные вещи. |
Аншлаг! Аншлаг! Эта статья полна тонкой иронии и искрометного юмора. Следует заменить это на лулзы. |
« |
— Набил бы я тебе рыло, — мечтательно сообщил Остап, — да только Заратустра не позволяет. | » |
— Двенадцать стульев |
Зороастри́зм — самая древняя из сохранившихся и соответственно, известных монотеистических религий откровения, основанная пророком Заратуштрой. Дата его жизни точно не установлена, жил где-то… в районе Ирана и Средней Азии. Различные исследователи относят появление к началу первого тысячелетия до нашей эры. Священная книга зороастрийцев — Авеста, написанная на расовом авестийском языке, нигде и никогда больше не использовавшемуся, близком древнеперсидскому и санскриту (сохранилась частично).
Содержание |
Возникновение. Заратуштра
Сегодня про Заратустру и зороастризм мало кто знает, хотя он повлиял на нашу жизнь в гораздо больше степени, чем христианство или ислам. Зороастризм возник в среде расово арийских народов, живших в северо-восточном Иране и Афганистане. Все явления мира представляются в виде борьбы бобра с ослом: Ахура Мазды (он же Ормузд) и Анхри Майнью (он же Ариман). Ахура Мазда это как бэ вселенский закон, то бишь необходимость, истина, а Анхри Манью это отступление от законов природы, случайность и ложь. В Конце Времён Ахура Мазда победит Анхра Майнью, и люди заживут по уму и кайфу.
Арийская религия в те далекие времена по существу была долбославием. Поклонялись духам природы — дэвам, и более-менее отвлеченным явлениями типа «неба», «солнца» и т. д. — асурам. В древнеиндийской религии, которая пошла по традиционному для доарийского населения пути поиска глубинного смысла в самом человеке, благие боги стали называться дэвами, а плохие, соответственно, асурами. Заратустра же разыграл карту иначе: асуры (законы мира) суть правильные боги, а все прочие — бесы и мешают жить.
От зороастризма ведет свое начало мнение, что человек наделен свободой выбирать: встать на сторону Правды или мелочно примкнуть к Лжи. Поэтому каждый зороастриец обязан активно бороться со злом, в первую очередь, в своей личной душе, то бишь «превозмогать». По их мнению, ведя праведную жизнь зороастриец побеждает дэвов — порождения Анхра Майнью, а проще говоря — наших родных бесов. Считается, что изначальный Заратустра проповедовал настоящее единобожие, а последователи и популяризаторы в лице «магов», которые упоминаются в церковнославянском и русском переводах «Нового завета» под ласкающим слух долбославов именем «волхвы», решили, что народ такую сложную систему не осилит, и вернули многих долбоарийских богов на прежнее место. Правда, это уже было подчиненное место под крышей Ахура Мазды, да и сделали они это, потому что были жрецами всех этих божеств и им надо было что-то кушать. Поэтому, например, главные ритуалы зороастрийцев связаны с возжжением и поддержанием Священного Огня, откуда и произошло прозвище зороастрийцев — «огнепоклонники».
Истинный ариец Заратуштра имел рабоче-крестьянское арийское имя, означающее «Хозяин Старых Верблюдов», которое впоследствии по-гречески будет Зороастр. С детства Заратуштра отличался от остальной школоты умом и сообразительностью, а также чувством прекрасного, доброго, вечного, отчего неоднократно испытывал баттхёрт от поведения местного гопья. Гопники неоднократно пытались сжить его со света, да ничего не вышло, Ахура Мазда выручал всё время. В итоге Заратуштру окончательно достали тупые соплеменники, и он двинул из своего степного стойбища куда глаза глядят — набираться премудрости.
В общем почти все вокруг творили пакости и непотребства, по тупому приносили в жертву скот, грабили мирных землепашцев и дружно мешали друг другу жить. Поклонялись они, естественно, всякой хуйне, которой и оправдывали свои злоупотребления. Заратуштре же хотелось найти истину и такую фишку, чтобы все вокруг образумились и зажили по понятиям, мирно и счастливо. Поэтому он все чаще уединялся и размышлял. Ахура Мазда тем временем и сам убеждался, что лучшего чувака, чем Заратуштра, ему не найти, чтобы донести до людей хоть что-то.
И вот однажды Заратуштру посетило Откровение Свыше. Заратуштра попал на приём к Ахура Мазде и его небожительской братвы. Тут он наконец просёк, кто в мире хозяин. Ахура Мазда доступно объяснил пророку, что мол, силы-то у меня немеряно, но вот вы там внизу, придурки, сами себе жизнь портите гопничеством и бурлением говн. Почитайте меня, я ж вас на руках носил, доставляйте друг другу не люлей, а лулзов и вместе мы бригада сила, искоренним зло навсегда и навеки. Надо духовно расти — иначе пиздец. Кто не с нами, тот против нас под нами, будет выпилен вместе со всей пакостью и грехом. Когда добра со злом увенчается успехом, всем прошедшим этот уровень будет куча бонусов, вечная жизнь и много других ништяков.
Скорешившись, бог и Заратуштра попрощались и последний двинул вразумлять своих ариев. Несложно догадаться, что лишь продвинутые чуваки поняли Суть и обратились в Благую веру. Большинство же откровенно послало Заратуштру на хуй, и во избежание выпила пророку пришлось бежать в соседнюю страну (не то Бактрию, не то Систан). Там всем заправлял ровный пацан Виштаспа, солдафон и жлоб, но с мозгами и понятиями, а также перспективой стать нормальным человеком. Пророк понял, что это его шанс и стал капать ему на мозги. Виштаспа долго отмахивался и ВНЕЗАПНО проповедь Заратуштра пробила царю мозг, он осознал, что страдать долбославием — это хуйня, гопникам давно пора дать укорот, а почитать всякую нечисть — некошерно и вообще арийское долбославие — унылое говно.
Виштаспа объявил Заратуштру официальным вероучителем страны и пододвинул тому неслабый административный ресурс. Быдло скумекало, что равняться на царя — это прикольно и доставляет, и стало носить Заратуштру на руках. Хэпиэнд.
Но тут забурлил правитель соседней страны по имени Ареджатаспа. Напал на виштасповцев, а те, не будь лохами, отвешали ему крепких люлей. Однако же один отрядик, возглавляемый заклятым заратуштриным другом детства гопником Брат-Урвахш, прорвался в обход, напал на храм и подло замочил пророка, ударив ему ножом в спину.
Fail? Не совсем. Заратуштре-то пофиг, ему Ахура Мазда уже местечко в раю приготовил, а вот вероучителей он успел наклепать немало и новая религия таки пошла в народ по всем странам.
Социальный посыл
« |
Выбираю Благую Веру, которая прекращает вражду и заставляет сложить оружие, которая поддерживает священный обычай кровосмешения, из всех религий что были, есть и будут, лучшую и прекраснейшую. | » |
— Декларация принятия зороастризма |
Конечно, Заратуштра проповедовал мир-дружбу-жвачку взаимопомощь и взаимоуважение. Однако вопреки представлениям Остапа он никогда не призывал попустительствовать откровенным козлам. Более того, главным инструментом внедрения правильных понятий он считал политическую власть! Он полагал, что нормальный человек в доброй памяти никогда не станет заниматься хуйнёй, грабить и воровать, а будет почитать Ахура Мазду, любить ближнего и жить на зарплату на трудовые доходы. А всех остальных можно и обязательно выпиливать.
Каждый должен заниматься своим делом. Священники — вещать волю, устраивать культурный досуг населения и развивать гуманитарные науки. Воины-аристократия — давать пиздюлей всем внешним и внутренним душманам, заниматься администрированием родины-матушки. Крестьяне — кормить всю остальную ораву. Ремесленники — вкалывать в технических науках. А вот всех гопников, шлюх, наркоманов, колдунов, юристов/экономистов/журнализдов и прочих паразитов вроде самого Остапа предлагалось выкинуть на мороз. Особо ретивых — выпиливать, чтоб не мешали жить и строить. Так, совместными усилиями под чутким руководством Ахура Мазды, глядишь, зороастрийцы построят город-сад на весь мир, от которого зло, разруха и бардак охуеют и самовыпилятся. Что не самовыпилится — тому помогут. И тогда всем будет профит.
Социальные причины появления зороастризма были до нельзя прозаическими: дозороастрийские верования отражали быт лихой кочевой общины и мало подходили осевшим земледельцам. Точнее, по старым понятиям грабить оседлых лохов не было чем-то плохим. Отсюда появляется противопоставление Ахура Мазда, единственного настоящего бога, чья правда распространяется на всех без исключения, и его единоутробного брата Анхри Манью, а также культурного Ирана и дикого степного Турана.
Зороастризм, иудаизм и греки
Возникнув в Иране, зороастризм со временем распространился на территории Персидской Империи (558—330 до н. э.). Надо сказать, что Заратустра не завещал проповедовать всем народам, а главным инструментом внедрения видел политическую власть. Позже «маги», понятное дело, по сугубо корпоративным причинам решили, что неча им делать, кроме как рассказывать Авесту окружающим унтерменшам, и зороастрийцем стало можно только родиться, а вот принять зороастризм нельзя.
Зороастрийский царь Кир при завоевании Вавилона разрешил евреям вернуться в Иерусалим и восстановить храм, но многие из них остались. Позже, при царе Артаксерксе успешность евреев стала раздражать зороастрийское МВД. Аман Агаги решил затеять тотальный выпил успешных коммерсантов, чем вызвал баттхёрт у Мордехая — штатного сотрудника ZOG по Ирану. Проблема внезапно решилась благодаря его племяннице Эстер, сумевшей стать одной из жён царя. Путём ухищрений ей удалось сорвать планы Амана, в результате чего сам он был повешен. Позже этот день локальной победы над зороастризмом расовые евреи провозгласили праздник Пурим.
С греками отношения были сложнее. Сами греки считали, что научились всему у египтян и персов, то есть зороастрийцев. Эфемерно тонкий тролль Гераклит происходил из служителей культа, предположительно как-то связанных с зороастризмом.
Александр Македонский, который не очень понимал разницу между персами, евреями и прочими жителями востока, считая их всех поголовно чурками, подчиняя державу Ахеменидов, уничтожил Авесту, хотя скорее всего это просто вымысел. Считается, что при нем ее частично перевели на греческий язык.
Зороастризм, христианство и манихейство
В раннем средневековье зороастрийский Иран столкнулся с христианством, кое зороастрийцы с трудом отличали от иудаизма, отчего достаточно мирное христианство вызывало у персидских шахов приступы лютой ненависти. Христиан считали чем-то вроде агентов римского обкома, и выпиливали вплоть до момента, пока в самой Римской Империи не начали выпиливать «несториан» сиро-персидской Церкви. Вот этим в политических целях было разрешено остаться, чем они и воспользовались. Остальных же христиан шахиншахи тщательно вырезали как иностранных агентов. Один из них — Йездигерд II — 26 мая 451 года решился запилить жестокий выпил Армении, однако, плохо старался, в результате фейл. Последним сей факт даёт повод повыёбываться.
В самом Иране в те времена происходило примерно то же, что и в Римской Империи, а именно мучительный переход от рабовладения к феодализму. Старые экономические порядки дышали на ладан, народ массово бугуртил из-за лютой жизни, и с этим что-то надо было делать. По этому поводу возникали попытки реформировать зороастризм, самой удачной из которых было манихейство, про которое сейчас знают еще меньше. В целом — эпик вин, Мани был чрезвычайно интересной и талантливой личностью, а его умение донести Суть не знало себе равных от Китая до Константинополя.
Как когда-то Заратустра, Мани оглядел грустным взглядом происходящий бардак, придумал кое-какое решение и начал проповедовать его окружающим. И подобно пророку его выгнали пинками из родного города, и он пошел с учениками по миру. В целом о манихействе трудно рассказать в двух предложениях, но по сравнению с зороастризмом это была 1) мировая религия 2) та же проповедь превозмогательства и апокалиптической борьбы правды и лжи 3) критика нечестных жрецов из конторы им. Заратустры. А потом Мани поймали и убили.
Последней и еще более эпичной попыткой реформировать зороастризм была манихейская секта маздакитов. Считается, что Маздак распространил зороастрийскую идею о свете-благе-истине и тьме-лжи-вреде на социальные порядки. То бишь он прямым текстом сказал, что зороастрийские жрецы исказили истинное учение Заратустры, и поэтому Иран живет в жопе и в тоске. Надо сделать по уму при помощи политической власти, как завещал нам пророк: раздать имущество олигархов беднякам, дать женщинам права и разрешить свободную любовь — то бишь впервые сказал, что надо не ожидать, пока все станут святыми и жизнь наладится сама, а насильственно наладить разладившееся общество, чтобы люди расслабились и перестали жрать друг дружку. Легенда гласит, что поначалу шахиншах даже сделал его своим советником, чтобы качественно взъебать распоясавшихся олигархов и первых лиц ЗАО «Зороастризм», ставших неконтролируемой мафией. А потом, когда дело было сделано, старого Маздака и маздакитов замочил. Реформы внутри зороастризма остановились, Иран продолжил стагнировать, а там и мусульмане подоспели.
Зороастризм, суннизм и шиизм
Взаимоотношение зороастризма с религией пророка Мухаммеда носят давний и определяющий характер. В момент мирного нападения мусульман на Сасанидскую империю, где зороастризм давным-давно был объявлен гос.религией, правящая верхушка этой империи окончательно деградировала, занималась самовыпиливанием и распилом кусков, и появление из пустыни войска голодных миролюбивых арабов стало для империи крахом.
В первые века оккупационного правления в ислам из местного населения обращались в основном местные альфачи, смекнувшие, что при новой власти можно вполне легально, продолжая дело мирного джихада, грабить ещё не познавшие радость истинной веры ислама страны. Остальное население продолжало молиться на огонь, платить нехилую джизию господствующему блоку арабов и аджамов (кошерных арабских мусульман и местных шестёрок) и вздыхать о былом величии. Мусульмане не особо торопились с обращением неверных, подозревая в новообращенных тягу к профиту, а истинные арийцы испытывали нехилые колики, иногда устраивая восстания и бессмысленную и беспощадную народную месть, впрочем, пресекавшуюся усекновением частей тела.
В это время на первый план в Иране, как ни странно, выходят христиане и недовыпиленные маздакиты. Первые, если верить аль-Бируни к 10 веку будут составлять большинство населения Ирана, а вторые будут всячески пытаться вернуть муслимов поближе к Мекке. Со временем немалая часть населения начала смекать, что приняв ислам, в той стране можно не только перестать быть тем, обо что победители вытирают ноги, но и вообще распрямить спину, поскольку мусульмане всё больше и больше ограничивали свободу неверных и вообще их право на жизнь. Маздакиты начнут шифроваться, превратившись в хуррамитов (мусульмане с виду, зороастрийцы по сути), пока не мутируют сложными путями в современных иранских шиитов.
Тем не менее, окончательно мусульманским Иран станет только после нашествий Тамерлана, который очень не любил христиан и оставлял после себя мертвые пространства. Иран охватили войны и нашествия, в которых мусульмане занимались выпиливанием других мусульман и в которых зороастрийцев выпиливали заодно, попутно и в первую очередь, поскольку жизнь кафира стоила чуть менее, чем нихуя. Хотя по идее джизия платилась неверными именно как плата за защиту, в реальности, отобрав у них всё оружие, мусульмане никак их не защищали от себе подобных. С этого времени население Ирана станет в большинстве суннитским, а зороастризм — тем, что он есть сейчас, отмежевавшись от двух других иранских религий. После воцарения Сефевидов иранцам добровольно-принудительно предложили обратиться в местную версию шиизма, то бишь в пропатченный маздакизм.
Поскольку в той стране всё так или иначе напоминало новым обращенцам об их некошерном происхождении, унасекомливание оставшихся зороастрийцев, их бывших единоверцев, с их стороны было куда сильнее, чем в первые века ислама в Иране. В результате такого расклада зороастризм с территории Ирана постепенно был вытеснен чуть менее, чем полностью, сохранившись только в окрестностях двух отдалённых городов. Остававшиеся в зороастрийской вере граждане тоже состояли более чем на 95% из быдла, и оставались они в ней по этой же причине — не были способны просечь, сколько гешефта можно обрести от вероотступничества, вместо того, чтобы корячиться на новых хозяев и регулярно получать от них люлей. Части зороастрийцев это надоело, и они свалили в расовую Индию, где живут и сейчас. Из таких индийских зороастрийцев, переехавших в Занзибар, был певец ротовой полостью Фредди Меркьюри, группы «Queen».
В XVII веке шах Аббас стал заниматься благоустройством своей столицы — Исфахана. Поскольку местное мусульманское быдло было способно в основном только выпиливать себе подобных и громко кричать о своём правоверии и к созидательному труду их принудить было сложно, он завёз в Исфахан пару-тройку тысяч готовых вкалывать за копейки зороастрийцев из-под одного из этих городов для использования их в общественно-полезном труде по обустройству и озеленению главного города страны. Наглые кафиры ухитрились расплодиться и нехило раскрутиться на новом месте. Через столетие шах Хусейн, в дальнейшем просравший всё своё шахство, с удивлением обнаружил, что у него под боком жирует десяток тысяч неверных и портит воздух своим неверием. Его правоверное сердце не выдержало, и он предложил им принять ислам. Как обычно в таких случаях говорит легенда, «спаслись немногие».
Зороастризм в наши дни
Спекуляции на зороастризме весьма популярны на постзороастрийскомсоветском пространстве:
- Тру-зороастрийцы — их мало, но они есть. Ищи их под Баку в Азербайджане, под Йездом в Иране, в Мумбаи в Индии. Индусские — самые богатые и образованные, и у них самая большая Авеста.
- Чуркоарийцы (исконно патриоты своего Чуркестана, с практически неизбежным уклоном в слоноведение и фолк-хистори). Искренне убеждены, что родиной зороастризма является именно его родной Чуркестан, и ни в коем случае не Чуркестан соседний. Заратуштра родился в родном кишлаке чуркоарийца, в крайнем случае в соседнем. Предки чуркоарийца были крутыми зороастрийцами, носителями, просветителями и прививателями. Вопрос, почему их потомки нынче живут в таком говне, лучше не задавать. Как и спрашивать, считает ли чуркоариец, раз он так гордится Заратуштрой, себя зороастрийцем. Конечно же, не считает. Он же,
блджадальхамдулилллах, мусульманин. После какого-то стакана водки, глядишь, майку на себе за ислам порвёт.
В принципе, один из самых безобидных (как и бестолковых) видов любителей зороастризма. На творчество способны редко, предпочитают мирно и бесплодно пребывать в шизофреническом состоянии гордости за то, к чему мусульмане не имеют никакого отношения. В общем сидят на двух стульях. А, как известно, если сидеть на двух стульях, когда-нибудь прищемит яйца…
- Атсрологи. Основной посыл: «В зороастризме астрология была неотъемлемым инструментом познания» (с). Тут в общем очевидно, ноги растут из Глобы. В сознании астрозороастрийцев — попсовая смесь кармы, зодиака и двенадцатилетнего животного цикла расово зороастрийских животных (Глоба придумал). Довольно креативны и выплёскивают в окружающую среду приличное количество «зороастрийского» гороскопно-тотемного спама.
Некоторые индийские зороастрийцы сообразили, что в России есть спрос на прочищение чакр, улучшение кармы и прочую такую поебень. Некоторые из них стали контачить с местными радетелями культуры русской типа Асова, с кем они на пару начали окучивать астральных женщин бальзаковоского возраста.
- Арийские Арктогеи. Часто развиваются из пункта 2, но не всегда. По типологии сходны с чуркоарийцами и исконно славянскими долбославами. Основной посыл: Арии происходят с Северного полюса, а Заратуштра жил и работал в родной арктогею Перми, Суздали и т. д. Экстремальные расовые арктогеи провозглашают, что Заратуштра проповедовал расовое превосходство «арийской» расы белых людей. Не стоит задавать вопрос, почему арктогей сам узнал о Заратуштре из источников, восходящих именно к иранским народам, а «исконные светлые арии» ни хера о нём не знали. Тем более не стоит просить процитировать, где же в Авесте Заратуштра говорит о расе.
- Благоверы. Русский Анджоман. В 2005 году повязали живым расово арийским мобедом
over 90006 человек, в том числе Стиванда и с тех пор численность сообщества неуклонно растет. Знамениты эпическими срачами с фан-клубом Павла Глобы и Лютым, бешеным анальным огораживанием своих комьюнити и форумов. Впрочем, говорят, среди них есть и нормальные люди.
Алсо
- Известно, что фамилия реального Заратуштры была Спитама, а батю звали Порушаспа. Заратуштра Порушаспович Спитама, сталбыть.
- Само слово Заратуштра — это всего лишь «тот, кто ведёт золотого верблюда». Зороастром он стал у греков.
- Чтобы потроллить зороастрийца, скажите ему, что он поклоняется брату дьявола. Рецепт старый, мусульмане гарантируют.
- Примечательно, что в индуизме «дэвы» — добрые духи, а «асуры» — злые; в зороастризме же ровно наоборот. Зороастрийцы и брахманисты знатно недолюбливали друг друга, и, соответственно, во вражду вступали и их боги.
- Учитывая, что о Заратуштре в Европе было известно чуть более, чем совсем ничего, его имя юзали все кому не лень, особенно масоны. Добрый волшебник Зарастро есть даже в «Волшебной флейте» у Моцарта (причём работает почему-то верховным жрецом Осириса и Исиды, что намекает: для Моцарта это всё один и тот же загадочный Восток). Русскому читателю он известен по книжке от винрарнейшего расового философа Фридриха Ницше («Так говорил Заратустра») и уже отечественными песнями рокеров-восьмидесятников типа Кинчева и Шклярского. Все упоминания о Заратустре в их произведениях искусства к зороастризму относятся так же, как сВолочкова к балету. С буддизмом, кстати, то же самое.
- Cреди любителей научной фантастики, довольно известен поцреотический высер «Завтра Война», в котором бравые ВКС Российской директории сражаются с зороастрийской кровавой гебнёй. После прочтения нескольких страниц, конец становится немного предсказуемым.
- Винрарнейший советский классик Еремей Парнов включает фрагменты легенд о Заратустре (Спитаме) и Виштаспе (Гистаспе) в один из романов Люсинской трилогии, «Третий глаз Шивы» (научный и фантастический, посвященный древней истории драгоценных камней и современным научным исследованиям кристаллов). У Парнова Заратустра как бы передовой ученый и изобретатель, противостоящий языческим жрецам-ретроградам и противопоставляющий науку шарлатанству и мошенничеству. Не слишком исторично, но в свете «стремления к истине»...
- Расово испанская студия Rebel Act Studios выпустила винрарную игру «Severance: Blade of Darkness», чуть менее чем полностью построенную на противостоянии Ахура Мазды и Анхра Майнью. Главный инструмент противостояния — естественно, ты, Анон. Основная задача — выпилить злых гоблинов, орков, темных рыцарей и прочую нечисть, собрать кучуплашечек-рун и в итоге подзарядить меч с нарисованным личиком, которая позволяет спуститься в Адъ и потыкать ножичком в
Сцотонуглавного нехорошего. ИЧСХ, среди ассортимента нечисти нет тролля. На одном из уровней таки приходится позажигать священный огонь. Амазонка рулит. - В Prince of Persia 2008 ГлавГад, зохававший родное королевство прынца, является… (спойлер: Ариманом (sic!), и его еще потом можно и нужно выпилить (double sic!!) и воскресить обратно (TRIPLE SIC!!!), а бестиарий практически совпадает с ассортиментом дэвов)
- Японская автомобилестроительная компания zoom-zoom Мазда названа так в честь
Дзюдзиро Мацудыконечно же Ахуры Мазды. - Критик Ариман упомянут в «Мастере и Маргарите».
- Ариманом зовут и предводителя духов, очевидно, злых, в поэме Байрона «Манфред».
Известные зороастрийцы
- Стиванд, он же Крылов
- Фредди Меркьюри
- Глоба
[ + ] Сакральные магические знания из атсральных анналов.
|
|||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|