Фэнтези

Материал из Lurkmore

(Перенаправлено с Фентези)
Перейти к: навигация, поиск
Сила ночи, сила дня — одинаково хуйня. Забухай, ёпт!

Фэнтези (от англ. fantasy — фантазия) — поджанр ненаучной фантастики, свято любимый ролевиками и графоманами. Границы жанра довольно размыты, и разграничить фантастику, фэнтези и сказку нередко сложнее, чем провести границу между луркоёбами, битардами и школьниками, а порой отнесение к тому или иному жанру зависит лишь от воли автора или критика.

Содержание

История

I. Тёмные века Дотолкиенства

Об этих временах известно немного. Некоторые эксперты предполагают, что тогда и вовсе ничего не было. На самом деле фэнтези, конечно, было, только в таком виде, в котором нынешний читатель уже не разжуёт. Годный пример — легенды о короле Артуре, которые отличаются от нынешнего героического фэнтези чуть более, чем названиями и именами.

Некоторые наивно полагают, что средневековые эпосы и рыцарские романы отличаются от фэнтези тем, что авторы верили в реальность своих героев. На самом деле, для своего времени Кретьен де Труа и Томас Мэлори были такими же борзописцами и киломэтрами, как сейчас Боб Сальваторе с тёмным эльфом Дриззтом. Кретьен, например, когда строгал сериалы, выдумывал новых героев, тупо заменяя имена и названия в старых романах (даже чужих). По некоторым данным, даже Эдды, предмет обожания долбоверцев, писались христианами, ни на грош в языческих богов не верившими. А уж «Калевала» — точно.

Первым же каноничным, то есть признанным литературоведами, жившими на сто лет позже, писателем современного фэнтези считается Эдвард Дансени (1878—1957), напейсавший бесчисленные сборники рассказов о фантастических мирах. А Ходжсон с его эпической «Ночной землёй» и вовсе считается повлиявшим не только на более тёмную сторону сабжа, но и на жанр ужасов в целом. Есть мнение, что в близкой к фэнтези манере писали также такие бумагомаратели, как Эдгар Райс Берроуз, Артур Мейчен и даже Майринк.

II. Древняя эпоха

Коран. Так все начиналось…

Но первое по-настоящему известное и современное фэнтези сваял не кто иной, как Роберт Говард, современник Лавкрафта (который подкидывал немало идей своему другу-неофиту). В те годы жанр ещё не получил красивого ярлычка Fantasy, а прозывался менее эстетичным, но более метким тэгом Sword & Sorcery. Рассказы Говарда о Конане-варваре ещё в тридцатые годы прошлого века стали популярны, хотя настоящая слава к автору пришла после смерти. Всё это писалось для журналов, поэтому допускались только рассказы на одно приключение. Говард уже издал было по частям первый полноразмерный текст про Конана-варвара «Час дракона». Самое забавное, что по сюжету это вылитый «Властелин колец», только на десять лет раньше: Конан в роли Фродо, Ксальтотун в роли Саурона и Сердце Аримана в роли Кольца. Но тут автор невовремя впал в депрессию и выбил себе мозги.

Поэтому характерные черты жанра пришёл устанавливать всем известный филолог Толкин с «Властелином колец». Тёмный Властелин, Главный Артефакт, эльфы-гномы-орки, брождения по карте вымышленного мира с кучей странных названий, три пухлых тома непрерывного сюжета с войнушками и пока ещё крайне недоразвитым колдунством. Истинный культ.

Толкин заодно совершил прорыв в расширении целевой аудитории. В то время все книжки строго делились на взрослые и детские, и угадайте, в какой категории издавались истории про гномов и колдунов? Например, в то же время друг Толкина Льюис создал свою «Нарнию», и её иначе как детскую не рассматривали, несмотря на философские глубины и умелый пиар христианства. Толкину же удалось протолкнуть своё творение как «для взрослых» за счёт натуралистичного описания битв. В итоге дети её всё равно читали, но и взрослым было не стыдно читать то же, что и их дети. Результат — триумф инфантильно-подростковой литературы «для детей и взрослых», потом выразившийся в «семейном кино» и в большей части приключенческой фантастики. Даже «Нарния» переехала из детской литературы в разряд «общей». Одно время высоколобые мужи, испытывая зуд от того, что им нравится детская книжка, пытались даже вытащить Толкина из фэнтези в боллитру, используя несокрушимую логику «фэнтези — говно, а Толкин — нет». Но с выходом кинотрилогии, игр по её мотивам и пластиковых Леголасов в Happy Meal они вздохнули и признали Профессора попсой, которую можно клеймить.

Были в те старинные годы ещё и Мервин Пик с заунывным «Горменгастом», и Теренс Уайт с переделками Артурианы (замечательная тетралогия «Король былого и грядущего»), и Лайон Спрэг де Камп, и другие самобытные авторы, но кто их помнит? В основном, нынешняя фэнтезня — это приключения аля Говард в декорациях аля Толкин. Их и будем считать отцами-основателями.

III. Profitable

Слева направо: Пендальф и его борода, Конан и ярость топора, негроэльф Дриззт и его кошка, Элрик и его чёрный фаллический символ, Артур и его корона, Робин Гуд и его нэко-уши.

После внезапного успеха покетбукового издания «Властелина» в США и переиздания силами Лайона Спрэга де Кампа работ о Конане вдруг выяснилось, что на фэнтези можно стричь купоны. Издатели, прежде считавшие все эти «сказки» литературой для детей (что было недалеко от истины), начали массово выпускать фэнтезню. Поначалу, в шестидесятые, этим занимались фантасты крупного калибра: Урсула Ле Гуин, Майкл Муркок, Роджер Желязны и иже с ними. Для них это было не постоянным жанром для извлечения долларов, а свежим непаханным полем, поэтому многие из их книг являются дикой помесью НФ, фэнтези, альтернативной истории и ЛСД без малейшего следа Говарда или Толкина (потом это всё обозвали «Новой Волной» и на том успокоились). Но потихоньку стало ясно, что такое напряжение умишка читателя не так уж и необходимо.

В 1975 году тов. Гари Гигакс изобрёл настольную игру Dungeons & Dragons, чем увековечил в золоте своё имя для настольных и компьютерных игр, но одновременно подложил жирную свинью под литературный жанр. Следующее поколение авторов, выросших на настолках, уже считало, что для написания крутого эпика на двести томов достаточно в своей жизни прочитать «ВК» Толкина и поиграть в «D&D». В итоге мозги у этого поколения оказались накрепко забиты фэнтезийной «клюквой», которая вскоре превратилась в чистый рак, убивающий фэнтези.

С конца семидесятых эльфы, тёмные властелины и главные артефакты потекли широкой рекой. И если, например, Уэйс, Хикмен и Роб Сальваторе честно устроились в отдел игровых новеллизаций и не скрывали, что перекладывают игроту на бумагу, то ещё большее число борзописцев занимались тем же самым без лицензии. У таких киломэтров, как Терри Брукс, Гудкайнд или отечественные Перумов и Пехов, от D&D отличаются разве что имена, названия и 1-2 уникальных юнита расы. Именно в то время и укрепилось мнение, что фэнтези — это некошерно.

IV. Время пресыщения

Естественно, долго это безобразие продолжаться не могло, и к концу двадцатого века всё больше читателей смотрели на фэнтези как на говно. Поэтому традиционный эпос про Бобро и Осло с эльфами и драконами начал потихоньку издыхать. А на смену ему пришла целая куча новых разновидностей:

  • «Тёмные» фэнтезисты — Мартин, Сапковский, Уильямс, Глен Кук, Камша, Аберкромби, Бэккер. От предшественников отличаются претензией на историческую достоверность. Прекрасные принцессы и благородные рыцари здесь «реалистично» ругаются матом, насилуют селянок и подтирают задницу чуть ли не на балу, а главный герой может вместо спасения мира предаваться забуханиям и половой ебле. Очень ценятся реконструкторами за знание матчасти и атмосферу «настоящего» грязного-вонючего-потного-кровавого прошлого. По сравнению с категорией новеллизаторов, доставляют намного больше, хотя бы не такими предсказуемыми сюжетами, а зачастую и описанием нехилых придворных интриг и тактики-стратегии. В таких книгах обычно куча сюжетных линий, так что любой, даже главный, герой может быть выпилен в любой момент, а сюжет пойдёт себе дальше. Это, впрочем, не работает с Сапковским, который пишет вполне обычное героическое фэнтези, но с еблей и довольно оригинальным постмодернистским глумом.
    Ольга Брилева-Чигиринская прославилась среди толкинистов тем, что переписала один из сюжетов Толкина именно в таком стиле — мат, ебля, бухло и блеванье вперемешку с высокими миссиями. Стоит отметить, что в лучших произведениях этого поджанра натурализмом не особо размахивают, ибо он не цель, а лишь средство художественной выразительности. Как бы подразумевается, что герой в окантовке из крепкого словца и крепкого же бухла будет ближе и понятней читателю, чем воздушно-неземной эльф, про которого неизвестно даже, есть ли у него гениталии.
  • New Weird — Мьевиль, Гейман, Пулман, иже с ними. Основные критерии — максимально возможный отход от канонов жанра (Мьевиль, например, ненавидит Толкина), как можно больше глубинного смысла™, мир максимально логичен, но, как правило, логика своеобразная. Чем больше постмодерна, тем лучше. А ещё там будет гомосексуальная ёбля, биологические основания появления вампиров, компьютеры на волшебных кристаллах etc. Мир получается, кстати, не особо приятным. Описывая роман в стиле New Weird, грамотный критик обязательно употребит слово «кафкианский». К слову, поздний Пратчетт плавно переходит в New Weird.
  • Юмористы, то есть люди, отнесшиеся ко всей этой вакханалии с иронией и извлекшие из этого профит. По крайней мере, самый известный из них, Терри Пратчетт, имел состояние немногим уступающее Тёте Ро. А ещё у них был Роберт Асприн! Так или иначе, практически во всех произведениях жанра есть тот или иной юмор. Но если в «обычных» книгах он обычно подобран грамотно и уместно, то в романах, заявленных как юмористические, он нередко оказывается натужным, потому что где-то шутки просто не требуются, но жанр как бы вынуждает.
    В этой стране юмористические произведения нередко представляют собой поток петросянщины — например, шуток, основанных на игре слов, или жопно-сортирной трансляции камедиклаба. Но даже над этим ещё можно посмеяться — о вкусах не спорят, угу. Куда хуже, когда «юмор» составляют бесконечные идиотские срачи между героями, или же когда герои изображаются сказочными долбоёбами и на каждой странице совершенно по-дебильному вляпываются в самые идиотские и нелепые ситуации. Вот за это, за намеренное и тотальное окартонивание персонажей, уже по-настоящему хочется взять и уебать. Очень неприятно осознавать, что авторы, считающиеся мастерами отечественной фантастики (например, Белянин), скатываются в сраное говно из-за любви к таким приёмам.
  • Городское фэнтези — жанр-страдалец, прилепившийся к фэнтези случайно. Как нью-метал — не метал, так и городское фэнтези, по идее, не фэнтези, а подвид т. н. «мистики». Проблема в том, что «мистика» — изобретение наших литературоведов, на Западе о ней и не слышали. Суть ГФ сводится к тому, что фэнтезийный мир — это наш, и эльфы — а чаще вампиры, маги или иная магическая хуйня — живут не где-то в Неверландии, а прямо в соседнем доме, только как правило замаскированные. Да, твой сосед с дрелью на самом деле призывает Ктулху, вампир работает на станции переливания, на Лурке тебя троллят настоящие зелёные тролли, прикидываясь анонимусами, а в подворотне тебя поджидает гопник, который на самом деле замаскированный гоблин. Жанр неохватен и размыт, так как включает в себя чуть ли не весь вампирятник, многие «супергеройские» комиксы, а также большую часть New Weird. Из произведений этой страны наибольшую известность получили произведения «Пейсателя» под общим названием «Дозоры» и «Тайный город» некоего Вадима Панова. Довольно неплохим писателем является Джим Батчер, который на данный момент написал 14 книг.
  • Прозевавшие поворот истории — как ни странно, живут и не жалуются, штампуют все тех же тёмных властелинов и девочек-волшебниц с небольшими модернизациями (например, поменяв Бобро и Осло местами), и неплохо их продают. Вышеупомянутые Роулинг, Джордан (принял ислам), Перумов, Пехов, тысячи их.
  • Женское фэнтези — поджанр, пишущийся бабами для баб же. Зачастую сюжет о противостоянии Бобра и Осла отодвинут на второй план, а ведущее место оставлено для духовных терзаний главной героини в деле поиска ёбыря Принца На Белом Коне™. Квинтэссенция подобного бреда наглядно представлена в печально известном высере Сумерки. Впрочем, любовные романы пишутся давно и небезуспешно, ибо их целевую аудиторию никто не отменял. Что плохого в том, что они нашли свою нишу и в жанре фэнтези? И вообще, подобные книги хотя бы поинтереснее обычных «реалистичных» любовных романов. Ибо в последних — либо одни сопли, либо остро-надуманная драма, и при этом ни приключений, ни загадок. А в фэнтезийных — всё это есть, пусть и носит второстепенный характер.
    • В последнее время из данной разновидности всё чаще выделяют Женское Юмористическое Фэнтези (ЖЮФ), тем более, что поток книг подобной направленности с каждым годом только увеличивается. Первоначально был представлен вполне читабельной О. Громыко, но невообразимо загажен её последовательницами. Родоначальник многих надоевших штампов в фэнтези-среде, активно используемых 95% молодых и талантливых авторш.
  • Техно-фэнтези — фэнтези, но все эльфы и гномы — это такие реальные расы, порой — вымершие и оставившие после себя всякие артефакты. Магия преподносится с научным (степень «псевдо» — варьируется в широких пределах) подходом. Эльфы на космических истребителях, гномы в силовой броне, космические корабли, далёкие галактики и параллельные миры. Чётких границ нет, всё укладывается в рамки вменяемости конкретного автора. В качестве примера можно привести Екатерину Белецкую (дурь у неё — знатная!) или Иара Эльтеруса. В целом жанр весьма на любителя, но штырит — знатно.
    • Кстати, Белецкая — одна из немногих, кто пытается описывать «третий пол»[1], в связи с чем многие её произведения достаточно спорны с этической точки зрения и нередко являются основой для прений сторон. Впрочем, до братьев наших Стругацких с их пришельцем Константином («Сказка о Тройке»), у которого девяносто четыре родителя пяти различных полов, ей, конечно же, далеко.
  • В этой стране существует ещё особый поджанр «славянское фэнтези», состоящий из: долбославия, гой-еси языка псевдобылинного и Конана с бородой и в лаптях. Волкодава вы уже узнали, но по уровню долбославности, евроазиатства и просто фимоза Юрий Никитин даст Семёновой сто очков форы. В этой категории встречаются годные книжки, но как правило, чем они годнее, тем меньше в них остаётся собственно фэнтези. Семёнова это поняла и пишет исторические романы с капелькой мистики; та же картина, но помноженная на годную матчасть, — у Елизаветы Дворецкой, ибо она кагбе из реконструкторов.
    Если говорить о других авторах, то большинство остального славянского фэнтези относится к юмористическому (а чаще всего — пародийному), и так или иначе зиждется на персонажах русских народных сказок: Бабе Яге, Кощее, Змее Горыныче и всяких леших-водяных-кикиморах, выставляемых в самых разных ролях. Тут уже всё зависит от оригинальности автора (именно оригинальности, а не склонности оригинальничать), а также от его умения автора шутить, а не петросянить.

V. Будущее?

Очень смутно и туманно, но пока существуют такие писатели, как Сапковский, Пратчетт, Мартин и ещё несколько, жанр не скатится в говно полностью.

Любимый жанр графоманов

«

Неизбежный закон фэнтези: всю книгу все куда-то идут.

»

Sad, but true. Сейчас любой школьник, сыгравший в пару РПГ, начитавшийся того же Толкиена и насмотревшийся говноаниме, начинает мнить себя эрудитом в области фэнтези, способным что-либо написать.

Помимо школьников, писательство фэнтези популярно у духовно богатых дев. Судя по всему, так они хотят убежать от серой действительности, где все парни мудаки, преподы в школе или институте — козлы, а подруги — дуры. Их героини, чаще всего, являются стереотипными мэрисьюхами. Подобные барышни, самое смешное, отличаются куда большей плодовитостью на текст, чем школьники, и способны высирать целые многомегабайтные талмуды. Гнездом непуганых дур является печально известный сайт «Самиздат». Там можно видеть кучи хвалебных комментов от читателей мужского пола, но что-то нам подсказывает, что их интересуют сиськи автора, а не её потуги про очередную эльфийскую воительницу. Однако попробуйте оставить негативный отзыв и получите тонны ненависти от автора и ее хомяков.

Винрарная пародия на женское фэнтези.

К сожалению, практика показывает, что знание формы ушей у эльфов, «эльфийского» языка и техники метания фаерболов не только не помогает, а ещё и мешает при написании хорошей книги.

Понятно, что для того, чтобы хоть что-нибудь написать в относительно серьезном жанре, просто необходим настоящий ОБВМ и хоть какое-то знание предмета дела. И эти знания, увы, из игрушек и книжек почерпнуть достаточно трудно.

Как написать говнофэнтези

«

Светлоэльфийский рейнджер стоял под вековым меллорном в Запретном Лесу и напрягал все свои чувства.

»
— Глеб Седых, «Профессиональный побег»

Специально для вас, графоманов, созданы несколько документов с инструкциями. Следуйте им в точности — и получится… Ну, свое ведь не пахнет, правда?

  1. Малый типовой набор для создания гениальных произведений в стиле фэнтези
  2. Генератор фэнтези
  3. КАК НАЗВАТЬ СВОЮ КНИГУ? Советы начинающему фантасту

Но, увы, документы эти не новы, датируются они девяностыми годами, и устарели в главном: теперь полученные с их помощью книги не то, что не издадут, а и читать не станут. Никто. Даже самая нетребовательная аудитория. Даже сторож в том мухосранском издательстве, куда вы решите прислать подобное.

Соответствующая статья в педивикии, по сути, является описанием не жанра, а его штампов. Обратите внимание на обязательное присутствие «квеста» и «борьбы тьмы и света».

Как написать НЕ говнофэнтези

Доподлинно неизвестно. Некто Дэвид Дж. Паркер придумал тест, полный фимозга и взаимоисключающих параграфов. Тем не менее, он может пригодиться: можно будет избежать самых протухших штампов и элементарно озаботиться знанием матчасти.


Как можно увидеть — перечислено немало примеров из «Властелина Колец», «Forgotten Realms», «Dragon Lance» и «Звёздных Войн». Становится непонятно — то ли Паркер считает всё это полным говном, то ли полным говном окажутся только произведения «последователей», но не первоисточники. Кроме того, многие весьма популярные произведения попадают хотя бы под отдельные пункты. Например, «Хроники Сиалы» Пехова. Возникает вопрос — с какой стати книги Пехова так хвалят на каждом первом форуме, если, согласно Паркеру, они являются говном? Причём хвалят не только хомячки, но и профессиональные литературные критики.

Итого: чтобы написать хорошую, годную книгу, следует озаботиться прежде всего элементарным знанием матчасти и тщательно выбирать используемые тропы. Это, конечно, ещё не гарантия, что книга будет хорошей, но так всегда: кому-то удаётся, кому-то нет. Если бы все книги были фейлом, жанр бы уже отбросил коньки как таковой. И таки да, если вы пишите не в юмористическом ключе с изначальным намерением высмеять ту самую шаблонность, предсказуемость и т.д. на вышеприведенный список лучше все-таки ориентироваться. Ибо то, что канало лет двадцать назад в хорошо написанном произведении, точно не проканает сейчас и у тебя.

Фагготрия

А что вы думали? Помимо графоманов, есть у сабжа и яростные поклонники.

Фаги банальные

Есть такой особый тип людей, которые не могут читать ничего, кроме фэнтези. Описывать их долго и скучно, лучшее определение они дают уже сами себе:

Мне про наш мир читать как-то неинтересно…

Nuff said.

Фаги извращенные

Поклонники одного конкретного писателя (лучший пример — Толкиенисты).

Именно эти милые личности способны до умопомрачения заёбывать аффтаров, других фагов и просто несчастных людей, которым не повезло оказаться рядом, рассуждениями о любой антинаучной хуйне, и о том, что в той книге борода гнома изображена неправильно.

Более тяжелая форма заболевания — неприятие книг, написанных не данным конкретным автором или (если речь идёт о межавторском цикле) — не по данной вселенной/сеттингу.

Лучший способ общения — не лезть. Заебут.

Ролевики

Основная статья: Ролевики

В принципе личности довольно безобидные, хотя чаще всего также входят и в одну из предыдущих групп. Особо весёлые придумывают игры по только что прочитанным книгам, в результате чего вполне могут шокировать авторов, узнай те об играх своих фанатов.

Реконструкторы

Основная статья: Реконструкторы

Собственно любителями жанра не являются, притом мня себя великими его ценителями. Так же, как и фаги извращенные, способны часами сраться о соответствии книги действительности (правда, споры ведутся уже не о гномах и эльфах, а о двуручных мечах за спиной, конных арбалетчиках и соответствии изображенной в тексте катаны реальной).

Игрушки

Основная статья: RPG

Некоторые компьютерные игры считаются принадлежащими к сабжу. К сожалению, здесь разграничение фэнтези/не фэнтези ведется именно по признаку: есть эльфы (гномы, феи, колдунство) или нет их. Если пытаются сделать RPG в другом антураже (например, научно-фантастическом), немедленно начинаются вопли «это шутер, а никакое не RPG!». И, как это ни прискорбно, так оно зачастую и оказывается.

Но если в игре сюжет ещё можно компенсировать геймплеем, то что сказать о высерах, слепленных по мотивам?

Что хорошего?

Слюни подбери, быдло.
И руки из-под стола вынь

А что же действительно хорошего в сабже?

Во-первых, как место обучения писателей, он очень даже годен.

Во-вторых, безграничный простор для творчества. Не нравятся эльфы? Напиши своё фэнтези, где вместо эльфов какая-нибудь Тау. Есть шанс, правда, вызвать этим бурление говн, но и это не так уж плохо.

В-третьих, быдло таки может насладиться описанием секса с эльфийкой, и тихо пускать слюни.

В-четвертых, небыдло, жаждущее философии, очень часто может отыскать в книге какую-нибудь великую мысль.

И наконец: это же просто классно. Это такой же жанр, как и остальные, в нем полно годной литературы. Чего ж вам ещё надо?

Примечания

  1. В данном контексте под третьим полом подразумеваются не трансы или германы, как вы, извращенцы, подумали, а биологическая раса, у которой помимо М и Ж есть ещё какой-то Х, без которого с воспроизводством никак…

Ссылки