Let's play

Материал из Lurkmore

(Перенаправлено с Let's Play)
Перейти к: навигация, поиск
«

На ютюбе полно летсплеев по той же причине, по которой на телевидении полно реалити-шоу. Их легко делать и есть много тупых людей, которые их смотрят.

»
— Анонимус
«

Всем привет, с вами %username%!

»
— Приветствие чуть ли не каждого русскоязычного летсплеера
b
Как завоевать ютюбы?

Let's play (рус. Давайте играть, или проще летсплей) — жанр видео, много лет как популярный на видеостриминговых сайтах вроде Ютуба. Такие видео снимает очень разношёрстная публика, и, следовательно, формат этих самых видео может быть совершенно разным. Идею эту предложили ещё зарубежные друзья, а потом подтянулись товарищи и из других стран, в частности — и из нашей с вами. Поскольку ютуб радостно делится с авторами доходом с рекламы, создание летсплеев стало одним из способов заработать денег в сети.

Часто летсплейщиков (или летсплееров) путают с обзорщиками, что вызывает сильный баттхерт у последних. Основное отличие между ними в том, что если обзорщик анализирует составляющие игры, начиная с графики и кончая геймплеем, то летсплейщик просто играет в игру на камеру, пытаясь доставить лулзов от своего прохождения зрителям.

Содержание

Что это и с чем его едят?

b
Феерическая расстановка точек над летсплеями от Мэддисона

По своей изначальной сути, это запись прохождения игры в реальном времени. Но летсплей не был бы летсплеем, если бы не содержал характерную отличительную черту: комментарии игрока.

Не секрет, что игростроители в наше время стараются выжать из железа все, что оно только умеет, при этом зачастую забывая о таких вещах, как сюжет, нелинейность и кое-о-чем другом, что может заинтересовать игрока. Если и допустить, что некоторые люди способны такое воспринимать как интерактивное кино и попросту проходить, то другие в таком ключе зачастую не хотят сами трогать управление, или попросту не могут по причине слабого железа. А некоторые попросту хотят расслабиться перед экраном, при этом не мучая клавиатуру и не сидя для этого в неудобной позе.

Только вот незадача: игра сама в себя играть не будет — если это, конечно, не шедевр гигиенического кинематографа — а зачастую так хотелось бы. Кто-то даже просто не любит играть, но любит смотреть, как играют другие. Для таких людей этот жанр и был разработан.

Откуда оно пошло

b
Один из первых представителей жанра.

Изначально слова «летсплей» не было, все корни шли из видеопрохождений игр. Поскольку текстовые прохождения бывают зачастую написаны непонятно, особенно в случае сложных квестов, то и придумал народ записывать прохождение игры на видео, чтобы застрявшие на сложном моменте игроки могли посмотреть своими глазами, как все-таки надо, и исполнить каверзный момент правильно. Но стандартные прохождения представляли собой не более и не менее, чем просто запись геймплея — играющий в процессе почти постоянно молчал как партизан на допросе, уступая звуковую дорожку оригинальной игровой, и лишь иногда вставляя критически важные комментарии. Или вообще не записывал собственный голос.

Революцию в данном жанре видео произвели форумы Something Awful. В 2006 году на подфоруме, посвященном играм, некие товарищи устроили первый в своем роде летсплей: только в те времена он был еще не такой, каким предстал сегодня, и он даже не являлся видеопрохождением. Там летсплей представлял собой серию из скриншотов, перемежающихся комментариями.

В 2007 году на тех же форумах появилось первое видео летсплея. Это была игра Super Metroid для SNES, а видео выложил некий slowbeef. Именно это видео и задало каноны современному летсплею: запись игрового процесса, сопровождающаяся юмористическими комментариями. Видео заимело такой успех, что стиль стали копировать другие посетители SA, им даже выделили свою доску. Как и со многими зарубежными мемами, из Something Awful ролики начали утекать на другие сайты, распространяясь почти в геометрической прогрессии. Они захватили сайты видеостриминга, и удерживают там топовые позиции по популярности — именно по вышеуказанным причинам. Что интересно, сам slowbeef вместе со своим собратом по несчастью с SA по сегодняшний день пилит довольно неплохую серию видео под названием Retsupurae, в которой он делает комментарии не на игры, а на нехорошие, негодные летсплеи других игроков.

Как это выглядит

 
b
Magnify-clip.png
Все характерные черты на месте: кривляние и гротескные реакции на происходящее.
b
Magnify-clip.png
А можно и вдвоем.
b
Freeman's Mind. Это он породил отыгрыш роли в летсплеях.

Стандартный летсплей обычно снимается посерийно с задержками — ведь далеко не всякий может просто так сесть и пройти игру в один замах. Иногда, правда, небольшие игры записываются именно что сразу и выкладываются в единичном видео же; как вариант, игры со свободой действия без яркой конечной цели могут писаться большими кусками и затем нарезаться в несколько серий. На конечный результат повлияют, как правило, два основных фактора.

Первый фактор — это подвешенный язык и качество оборудования автора. Все те проблемы, какими грешит русский фандаб, ярко видны и здесь; но даже картавый, гундосый или вконец прокуренный славянский голос может как раздражать, так и радовать, если автор умеет складывать слова грамотно и не перебарщивает с современным юмором. Поскольку все, что нужно для летсплея — это достаточно мощный для игры компьютер да микрофон к нему, эти видео делают как дети, так и вполне взрослые дяди.

Очевидно, что детский креатив зачастую бывает сведен хуже, звук может быть до невыразимости заглушен фоновым шумом (ввиду дешевого микрофона), а комментарии могут вполне сводиться к бессвязному бубнению наподобие «Ой, это вот сюда идём, так, вот, так…» и внезапным воплям, сопровождающим прибытие очередного гражданина встречающего из-за угла; другая крайность — это пулеметное тарахтение с избыточным расписыванием всех игровых событий, части личных и комментариев в адрес других игроков (если летсплей многопользовательский) или в адрес игровой фауны. Но даже ежу понятно, что такие видео будут смотреть только любители нестандартного, поэтому обычно с каждым новым видео словесный понос юного поколения обретает форму и структуру, и человека становится приятно слушать. В любом случае, голос ведущего для летсплея обязателен: считается, что если повисает «мёртвый воздух», то есть гробовое молчание и ничем не прерываемые звуки игры, это плохой летсплей. Из боязни мёртвого воздуха летсплеер может начать нести кромешную околесицу и испортить впечатление о себе; впрочем, хороший летсплеер, когда чувствует, что выговорился, прощается до новой серии.

Второй, не менее важный, фактор, который повлияет на популярность такого видео — это знание игры самим аффтаром. Если вы, например, хотите перепройти вашу любимую игру, но не хотите или не можете напрягать голову, то, сев за просмотр летсплея, конечно же, ожидаете увидеть плавный и размеренный ход, который гарантированно успокоит вас; смотреть в данном случае, как игрок тыкается в стены и не знает, куда идти и на что нажимать, чтобы стрелять, вызывает раздражение. Хорошо ещё, если прохождение снимается обособленными сериями — авторы обычно читают комментарии к своим видео и понимают, что делают не так — но когда все уже отснято до нас, становится как-то не по себе. С другой же стороны, если вы и сами не знаете данную игру — то даже непроходимо тупящий автор позволит вам её хоть как-то узнать.

Таким образом, все здесь уже зависит от играющего. Летсплейщики могут снимать спокойные и медитативные видео, где голос за кадром будет описывать текущий геймплей и ближайшие цели игрока, или же наоборот — видео комедийного характера, где все происходящее будет яростно комментироваться со всплесками эмоций; во втором случае видео нацелено не столько на помощь в прохождении, сколько на доставление смотрящим. Стоит заметить, что лулзы, извлекаемые на ходу, могут быть как остроумными, так и не очень — здесь все опять-таки зависит от харизмы автора, действуют абсолютно те же самые критерии отсеивания.

Копирайтопроблемы

b
Драматично-саркастичная песня о копирасто-проблемах.

В мае 2013-го Nintendo заключила с Ютубом договор и объявила, что теперь на всех видеозаписях, содержащих кадры из их игрушек появится обязательная реклама, а все денежки на ней заработанные будут отправлены не автору видео, а на банковский счёт самой Нинтенде. Это вскрыло большой гнойник вопросов о том, кому что принадлежит, который до этого спокойно вызревал находясь в теневой области авторского права.

Всякие низкопробные летсплейщики тут же принялись баттхёртить от того, что они теперь не смогут зарабатывать на жизнь, сидя на диване и играя в игры целый день. Хейтеры стали злорадно потирать ручки, надеясь, что теперь-то интернет поочистится от неугодной им школоты. Копирасты злорадно потирали ручки вместе с хейтерами, предлагая ввести более жестокие меры. В общем, драма. Где-то на заднем плане тусовались красноглазики, утверждая, что всё это создаёт неприятный прецедент, но их, как обычно, никто не слушал.

К концу 2013-го юристы Ютуба подготовили намного более сокрушительную атаку на летсплей: в систему идентификации контента был запилен модуль, отслеживающий наличие в роликах определенного игрового контента (кадры из катсцен, реплики и фразы героев, саундтрек и внутриигровые звуки) и при обнаружении совпадения на всем канале летсплейщика вырубалась всплывающая реклама. Немногочисленных представителей индустрии, клепающих ролики исключительно «для души», отсутствие рекламы по большей части не колышет, а вот школота, транслирующая свой прогрессирующий кретинизм в массы и устраивающая между собой войны исключительно ради центов за показ рекламы, отгребла неслабый баттхерт. Ютуб и прилегающие ресурсы немедленно захлестнула волна негодующего школия (и не только), но Ютуб публично послал их в пешее эротическое путешествие: хотите зарабатывать на видео — пилите годный контент без сцен из игр. Форумы и прочие околоигровые порталы продолжают бурлить и пениться, а у простого обывателя появилась надежда на то, что Ютуб наконец-то очистится от всяких Ваномасов, Гамазов и прочих Абдулей, а содержание летсплеев станет намного более адекватным.

Уже не торт

Несмотря на всю, казалось бы, неуязвимость, даже летсплеи в итоге скатилось на дно, где, впрочем, раньше и были. Пик летсплеев был летом 2013 года, и уже в сентябре-октябре количество этих роликов сократилось на 50% и до сих пор продолжает стремительно катиться вниз. Произошло это потому, что фанаты летсплея повзрослели, поумнели и начали активно создавать петиции по закрытию каналов, отписываться и дизлайкать. Многие наотрез отказались делать что-либо дальше, но школяров фанатов до сих пор много.

В России

«

Летсплеер хуже пидораса.

»
Maddyson
«

В интернете Много всякого говна, Смотрят дети Юзю и Гагатуна Мы боялись Кризис жанра и идей, Но Илюша Подготовил свой лэтсплэй Соберется У телевизора семья Полюбоваться Как играет здесь Илья. Мы спасибо Говорим за твой лэтсплэй. Наконец - то Есть программа для детей. Много клёвых людей В шоу Мэддисона, Но лэтсплэй не лэтсплэй Если нет Хована! Нанана Нанана Нанана Нанана Нанана Нанана Нанана Ваномас!

»
Ник Черников обо всём сразу.
Даня о летсплейщиках
b
Поначалу все выглядело именно так...
b
Профессия летсплейщик

Нашу страну тоже не обошли вниманием новомодные тренды. Первым летсплейщиком у нас можно считать Мэддисона; правда, в те времена движение еще только приближалось к Рунету, поэтому и летсплеи тогда были не столько летсплеями, сколько самоназванными «обзорами». Однако первые, да и все последующие некоммерческие, видео означенного субъекта принадлежали именно что к жанру около-летсплеев: даже несмотря на то, что текст накладывался уже после записи видео, обзорного в них было мало. В частности, про саму игру и разработчиков не рассказывалось практически ничего, кроме двух-трех фактов, да и общей информации давалось крайне мало: большая часть каждого из «обзоров» представляла собой именно что запись геймплея, на который накладывались несмешные комментарии ведущего.

Ни для кого не секрет, что школьники очень любят подражать старшим товарищам: и у нас случилось поначалу ровно то же самое. Еще в 2010 году на отечественных имиджбордах анонимы постили чьи-то маргинальные ролики, авторы которых вели себя зачастую совсем уж неадекватно, но такой бред наскучило всем смотреть довольно быстро (впрочем, как минимум одного вспоминают и поныне). Уже после 2010 года вчерашние школьники все-таки решили снять что-то нормальное, научились хоть как-то владеть микрофоном, а потом уж летсплейщиков понавылазило из всех щелей; каждый из них хотел быть если не лучшим, то хотя бы адекватным в своей нише, что порой даже получалось.

В 2012 году летсплеи делают в основном на популярные игры: больше аудитория, больше просмотров, а оттого и больше PROFIT (если, конечно, речь идет о Ютубе, где перспектива денег за просмотры вполне реальна). Это порождает конкуренцию, порой выливающуюся в довольно жесткое противостояние летсплейщиков, что неизбежно ведет к улучшению качества сначала в конкурентном случае, а потом и во всех остальных. Именно поэтому многие современные летсплеи можно смотреть уже без рвотных рефлексов ровно до тех пор, пока от надвигающейся славы аффтар не забронзовеет и не станет предпочитать оригинальности исследуемого материала и качеству обзора ни количество просмотров, ни славу себя-любимого перед камерой.

Стримы

b
Twitch или YouTube?

Стрим — жанр, родственный летсплею, но отличающийся от него тем, что происходит в прямом эфире. То есть, играющий видит комментарии зрителей в реальном времени и отвечает на них. В результате получается некий гибрид летсплея и непринуждённой беседы со зрителями.

Как и в любом другом виде творчества, 95% стримов — полное дерьмо. А разгадка не одна:

  • Звёздная болезнь. Любой более-менее популярный ведущий стримов рано или поздно впадает в неё, и стримы получаются не столько про игру, сколько про личность Его Высокопревосходительства Ведущего. Ведущий нифига не обращает внимания на игру (из-за чего дико тупит и бесит), а разглагольствует о том, сколько раз он подрочил сегодня и на что. Преданной стайке почитателей-школотунов сиё интересно, остальным — не особо.
  • Междусобойчик. Возникает, если постоянных зрителей у канала немного и они все друг друга знают. В результате ведущий болтает со своими друганами на темы, интересные только в этой конкретной компании, типа, куда им поехать на шашлыки, или обсуждают своих общих знакомых, никому более не знакомых. Интересен такой стрим только узкой целевой аудитории; если в зрители забредает некий случайный человек (например, посмотреть на прохождение редкой игры), ему становится до ужаса тоскливо.
  • Общий тупняк. Когда ведущий стрима и зрители поглощены некой интересной беседой; очень может быть, что интересной и для случайного зрителя, но не имеющей никакого отношения к игре. В результате на игру ведущий забивает, не думает о ней и совершает абсолютно идиотские ошибки.

Впрочем, на самом деле разгадка всё-таки одна: «проблема мёртвого воздуха». В стриме, как и в летсплее, нельзя допускать, чтобы повисло молчание и комментарии затихли. Но если летсплеер, когда говорить стало не о чем, может закончить ролик и попрощаться, то стрим положено вести часами без остановки. Поэтому ведущий стрима трещит абы о чём, лишь бы не молчать. И создаётся такое впечатление, что лучше бы молчал.

Примеры и прочие видео

b
Типичный летсплей
b
Игрок от души комментирует некоторые особенности модифицированного уровня для SMB
b
Интервью с одним из них
b
И даже школьники.
b
Ещё один индивидуум
b


Ссылки


ИгрожурПечатные (Game.exeMegaGameВеликий DраконВиртуальные радостиСтрана игрИгроманияКсакепЛКИНавигатор) • Онлайновые (Playground.ruStopGame.ruZero PunctuationАг.ру) • Let's playОт винта
TemplateGamesBottom.png
Источник — «http://lurkmore.co/Let%27s_play»