Сюрреализм

Материал из Lurkmore

(Перенаправлено с Сюр)
Перейти к: навигация, поиск
«

Сюрреализм — это перекресток чарующих сновидений, алкоголя, табака, кокаина и морфина.

»
Анонимус
b
Суть

Сюрреализм (фр. surréalisme) — направление в искусстве, порождённое компанией неординарных личностей, что повстречались нежданно-негаданно друг с другом в Париже 1920-х. Обычно, говоря сюрреализм, подразумевается Дали. Но не вокруг одного него вертится это направление. За время его существования появилось немало годных и интересных художников — в меру безумных, в меру талантливых.

Содержание

Чего это за бред?

Бретон, собственно
Вот эти ребята во всём и виноваты
 
Ив Танги, один из художников.

Ив Танги, один из художников.

Одна из кукол Баллмера

Одна из кукол Баллмера

И еще одна НЕХ. Ничего не напоминает?

И еще одна НЕХ. Ничего не напоминает?

Тот же автор

Тот же автор

Однажды поэту Аполлинеру пришло в голову сочинить новое слово «сюрреализм». Вместе с ним основателем сего движения считают другого поэта, Бретона, создавшего метод автоматического письма — ничем, даже логикой, не сдерживаемого бумагомарания,[1] эдакой сознательной шизофазии «на скрижалях». В психиатрическом институте св. Дизье под Парижем Бретон старательно зарисовывал фантазии и сны местных пациентов-шизофреников, не брезговал анализом детских снов и кошмаров.

Господа сюрреалисты мечтали ни много ни мало как о максимально раскрепощённом творчестве, свободном от всяких догм и правил, как в дадаизме. Страстно фанатели от дядюшки Фрейда и его теорий, верили, что наигоднейший материал для творчества дают сновидения. Но реальность внесла свои коррективы — все сюрреалисты с самого начала друг с другом срались, чей сюр круче и кто из них лучше понимает эту идею, исключали друг друга из компании и страдали прочим писькомерством.

Если коротко, то правила работы сюрреалистов сводились к:

  • Расслабься и отпусти свои мысли.
  • Доверься подсознанию и присмотрись к образам, что оно тебе посылает.
  • А теперь бегом бери бумагу и записывай всё увиденное таким образом.

В результате получалось что-то такое:

Оно не похоже на палец, а похоже на пёрышко битого стеклышка Оно не похоже на нечто съедобное, а похоже на съеденное Оно не похоже на пустое кресло, а похоже на старуху, что роется в куче камней Оно не похоже на груду камней, а похоже на устье реки, куда приливом сносит отбросы Оно не похоже на палец, а похоже на пёрышко с выбитым зубом Промежутки между камнями тоже из камня Оно не похоже на револьвер, а похоже на вульву Оно не похоже на вульву живую, а похоже на мертвую ПРОЧЬ ВАШИ ГРЯЗНЫЕ ЛАПЫ С МОИХ ДРУЗЕЙ КЛАДИТЕ ИХ НА СВОИХ ШЛЮХ ИЛИ НА СЕБЯ САМИХ ТОЛЬКО ПРОЧЬ ОТ МОИХ ДРУЗЕЙ

Сюрреалистические стишки

Бытует мнение, что без применения веществ такое творчество просто невозможно. Но это миф — упоротый художник не станет талантливым, если он не был им до принятия дозы или косяка. Пытаясь получить прямой доступ к глубинам бессознательного, сюрреалисты создавали свои работы под воздействием алкоголя, наркотиков, гипноза, голода. Они перепробовали многое, но вещества не давали нужного эффекта, на что многие потом жаловались, а вот гипноз и голодание очень хвалили. Сновидения, галлюцинации, бред — они знали толк в поисках годного источника вдохновения.

Сюрреалисты очень быстро стали популярными в Европе и США ещё до Второй Мировой. Вначале даже пытались дружить с местными комуняками, уверяя их, что тоже участвуют в разрушении капитализма и приближении бесклассового общества, что не мешало им продавать свои работы капиталистам за весьма кругленькие суммы. Бретон люто и искренне фанател от Троцкого, читал его книги и вообще считал Давыдыча эталонным революционером. Выставки сюрреалистов быстро стали местом, где собирались тогдашние публичные тролли, любители погалдеть о политике и эпатажные личности, жаждавшие внимания публики. Гитлер, конечно, не одобрял и презирал это направление, но переловить аффтаров и сжечь их всех вместе с картинами так и не успел — большинство свалило за океан, подальше от бесноватого австрияка.

Ханс Баллмер, в годы власти австрийского художника в противовес официальному искусству Рейха создал фотоцикл с изуродованными куклами юных девочек и подпольно его опубликовал. Ханс мастерил женские манекены с отчётливыми сосками, губами и вагинами, фотографировал их в непристойных позах в публичных местах и спальнях, что не могло не вызвать вопросов. Нацистская гебня, конечно, его вычислила, причислила к дегенеративным художникам и заставила свалить за бугор[2].

Сюрреализм негусто, но был представлен и в кино. Зрители поначалу негодовали и готовы были блевать от первого творчества дуэта Бунюэля-Дали — Андалузского пса. Интерес к сюру проявлял даже Уолт Дисней в попытках сотрудничества с тем же вездесущим усатым Сальвадором. В 1970-е в тему влился и маэстро Линч со своими головами-ластиками.

С 1970-х неожиданно на передовой сюра оказались чехи и лично Шванкмайер. Вот тут-то и расцвели параноидальные сюжеты, немыслимые применения банальных бытовых предметов в анимации и прочий праздник подсознания. Чехи явно игнорили неодобрение сюрреализма из Москвы, что дало им серьёзные бонусы в международных кино и анимационных фестивалях. К тому же чех Шванкмайер — автор альбомов с такими монстрами и НЕХ, что позавидовал бы сам Гигер.

Кроме того, сюрреализм — это не только живопись/кино, но и литература. Помимо уже упоминавшегося Гийома Аполлинера, впоследствии ставшего одним из многочисленных соавторов БГ [3], из недр сюрреализма вышли поэт-сценарист Жак Превер, известный также как автор множества текстов песен Ива Монтана, и автор мегадоставляющего романа «Зази в метро» Раймон Кено: юная лоли мечтает покататься на парижском метро и мечется по городу Эйфелевой башни в компании дядюшки, любящего поплясать в кабаре в женском прикиде. Фильм режиссёра Луи Маля, к слову, доставляет не меньше. Ну и не забудем Бориса «Пена Дней» Виана с его многочисленными языковыми сюрпризами, видными даже в переводах.

О самом распиаренном сюрреалисте можно почитать ТАМ. Здесь же обратим внимание на нижеследующих господ.

Люди с кистью в руке

Магритт

Magritt-09.png
«

— Что такое сюрреализм? — Это кукушкино яйцо в чужом гнезде.

»
— Диалог Бретона и Магритта

Рене Магритт — бельгиец, начинавший как рекламщик и дизайнер обоев. В детстве любил гулять по старым кладбищам с соседской девочкой, где и наткнулся на человека с мольбертом, рисовавшего старые склепы [1]. Мальца эта встреча зацепила, и он решил стать художником.

Прибился к тусовке сюрреалистов скорее от отчаяния, в поисках поддержки — его работы не пользовались популярностью, заставляя Рене сомневаться в выборе профессии. Хотя Магритт, в отличие от всех сюрреалистов, презирал психоанализ и советовал не искать смысл там, где его нет. В конце концов, за это «кощунство» Андре Бретон публично исключил Магритта из своей организации, но Рене не сильно расстроился. А спустя несколько лет тот же Бретон, почуяв, что Магритт набирает популярность в мире, попросил его вернуться.

Магритт никак не походил на художника внешне. Терпеть не мог эпатаж и пафос, ходил в строгом костюме, словно джентельмен из Лондона. Коллеги над ним неустанно стебались.

— Рене, ты действительно художник? — спрашивали они.
— Вас удивляет, что у меня в доме чисто? А вам известно, что краска должна попадать на полотно, а не на ковер? — невозмутимо отвечал он. Журналюги были недовольны — в отличие от Дали Магритт выглядел скучным бюргером и никаких скандалов и интриг из его жизни было не выжать, хоть убей.

Невозмутимые картины, с невозмутимыми яблоками и котелками на невозмутимых фонах. Ныне святыня и гений всея Бельгии.[2] [3]. Имеется также кошерный музей нестандартного экстерьера.


Миро

Miro-avatar.png

Сюрреализм ударил в мозг не одному испанцу Дали. Параллельно с ним стал известен ещё один его соотечественник — каталонец Хуан Миро. Но то, что у него получалось, было куда сложнее осилить с первого раза, чем работы Дали. Миро остановился где-то на границе абстракции. Хоть немного понять, что, собственно, изображено на его полотнах, можно только из названия и с серьезным разгоном зрительской фантазии. Человек, не знающий, что смотрит на картину сюрреалиста, может легко принять ее за холсты-заготовки, за ар-брют или за детские каракули, где ребенок точно знает, что он изобразил, но взрослый с большим трудом понимает, что там.

Миро терпеть не мог никакого планирования, хождений на работу вовремя, и вёл себя как типичный представитель художественной тусовки Парижа. И не беда, что жрать нормально можно было лишь раз в неделю, а остальное время давиться только финиками, зато художник считал себя свободным и счастливым. В мастерской было свалено несколько уютненьких мешков, на которых всегда могли проспаться его друзья после очередной бурной попойки. Затем всё, конечно, устаканилось, как только сюр стал модным и стильным течением, принеся неплохие дивиденды.


Эрнст

Ernst-max-avatar.png

Но не тот, что Константин, а тот, что Макс.

Свой путь к глубинам подсознания начал еще в тусовке дадаистов и как дядюшка Швиттерс делал безумные аппликации из мусора, старых журналов, плакатов. Затем начал издеваться над классическими образами и иллюстрациями. Чтобы понять, ЧТО именно придумал Эрнст, нужно на это один раз посмотреть «Стобезголовая женщина» и «Неделя доброты, или 7 главных элементов» Зеркало. Увлечения оккультизмом привели к тому, что Эрнст стал общаться с неким ангелом-хранителем, не стесняясь окружающих.

Эрнст в бесконечных поисках нового способа творчества придумал фроттаж — бумажный лист он клал на рельефную, неровную поверхность, затем натирал графитом. Получалось случайное и неожиданное рандомное изображение. Кроме того, сюрреалисты использовали другие виды случайного получения рисунка — например копчение, в результате от копоти свечи на бумаге оставалась пятна. Кляксы, пятна от туши, чернил, жир бутербродов, все шло в дело и впоследствии дорабатывалось.

Макс не стеснялся использовать своеобразное первичное сырье для своих работ — иллюстрации к бульварному французскому чтиву — любовным и криминальным романам, детективам. Скупал такие дешевые издания чемоданами, улучшая свое настроение и настроение книготорговцев. Помимо «бульварщины» в дело также шли анатомические и ботанические атласы.


Бексиньский

Zdzislaw beksinski 1977a.jpg
«

...посмотрела картины и мне стало страшно за художника..что же у него в голове творилось если он такие вещи рисовал...

»
— Типичная реакция юзера на картины Здислава

Польского художника Бексиньского иногда сравнивают с Гигером за мрачность, монстрячность и абсолютную безысходность картин. Неподготовленного человека может ввести в ступор и шок. Никаких названий своим работам автор не давал, перекладывая этот труд на организаторов выставок и зрителей. Бексиньский никогда не рисовал обложки для метал-команд — но это не помешало ему стать немаленьким культом среди металистов, мрачных блэкарей и депрессивных думеров, ругулярно ворующих картины автора для своих обложек и буклетов.

Несмотря на это в жизни сей пан оставался добродушным, застенчивым и милым человеком, что не уберегло его от ножа 17-летнего соседа по дому, решившего прикончить старичка художника из-за того, что тот не дал в долг денег. Есть версия, что пацан прирезал художника вместе со своими подельниками, такими же малолетними долбоебами. Семнадцать ударов ножом и выдающимся сюрреалистом стало меньше. Сэд, бат тру.

Годная галерея.Торрент. Интервью.

Крипота по-польски

Тем временем в США

Отдельно стоит остановиться на том, что стало с сюрреализмом, как только он упал на почву чисто американских художников. Здесь сюр переформатировался в Магический реализм — сюр, взращенный на американской земле, заточенный под вкус американского зрителя. Здесь он получился куда более сатиричным, с карикатурностью и налетом явной провокации.

Американец Пол Кадмус [4], скандалист, тролль и любитель мужчин был лидером сюр-тусовки Нью-Йорка. Свой кусок славы он заработал наглым и тролльским творчеством. На дворе были 1930-е и нравы в Америке царили куда как более чопорные: с сегрегацией, пристальным слежением за моралью, набожностью, семейными ценностями и непогрешимым поцреотизмом. Изобразив на картине The Fleet's In! (Моряки на берегу!) бухих и уродливых морячков, гордость звездно-полосатой нации, в компании шлюх, Кадмус навлек на себя гнев высшего командования ВМС США, а чиновники, усмотрев пропаганду гомосексуальных связей, принялись методично травить автора и заводить судебные тяжбы.

Забавно то, что эта картина, арестованная благодаря связям возмущенного адмирала, висела не где-нибудь, а в министерстве ВМС, а затем в доме у двоюродного брата президента Франклина Рузвельта, и наконец до 1980-х она украшала один из элитных клубов Вашингтона, пока ее через суды не вытащили адвокаты. Но такая шумиха лишь сделала художника и его тусовку куда более известной. После Второй Мировой слава Кадмуса пошла на убыль. Ведь к началу 50-х поменялись художественные вкусы, и в американском искусстве главенствующее место стала занимать абстрактная живопись, а чуть позже модным стал поп-арт.

Нынче

«

Изысканный труп выпьет молодое вино

»
— Из игры «Великолепный труп», в которую играли сюрреалисты
Optical illusions.png
Igor' Morski

Полная коммерциализация направления наступила чуть ли не сразу и во многом благодаря Сальвадору, которого остальные сюрреалисты люто ненавидели за необузданную игру на публику и огромные деньги, заработанные им. Перед тем как порвать с тусовкой, Дали сказал: «Сюрреализм — это я!», а затем назначил Эрнста Фукса своим «преемником на Земле». Для большинства из художников Сальвадор стал чем-то вроде Киркорова, попсой, предавшей прекрасные идеалы движения. Бретон, уже будучи стариком, люто раздражался на молодежь, что примкнула к сюрреализму поздно и ни хрена не понимала в глубоких идеях основателей движения.

Любое популярное культурное явление рано или поздно скатывается или к полной коммерциализации или чахнет и дохнет, как никому не нужное старье. Сюр постигла участь первого варианта. Теперь, в XXI веке, сюрреализм давно уже не мается подсознательной хуетой, а делает бизнес, зарабатывает деньги, спекулируя на старых принципах и на интересе публики к странным картинкам. Много денег, но мало свежих идей? Не беда. Ведь у нас есть неосюрреализм и прочие как бы направления, которые так отлично можно распиарить и грамотно подать публике.

b
Сюрреализма больше нет.

С другой стороны, если вооружиться гуглом и окунуться в пахучие омуты современного искусства, можно проследить изменения сюра. С глобализацией и интернетами этот жанр как любое культурное явление размывается и подвергается мутациям в разы быстрее, чем 40-60 лет назад. Что даже хорошо — быстрее поступает свежая кровь новых идей, хотя с не меньшей скоростью всплывает тенденциозный кич. Современным дитём сюра и поп-арта можно обозвать поп-сюрреализм, ярким представителем которого является дядюшка Тодд Шорр, нашедший свой стиль в изображении популярных мультперсонажей в весьма наркоманских ситуациях с элементами насилия, мульт-гуро и прочих гурманств.

Эксперты и знатоки даже спорят, можно ли считать поп-сюр и lowbrow art одним и тем же направлением. Хотя теперь, с размытостью жанров, границ и мнений, этот вопрос скорее дело вкуса, чем необходимости. В Италии неплохо расцвел сюр в дизайне интерьеров.

Некоторые современные представители сюра достойны упоминания, даже если им все завидуют и ненавидят: Рафал Олбински, Михаил Хохлачев — фанат Магритта, Эрнст Фукс, Сафронов, Тэцуя Исида, чех PETER GRIC [5] и прочие.

И в завершение вспомним, как Бретон, словно издеваясь над неуравновешенными школьниками будущего и просто психами с оружием в руках, сказал:

«

Самый простой сюрреалистический акт состоит в том, чтобы, взяв в руки револьвер, выйти на улицу и наудачу, насколько это возможно, стрелять по толпе.

»
— «Второй манифест сюрреализма»

Сюрная галерея


b
Чешский сюр.
b
Совковый мульт с обилием сабжа «Халиф-аист». «Му-та-бор!»

См. также

Ссылки

Примечания

  1. В «Манифесте Сюрреализма» он писал: «Сюрреализм есть чистый физический автоматизм, посредством которого мы стремимся выразить в слове или в живописи истинную функцию мысли. Эта мысль продиктована полным отсутствием всяческого контроля со стороны рассудка и находится за пределами всех эстетических и моральных норм.»
  2. Идеи Баллмера внезапно в 2000-х проросли в Японии — стоит посмотреть на дизайн роботов-кукол из аниме Призрак в доспехах 2: Невинность.
  3. строчка про мост Мирабо — это цитата, да