Общество потребления
Материал из Lurkmore
Осторожно, политика! Внимание! Это статья про нечто, имеющее отношение к политике. Она, вне всякого сомнения, заангажирована в чью-то пользу. Nobody cares. |
« |
Вам лишь бы вкусно пожрать, крепко поспать и сладко посрать… | » |
— Из обращения командира роты к своим подопечным. |
« |
Есть кишечник и гонады. | » |
— Наблюдательный анонимус. |
ОМП (О, может, перекусим?!) — Общество Массового Потребления — это такое общество, в котором внешнее стимулирование потребления товаров становится главным условием роста экономики.
Содержание |
Происхождение
« |
Предложение определяет спрос | » |
— Старая формула[1] |
Потребление существует с древнейших времён — именно благодаря ему появились колесо, самолёты, Интернеты и т. п. В отличие от экономического потребления, точная дата рождения общества потребления неизвестна, но предположительно это произошло во время Великой депрессии на основе теоретических изысканий г-на Кейнса. В текущем виде сабж сформировался после Второй мировой войны.
В конкурентной борьбе каждый бизнесмен старается произвести больше и дешевле, поэтому при капитализме производство патологически растёт. В случае, если товары не покупают, наступает перепроизводство, обваливающее всю экономику в жесточайший кризис — предприниматель сокращает бесполезный персонал, чем ещё более кастрирует способность быдла покупать.
В допотреблядскую эпоху проблему расширения производства решали за счёт зогхвата колоний, вливая в стройные ряды множество новых потребителей:
— Не ослышался ли я? — спросил доктор Обнюбиль. — Как! Вы, вы, промышленный народ, ввязались во все эти войны?! — Конечно, — отвечал переводчик. — Ведь это промышленные войны. Народы, не имеющие развитой торговли и промышленности, не нуждаются в войнах; но деловой народ вынужден вести завоевательную политику. Число наших войн неизбежно возрастает вместе с нашей производственной деятельностью. Как только та или иная отрасль нашей промышленности не находит сбыта для своей продукции, возникает надобность в войне, чтобы получить для него новые возможности. Вот почему в этом году у нас была угольная война, медная война, хлопчатобумажная война. В Третьей Зеландии мы перебили две трети жителей, чтобы принудить остальных покупать у нас зонтики и подтяжки. |
Анатоль Франс, «Остров Пингвинов» |
Известно, что Первая Мировая началась из-за того, что ничейных колоний уже не осталось. Таким образом вопрос, стоявший перед Кейнсом во время Депрессии, был таким: «как увеличить потребление?». Все колонии уже были поделены, начать военные действия (чтобы в перспективе отобрать колонии и увеличить производство за счёт вооружения — как в ПМВ) было политически плохим вариантом. Пришлось стимулировать потребление.
Доходило до смешного: люди выполняли бесполезную работу за реальные деньги, лишь бы они могли что-то купить. Например, раскапывали яму и тут же её закапывали[пруфлинк?]. Однако это сработало, и ожившее потребление оживило производство. За этим последовал пересмотр учебников по экономике, и на первый план вышла новая формула: «спрос определяет предложение». Началось разделение мира на сытый «золотой миллиард» и загибающийся от голода «третий мир» — до того рабочие Европы были едва ли более сытыми, чем рабочие Индии.
Иными словами, общество потребления — это не просто общество, в котором ты покупаешь что-то, что тебе навязали, а именно такое, в котором навяливать потребление хуиты есть экономическая необходимость, потому что иначе не будет того самого роста производства и наступит очередной экономический пездец.
Евангелие от Маркса
Несмотря на то, что после 1991 года книги Маркса вывозили из советских библиотек на КАМАЗах в неизвестном направлении, а в мире уже начали праздновать победу капитализма, актуальность марксистских взглядов не исчерпана и поныне. Заслуга Маркса огромна и состоит прежде всего в том, что он открыл тенденцию капитализма к вырождению.
Два ключевых понятия, чтобы понять, что это — эксплуатация и отчуждение. Маркс выделял четыре вида явления, но в целом его сущность можно представить так: рабочий, который пашет на капиталиста, не видит результата своего труда и в оном не заинтересован, так как прибыль, рабочим создаваемую, «присваивает» себе капиталист.
Единственный верный способ, по Марксу, чтобы прекратить этот замкнутый круг — определить тот класс, который продолжит развитие после того, как капитализм в лице буржуев исчерпает все возможности развития и будет его тормозить. Этот новый класс устроит революцию и уничтожит капиталистов как класс — сначала отобрав у них политическую власть, а потом и собственность (физически выпиливая отдельных поциентов по обстоятельствам). Единственный класс, остающийся по мере развития капитализма, — класс продавцов рабочей силы (пролетариат), который и сделает революцию. На деле эту концепцию конкретизировал и по обстоятельствам воплотил Ленин, напугав при этом огромное число капиталистов.
Однако после появления «общества массового потребления» капиталисты получили возможность сохранить и приумножить свою прибыль и капитал, а рабочий — иметь много товаров и еды. Революция захлебнулась: дилемма «умирать за революцию или умирать в нищете» исчезла.
Бодрийар заявил, что при капитализме пропадает необходимость в революции — якобы социализм не вытесняется, но поглощается капитализмом! Но у всякой медали есть две стороны. В индустриальную эру капиталисты пытались избежать проблем ценой потери части прибыли. Теперь же они получали прибыль за то, что их избегали! Но проблему это не решало.
Кому лень читать Маркса — может ознакомиться с его вольным изложением в книге американского автора Джека Лондона «Железная пята», глава 9. Автор в своё время был известен не столько обязательными для любой школоты к прочтению рассказами о поисках золота на Аляске, сколько как видный социалист. С тех пор прошло 100 лет, но ничего не изменилось.
Евангелие от Делёза
Как было сказано выше, погоня за прибылью усугубляет эксплуатацию. Конечно, Капитан говорит, что капитализм значительно вырос, но где же тут эксплуатация? На самом деле, она переместилась на другой уровень. Если раньше капиталист эксплуатировал отдельного человека и его труд, то теперь он эксплуатирует его органы! Ты можешь не работать и не вкалывать на дядю, но твои органы должны потреблять товары, чтобы обеспечивать прибыль капиталисту, и от этого никуда не деться (разве что съебаться в скит)! Капиталист смотрит на тебя как на машину из органов! Концепты «тела без органов» и «машины желания» были введены Жилем Делёзом.
Культ потребления
а вот всякие местные вкусности… все эти бесконечные салаты и невообразимые блюда в Тайланде… или милый ресторанчик поздним вечером на пешеходной улице Старой Риге..и кушать вкусности, укутувшись в плюшевый плед ..ммм) а украинская кухня?) из Киева можно уезжать только с набитым пузом. потому что там все очень вкусно, мега дешево и ОГРОМНЫЕ порции. последний раз...мы сидели в каком-то кофейном заведении..порция салата была просто огромной. тазики с салатами на новый год — просто отдыхают:) во Франции, будь моя воля, я бы только и делала — что перемещалась между ресторанчиками, кафешками и ела, ела.... |
http://mirolubova |
Проблему чрезмерного потребления обозначил ещё Фромм в своей книге «Иметь или быть?». Показав, что история со времён Адама не знала ещё такого культа потребления, а употребление Евой яблока в райском саду — невинность по сравнению с современным потреблядством, бессмысленным и постоянно увеличивающимся. Оказалось, что потреблять можно не только продукты питания и товары, но и культуру и искусство как таковые. Возникли целые направления в отраслях производства, удовлетворяющие якобы естественные (а на деле — навязанные) потребности масс.
При помощи зомбоящиков и прочей рекламы культ потребления поддерживают современные жрецы — модельеры, повара, известные «личности» и другие псевдоспециалисты. Кстати, западное общество, породившее ОП, удачно разродилось и его критикой в искусстве — поп-артом, стебущим сабж.
McWorld
Термин McWorld (не путать с одноимённым журналом!) впервые ввёл в обиход Барбер, обозначив им массовую культуру.Само слово McWorld (макмир) — состоит из приставки «Mc», взятой у слова «Макдоналдс», и корня «World» — обозначающего мир. McWorld является составной и необходимой частью ОМП. Капитан очевидность говорит нам: чтобы потреблять, люди должны хотеть потреблять. Следовательно, для капиталиста удобно превратить желание потребления в ценности и нормы, а может статься, и в жизненные цели. Тут и приходит на помощь McWorld. В результате этой культагрессии весь мир узнал о Микки Маусе, MTV, МакДональдсе, Пепси и другой херне, которая в быту и в жизни бесполезна. В свою очередь это потянуло за собой другие потребности и желания. Короче, пошла цепная реакция.
Против McWorld ополчились постмодернисты. Некоторые стали выпускать консервы с собственным калом, дабы показать всю убогость ОМП. Другие стали устраивать перфомансы, то есть единичное (а потому уникальное) представление или произведение искусства, которое нельзя размножить и сделать массовым. Однако когда появились современные средства записи и передачи информации, перформанс перестал быть таким уж уникальным произведением искусства. К тому же это действовало лишь на илиту и незначительную часть других потреблядей.
Уровни потребления и потребители
Современное ОМП можно разделить на классы по уровню и масштабам потребления: Элита, Средний класс, Маргиналы. Между основными классами можно выделить две прослойки: Богема и Илита.
Элита
Элитное потребление подразумевает, что потребляются дефицитные, эксклюзивные и дорогие товары. Большей частью это единичные товары (не массовое производство) из редких материалов, часто ручной работы. Или отдых от надоевшей жены и сексретарши в Таиланде не за сраные тридцать тысяч — а за два-три миллиона, зато со всеми степенями защиты и охраны, излишними для простого смертного. Такое потребление могут позволить себе немногие, и в ОМП их по праву называют Элитой. Сюда входят крупные капиталисты собственной персоной и прочие обитатели рейтингов Forbes. Аналог высшей партийной номенклатуры в советской системе ценностей.
Богема
Это та часть общества, которая не может быть творческой (в силу своей бездарности) и при этом не хочет работать, но много потребляет и стремится к уникальным или штучным товарам. Определение, конечно, не совсем чёткое, но отражает сущность этой прослойки. Наиболее яркими примерами могут быть Собчак, Свидетели Дома-2, большая часть российской эстрады и др.
Средний класс
Сюда входит весь «средний класс» (a.k.a. мыдло), естественно, с хомячками. Здесь дорогие товары и услуги (массового производства) регулярно берут в кредит, который зачастую возвращают долго или не отдают вообще. В западных развитых странах этот класс составляет большую часть ОМП, что обеспечивает постоянный приток прибыли Элиты и Богемы.
Илита
Илита — исковерканное слово «Элита». Люди в этой прослойке считают себя мега-, пупер-, суперилитой только лишь потому, что посещают клабы на родительские деньги, носят якобы модные шмотки (пусть массового производства — но главное яркие и за over9000+ рыр), слушают (и смотрят клип) What Does The Fox Say на своих кредитных Айфонах, одновременно снимая себя ими в зеркале клубного или ресторанного сортира, ездят на папиных тачках, фотографируют зеркалками за 262144 рубля с китовой оптикой помойки в JPEG и т. д. Сюда входят: быдло, кисо, некоторая школота, хипстеры и другие субкультуры, вплоть даже до некоторой части гопников, наскрёбших-таки себе 50-100 тысяч на ТАЗ не сильно ушатанный. В бывших странах СССР (и в меньшей степени в Восточной Европе) эта прослойка наиболее многочисленна и обеспечивает прибыль Элиты и Богемы, а также, косвенно — рабочие места (типа сортировщика распечатанных бумаг) для Среднего Класса.
Маргиналы
Это самый низший класс в ОМП. Сюда входят пенсионеры, представители некоторых непрестижных профессий и т. д. Маргинал — изначально, культурологический термин, подразумевающий личность, находящуюся на стыке культур, например, мигрантов в чужой стране. Маргиналы испытывают трудности с самоопределением и являются чуждыми любой культуре, а значит, находятся в самом низу иерархической лестницы. Могут принадлежать к любому из классов, выделяясь лишь тем, что меньше потребляют.
Потребитель
Каждый слышал, что современное общество воспитывает потребителя, который топит себя в обществе потребления, как муха в компоте. В то же время, не заметно, чтобы кто-то занимался специальным зомбированием: родители специально не учат своих детей покупать вcё подряд, правительство не делает национальных программ по поощрению потреблядства, а бизнесменам так и вообще всё равно, что делает покупатель в остальное от покупок время, их задача — рекламировать товар, чтобы увеличить свою прибыль. Любому бизнесмену выгоден покупатель, любому правительству нет смысла мешать бизнесу, а родителям обычно просто похуй. В итоге они воспитывают детей собственным примером, государство никак потреблядству не противодействует, а само воспитание потребителя получается естественным, стихийным и выгодным социально-экономическим процессом.
Что обществу потребления нужно от человека? Чтоб он ЖРАЛ. Работал и ЖРАЛ на заработанные деньги. Смотрел кинчики, играл в компьютерные игры, покупал новые шмотки, телефоны, машины, квартиры. Просто работал и покупал. Какого-то смысла в этих действиях не требуется. В товарном обществе человек не человек, а рабочая сила (товар) и потребитель товаров. Чтобы хорошо устроиться в таком обществе, нужно просто привыкнуть смотреть на себя и других как на товар, уметь продать себя и купить других, мыслить себя как товар, заменить человеческое отношение к себе потребительским — и всё станет окей.
Апокалипсис и Страшный Суд
Так же как симптомы заболевания раздражают гораздо больше, чем само заболевание, города и сёла заполонила вконец всех заебавшая реклама. Покупателям уже не нужно искать то, что им нужно, а наоборот приходится отмахиваться от ищущих их продавцов. Магазинов больше, чем автобусных остановок, салоны красоты открываются over 9000 даже в глухих мухосрансках. СМСки приходят на личный телефон, в почтовом ящике ничего кроме макулатуры, подъезды обклеены хуетой типа «закажи пиццу-пироги-бабу», во всех магазинах заёбывают предлагатели всяких акций и кредитов. При попытке найти в сети инфу по интересующему товару 90% сообщений будет о том, как кто-то хвастается купленной вещью, сколько же денег он на неё угрохал, а все, кто купил модель попроще — нищеброды! Даже самые простые и примитивные товары из-за этого ОМП разделили на всякие сегменты, «начальный уровень», «топовые» и т. д. Термометр для еды, молоток с индикатором удара, расческа с индикатором перхоти, спрей для члена, маникюр для собак и кошек — коммерсы придумывают всё новые и новые услуги и товары, выставляя покупателей неполноценными, беспомощными идиотами, которым постоянно что-то нужно. Формула «спрос рождает предложение» давно трансформировалась в «предложение рождает паранойю». Натуральное зло это промывание мозгов, которым потреблядство обрамлено.
В довесок, сосредоточение всех сил на потреблении рано или поздно, но гарантированно приведет к тотальному кризису. Рано — в очередном кризисе перепроизводства, поздно — ну представь себе, что кризис перепроизводства решат тем, что китайцы, индийцы и остальные незолотые миллиарды станут потреблять блага на том же уровне. Это приведет к еще большему пиздецу сразу после исчерпания природных ресурсов, к неминуемому коллапсу и т. д. Конечно, тот же металл или пластик можно перерабатывать, а еще есть альтернативные источники энергии, но не надо забывать, что мы живём не в Солнечном городе Незнайки, а в злой рыночной экономике, где производят ради прибыли (прибыли!), а не ради жизни на Земле. Короче, кризис будет глобальным и не только экономическим. (Данная тема раскрыта в книге Гари Гаррисона "Подвиньтесь, подвиньтесь!")
Существует также масса других проблем, но уже понятно, что и этих хватит, и всё равно, многие не парятся и продолжают потреблять. Быдло думает, что Настоящая Жызнь это и есть трата заработанного: заработал, съел-развлекся-потрахался — и так весь срок. Жизнь для быдла это разменный ресурс, который надо лишь грамотно потратить. Аналогичного мнения и небыдло, которым работа-дом-семья-пиво не интересно, а движуха-книжки-путешествия-разговоры — интересно. С точки зрения простого сравнения и то, и другое лишь сорта потребления.
Сорта потреблядства, начиная с порнушки и кончая продажей банок с парижским воздухом для духовно богатых дев, аналогичны сортами наркоты: быдлу коаксил, небыдлу кокаин. Итоги совершенно одинаковые — их нет. От тех и других потребителей остаются лишь воспоминания о всякой бесполезной хуйне. Если что-то хорошее и получается от прожитой жизни таких потреблядков-«наркоманов», то только по принуждению на работе, как это ни парадоксально. Только злой работодатель выжимает из них хоть какую-то реальную пользу — труд. То есть живут потреблядки только для того, чтобы обслуживать свою машину впечатлений (тельце) и работать за топливо. Прямо как скотинка на ферме, которую и доят, и кормят.
Но главная проблема потреблядка в том, что он никогда не бывает удовлетворен полностью. Именно потому, что цель его — удовлетворение. Для тех, кто еще маленький: цель — постоянна, удовлетворение — переменно, и пытаясь каждый момент жизни наполнить щастьем, считая такое стремление нормальным, потребитель только уродует свои вкусы, тело и мышление. От этого все извращения в еде, сексе и общении. Делая конечной целью жизни удовлетворенность на всём её протяжении, поциенты обрекают себя, во-первых, на фейл, во-вторых, и что самое страшное, на жизнь в собственном воображении. Потребителю нужны только собственные впечатления, на них собрано его внимание, из них состоит его жизнь. А значит реальный смысл, реальное знание, реальный мир НЕ НУЖНЫ. В этом и заключена вся жуткая суть общества потребления — абсолютно бессмысленного, дегенеративного и смертоносного.
Когда миллиардер в Куршавеле пьёт виски за 100.000$ поневоле задумываешься, что на те же деньги можно было облегчить жизнь в детдоме, но миллиардеру ТАК НРАВИТСЯ, он заботится о своих впечатлениях, а все остальные идут в жопу. Для потребляди главное это собственные впечатления, а реальный смысл поступков, как и реальный мир это уже что-то вторичное. Поциенты видят смысл в потреблении какого-то впечатления и шаг за шагом переезжают в воображаемый мир. Поцреоты, ПГМнутые, буддисты и прочие фофудьеносцы это именно потребители, которым по кайфу впечатления от участия в тематических сектах, реальные результаты участия не важны. Для них жизнь это непрерывная экзистенциальная мастурбация, которая к жизни отношения никак не имеет. И чем больше человек делает личное удовлетворение ценностью и конечной целью (в жизни у меня должны быть машина\баба\дети\дом\пиво\вторая\3\много баб), тем меньшее значение для него имеет реальный мир, и тем больше он душевный онанист.
Казалось бы, ну а что тут плохого? Может быть кому-то нравится так жить: крутится как белка в колесе, иногда упарываясь. Но вот тут и начинаются проблемы: и начинаются они с того, что отказывающийся понимать положение дел сам их себе создаёт буквально из ничего. Лучший пример это овуляшки, которые так хотят родить, что потом всю жизнь работают на ипотеку и прокорм, попутно распиливая мужа, который так хотел жениться. Даже понимая, что ни образования, ни богатства, ни счастья они своим детям дать не смогут, они всё равно решают — бог дал зайку, даст и лужайку хочу рожать!
Тот, кто думает только о себе и своих желаниях за целую жизнь не успевает понять ни своё место в обществе, ни, соответственно, причины этих желаний, воспитанных в нём. ТП никогда не поймёт, как можно жить без детей, онанист никогда не поймёт, как можно жить без прона. Эгоист именно своим эгоизмом лишает себя всякого шанса на свободу: слепому видно, что ничего не стоит запрячь лоха, который ведет себя как животное — на этом построены ВСЕ лохотроны, не говоря уже о государственной пропаганде. Отец Нации это тот, кто сейчас всё бесплатно разрулит, а мы не будем напрягаться и подставляться — я голосую за него! чтобы в освободившееся время быть аполитичным потребителем! Само согласие на потреблядскую модель это согласие на скучное, унылое рабство без мозга, без перспектив, без надежды, без будущего до старости и смерти. Но некоторым нравится.
Человек рождается обезьяной без волос, и лишь потом становится самим собой. Ты — это не твоё тело, ты — это только твои социальные статусы и умения, которыми твоё тело овладело. Их (себя) ты получаешь, участвуя в обществе как деталь, как средство общества для чего-либо, причем получаешь их с гарантией и гораздо большей беспощадностью, чем какую-то там кару на каком-то там загробном суде. Кем и как ты участвовал, так и то ты получил, и приколы профессиональной деформации личности лишь капля в море всех последствий. Если у тебя есть желание «просто жить» или «жить, чтобы было интересно», принимай поздравления! Если у тебя есть желанный список того, что в жизни «должно быть», то ты 100% клиент общества потребления, тот самый потребитель, то есть раб навязанных тебе желаний. И даже если тебя не волнует Апокалипсис общества массового потребления, ты сам ежедневно создаешь свой личный Страшный Суд. Ты никуда не убежишь от воспитанных тобой же потребностей и никто, никакой человек и никакая индульгенция тебя не спасёт.
А что же делать?
А просто перестать бездельничать. Найти интерес в труде (творчестве, а не работе) и навсегда забыть искать его в телевизоре или магазине. Главная проблема бездельников-потреблядков именно в том, что им просто не для чего учиться, то есть даже не нужно превращаться из животного в человека. А когда они понимают, то, пережив небольшой период задумчивости, 95% быстро возвращаются к привычному образу жизни, перестав «маяться дурью» и «думать о глупостях». И это печально.
Далее, это должно быть настоящее, реальное, действительно полезное и нужное для людей дело, для которого надо и умом поработать, и волю напрячь, и ответственность принять, и с людьми общаться. Быть великим специалистом в эрогуро или пони нетрудно, но это и не научит тебя ничему. Индикатор «реальности» — это сложность задачи и наличие сильных врагов/конкурентов. Если ты действительно хорошо что-то делаешь, это напрямую означает, что кого-то ты обходишь, а кому-то и дорогу переходишь. Если ты ни с кем не воюешь, стоит задуматься, а жив ли ты вообще?
С другой, приятной стороны, чем большему числу людей нужно твоё дело, тем большему числу нужен ты сам! Начальнику нужен работник, самке — самец, рабу — господин, и так далее; все они будут заинтересованы поддержать тебя в трудную минуту, ибо неравнодушны к продолжению твоего дела (если ты делаешь его хорошо). А на всякую хуиту вроде порно времени просто не будет, да и желания тоже, ведь есть дела поинтереснее и поважнее. В конце концов, объективно, после смерти только и останется, что дела да люди, которым ты был нужен, а всё остальное — тлен, хуита, неразборчиво. Только дела для людей имеют смысл, я серьёзно. Секрет несчастья прост — делай всё, что хочешь. Секрет счастья тоже прост — делай всё, что можешь.
Наконец, как когда-то было сказано, невозможно выздороветь в больном обществе. Даже если ты чист и непредвзят как младенец, пока ты живёшь в обществе потребления, на тебя постоянно будет, как минимум, давить реклама и понятия окружающих тебя потреблядей о «жизни как у людей». В общем, святым можно быть где-то в джунглях, а в обществе массового потребления в этом смысле дилемма: либо ты действуешь против него, либо ОМП продолжает иметь тебя в другой, более хитрой и умной форме — что самое интересное, с твоего же согласия. Так живут всякие веганы-зоозащитники, любители бартеров-фримаркетов и прочей поебени, никак на массовое производство говна не влияющие и, в лучшем случае, паразитирующие на нём.
« |
Я делаю вывод, что основная личность в наше время — это невротическая личность. Это — моя предвзятая идея, потому что я полагаю, что мы живем в ненормальном обществе, где есть лишь один выбор: либо участвовать в этом коллективном психозе, либо — рискнуть и выздороветь или быть распятым. | » |
— Фредерик Пёрлз, психотерапевт, основоположник гештальт-терапии |
Не все так плохо
Как бы то ни было, общество потребления — объективно прогрессивный шаг по сравнению с империализмом начала XX века, значительно улучшивший положение быдла. Ведь чтобы тратить свои кровные на всякую хуиту, оно банально должно иметь эти кровные, а также время и силы на оное потреблядство. Это уже не нищий пролетариат времен Маркса-Энгельса-Ленина, которому «нечего терять, кроме своих цепей». Фактически, капиталисты поделились с быдлом частью своих сверхдоходов и привилегий, чтобы сберечь свою жопу от тотального экстерминатуса (хотя и здорово сэкономили, поделившись не со всеми, а только с «золотым миллиардом»; впрочем, остальные тоже кое-что получили — например, формальную независимость: эксплуатировать их грубой силой стало уже слишком накладно). Да, 95% тупо прожигают обретенное благосостояние на примитивное пожрать/поржать/поебаться, но раньше-то они не могли даже этого! Стоит ли удивляться, что, обретя после веков нищеты возможность удовлетворить хотя бы основные потребности и перестать, наконец, думать о том, что будешь жрать завтра, быдланы слетели с катушек и бросились упиваться этим вплоть до смерти от ожирения?
А со временем, отходя постепенно от эйфории, все большие и большие массы начинают задумываться: «А что же дальше?», ибо тупо бухать и ебаться со временем приедается даже им (а уж тем более их детям, уже не знавшим нищеты и поэтому не так прущимся от изобилия). Так как заработать просто на пожрать уже перестало быть задачей (в разной степени, но, в общем, да), массы становятся разборчивей, уже задумываясь о каких-то личных достижениях и успевая делать что-нибудь помимо вкалывания на дядю (да хотя бы сидеть на лурке во время ИБД). С появлением у широких масс каких-то свободных времени и средств у них также появилась и возможность поддерживать всякие благие начинания — от лохотронской благотворительности до кошерных опенсорса и кикстартера. Что дает таки неиллюзорную возможность чего-то достичь не продажей в анальное рабство к финансовой элите мира, а за счет репутации среди таких же, как ты. Да и среди воротил бизнеса все больший вес имеет хорошая репутация, так как полностью защититься от наебалова невозможно, а перепроверять всех и ебать за косяки — некислые затраты денег и времени (вплоть до того, что дешевле будет всё сделать самому).
В общем, в соответствии (пусть и не полном) с заветами дедушки Ленина, капитализм медленно, но верно превращается-таки в социализм, то есть общество, в котором главная ценность — социальные связи и вес в сообществе. Как грил оный: «Правильным путем идете, товарищи!»
Критика критики «общества потребления»
Есть и неолиберальная критика «общества потребления», суть которой в том, что рынок оптимально справляется с задачей обеспечения потребителей необходимыми благами, а потребители, суки, зажрались!
Копипаста
Я затеял небольшой ремонт в своём доме. Электрику переделать, сантехнику заменить, кое-какую технику установить. Сделал всё сам — времени потратил не так много, зато теперь точно знаю, где, что и как у меня сделано. Кто я после этого? Правильно, нищеброд — пожалел денег таджиков нанять! У меня вышел из строя мобильник. Гарантия уже закончилась, но поломка незначительная — разобрался и отремонтировал сам, мобильник опять как новенький. Кто я теперь? Правильно, лох — надо было выкинуть и новый купить! Решил мебелью новой обзавестись — чтобы и красивая была, и удобная. Квартира маленькая, поэтому место надо использовать рационально. Поездил по магазинам, посмотрел — не получается рациональных решений с покупной или полузаказной мебелью, да и надёжностью она что-то не радует. Сел, сам начертил то, что хочу, нашёл фирму, которая делает мебельные панели по чертежам заказчика, заказал, привезли, собрал, все вещи удобно разложил, сижу радуюсь. Ну и кто я после этого? Правильно, совок — можно же было всё в «Икее» купить! Поехали на рыбалку, поломалась машина. Поддомкратил, посмотрел, покумекал и починил подручными средствами. Половили рыбку в своё удовольствие и без проблем уехали домой своим ходом в запланированное время. Кто я теперь? Правильно, идиот — надо же было эвакуатор вызвать! Задолбали вы, хомо потреблятусы. Подумайте о том, что всё, что вокруг вас, сделано такими, как вы считаете, нищебродами, лохами, совками и идиотами. Сами-то вы ничего, кроме фекалий, производить не умеете. |
Источник |
Алсо
- ОМП — оружие массового поражения. Что, в общем, не противоречит содержимому статьи. Ваш. К. О.
- ОМП — в криминалистике осмотр места происшествия
Ссылки
- Роль креативного класса в обществе массового потребления
- «Материальный мир» — Андрей Диченко
- «Общество потребления» в ЖЖ, и списочек литературы имеется.
Примечания
- ↑ Смысл — покупать может только тот, кто что-то продаёт, остальные идут в жопу.
[ + ]
|
|||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|