Вавилон
Материал из Lurkmore
« |
Город, мнившийся памятником вечной славы, получает бесславное имя. | » |
— wiki.simbolarium.ru |
Вавилон — один из известнейших городов дохристианской эпохи, центр развития Месопотамии, место дислокации всемирно известных памятников архитектуры: Висячих садов Семирамиды, Вавилонской башни и ворот Иштар. Второе высокоорганизованное государство после Древнего Египта. А по Библии ещё и символ всего гадкого и противного, что только может быть в мире.
Содержание |
Охуительные истории
« |
Хуш родил также Нимрода: сей начал быть силен на земле. Он был сильный зверолов пред Господом; потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом. Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне, в земле Сеннаар. | » |
— Быт. 10:8-10 |
Вавилон находился в Междуречье aka Двуречье — области в Западной Азии, находившейся между реками Тигр и Евфрат. Если верить Библии, задолго до Вавилона там протекали ещё две реки — Пишон и Гихон, питавшие райский сад, в котором Ева разговаривала со Змеем и угощала Адама запретным плодом. Ныне же остатки Вавилона покоятся на территории Ирака. Видать, кроме борьбы за нефть с международным терроризмом в лице Саддама Хусейна, христианутые америкосы решили заодно и повоевать с одним из самых ненавистных врагов христианства. Хотя тот же Саддам именем сего чудесного града назвал свой проект по созданию супероружия. До Вавилона в этих благословенных краях находились древние государства Шумер и Аккад, из-за чего получился довольно странный конфуз: в разговорной речи пользовались по большей части аккадскими словами, но в качестве письма использовалась шумерская система — клинопись. Со временем из-за взаимодействия этих двух факторов вавилонское письмо становилось всё более и более трудночитаемым.
Вавилоняне изобрели шестидесятеричную систему исчисления, которой мы пользуемся и поныне при измерении времени. Поскольку государство находилось в бассейне двух крупных рек, а почва и близко не напоминала воронежский чернозём, вавилонянам пришлось строить много оросительных каналов, что в свою очередь привело к развитию гидравлики и геодезии. Также они сформулировали теорему Пифагора задолго до него самого, правда, записав её совсем по-другому. Кроме того, их умам оказались доступны даже системы уравнений с тремя неизвестными, так-то.
Двуречьем правила уйма царей, но значимых среди них немного.
- Гильгамеш — правитель Урука, первого города Южной Месопотамии, существовавшего задолго до Вавилона. Герой «Эпоса о Гильгамеше», где рассказывается о его приключениях и дружбе с богами. Объект в своё время для мифов и (полу)легенд Западной Азии столь же значительный, как Насреддин для Средней.
- Саргон Аккадский — царь Аккада и Шумера, создатель первой в истории настоящей, кошерной империи.
- Хаммурапи — завоевал близлежащие мелкие государства и нехило возвысил сабж, назвав Вавилонию, собственно, по его имени. Начал с завоевания того самого Урука и дошёл до того, что подчинил себе важные государства — Ассирию на севере, Элам на юго-востоке и город-государство Мари на северо-западе. Его завоевательная политика проходила по следующему принципу: Хаммурапи заключал военный союз с одним соседом, чтобы они вдвоём нагнули третьего, а после совершения задуманного сам же и расправлялся с бывшим союзником. Зато Хаммурапи сделал Вавилонию первым в Западной Азии государством с централизированным управлением. Кроме того, известен как автор первого в истории человечества писаного уголовного кодекса, положения которого, кстати, были выбиты на огромном каменном фаллосе.
- Навуходоносор II — ещё один завоеватель. Приказал построить для своей жены знаменитые Висячие сады. После Хаммурапи Вавилон более тысячи лет был центром жизни всего Междуречья, но всё хорошее когда-нибудь заканчивается, и Вавилон здесь не исключение. Волею судьбы шефу пришлось вытаскивать страну из упадка, что он и делал посредством завоеваний близлежащих государств и массовых казней. Ради охуения всех людишек велел построить монументальные ворота Иштар. Цели достиг — ворота до сих пор люто доставляют, хоть уже и в Пергамском музее Берлина. Очень сильно ненавидим израильскими расовыми иудеями за то, что разрушил Иерусалим, вывезя из того самого храма драгоценную утварь, из которой бухал в Вавилоне, самих же евреев заставил работать за еду на благо Вавилонии.
А деспот пирует в роскошном дворце, Тревогу вином заливая, Но грозные буквы давно на стене Уж чертит рука роковая! |
Отсюда |
Навуходоносору разгадывал сны тот самый пророк Даниил, что для последнего правителя, Валтасара, расшифровал надпись огнём на стене — знаменитое «Мене, текел, фарес», что означало пиздец Валтасару. Персидский царь Кир даже не предпринимал никаких военных акций, а преспокойно въехал в город, и с тех пор Вавилония навсегда утратила независимость[1].
Вавилонские мемы
Все вавилонские мемы произошли из Библии. Интересно, что хотя о Вавилоне там упоминается много где, меметичные фразы пошли только из книг Бытие и Откровение — первой и последней книг Библии соответственно. Фразам хоть и несколько тысяч лет, но реальное развитие они получили, когда христианство стало доминирующей религией в Европе.
Вавилонское столпотворение — фигуральное выражение, которым описывают огромную неуправляемую толпу народа. Фраза пошла от известной истории о смешении языков, в результате произошла полная дискоммуникация между местными заказчиками и приглашенными гастарбайтерами, чем Библия объясняет провал начинания и наличие совершенно разных языков. «Шум, гам, кавардак — ну, словом, вавилонское столпотворение» — крылатое выражение. ЧСХ, слово «столпотворение», собственно, с толпой не связано. Кроме того, в английском языке слово «Babel» кроме своего изначального значения может также обозначать и очень сильный галдёж, и сборище людей, и огромное здание.
Именно эту историю имеют в виду, когда иносказательно называют «вавилоном» любой крупный город, в ходе своего исторического развития превратившийся в пестрый коктейль из разномастных унтерменшей всех цветов кожи и разрезов глаз, как-то: Нью-Йорк, Москва.
Вавилонская башня — самый известный мем, используемый как символ следующих вещей: некоего высокого сооружения, тоталитарного государственного аппарата, попыток достичь недостижимое или же раздутого ЧСВ. Чаще всего употребляются два последних варианта. Корни данного феномена следует искать всё в той же Библии. При сравнении с Библией других источников инфы о Вавилоне вырисовывается интересная деталь: только в библейских текстах поливается грязью всё, что связано с Вавилоном. Почему так? Просто евреев очень огорчило нападение Навуходоносора и грабёж еврейской расовой святыни. Хотя пророк Иеремия заранее предупреждал израильтян о таком повороте событий, ибо они распоясались. Конечно, были ещё и завладевшие Ковчегом филистимляне, но ведь нигде про них не упоминается с таким же злорадством. Однако не стоит забывать, что филистимляне отдали Ковчег сами, а вавилоняне, овладев израильтянами, заставили тех работать. ЕРЖ никогда особо стахановцами не были, а в рабстве уж тем более. Зато душила жаба, что не они, а кто-то другой построил такое грандиозное сооружение. Нигде, кроме Библии, не говорится об опухании ЧСВ вавилонян. Попытки достать до небес — бред сивой кобылы, ибо на самом деле башня была не то чтобы башня, а зиккурат, которые имели вид усеченной пирамиды. ЕРЖ, не понаслышке знакомые с египетскими пирамидами, почему-то решили, что вполне годный зиккурат — это недостроенная пирамида. Дальнейшее развитие концепция Вавилонской башни получила уже за счёт распространения христианского учения и появилась там как один из семи смертных грехов — гордыня.
Гордыня — не самое плохое, что может быть в человеке, тем более что вавилоняне стремились достичь чего-то нового в архитектуре. Но теперь благодаря церкви большинством Вавилон воспринимается исключительно в негативном свете. Даже и теперь во всяких детских дебилбиях и журнальчиках а-ля «Возбудитесь! Пробудитесь!» Вавилон поносят как только могут, утверждая при том, что сейчас на месте Вавилона находятся развалины и свалки. Это не так, потому что сейчас там ведутся археологические работы.
Вавилонская блудница — это элитная шлюха для правителей гиперболизированное понятие, в которое разные современные богословы вкладывают разный смысл. Корни идут из 17 главы Откровения св. Иоанна, в которой рассказывается о чудесном видении: красивая женщина сидит на какой-то неведомой ёбаной хуйне, у которой семь голов и десять рогов. В руке она держит золотую чашу, полную «мерзостями и нечистотою блудодейства её» — вкусняшками, в общем; на голове у неё надпись «Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным», а сама она под градусом, напившись крови мучеников. Далее ангел разъясняет Иоанну по хардкору увиденное и выясняется, что женщина эта — город, что управляет земными царями. Но это лишь тексты, а интересно следующее. Упоминание о блуднице можно встретить ещё в Старом Завете:
Сойди и сядь на прах, девица, дочь Вавилона; сиди на земле: престола нет, дочь Халдеев, и вперед не будут называть тебя нежною и роскошною. Возьми жернова и мели муку; сними покрывало твое, подбери подол, открой голени, переходи через реки: откроется нагота твоя, и даже виден будет стыд твой. Совершу мщение и не пощажу никого. Искупитель наш - Господь Саваоф имя Ему, Святый Израилев. Сиди молча и уйди в темноту, дочь Халдеев: ибо вперед не будут называть тебя госпожею царств. |
Ис. 47:1-5 |
В гебрейском и греческом «город» — слово женского рода, потому Вавилон — мать. Почему опять Вавилон? Особенно если учесть, что во время Иоанна Вавилон был уже разрушен и тем более не был никакой столицей Мирового Зла. Многие исследователи сходятся во мнении, что в образе этой вавилонянки лёгкого поведения Иоанн изобразил Рим, который в то время занимал господствующее положение на политической арене и чем-то напоминал Вавилон во времена его расцвета. Существуют следующие предположения, откуда мог Иоанн позаимствовать образ блудницы:
Когда же Рим сошёл на нет, Апокалипсис не наступил и Христос вновь не появился, христанутым порвало шаблон. Но дабы тупые верующие продолжали платить, церковные догматики немного подкорректировали своё учение относительно Вавилонской блудницы. А с ростом конфессий увеличилось и число претендентов на её роль. Достаточно сказать, что даже Нерезиновая старообрядцами и в наше время считается за неё.
Сам же термин вне церковных кругов обычно используют для обозначения женщины поведения ну просто легчайшего до невесомости. Как, например, той же Мессалины или Чичолины — итальянской порнозвезды и депутатши.
Вавилонская библиотека — троп, используемый в ряде кино- и мультпродукции. Представляет собой огромное помещение, в котором находятся тысячи стеллажей, с тысячами книг на каждом. Банк информации, в котором найдутся ответы на любые вопросы. Знакомство с такой библиотекой принято начинать с общего плана, который показывает её вид сверху, и зритель должен в этот момент подумать что-то вроде «Вот это да! Ну нихуя себе!», какбы впечатлившись грандиозностью самого замысла. Описана в каноничном рассказе Борхеса, где вмещает в себя вообще все книги которые были, есть или будут написаны.
Вавилон на Педии — это не мем, а специальный проект, с помощью которого википидоры разных стран при соответствующем уровне знания языков могут общаться друг с другом в идеале для улучшения статей, но в большинстве случаев просто ради гомосятничества трёпа без видимой пользы для проекта. К примеру, живёшь ты в каком-нить Урюпинске, хорошо знаешь греческий и видишь, что в греческом разделе Педивикии нет статьи о родном Урюпинске. Используя свои знания, таким образом можно написать статьи о разных предметах и людях в соответствующем разделе. На деле всё ограничивается вешанием пафосных юзербоксов на личные страницы.
Girugamesh — зарубежный форсед-мем, к Вавилону имеет очень отдалённое отношение.
Алсо в растафарианстве Вавилоном называют современную геополитическую систему, которая поработила негров и вывезла их с родной Африки. Некоторые пояснения можно найти в следующем тексте:
chemp 3 Ээээээээм, кэп, вавилон и нью-йорк???ОБЪЯСНЯЙСЯ! Wake3 Вавилон-это правительство в котором деньги правят всем, везде присутствует насилие и вражда, если хотите знать, сердце вавилона это Нью-Йорк Что-же если хотите живите и поддерживайте вавилон, но я не стану вас упрекать, что вам нужно перейти на религию Растафарианства Вы сами должны понять на какой путь вам предстоит стать Zommer 3 Нью-йорк - это частность. Вавилон - это весь современный мир в целом, ценности любого крупного мегаполиса - власть денег и оружия, засилье неискренности, агрессии, жестокости, равнодушия, лицемерная корпоративная культура и виртуальные заменители счастья вместо чего-то подлинного и на самом деле хорошего. Вавилону противопостовляется Зион, Земля предков, то место где люди живут добром и не жрут друг друга из-за наживи. В ортодоксальном учении растафари под Вавилоном понимался весь Пиндостан, а под Зионом блаженная Африка, куда чернокожие рабы мечтали вернуться, куда мечтали сбежать от своих жесткоких угнеталей. но с течением времени растафари перестало быть религиозным учением исключительно для чернокожих рабов и поэтому понятия Вавилона и Зиона сильно расширились. |
demotivators.to |
Вавилон наряду с Содомом и Гоморрой многими, даже неверующими, продолжает восприниматься как воплощение разврата и морального упадка. Именно в таком значении представляется Вавилон в Откровении Иоанна Богослова. Вавилон во времена написания Откровения давно уже пришел в упадок, а такое его представление является скорее подражанием Исайе, плюс к тому разрушение храма через столько-то лет так и не стёрлось с памяти. Также введено понятие «Новый Вавилон» — столица будущей супердержавы, под которой все почему-то подразумевают Нью-Йорк.
◄ ► |
Вавилон в масс-культуре
« |
мне представляется, что башня до неба - это прекрасно, а бог - мерзкий самолюбивый , его основной мотив - эгоизм. | » |
— мнение девушки о картинах по теме башни |
Вавилон особенно полюбился многим мастерам кисти, пера и прочего за свою таинственность, ну и клеймо вечного забвения делает своё дело. Что и говорить про башню, которую в совершенно разных образах изображали художники. Самой известной из таковых является полотно «Вавилонская башня» Питера Брейгеля, окончательный вариант которой появился в 1563 году. Многие художники основываясь на этой картине либо делали вольную перерисовку на свой манер, либо вдохновлялись ей для иных работ. Да и в наше время тема башни не исчерпала себя в изобразительном искусстве, на «Девиантарте» хотя бы много примеров. Также важно как показана вершина башни. Если она тонет в облаках, значит автор — романтик и таким образом стремится ввысь. Если же вершину хорошо видно, то автор скорее всего хочет показать ничтожность человеческого бытия сравнительно с чем-нибудь колоссальным.
Башня как обитель зла также является хорошо известным художественным приёмом. Подмечено, что вражеский босс всегда прячется либо на вершине здания или горы, либо глубоко под землей. Данный факт можно считать аллегорией относительно той самой башни + на это сильно подействовала христианская догма относительно Вавилона. Есть такая игра про древние времена «Prince of Persia», где главный герой должен спасать свою любимую девушку с вершины Вавилонской башни. Тут всё понятно. А вот есть игра «Max Payne», действие которой происходит в наши дни. Макс, главный герой, разобравшись кто убил его семью, должен проникнуть на крышу небоскрёба, потому что виновная пытается сбежать на вертолёте. Отсылка очевидна. В Крутом Сэме: Второе пришествие целых 4 уровня происходили в сабже. В серии игр Shin Megami Tensei присутствуют Мардук и Блудница Вавилонская, да и башни как места главного скопления вражин появляются.
Также есть один занимательный факт во «Властелине колец». Совершенно ясно, что Барад-Дур является прямым намёком на Вавилонскую башню. Но вот Минас-Тирит, который показан в «Возвращении короля» является аллюзией именно на брейгелевскую башню. Со старта это может казаться не так, но особо щепетильные задроты давно отметили сей факт. А при желании можно даже прилепить отсылку к библейскому мотиву к одной серии «Южного Парка», где пацаны строили лестницу в небо.
В старших арканах существует карта «Башня», которая традиционно отождествляется с Вавилонской башней. В любом случае, появление этой карты извещает о несчастии.
О фильмах. Сам Вавилон больше показывают в документалистике а-ля «Дискавери», в исторических художественных фильмах он описан мало. Несмотря на это, слово «Вавилон» нередко мелькает в названиях некоторых фильмов. Тем самым создатели этих лент намекают на современный порочный мир, большое разнообразие в нем человеческих особей, либо вообще ни на что не намекают, а названием привлекают побольше зрителей. Их много, но выделить можно следующие:
Также в Омске находится кинотеатр «Вавилон», что не может не намекать.
Аниме
- Tokyo Babylon.
- Gilgamesh — в результате раскопок учёные, в число которых входит некто Энкиду, находят гробницу сабжа. Однако ничего прекрасного там не обнаруживают, кроме погребального зала с особыми торсионными полями, попутно пробуждая ото сна НЁХ из иного мира, которая, напитавшись человеческой злобы, ненависти и негодования, устраивает локальный экстерминатус и изменяет магнитное поле земли, покрывая её особой сферой и делая практически всю электронику неработоспособной. В этот год и несколько последующих лет рождаются дети, у которых позже проявляются сверхъестественные способности…
- Fate Project — присутствует Гильгамеш как слуга, ведёт себя вызывающе даже с мастерами, называет себя Королём Героев и частенько прикладывается к бокалу — последнее, впрочем, не мешает ему сражаться на высшем уровне. Имеет супермеч Эа, названый в честь вавилонского бога, а также владеет двумя фантазмами (что-то типа фаталити в Мортал Комбате): «Gate of Babylon», когда за его спиной отрываются порталы, из которых вылетают мечи, топоры, тесаки, палаши и пр., и «Enuma Elish», когда из его меча вырывается мощное пламя. По ходу дела запал на Сейбер и даже хотел на ней жениться, но она устроила ему некислый БМПЕ, отчего он и отправился в мир иной.
- Shakugan no Shana — здесь присутствует только Тиамат как дух-покровитель Вильгельмины, подружки Шаны. ИРЛ присутствует в виде чепчика на голове Вильгельмины, очень немногословна.
- В Kino no Tabi главная героиня посещает один город, в котором жители постоянно строят некую башню, подозрительно похожую на Вавилонскую. Эта башня периодически падает под собственным весом, чему местные жители очень радуются — можно начать делать новую.
Небольшую спискоту по музыке можно найти здесь. И хотя многие исполнители называют свои песни или альбомы словом «Вавилон», про сам город или что-то относящееся к нему, там практически не упоминается. Исключение составляют рэгги-исполнители, которые поют про растафарай и освобождение от Вавилона. Также про насилие Вавилона упоминали бразилейро Soulfly в «Babylon» и афроамериканские панки Bad Brains в «Destroy Babylon». Эти парни не играют рэгги, просто они растафарианцы и в своих песнях выступают против системы. Не стоит забывать о блэкерах Marduk и готах Tiamat из Швеции. Названия этих групп взяты из вавилонской мифологии, в которой Тиамат являлась первозданным водным хаосом, а позже была повержена Мардуком, который из её останков сделал небо и землю.
Ну и не стоит забывать о печатной продукции. Там Вавилон упоминается часто и много. В серии книг Рудазова «Архимаг» главный герой — вавилонский (точнее, урский) маг, пролежавший пять тысяч лет в спячке и проснувшийся в наши дни. Есть интересная книга о будущем «Вавилон-17» пиндоского негра Сэмюэля Дилени, лаурета всяких «Хьюго» и «Небьюл», где сюжет закручен вокруг вымышленного языка, которым интересуются спецслужбы, ну и всё такое. Также прямой намёк на Вавилон содержится в культовом «Generation П» Пелевина. И много где ещё, всех не сосчитать; кое-что можно найти у троперов:
Галерея
|
Видеогалерея
Примечания
- ↑ Мутная, кстати, история: если из Библии следует, что Вавилон пал в ту же ночь, что Валтасара посетил глюк, то Геродот упоминает о довольно долгой осаде города, взятого лишь тогда, когда персы перекрыли защитникам доступ воды. Клинописные же таблички тех лет вообще намекают на четырёхмесячную осаду.
Ссылки
- Куча картин с Вавилонской башней
- Новую башню построили недалеко от старой
- Башня как символ
- Технические данные
- Немного о Вавилоне и в картинках
- Комментарии к Вавилону в Откровении
- Комментарии к Вавилону в книге Иеремии
- Ещё одна башня
- История Вавилона
См. также