Меч
Материал из Lurkmore
К вашему сведению! В этой статье мы описываем само явление меча, а не составляем списки всех существовавших и выдуманных мечей. Ваше мнение о том, какие мечи достойны упоминания, здесь никому не интересно, поэтому все правки с упоминанием сотен вымышленных клинков из игорь и книг будут откачены, а их авторы — расстреляны на месте из реактивного говномёта, for great justice! |
« |
И Некто, меч подъяв, мне предсказал с презреньем: | » |
— Эмиль Верхарн |
Меч (англ. sword, фр. épée, фаш. schwert, испанск. espada, евр. рас. חרב , школ. мечь) — древнее брутальное орудие для выпускания кишок человекам, овеянное романтикой и славой, инструмент для ведения агрессивных переговоров на ближней дистанции.
Что такое?
В сугубом смысле — обоюдоострое прямое клинковое оружие, обычно длиной более 55 см. Короче — уже кинжалы, хотя есть спорные случаи (некоторые древнегреческие образцы, чинкведеа и т. п.), с односторонней или полуторной заточкой — палаш (условные исключения — некоторые мечи викингов), с изогнутым лезвием — сабля. Кстати эта ваша катана, строго говоря, тоже не меч, а полутораручная сабля.
В обиходе, впрочем, мечом вообще называют любое оружие с лезвием, сопоставимым с длиной руки, и рукоятью куда короче клинка, которое способно как минимум резать, а лучше рубить. Вдобавок, к мечам же относят всякие несуществующие ИРЛ (по причине технологической невозможности или бессмысленности) приспособления с подобными же свойствами, о которых подробно будет сказано ниже.
И нахуя оно мне?
В первую очередь стоит заметить, что наличие данного убердевайса в былые времена автоматически повышало ЧСВ владельца: определённую часть своей истории меч был не слишком бюджетен, а хороший меч и посейчас стоит дорого.
Ну и конечно же, ежели есть острая необходимость порубить вражин на капусту в ближнем бою, то меч будет отличным выбором, так как у него в отличие от прочих ручных девайсов для экстерминатуса человеков есть ряд заметных преимуществ:
- Из-за того, что баланс меча смещён к рукояти по сравнению с палицей или топором, руки устают куда меньше, чем от махания, скажем, цельнометаллической булавой того же размера.
- По той же причине меч, удобный для использования одной рукой, можно делать гораздо длиннее, чем топор или булаву, что в свою очередь позволят держать противника на гораздо большей дистанции (первейшая вещь в бою). Классический пример эксплуатации такого преимущества — рапира.
- Мечом можно не только зарезать вражину как свинью, но и заколоть как свинью и даже зарубить как свинью[1]. А ударом плашмя можно просто сделать больно в усмирительных или воспитательных целях. Иными словами, меч — оружие универсальное.
- Меч можно практически всегда носить с собой (ну, если закон не запрещает), то есть иметь под рукой серьёзное оружие в сравнительно небольших гарабаритах.
- Не требует от пользователя каких-то особых физических данных — это вам не лук.
- Можно понтоваться скиллом, как ни с чем другим. Собственно, скилл фехтования в обращении с мечом главное, и меряние им — важная дисциплина древней, средневековой и ренессансной Специальной Олимпиады.
- А ещё можно взять двумя руками за клинок и уебать гардой аки молотом (желательно это делать в специально приспособленных для этого финта перчатках или рукавицах, оные обычно юзались мастерами двуручников) — приём хоть и нестандартный, но довольно распространённый и даже упоминается в трактатах по фехтованию.
Однако воевали мечами не всегда и не против всех. В силу своей универсальности меч делает всё хуже, чем специализированные образцы. В самом деле, трудно быть длинее и быстрее копья, топор всё равно лучше рубит, а против брони ничто не сравнится с простейшей палицей (Геракл не даст соврать). Кроме того, для владения такой хреновиной нужны прямые руки и хотя бы пара недель усердных тренировок, иначе боец будет опасен только для самого себя. Так что наспех мобилизованных крестьян мечами вооружать глупо, а что еще важнее — дорого. Меч банально стоит недёшево. А еще меч надо держать в хорошем состоянии. От грубого втыкания в жопу врагу он получает зазубрины и выщербины на лезвии, которые надо исправлять как минимум точильным камнем, а то и кузнецом. Кроме бронзовых, мечи ржавеют, а значит, за клинок надо браться с тканью в руках и протирать после каждого контакта с внутренностями противника. И боже упаси вас иметь дело с водой!
Откуда есть пошли
Каменный век: из говна и палок
Некие прототипы меча регулярно пытались сделать ещё первобытные человеки. Но, поскольку металлов они не знали, выходил у них, как правило, не меч, а хрен знает что. Наиболее жизнеспособное хрен знает что умели делать:
- Древние ацтеки — брали плоскую дубинку и утыкивали ее с боков по краям осколками обсидиана — очень твёрдого вулканического стекла. В качестве связующего материала использовался клей из говна черепахи.
- Полинезийцы. Вместо осколков обсидиана юзали зубы акулы, а так — то же самое.
- На Фиджи — острая дубинка из железного дерева.
- В северной Европе — короткий меч с деревянной основой и кремневыми лезвиями по краям и острием сверху. Общая форма очень напоминала мечи бронзового века, хотя конструкция, по-видимому, происходит от найденных в Дании цельнокремнёвых кинжалов похожей лавровидной формы.
Как нетрудно заметить, прототипы всех мечей были, по сути, апгрейдами обычной палицы с целью придания ей режущих свойств и увеличения дамага при сохранении оглушающих способностей, что было немаловажно, скажем, для ацтеков. Где не было вышеперечисленных экзотических материалов, для утыкивания дубины использовались острые куски камня вроде тех, что использовались в качестве ножей или скребков (зачастую тупо отходы производства), или острые кости. С появлением меди подобные же конструкции, по-видимому, делались и с использованием кусочков металла, однако пока каменные орудия были доступны, их предпочитали: и острота, и прочность гораздо выше, чем у меди. Лишь с появлением бронзы ситуация резко изменилась.
Бронзовый век: первые мечи
Но вот человеки научились делать бронзу. Это был уже пристойный металлический сплав, из которого можно было отливать и ковать ножи и кинжалы, причём переход от «чистой» меди к бронзе повысил их прочность до той степени, когда они могли на равных конкурировать с каменными или костяными. И кому-то пришла в голову мысль: «Нож-то он штука хорошая, но уж больно короткий. Что если сделать большой кинжал, которым я смогу до любого дотянуться и тыкнуть, а он до меня не дотянется?».
Действительно, бронза оказалась лучше приспособлена для длинных ножей, чем камень или кость. Однако на практике всё равно возникли трудности: бронза — сплав капризный. При низком содержании олова это мягкий металл, и слишком длинное изделие будет гнуться. При высоком содержании олова это хрупкий сплав, и слишком длинный предмет будет ломаться. Хрупкую бронзу можно таким образом обработать (накалить и пшикнуть в воду), чтобы она ковалась, но от этого она внезапно станет мягкой. Решений может быть пять:
- Сделать меч из мягкой бронзы и разгибать после каждого сгиба, как делали в Центральной Европе и Италии.
- Сделать меч из хрупкой бронзы и использовать до первой поломки, как долгое время поступали китайцы.
- Забить на это и сделать сравнительно короткий и толстый меч из мягкой бронзы. Так делали все остальные, например, древние греки.
- Сделать клинок коротким, но толстым, а выигрыша в длину достичь за счёт рукояти. Получилось у египтян, которые изобрели копеш — довольно короткий серповидный клинок на длинной толстой рукоятке, изготовленной из того же куска бронзы, что и клинок. Благодаря фокусу с палкой-рукояткой удалось вынести клинок подальше от владельца, и копешем можно было рубить даже с колесницы.
- Ковать многослойные мечи, где основа делается из упругой мягкой бронзы, а режущие края — из жёсткой и хрупкой. Удалось это только китайцам (да и то в дорогих мечах), правда, тогда, когда у всех остальных уже использовались железные мечи. Недостаток — нужно много бронзы, что сильно удорожало готовые экземпляры.
Впрочем, мечи в эту пору всё же оставались «длинными ножами» с той точки зрения, что служили по большей части вспомогательным оружием к копью или луку и статусным символом — ведь бронза дорога сама по себе, олова-то в природе довольно мало, да и распределено оно крайне неравномерно.
Железный век: доступные мечи
Когда на рубеже второго и первого тысячелетий до нашей эры на смену бронзе пришло железо, люди обнаружили, что мечи из него за счёт доступности железа получаются гораздо дешевле, а значит, и давать их можно многим. Ассирийцы первыми двинули лозунг «Меч не роскошь, а средство порабощения» — массовое железное оружие позволяло обеспечить лучший контроль за пленными, да и тупо брать их больше, чем дало дорогу классическому рабовладению.
С другой стороны, железо, в отличие от бронзы, требовало больших температур в кузнице и серьёзной обработки, что долгое время ограничивало его применение ювелирной отраслью. Кроме того, поначалу оно давало лишь незначительное преимущество в прочности, так что перед создателями железных мечей стояла та же проблема, что и тысячелетием ранее с бронзой. Поэтому и железные мечи копировали бронзовые: к примеру, древнегреческий копис был принципиально похож на египетский копеш, да и имя его было заимствовано. Кроме того, в эту же пору в Центральной Европе появляются более длинные мечи (часто ассоциирующиеся с кельтами), которые ровно так же, как до того бронзовые, приходилось разгибать об колено после каждого неудачного удара.
Кое-где, например, на территории нынешних России и Японии, мечи уровня железного века задержались аж до раннего Средневековья, однако вытеснившие их технологии возникли ещё в классической античности.
Античность: к стали
К VII в. до н. э. выяснилось, что углеродистые сплавы железа обладают более высокой прочностью и упругостью, чем «чистое» железо. Однако при тогдашнем уровне развития металургии получить сплав с нормированным содержанием углерода и примесей было практически невозможно, и результат очередной плавки даже опытный кузнец мог предсказать очень приблизительно. Поэтому, разделяя готовые сплавы на низкоуглеродистые (мягкие и не поддающиеся закалке) и высокоуглеродистые (твердые, но хрупкие), опять вспомнили все способы бронзового века:
- Сделать меч из низкоуглеродистой стали и править после каждой зазубрины, как долгое время делали практически все.
- Сделать меч из высокоуглеродистых сплавов и в случае чего разгибать кузнечным способом, как поступали в Восточной Азии.
- Сэкономить на длине и сделать сравнительно короткий меч низкоуглеродистой стали. Так делали многие, например, италики (в том числе римляне) и иранские народы.
- Обратиться к провереной серповидной форме — копис, а также развившаяся из него древнегреческая махайра (дословно — «воинская») и родственная иберийская фальката пользовались популярностью по всему Средиземноморью.
- На манер позднекитайских бронзовых мечей ковать сердечник из низкоуглеродистой стали, а поверхность (или вообще только лезвие) — из высокоуглеродистой. Первыми до этого додумались, по-видимому, древние греки, однако это решение быстро распространилось и к кельтам, и далее везде. Среди прочих этот способ использовался древними славянами и некоторое время русами.
Однако кроме этих, возникли и два революционно новых, использующихся и по сию пору способа: послойная сварка и проковка, приводящая к образованию харалужной стали, и изготовление тигельного булата. Первая технология, изобретение которой часто приписывается кельтам, по некоторым данным впервые была применена ещё в III в. до н. э., хотя первые находки появляются лишь в I в. до н. э. и связаны с эллинизированными кельтами-галатами на службе египетских Птолемеев. Суть процесса состоит в следующем. Прокованные листы стали разных градиентов углеродистости скручивают в пруты, проковывают, скручивают друг с другом (обязательно твёрдый с мягким), проковывают ещё раз, и так далее; в результате получается хоть и относительно мягкий, но довольно упругий и прочный сердечник, который достаточно отделать снаружи более жёстким и хрупким металлом под заточку, и клинок с дивным узорчатым рисунком посередине готов. Распространение харалугов во многом связано с кельтами, а также Римской империей, которая экспортировала большое количество таких мечей. Кроме того, кельтские и римские харалуги часто ассоциируются с высококачественной сталью из Норика.
Тигельный булат, по-видимому, впервые был изготовлен ещё в VI в. до н. э. в Южной Индии, однако получил минимальное экспортное распространение лишь с V в. до н. э., а о масштабном производстве можно говорить лишь со II в. до н. э. Основной особенностью «вутца» была крайняя дороговизна, связанная с необходимостью использовать очень качественные руды и смешивать их с графитом в тигле, где выплавка превращалась практически в рулетку. Вместе с тем, получавшийся продукт был близок современнным сталям по качеству и содержанию углерода, что делало его очень привлекательным для оружейников. В результате возникли новые литейные производства на Шри-Ланке, мечи из готовых слитков делали в Китае, в Дамаске (оттуда «дамасская сталь») и в Иране, где впоследствии появится собственная технология стали, известная как булат (но о ней ниже). В Индии же попытки наладить массовое производство рафинированных сталей привели к изобретению штукофенной печи, сильно повысившей выход готового продукта. В I в н. э. штукофенные печи появляются в Китае, однако их распространение будет сильно ограничено до раннего Средневековья.
Кроме того, новые процедуры закалки и отжига существенно повысили прочность, упругость и надёжность мечей, однако сложность и требовательность к углеродному составу стали препятствовала повсеместному их распространению до конца первого тысячелетия нашей эры. В конце античного периода появляется и фосфористая сталь, однако её золотой век придётся на Раннее Средневековье.
Наконец, именно в Античности начинается победное шествие железного меча по миру — в IV в. до н. э. он попадает даже в Китай. Однако японцы познакомятся с железом только в раннее Средневековье, в VII в. н. э.
Наиболее известным представителем античных мечей является римский Гладиус — первоначально, как и большинство мечей италиков, короткий и широкий римский меч, предназначенный для действий из-за большого прямоугольного щита-скутума. В ходе Пунических войн у испанцев-кельтиберов (как ранее и фальката) был заимствован более узкий, чуть более длинный и прочный gladius hispaniensis. Вопреки распространённому мнению, вполне использовался для рубящих, а не только для колющих ударов, на что намекает и его конструкция. В позднереспубликанские времена стал фактически основным оружием легионера. Также его с удовольствием юзали и кровавые спортсмены — гладиаторы.
- Акинак — короткий меч/длинный кинжал, который использовался скифами, персами и другими ираноязычными народами. У персов акинак был 30-40 см в длину, у степняков же достигал 60 см. В основном был колющим оружием — недаром в древнегреческом это слово заимствовали для обозначения кинжала — но мог использоваться и для рубящих ударов. ИЧСХ, у некоторых иранских акинаков форма рукояти напоминала фаллос.
- Спата — кельтский меч, обычно длиной свыше 70 см. От кельтов в V в. до н. э. попал в Причерноморье, оттуда к фракийцам, оттуда к грекам, от них к римлянам. В Риме его изготавливали начиная с I в. до н. э. и использовали первоначально ауксилии — вспомогательные войска из завоёванных варваров, то есть, собственно, кельтов и германцев. В Империи становится оружием кавалерии, а затем, с III века — и легионеров. Наиболее классические спаты изготавливались из харалужной стали. Именно от спаты произошли средневековые мечи Европы, Африки и Азии.
- Ксифос — древнегреческий меч, первоначально широкий и короткий (50-60 см), в Спарте он укоротился до кинжального состояния, а в Афинах под влиянием Ификрата, подражавшего фракийцам с их спатами, наоборот, удлиннился до примерно 70-75 см.
- Цзянь — китайский меч, сначала бронзовый, потом железный и стальной, и архетипическая вещь в Восточной Азии. Изначально был коротким, но с улучшением качества бронзы вымахал до почти метрового бронзового меча невъебеной стоимости, а с появлением железа существенно подешевел и несколько укоротился. С распространением стали появились также статусные версии из привозного индийского вутца. Конструктивно напоминал спату. Являлся непременной принадлежностью благородного мужа и использовался во всяких магических ритуалах.
- Позднесассанидские мечи — иранские мечи самого конца Античности (VI—VII вв.), сильно опередившие своё время. Имели рукояти с вырезом под указательный палец (как у сабель конца XIX в.), на других были длинные гарды, шаровидные и шайбовидные яблоки, некоторые вообще были первыми полутораручными мечами. Выходят из употребления после арабского завоевания.
Раннее Средневековье
В самом конце поздней Античности, в VI — начале VII века, происходят два важных изменения в металлургии, оказавших влияние на раннесредневековое оружие. Франки, завоевавшие Галлию, начинают осваивать там новые месторождения железа, что приводит к бурному развитию металлургии и открытию независимо от индусов фосфористых сталей. В то же время в сассанидском Иране местные металлурги, пытаясь создать альтернативу привозному индийскому вутцу, получают булат — углеродистый сплав, по составу напоминающий чугун, но имеющий выраженную решётчатую структуру. Булат капризен, требует особой обработки, но он всё-таки был дешевле рафинированых сталей до появления блауофенных печей, поэтому сохранял популярность в Иране, Центральной Азии, ближневосточном регионе и на Руси вплоть до XVI—XVII вв. Наконец, в это же время появляются так называемые ламинарные клинки, имеющие сердцевину из низкоуглеродистой стали или даже ковкого железа, а поверхность — из послойно всё более углеродистой стали. По сути, это попытка приблизиться по качеству к харалугу, но более дешёвым способом.
Технологии Античности также получают распространение. Благодаря арабам в Азии (а позже в Испании и Византии) начинают широко применяться штукофенные печи, мечи всё чаще подвергают закалке и отжигу. Появляются и популярные, узнаваемые бренды, в первую очередь +VLFBERH+T, или +VLFBERHT+, — харалужные или из тигельного булата высококачественные мечи, ковавшиеся рабами одного из франконских монастырей[2]. Разумеется, тут же появляются и «абибасы» с клеймами типа +VLEBERHIT, +VLFBEHT+, +VLFBERH+ и т. п., а также «бюджетные отечественные аналоги» из импортных комплектующих, типа англосаксонского + LEUTLRIT, пользовавшегося немецкими клинками.
Сами мечи тоже претерпевают изменения. К VII веку в Великой степи возникают первые сабли, пока ещё мало отличающиеся от палашей. Однако уже к IX веку их конструкция приобретает современные черты, и они попадают в славянские земли и Византию. Повсеместное распространение спат сопровождается их развитием, в результате чего возникают:
- Вендельский меч — немного улучшенная версия вышеупомянутой спаты, названная так в честь вендельского периода в истории Скандинавии (конец V — конец VIII вв.); иногда также говорят о «меровингском мече». Яблоко и гарда такого меча почти одинаковой длины и немного похожей формы, нередко украшены резьбой, рукоять короткая и тесная, что подталкивает к особой технике рубящих ударов — с опорой на широкое навершие рукояти, как бы выбросом руки с мечом. Клинок имеет широкие долы, большинство образцов имеет закруглённое острие. Небольшой длины (редко более 90 см) и лёгкий (около 1 кг), ковался в основном из харалуга.
- Каролингский меч — иногда называемый норманнским или «мечом викингов» (неправильная калька с английского) — появляется в IX веке и представляет собой развитие предыдущего. Гарда (прямая или в форме полумесяца) удлинняется, клинок (харалужный или ламинарный) тоже удлинняется примерно до метра, долы сужаются, навершие рукояти полукруглое, секторное или в форме бразильского ореха. Эти мечи лучше вендельских приспособлены к колющим ударам. Пережив пик популярности в X и первой половине XI в., они тихо исчезают во время Крестовых походов. Именно эта конструкция в дальнейшем будет развиваться европейскими оружейниками.
- Кэн/цуруги (онное и кунное чтения иероглифа 剣 соответственно. ЧСХ, на современном мандарине 剣 читается как «цзянь», что намекает) — японский аналог спаты. В реальном бою такими мечами перестали размахивать веке примерно в десятом, и цуруги превратился в придворную цацку — обильно украшенную, охуенно дорогую, но используемую только для понтов при посещении дворца. Градус игрушечности нагнетает и тот факт, что статусные цуруги частенько делали из жести, поскольку многим запрещалось проносить с собой в дворец боевой меч. Тем не менее, из-за обилия золотых украшений жестяной цуруги мог стоить как пара настоящих.
- Спатион — византийский наследник спаты. Под иранским влиянием восточноримская спата приобретает характерное эллипсоидное поперечное сечение клинка и сравнительно хорошие колющие качества. В VIII—X веках удлинняются гарды и сами мечи, появляются шаровидные, луковичные и шайбовидные навершия рукояти, на гарде — манжета, защищающая клинок в ножнах от попадания влаги, и классический спатион готов. Подобная конструкция с некоторыми изменениями просуществует до конца византийской истории, вдобавок, экспортные версии спатионов оказали большое влияние на скандинавские оружейные вкусы — так, шаровидные навершия (т. н. тип R) использовались там до конца XV в. В Италии, арабском мире и славянских землях спатионы тоже пользовались спросом.
Средневековые мечи: разнообразие без излишеств
С XI века меч претерпевает заметные изменения конструкции практически без развития технологии, за исключением, разве что, распространения штукофенных печей во второй половине XIII — начале XIV в.. С другой стороны, именно в этот период меч становится всё более массовым оружием. В этот же период в Азии и Восточной Европе распространяются сабли, а европейские производители начинают широко экспортировать свою продуцию на Ближний Восток и далее в Африку.
Классический (Рыцарский) меч — просто меч по умолчанию для среднестатистического пользователя XI—XIV вв (да и до сих пор). В XIX веке франко-германские антиквары по безумной аналогии с архитектурой назвали его романским, а в XX веке — капетингским. Строго говоря, это типы X—XII, XIIIb и XIV (т. н. «первой группы») по функциональной типологии Оукшотта — мечи Высокого Средневековья, продукт развития каролингского меча, предмет повсеместного использования в Европе и экспорта на Восток. Клинок длиной до 90 см, слабо утончающийся к острию при почти постоянной ширине, с длинными долами, гарда (прямая или загнутая вверх) немного длиннее, чем у норманнских мечей, рукоять также немного длиннее, навершие в форме диска, бразильского ореха, шляпы или трилистника, изредка секторное или шаровидное. В середине XIII в. в Италии на клинке появляется незаточенная пята-рикассо, а на гардах — петля (изначально только с одной стороны), закрывающая сверху указательный палец, которым перехватывали гарду для более точных колющих ударов. Изготавливались из ламинарной стали, в том числе фосфористой, а в Скандинавии и Восточной Европе — также из харалуга. Универсальные колюще-рубящие качества (точка равновесия примерно в 10 см от гарды) обеспечили этим мечам успех, в том числе подражания на Ближнем Востоке и в Африке.
- «Готический» меч — если есть романский, значит должен существовать и готический, решили викторианские антиквары. Сейчас это «вторая группа» классификации Оукшотта — типы XV, XVI, XVIII, XXII. Эти мечи развились из «романских» в XIII в., одновременно с повышением доступности качественной стали, однако внеевропейской популярности предшественников не имели, хоть и просуществовали до второй половины XVI в.. Клинок утончается и сильно сужается к острию, долы если и имеет, то узкие и короткие, основание его незаточено. Гарда может быть прямой, загнутой вверх или изгибаться в виде буквы S, иметь петлю для защиты указательного пальца с одной или двух сторон. Навершие рукояти шайбовидное, конусовидное, в виде гранёной призмы, пернача и тому подобных причудливых тел. Основная задача такого меча — наносить мощные колющие удары, пробивая кольчугу, подныривая под пластины бригандины, а при помощи второй руки — и под кирасу. К «готическим» также относят возникшие в середине XIV в. под балканским влиянием мечи типа XIX, которые функционально больше похожи на «романские» клинки, снабжённые при этом «готическим» эфесом.
- Полутораручный меч (меч-бастард) — удлинённая версия рыцарского меча, возникшая в 1240-х в Германии. Длина (до 130 см) позволяла при поломке рыцарского копья наносить им удары из седла на достаточно большое расстояние, а спешившись, можно было держаться второй рукой за сужающуюся нижнюю часть рукояти, увеличивая тем самым силу удара. «Бастардами» полутораручные мечи уже после того, как они вышли из употребления[3], а до этого в ходу были термин war sword — без особой необходимости полуторакилограммовый дрын старались с собой не таскать — либо saddle sword, если меч возили пристёгнутым к седлу. Вопреки распространённому заблуждению, английское longsword — не аутентичное название (в старину так обозначали просто длину меча), а современная калька с немецкого «langes schwert» и итальянского «spada longa», действительно использовавшихся в Средние века. С точки зрения типологии, это типы XIIa и XIIIa «первой группы», то есть удлиннённые «романские» мечи, бывшие в ходу вплоть до второй половины XIV в., и гораздо более разнообразные «готические» бастарды «второй группы» — типы XVIa, XVII, XVIIIa, XX, XXa, использовавшиеся вплоть до XVI в. Особняком стоят возникшие во второй половине XIV в. скьявонески, полутораручные мечи византийского/балканского происхождения, применявшиеся не только конницей, но и пехотой, в том числе в далмацийской гвардии венецианских дожей. Главными особенностями скьявонесок являются гарды сложной формы, навершия рукоятей в форме кошачьей головы или луковицы и сравнительно короткие клинки типа XIX. К важным достоинствам скьявонесок относится то, что ими легче управляться одной рукой, держа во второй баклер или щит, что полезно в пешем бою (хотя и с обычными полутораручниками управлялись). Как нетрудно догадаться, полутораручные мечи до середины XV века считались (за исключением балканских стран) оружием исключительно рыцарским, и кое-где были запрещены для простолюдинов.
- Фальшион — здоровенный такой мачетище, или помесь мачетища с романским мечом (клинок — как у большого мачете, гарда крестовая, яблоко шайбообразное). В основном использовался нищебродами, то бишь пехотой, но встречался и у небогатых рыцарей.
- Двуручный меч — нечто среднее между мечом и древковым оружием. Появляется во второй половине XIV века в виде «большого меча» (англ. great sword), однако бурное развитие его начинается во второй половине XV в. Предками его были, с одной стороны, полутораручные мечи (от которых он в большинстве языков унаследовал название), а с другой — церемониальные мечи (англ. bearing-sword), которые в XIII—XVI веках носили специальные люди во главе городских процессий в знак могущества коммуны (вспомним «меч Сталинграда»). К слову, из-за этого, а также ввиду крайней травмоопасности на турнирах, двуручник считался не очень приличным рыцарю оружием (хоть и был дорог). Две главных особенности двуручного меча — это размеры и способ использования. Выдающиеся габариты — общая длина от 140 см, рукоять не короче 25 см — предполагали, во-первых, особый «секирный» хват, при котором сильная рука держит меч у самого яблока, а слабая — у гарды или за клинок, а во-вторых, способ употребления, более напоминающий работу с полэксом, чем с мечом. Вершинами техники считались «копейный» выпад на большую дистанцию, когда меч держался только в сильной руке у самого навершия рукояти, а также «мельница» — непрерывные вращательные движения мечом, использовашиеся для защиты узких проходов в одиночку от большого числа врагов. В Индии местные формы двуручника назывались мел путтах бемох.
- Клеймор — гэльский полутораручный меч с большой двуручной рукоятью и, зачастую, V-образной гардой. У гебридских островитян и шотландских горцев сохранились традиции хорошей, годной пехоты (конница там дохнет от бескормицы), и те, кто ранее носили секиры, в конце XIV в. предпочли перевооружиться на двуручные мечи, более удобные, чем двуручный топор с его невъебенной инерцей, которая мешала при промахе быстро перейти к защите и контратаке. Вместе с тем, местный способ ведения войны требовал от бойцов очень высокой подвижности, да и клинки все были импортные, и как правило, от рыцарского полутораручного меча, так что клейморы по сравнению с континентальными двуручниками остались компактными. Последний раз использовались в боях шотландскими повстанцами в середине XVIII в., надолго пережив любые подобные мечи в Европе.
- Дао — китайский меч. Изначально палаш почти метровой длины, затем приобрёл свою классическую форму, похожую на европейский фальшион. Алсо, словом «дао» (дословно «клинок») называют также разнообразные НЁХ, вплоть до выпендрёжных кастетов с лезвиями.
- Японские мечи — дайто.
- Утигатана (на современном мандарине 刀 читается как «дао») — изогнутый меч с односторонней заточкой, носимый лезвием вверх. В зависимости от длины в свою очередь подразделяется на тошнотворно знаменитую катану (длиннее 60,6 см) и вакидзаси (от 30,3 до 60,6 см). Пару катана+вакидзаси обязан был носить с собой каждый самурай, который не хуй собачий. У них это называлось дайто (большой меч) и сёто (малый меч), а вместе — пара дайсё (большой и малый). Японцы, хуле.
- Тати — та же самая катана, единственное принципиальное отличие — манера ношения лезвием вниз. Тати часто носился самураями в боевом обмундировании в паре с танто вместо катаны и вакидзаси, носимых в любой обстановке. Алсо, тати породил переводчиковский цугундер «дайкатана» — какой-то надмозг неправильно прочитал иероглифическую запись этого слова и случайно зафорсил результат среди неспециалистов. Индийский аналог — дха.
Позднее Средневековье и Новое время
В эпоху Ренессанса и далее мечи стали опять очень полезны, потому что способные выстоять против огнестрела доспехи стали так тяжелы, что нашивать их круглые сутки, как прежде, стало решительно невозможно, да и некому: уж больно они были дороги для массовых армий. Впрочем, для борьбы с такими доспехами появились специальные решения — либо уменьшить площадь соприкосновения (получаем фламберг — клинок с волнообразным лезвием, очччень негуманное оружие, хотя и имеет КПД в 450% против обычного меча), либо уменьшаем лезвие (появилась шпага — не столь сильное, зато распространённое оружие; алсо баварские полуторые мечи, немного потеряв в весе клинков но не в длине, обзавелись гардами как у шпаги), или же — увеличить и утяжелить двуручный меч (получаем убербрутальный цвайхандер — самое крутое оружие ландскнехтов, за которое умеющему им обращаться платили вдвое больше, чем обычному солдату).
Позднее, когда доспехи вышли из употребления, оставшись лишь у тяжёлой кавалерии — кирасиров, вспоминают про саблю. В Европу она попала вместе с венграми. А когда Венгрия после Османского владычества попала под Рейх, то и в Рейхе сабли заценили. Точнее, немного ранее сабля получила признание в Речи Посполитой и Русском Царстве, но общеевропейское признание получила после того, как ею вооружились в Рейхе.
Но кавалерии нужно было и оружие, эффективно пробивающее кирасу. Так появились французский эсток и польский кончар — полутарометровые (!) кавалерийские шпаги, по сути — гибрид копья и шпаги[4]. Эсток с двуручной рукоятью, а кончар часто с «пистолетной» рукоятью и прикрытием кисти. Правда, сие экзотическое оружие использовалось редко. Но, если нужно было пробить полк кирасиров, лучше этой шпаги не было ничего. Алсо, поляки любили этим оружием добивать упавших, не сильно нагибаясь с седла.
В конце XVII века появился колишемард — шпага со специфической одноимённой формой клинка. Первые 20 см обладал широким клинком, который затем внезапно сужался. Рядовой анонимус спросит, нахуя это? Широкая часть клинка позволяет успешно парировать, лучше, чем саблей (сам колишемард намного легче сабли) или шпагой. Активно юзался немцами, французами и британцами, а также Джорджом Вашингтоном. Были популярны до начала XIX века, после чего его популярность начала спадать.
В качестве компромиса между саблей и мечом, получил распространение палаш. Который и рубит хуже сабли, и по бронебойности уступает кончару, но за то их универсальнее, и им можно и рубить и колоть, без надобности менять на скаку одно оружие на другое.
Уже к XVIII веку появилось ещё одно оружие — штык, который не выходит из моды и по сей день. По сути, это — успешная комбинация огнестрельного и холодного оружия. Позднее — юзалось и юзается всеми, ибо в случае поломки оружия штык можно отсоединить и использовать как стилет, а штык-нож — ВНЕЗАПНО как нож. К слову, штыков этих было множество разновидностей: плоские и трех-четырехгранные, с односторонней и двусторонней заточкой, с пилой на обухе, короткие ножи и полноразмерные тесаки и ятаганы с креплениями на ствол ружья/винтовки.
Фламберг являлся одним из наиболее мрачно-меметичных типов мечей, и неспроста. История возникновения у него следующая: некий сумрачный позднесредневековый\раннеренессанский гений после знакомства с изогнутыми клинками мусульман додумался вместо наращивания силы удара уменьшить площадь соприкосновения клинка с тушкой противника — в результате получился меч с волнообразным лезвием. Стоил он чуть более, чем дохуя, зато хорошо пробивал доспехи, почти в них не застревал, а при вытаскивании устраивал хирургический кошмар из-за нарезания краёв раны аки зубьями пилы, что гарантировало смерть либо сразу от кровопотери, либо попозже от гангрены, ибо залечить исшинкованное в тонкие ленточки мясцо практически невозможно. Это, кстати, породило легенды об отравленных клинках. Вскоре фламберг был проклят католической церковью как негуманное оружие. Однако, как и в случае с арбалетом, на это проклятие многие положили хуй, ибо эффективность. Тем не менее, попадание в плен к некоторым военачальникам (обычно тем, чьи войска сами сильно пострадали от использования подобного читомеча) с такой имбой вело к казни, так что фламбергом обычно владели только наиболее безбашенные и отмороженные доппельзольднеры из числа наемников. На выходе же получаем самое скандальное и дорогое оружие эпохи Возрождения, которое к тому же имело штраф к очкам прочности из-за своей формы, нередко ломалось, да еще и не далеко не каждый кузнец мог взяться за ковку. Что, в итоге, определило некоторую элитарность данной цацки.
Ятаган. У долбоёбов ятаган — это любая кривая чуркестанская селёдка. ТруЪ ятаган — с изгибом вперёд, а не назад, с заточкой на вогнутой стороне, без гарды, предназначен для пешего боя, юзался янычарами в Турции. Появился ятаган по той причине, что сабли дозволялось носить янычарам только «при исполнении», а вместо него таскался длинный ножик, который удлиняясь превратился в ятаган, оказавшийся в пешем бою не хуже сабли.
Новейшее время: войны требуют компактности
Во времена Первой Мировой войны мечи вышли из употребления, уступив место ножу — более компактной версии. Да-да, ирония судьбы: если у истоков появления меча стояло желание вынести клинок подальше от владельца, то сгубило меч оно же. Вот так вот! Впрочем, если вспомнить концепцию копеша «короткий клинок на длинной палке», то к ней вполне можно отнести малую пехотную лопату, которой можно не только копать окопы, но и рубить головы, Первая Мировая гарантирует это.
А во времена Второй Мировой меч перестал быть оружием и теперь используется лишь в парадном этикете. Хотя японцы юзали катаны до 1945 года, когда Квантунская армия соснула хуйцов в борьбе с советскими войсками. В итоге весь цвет японского самурайства погиб под артиллерийскими атаками.
Помимо японцев Китай также применял двуручные мечи — да-дао (смахивающие на глефу с коротким древком и громадным клинком, отчего идут за меч), и если у японцев катаны в основном были у офицеров, то у китайцев это были отборные штурмовые отряды с двуручником, гранатами и маузером. Излюбленной тактикой было, дождавшись тумана или хуёвой погоды, тихо подкравшись к японским позициям, закидать их гранатами, а выживших зарубить двуручниками.
Алсо, гуркхи в британской армии носили свой традиционный мочет — кукри, который позволяет невозбранно рубить им как ятаганом или даже как топором.
Теперь же мечи вышли из употребления полностью. Единственное похожее на меч оружие, которое ещё кто-то пытается носить на полном серьёзе — это шашка, право ношения которой казаками даже прописано в законодательстве РФ. Шашка — «наконец-то допиленная» к 1917-му году православная смесь сабли с сабжем. Для фехтования, по причине баланса смещенного к острию, не предназначена, но для рубки с коня разбегающихся пихотов — самое то. На самом деле, ни хрена не до конца, ибо англичане в 1917-му тоже успели сделать своё «идеальное оружие» на основе шпаги и тут же поняли, что Кольт лучше отражает огонь револьвера Уэбля. Шашка дословно означает «нож»: так как простолюдинам на Кавказе запрещалось носить сабли, то вместо них носились длинные ножи, постепенно удлинившись превратившиеся в шашку. Алсо, в качестве клинка для кавказской шашки нередко брался импортный клинок для сабли, дорабатывавшийся кузнецом переделываясь в шашку.
Боевой меч: перерождение
Хоть меч и перестал участвовать в военных конфликтах, он продолжает своё существование. Но уже в другом виде: в виде спортивного снаряда. Рапира приобрела нехилую гибкость, похудела, затупилась и ушла в спортивное фехтование, катана уступила место иайто, синаю и бокену, так же одеревенел цзянь, дао теперь из фольги, а меч вульгарис со всеми своими многочисленными родственниками потеряв в остроте достался файтерам, реконам да ролевикам.
Альтернативное применение
Со временем человеки поняли, что мечом можно не только убивать друг друга на поле брани, но делать и другие интересные штуки. Например, забивать скотину. В индуизме сикхам ни в коем случае нельзя кушать мясо, которое получено путем зарезания скота ножиком. им подавая джаткху — мясцо скотины убиенной одним ударом меча по шее. Да, вопреки стереотипам индуистам можно мясо, но отнюдь не всем, а только кшатриям — то есть тем кого в Европе называли бы рыцарями и дворянами, простому же быдлу мясо в индуизме есть нельзя (и те кришнаиты, что не едят мясо признают себя быдлом, надо заметить что у типичного кришнаита предки отнюдь не голубых кровей и потому к кшатриям не относятся). Если шею с одного удара срубить не удалось, то такое мясо может быть признано не пригодным к употреблению. Как следствие, сикхам нельзя есть кошер, потому что кошер забивается перерезанием горла.
Кроме того есть и еще более альтернативное применение. Казалось бы, что сей узкоспециализированный девайс кроме как по прямому назначению не заюзаешь. Действительно спину им чесать не очень приятно, а пиво открывать неудобно. Но таки альтернативное применение железяке нашлось. Как оказалось, она является неплохим символом, так что её можно юзать в качестве регалии. У дойчей, например, — Рейхшверт, дословно Меч Рейха; в Нихонии же это Кусанаги-но цуруги (aka Амэ-но муракумо-но цуруги), подающийся к столу с зеркалом Ята-но кагами и яшмой Ясакани-но магатама. Регалиями также были клинки Пророка, утеряны в ходе монгольского нашествия. Есть мнение, что минимум один из них — Зульфикар, имел особо извращенный раздвоенный клинок, зачем — хз. Впрочем, есть альтернативне мнение, что «раздвоенный клинок» порожден надмозгами, а речь идет о так называемой полуторной заточке. Японский меч тоже был утерян в морской битве — пошёл на дно с кораблём в последней битве между Тайра и Минамото, и потому для коронации был выкован снова. Алсо, японской императорской реликвией является очень странная НЁХ.
Так же в качестве символа меч юзался в разного рода церемониях. В Древнем Риме гладиатору получившему свободу во время церемонии дарили деревянный меч — Рудиус. А при посещении японского Императора, или сёгуна, те кто формально имел право входить к ним с мечом, во избежание покушений несли в богато украшенных ножнах… жестяной меч (а вот у телохранителей мечи были настоящие). В Европе к XIX веку в качестве церемониального оружия получили обильно украшенные короткие шпаги-булавки с коротким лёгким клинком, как правило гранёным и без лезвия, являясь выхолощенным вышеназванным придворным мечом. Известен случай, когда в Киото, во время гражданской войны Гэмпэй, случилось «небольшое» порубилово в императорском дворце, один из VIP-самураев прославился тем, что отбился от врагов жестяным мечом (о том, почему он не взял у первого же трупа настоящий меч, летописцы скромно умалчивают).
Культурота
По понятным причинам меч породил просто огромнейшую фагготрию, которая нашла отражение в культуре разных народов с древнейших времен и до наших дней. Именные мечи есть в каждой второй вымышленной вселенной (не считая каждой первой). ИРЛ, кстати, тоже хорошим мечам давали имена (особенно всякие викинги), приписывали им колдунские и священные свойства (рыцори вообще молились перед воткнутым мечом, этакий походный алтарь). Но все же значимые:
Сказки
Практически все народы мира имеют сказки/легенды в которых фигурируют убермечи.
В русских-народных сказках это Меч-кладенец. Им обладали практически все богатыри земли русской. При сборе фулл-сета артефактов (с сапогами-скороходами и шапкой-невидимкой) даёт +100500 к духовности. Как можно догадаться из названия, получить такую вундервафлю можно только взяв ее из тайника; после победы, видимо, автоматически возвращается в заначку. По одной из версий, «кладенец» означает всего лишь «выкованный из закладного железа», то есть из хорошо полежавшего в земле сырья, дабы примеси вымылись и остался очищенный металл.
В Европах без легендарных мечей тоже не обошлос. Так, например, у рыцаря Роланда, французского аналога Ильи Муромца был Дюрендаль, который при необходимости запросто рубил камни. А у бритишей был Экскалибур (он же Калибурн, он же по-валлийски Caledwlch). Вопреки популярному мнению, король Артур вытащил из камня не его, а другой ковыряльник — но позже получил в подарок от Владычицы Озера сабж и дальше уже ходил именно с ним. Отличается от всех других легендарных мечей тем, что волшебными у него были ножны, а не он сам.
Азиаты дураками не были, а потому навыдумывали собственных сказочных мечей. Кусанаги по значимости в японской мифологии находится на уровне Экскалибура. Переходил от одного императора к другому, каждый раз меняя свойства. Причём считается созданным ещё в корейских сказках, а не японских. И да, именно в честь него назвали Мотоко Кусанаги из этого вашего Ghost in the Shell.
Чтиво
Писатели-фантасты продолжая добрые традиции народных сказок навыдумывали сотни собственных волшебных мечей всех размеров и цветов радуги. Вспомним наиболее значимые литературные мечи:
- Стрижающий меч (он же Вострый меч, Бурлатный меч, Плоострый щеч, Чудоюдоострый меч, и ещё 100500 переводов — короче, Vorpal Sword). Вундервафля против Бармаглота, придумана Льюисом Кэрроллом. С характерным звуком «Взы-взы!» отсекает головы, которые после этого барабардают с плеч с не менее характерным звуком «Ува! Ува!». Упоминается также в Хрониках амбера, откуда вероятно перекочевал в D&D, Roguelike-игры, и прочее фэнтези. Ныне стрижающим мечом именуют любую вундервафлю с абсурдными характеристиками, типа как лезвие, прорезающее абсолютно все, даже небо, даже Аллаха.
- Легендариум Толкина никак не мог оказаться без своих собственным именованных мечей — Андриль, Гламдринг, Оркрист, Жало и прочие эльфийские (Андриль в первой своей версии был создан гномами, но позже перекован эльфами Ривэндэлла) мечи — эталон идеального фэнтезийного оружия, обладали способностью светиться, когда рядом враги,
паля владельца. Гуртанг/Англахэль помимо прочего, обладал способностью разговаривать и послужил орудием для харакири первому неудачнику всего Средиземья. Меметичен, однако, не этим, а вот чем: по описанию, сей ковыряльник был выкован из метеоритного железа и поворонён в чёрный цвет. С тех пор все авторы фэнтези, пишущие про мечи из метеоритного железа, изображали их чёрными. Даже мультик про аватара — и тот туда же. - Меч Без Имени — вундервафля из одноименной трилогии Андрея Белянина. IRL — сувенирный ковыряльник, в составе премии с аналогичным названием, вручается МТА.
- Убийца Драконов — «Большой и слишком тупой, чтобы называть его мечом». Огромная заточенная рельса, с которой бегает главный герой манги про дружбу и магию «Берсерк». Большая часть пафоса манги навеяна именно этим оружием и тем, как ГГ ею орудует. Калькуляции фанатов привели к выводу, что такой девайс ИРЛ весил бы 170 кг. Похожие вундервафли, но, с неизвестным названием, юзает команда злобных сайлентхилловских модераторов — Пирамидоголовых. Также с похожей вундервафлей по имени Buster Sword бегали персонажи мира Final Fantasy VII — Клауд Страйф и Зак Фэйр. А в этом вашем фоллауте (конкретно, в части New Vegas) дрын аналогичных размеров, сделанный из автомобильных бамперов, является весьма распространенным оружием у супермутантов и Легиона Цезаря.
- Меч Годрика Гриффиндора — убер-оружие из сказок для детей от 3 до 99 лет. Владеет им Гарик хуево, и непосредственно как оружие использует ровно один раз (сам едва не окочурившись в процессе). По сюжету, этим мечиком (после апгрейда на +10 урона ядом василиска) можно разъебывать крестражи с иммуном к обычному оружию. На этом его сфера применения и заканчивается: по итогам книги взято 0 фрагов человеками и 2 фрага змеями.
- У Ведьмака должно быть два меча: один серебрянный, чтобы резать нежить, второй из стали (само собой метеоритной) — для хуманов. Одним таким стальным мечом был Сигиль. Им Геральт порубил главзлодея. Был изготовлен краснолюдами (местные дварфы) и гномами по секретным технологиям. Никакими волшебными свойствами не обладал, зато имел невъебенное качество: резал тварей и человеков как бумагу. На клинке древнейшими секретными краснолюдскими рунами написано тайное краснолюдское заклинание: «НА ПОГИБЕЛЬ СУКИНСЫНАМ». В играх по сабжу Сигилей стало овердохуя всех видов и форм.
- Алмазный/деревянный.
- Валирийские мечи — из этого вашего ПЛиО. Сделаны из убер-булатной стали, секретом изготовления которой владели только в давно сгоревшей стране Валирии. Поэтому их всего около трех сотен на весь мир, и каждый — именной и передаётся из поколения в поколение в каком-нибудь феодальном роду. Обладают некоторым магическим свойством: рубят Иных, так как связаны со стихией огня.
- Меч Конана — пафосный двуручник с искусным дизайном, найденный Конаном в могиле неизвестного древнего короля (с подачи авторов фильма «Конан-Варвар» ставший Куллом из рассказов о Кулле-Завоевателе, более старого персонажа Говарда, приходившегося Конычу далёким предком. Хотя тот использовал топор, да) и впоследствии ставший устойчивым тропом для суровых персонажей фентази, вплоть до Каинов, Артасов и в качестве постмодерна, Берсеркера и прочей анимуты. В принципе, не обладает какими то уникальными силами и перками, но сам по себе источает такой пафос и так удачно подчёркивает мощь гг, что варвар на эмоциях режет в капусту совершенно любую вражину, а тяжёлый двуручный меч становится в западной культуре такой же мифической вундервафлей как и катана в азиатской.
Кинцо
Киноделы тоже очень уважают всякого рода мечи, но как правило фагготрии подобно книжным они не устраивают, разве что экранизируют те самые книги с эскалибурами и прочими мечами истины. Даже в культовых фильмах с обилием поединков на мечах типа Горца, Убить Билла или Блейда на мечах внимание не заостряют, вроде как есть они и хорошо.
Особняком Лайтсейбер. Мегаизобретение режиссёра-сказочника Жоржа Лукаса, меч из лазера. На каких физических принципах работает — никто так и не смог внятно объяснить, несмотря на подробно описанную конструкцию; суть в том, что это даже не прямой клинок, а петля, загибающаяся под углом почти в 180 градусов и уходящая обратно в рукоятку. Изначально батарейки от меча весили овердохуя и носились в виде ранцев за плечами, потом на поясе, потом стали помещаться в ручку. Чтоб не ебаться с физикой, под конец лукасовской эпохи даже придумали обоснуй, что изобрела их раса техномагов-Раката, у которых вообще хуй проссышь, как что работало. Режет всё, кроме трёх с половиной спецметаллов и шкуры Гада Зило, запросто отбивает разряды бластеров. Делается очень долго и муторно (с применением Силовой Ковки), требует особых таких кристаллов, растущих ой как не везде (правда, читеры-ситхи научились их выращивать в печке, отчего их мечи такие красные), и для тру-владения им нужно направлять клинок Силой, так что используется только джедаями и их идейными противниками. В расширенной вселенной, световые мечи и оружие на основе их технологии (световые алебарды и хлысты) юзаются не только джедаями, но всеми достаточно рукастыми вплоть до роботов. Миф, что для светового меча необходимо владеть Силой, связан с тем, что джедай Мейс Винду собрал (чисто джедайская фича — пользоваться лично собранным во время медитаций мечом) световой меч, который включался только если на него воздействовать Силой, что делало его бесполезным в руках неджедая. Да и ракатанские — а так же первые джи'дайские — светошашки мало того, что активировались только Силой, но и не требовали батареек вообще, ибо запитывались напрямую от неё же. Ну а приличным владением трофейными мечами Генерала Гривуса можно троллить джедаефагов. Строго говоря, световой меч / плазменный резак на рукоятке как таковой не является ни изобретением Лукаса, ни его предшественников-фантастов. Известны благодаря подобному оружию сотни персонажей мифов, например Суртр.
Игрули
Подобно писателям геймдевелоперы очень уважают мечи и неистово на них дрочат. В любом уважающем себя слешере у главгероя есть вундершверт с собственным именем, историей и тому подобным.
- Sword-Like Object (русск. Мечеобразный предмет). Ироническое наименование для 100500 вырвиглазных вундервафель из корейских MMORPG и тому подобного фэнтезийного бутора. Отличается попугайским цветом, нелепыми пропорциями, позволяющими заподозрить у него баланс кувалды, несоразмерностью юзеру (обычно эльфийке ростом с Дмитрия Медведева и в два раза уже его). Ещё так называются сувенирные мечи тех же форм, цветов и пропорций, продающиеся в переходе под Лубянкой.
- Пиломеч (англ. Chainsword) — помесь ежа с ужом, коим спейсмарины из Вахи знатно рубят головы противникам: адовая одноручная бензопила с двумя рядами разнонаправленных звеньев. Оттуда перекочевал в Skyforge, где его юзает Берсерк. Причём, в СФе, пиломеч достиг апогея развития — огромная, 30-килограммовая бензопила, с наспех прикрученной к оной гардой, по пропорциям не уступающей самой пиле. В той же Вахе есть Эвисцераторы — двуручные цепные мечи, у которых каждый зуб под силовым полем, размягчающим материалы как масло. Есть и просто силовые мечи, с кромкой под напряжением, но визуально не отличаются от обычных.
- Ганблейд — вундервафля, пришедшая в медиасреду из Final Fantasy VIII, представляет собой гибрид меча с огнестрелом, причем, в отличие от винтовки со штыком, клинок тут играет главенствующую роль. Также в парном одноручном варианте присутствует в российском аниме-недослешере «Ониблейд», оно же «X-Blades», и куче прочих, менее известных игрулек. ИРЛ подобные изделия действительно существовали (например, у адмирала Нельсона был такой, но врятли он им кого-то рубил — адмирал все-таки), вот только удобство пользования у них было крайне посредственным по причине взаимоисключающих требований к балансу для его функциональных частей, сложности обслуживания и большого веса, так что широкого распространения они не получили.
- Умбра — вундервафля из серии Elder Scrolls. Даэдрический меч Клавикуса Вайла. Помогает своему владельцу, зохавывая души других, а потом и душу самого владельца зохавывает, да так, что тот считает себя мечом в человеческом теле. С точки зрения манчкина-игрока — таки довольно неплохая ковырялка. Что интересно — в Море он — одноручный, а в Обле — двуручный.
- Двуручный меч хаоса — легендарный меч, который использует Большой Батя — герой, ставший Богом в результате жестокого минмакса. От хаос-цвая нет спасения, он карает любого нуба, посмевшего бродить не полым по окрестностям Лордрана. Однако и цвай не всевластен. Легенды гласят, что Большого Батю можно убить простым парированием.
- Rebellion (надм. Мятежник), демонический ковыряльник Данте известной серии игр. В основном, служат для фаллометрии оного со своим братцем, и лишь потом — как оружие для истребления аццкой нечисти. Пафосен, но особых свойств не имеет. Братец Данте использует Ямато: нипонский клинок, по совместительству — ключ от мира демонов. К слову, именно Ямато в серии — эталон Катаны, Разрубающей Абсолютно Все, даже Спасителя, даже портал высотой 9 км. У Нерона же нет своего заколдованного меча, только стандартная сабля ордена с дизельным двиглом и огнемётом в рукоятке с пафосным погонялом Красная Королева. Кроме того, имеется демонический меч Грань Силы, принадлижавший самому Спарде и парочка говорящих дуалов Анги&Руди.
- Похититель Душ (англ. Soul Reaver) — убер-ковыряло из одной сказки про вампиров, без преуменьшения один из главгероев (спойлер: ибо в нем сидит душа Разиэля). Существует в нескольких экземплярах, в том числе призрачных, из-за многочисленных TIME PARADOXов. Из всего, во что им тыкают, высасывает кровь и души, разрывая на куски и аннигилируя к хуям. Замечен в пророчествах про БП, и ковался для Последнего Страшного Боя главного вампира с главным демоном. Фанаты серии мечтают получить себе реплику, однако в производстве пока что только офигительное УГ.
См. также
Примечания
- ↑ Разница между режущим (как нож) и рубящим (как топор) ударом вообще очевидна, однако и урон при этом наносят разный: режущий удар опасен площадью повреждений для мягких тканей и воздействием на текстиль и кожаные ремни в доспехах, а рубящий делает глубокие повреждения как телу, так и доспехам.
- ↑ Франконские монахи вообще любили мечи — позже они написали старейший из известных ныне фехтбухов.
- ↑ В то время как в XV—XVII вв. этот термин означал в английском промежуточную между наиболее типичными образцами длину, а во французском — смешанный стиль исполнения меча.
- ↑ . Похожий гранённый клинок, только заметно короче, имеет и шпага тореадора