Steam
Материал из Lurkmore
Steam (Стим, Стеам, Пароварка, Пар) — международный сервис, созданный компанией «Valve» для продажи игр, модов и софта.
Не секрет, что современным играм диск нужен лишь для установки и проверки на подлинность, поэтому в Steam игра после покупки доставляется пользователю на хард прямо через интернеты. Развившись, Steam оброс разными фичами, в итоге став эдаким медиа-комбайном, помесью Вконтакта и XBL (или PSN, кому как любовнее и прельстивее).
История
В 1998 году ребята из Valve выпустили шутер под названием Half-Life. Та сразу же нахватала наград, а также быстренько сколотила себе приличных размеров фандом. В скором времени двумя студентами был создан мод Counter-Strike, после чего Valve наняли их для дальнейшей работы у себя. Увы, повторить не получится, потому как валвы наняли хитрого юриста и теперь всё созданное пользователями принадлежит Валв, да ещё и должен им остаёшься по гроб жизни. Размышляя в начале нулевых над тем, как увеличить профит от подобных онлайн-шутеров, в голову Гейба Ньюэлла — главы этой конторы — пришла идея замутить свой собственный WON (сервис поиска игровых серверов, который тогда принадлежал Sierra и использовался в том числе HL и CS) по имени PowerPlay. Естественно, не без блэкджека и шлюх: предполагалось создать принципиально новый набор протоколов и стандартов, позволяющий играть в инете со скоростью и удобством локалки. Потенциально эпичный наёб и распил бабла не удался, и вошел в историю как один из самых тупейших моментов в игровой индустрии. В итоге Valve просто купила WON в 2001 году. Но мысль о чем-нибудь массивно-онлайновом, выкачивающим бабло из задротов, не давала Гейбу спокойно жить и где-то в 2002 году был создан Steam (тогда известный как Grid или Gazelle). При помощи этого сервиса любой потенциальный поклонник, не отходя от монитора, мог купить себе вожделенное продолжение Халфы. Так как издателям надо отчислять денежку, которую можно было бы потратить на уже активно шедшую разработку второй части Халфы, желание Ньювелла получать деньги напрямую вполне объяснимо. При этом Steam должен заменить собой и WON.
Первая версия Steam стала доступна для бета-тестирования CS 1.4. Она позволяла:
- Искать игровые сервера;
- Играть в HL или какой-нибудь его мод;
- Купить вышеуказанное через унылую вкладку (да-да, в те времена не было теперешнего убер-магазина, а была лишь унылая колонка с названием игры и ценой напротив);
- Сыграть в шахматы или в шашки.
Следующее крупное обновление произошло с выходом Half-Life 2 и Counter-Strike: Source. Счастливые владельцы этих игр в целом по Глобусу и в России в частности столкнулись с массовым баттхёртом при знакомстве с системой:
- Для установки игры, даже с диска, требовался интернет;
- После установки требовалось обновить игру;
- Большой вес патчей;
- Неведомые проблемы с активацией;
- И прочая хуита, с которой сталкивались юзеры.
В самом же Steam'е изменился интерфейс и появилась заглушка под магазин, ничего, кроме игр Valve, не продававшего. Также был произведен апдейт движка GoldSrc (движок первой Half-Life), чтобы интегрировать его со Steam'ом и избавиться от необходимости использовать сервис WON. Сервера WON были окончательно выключены, что вызвало локальный баттхерт у излишне фимозных олдфагов.
Затем пришли сторонние издатели, началась продажа всяких инди-поделок. С выпуском первого эпизода HL2 появилась региональная защита, с выпуском Orange Box'а — долгожданный Steam Community со всеми прелестями соцсетей: группами, спамом, фишингом, а также ачивментами и чятиками. Выход Left 4 Dead, в свою очередь, добавил матчмейкинг и синхронизацию настроек и файлов сохранений (Steam Cloud), а портирование на Mac игр на движке Source подарил Steam новый интерфейс и рендер.
Падения стимовых серверов
Стим — дело тонкое. У него нет одного большого сервера, который и отвечает за «Allah akbar», а есть куча отдельных серверов, за каждым из которых закреплена либо своя собственная функция, либо он помогает другому в распределении нагрузки. Но и таких мер оказалось недостаточно для предотвращения явления «ОЛОЛО СТИМ УПАЛ!!!111».
Одна из распространённых причин падений — это перегрузка контент-серверов. Контент-серверы — это, собственно, та часть Стима, которая и отвечает за доставку игр и обнов к ним на компьютер пользователя. Во время сезонных распродаж или выхода каких-то мега-блокбастеров, когда все миллионы стимоёбов одновременно пытаются скачать себе полдюжины гигов игроты на хард, нагрузка на контент-сервера бывает настолько сильной, что юзеру приходится ждать от нескольких минут до нескольких часов для того, чтобы его пустили на запыхавшийся контент-сервер со скоростью скачки упавшей до уровня плинтуса. Самый яркий случай произошёл во время выхода HL2 в ноябре 2004, когда единственная и основная задача Стима состояла в том, чтобы раздать всем будущим игрокам долгожданное продолжение легендарной Халфы, и с этой задачей он справлялся еле-еле. С тех пор Valve увеличил количество контент-серверов, добавил региональные контент-серверы, и теперь, если трудности со скачкой и случаются, то они не такие лютые, как были во время злополучного мирового релиза HL2.
Но недоступность контент-серверов — ещё не самое страшное. Да, в неустановленные игры и в игры, требующие обновления, не поиграешь. Но в остальное — ради б-га, в том числе — в мультиплеер. А вот если упадут серверы аутентификации… В декабре 2006 на западном побережье США пронёсся нехилый такой ураган, который притопил Сиэтл, что вылилось в отключение электричества во всём городе на целые сутки. Ну, и хуй, вроде бы, с ним, с этим Сиэтлом, да только вот центральные стимовые серверы находятся именно там — как логичное следствие, Стим накрылся пиздой. Ничего нового не скачать, ну, да и ладно — поиграть хоть дайте в то, что есть. Ан нет: выяснилось что «оффлайн режим» Стима, нужный как раз для такого случая, оказался довольно глючным и без плясок с бубном работать не хотел. Те, кто смог запустить таки Стим в «оффлайн режиме», столкнулись с ещё одной проблемой: почти полное отсутствие мультиплеера. То, что игровые серверы без подключения к Стим искать не получится — это и ежу понятно. Но, даже если ты знаешь заветный IP любимого CS:S-сервера, это тебе никак не поможет, только если он не ломаный. Ибо оригинальные серверы CS:S (и прочих стимовских игр, если только игра не с отдельным мультиплеерным ключом) при подключении игрока обязательно проверяют его стимовскую учётку, а так как Стим недоступен, то проверить её не получается, и тебя сразу кикают. На момент 2006 года достойных сингловых игр в Стиме было ещё мало (да и вообще, разнообразием игр он тогда не блистал), поэтому такие косяки с мултиплеером доставляли премного попоболи тогдашним стимоёбам, которые, в основном, задрачивали в Контру и десматч второй Халфы. После декабрьского падения, фейлы аутентификационного сервера случались ещё несколько раз, но только на несколько часов и уже не вызывали такого бугурта.
Слив ключей DiRT 3
Внезапно, 6 сентября 2011 года, там и сям по разным интернетам, стали всплывать ключи для говногоночки DiRT 3. Миллионы их! Народ просто порциями по несколько сотен, ссылками или копипастом, выкладывал их задаром на различных форумах и бордах. Хотя, конечно, находились и лохи, которым сей ключик достался отнюдь не бесплатно — ушлые школоло-барыги не дремлют. Происхождение ключей было сразу установлено: это были не розничные ключи, а промо-ключи — предназначались они для тех, кто купил себе определенную видюху от AMD, к которой бонусом шла эта игрушка. Во всплывании ключей начали сразу винить злобных русских хакеров (якобы поток ключей шёл с одного форума в зоне .ru) и распиздяев-разработчиков, которых кто-то взломал ещё в июне. Всё оказалось более прозаично: никто никого не ломал, просто ключи хранились в виде текстовых файлов на сайте AMD в папке, доступ к которой был открыт всем без исключения.
По разным сообщениям, ключей в текстовых файлах было от 1.7 до 3 миллионов. На такую халяву, абсолютно без раздумий, накинулось большинство стимобоев. И тут-то и началось основное веселье, ибо в правилах Стима сказано:
All accounts in a user's possession for any of the following activities will be suspended: |
Steam Subscriber Agreement |
Через некоторое время халява кончилась. Сначала AMD прикрыли дыру в своем сайте. Позже, Steam заблокировал все утёкшие ключи: активировать новые нельзя было, но уже активированная игра с аккаунта никуда не девалась. Да и сам Steam Support сообщил, что им, в общем-то, похуй и никого они насиловать не собираются. Результаты специальной олимпиады: тролли хорошо поели, быдло и малолетние долбоебы наложили шлакоблоков, но никого анально не покарали. Отака хуйня.
Взлом сервиса
Шестого ноября 2011 года на форуме Steam появился w:Deface Fkn0wned.com, после чего форум отключили. Админ Fkn0wned свою причастность к этому отрицает. 11.11.11 было опубликовано официальное заявление Гейба Ньюэлла:
Dear Steam Users and Steam Forum Users:
Our Steam forums were defaced on the evening of Sunday, November 6. We began investigating and found that the intrusion goes beyond the Steam forums. |
Русский перевод |
Выводы:
- Форум действительно взломали, есть несколько случаев угона аккаунтов. Если вы были там зарегистрированы — смените e-mail/пароль.
- У злоумышленников также был доступ к зашифрованной базе Steam-аккаунтов (игры, кредитки и др.), но пока что ни одного случая воровства денег/игр не зафиксировано.
- Пароль/e-mail на Steam-аккаунте есть смысл менять, если эти данные совпадали с таковыми в учетной записи на форуме Steam.
- Даже если у злоумышленников есть логин и пароль, им нужно будет еще вскрыть ваш почтовый яшик, чтобы обойти Steam Guard и получить доступ к аккаунту.
- Если вы использовали при оплате настоящую банковскую карту вместо виртуальной/WebMoney — можете начинать срать кирпичами. Но, по словам самого Гейба, вероятность того, что деньги украдут — КРАЙНЕ МАЛА.
Подарок (?) нищебродам
В первые годы своей жизни Steam «радовал» жителей Рашки и СНГ кусачими ценами раза в три выше розничных. Спасибо лени и зажратости издателей. Рашкинскому региону игры доставались в долларах по средне-европейским ценам, которые для них были вполне себе обыденными, а вот для местных нищебродов ни в какие ворота не лезли.
Лечилось это, в основном, ожиданием выхода игры из ранга новинок (и, как следствие, снижением цены на неё) и подкарауливанием различных распродаж и скидок. Или покупкой коробочной версии игры (либо ключа от неё) где-нибудь — но, тогда вся прелесть Steam'а, как системы для ускоренного насиживания геморроя и расслабления извилин, когда надо использовать минимальное шевеление пальцами для покупки игры, терялась.
Все изменилось 13-ого сентября 2011 года, когда регион этой страны перевели на рубли и цены локализовали в соответствии с местными реалиями. Теперь большинство цен не отличается от их розничных аналогов и необходимость в коробочных версиях игр практически отпала (ибо есть игры, типа DNF, которые для нашего брата выходят исключительно в коробках, хоть и привязаны к Steam).
Но не всё так гладко. Глас одобрения сменился ликом негодования, когда обнаружилось, что в новоявленном рублёвом регионе исчезли из продажи самые ожидаемые новинки сезона: TES:V, Rage и последний сюжетный DLC к F:NV. Чуть порыскав, выяснилось, что целые каталоги нескольких издателей оказались залочены для рублёвого эквивалента. Поначалу считалось, что издатели просто не успели ещё установить рублёвую цену для своих игр, и вскоре все вернётся. Но, потом поползли слухи, что всё гораздо интереснее: Steam прессует издателей, дабы те снизили цены в рублях на свои игры, а те ничего снижать не собираются, но и Steam выложить свои игры по старой цене им не даёт. Шум поднялся такой, что даже Лента откликнулась (название статьи в адресной строке символизирует).
С 14 июля 2012 залоченные игры стали постепенно возвращаться в русский магазин. Сначала появились некоторые игры от Bethesda, а затем и от id Software. Сотрудники Valve подтвердили — это не глюк, игры этих издателей возвращаются. Забавно другое: сначала люди просили просто вернуть им игры, пусть и по зарубежным ценам, но когда они увидели, что игры вернулись, но с европейскими ценами, то начали возмущаться. Только 19 ноября Беседка поняла, что что-то не так и начала частично локализовывать цены на свои игры.
Продажа модов
Пожалуй, самый былинный отказ компании и драма вселенского масштаба, за какие-то несколько дней с 25 апреля 2015 года прожегшая не одну тысячу седалищ во всех уголках голубого шарика.
Суть: ни для кого не секрет, что Steam был и остаётся прежде всего торговой площадкой, а отец-основатель на пару с издателями спит и видит как нащупать новый источник дохода. При этом желательно самим нихуя не делать. Само собой, такое непаханное поле для загребания бабла нашлось прямо под боком — пользовательские модификации. Заручившись поддержкой десяти с небольшим модмейкеров (попутно заставив их подписать NDA), Валв совместно с Бесездой представила «абсолютно новую киллер-фичу» — платные моды, а так же платные моды с ранним доступом (sic!). В качестве подопытного кролика был выбран TES V: Skyrim. Казалось бы, у проекта великое будущее и сплошные плюсы — и мододелам есть стимул пахать не за хуй собачий, и процент с продажи таких модов идёт издателям — но дьявол, как всегда, скрывался в деталях. Очень быстро подтвердилось несколько абсолютно очевидных всем, кроме создателей, и озвученных задолго до введения «киллер-фичи» фатальных недостатков:
- Моддеры стали удалять свои работы с Nexus'а, где те все эти годы лежали совершенно бесплатно.
- Отсутствовала премодерация. В результате появился плагиат, пачками выкаченный с всё того же Nexus'а.
- Все ссылки на пожертвования или альтернативные источники оплаты, наоборот, жёстко вырезались кровавой гейбней, вынуждая моддеров работать исключительно через магазин. А дело в том, что…
- Автор мода получал лишь сраных двадцать пять процентов с выручки, и то лишь после того как его творение наберёт 400 вечнозелёных президентов. А если не наберёт, все заработанное Вульва и Беседка делили между собой.
- Большинство модов из «стартового набора» представляли собой откровенную хуиту, вроде наплечников, капюшонов для NPC, графонистых замен текстур облаков, компаньонов и т. д.
- Цены на некоторые из высеров превышали цену игры в 2-3 раза (или в 5-6, если считать со скидкой). При переводе в рубли цены получались поистине космические.
« |
There are so many reasons this is a terrible idea. If people are making cash off a game, the devs are going to want a cut. Now prices go up, mods will likely need to be approved by the dev, and most importantly, it sends the message that "hey, we can get cash out of this modding shit!" Next sites like Nexus get shut down, modders get suppressed, and publishers realize that people will pay PER ITEM in a game. Next thing you know Elder Scrolls 6 rolls out with 4 armour sets and 2 cities, but don't worry, there is 20 more cities on the mod market! For 10 dollars each! And items at a buck a pop! And we know we released with garbage meshes and textures, and whole gameplay mechanics are missing, but that is ok, they are all on the market! Build YOUR game the way you want it! It only costs 250 dollars by the time you get there. Don't support these kinds of terrible business practises. Vote with your wallet. Don't buy day one DLCs, don't buy unfinished games, and don't buy workshop content. | » |
— Один из удалённых комментариев в Steam Workshop |
- Примерный перевод коммента на русский:Есть просто до хрена причин, по которым эта идея ужасна. Если люди будут зарабатывать на модах, разрабы захотят в долю. Цены поползут вверх, моды, скорее всего, должны будут проходить проверку у разрабов, и, самое главное, до фанбазы дойдёт явный сигнал: "Эй, да мы же можем бабла поднять на этой мододельческой херне!" А потом сайты вроде Нексуса позакрывают, "нелегальных" мододелов начнут давить, а издатели поймут, что ЦА согласна платить ОТДЕЛЬНО ЗА КАЖДЫЙ ПРЕДМЕТ в игре. А потом The Elder Scrolls 6 внезапно выйдет всего с четырьмя модельками брони и парой гордов, но вы не беспокойтесь, ещё два десятка городов есть на моддерском рынке! Десять долларов штука! И шмот по баксу пучок! И, да, мы в курсе, что выпустили сырое дерьмо с кривыми моделями, текстурами и отсутствующими кусками игромеханики, но это нормально, это ведь всё есть на моддерском рынке! Сделай свою игру САМ, такой, какой ты хочешь! В конечном итоге это обойдётся тебе всего-то баксов в 250. Не поддерживайте такие отвратительные методы ведения бизнеса. Голосуйте кошельком. Не покупайте DLC первого дня, не покупайте недоделанные игры, не покупайте контент из Воркшопа.
А дальше начался цирк с конями:
- Один из первых платных модов (анимированная рыбалка) был снят с продажи на следующий же день после запуска сервиса. Модмейкер Chesko, как и заведено в фанатской среде, использовал чужие наработки (хоть и консультировался с техподдержкой, в которой ему заливали, что мол раз мод-донор бесплатный, то проблем не будет). Как и ожидалось, автору этих самых наработок сий факт по вкусу не пришёлся, и Chesko извинился перед всеми на Reddit'е, сделал через PayPal возврат купившим мод, и собирался удалить его из Стима, но к своему искреннему удивлению обнаружил, что сделать этого не может — по контракту Вольво с Беседкой наложили лапы на всё что загружают жаждущие бабла идиоты, и начнут какие-либо телодвижения лишь после судебного иска.
- Все платные моды получили стопицот негативных отзывов и нулевые оценки. Модераторы не успевали тереть комментарии и банить осатаневших хомячков.
- Не выдержав волну негатива, «продажные» горе-моддеры стали демонстративно хлопать дверьми и сносить аккаунты в социалочках. Прочие же со страху стали сносить свои работы с Nexus'а, чтобы их тупо не спиратили. Да, юзернейм, если ты не понял — Валв сделали явью понятие «пиратский мод».
- Появилась петиция с требованием убрать эту тлетворную фичу из Воркшопа, которая почти сразу набрала свыше 133 тысяч подписей.
- Едва оправившись после операции на бесстыжих глазёнках, в тему на Reddit снизошёл сам GabeN, где заслуженно отхватил восторженных отзывов и минусов в карму, поудивлялся модераторскому беспределу и пообещал во всём разобраться.
- Беседка попыталась оправдаться, объяснив, почему они считали это хорошей идеей, но уже через пару часов Габен сдался и прикрыл лавочку. EPIC WIN.
Почему не взлетело
Причины, на самом деле, очень просты и лежат в плоскости этики. Valve припёрлась со своим денежным уставом в чужой монастырь, где всю историю (без шуток) царил коммунизм, и каждый коммуниздил друг у друга всё что считал нужным — это не только не возбранялось, но и просто было единственным возможным вариантом развития, поскольку юридически любой мод так или иначе затрагивал чью-то интеллектуальную собственность. Попытка же заменить энтузиастов на платных работников автоматически убивала и лишала мотивации прослойку, создававшую моды исключительно с целью потешить своё ЧСВ, да и просто оскорбляла идейных альтруистов, коих в любом моддинг-сообществе подавляющее большинство. А тех, кто теоретически был готов модить за бабло, Вольвы разъярили откровенно драконовскими процентами и запретом на альтернативные способы оплаты (донат в том числе). Отака хуйня, малята.
Валютный пиздец
Отдельная история приключилась с торговой площадкой Steam. Она представляет из себя эдакое место, где можно продать за деньги шмот из игры, шапки, карточки, фоны и прочие свистоперделки. Там существует своя экономика. Если ты, к примеру, выставил на продажу шмотку за 50 рублей, то какой-нибудь американец увидит цену в долларах. А если купит, то ты получишь эквивалентную сумму в рублях.
Но, как оказалось, подобная система может пойти по пизде на раз-два. 01.05.2015 торгаши на площадке увидели это воочию — обслуживающие Стим индусы неправильно выставили курс индонезийских рупий. И все заверте... Площадка полнилась предложениями одно охуительнее другого: к примеру, скин на калаш за 300 рублей внезапно стал стоить минус 40 лямов, или дорогущий редкий нож продается за 3 копейки. Индонезийцы охуевали пачками, увидев, за какую стоимость продан их шмот.
Стимоэкономика в считанные минуты претерпела жуткий коллапс. Кто-то продавал вещи с накруткой в 2-3 раза. Другие же люди увидели альтернативную возможность быстрого профита — покупать в CS:GO ключи по 133 рубля и продавать их на площадке, где их цена была под 200 (да-да, идиоты, покупавшие их на площадке, находились). Цены резко изменились. Площадка люто, бешено тормозила.
Спустя некоторое время Valve решилась на какие-то действия. Сперва отключили торговую площадку. По сети ползли слухи и разжигались срачи. Самая первая версия — взлом площадки, но она быстро откинулась за ещё более нелепой — DDoS'ом. Чуть позже Valve признаётся, что был выставлен неправильный курс индонезийских рупий. Чтобы исправить положение, они приняли решение сделать откат состояния торговой площадки до утра. Это означало возврат всех проданных вещей и потраченных денег своим владельцам.
После отката начался очередной срач, ибо и тут не обошлось без косяков. Кто-то лишился всего имущества, кто-то даже вышел в плюс, а кто-то ушёл в минус. Самая мякотка в том, что Valve, по сути, нарушила собственное лицензионное соглашение. Таким образом они показали пользователям своё отношение к ним.
Продаваемое
В полном соответствии с законом Старджона, 90 ± 5 процентов всех игр в Стиме — хуита разной степени хуёвости. Оставшиеся 10 ± 5 процентов игр — это приблизительно сто пятьдесят признанных винраров разного года выпуска, так или иначе оказавших сильное влияние на индустрию игровых развлечений, а некоторые из них — и на мировую массовую культуру; нормальный человек никогда их все не осилит хотя бы из-за нехватки времени.
В целом же игры в Стиме можно разнести по следующим взаимопересекающимся категориям:
- Игры, разработанные Valve — все (кроме Alien Swarm и еще пары не очень известных игр) вполне можно поставить в категорию ниже, но то, что они, как и Steam, разработаны одной фирмой, позволяет выделить их отдельно. По большей части это шутеры от первого лица, хотя есть и исключения — в Portal элемент «шутер» в его привычном понимании отсутствует, а в бесплатном Alien Swarm камера привязана к потолку. С недавних пор в каталоге Valve появились Source Filmmaker и Dota 2.
- Ожидаемые блокбастеры, или «ААА» проекты — игры, бюджет разработки которых исчисляется семи-восьмизначными суммами в вечнозелёных американских президентах, а ожидаемые продажи за год — двумя-тремя миллионами копий. Большую часть этих игр в /vg/, по понятным причинам, заносят в категорию Y.O.B.A., хотя бывают и приятные исключения. Средняя цена — $50, которая, в зависимости от региона и издателя, может упасть на период скидок или по прошествии какого-то времени.
- MMORPG — пока представлены в Steam в меньшинстве. WoW вы там не найдете, а вот EVE — пожалуйста. Недавно в Steam всё-таки появились подписки, причем их стоимость в России ВНЕЗАПНО ниже, чем в США. Первой игрой с поддержкой подписок стала Darkfall Unholy Wars, и пока едва ли не последней. Но, вероятно, скоро ситуация поменяется.
- DLC — аббревиатура, переводимая с буржуйского как «загружаемый контент». Чаще всего сопровождают блокбастеры как дополнительный способ отъёма денег у населения. Могут добавить к уже готовой игре как новые миссии и карты, так и новые модельки, скины для оружия и персонажей, и стоят они, в основном, от одного до пятнадцати баксов. Созданы, как правило, для задротов, обладающих деньгами. Некоторые из них (DLC, конечно) имеют нехилую рекламную кампанию (пример — DLC для Call of Duty). Хитрость состоит в том, что юзер, купив игру, скажем, за 60 баксов, отдаст за DLC к ней… ещё 45! Считай, двойная цена из пустоты, ведь в них, на примере той же CoD, добавляют карты, которые были отменены во время разработки игры, то есть они уже существовали, а значит и делать ничего не придётся (окромя рекламы, конечно). Ещё забавней происходит в этой стране: купив игру за 600 рублей, задрот потратит на DLC… ~900 рублей! То есть за многофункциональную игру он выложит меньше денег, чем за 15 никому не нужных карт! Алсо, примерно с 2011—2012 развилась мода на игры, состоящие из DLC чуть менее, чем полностью, когда доработка превращается в вечный онгоинг и суммарный объём DLC может значительно превосходить оригинальную игру. Математика проста, даже если взять половину людей которые не станут покупать, то все равно выйдет −60% от цены игры и −55% из числа покупателей, что равняется примерной статистике на момент потери актуальности игры, а значит гениальным маркетинговым ходом, как и очередная скидка на продукт.
- Инди-игры, чаще всего разрабатываемые теми, кому тяжело найти издателя для воплощения своих идей — из-за отсутствия большого опыта в разработке игр и/или излишней амбициозности (или, с точки зрения издателя, тупости) этих самых идей. Но одно дело, когда на дворе 1996 год, и ты — Гейб Ньювелл, «миллионер из Microsoft», уже нанявший дохуя народу для того, чтобы запилить свой собственный Quake с монтировкой и хэдкрабами, и совсем другое, когда на дворе 2011, и ты — Вася Пупкин из Усть-Задрищенска, потихоньку пилящий во флэше занятные платформеры с оригинальными, но никому нахуй не нужными идеями. Именно таким кадрам Steam даёт шанс встать на ноги и найти работу — либо в какой-нибудь студии по разработке игр, либо — в своей же конторе, но уже на посту директора, либо, если эти идеи не зря были никому не нужными — в ближайшем для Гейба Макдональдсе.
- Халява, за разработкой которой стоит ZOG или кадры, похожие на разработчиков инди-игр с теми же идеями и нищебродством, но решившие деньги за свой труд — по тем или иным причинам — не требовать. Широко представлена модами, в частности, для игр на движке Source и особо любима нищебродами-фанатиками за возможность бесплатного увеличения
МПХсписка игр в библиотеке Steam. - Greenlight, суть которого в привлечении инди-разработчиков с рекламой своих поделок, демонстрацией их достопочтенной публике и, если очень повезёт, последующей продажи этих самых поделок через магазин Steam. Стоимость подтверждения статуса разработчика для добавления своей первой «поделки» в сервис — 100 вечнозеленых. Контент там почти целиком состоит из корованов, модов для Half-Life, зомби-апокалипсисов, современных ретро-игр и прочего Minecraft'а. А еще там есть Гульман.
Retail-игры, привязанные к Steam
Пошли вы, значить, в магазин, купили, значить, вожделенную Mafia 2. А дома, вместе с игрой, ВНЕЗАПНО устанавливается Steam, да ещё и требует в обязательном порядке зарегистрировать аккаунт. Нахуя вам система онлайн дистрибуции, если вы купили вполне осязаемую физически копию игры?! А вот в чём прикол: некоторым разрабам оказалось крайне удобно использовать Steam не только как систему онлайн дистрибуции контента, но и для DRM, для удобства распространения патчей и поиска серверов в мультиплеере. Более того, существуют retail-версии игр (UT3 тому пример), для которых привязка к Steam опциональна и происходит только в том случае, если пользователь сам введёт серийник игры в свой аккаунт на Steam'е, навечно внеся её в список купленных игр. Игра при этом может полностью функционировать и без Steam'а, но ожидайте того, что она будет норовить установить какую-нибудь злобную хуиту типа StarForce. Список игр, имеющих привязку к Steam (опциональную или обязательную), можно найти по ссылке. Покупатели таких дисков, не имеющие постоянного безлимитного доступа в Интернет, в ахуе.
Игры Steam скачать бесплатно без СМС
Как уже было сказано выше, халява в Steam'e есть. Собственно, её основные представители (полный список здесь или тут):
- MMORPG с системой оплаты «Free To Play» (донат, тобишь). Донатные плюшки оплачиваются не напрямую, а через собственную платёжную систему «Steam Wallet».
- Alien Swarm — расовый Valv'овский «Чужой против Хищника». Разработка была начата компанией Black Cat Games еще в 2005 году и успешно заброшена той же компанией в году так-эдак 2007. В 2010 году Valve ВНЕЗАПНО взяли Black Cat в компанию, после чего её привели в божеский вид, выбросили в массы и забыли. С технической стороны игра была рассчитана на допил самими пользователями, что позволяет делать поставляемый с Alien Swarm бесплатный SDK. Однако, так как механизм публикации пользовательских изменений отсутствует, а карты надо загружать вручную, на сегодняшний день мы имеем единственную и заезженную до дыр (проходится за 30 минут) кампанию, баги и дисбаланс. Так же игра может порадовать шапкоёбов инопланетным паразитом, впившимся в голову.
- America's Army 3 — nuff said. Неплохая игра, но с большим числом багов, хотя и на Unreal Engine 3 (впрочем, этот факт объясняется финансированием игроделов правительством СШП). К. О. предупреждает: крайне не рекомендуется демонстрация установленной на вашем компьютере America's Army 3 поцреотам этой страны по причине реальной возможности получить в глаз.
- Codename: Gordon — результат не самой удачной попытки порта Half-Life в 2D пространство, однако поклонникам серии стоит увидеть на собственном мониторе. Была выпилена Valve из магазина по причине банкротства разработчика. Возможность установить игру все же присутствует — достаточно перейти из браузера по ссылке steam://install/92 (Steam должен быть установлен).
- Spacewar — PC реинкарнация эпической игры 1962 года для PDP-1 с одноимённым названием, созданной светлыми умами человечества. Полноценной игрой не является, сделана самими Valve для демонстрации возможностей своего API Steamworks. Суть Spacewar'а заключается в PvP двух космических летунов. Свистелки и перделки отсутствуют напрочь, поэтому крайне не рекомендуется для созерцания ценителями Y.O.B.A. игр. В противном случае возможно наступление когнитивного диссонанса. Ссылка для установки в Steam'е: steam://install/480.
- Team Fortress 2 — лучшая из халявных игр в Steam'e, стала таковой 23 июня 2011 года после того, как Valve осознали, что основная нефть поступает от продажи шапок. Так что, таки да, TF2 теперь официально™ скатилось в донат и премиумные аккаунты. Удостоилась отдельной статьи на уютненьком.
- TrackMania Nations Forever — заточенная на мультиплеер игра, хотя сингл тоже хорош. Представляет собой гонки на машинках типа болид «Формулы 1» на гигантском стадионе по трассам, сконструированным самим Церетели. TMNF является бесплатной версией TrackMania United Forever: там те же яйца, но с большим разнообразием моделей машин и стилем трасс, однако, благодаря бесплатному TMNF, основная часть веселья происходит именно на стадионных трассах. Но это не NFS: коллизии между машинами отсутствуют и машины у всех одинаковые — гонка заточена на скоростное прохождение изъёбских трасс, а не на толкотню друг с другом и меряние тюнингом. Отличное качество игры, хорошая графика, встроенный редактор карт и возможность раскраски авто присутствуют и доставляют.
- Dota 2 — самостоятельная версия той самой, но уже без связи с Близзардом. 10-го июля 2013 года официально вышла, но ещё до релиза мгновенно стала самой популярной игрой в Steam. Количество шапок зашкаливает.
- Left 4 Dead 2 — рождественская халява 2013 года.
- Portal 2 — правда, контроллер требует нехилую 3D камеру за 200 баксов.
- Super Crate Box — простенький платформер, годный для убийства времени. Держимся на уровнях, стреляя в коробки и подбирая из них всякое оружие.
- Бесконечное лето. Да-да, оно самое теперь и в Стиме. Ачивки за каждую концовку в комплекте.
Steam как DRM
Безусловно, в Steam'е присутствует DRM, иначе конкурентоспособный сервис онлайн дистрибуции, которому будут доверять издатели, просто не получить. Другое дело, что стимовский DRM далеко не такой суровый как StarForce или SecuROM. К тому же, использование DRM-составляющей Steam является исключительно инициативой издателя, который предоставит для Steam свой контент на продажу. То есть далеко не все игры, купленные в Steam, защищены DRM'ом — к примеру, чуть меньше, чем все инди-поделки можно скачать стимом, потом его благополучно снести, и играть в скачанную игрушку даже не вспоминая ни про Steam, ни про какой-либо DRM. К сожалению, есть и оборотная сторона медали: некоторые особо ебанутые издатели не доверяют DRM стима, и вместо него используют какой-то свой собственный (стимовская Готика 4, к примеру, использует SecuROM). Это безобразие, к счастью, задокументировано и отражено на магазинной странице игры в пункте «3rd-party DRM» — будьте внимательны!
Сам же стимовский DRM работает очень просто: при запуске игры, стим (который, конечно же, должен быть врублен и залогинен) проверяет, действительно ли на аккаунт пользователя зарегистрирована данная игра. И все. Никаких проверок на наличие нужного диска в приводе (даже для retail версий стимовых игр), никаких злых дров, следящих, чтобы юзер не поназапускал эмуляционных программ… Такой божеский вариант DRM, в итоге, нагло был спизжен у стима SecuROM'ом, а в последствие и StarForce'ом, где был назван «резервной копией». Ну и конечно существуют способы обхода и стимовского DRM, хотя они не такие задротские как у StarForce.
Лицензионное соглашение запрещает передавать логин@пасс от стима другим людям, ни за деньги, ни бесплатно. За такое банят пожизненно, то есть ты теряешь все кровью и потом заработанные деньги, вложенные в данный и даже другие аккаунты:
« |
Why would a Steam account be suspended? | » |
— Официальный FAQ |
Однако, если не предлагать никому свой аккаунт публично, то не заблокируют, потому что использовать один аккаунт на разных компах разрешается (а в 2014 так вообще появилась возможность транслировать игры с одного компа на другой по домашней сети). Покупая аккаунт будьте осторожны — школоторгаш может толкнуть вам свой заблокированный до скончания времен из-за читов или попыток взлома пользователей. Также имея на руках емейл с информацией о первой зарегистрированной на аккаунте игре или коробку диска с игрой, активированной в Steam, продавец-мошенник сможет его вернуть в своё пользование. Одновременно целым классом за одним аккаунтом играть не получится[2] — и это было печально. Пока не появился...
Family Sharing
Пользователи, изрядно задолбав техподдержку, таки вынудили Габена сделать отдельную настройку, благодаря которой вы теперь можете делиться играми с членами семьи и близкими друзьями! Единственное требование: иметь отдельный стим-аккаунт. PROFIT? Да, но только до тех пор, пока вы сами не сядете поиграть; в этом случае Steam вежливо пошлёт вашего близкого человека нахуй за отдельной игрокопией.
Борьба с читерами
После успешной оккупации своих игр своим фирменным античитом VAC (вместо опостылевшего PunkBuster), вентили решили продвигать свою систему в массы. В отличие от всяких панкбастеров, она не требует установки античитерского клиента или чего-то такого. Она тихо встроена в стим и ждет своего часа. Уже многие игры поддерживают эту систему.
Существуют VaC-undetected читы, но это на время, пока им не обзаведётся множество голов, и его не добавят в чёрный лист VaC'а. Исключение — разные текстур-хаки или подобная поебень, так как они не сильно влияют на игру. Это обычно платные приват-читы, за которые не забанят, и с ними можно играть столько сколько влезет. Фишка в том, что они уникальны — прописываются строго для человека или нескольких людей — и имеют специальные средства обхода.
Если игрок получил банан, он больше не сможет поиграть в игру в которой он заблокирован, да и все игры, использующие движок данной игры, и купить её повторно он тоже не сможет на свой аккаунт! Останется только играть на пиратским серверах, не использующих VAC.
По правилам системы, игрок не имеет права обжаловать бан, и снятию он не подлежит. А если короче: «получил бан — соси банан». Чаще всего под вентильский банхаммер попадают либо школьники, которые не знают, что это вообще такое, либо просто долбоёбы, которые рвут себе жопу ровно так же, как и отцы данной игры на сервере.
Отдельно стоит предупредить о блокировке за использование читов на альтах. Хитрый школьник думает, что наебёт систему, если создаст новый Steam-аккаунт, купит на него одну-две целевые игры и будет играть с читами с него, а основный аккаунт останется как бы не при чём. Увы, чаще всего система наёбывает школьника: из-за упомянутой привязки к железу, IP-адреса, времени активности и многого, многого другого, VAC и Steam Support достаточно быстро устанавливает, что данными аккаунтами пользуется один и тот же человек и, одновременно с альтом, банит ещё и основной. Да, даже если основному аккаунту 11 лет, он 150-го левела и на нем 600 игр.
Впрочем, несмотря на все перечисленное, читеры всё ещё встречаются в естественной среде обитания (например, CSS, MW2 и MW3 кишат ими). Чаще всего читерят с чужого сбрученного аккаунта.
Юные взломщики
Как известно, многие хотят себе аккаунт в стиме, на котором куплено 100500 50-100 игр, но не у каждого есть на это деньги. Тогда некоторые ставят себе никнеймы, такие как VacAdmin, SteamAdministrator, StimModeratоr и даже Gabe Newell. Раньше они писали синим текстом, при помощи команды /me перед текстом. Несильно просвещенные ровесники, не владеющие такими потрясающими скиллами, охотно верят, что это администратор, и ему нужен ваш пароль для проверки аккаунта на читы, под угрозой, что аккаунт забанят. Всё это сопровождается не слишком грамотными изречениями, которые косят под серьёзный стиль. После чего аккаунт пиздят.
Многие более старшие и развитые стимоёбы стараются извлекать лулзы из таких кулхацкеров, притворяясь доверчивыми девятилетками. Но лучше всего просто накатать на таких умников в техподдержку, и они получат блокировку. От вак-бана отличается тем, что при попытке залогиниться в свой аккаунт стим вежливо шлёт нахуй. Но, опять же, попытка наеба может быть происходить с уже спизженного аккаунта, блокировка которого кулхацкеру фактически ничем не грозит.
Акк-стилеры
Также изредка используются акк-стиллеры — программы, ворующие логин и пароль незадачливого лоха. Как лох их скачивает? Всё просто: акк-стиллер преподносится ему вместо чита.
Один из самых ярких примеров такого наебалова — лвл-хак для Call of Duty: Black Ops. В чём фишка? А вот в чём: лвл-хак в BO невозможен, единственный способ хака — хакнутые серваки, коих почти нет. Дело в том, что, вся информация о пользователе лежит на серверах Treyarch, и подправить её нечестными методами не выйдет, или выйдет, но с последующим быстротекущим баном.
Вернёмся к акк-стиллеру: что может навести на мысль о том, что это наебалово (без знания прошлого абзаца)? Сразу же довольно опытный (или знающий) игрок увидит, что отчего-то престижи в игре и в лвл-хаке не совпадают. Беда незадачливого разработчика в том, что престижи он срисовал с Wii-версии игры: там они действительно идут так, как предоставлено в хаке. Вторая беда обнаруживается после запуска экзешника: нам показывается Steam-окошко, совершенно не совпадающее с настоящим: старый рубленный шрифт, отсутствие новой кнопки «Для владельцев PS3».
Можно дать лишь небольшой совет: нигде, кроме самого Steam'а, а также сайтах steampowered.com и steamcommunity.com, нельзя вбивать даже логин.
Троллинг
Тролли делают то, что им и положено: троллят, ставят на аватары Ким Чен Иров, Чикатил, Чаушеску, Гитлера и прочих милых личностей, наёбывают как техподдержку Стима, так и лохотронщиков, давая логин и пасс от забаненного VAC'ом аккаунта, а потом возвращая себе. Наебщики-разводилы срут кирпичами и генерируют копипасту, полную НЕНАВИСТИ!111 Остаётся лишь заскринить разговор с псевдоадмином, послать в саппорт, объяснить ситуацию, при желании немного приукрасив (русскоговорящих сотрудников там кот наплакал), и всё.
Если на аккаунте халявщика были свои, на этот раз купленные игры, то жадный долбоеб исходит на говно, ругается в скайп и аську, угрожает вычислить ip и приехать из своего Зажопинска специально, чтоб набить тебе ебало. На замечание, что если бы не был таким нищебродом, то купил бы, а так сам виноват, реагирует весьма бурно. А разгадка одна — каждое быдло считает себя самым хитрожопым и не хочет признавать свою неправоту.
Steam Guard
В связи с тем, что самой популярной причиной обращения в службу поддержки стало воровство аккаунтов, Valve ввели новую систему защиты под названием Steam Guard. Вся суть в том, что теперь ваш аккаунт привязывается непосредственно к железу, а именно к процессору (Intel Identity Protection Technology). Теперь если ваш аккаунт захочет взломать какой-то кулхацкер, то ему придется ввести еще и пароль, который будет выслан вам на эл. ящик. Хотя «Администратор VAC» может сказать «На ваш иликтроный ящик било выслано пизьмо с поролем. Пажалуста дайте мне ево», малолетние долбоебы не меняются, так что если вы таковой, смело давайте «пороль». Алсо, just for lulz Гейб Ньюэлл опубликовал свои логин и пароль (Логин: gaben@valvesoftware.com, пароль: MoolyFTW), а это как бы намекает.
Penetrator.scr
Очередная дрянь, появившаяся в 2014 году, которая непременно пожелает вас поиметь. Но на этот раз бяку доставляют ваши горячо любимые друзья. Суть такова: в чат кидается ссылка, как правило, укороченная через Bitly, которая якобы содержит скриншот из игры или еще какую-либо безвредную лабуду. Однако что-то тут не так… Следует обратить внимание на формат у файла; если он — .scr, то идем в гугл, обнаруживаем, что никакой это не скриншот, а обычный скрипт, притом вредоносный. Аккаунт пиздят по отправленным через пенетратор login=pass, и никакой Steam Guard не поможет исправить ошибку. Единственные варианты решения проблемы:
- Если у тебя хватило ума не скачивать и уж тем более открывать файл, срочно удаляй «друга», не забыв отправить жалобу в техподдержку.
- Ну а если троян все же был запущен… ТО быстро, блядь, удаляй все игры, сам стим, сраный файл с трояном, обследуй комп антивирусом, почисти реестр,
отнеси комп на свалку, облей его святой водой, мочой, говном, бензином, подожгии не забудь сменить пароль с другого компа.
Ну а лучше запомни одну простую истину, дружок: не стоит ходить по сокращенным ссылкам от кого бы то ни было, если ты не уверен в их содержимом. И тем более не стоит ходить по ссылкам от людей, не знакомых тебе лично. Steam Guard не защитит тебя от твоей же наивности. Оригинальный загрузчик трояна, согласно рувиики, был создан неким Дмитрием Уваровым, который, ЧСХ, отделался за него обычным штрафом.
Greenlight
Вальвы кричали, что это позволит начинающим игроделам облегчить доступ своим приложений к Steam. Суть такова: игродел выставляет свою игру туда, люди за неё голосуют и по результатам она перемещается либо в Steam, либо нахуй.
Почти моментально народ завалил её бездарными проектами, и админам пришлось анально огородить ресурс, ибо ни один модератор не сможет, да и не захочет модерировать десятки тысяч тонн говна чисто физически. Теперь для этого нужно внести 100$ (или 3200 рублей, деньги идут на благотворительность), что практически исключает школьников оттуда.
Такова реальность — практически всё, что становится открытым для народа, им же и засирается.
Региональная политика
Специально созданная в Steam жуткая фишка, чтобы издателям было проще развести юзеров на бабло. Издатель может устанавливать для разных регионов (всего 10 регионов), разную цену на свою продукцию, или попросту заблокировать игру для продажи в конкретном регионе. К примеру, в марте 2011, Fallout 3 GOTY в России стоил $29.99, а в Германии все $41.83, или обратный пример с Mass Effect 2, который в Рашке стоил жуткие $49.99, а в родном США всего $19.99. Сам Valve свои собственные игры в Steam продает практически за копейки — так что во всем виновата жадность сторонних издателей. В связи с настолько разнящимися ценами, некоторые издатели для того, чтобы американцы и европейцы не покупали игры по дешёвке идут и на более серьёзные меры: «реги-анально блокируют» игры ещё и для запуска (купив и установив игру в России, вы не сможете поиграть в неё греясь на солнышке в Турции; однако если вы живёте в Европе, то лучше купить игру в России, а установить уже Европе). Бывают даже такие тяжелые случаи, как «языково-блокированные» игры: дёшево купленная игра обладает только русским языком и любителям поиграть в оригинале переключить на английскую версию не удастся. Один из таких примеров — Duke Nukem: Forever, где честно вкинувшие деньги в игру были вынуждены наслаждаться убогой озвучкой с убогим переводом, запиканным матом и ГГ, горланящим голосом Шрека.
В сентябре 2011 градус фимозности регионального рабства значительно понизился, когда русский регион перевели на рублевую валюту и цены снизили до уровня retail-версий игр. К этому жесту доброй воли присоединились практически все издатели: лишь малая часть оставила игры по старой цене (в рублевом эквиваленте), а некоторые издатели прослоупочили и заблокировали свои игры для рашкинского региона до окончательного решения по уровню новых рублевых цен для своих игр.
Регион вычисляется очень просто — по айпишнику. Метод работающий, но не идеальный. Вполне возможен случай, когда провайдер добавит себе новый диапазон айпи, выкупив их у произвольной обанкротившейся компании в другой стране, и эти изменения не сразу отобразятся в стимовской geoip-базе. Уровень баттхерта от такого обращения каждый анонимус может представить сам.
Выход из анального рабства издателей есть: попросить друга (договориться с барыгой) в другой стране купить тебе эту игру в подарок (есть такая фича в Steam) или воспользоваться проксей (а лучше — VPN) соответствующей страны (только надо позаботится чтобы источник оплаты тоже с ней совпадал, то есть банковская карта тоже должна быть заграничной). Но если Valve просечет такой мухлеж, то это грозит блокировкой аккаунта и потерей всех уже купленных игр, хотя ни одного такого случая общественности не известно, либо они тщательно скрываются. Еще надо учесть, что порой игры для разных регионов имеют разные внутре-стимовые ID. Если брать DLC за рубежом на игру что уже куплена в Рашке, то DLC может вполне и не встать так как он проверяет наличие игры именно по ее внутре-стимовому ID, ожидая увидеть ID из своего региона. Плюс к этому, разница в ID изредка выливается в несовпадающий между регионами контент игры — у немцев, к примеру, очень любят цензурить игры. Как проверить ID написано тут.
К тому же, retail-версии некоторых игр, запускающихся исключительно через Steam, имеют серийники, жестко привязанные к региону их покупки, и при попытке запуска в регионе, не являющемся регионом покупки, они пошлют пользователя нахуй. Такую интересную фишку обнаружили многие пиндосы, которые по дешевке достали боксовые версии Orange Box'а из России и Тайланда, и в СШП (где стоили дороже) они все дружно отказались запускаться, ссылаясь на привязку боксовой версии к другому региону.
Есть целая пользовательская группа в Steam, названная Rest of World, которая ратует за отмену региональных политик. Но их глас меркнет в пучине невежества со своими ≈12000 пользователями, тогда как группа поклонников сраной контры составляет ≈280000, and counting… Так что желающим купить игры в Steam без региональных наценок издателей (или купить что-нибудь залоченное в данном регионе) остается лезть на сайт SteamPrices.com, который ведет статистику цен по всем регионам и отслеживает скидки по специальным предложениям, и воспользоваться вышеописанными недокументированными возможностями для их покупки. Или пользовать специальные плагины и расширения браузеров для вычисления цен в разных регионах (плагин для Chrome, которым торговцы ключей уже пользуются давно; для других браузеров вбивайте steam в поиск расширений) и приобретать ключи в магазинах типа GreenManGaming, GamersGate и прочих, just google it. Последний способ также отлично подойдёт тем, кто не любит залочку языка и говнопереводы от 1С, например.
Алсо, в Интернета сохранился тред на тему со старого форума Steam. Очень много текста, но кому интересно, посмотреть можно здесь.
Также Valve, как и самая демократичная часть мира™, не оценила экспорта избыточной вежливости в Крым, и попячила доступ крымчан к Стиму. To be continued…
Недостатки и преимущества
Как и любая вещь, Steam имеет свои преимущества и недостатки:
Плюсы
- Огромные скидки по праздникам и выходным, вплоть до −90% (с недавних времен появились и «Срединедельные акции», а теперь «Всенедельные», и даже «Ежедневные»). Например, Alpha Protocol можно было купить за 30 рублей, вместо обычных 300, а также Sleeping Dogs за 62 рубля вместо обычных 700 (хотя скачать с торрентов всё равно дешевле). 19 июня Dark Souls стоил пять рублей. 26 июня 2014 новинка от Ubisoft Valiant Hearts в течение часа продавалась за 6.99 рублей вместо 699. 16 августа 2014 года Tropico 4: Collector's Edition продавался за 5 рублей, вместо 599 рублей. 28 января 2015 можно было предзаказать GTA 5 за 19,99 рублей вместо 1999.
- Фичи, вроде «Сообщество», «Рекомендации», «Друзья», «Скриншоты» с 2 ГБ пространства для хранения, чат, оверлейная программа в играх (да-да-да, почти Вкантакт для задротов).
- Не нужны никакие диски, боксы, джевелы — все купленные игры можно в любой момент закачать заново, лишь выбрав нужную из списка покупок, достаточно просто установить Steam на любом компе и зайти в свой аккаунт. Причём если игра изначально делалась или основательно перепиливалась под стим, даже сейвы будут сохранены в облаке и не потеряются после сноса игры.
- Хотя Steam сам по себе является DRM-системой, но он белый и пушистый по сравнению с монстрами вроде StarForce или SecuROM.
- Можно сделать резервную копию купленной игры, чтобы повторно её не скачивать.
- Стабильно-приемлемая скорость загрузки (официально до 10 Мб\сек, но в зависимости от сервера и погоды на Марсе имеет привычку проседать до произвольных величин). С появлением формата ACF для контента Стим использует P2P и сжатие передаваемых данных, что весьма положительно сказалось на скорости загрузки.
- Автоматически загружаемые дополнения и патчи для Steam и игр, а с недавних пор — и драйверов для видеокарт.
- Изменение языка в настройках игры в Steam не раз спасало ценителей оригинальной озвучки от применения тазика, как пример — в Team Fortress 2. Вместо английского учили французский или немецкий? Не беда — эти языки, зачастую, также можно выбрать.
- Шапкоебские промо-акции для любителей приукрасить любимого чара в тимфортрессе или дотке.
- Формат GCF, в котором хранятся оригинальные файлы игр, не позволяет убить игры модами. Но в 2008 году появился формат NCF, в котором хранятся только индексы, а сам контент лежит в папке common на компьютере, так что если игра вышла до 2008 года можно смело сделать откат к оригинальной версии игры удалив папку с игрой из папки с именем аккаунта. На данный момент оба формата практически полностью заменены форматом ACF, который похож на NCF, но с поддержкой новой системы загрузки контента и сжатия.
- С недавних пор Steam переходит на другие платформы, радуя яблочников, красноглазиков и сонибоев, а также ведроидоманов.
- При отсутствии криворукости можно в стиме заработать деньги с помощью перепродажи предметов или карточек. ЧСХ, вывести деньги из парового кошелька невозможно, но проблема решаема, если у тебя есть знакомые ИРЛ раки, покупающие примочки для своих игр.
Минусы
- Принудительность первого обновления. Даже если вы купили Steam'овую игру на диске, поиграть вы в неё не сможете, пока Steam не вытянет из инета все накопившиеся с момента выхода диска обновления. Размер которых может составлять гигабайты и в отдельных случаях едва ли не превышать размер игры-оригинала[4]. Особо сильный бугурт это вызывает у юзеров диал-апа и GPRS-а, для которых патч весом даже 100 метров означает «хрен вам, а не игра».
- Региональная политика, которая изредка приводит к завышенной цене и нередко недоступности контента. Особо радуют случаи, когда пропадает уже купленная игра, для которой становится невозможно приобрести DLC.
- Steam расходует дополнительные ресурсы компа. Оверклокеры негодуэ.
- Несмотря на то, что по собственной статистике Steam количество русскоязычных пользователей уступает лишь количеству англоязычных, большинство игр не локализированы, и даже если есть локализированная retail-версия, это совсем не значит что на Steam'е будет иметься локализация. Если игра или локализация выпущены в 1С, то либо локализации не будет, либо обладателям IP из СНГ будет продана особая версия, содержащая урезанный список языков и без техподдержки (Fallout: New Vegas). Несмотря на это, для многих игр в сообществах выкладываются внешние русификаторы. Единственный минус использования таких модификаций — при обновлении и/или переустановке игры (и проверке игры на целостность) все локализации выпиливаются КЕМ, и их надо ставить заново.
- Шапкоебские промо-акции.
- Фичи, вроде «Сообщество», «Рекомендации», «Друзья», которые весьма удивляют анона, желающего просто поиграть в игру, а получающего сраную соцсеть у себя в уютной менюшке. Правда, разобравшись в настройках, эти пункты из меню можно невозбранно выпилить.
- Несколько параноидальная безопасность на внутренней торговой площадке. Если вы поменяли пароль или вошли с другого компьютера, или внесли на кошелёк steam деньги из другого источника, то все функции торговой площадки блокируются на неделю.
- Буржуйщина и деньгопросизм (и вытекающий отсюда фишинг и всевозможное наебалово), возведенные в ранг законаЪ.
Steam приближает вендекапец
Стим планомерно приближает виндокапец, выпустившись в 2010 под Маками, а в ноябре 2012 года Steam таки вышел под линуксом! Как и ожидалось спустя некоторое время, в январе 2013-го время они запилили Counter-Strike 1.6, а днем позже и саму Half-Life. На данный момент портированы большинство ААА-игр и куча винрарных хуинди, в том числе — Don't Starve и World of Goo.
К концу 2014-го счётчик игр в Steam, имеющей GNU/Linux-версию перевалил за 1600 штук. Плюс к некоторым играм есть DLC и часть выходит по программе раннего доступа. На данный момент есть представители почти всех жанров, включая тактические и стратегические TBS, RTS, экономические стратегии, YOBA-FPS, авиа и космосимуляторы, и даже башенки и полноценные рогалики, спортивные симуляторы. Хуже представлены YOBA-покатушки, ждём-с Project CARS. На сайте Crytek появилась вакансия Linux-программиста, который произвел портирование движка CryENGINE, так что «Far Cry с Крузисом под линью» перестал быть петросянской шуткой, многие считают, что едва ли не основная заслуга здесь именно сабжа. В начале ноября 2014 года в стиме без помпы и шума внезапно релизнулась под линух первая YOBA-MMO — War Thunder. Так что в перспективе ожидается еще много чего вкусного — запасаемся попкорном.
ЧСХ, сама компания Valve на своем сайте steampowered.com в главном меню сделала отдельный пункт LINUX. Алсо, на странице скачивания steam клиента они агитируют попробовать убунту: Not running on Linux yet? Grab Ubuntu 12.04 LTS, что как бы намекает.
По информации из интервью Габена можно понять, что вендекапец они будут приближать целенаправленно, ибо Linux хотят использовать как ОСь по умолчанию для своей будущей убер-соснули, интересной во многом своей открытостью.
Теперь, в преддверие выхода собственной консоли Steam Machines (в девичестве SteamBox), Valve выпустили собственный Linux-дистрибутив под названием SteamOS, на базе Debian'a, который и будет обитать на приставке, и который можно будет невозбранно бесплатно запилить на десктоп или ноутбук. По всей видимости, можно ожидать, что количество игр под Линукс теперь будет расти. А для многих рядовых анонимусов именно игры — основной фактор нахождения дефолт-ОС на домашнем компе. Кроме лени и синдрома утёнка, конечно.
Так или иначе — о планах поддержки GNU/Linux вообще и SteamOS в частности (или хотя бы о интересе к сабжу) заявили разработчики ряда крупных проектов, среди которых DICE, Creative Assembly, Project RED и ряд других
Как результат, из 201 игры, находящейся в разработке в стиме, 86 будут доступны и под Маками, а 60 под Линуксом! Предоставление площадки распространения игр делает SteamOS самостоятельной игровой платформой. Очевидной первичной целью будет выравнивание количества игр под Линукс и Мак.
Steam Translation Server
Сервер переводов. Волонтеры-переводчики помогают Valve переводить как Steam, так и все созданные Valve игры. Что характерно, вносить изменения можно в перевод не только тех игр которые еще находятся в разработке, но даже и в старые вроде той же халвы.
Работает оно так:
- Пользователь создает аккаунт в Steam
- Идет на translation.steampowered.com под тем-же логином
- Заявляет, что желает быть переводчиком
- Получает тестовое задание, обычно перевод чего-то, что еще не было переведено
- По факту сдачи, результат рассматривается модером того языка на который подана заявка
- Принимается или не принимается
- Утверждается языковым админом, сотрудником Valve знающим данный язык
- Можно
грабить корованыпереводить - Что ты будешь получать за свои переводы? — Н-И-Ч-Е-Г-О, кроме значка переводчика
Обзоры игр
Где-то в ноябре 2013-го вальвы дали возможность своим юзерам делать обзоры игр, и эти обзоры плюсовать/минусовать. Теперь любой школьник может почувствовать себя великим обзорщиком и накатать кучи абзацев о том понравилось ему или не понравилась игра. Но увы, 95% обзоров в русском сообществе составляют высеры аля «КРУТАЯ ИГРА ВСЕМ САВЕТУЮ))))/ИГРА ХУЙНЯ НЕ КАЧАЙТЕ ПОСОНЫ» либо вообще не относящееся к обзору говно типа «где русек????» или «У МИНЯ НИ ЗАПУСКАЕТЬСЯ ПАМАГИТЕ ПЛИЗ!!!». Хорошие обзоры попадаются, но увидеть их на странице самой игры в магазине можно нечасто. Некоторые юзеры высказывают мысль о том, что неплохо добавить опцию нейтральной оценки мол ни туда и ни сюда. Вольво послушались и сделали. Почти. Запилили оценку «Funny», так как множество обзоров нынче выполняются в юмористической манере.
Конкуренты и аналоги Стима
Говорить, что Steam совсем не имеет конкурентов — не очень точно. Но до сих пор нет ни одного полноценного сервиса, способного пободаться с Вольво за значительную долю пирога из геймеров.
Вот некоторые из них:
Desura — один из первых сервисов, попытавшихся сделать свой Steam с азартными играми и куртизанками в 2009 году. Был уважаем пингвинятниками за то, что выпустил клиент для GNU/Linux. Конкуренции составить не смог, ибо всегда отставал и по сей день выглядит как Steam из прошлого, после релиза GNU/Linux-версии Steam Desura лишилась существенной части аудитории. Это, а так же политика конторы, пропускающая в магазин всевозможный шлак почти не фильтруя привела к тому, что в 2015-м пошли слухи о банкротстве конторы.
Uplay — своя система дистрибьюции от Ubisoft, так же 2009-го г.р. Похож на Origin, но в отличие от EA — не стали ссориться с Valve и продолжают использовать две площадки. При этом работают они своеобразно — при запуске купленной в Steam игры - открывается окно логина в Uplay с обязательной активацией там ключа от игры и запуском сначала Uplay, а уже из его интерфейса — какого-нибудь Assassin's Creed. Из минусов этого подхода — никакущая интеграция с сервисами Steam, в частности в Steam не отображаются набитые в Uplay-играх ачивки, что здорово бьёт по фаллометрии, ибо в Steam она развита куда сильнее. Из плюсов — у них больше простора для своих фишек и Ubisoft этим пользуется. В частности — за получение тех же ачивок пользователь получает некие Upoints, которые впоследствии можно потратить на внутрисервисную ерунду и маленьки бонусы - начиная с обоев и скинов и заканчивая DLC и скидкой на новые игры. Как и все продукты Ubisoft — весьма глючен.
EA Origin — в 2010-2011-хгг. крупный издатель Electronic Arts (EA) решил, что им нужна своя система дистрибьюции, а вскоре и вовсе поцапался с Вентилями. Причиной «развода» явно были бабки, по слухам камнем преткновения стал отказ Valve от просьбы ввести функционал вроде покупки DLC из интерфейса игры с кошелька системы или что-то подобное, что било по любимому способу EA выкачивания денег из игроков — впаривание дополнительтных фишек на суммы значительно превышающие стоимость игры. С момента разрыва отношений в Steam перестали появляться новые игры, издаваемые EA — Titanfall, поздние Crysis, Dead Space, Battlefield, Mass Effect, Sims и ряд других. Некоторые пользователи этого даже не заметили, некоторые стали пользоваться двумя системами. На сегодня Origin можно считать одним из самых успешных аналогов Steam, но ни в коем случае не конкурентом (если только не отказываться от массы всевозможных игр в пользу богатого, но ограниченно набора игр EA). Из интересного — старые игры, издаваемые EA не исчезли из Steam и сегодня можно купить, скажем, первый Crysis, а до кучи — применить его ключ в Origin и получить экземпляр игры ещё и там (спойлер: проверено в 2014-м, маловероятно, что что-то изменилось).
В некотором смысле аналогом, а то и конкурентом можно считать различные другие системы, среди которых можно выделить два основных типа: Первые — встроены в ОС магазины наиболее примечателен исреди них AppStore — встроенный в OS X и его аналоги — XBox Live, Ubuntu Software Center и им подобное — фишек у них обычно чуть (иногда компенсируется другими моментами), но есть огромное преимущество — такие системы всегда под рукой, часто их даже не надо устанавливать и они могут не требовать отдельной регистрации. Вторые — это либо мелкие сторы типа Battle.Net, который даже и не пытается позиционироваться как аналог, и предлагающий только продукцию самой же Метелицы, и всякие Humble Store, Indiegala store, GamersGate, Bundle Stars и им подобные, в которых часто продают бандлы с играми, но помимо них есть и игры, зачастую шиеся в виде ключа для Steam или иного сервиса, но очень многое доступно в версии DRM-Free, так что тут часто трудно сказать — являются ли они самостоятельными игроками или нет. Некоторые имеют забавные фишки, так, например, в хамбле есть необычный вариант платформы — Humble Play, который позволяет купив, скажем, FTL играть в него даже не скачавая, прямо через браузер (поддерживаются Firefox и Chrome).
А вот кого стоит выделить всерьёз — потенциально сильного конкурента под названием GOG.com, принадлежаший пшекам из CD Projekt. Изначально сервис делался для того, что бы нажиться на ностальгирующих алтфаках и GOG расшифровывалось как Good Old Games, отсюда и ассортимент, состоявший на тот момент из нескольких десятков олдовых винов уровня Dungeon Keeper, и отсутствие DеRьMа (ну правильно — зачем оно нужно для всякого старья 80-90-х гг.), и ряд других вещей. В тот период времени главное, что делали авторы — находили нынешних правообладателей, договаривались с ними и пилили установщики. Утверждали, что игра подпиливалась что бы идти на «современных системах» без ошибок. Позже пшеки поняли, что на одном старье выехать не получится и они начали продавать свежие игры и начали продавать YOBA (SAINTS ROW: THE THIRD, например), первой свежей YOBA стал третий Ведьмак от их же партнёров. При этом GOG'овцы первыми из относительно массовых продавцов сказали, что они продают только и исключительно DRM-Free игры и у них никогда не будет никаких ограничений. Плюшки этого подходя ясны - с одной стороны игру гранатированно уводят и в первый же день после релиза она появится на торрентах. С другой стороны - даже моднейшие YOBA со всеми зашщитами попадают туда же в кратчайшие сроки после а то и задолго до релиза, так не лучше ли сэкономить на защите, которую всё-равно сломают, ведь те, кто хочет купить купят и просто так (пусть и ради плюшек от сервиса), а тех, кто совершенно не хочет — не заставить. При этом сервис GOG развивается огромными темпами, в частности стоит отметить недавно перешедший в ОБТ клиент GOG Galaxy, где планируется запилить то, что может делать клиент Steam — учёт времени в игре, учёт ачивок, поиск пати, чаты и т.п. и при этом он остаётся полностью опциональным, а значит как и прежде можно взять и скачать с сайта купленные игры на флешку и спокойно установить их и поиграть в том числе без клиента и даже без интернета — в глухой тайге, на плюсе или в Vault13 в разгар ядрёной зимы. При этом против GOG'а играет то же самое DRM-free — сказывается костность мышления крупных издателей, которые пока не увидят плюсов не понесут свои YOBA в сервис, из которого они гарантированно уйдут на торренты в первый же день.
Интересные личности в Steam
Ссылки
- Основной сайт сабжа
- SteamGifts — онлайн лотерея стимовых игр.
- PlayBlink — ещё одна лотерея игр для стима.
- GameMiner — русскоязычная лотерея игр для стима.
- Калькулятор стоимости стим-аккаунта — для удобства фаллометрии.
- Удобный задрот-калькулятор с кучей фишек
- IWBDN.COM — статус серверов Steam и игр от VALVE
- steamdb.info — база данных игр на стиме. Есть калькулятор стоимости аккаунта с очень красноречивым названием кнопки «посчитать» («Нажмите, чтобы разочароваться в собственной жизни»)
- Статистика конфигураций ПК пользователей Стима — добровольно собираемая статистика, позволяющая прикинуть что сейчас попсово.
- Steam Achievement Manager — замучились зарабатывать пару дебильных ачивок для «идеальной игры»? Не беда, скачивайте и проставьте пару галочек дабы прослыть задротом (не банят).
- (Анти)фанатский FAQ по Стим — много разной полезной тривии.
Примечания
- ↑ Слева направо: Sir Roderick Bodkin, Tappet, Cyl.
- ↑ Но, изъебнувшись, можно — один логинится, нажимает «Автономный режим», логинится второй, снова жмет «Автономный режим», третий…
- ↑ До обновления лета 2014 года поддерживал гораздо больше игр. Хотя достижения многих игр, особенно платных, можно разблокировать только при их наличии.
- ↑ Например Half-Life 2, у которой всё, кроме звуков, обновили до последней версии Episode Two, заставив не имеющих Orange Box фактически перекачать игру заново.
[ + ] Cease and desist. Раздача закрыта по требованию правообладателя — Steam.
|
|||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Steam | геймеры знают, какое отношение имеет Steam к играм | [ MOAR ] [ ʘ ] [ + ] | ||||
|
|||||