Участник:Мрачный Музыкант/Русский рок

Материал из Lurkmore

Перейти к: навигация, поиск
Recycle.pngЭта статья находится на доработке.
Эта статья всё ещё не взлетела и не соответствует нынешним реалиям /lm/. Но добрый Мрачный Музыкант приютил её в своём личном пространстве, и теперь она может тихо гнить неспешно дописываться здесь вечно.Дата последней правки страницы: 17.12.2014
«

Мало России дураков и дорог - Есть третья беда — это я, Русский рок!

»
— Рок-группа
«

Говно по весне, как духи из Китая. Джин-тоник из банки вливать, не глотая. И школьный учитель когда пидорок. Вот это, сынок, и есть Русский рок!!!

»
Рубль
b
Мощное комбо:
Сабж о сабже для сабжа

Русский рок (РР) — околомузыкальное направление, возникшее в этой стране во времена позднего совка. С тех пор умер раза три, но существует до сих пор. Главное достижение РР — он породил Говнарей, и очень этого стыдится, чтоб вы знали.

Содержание

История существования

Русский рок — это, вопреки общепринятому мнению, не рок, играемый в совке и Рашке, а отдельное его ответвление, символ эпохи и таки уникальное в своём роде порождение недостроенного коммунизма.

В наши дни официальная мифология любит продвигать в массовом сознании образ каких-то революционеров с гитарами, которых расстреливала кровавая гэбня за то, что они песнями разваливали Совок. На самом деле, конечно, всё было немножко не так.

Совок-рок

Илита совкового рока:
Кинчев, Мамонов, Жариков, Шумов и БГ

Всё началось с того, что в СССР появились приёмники, способные ловить «вражеские голоса», а также катушечные, а позднее и кассетные магнитофоны, чтобы записывать и переписывать редкое западное музло. Так простые советские люди ВНЕЗАПНО узнали, что на Западе есть музыка, принципиально отличающаяся от совковой. Часть КСП-шников в связи с этим припаяли к гитарам звукосниматели и УЗЧ («Усилитель звуковой частоты»), оделись в джинсу и попробовали этой западной музыке подражать.

Власть не могла оставить это творчество безнаказанным. Но как ни странно, проблему решили вовсе не массовыми расстрелами. Просто несостоявшимся рокерам пришлось постричься, переодеться в костюмчики и петь про любовь к девушкам, солнышку и Родине. Так появились пресловутые ВИА, вокально-инструментальные ансамбли — типа «Песняры», «Цветы», «Земляне» и прочие «Поющие гитары». По нынешним временам они звучат наивно, как Красная Шапочка, да ещё и видны передиры с западных образцов, но по тем временам это был почти рок. Хотя на всякий случай худсовету об этом не говорили, поэтому все эти рокеры просто назывались «эстрада» и без проблем крутились по радио.

Понятно, что при совковой системе блата и цензуры «в струю» попали в первую очередь мажоры, готовые «литовать» тексты и включать в репертуар медляки от Пахмутовой. Был определённый лимит на исполнение каверов на западные группы и определённый минимум произведений, которые должны были сочиняться членами Союза Композиторов, в каковой волосатиков, разумеется, не звали. Впрочем, иногда удавалось договориться.

Поскольку старичкам-композиторам не очень-то хотелось напрягаться сочинением молодёжных хитов, а группам — исполнять их нудные романсы, иногда авторство песни слегка корректировали. Так хиты деградирующего Запада, сочинённые ЦРУ для отвлечения молодёжи от революционной борьбы, превращались в произведения передового советского искусства. Узнаваемые каверы: тыц,тыц, тыц(в этом, правда, группу назвали). Справедливости ради отметим, что обратный копипиздинг был тоже не редкостью.

Тем, кто в ВИА превращаться не хотел или не смог, пришлось стать бескорыстными борцами с официозом и уйти в андеграунд. Играли на квартирах, в подвалах и на дачах, издавались на магнитной пленке, переписанной сто раз, и имели с того небольшой профит, в основном в виде известности в определённых кругах, ибо какой уж тут serious business, в таких-то условиях. Студии, конечно, на-коленке-рекордс, оборудование — гитара «Урал», а залы не больше колхозных клубов — зато всем похуй, как ты выглядишь, о чём тексты, и не надо называть автором своих песен 70-летнего Тихона Хренникова или средневекового барда Франческо де Милано.

 
b
Magnify-clip.png
ВИА «Весёлые ребята», настоящая советская музыка композитора П. Маккартнева
b
Magnify-clip.png
Фанерный клип легального ВИА для советского ТВ. Гитарное соло есть, Духовности нет.
b
Magnify-clip.png
Подпольное исполнение запретного рока. Электричество кончилось, начались Духовность и СПГС. Бездушным западникам не понять!

Вот из этой народной самодеятельности конца 70-х и вырос «Русский рок». От ВИА рурокеров отличала вовсе не музыка, а любительский статус. Возможностей исполнять западническое «электричество» с соляками было как раз больше у ВИА, а многие «рокеры» больше походили на бардов с ударными. Но тогдашнему слушателю было в основном наплевать на жанры и умение играть. Романтика квартирников, бунтарский дух, тексты непонятно о чём, но наверняка с намеками на скорый конец Проклятой Системы — вот что с ностальгией теперь вспоминают говнари со стажем. Правда, сами музыканты их мнения не разделяли: «официально разрешённым» завидовали по-чёрному, и при первой же возможности издаться на «Мелодии» плевали на андеграундность.

Отлично иллюстрирует ситуацию с музыкой в СССР и отношение к этому рокеров песенка от «Водопадов им. Вахтанга Кикабидзе» про директора фирмы «Мелодия» товарища Сухорадо:


Что изменилось с тех мрачных времён жестокой цензуры и коррупции? Во времена Свободы таких Сухорад стало много, и между ними стало можно выбирать.

  • Ключевые группы брежневской эпохи: «Машина времени», «Аквариум», «Автограф». Алсо, стоит послушать некоторые ВИА («Песняры», «Земляне», «Цветы»), т. н. «электронную» музыку, очень часто звучавшую как западный прогрессив-рок (Эдуард Артемьев, «Зодиак»), найти среди старых отцовских кассет архангельский хардроковый «Облачный край» и поудивляться.

Времена гонений

Власть при Брежневе рокеров и околорокеров вроде как не одобряла, но фактически забивала на них большой болт. Изредка даже давала провести фестиваль-другой. А в 1981 основала целый Ленинградский рок-клуб, чтобы все волосатики были в одном месте и на виду у Кровавой Гэбни.

Но в 1983 году товарищ Черненко, тогда ещё даже не генсек, проснулся от летаргического сна на заседании, огляделся и ВНЕЗАПНО обнаружил, что в стране уже существуют сотни самодеятельных коллективов, которые цензуру обходят, конкурируют с официальными ВИА, с «Росконцертом» и «Мелодией» не знаются, деньги за концерты кладут в свой карман, и вообще имеют наглость жить в свое удовольствие. Безобразие, сказал тогда еще не генсек, и поклялся с этой заразой покончить.

С этого места и начинаются любимые рассказы РРокеров о том, как их гоняли ссаными тряпками, запрещали выступать и срывали концерты. Особенно доставалось москвичам, у которых, в отличие от Культурной Столицы, рок-клуба до 1985-го не было, а групп было завались. Надо заметить, что жанр исполняемой музыки никакой роли не играл. На рок в западном смысле слова добрая половина «русских рокеров» походила меньше, чем вполне легальные «Земляне» с «Песнярами», не говоря уж об инструментальном прогрессиве от члена Союза композиторов Эдуарда Артемьева. Просто власть завинтила гайки и напомнила доморощенным инди, что у нас социализьм и госмонополия на всё, включая концерты и записи.

Время от времени к рокерам приходила Кровавая Гэбня с нехорошим вопросом «а шо, Яков Соломоныч, ви таки беrёте гешефт за концеrты?». Если признавались, могли впаять статью «нелегальное предпринимательство». Поэтому рокеры делали честные глаза и отвечали, что, как истинные борцы с коммерцией, денег за концерты не берут. Их обзывали «тунеядцами» и давали другую статью. Впрочем, чаще всего им просто делали выговор и выгоняли из комсомола, через месяц тихо принимая обратно, отчего они чувствовали себя смелыми борцами с Режимом.

В первую очередь рисковали не музыканты, а организаторы концертов и звукооператоры. На полном серьёзе шансонье Новиков получил 10 лет за продажу аппаратуры (отсидел 6). Все знают, что Романов из «Воскресенья» получил три года условно, но мало кто помнит, что звукооператора группы таки посадили. В общем, жанр сформировался упёртыми людьми, ибо только такие могли на голом энтузиазме дожить до тёплых дней.

  • Ключевые группы тёмных времён Андропова и Черненко делятся на ленинградских везунчиков («Кино», «Алиса», «Зоопарк», «Секрет») и московских мальчиков для битья («Браво», «Воскресенье»).

Perestroyka!

b
Трудовые массы с энтузиазмом встречают перестройку

Перестройку РРокеры встретили весело и радостно — и, действительно, первое время им пёрло. Рок выполз из кухонь и подвалов на стадионы и таки стал популярен. До сих пор вполне можно встретить 40-50-летнее быдло, слушающее в повседневной жизни попсу и шансон, однако хорошо знакомое с БГ, Летовым и Кинчевым.

Золотые денёчки — стало можно чесать по стране совершенно легально и все деньги класть себе в карман. В текстах можно было прямо поносить советскую власть, которая, по сути, уже загнулась. И петь всё это можно прямо с Красной площади. Рокеры начали подавать себя как бунтарей, которые своими песнями приближали крах Кровавого Режима и торжество Демократии. Про русский рок наснимали фильмов, издали несколько сборников за рубежом (а за рубежом их довольно охотно слушали — грязному Западу была весьма интересна культура, скрывавшаяся за Iron Curtain. Даже в Америке знали о Русском Роке, в основном благодаря иммигрантам из совка, и благодаря им же некоторые РРокеры позже умудрились выступить на пиндосских сценах), и казалось, наступил рай на земле.

Счастье, впрочем, было недолгим. Вскоре в стране воцарился «дикий капитализм» и еще более дикий шоу-бизнес, а в зомбоящике — попса. Всем стало ясно, что без Кровавого Режима лучше не зажилось. За 1990-е эпидемия распадов выкосила больше половины хэдлайнеров русского рока — R.I.P. «Автограф», «Секрет», «Наутилус», Gorky Park, «Круиз» и многие другие. Некоторые рокеры (к примеру, Цой, Майк Науменко) успели вовремя умереть и попали в пантеон богов, чьи имена истинный рокер должен произносить с придыханием и пресекать любое посягательство на их Светлую Память.

Живые же позавидовали мёртвым, так как на Красной площади их больше никто не ждал (не считая того раза, когда надо было подставлять попу под лозунг «Голосуй или проиграешь», а таких было весьма много). Живые герои старели, распадались, сходили с ума, кто в буддизм, кто в православие, кто в коммунизм.

  • Ключевые группы Перестройки и ранней РФ-ии: «Ария», «Агата Кристи», «Наутилус», «Парк Горького».

Нашерадийная эра

На этом можно было бы и закончить, но в 1999 году Миша Козырев запилил Наше Радио и извлёк понятие «русский рок» с пенсии. Фактически, этот хитрый малый купил права на бренд «русский рок» и дал понять: русский рок — это то, что крутят по Нашему. То есть Звери, Уматурман и прочие Мара с Чичериной — это рок, а метал, панк и мазафака — нет. Потому что они Козыреву не нравятся, а значит — не рок. «Наше» так профильтровало своей аудитории мозги, что та на полном серьёзе утверждает: рок — это такая «музыка со смыслом» для небыдла, а метал с альтернативой и не рок вовсе, потому и нечего им делать на «рок-радио».

Под раскрученной маркой «русский рок» Наше подарило стране целую плеяду т. н. «рокапо́пса» — слово придумал самокритичный муми-тролль Лагутенко. Сам Козырев предпочитал политкорректное «поп-рок», а поклонники, не страдающие самоиронией, говорят о «Третьей волне Русского Рока», подразумевая, что первая была в 70-е с Машиной и Аквариумом, а вторая — в 80-е с Кино и Алисой. Весь первый срок Путина Козырев подрывал репутацию понятия «русский рок» при помощи мужиковатых девушек лесбиянского вида и пидороватых юношей с мяукающими голосами. Спасибо ему за это большое.

  • Ключевые группы эпохи рокапопса и Михаила Козырева: «Сплин», «Мумий Тролль», «БИ-2», «Ночные снайперы», Земфира и считающиеся у говнарей богомерзкой попсой «Звери».

Наши дни

Добило РР то же, что его и создало. С распространением интернетов в столицах слушатель опять-таки узнал, что на западе есть музыка, отличающаяся от РР хорошей игрой на инструментах и нормальным вокалом. Очень скоро в музыкальных интернет-сообществах и при фонотеках захватили власть расплодившиеся металлисты и «классические» рокеры-западники, а признаться в любви к вечноживому Цою отныне означало нарваться на кащенитский троллинг.

Самое главное, что эту тенденцию просекли молодые музыканты, которые тут же перестали петь «Группу крови» и принялись копировать западные митол, мазафаку, инди и прочая, прочая. И вместо «четвёртой волны русского рока» с зашкаливающим градусом постмодернизма мы получили обычную европейскую рок-сцену из самых разных «тяжёлых» жанров. «Наше», лишённое Козырева, грустно вздохнуло и пустило Аматори с Эпидемией в эфир.

Таким образом, говорить о русском роке как о бардах с электрухами, которым Душа и Протест заменяют умение играть и петь, больше не приходится. Даже группы, продолжающие фонтанировать красивой поэзией о вечном («Пилот», «Оргия праведников», опять же «Сплин») призадумались о своей музыке и начали играть под свои стихи что-то потяжелее, посложнее и погитарнее. Да что там, даже «Машина времени» на последнем альбоме заиграла хард! Вот что крест животворящий делает! Не говоря уже об изначально имевших мозг группах вроде Пикника, давно уже ушедшего от тупого плагиата в свой уникальный жанр, а с приходом нулевых — и подавно. Тем не менее, инерция мышления такова, что до сих пор даже в интернетах полно говнарей, а уж в отдаленных провинциях, куда выделенка еще не дошла, и подавно.

Что касается Духовности и Протеста, то эту тяжёлую ношу попытался взять — о боже! — русский рэп, получивший развитие как раз в период угасания русского рока. Надо ли говорить, что эту народную миссию рэперы провалили с треском? Причин тому несколько: во-первых, рэп и в оригинале-то кал для ниггеров, не умеющих играть блюз, а простые русские пацаны ещё более извратили этот жанр, превратив его в разновидность блатняка. Во-вторых, если рок в своё время был уделом думающего меньшинства этой страны, а уж потом распространился на толпу (вспоминаем гр. КИНО), то реп, напротив, интерпретировал идею для подавляющего большинства, а небыдло слушать про правильные понятия и жЫзнь на районе не захотело категорически. Те немногие исполнители, которые отличались интересными текстами и отсутствием пердежа на заднем фоне, растворились в водовороте быдлорепчика. Sad but true.

Классификация рокеров

Характерные особенности

Три столпа силы: Цой, Майк и БГ

Тексты

Главное в русском роке — это, конечно, стихи текстА. ТекстА обязательно должны нести скрытый смысл. Ведь Настоящий Русский Рокер — в первую очередь Поэт и Голос Эпохи, а то, что позади него что-то бренчит — это так, для большего вдохновения. Наличие какого-либо явного смысла необязательно и даже не приветствуется. Напротив, чем более хитровыебанно приставлены друг к другу слова, тем лучше, а в идеале они не должны даже складываться в предложения.

В текстАх крайне желательна АГП и протест. Объектами протеста могут быть коммунисты, демократы, менты, бандиты, быдло, небыдло — в общем, абсолютно любое явление и группа людей. Хотя поощряется и протест в неявной, философской форме. Если не против чего протестовать или почему-то нельзя, можно сосредоточиться на духовности.

Музычка

ТекстОв, небыдловости и АГП достаточно, чтобы считаться русским рокером. Музыка при этом может быть абсолютно любая. Поэтому при желании приклеить к РР можно всё, что угодно. На просторах сети нетрудно встретить говнарей, фанатично уверенных, что рок играли Тальков, Любэ и даже Высоцкий… Как, это не рок? Духовно же, и протестно же! А советский эстрадный попсарь Стас Намин сейчас считает себя, только не падать, «основателем русского рока», которого «гоняли и притесняли». А ещё он изобрёл видеоклипы, первым начал играть с дисторшеном и писал только «гимны поколения». И секс с фанатками тоже он изобрёл. Подробнее — в статье на Педивикии, написанной его хомячками путём массированных откатов.

Главным врагом Русского Рока, важнее Системы, родителей и хуёвого звука, является Попса. Все, кто не слушает Русский Рок, слушают попсу — для настоящего Русского Рокера это аксиома. Исходя от противного, всё, что «не попса» — то русский рок, даже если это звучит как трип-хоп, этереал или та же попса. Тут особенно постарались поклонники Нашего Радио. Всё, что крутит их любимый Козырев, для них автоматически становится роком, в том числе, Линда, Flёur, Мельница, 5'nizza, Billy's Band и Звери с Уматурманом.

При этом говнари уверены, что «русский рок» — это отдельный жанр со своим особенным, узнаваемым, неповторимым звучанием. В качестве примера обычно приводят пост-панковые Кино, Агату и Наутилус: их сравнивают с Битлами и Queen, не находят сходства и убеждаются, что русский рок уникален. Если дать говнарям послушать «русский рок» от Sisters of Mercy, Joy Division и The Cure, у них рвётся шаблон.

Культ

«

Жалко Юру Хоя, вот это был хороший парень. Лучше бы Егор Летов оправдал свои суицидальные теории и покончил бы с собой пятнадцать лет тому назад. А пьяница Юра Хой лучше бы здравствовал и по сей день!

»
Троицкий негодует
«

Русский рок жив! И не троньте Витю! Витя не умер! Он вышел покурить! А вы все гнойные пидарасты!

»
Копипаста:Говнари

В РР как нигде силён культ дохлых героев. Поэтому сам Русский рок всё время «мёртв», и его надо «возрождать». Это такая ритуальная игра, продолжающаяся уже лет двадцать с фигом. Новые группы говнарями принципиально не воспринимаются, пока не станут старыми пердунами, а тогда можно снова начинать говорить «Русский рок умер — таких, как эти старые пердуны, больше не будет». Правда, как всегда, уныла и безблагодатна: Русский Рок таки сдох и, воняя, разлагается, точно так же, как воняют и разлагаются остатки совка. Имело смысл писать протестные текста и шариться по кочегаркам, когда это запрещалось и было скучно и западло жить как все. Теперь же можно хоть ссать себе в рот на сцене и писать на кремлёвской стене слово из трёх букв, никто и слова не скажет, поэтому Русский Рок возрождают уже с обратным знаком: как же было хорошо при совке, когда не было хачей, продажной власти (ага, не было, особенно при Леониде «Каменная бровь» Брежневе) и колокола на церквах гудели православно и по-богатырски. Выбранное направление, впрочем, не мешает Русским Рокерам регулярно подлизывать Медвепуту и компании.

В целом для понимания того, что из себя представляет РР, достаточно прослушать следующую композицию:Тараканы! — «Русский рок»

Всё вышеперечисленное вызывает у многих — металлистов, мазафакеров, инди, рэперов, электронщиков, илитистов — лютую, иррациональную ненависть к сабжу. У таких людей в голове сидит святая уверенность, что русские обладают какой-то врождённой бездарностью и криворукостью в роке. Никакие примеры годной музыки из России (а такой много) не способны их переубедить. Даже если им понравится отечественная группа, они тут же поменяют мнение на негативное, узнав, что она из сраной Рашки. Двойные стандарты такие двойные. В основном это касается англоязычных групп, ибо русскоязычные такой хренов ценитель слушать не будет в принципе. Есть тысячи примеров, подобных следующему: стандартный школьник-митолизд, услышавший группу под названиеам Arida Vortex, фанатеет от неё ровно до того момента, как прочитает в Педевикии слово «российская». Всё. Для этого поциента AV — говно, и точка.

В любом форумно-блоговом высере против русского рока можно найти каноничный образчик взаимоисключающих параграфов:

  1. Русский рок — это не рок.
  2. Русский рок весь сплагиачен с западного.

Обычно срач начинается с вброса «В России рока нет, есть попса с гитарами» и «разве можно сравнить этих примитивных говнарей с Великими Классиками», а кончается подробным разбором, что и откуда Цой скопировал у The Cure, Холстинин у Iron Maiden и Макар у Pink Floyd. В порядке тонкого троллинга на этом месте можно ткнуть оппонента в предыдущие его фразы и словить много лулзов.

Меню для тонких гурманов:

  • Земфира, Сурганова, Найк Борзов, Мумий Тролль — это поп-музыка. На ненавистников действует отрезвляюще (попса по определению говно, а значит, и сраться по её поводу незачем), на фоннатов как средство для розжига баттхёрта.
  • Русский рок vs The White Stripes, The Sonics, The Dead Weather. Расстроенные инструменты, плохая запись и коленочное звучание оных коллективов порождают бурление говн в лагере ненавистников. Однако если хейтер имеет понятие о жанре «гаражный рок», вброс может и не прокатить.
  • Ленинград vs The Madness. Блюдо от шеф-повара для фоннатов, уверенных, что Шнур — это уникально.
  • Ария ничего не сдирала с Iron Maiden и Judas Priest, это просто параллельное изобретение, как у Попова и Маркони. В пример привести альбом «Смутное время», подавать со взбитыми сливками. Гарантированы лютые лучи поноса со стороны хейтеров.

Галерея


См. также

Ссылки