Потреблядство

Материал из Lurkmore

(Перенаправлено с Потреблядь)
Перейти к: навигация, поиск
Hate small.pngНЕНАВИСТЬ!
Данный текст содержит зашкаливающее количество НЕНАВИСТИ.
Мы настоятельно рекомендуем убрать от мониторов людей, животных со слабой психикой, кормящих женщин и детей.
«

People are idiots. They made a lot of stupid things: costumes for dogs, marketing managers and stuff like the iPhone, getting nothing but a sour aftertaste. If we'd worked to develop science, explore the Moon, Mars and Venus... who knows what the world would have been like? Humanity would be able to travel through space, but it chose consuming instead - drinking beer and watching soap operas.

»
— Приписывается Рэю Бредберри
«

Три кита современной нашей общественной жизни: зависть, болтовня во всех её видах и покупка бесчисленных вещей. Хотел бы знать, как это оценят наши потомки!

»
Иван Ефремов, 1963 г.
«

…недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других.

»
— Министр образования и науки РФ Фурсенко
Шоппинг — самый распостраненный в этой стране вид потреблядства. И снятия стресса в крупных городах, ага. Которое оборачивается ещё бóльшим стрессом

Потреблядство aka ониомания — тяжкий недуг, почти неотвратимо возникающий у психологически неустойчивых человеков потреблядей в современном обществе. Основной характеризующий симптом потреблядства — перенос основы своей самооценки на количество потребленного: чем больше зохавал, тем выше ЧСВ. Особенно потреблядству подвержена пизда обыкновенная, наиболее частой формой заболевания которой является шопоголизм (не путать с жопоголизмом).

Содержание

Возникновение

rадость потреблядства

Термин «общество потребления» был введен фрейдомарксистом Эрихом Фроммом в 20-е годы прошлого столетия. Именно Фромм долгое время троллил всю Америку, окуная её в собственное дерьмо под названием «консьюмеризм», ведь уже в те годы в Пиндостане активно развивалась инфраструктура, повлекшая за собой шоппинг, массовую выдачу кредитов, переразвитую сферу товаров@услуг и прочую погоню за удовольствиями. Закончилось всё это массовым обомжествлением со сбором макулатуры и бутылок к концу этих самых двадцатых.

Однако сам феномен потреблядства был предсказан незадолго до него Лениным, который, анализируя, куда катится загнивающий капитализм, предположил, что возможны два варианта: или он накроется пиздой вследствие кризиса перепроизводства, или научится насаждать среди быдла желание покупать потенциально ненужную ему хуйню. В те времена на эту тему разгорелся некислый срач, было многабукафф, которые быдло ниасилило, а буржуины асилили, и радостно принялись насаждать потребительскую идеологию.

Ещё был термин «синдром демонстративного потребления», который использовал ещё в 1899 году Торстейн Веблен в книге «Теория праздного класса: экономическое исследование институций» (англ.).


Несколько позже другой фрейдомарксист из франкфуртской школы, Герберт Маркузе, не менее удачно троллил весь западный мир концепцией «одномерного человека» — человека, способного только потреблять, и готового за возможность беспрепятственно потреблять неограниченное количество товаров и услуг продать не то что демократию, свободу, человеческое общение, но и мать родную.

Основные каналы поставки свежей пропаганды — зомбоящик с говнорекламой и интернеты, навязывающие через самые примитивные сексуальные, стадные инстинкты и инстинкты повышения ЧСВ синонимизацию успеха и потреблядства у 95% населения.

Статусное потребление

 
Яркий пример пропаганды потреблядства. Вариант only for women

Яркий пример пропаганды потреблядства. Вариант only for women

Питерский оздоровительный шоппинг, йоба!

Питерский оздоровительный шоппинг, йоба!

И больше ничего не надо

И больше ничего не надо

Феномен современного человеческого стада, считается обязательным для любого двуногого с доходом, достаточным для кредитного «Фокуса».

В слове «статус» заложены два смысла: широкий и узкий. Подобно тому, как «культура» в широком смысле просто термин, а в узком — обозначение высокого уровня этой самой культуры, «статус» может обозначать просто положение N, а может — положение намного выше нулевого. Быдло воспринимает это слово именно во втором смысле, и пытается покупкой недешёвого корыта обозначить свой значительный статус.

Доступное разоблачение статусного потребления как морковки перед ослиной мордой предлагают американские ситкомы: от «Динозавров» до «Симпсонов», которые кормят свои семьи шутками на эту тему уже несколько десятков лет, но не в коня корм; миллионные толпы быдла продолжают гнаться за блестящими штучками.

Искусство современных маркетологов позволяет превратить в статусный предмет вожделения что угодно, даже такие элементарные вещи, как воду.

Вообще, Маслоу установил, что развитие быдла сопровождается увеличением числа и силы потребностей. К низу так называемой пирамиды «попить-пожрать-поебаться» сверху добавляется «погонять в квак», потом «потрепаться о Вечном у костра», потом «полюбоваться цветущим садом», потом «послушать оперу» и т. п. Так вот, потреблядство — это деградация, бегло загримированная под развитие. Потому что настоящая потребность, мотивирующая к столь внешне разнообразному потреблядству, истинная движущая сила, скрытая от глаз, всего одна: как раз этот самый статус. Который был одной из ведущих потребностей ещё в обезьяньей стае. И ничего общего ни с развитием, ни с увеличением числа потребностей он не имеет. В то время как, скажем, наука расщепляет «тягу к знаниям» (которая тоже сопровождала род людской с незапамятных времён) на всё большее и большее число локальных, глубоко проработанных дисциплин.

Потребляди и совки

b
«В стране ловушек»

Наиболее уродливые и разрушительные формы потреблядства, как нищебродского, так и VIP-потреблядства, наблюдаются в этой самой Рашке и окрестностях, ввиду обилия совков, наконец-то дорвавшихся до нехитрых радостей общества потребления, и не сдерживаемых ни мозгом, ни поротыми потомственным сидением в овердрафте задницами, ни политруками и массовыми расстрелами. В самом совке потреблять-то особо было нечего, разве что неприкосновенные жлобские сервизы в сервантах, а начиная с семьдесят восмого вообще был дефицит. И потребляют бывшие совки прямо как кадавры, неудовлетворенные желудочно.

Берут кредиты не просто на потребление, но на потребление понтов. Справедливости ради, стоит отметить, что Современная Власть™ и стала современной, благодаря обещаниям чего-то подобного, и разбежались все в начале 90-х ради такового вот счастья. Беня на первых выборах такое вот «изобилие» и обещал, а пиздец 90-х — это, типа, «заминка». В общем, кто дожил — дорвался.

Надо сказать, что по этому явлению весьма прямо, честно и открыто проехались в прекрасном советском кукольном мультфильме «В стране ловушек» 1975 года выпуска, выведя это явление под названием «Страны вещей», куда попадают во время странствий герои мультика. Сами пейзажи этой страны как с нашего дня списаны: рекламные плакаты, надписи «Берите!», «Играйте!», «Покупайте!» на каждом шагу (примечательно, что первый плакат гласит: «Копите», видимо авторы были не в курсе о западных ценностях и жизни в кредит — Homo Soveticus, что с них взять). Примечательно, что Страна Вещей стоит в мультфильме на одном уровне со Страной Дураков, что внушает и заставляет задуматься. Жаль, что этот мультфильм мало знаком новым поколениям.


Корень зла


Противодействие

Идеология сверхпотребления более опасна для человечества, чем идеология гитлеровского тоталитаризма

Альберт Гор

Если ты чувствуешь себя чужим в этой обители живых машин, Голодного детского плача и довольных сытых рыл, Противотанковых мин, больших витрин И умирающей надежды что-то поменять — ты не один. ... Если ты чувствуешь себя чужим и видишь только черный дым там, Где толпы видят яркий свет, культивируя спам, Боготворя хлам, перевыполняя план Безоговорочной капитуляции деньгам — Значит ты уже там, в романах антиутопистов. Оруэлл против Хаксли, а по мне — одна и та же мысль.

МС 1.8

Единственное известное медицинской науке лечение потреблядей — глубинно-очистительной экономической клизмой, Полным Пиздецом aka Крысисом. Вот только больной такого лечения скорее всего не переживёт. Ну и хуй с ним, туда ему и дорога.

На Западе наиболее социально активным небыдлом зло потреблядства было давно опознано и в противовес консьюмеризму появился энофизм (англ. enoughism), который призывает людей потреблять исключительно в необходимых для скромного, но комфортного проживания объёмах. Собственно для самых младших школьников: enough — довольно, достаточно. Алсо, «непереводимое» шведское слово lagom. К слову, уже 24 века назад древнегреческие киники вместе с Сократом как бы намекали грекам, говоря: «как много есть на свете вещей, которые мне не нужны!».

Мы должны раскаяться, хватит бездумно тратить! Не платите за кабельное — смотрите на облака! Не покупайте одежду — носите простыни с вашего ложа! Сведём траты к минимуму: вода, хлеб и коктейль маргарита.

Рэнди Марш

Парочка примеров потреблядства

Эта мусорная корзина «питается» лучше, чем 60% детей в мире

Большой загородный дом в ебенях. Необходим каждому, у кого есть статус в США, стоит кучу денег, требует платить кучу налогов, имеет кучу неиспользуемых комнат, и удлиняет время на добраться до работы и обратно часа на 3 в день. Причём средний американец использует в этом доме спальню, где спит, гостиную, где смотрит зомбоящик и кухню, где хранит (но не готовит) еду. ИЧСХ, такой дом позволяет складировать внутри себя очень много ненужного барахла, не выбрасывая его, во всяких чердаках, кладовках и прочих пустых комнатах, что для потреблядка и общества потребления в целом очень практично.

Алмаз в обручальном кольце. Тру обручальное кольцо вплоть до 1960-х годов было просто золотым кольцом, без камней, такими пользовались евреи ещё 2000 лет назад (у евреев кольцо символизирует покупку невесты, поэтому на любую заморочку, мешающую точно определить цену, смотрят косо по сей день). Но ВНЕЗАПНО выяснилось, что в обручальное кольцо нужно добавлять драгоценные камни, и не какие-нибудь рубины и изумруды (которые имеют разные цвета, что красиво), а обязательно алмазы. Такие факты, как то, что алмаз не шибко красив, при неосторожном движении активно царапает полированные и глянцевые поверхности, не идут ни в какое сравнение в глазах потребляди с тем фактом, что стоит он дороже (хотя и не намного, и не всегда), чем любой другой драгоценный камень.

Элитная одежда. Если продаются пиджаки в ценовом диапазоне от 1000 до 10000 долларов за штуку, основной спрос идет на пиджаки за 4000-6000, а пиджаки за 1000 никто не берет. Когда дешевых пиджаков набирается достаточно много, их начинают продавать по цене 5000 за шт., и они прекрасно распродаются.

Элитная еда. Человек так устроен, что без еды жить не может вообще. В итоге — все едят. Это — нормальное потребление. Однако с давних времён во имя почесывания ЧСВ отдельные граждане демонстрировали свою крутость поеданием очень дорогих и редких продуктов. При этом вкус продукта был делом десятым — главное, что он жутко дорогой и быдлу по определению не доступен. А значит его потребление возвышает потребляющего над толпой. Каноническим примером может быть популярный среди средневековой аристократии паштет из соловьиных язычков. В наши дни, ввиду доступности пищи, чесать ЧСВ стало немного сложнее. Но только немного!!! Есть целая куча продуктов, которые стоят феерические деньги. Это продукты, которые везут издалека (мясо новозеландских ягнят), продукты, которые на слуху (хамон, устрицы), продукты, которые круто разрекламировали (трюфеля, фуагра), или же какие-то очень редкие и тщательно отобранные сорта чая или кофе и т. д. Самое интересное заключается в том, что в 95% случаев «потреблядь» не понимает, что она жрет/пьет (поэтому во всех ресторанах имеются специальные советники). Более того — в тех же 95% случаев означенная «потреблядь» не способна вообще понять вкус еды, уловить его, прочувствовать. И получает удовольствие не от самого вкуса, а от прожираемой суммы, то есть от осознания своей крутости, своего превосходства над окружающим быдлом.

Практически любые товары, в которых потреблядь не разбирается, покупаются только дорогими: например, элитные сорта вина — даже теми, кто мускат «Крымский» не отличит от «Французского».

Потреблядство потреблядства. Это такое рекурсивное потреблядство, когда пациент искренне считает, что борется с потреблядством потребляя фильмы, одновременно осуждающие и смакующие потреблядство: Волк с Уолл стрит, Духлесс, 99 франков. Чтение книг из серии «блеск и нищета Голливуда/Рублёвки» и т. п. Например, Джеки Коллинз — «Жеребец» и другие. А на самом деле тут другие мотивы:

  1. Зависть: тачки, шмотки, жрачка, бухло, бабы, бабки, вещества. Прикосновение к мечте, так сказать;
  2. Ощущение собственного превосходства над теми, кому завидуют, т.к герой специально изображается как ещё больший выродок, чем зритель. Это также объясняет зрителю, что у него мало денег, потому что он ещё слишком высокодуховный;
  3. Удовлетворение. Когда герои в конце плохо кончают, снимается напряжение от наблюдения чужого успеха. И опять, снимается дискомфорт от отсутствия денег у зрителя, дескать ну их, зло это.

Описание примера потреблядства, данное Ильфом и Петровым


Профиты потреблядства

Отвлекаясь, скажу пару слов об этом столь ненавидимом коммунистами, патриотами и прочими традиционалистами «потреблятском обществе». Они хотят сделать общество непотребительским. Чтобы люди думали не о том, как потребить побольше разных разностей, а кинулись писать стихи и думать о высоком, космос осваивать… Правда, зачем его осваивать, не имея в прицеле потребление, не очень понятно, но бог с ним. Короче, духовные потребности, по мысли этих «технологических христиан», должны преобладать над нормальными. Увы, все их попытки построить «непотребительское общество» всегда проваливались и будут проваливаться, ибо противоречат физике нашего мира. Человек — существо имманентно потребляющее. Не потреблять и не выделять он не может. Человек, который ничего не потребляет, уже через минуту-другую теряет сознание, а через четыре минуты его мозг умирает от гипоксии. Такова, повторюсь, физика всех живых систем, которые находятся в устойчивом неравновесии с окружающей средой. На поддержание этого самого термодинамического неравновесия, которое иначе называется жизнью, расходуется энергия. Она потребляется и тратится как отдельным человеком, так и обществом в целом. Поэтому непотребительского общества, о котором грезят социалисты и прочие зеленые и красные, построить в принципе нельзя — это противоречит законам природы. Общество всегда будет потребительским, вопрос только в количестве и качестве потребляемого. Потребление — основа жизни. Соответственно, сама жизнь есть перманентное потребление, и качество потребления определяет качество жизни. Можно ли обойтись без еды? А без лекарств? А без мобильных телефонов? А без мобильных телефонов с Интернетом? А без мобильных телефонов со спутниковой навигацией? А без мобильных телефонов с цветным экраном? Можно. Но зачем? Без кислорода, как мы видели, тоже можно обойтись. На пару минут. Но зачем себя ограничивать в том, что жизненно необходимо или облегчает жизнь, делая ее более комфортной, приятной и радостной, повышая тем самым качество жизни.

Александр Никонов

Высказанное мнение диванного аналитика оставлено как пример подмены тезиса. Приравнивая потреблядство к потреблению, он критикует критиков потреблядства как будто они говорят не о тех, кто ест балык из соловьиных языков, откакивая его в золотой унитаз, а тех кто ест и какает вообще, вместо того, чтобы в это время думать о великом, например, о науке, Родине или будущем следующих поколений. Очевидный идиотизм или обман такой подмены понятен даже школьнику, но следует всё-таки разобраться, что же критикуют сами ненавистники потреблядства. У одного западнонемецкого еврея было простое и понятное рассуждение о потреблении: оно внутренне содержит в себе не только предмет потребления, но и его производителя — то есть чтобы производить, надо сначала поесть, одеться и прочая. И чем более развитым и эффективным становится потребление, тем более развитым и эффективным может стать производство — и наоборот. Если же огромные суммы тратятся на сумочки из крокодиловой кожи или больную прихоть вроде онлайн-игрушек, то дураку понятно, что их можно было бы потратить на образование детей, на развитие технологий, на прокорм голодных, которые, если кто не знал, сытыми работают и производят гораздо лучше и так далее. То есть критика потреблядства начинается именно с того, что оно неэффективно с экономической стороны. Профит от потреблядства есть только для самого неэффективного устройства, то есть для людей, которые получают с него профит. Справедливо, не?

Алсо

 
b
Magnify-clip.png
Shania Twain «Ka-Ching!»
b
Magnify-clip.png
Рассказывают о текущем развитии потреблядства»
b
Magnify-clip.png
Сферический о своей версии
b
Magnify-clip.png
Песня в тему
b
Magnify-clip.png
Ebay Parody Song - Weird Al Yankovic
  • Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру (Affluenza: The All-Consuming Epidemic авторов Дж. де Граафа, Д. Ванна и Т. Х. Нейлора)
  • Книжка строго по сабжу — М. Сент Клер «Потребители». Про запиливание потреблядства в детские мозги.
  • Мотивы потреблядства изложены у Пелевина в «Поколении П» и «Ампир V».
  • Общество сверхпотребления описывается в расово-антиутопическом романе «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли.
  • Также тема потреблятства и связанной с ним говнорекламы раскрыта в книге Фредерика Бегбедера «99 франков» (и соответствующем фильме, неплохо доставляющим помимо того).
  • Следует добавить отличную фантастическую дилогию «Торговцы Венеры» за авторством Фредерика Пола об обществе, подчинённом рекламе и потреблядству.
  • У того же Пола есть повесть «Чума Мидаса», где роботы столько всего производят, что для всех людей установлена квота — сколько съесть да сколько сносить. Богачи особо напрягаться не должны, а вот если бедняк — хоть ты тресни, а 10k калорий в день чтоб сожрал, да обязательно с золотых тарелочек, да ножичком их поцарапай хорошенько.
  • Не совсем обычный ракурс раскрытия темы — в романе Стивена Кинга «Нужные вещи» (и экранизации) в традиционном для Ужасного стиле — гуро, НЛП, вещества и прочие няшные явления. Темы реднеков и шлика также раскрыты. Как обычно, книга лучше.
  • Ещё один не совсем обычный ракурс — рассказ Станислава Лема «Осмотр на месте» из цикла приключений Ийона Тихого. Что характерно, потреблядство там было насильным, и даже самоубийство не могло помочь аборигену спастись от этого разъедающего душу изобилия.
  • Хорошо описан мир потребления в повести Стругацких «Хищные вещи века».
  • Энциклопедическое определение потребительства, обличающее сраных капиталистов, приведенное в словаре по этике 1981 года издания.
  • Механизмы выращивания, лелеяния и использования сабжа описаны в книге Веркора и Коронеля «Квота, или сторонники изобилия».
  • Еще один доставляющий рассказ на тему — «Рождество ежедневно» 1957 года.
  • Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник» — про то как обычная тян стала рабыней какой-то вещицы, которая радикально изменила её жизнь.
  • «Бетономешалка» из Марсианских хроник Рея нашего Бредбери же. Пусть не главная тема, но фон, приведший в итоге к БП.
  • Борис Зубков, Евгений Муслин. Рассказ «Непрочный, непрочный, непрочный мир…», в котором не покупать новые вещи было противозаконно, а вещи, которые служили долго, находятся под запретом.
  • Клиффорд Дональд Саймак. Роман «Кольцо вокруг Солнца», в котором мутанты из параллельной вселенной уничтожили человечество, продавая вечные лампочки и бритвы, автомобили без топлива и дешевые дома.
  • Ну и конечно, Бойцовский клуб — там герой от этого тронулся и устроил rеволюцию.

См. также

Ссылки