Потреблядство
Материал из Lurkmore
НЕНАВИСТЬ! Данный текст содержит зашкаливающее количество НЕНАВИСТИ. Мы настоятельно рекомендуем убрать от мониторов людей, животных со слабой психикой, кормящих женщин и детей. |
« |
People are idiots. They made a lot of stupid things: costumes for dogs, marketing managers and stuff like the iPhone, getting nothing but a sour aftertaste. If we'd worked to develop science, explore the Moon, Mars and Venus... who knows what the world would have been like? Humanity would be able to travel through space, but it chose consuming instead - drinking beer and watching soap operas. | » |
— Приписывается Рэю Бредберри |
« |
Три кита современной нашей общественной жизни: зависть, болтовня во всех её видах и покупка бесчисленных вещей. Хотел бы знать, как это оценят наши потомки! | » |
— Иван Ефремов, 1963 г. |
« |
…недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других. | » |
— Министр образования и науки РФ Фурсенко |
Потреблядство aka ониомания — тяжкий недуг, почти неотвратимо возникающий у психологически неустойчивых человеков потреблядей в современном обществе. Основной характеризующий симптом потреблядства — перенос основы своей самооценки на количество потребленного: чем больше зохавал, тем выше ЧСВ. Особенно потреблядству подвержена пизда обыкновенная, наиболее частой формой заболевания которой является шопоголизм (не путать с жопоголизмом).
Содержание |
Возникновение
Термин «общество потребления» был введен фрейдомарксистом Эрихом Фроммом в 20-е годы прошлого столетия. Именно Фромм долгое время троллил всю Америку, окуная её в собственное дерьмо под названием «консьюмеризм», ведь уже в те годы в Пиндостане активно развивалась инфраструктура, повлекшая за собой шоппинг, массовую выдачу кредитов, переразвитую сферу товаров@услуг и прочую погоню за удовольствиями. Закончилось всё это массовым обомжествлением со сбором макулатуры и бутылок к концу этих самых двадцатых.
Однако сам феномен потреблядства был предсказан незадолго до него Лениным, который, анализируя, куда катится загнивающий капитализм, предположил, что возможны два варианта: или он накроется пиздой вследствие кризиса перепроизводства, или научится насаждать среди быдла желание покупать потенциально ненужную ему хуйню. В те времена на эту тему разгорелся некислый срач, было многабукафф, которые быдло ниасилило, а буржуины асилили, и радостно принялись насаждать потребительскую идеологию.
Ещё был термин «синдром демонстративного потребления», который использовал ещё в 1899 году Торстейн Веблен в книге «Теория праздного класса: экономическое исследование институций» (англ.).
…Веблен доказал, что в рыночной экономике потребители подвергаются всевозможным видам общественного и психологического давления, вынуждающих их принимать неразумные решения. Именно благодаря Веблену в экономическую теорию вошло понятие «престижное или показное потребление», получившее название «эффект Веблена». Престижное потребление имеет в своей основе существование так называемого «праздного класса», находящегося на вершине социальной пирамиды. Черта, указывающая на принадлежность этому классу — крупная собственность…. …И если демонстративное потребление является подтверждением общественной значимости и успеха, то это вынуждает потребителей среднего класса и бедняков имитировать поведение богатых. Отсюда Веблен делает вывод, что рыночную экономику характеризует не эффективность и целесообразность, а демонстративное расточительство, завистливое сравнение, преднамеренное снижение производительности… |
И. И. Агапова «История экономической мысли» |
Несколько позже другой фрейдомарксист из франкфуртской школы, Герберт Маркузе, не менее удачно троллил весь западный мир концепцией «одномерного человека» — человека, способного только потреблять, и готового за возможность беспрепятственно потреблять неограниченное количество товаров и услуг продать не то что демократию, свободу, человеческое общение, но и мать родную.
Основные каналы поставки свежей пропаганды — зомбоящик с говнорекламой и интернеты, навязывающие через самые примитивные сексуальные, стадные инстинкты и инстинкты повышения ЧСВ синонимизацию успеха и потреблядства у 95% населения.
Статусное потребление
Феномен современного человеческого стада, считается обязательным для любого двуногого с доходом, достаточным для кредитного «Фокуса».
В слове «статус» заложены два смысла: широкий и узкий. Подобно тому, как «культура» в широком смысле просто термин, а в узком — обозначение высокого уровня этой самой культуры, «статус» может обозначать просто положение N, а может — положение намного выше нулевого. Быдло воспринимает это слово именно во втором смысле, и пытается покупкой недешёвого корыта обозначить свой значительный статус.
Доступное разоблачение статусного потребления как морковки перед ослиной мордой предлагают американские ситкомы: от «Динозавров» до «Симпсонов», которые кормят свои семьи шутками на эту тему уже несколько десятков лет, но не в коня корм; миллионные толпы быдла продолжают гнаться за блестящими штучками.
Искусство современных маркетологов позволяет превратить в статусный предмет вожделения что угодно, даже такие элементарные вещи, как воду.
Вообще, Маслоу установил, что развитие быдла сопровождается увеличением числа и силы потребностей. К низу так называемой пирамиды «попить-пожрать-поебаться» сверху добавляется «погонять в квак», потом «потрепаться о Вечном у костра», потом «полюбоваться цветущим садом», потом «послушать оперу» и т. п. Так вот, потреблядство — это деградация, бегло загримированная под развитие. Потому что настоящая потребность, мотивирующая к столь внешне разнообразному потреблядству, истинная движущая сила, скрытая от глаз, всего одна: как раз этот самый статус. Который был одной из ведущих потребностей ещё в обезьяньей стае. И ничего общего ни с развитием, ни с увеличением числа потребностей он не имеет. В то время как, скажем, наука расщепляет «тягу к знаниям» (которая тоже сопровождала род людской с незапамятных времён) на всё большее и большее число локальных, глубоко проработанных дисциплин.
Потребляди и совки
Наиболее уродливые и разрушительные формы потреблядства, как нищебродского, так и VIP-потреблядства, наблюдаются в этой самой Рашке и окрестностях, ввиду обилия совков, наконец-то дорвавшихся до нехитрых радостей общества потребления, и не сдерживаемых ни мозгом, ни поротыми потомственным сидением в овердрафте задницами, ни политруками и массовыми расстрелами. В самом совке потреблять-то особо было нечего, разве что неприкосновенные жлобские сервизы в сервантах, а начиная с семьдесят восмого вообще был дефицит. И потребляют бывшие совки прямо как кадавры, неудовлетворенные желудочно.
Берут кредиты не просто на потребление, но на потребление понтов. Справедливости ради, стоит отметить, что Современная Власть™ и стала современной, благодаря обещаниям чего-то подобного, и разбежались все в начале 90-х ради такового вот счастья. Беня на первых выборах такое вот «изобилие» и обещал, а пиздец 90-х — это, типа, «заминка». В общем, кто дожил — дорвался.
Надо сказать, что по этому явлению весьма прямо, честно и открыто проехались в прекрасном советском кукольном мультфильме «В стране ловушек» 1975 года выпуска, выведя это явление под названием «Страны вещей», куда попадают во время странствий герои мультика. Сами пейзажи этой страны как с нашего дня списаны: рекламные плакаты, надписи «Берите!», «Играйте!», «Покупайте!» на каждом шагу (примечательно, что первый плакат гласит: «Копите», видимо авторы были не в курсе о западных ценностях и жизни в кредит — Homo Soveticus, что с них взять). Примечательно, что Страна Вещей стоит в мультфильме на одном уровне со Страной Дураков, что внушает и заставляет задуматься. Жаль, что этот мультфильм мало знаком новым поколениям.
Потребление в наше время приобрело характер маниакального психоза. Одни вкалывают по десять-двенадцать часов на двух-трех работах, чтобы скорее сменить свою мобилу на более навороченную или что-то в этом роде. Другие хавают недвижимость, земельные участки — больше, больше, и это прихватить, и то, чтобы застроить и сдать в аренду или продать; они вздувают стоимость квадратного метра, пока не рушат рынок и не разоряют самих себя. Третьи начинают хватать власть — уже не потому, что им нравится командовать другими, не потому, что это даст им какие-то бешеные бабки, даже не потому, чтобы им ежеминутно лизали задницу, — просто потому, что им вбили в голову, что власть надо хавать, пока не лопнешь; и вот они быстро проскакивают порог своей компетентности и живут в постоянном страхе перед тем, что их дебилизм раскусят сверху и сбросят на дно, где по них пройдутся все, которых они когда-то гнобили. Лезут в господа, а получают наверху удел последних холуев. У четвертых болезнью стало менять персонал в тайной жажде, что попадется лучше, — нахватать людей, потом сладострастно выживать их с работы, чтобы освободить место для тех, кто кажется более и более выгодным; в итоге самый раззолотой работник быстро понимает, что о него просто вытирают ноги, и забивает на все, стараясь лишь продержаться до нахождения нового места. Виктор тоже как-то в конце девяностых по обстоятельствам (прежняя фирма приказала долго жить) ненадолго попал на предприятие подобной бизнесвумен, которая была ненасытна до смены людей; из этого он вынес мнение, что слово «потреблять» в наше время не только глагол. |
Олег Измеров, «Дети Империи» |
Сейчас — время понтов. Школьники ходят с навороченными смартфонами, которые, по сути, нужны только бизнесменам, и вместо бизнес-приложений качают на них игрульки. Недоменеджеры с зарплатой 40 тыс. ездят на машинах за пару миллионов. Деревенские нищеброды закатывают свадьбу в лучших традициях кавказских свадеб 19 века — 100500 гостей, тонны вина и еды, несколько дней празднования… Всё это — исключительно для того, чтобы увидели окружающие. Чтобы быть «не хуже других». Чтобы позавидовали. Понты становятся заразными. Необходимость красоваться диктуется современным обществом даже тому, кто этого изначально не хочет. Если у школьника у едиснвенного в классе нет айфона — его будут считать лохом. Если офисный планктон выкладывает в отпуске фотки с дачи, а не из Турции или Египта — его считают нищебродом. А у любого бизнесмена все знакомые чуть ли не требуют, чтобы он ездил на огромном внедорожнике. Иначе неправильный бизнесмен. Чем опасны понты — понятно. Во-первых, человек ограничивает свои финансовые возможности, тратя средства не на развитие, а на внешнюю мишуру. Влезает в рабские кредиты. Во-вторых, начинает оценивать себя с точки зрения «что скажут окружающие». Собственная самооценка начинает зависеть от чужого мнения. И в-третьих, эта необходимость «не быть, а казаться» въедается в сознание и становится главной целью. Необходимость понтоваться навязывается обществу капиталистической системой, чтобы продавать ненужные людям товары и услуги. Для того, чтобы массово впаривать ненужные людям вещи — нужно убедить их, что обладание этими вещами есть признак крутизны. Именно поэтому советские люди не были понторезами — социалистическая система не испытывает необходимости впаривать что-либо. Чтобы не подсаживаться на потребность красоваться — нужно избавиться от зависимости от мнения окружающих. И когда вам будет плевать, что о вас думают другие — вы заметите, что уважения в глазах окружающих ничуть не убавилось, скорей наоборот. А если тратить деньги и время вместо понтов на дополнительное развитие — через какое-то время вы обнаружите, что у окружающих и так хватает причин завидовать вам. Такой путь изменяет мышление и приближает его… к мышлению успешных людей. Да-да, тех самых, которыми многие пытаются казаться, но которыми не являются. Действительно успешный и самодостаточный человек никогда не пытается повысить свою значимость в глазах окружающих — у него со значимостью и так всё в порядке. Он не хвастается вещами, не хамит обслуживающему персоналу, не самоутверждается за счёт тех, кто стоит ниже его на социальной лестнице. Потому что успешный человек смотрит не вниз — на тех, над кем он поднялся, а вверх — на тех, до кого хочет дорасти. И осознаёт потребность в постоянном развитии и самосовершенствовании. При таком мышлении и образе жизни все внешние атрибуты приложатся сами собой, но уже не будут иметь для вас ценности. Потому что ценности будут другими, более серьёзными и совершенными. |
Корень зла
Люди, в 95% случаев — не слишком далеко ушли от животных. Современное общество потребления — потакает именно животной части человеческой натуры. Потому сейчас и засилье инфантильности во всем западном мире. Взрослого человека от ребенка отличает развитая этика. Человека от животного в принципе отличает понимание причинно-следственных связей. На чем и строится этика во многом. Современное общество — общество вечных лишенных этики детей. Капризных, жадных, склочных и завистливых. Только на этом и работает маркетинг и реклама. Только поэтому и продаются новые сотовые и новые машины. Сотни видов косметики и колбасы. Дети — жадные. Детям хочется всех возможных игрушек. Обществу потребления нужны именно вечные дети. Лишенные чувства меры. Не способные к «насыщению». Купил топовую видеокарточку? Вышла новая спустя полмесяца? Продавай старую покупай новую! Один хрен что ты уже давно перегнал теоретический порог производительности системы и в твоих условиях увидеть прирост не сможет и супермен! Написано что она аж на 1% производительнее! Срочно купить! Машина? Если бабло позволяет — она всегда должна быть с самым мощным мотором. Один хрен, что выше 150 лошадей, в условиях нашей страны для всего что весит меньше 2 тонн — просто не нужно. Нет, брать 290, 350, 400 лошадей!!!! Куда? Зачем? А какая разница! Не важно! Брать-брать-брать!!!!! Побольше! Побольше!!!! Так рождаются бездушные консьюмеры. Причем — это распространяется на все сферы их жизни. Больше, дороже, хапать! Отсюда растут уши и у чудовищного воровства в стране — наш народ оказался особенно подвержен инфантилизму (видимо в силу присущей русским некоторой мечтательности), в итоге, чиновников набирали все из тех же «жадных детей». Вообще, Гоблин имел в виду несколько иное, но термин предложил — абсолютно точный. Это именно жадные, капризные дети. Поэтому — денег побольше, еще, еще!!!!! Не останавливайся, бей копытом, Золотая Антилопа!!!! Как маленький ребенок будет лопать мороженное пока не заболят горло с пузом, наши современные, физически взрослые но полностью инфантильные сограждане, каковых, увы, те самые «95%» — лишены чувства меры во всем. Чувства меры и чувства насыщения. Мало того — дети лишены способности думать о других. Точнее — она сильно редуцирована и без специального воспитания сама не развивается. Любой ребенок, изначально — гиперэгоист. И именно это мы и наблюдаем вокруг. Думать только о себе, только для себя — вот лозунг современного западного общества. Всего, между прочим. Просто у нас, традиционно это все особенно выпукло проявляется. Помните я писал о кавказской инфантильности? Мы — не сильно дальше. Причем, если мое поколение еще где-то и как-то держится, в массе своей на уровне отставания лет в 5, то уже следующее, отстает в этическом развитии лет на 10 — 15!!!! Вы только вдумайтесь в это! Ужас в том, что все сказанное настолько на поверхности, что не сразу это все понимаешь. Для объяснения бардака вокруг ищешь «массонскую ложу», а в реальности имеешь полную лажу. Нет, безусловно, у современной западной потребительской цивилизационной модели — есть свои архитекторы. В первую голову, полагаю, это крупнейшие банковские семьи США. Собственно, нынешняя система была бы невозможна без системы кредитов. Но последствия — думаю должны сейчас пугать даже их самих. Мы живем в обществе взрослых детей. Аксолотлей. Неотенических личинок человека. Личинки выросли, сами стали размножатся, усвоили кучу знаний… И так и остались при этом личинками. Стадия этического метаморфоза, когда «Я» уступает место «Мы» — пропущена. Выкинута нафиг и к чертям собачьим. Выкинута ответственность, умеренность. Отсюда, кстати, и все эти мигалки и все эти брильянты в собачьих ошейниках. Это же ДЕТИ!!!! Это я сам, в песочнице, года в три, хвастался перед «собратьями по разуму» новеньким цельнометаллическим танком, притащенным мне откуда-то отцом! И другие дети охреневали и завидовали. И неделю я был непререкаемым авторитетом, пока конкурент не приволок истребитель с вращающимся (если на него подуть) винтом! Мир мутантов, мир остановившихся в своем развитии людей. Люди-личинки. Личинки — на всю оставшуюся жизнь. Беспечные, безответственные, жадные, ненасытные, гиперэгоистичные… С пониманием этого остается только один вопрос: Как со всем этим теперь жить? |
eugene-df/427283 |
Противодействие
Идеология сверхпотребления более опасна для человечества, чем идеология гитлеровского тоталитаризма |
Альберт Гор |
Если ты чувствуешь себя чужим в этой обители живых машин, Голодного детского плача и довольных сытых рыл, Противотанковых мин, больших витрин И умирающей надежды что-то поменять — ты не один. ... Если ты чувствуешь себя чужим и видишь только черный дым там, Где толпы видят яркий свет, культивируя спам, Боготворя хлам, перевыполняя план Безоговорочной капитуляции деньгам — Значит ты уже там, в романах антиутопистов. Оруэлл против Хаксли, а по мне — одна и та же мысль. |
МС 1.8 |
Единственное известное медицинской науке лечение потреблядей — глубинно-очистительной экономической клизмой, Полным Пиздецом aka Крысисом. Вот только больной такого лечения скорее всего не переживёт. Ну и хуй с ним, туда ему и дорога.
На Западе наиболее социально активным небыдлом зло потреблядства было давно опознано и в противовес консьюмеризму появился энофизм (англ. enoughism), который призывает людей потреблять исключительно в необходимых для скромного, но комфортного проживания объёмах. Собственно для самых младших школьников: enough — довольно, достаточно. Алсо, «непереводимое» шведское слово lagom. К слову, уже 24 века назад древнегреческие киники вместе с Сократом как бы намекали грекам, говоря: «как много есть на свете вещей, которые мне не нужны!».
Мы должны раскаяться, хватит бездумно тратить! Не платите за кабельное — смотрите на облака! Не покупайте одежду — носите простыни с вашего ложа! Сведём траты к минимуму: вода, хлеб и коктейль маргарита. |
Рэнди Марш |
Парочка примеров потреблядства
● Большой загородный дом в ебенях. Необходим каждому, у кого есть статус в США, стоит кучу денег, требует платить кучу налогов, имеет кучу неиспользуемых комнат, и удлиняет время на добраться до работы и обратно часа на 3 в день. Причём средний американец использует в этом доме спальню, где спит, гостиную, где смотрит зомбоящик и кухню, где хранит (но не готовит) еду. ИЧСХ, такой дом позволяет складировать внутри себя очень много ненужного барахла, не выбрасывая его, во всяких чердаках, кладовках и прочих пустых комнатах, что для потреблядка и общества потребления в целом очень практично.
● Алмаз в обручальном кольце. Тру обручальное кольцо вплоть до 1960-х годов было просто золотым кольцом, без камней, такими пользовались евреи ещё 2000 лет назад (у евреев кольцо символизирует покупку невесты, поэтому на любую заморочку, мешающую точно определить цену, смотрят косо по сей день). Но ВНЕЗАПНО выяснилось, что в обручальное кольцо нужно добавлять драгоценные камни, и не какие-нибудь рубины и изумруды (которые имеют разные цвета, что красиво), а обязательно алмазы. Такие факты, как то, что алмаз не шибко красив, при неосторожном движении активно царапает полированные и глянцевые поверхности, не идут ни в какое сравнение в глазах потребляди с тем фактом, что стоит он дороже (хотя и не намного, и не всегда), чем любой другой драгоценный камень.
● Элитная одежда. Если продаются пиджаки в ценовом диапазоне от 1000 до 10000 долларов за штуку, основной спрос идет на пиджаки за 4000-6000, а пиджаки за 1000 никто не берет. Когда дешевых пиджаков набирается достаточно много, их начинают продавать по цене 5000 за шт., и они прекрасно распродаются.
● Элитная еда. Человек так устроен, что без еды жить не может вообще. В итоге — все едят. Это — нормальное потребление. Однако с давних времён во имя почесывания ЧСВ отдельные граждане демонстрировали свою крутость поеданием очень дорогих и редких продуктов. При этом вкус продукта был делом десятым — главное, что он жутко дорогой и быдлу по определению не доступен. А значит его потребление возвышает потребляющего над толпой. Каноническим примером может быть популярный среди средневековой аристократии паштет из соловьиных язычков. В наши дни, ввиду доступности пищи, чесать ЧСВ стало немного сложнее. Но только немного!!! Есть целая куча продуктов, которые стоят феерические деньги. Это продукты, которые везут издалека (мясо новозеландских ягнят), продукты, которые на слуху (хамон, устрицы), продукты, которые круто разрекламировали (трюфеля, фуагра), или же какие-то очень редкие и тщательно отобранные сорта чая или кофе и т. д. Самое интересное заключается в том, что в 95% случаев «потреблядь» не понимает, что она жрет/пьет (поэтому во всех ресторанах имеются специальные советники). Более того — в тех же 95% случаев означенная «потреблядь» не способна вообще понять вкус еды, уловить его, прочувствовать. И получает удовольствие не от самого вкуса, а от прожираемой суммы, то есть от осознания своей крутости, своего превосходства над окружающим быдлом.
Практически любые товары, в которых потреблядь не разбирается, покупаются только дорогими: например, элитные сорта вина — даже теми, кто мускат «Крымский» не отличит от «Французского».
● Потреблядство потреблядства. Это такое рекурсивное потреблядство, когда пациент искренне считает, что борется с потреблядством потребляя фильмы, одновременно осуждающие и смакующие потреблядство: Волк с Уолл стрит, Духлесс, 99 франков. Чтение книг из серии «блеск и нищета Голливуда/Рублёвки» и т. п. Например, Джеки Коллинз — «Жеребец» и другие. А на самом деле тут другие мотивы:
- Зависть: тачки, шмотки, жрачка, бухло, бабы, бабки, вещества. Прикосновение к мечте, так сказать;
- Ощущение собственного превосходства над теми, кому завидуют, т.к герой специально изображается как ещё больший выродок, чем зритель. Это также объясняет зрителю, что у него мало денег, потому что он ещё слишком высокодуховный;
- Удовлетворение. Когда герои в конце плохо кончают, снимается напряжение от наблюдения чужого успеха. И опять, снимается дискомфорт от отсутствия денег у зрителя, дескать ну их, зло это.
Описание примера потреблядства, данное Ильфом и Петровым
Граждане! Уважайте пружинный матрац в голубых цветочках! Это — семейный очаг, альфа и омега меблировки, общее и целое домашнего уюта, любовная база, отец примуса! Как сладко спать под демократический звон его пружин! Какие сладкие сны видит человек, засыпающий на его голубой дерюге! Каким уважением пользуется каждый матрацевладелец! Человек, лишенный матраца, — жалок. Он не существует. Он не платит налогов, не имеет жены, знакомые не занимают ему денег до среды, шоферы такси посылают ему вдогонку оскорбительные слова, девушки смеются над ним — они не любят идеалистов. Человек, лишенный матраца, большей частью пишет стихи: Под мягкий звон часов Буре приятно отдыхать в качалке. Снежинки вьются на дворе, и, как мечты, летают галки. Пишет он эти стихи за высокой конторкой телеграфа, задерживая деловых матрацевладельцев, пришедших отправлять телеграммы. Матрац ломает жизнь человеческую. В его обивке и пружинах таится какая-то сила, притягательная и до сих пор не исследованная. На призывный звон его пружин стекаются люди и вещи. Приходит финагент и девушки. Они хотят дружить с матрацевладельцами. Финагент делает это в целях фискальных, преследующих государственную пользу, а девушки — бескорыстно, повинуясь законам природы. Начинается цветение молодости. Финагент, собравши налог, как пчела собирает весеннюю взятку, с радостным гулом улетает в свой участковый улей. А отхлынувших девушек заменяет жена и примус «Ювель № 1». Матрац ненасытен. Он требует жертвоприношений. По ночам он издает звон падающего меча. Ему нужна этажерка. Ему нужен стол на глупых тумбах. Лязгая пружинами, он требует занавесей, портьер и кухонной посуды. Он толкает человека и говорит ему: — Пойди и купи рубель и скалку! — Мне стыдно за тебя, человек! У тебя до сих пор нет ковра! — Работай! Я скоро принесу тебе детей! Тебе нужны деньги на пеленки и колясочку! Матрац все помнит и все делает по-своему. Даже поэт не может избежать общей участи. Вот он везет с Сухаревского рынка матрац, с ужасом прижимаясь к его мягкому брюху. — Я сломлю твое упорство, поэт! — говорит матрац. — Тебе уже не надо будет бегать на телеграф писать стихи. Да и вообще, стоит ли их писать? Служи! И сальдо будет всегда в твою пользу. Подумай о жене и детях. — У меня нет жены, — кричит поэт, отшатываясь от пружинного учителя. — Она будет. И я не поручусь, что это будет самая красивая девушка на земле. Я не знаю даже, будет ли она добра. Приготовься ко всему. У тебя родятся дети. — Я не люблю детей! — Ты полюбишь их! — Вы пугаете меня, гражданин матрац! — Молчи, дурак! Ты не знаешь всего! Ты еще возьмешь в Мосдреве кредит на мебель. — Я убью тебя, матрац! — Щенок. Если ты осмелишься это сделать, соседи донесут на тебя в домоуправление. Так каждое воскресенье, под радостный звон матрацев, циркулируют по Москве счастливцы. |
«12 стульев», 1927 г. |
Профиты потреблядства
Отвлекаясь, скажу пару слов об этом столь ненавидимом коммунистами, патриотами и прочими традиционалистами «потреблятском обществе». Они хотят сделать общество непотребительским. Чтобы люди думали не о том, как потребить побольше разных разностей, а кинулись писать стихи и думать о высоком, космос осваивать… Правда, зачем его осваивать, не имея в прицеле потребление, не очень понятно, но бог с ним. Короче, духовные потребности, по мысли этих «технологических христиан», должны преобладать над нормальными. Увы, все их попытки построить «непотребительское общество» всегда проваливались и будут проваливаться, ибо противоречат физике нашего мира. Человек — существо имманентно потребляющее. Не потреблять и не выделять он не может. Человек, который ничего не потребляет, уже через минуту-другую теряет сознание, а через четыре минуты его мозг умирает от гипоксии. Такова, повторюсь, физика всех живых систем, которые находятся в устойчивом неравновесии с окружающей средой. На поддержание этого самого термодинамического неравновесия, которое иначе называется жизнью, расходуется энергия. Она потребляется и тратится как отдельным человеком, так и обществом в целом. Поэтому непотребительского общества, о котором грезят социалисты и прочие зеленые и красные, построить в принципе нельзя — это противоречит законам природы. Общество всегда будет потребительским, вопрос только в количестве и качестве потребляемого. Потребление — основа жизни. Соответственно, сама жизнь есть перманентное потребление, и качество потребления определяет качество жизни. Можно ли обойтись без еды? А без лекарств? А без мобильных телефонов? А без мобильных телефонов с Интернетом? А без мобильных телефонов со спутниковой навигацией? А без мобильных телефонов с цветным экраном? Можно. Но зачем? Без кислорода, как мы видели, тоже можно обойтись. На пару минут. Но зачем себя ограничивать в том, что жизненно необходимо или облегчает жизнь, делая ее более комфортной, приятной и радостной, повышая тем самым качество жизни. |
Александр Никонов |
Высказанное мнение диванного аналитика оставлено как пример подмены тезиса. Приравнивая потреблядство к потреблению, он критикует критиков потреблядства как будто они говорят не о тех, кто ест балык из соловьиных языков, откакивая его в золотой унитаз, а тех кто ест и какает вообще, вместо того, чтобы в это время думать о великом, например, о науке, Родине или будущем следующих поколений. Очевидный идиотизм или обман такой подмены понятен даже школьнику, но следует всё-таки разобраться, что же критикуют сами ненавистники потреблядства. У одного западнонемецкого еврея было простое и понятное рассуждение о потреблении: оно внутренне содержит в себе не только предмет потребления, но и его производителя — то есть чтобы производить, надо сначала поесть, одеться и прочая. И чем более развитым и эффективным становится потребление, тем более развитым и эффективным может стать производство — и наоборот. Если же огромные суммы тратятся на сумочки из крокодиловой кожи или больную прихоть вроде онлайн-игрушек, то дураку понятно, что их можно было бы потратить на образование детей, на развитие технологий, на прокорм голодных, которые, если кто не знал, сытыми работают и производят гораздо лучше и так далее. То есть критика потреблядства начинается именно с того, что оно неэффективно с экономической стороны. Профит от потреблядства есть только для самого неэффективного устройства, то есть для людей, которые получают с него профит. Справедливо, не?
Алсо
- Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру (Affluenza: The All-Consuming Epidemic авторов Дж. де Граафа, Д. Ванна и Т. Х. Нейлора)
- Книжка строго по сабжу — М. Сент Клер «Потребители». Про запиливание потреблядства в детские мозги.
- Мотивы потреблядства изложены у Пелевина в «Поколении П» и «Ампир V».
- Общество сверхпотребления описывается в расово-антиутопическом романе «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли.
- Также тема потреблятства и связанной с ним говнорекламы раскрыта в книге Фредерика Бегбедера «99 франков» (и соответствующем фильме, неплохо доставляющим помимо того).
- Следует добавить отличную фантастическую дилогию «Торговцы Венеры» за авторством Фредерика Пола об обществе, подчинённом рекламе и потреблядству.
- У того же Пола есть повесть «Чума Мидаса», где роботы столько всего производят, что для всех людей установлена квота — сколько съесть да сколько сносить. Богачи особо напрягаться не должны, а вот если бедняк — хоть ты тресни, а 10k калорий в день чтоб сожрал, да обязательно с золотых тарелочек, да ножичком их поцарапай хорошенько.
- Не совсем обычный ракурс раскрытия темы — в романе Стивена Кинга «Нужные вещи» (и экранизации) в традиционном для Ужасного стиле — гуро, НЛП, вещества и прочие няшные явления. Темы реднеков и шлика также раскрыты. Как обычно, книга лучше.
- Ещё один не совсем обычный ракурс — рассказ Станислава Лема «Осмотр на месте» из цикла приключений Ийона Тихого. Что характерно, потреблядство там было насильным, и даже самоубийство не могло помочь аборигену спастись от этого разъедающего душу изобилия.
- Хорошо описан мир потребления в повести Стругацких «Хищные вещи века».
- Энциклопедическое определение потребительства, обличающее сраных капиталистов, приведенное в словаре по этике 1981 года издания.
- Механизмы выращивания, лелеяния и использования сабжа описаны в книге Веркора и Коронеля «Квота, или сторонники изобилия».
- Еще один доставляющий рассказ на тему — «Рождество ежедневно» 1957 года.
- Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник» — про то как обычная тян стала рабыней какой-то вещицы, которая радикально изменила её жизнь.
- «Бетономешалка» из Марсианских хроник Рея нашего Бредбери же. Пусть не главная тема, но фон, приведший в итоге к БП.
- Борис Зубков, Евгений Муслин. Рассказ «Непрочный, непрочный, непрочный мир…», в котором не покупать новые вещи было противозаконно, а вещи, которые служили долго, находятся под запретом.
- Клиффорд Дональд Саймак. Роман «Кольцо вокруг Солнца», в котором мутанты из параллельной вселенной уничтожили человечество, продавая вечные лампочки и бритвы, автомобили без топлива и дешевые дома.
- Ну и конечно, Бойцовский клуб — там герой от этого тронулся и устроил rеволюцию.
См. также
- Шпайш машт флоу
- Вау-импульс
- Год молодежи
- Дауншифтинг
- ОМП
- Нищебродство
- Это не главное
- Быдлодевайс — ну куда ж без него.
Ссылки
- Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру
- Ажиотаж по открытию торгового центра в Берлине
- Открытие ТРК «Золотой Вавилон» в Москве
- Сериал «Бизнес по-русски» — «Труба»
- Сферическое общество потребления в вакууме
- Тема потреблядства раскрыта почти полностью
- Тайная история запланированного устаревания вещей
- Потрєблядство українською