Wolfenstein
Материал из Lurkmore
A long time ago, in a galaxy far, far away... События и явления, описанные в этой статье, были давно, и помнит о них разве что пара-другая олдфагов. Но Анонимус не забывает! |
Wolfenstein (рас. нем. Волчий камень) — былинная серия компьютерных игр, берущая своё начало аж в 1981 году (Apple II, ибо писюк тогда только буковки печатал) и повествующая о неравной борьбе простого, пиндосского солдафона, с простой еврейской польской[1][2] — фамилией Блажкович, против всего фошыздского режима. Неравной, естественно не в пользу последних. Началось всё с Muse Software, нарисовавшей такой себе вполне доставляющий двухмерный стелс-экшн. Вскоре его портировали на эти ваши коммодоры и амиги, потом и у писюка нос дорос тянуть нормальный графон, и на десятилетний юбилей старичка порадовали (уже id Software, да) трёхмерной переработкой (кстати, в коде полно обрывков ещё от Muse, в том числе быстрое копирование квадратных тайлов на VGA, каковые в 3-D, естественно, не используются). Собственно, о ней и пойдёт дальше речь.
В этой стране игра впервые появилась на прилавках в начале девяностых, и доставила в основном тем, что помимо первых ПК детской аудитории, не обошла стороной и зачатков сети офисного планктона (в 1991—92 «компьютеризация» как раз происходила в ЖЭК-ах, таксомоторных парках, поликлиничных диспетчерских и т. п.), где ей было дано недалёкое название «Вульф». Справедливости ради стоит заметить, что по-английски слово «wolf» произносится как вулф, а по-немецки — вольф.
Содержание |
Castle Wolfenstein и Beyond Castle Wolfenstein
Собственно, первые игры серии, кардинально отличающиеся от всех последующих (а всё потому, что делала их тогда Muse Software, а не купившая потом серию idSoftware и примкнувшие к ним разрабы).
Во-первых, это не шутеры, а игры в жанре стелс-экшен — первые в своём роде. И упор тут делался не на сюжет, который был уж совсем зачаточный (в двух словах: укради планы Гитлера по войне@мочи фрицев), и не на умение стрелять, а на умение притворяться своими, обыскивать трупы, красться мимо охраны с десятью патронами в магазине. И да, сюжет этих игр не связан с другими чуть менее, чем никак. Кроме войной, названием, национальностью главгероя и идеей.
Уровни проще некуда, но охрана расставлена так, что прокрасться через неё реально сложно, а малое количество оружия и дубовое управление и вовсе заставят нуба рыдать горючими слезами даже спустя 34 года. А во второй части ещё и введено некоторое подобие фейсконтроля — если игрок встречается с фрицами, те запросят пароль. Даётся две попытки, провалил обе — остаётся либо бежать, либо стрелять, либо дохнуть.
Эти две части в нашей стране популярности не сыскали, хотя олдфаг вспомнит.
Не в пример другим играм в серии[3], музыки в них нету. Вообще. Хотя звуки, особенно на Commodore, сделаны образцово (и даже сейчас дадут фору в 9000 очков нехилому числу игр), и даже есть скупая попытка сымитировать человеческий голос (учитывая, что тогда этих ваших форматов mp3 и иже с ними ещё даже в планах не было, а игры могли только свистеть и пищать).
Первая часть вышла на DOS, Apple 2, Atari 8-bit и Commodore 64, вторая — на тех же платформах, только вместо DOS — PC Boot Loader.
Wolfenstein 3D
Та часть цикла, на которую наклеили ярлык 3D − заслуживает отдельного описания. Появившиcь на прилавках в 1992 году, Wolfenstein 3D[4] заставил геймеров высирать фуры кирпичей — это был самый что ни на есть первый канонiчный FPS[5]. При охуительнейшей по тем временам, без пяти минут без одной оси, трёхмерной графике, игра шла на 286 проце с 640 килобайтами памяти. Сюжет игры был весьма незатейлив, и описывался, как это водится у Кармака, исключительно в мануалке. Игра посвящена тому как американский шпиён Уильям Джозеф Блажкович, которого посадили в замок Вольфенштайн, решил оттуда сбежать и заодно выпилить Гитлера. В первом эпизоде всё относительно обычно — нам противостоят просто немецкие зольдатен, эсэсовцы, и собаки. Во втором и последующих эпизодах в ряды врагов добавляется всё больше неведомой ёбаной хуйни; под конец у разработчиков видимо остались одни шишки, так что на секретных уровнях в хронологическом конце игры встретятся аж три призрака из Пэкмэна в качестве боссов. Свастика и портреты Гитлера прилагаются в количествах, близких к неограниченным. Первая часть не избежала временных парадоксов: в каком-то из эпизодов представлялась абсолютно реальная возможность выстрелить себе в ногу[ЩИТО?][6], самоликвидироваться, а на самом деле замуровать себя драгоценного в мрачного вида коричневом коридоре, стены которого нередко сияли от расплывшихся по ним мозгов и прочих выделений фошистов, без шансов выбраться!
Получилось, разумеется, что-то с чем-то. Попугайская яркая палитра, общая задорная аркадность, система очков и жизней (которые при возможности save/load абсолютно бесполезны, если не считать задротов, которые уже тогда приравняли L&S к читу), ни на что больше не похожий AI, который сочетает стратегические хитрости типа «зайти со спины, позвать в соседней комнате на помощь» с полным тактическим DNIWEанством по шаблону «беги прямо под пули на врага и пытайся в него выстрелить» и, конечно, невероятный «немецкий язык», который id наговорили по словарю в соответствии со своими представлениями о произношении и синтаксисе. Народ аж до нулевых продолжал угорать на форумах — а что же они такое говорят, эти фашисты? Больше всего досталось коричневому рядовому (вместо «Achtung!» люди слышали «Halt dork!», «Fuck Storm!») и пижону-офицеру в белой (IRL чисто парадной) форме, якобы умирающему с криком «Mines from Mars!» (спойлер: На самом деле кричит «Nein, so was!»,но всем как всегда.) Об общей атмосфере угара говорит хотя бы то, что id даже порой расставляли этих самых «факстормов» специально так, чтобы можно было безнаказанно скосить десяток одной мощной очередью из «гатлинга». Прэлэстно.
Альзо, интересен ещё и тот факт, что игра в 1994 была официально забанена в Дойчляндии. Формально, ввиду массового использования свастики и нацистской символики. Но мы-то с вами знаем, что всё дело в баттхёрте немецкого ГСМнутого мин. образования, увидевшего что−то плохое в том, что тогдашняя немецкая югенд будет стрелять в своих дедов на экране. Так-то. Хотя, с другой стороны в менее кровавой и свастиконутой версии для SNES немецкие дети вполне могли пострелять в праотцов.
Игра также знаменита тем, что в 1995 году был выпущен её полный исходный код. Как результат — wolf сейчас портирован чуть ли не на всё, на чём есть процессор, экран и клавиатура.
Алсо, существует годный приквел игры под названием «Spear of Destiny», основанное на легенде о том, что Гитлер для обеспечения себе победы желал во что бы то ни стало завладеть Копьем Судьбы, которым был нанесён контрольный укол тому−самому. Но мы то с вами знаем, чем это закончилось.
Недавно вышел порт с названием Wolfram. Среди обновлений вундервафли типа хэдшотов и графикой как в крузисе. Для олдфагов, наоборот, есть Wolf4SDL, в котором даже FM-music звучит аутентично, плюс пофиксили самые вымораживающие баги (кроме бага файрбола). Некоторые участки стало возможно пройти только сейчас, если вы не умеете телепатически стрелять по неотрисовавшимся спрайтам, конечно. Джвадцать лет они ждали своих покорителей — аминь, бля, свершилось.
Return to Castle Wolfenstein
Return to Castle Wolfenstein — сиквел, вышедший аж 9 лет спустя. Ничего общего, кроме названия и главного героя, с первой частью не заимел, а потому неистово доставил… а может, и не поэтому, а потому, что старались. Если бы его сделали «под старый Wolf» — получившиеся ярко-расписные смехуёчки на Cell Shading'е могли бы быть не менее эпичны. Ебанутость дизайна врагов таки переехала прямо из первой части — наряду с нормальными фошыстами выдавать пиздюли придётся фигуристым эсэсовкам со Sten'ами, радостно шатающейся (точнее, выползающей из каждого угла) по склепам оккультной нежити, а потом ещё до кучи убер-зольдатен добавляются. А вот набигающие орды хилых оппонентов (а-ля Серьёзный Сэм) импортировать из первой части не стали: в игре эпически доставлял продвинутый AI (немцы умели откидывать назад гранаты, бегать за угол для перезарядки, прятаться за препятствиями, карабкаться по лестницам и курить сигареты). Как водится, не без фейлов, например, немцы, пытаясь догнать героя, спрыгивали с любой высоты и убивались об землю насмерть. Соли игре добавляла возможность проходить уровни как в режиме рембо — не отпуская гашетку, так и на манер трехглазого — тихонько подкрадываясь сзади, расходовать 19 граммов свинца на голову фашиста. Исключение в этом плане составляют лишь две миссии, прохождение которых возможно только «без шуму и пыли». Любители графических выебонов фапали на невероятно красивый огнемёт. Также главгерой умел пинать противника ногой, обутой в говноступ сорок восьмого размера (Дюк Нюкем вертится в гробу) и таскать на себе арсенал размерами намного больше, чем в незабвенном Полуразвале. Ну и, наконец, охрененный мультиплеер, который, кстати, появился впервые за всю франшизу. Не в пример Doom, в ДОСовском Вольфе не было никакого вообще.
Пингвинятники на этот раз тоже не остаются в стороне и имеют шанс причастится без б-гомеркого wine: игра сделана на кваковом движке id Tech 3 и использует OpenGL.
Wolfenstein: Enemy Territory
Wolfenstein: Enemy Territory — бесплатный мультиплеерный командный шутер на движке и по мотивам мультиплеера от Return to Castle Wolfenstein.
Аффтары изрядно перехерачили классы игроков и стратегические элементы, в результате получаем больше мяса и благородной боевой ненависти с командным духом не хуже чем в КС. Так как Team Fortress уже подсасывал, а Team Fortress 2 еще не было, игра вполне доставляла. По дефолту было 6 кошерных карт, фанатами склепано over 9000, из них на достойном уровне от силы штук 10. Сценарий почти любой карты набирается из нескольких тем:
- захватить/защитить контрольную точку/флаг;
- починить мобильную вундервафлю и защищать/расхерачить её, пока она не доедет куда надо;
- взорвать/защитить стационарную вундервафлю;
- спиздить/охранять некий портативный айтем на базе;
- чтобы получить преимущество, строить/взрывать всякую вспомогательную инженерию — мосты, рампы, пулемётные гнёзда.
Итого получаем что-нибудь вроде «починить и провести по городу танк, чтобы расхерачить банк, спиздить оттуда пару ящиков голды, починить грузовик, погрузить на него голду и вывезти её в оффшор». И всё это под пулеметами, с ежами, которые надо подрывать и прочими плюшками. Соответственно, и игроков надо никак не менее чем 3 на 3, иначе совсем скучно. Зато концентрация нубья обычно меньше среднего, что не может не радовать.
В настоящее время, олдфаги этой страны собираются на серверах GameCOD (217.23.138.63:27963) и D.U.S.T. (83.149.253.36:27960).
Можно набивать экспу и повышать скиллы, но не на всех сервах они сохраняются надолго, так что всем похуй, тем более что набить самые нужные скиллы можно за час. Это вам не ММОРПГ, да. А так можно зарабатывать себе на расширенный боезапас, возможность стрелять из пистолетов с двух рук, обнаруживать переодетую стелс-пихоту противника и растяжки. У всех классов есть энергия, которая позволяет им выполнять спец. действия (кидать аптечки/патроны/фугасы/…) и восстанавливается со временем.
А еще красноглазики рады, ведь эта игра портирована на Linux, а с 12 августа 2010 г., по доброй традиции разработчиков, ещё и открыты [1] её исходники.
Wolfenstein 2009
18 августа 2009 года вышло продолжение, которое уже 19 августа можно было скачать со всех торрентов, явно спизженое у незабвенной 1С вместе с кряком, на русском языке. Сюжет ещё более укурен нежели в предыдущей части и незатейливо повествует о том, что фошысты выкопали (в очередной раз) артефакты древней тулийской цивилизации (кагбэ эта цивилизация по расовой немецкой мифологии является цивилизацией-прародительницей всех немцев) и собираются с их помощью победить союзников. Игра начинается вроде бы как обычный шутер, но затем главный герой пиздит рабочую версию libastral.so, которая может подзаряжаться энергией тени (атсрала).
Сначала это версия 0.1, которая может только делать дырки в стенах (в местах, где нарисована звёздочка), работать прибором ночного видения или находить лестницу в месте где оная должна быть, но нету. Затем последовательно появляются спид-хак (ака bullet time), щит (от которого толку как зайцу от стопсигнала, пока не прокачаешь на «чёрном рынке» за денежки) и усиление урона (самая, пожалуй, полезная возможность, поскольку с ним mp40 и всё стрелковое оружие начинает наносить нормальный урон и пробивать щиты противника). Также можно шататься по городу, покупая всякие улучшения для оружия, причём в кредит, патчи для libastral и выпиливать встреченных по пути фошыстов и танки.
Оружия столько, что заебёшься осваивать. Доставляет тесла-пушка и BFG Ляйхенфауст 44, испаряющий врагов и открывающий железные врата. Огнемёт, в отличие от предыдущей части, зверски жжот напалмом, большинство врагов выпиливается на ура, если включить матрицу замедления времени — в противном случае тебя пристрелят раньше. Сказанное не относится к самим огнемётчикам, которые, как в C&C, ходят в асбестовом костюме. Весьма грамотно выполненое звуковое оформление впечатляет натуралистичностью, особенно радует звук от взорвавшейся гранаты. Обидно, но в игре нет ни ножа, ни пистолета, рукопашный бой производится ударом приклада любого оружия или штыком винтовки (штык, как и форд-фокус, надо покупать в кредит). Причём рядовые бойцы косятся одним ударом, а эсессовцев следует бить два раза (ибо характер стойкий, нордический…), с чудищами же вступать в рукопашную глупо. Единственное исключение — развешанные за каждым углом пожарные щиты с топорами. Топор в комплекте с буллет таймом дает максимум расчлененнки на единицу времени. Но, увы — убрать в карман нельзя. Попользовался и бросил. Сам герой по крутизне приравнен к эсессовцам, то есть ему тоже для фатального конца требуются два пичка по ебалу. Еще о штыке — пользоваться им приятно вдвойне, ибо дает много кровищи, действует на более дальней дистанции и отсутствует в арсенале врага, что, правда, компенсируется со стороны противника виртуозным владением прикладом и явным предпочтением такой формы схваток. В отличие от предыдущей части, AI непробиваемо туп. Впрочем, ПК-ёбы как всегда во всех недостатках ИИ винят консоле-ёбов.
На деле же сабж — обыкновенный мультиплатформенный незатейливый шутер, за которым спокойно можно провести пару вечеров и забыть, так как сетевой мультиплеер полное говно по сравнению с RtCW.
Wolfenstein: The New Order
Вы таки будете смеяться, хотя на дворе и 2015 год, но тем не менее, Wolfenstein по прежнему живее всех живых!
Действие шутера развивается в 60-х годах альтернативного XX века. Bethesda ВНЕЗАПНО решила в мире, где герой все предыдущие семь игр к успеху шёл, дать фору наци и позволить союзникам слить войну, что вызвало рекордный баттхёрт среди поклонников сабжа. Тайна победы нацистов кроется в секретном супероружии с помощью которого нацисты установили контроль на земле и за её пределами. Наш герой, как оказалось, 14 лет пролежал в местной Кащенке с амнезией и прочими прелестями травм головного мозга. Ему придется отжать очередное супероружие, штурмовать нацистские крепости и уничтожать врага, всё как обычно… хотя, судя по трем с половиной трейлерам, показанным хомячкам на выставках и выложенных на Трубе, нас впервые за всю историю серии ждет более-менее вменяемый сюжет, появление миссий с самолетиками и машинками, а также диалоги на чистейшем немецком.
Создатель новой серии эпической игры — студия MachineGames — настоятельно рекомендует олдфагам обновить своё ржавое железо к 20.05.2014!
В назначенные сроки игра вышла на PC, PS3, PS4, X360 и XOne. Что же вышло? А вот:
Первым делом игра доставила тонны любви обладателям медленного интернета и малых винтов своим размером — от 40 до 50 гб, которые в большинстве своём вроде как должны быть заняты текстурами, хотя графон таки непримечателен и ничем таким не поражает. Эти самые текстуры должны постоянно подгружаться в дальности видимости, только делают они это не быстро и всё равно заметно, как они накладываются сверху, а обладатели старых пылесосов вообще могут пробегать всю игру среди белых стен и одноцветных безликих моделек. Окончательно разбивает сердце графодрочеров мыло, которое в некоторых местах совсем уж неприлично покрывает всю картинку. И это неудивительно, ведь новый Вольф был сделан на id Tech 5 — движке легшем в основу такой игры как Rage, у которой были точно такие же проблемы. Так что все эти «болячки» сугубо потомственного характера.
В Вольфе таки появился полный драмы сюжет, по которому Бласкович будет следовать всю игру: у БиДжея таки появилась тян, а градус неадеквата по сравнению с предыдущими играми снижен со статуса «Тяжелая наркомания» до «Трэшевый sci-fi». В развлекательной программе присутствуют древний аналог ZOG, путешествие на лунную базу, организация побега из концлагеря и многое другое. Основная канва проста и незатейлива — БиДжей свергает кровавый режим — и подается в роликах между уровней, срежиссированных в духе «Бесславных ублюдков», однако над чем шведы из Machine Games постарались, так это над сеттингом и историей: сам внешний вид нового мира, диалоги сторонних персонажей, газетные вырезки и распиханные по уровням тонны секретов действительно создают нужную атмосферу (можно обнаружить некоторые лулзовые пасхалки, вроде расово арийских The Beatles, пластинку с The House of the Rising Sun на немецком, почитать заметки про первого человека на Луне, а для бородатых олдфагов ввернули отдельную плюшку (спойлер: В убежище сопротивления на третьем этаже рядом с мастерской и мишенью для метания ножей разложен матрас. Если заснуть на нем, БиДжею приснится первый уровень Wolfenstein 3D)). Алсо,(спойлер: БиДжею перепадает как минимум джважды, но в конце он таки, скорее всего, DIES. Всем плакать.)
Сам Бласкович превратился в Чака Норриса: его (спойлер: порезали, бросили в печь, били здоровенными кулачищами уберзольдаты, вкололи токсин, вонзили нож в грудь), а ему всё ни по чём. Разрыв шаблона от последующей бодрой беготни после сих надругательств обеспечен.
Вменяемый ИИ, к сожалению, по-прежнему не завезли. Враги, даже когда по ним стреляют, вылезают из укрытий навстречу судьбе, и постоянно норовят из них выпрыгнуть. По-тихому убитых рядом стоявших замечают только офицеры, единственные, кто может поднять тревогу и вызвать подкрепление — обычный зольдат этого не умеет. Ничто не мешает в полный рост вылезти, посверкать ебалом из-за угла и кинуть нож во фрица, пока тот будет по-прежнему стоять и смотреть перед собой, изредка делая вид, что ему что-то кажется. Особенно умиляют концлагерские тюремщики, отмороженные настолько, что даже увидев главгера с двумя пушками наперевес, предпочитают не сходить за нормальным оружием, а сурово пойти в лобовую размахивая дубинкой и выкрикивая что-нибудь вроде:"УБЛЮДОК, МАТЬ ТВОЮ, А НУ ИДИ СЮДА, ТЫ, ЧТО, РЕШИЛ СДУРУ КО МНЕ ЛЕЗТЬ?! ЗАСРАНЕЦ ВОНЮЧИЙ, МАТЬ ТВОЮ!!!" Тупят даже собаки, которые вроде как первыми должны учуять расово неверный жЫдовский запашок, но вместо этого они могут преспокойно дрыхнуть, даже если подойти к ним вплотную.
С пушками и здоровьем решили поступить олдскульно, наградив Блажковича бездонными карманами и классической схемой «Здоровье/Броня» безо всяких там авторегенов (что вызвало некоторое недоумение у привыкших к простоте консольщиков). Любое оружие (кроме тяжелого пулемета и местной лазерной вундервафли) можно брать в обе руки, вследствие чего весь геймплей начинает напоминать боевики 80х-90х, коим Вульф, собственно, изначально и является — выглядит абсурдно (особенно на фоне такого-то «серьезного» сюжета), но зрелищно: много взрывов, летящих во все стороны щепок, искр, рикошетов и довольно качественного гуро.
Игра регулярно предлагает выбор: пройти этап по-тихому (без всяких там радаров и отмеченных врагов), аккуратно тыкая вражину ножичком со спины, или взять ПЫЩЬ-пушку потяжелее, ворваться и разуплотнить Nazi Scum ко всем чертям. И на то, и на другое отведена система зарабатывания перков, но сделана она скорее для галочки, ибо ИИ, как было сказано ранее, феерически тупит в обоих случаях.
Итог: каждому свое. Отличный сеттинг и режиссура, но спинномозговой сюжет. Задорный геймплей, но запредельно тупой ИИ. Отличный дизайн, но полный провал графонотехнологии.
Большинством игра была тепло принята, а фанаты разделились на два лагеря и устроили ожесточенный срач. Так что решайте сами.
Чуть позже Bethesda решила на волне успеха впендюрить stand alone DLC под названием The Old Blood в виде пары миссий, сделанных по старому доброму принципу тех же щей да погуще влей. В целом вроде как получилась неплохая добавка к New Order'у со всеми же его достоинствами и недостатками.
«Медаль за возвращение в замок Вольфенштейн»
Некий житель православного города Владивостока, Александр Тимченко на протяжении шести годов — с 2005 по 2011 — практически в одиночку сваял мультфильм о приключениях любителя древних игр Тима и любительницы древних могил Лары Крофт. В отличие от большинства доморощенных творцов, работу завершил успешно. Его полуторачасовой мультик можно без затей, бесплатно посмотреть в интернете. Причём, если ты анон знаком с мега-хитами второй половины девяностых, просмотр доставит, я это гарантирую!
Александр Тимченко — разумеется, не студия Pixar. Модели персонажей простенькие, анимированы незатейливо, озвучка небезупречна. С другой стороны, герои игр того времени выглядели именно так! Да и русифицировались именно такими голосами чуть реже, чем всегда. И где один увидит техническое несовершенство, другой порадуется толковой стилизации. Смотрим:
Also
- Один из героев романа Лазарчука-Успенского «Посмотри в глаза чудовищ» в США берет имя Беня Блажкович, поступает в спецназ, а затем в одиночку громит гарнизон «шварце СС» в замке Ружмон и отбивает «Копье судьбы». Лазарчук и Успенский не удержались от дополнительных лулзов.
- Настоящий Бласковиц был генерал-полковником вермахта, что каг-бэ намекает.
- Стоит заметить что в 90-х каноничность игры повысилась ещё и за счёт появления скинхедов, кино о «православной т.з.» тех времён, а также анекдотов о Штирлице. Не скрывается и тот факт что немецкие туристы до сих побаиваются отдыхать в Египте, Турции и на Кипре в начале мая.
Воспоминания
« |
Из какого-то форума: 1 как сессия? 2 в бородатые времена компания id software, еще до выхода doom и quake выпустила легендарную игру wolfenstein, я в нее еще на 386ом рубился. Самое страшное в ней было когда у тебя жизни процентов 10, 5 патронов,ты заходишь в лабирит, где в тебя со всех сторон хуячат арийцы, а ты с усрачки нажимаешь save... тогда приходилось резко разворачиваться назад и бежать, бежать, чтоб тебя не замочили, выбегать из лабиринта с 1м процентом жизни, нажимать на save,и снова бежать за аптечкой и патронами. с первого раза редко получалось 1 дак как с сессией у тебя 2 бля, я ж объяснил вроде | » |
— 393960 |
Галерея
Мир глазами Асакуры Рёко |
За двадцать с гаком лет БиДжей похорошел и стал брутальнее |
Ссылки
- Аненербе — как все было на самом деле, оккультные отделы СС
- Вевельсбург — реальный прообраз всех Вульфенштайнов
- http://wolfram.hlfx.ru/ — Wolfram, порт с графоном.
- http://voxelstein3d.sourceforge.net/ — Voxelstein 3d. Самобытная, зато воксельная
- http://www.vgmaps.com/Atlas/PC/index.htm#W - чуть промотать вниз, в каталоге присутствуют все карты для Wolfenstein 3D, выполнены в изометрии.
Примечания
- ↑ В ридми говорится, что Блажкович — поляк. В дальнейшем переезжает в США, женится, рождает сына. Сын в дальнейшем тоже женится и у них в браке рождается два сына и дочь. Младшего зовут Уильям Джозеф Блажкович II, который берёт себе псевдоним «Билли Блейз», он же… Commander Keen! Вот такая вот Санта-Барбара. Кстати, недавно герой Doom'a официально обрёл имя. Зовут… Стен Блажкович. Пруф смотреть при выборе перса в Doom RPG II.
- ↑ В его страничке на сайте JewOrNotJew (заполняемом евреями) говорится, что он едва ли еврей, и из 7 жидопоинтов 4 ему начислено за ЧСВ (Kvell — особый вид гордости).
- ↑ Окромя порта Wolfenstein 3D для Game Boy Advance. Вернее, она просто нигде в игре не проигрывается, но в коде игры все-таки есть — то ли её разработчики вырезали зачем-то, то ли не удосужились дописать код для проигрывания в игре.
- ↑ Здесь и далее описывается версия под MS-DOS, если не сказано иначе.
- ↑ Хотя, с технической стороны, пальму первенства оспаривают игры «Catacomb 3-D» 1992 года (причем тоже от id, вот только был он фентезийным) и «Hovertank 3D» 1991 (ви таки будете смеяться, но таки тоже от id); оба, впрочем, весьма малоиграбельные. Хотя особо памятливые в курсе, что в том же 1991 году вышла игрушка Corporation, которая в плане FPS-ности давала отсосать и Ховертанку, и Катакомбе, но о ней поцчему-то совсем забыли.
- ↑ Где, интересно? Прошёл всю игру на сто процентов по десять раз — причём не только DOS версию, но и Atari Jaguar, браузерную, и даже версию для Sega Genesis — но так и не нашёл возможности хотя бы в одном из этих портов выстрелить себе в ногу. А взлом игры показывает, что ни текста, ни спрайтов в DOS-версии, ответственных за выстрел в ногу, просто нету. Чит-код самоликвидации — это другое дело, но там герой явно не стреляет себе в ногу или голову, а просто падает и умирает. кто-то решил прикрыть свою фантазию мутной формулировкой «В каком-то из эпизодов»?
Wolfenstein | эпическая игра всех времён и народов | [ MOAR ] [ ʘ ] [ + ] | ||||
|
|||||