Чукча
Материал из Lurkmore
Народ требует Народ требует иллюстраций к статье! В конце концов, если бы мы хотели почитать, мы бы пошли в библиотеку. |
Чукчи (чукотск. ԓыгъоравэтԓьэн, читается луораветлан или как-то так,aka эскимосы) — немногочисленный коренной, просто недавно узнавший о нашей цивилизации, народ крайнего северо-востока Евразии, разбросанный на огромной территории от Берингова моря до реки Индигирки и от Северного Ледовитого океана до рек Анадыря и Анюя. Численность по данным Всероссийской переписи населения 2010 года — 15908 человек.
Содержание |
Чукчи IRL
ТруЪ-олд-чукчи издавна славились национал-шовинизмом и чувством расового превосходства по отношению ко всем другим народам. На это как бы намекает вышеупомянутое самоназвание ԓыгъоравэтԓьэн, что означает не более и не менее как настоящие люди, в противовес всяким там унтерменшам — корякам, эскимосам, юкагирам, якутам и эвенкам. «Чукчи относились ко всем своим соседям крайне высокомерно, и ни один народ в чукотском фольклоре, за исключением русских и самих чукчей, не назван собственно людьми» [1]. Вот русские, однако, тоже люди, почти как чукчи.
Вообще русские являются немаловажной частью картины мироздания аборигенов. Об этом говорит тот факт, что в данном регионе во всех мифах о творении русские присутствуют как важнейшие участвующие лица. Например, в легенде о появлении разных народов, бытовавшей в северных районах Якутии, рассказывается о трех сыновьях бога, младший из которых — русский — богом-отцом был назначен главенствовать над другими старшими — якутом и эвеном. Нарушение майората в пользу младшего из братьев вносит ощущение несправедливости данного порядка дел, которое, видимо, и призвана сгладить идея о божественном происхождении власти русских. Подобный же сюжет имеется в чукотском мифе о творении, где бог-отец предназначает все народы, кроме чукчей, в рабство русскому. Только чукчи должны быть равными русским. Здесь в мифе отражены остатки свободы, сохраненные чукчами в борьбе с завоевателями. Признание чукчами русских равными себе говорит о том, что пришельцы оказались достойными противниками. |
В.И.Кузьминых, «Образ русского казака в фольклоре народов Северо-Восточной Сибири» |
Но и русские, в понимании чукчей, являются хоть и людьми, но второго сорта:
В чукотском мифе о сотворении мира божественным предназначением русских считается производство чая, табака, сахара, соли и железа, и торговля всем этим с чукчами. |
В.Б.Богораз, «Очерк материального быта оленных чукчей» (СПб., 1901) |
Чукчи в военном деле
Единственным затруднением остаются эскимосы, которые тормозят работу наших местных органов …не хотят подлецы эскимосы учиться немецкому языку, … хотя министерство просвещения, господин капрал, не останавливаясь перед расходами и человеческими жертвами, выстроило для них школы. Тогда замёрзло пять архитекторов-строителей и … пришлось бедняг закопать в лёд. Но школу в конце концов всё-таки выстроили. Построена она была из ледяных кирпичей с железобетоном. Очень прочно получается! Тогда эскимосы развели вокруг всей школы костры из обломков затёртых льдами торговых судов и осуществили свой план. Лёд, на котором стояла школа, растаял, и вся школа провалилась в море вместе с директором и представителем правительства, который на следующий день должен был присутствовать при торжественном освящении школы. В этот ужасный момент было слышно только, как представитель правительства, находясь уже по горло в воде, крикнул: «Gott, strafe England!». Теперь туда, наверно, пошлют войска, чтобы навести у эскимосов порядок. Само собой, воевать с ними трудно. Больше всего нашему войску будут вредить ихние дрессированные белые медведи. |
Ярослав Гашек, «Похождения бравого солдата Швейка» |
Как бы смешно это ни звучало, чукчи — довольно суровый народ с ахрененно богатой воинской историей, оригинальными боевыми разработками и стрёмными боевыми эпосами, замочивший снежками не одну танковую дивизию. Ещё в дорусскую эпоху они умудрились вконец запугать окружавшие их народы, куда более мирные и спокойные — почти как чеченцы на Кавказе, — и остальные боялись их как огня. Чего только стоит название чукчей в старых русских документах: «свирепые чюкчи». «Именно чукотский беспредел привёл к тому, что коряки, ительмены и юкагиры с радостью и облегчением приняли русское подданство и ходили вместе с русскими в походы на чукчей».
Алсо, чукчи масштабно воевали с … эскимосами через Берингов Пролив. Каждую зиму они садились на собачьи упряжки и отправлялись по льду с визитом вежливости в Аляску, а летом, когда льды таяли, к ним в гости приплывали эскимосы на каяках. И те и другие создали весьма оригинальные крылатые доспехи. Доставляет, что оные в основном использовали в перестрелках из луков, а когда стрелы кончались и воены шли врукопашную, громоздкий доспех нередко скидывали, а в лёгкий мороз — и толстую меховую одежду, дабы не стеснять движений. Алсо, считалось нормой, будучи в полном доспехе, с места перепрыгнуть с копьём в руке через упряжку. Кроме того, тру-чукотский воин был обязан уметь догнать оленя (спойлер: отличная дыхалка позволяла догнать рогатого, когда тот выдыхался после быстрого бега).
Покорение чукотских племён царской Россией вылилось в полноценную войну наподобие Кавказской, которая длилась 150 лет с переменным успехом. Причём собственно войну чукчи практически выиграли. В 1765 году имперский Сенат постановил ликвидировать военный форпост в Анадыре, ибо война с чукчами «бесполезна и народу тягостна». «Это не только свидетельствовало о прекращении боевых действий против чукчей, но и означало фактическое поражение России» (Педивикия). Воспользовавшись этим, чукчи перешли в контрнаступление и отхватили немало земельки у соседей-коллаборационистов — коряков и юкагиров.
Колонизация и приведение гордых чукчей к российскому подданству завершились только при Екатерине II мирным путем: чукотской илите раздали сотни нефти железа, а самих тундросамураев приучили к потреблению Огненной Воды. Организм аборигенов оказался уязвим для расово верного российского пойла, и только благодаря циррозам с неврозами операция принуждения к миру увенчалась успехом.
О лёгкости впадания чукчей в зависимость от наркотических и алкогольных веществ говорит даже их эпос. Так, согласно одной поучительной сказке для подрастающего поколения, некий охотник отказался поделиться табачком со своим братом, находясь в многодневном охотничьем походе, за что, естественно, был убит. Колорита добавляет характерная деталь: лёгкие убитого были вырезаны, высушены и выкурены, кагбэ намекая нам, что надо делиться с ближним. Алсо народная память знает от живших в гнилом совке на Чукотке, что чукчи могли добродушно убивать русаков за водку. Такие дела.
Вообще воинский дух чукчей внушает уважение и напоминает одновременно викингов, самураев и маори:
- Первые русские путешественники отмечали, что в бой чукчи шли под грохот бубнов, на которые была натянута человеческая кожа.
- После победы над врагом чукчи татуировали свое тело. Как правило, победитель татуировал точку на задней стороне правого запястья. У опытных воинов такие точки сливались в одну сплошную линию, идущую от запястья по направлению к локтю.
- Чукотские женщины носили нож, которым в случае победы врага убивали своих детей, а потом и себя. Отсюда ясна и многочисленность данного народа.
- Метод воспитания детей был основан на внезапной атаке. К ребёнку подкрадывались и обжигали его острым раскаленным предметом. В результате юный чукча от малейшего шороха или прикосновения отскакивал в сторону. Заканчивалось обучение тем, что отец отправлял сына с каким-нибудь заданием, а сам крался следом. Выждав удобный момент, он выпускал из лука стрелу, целясь в сына. Выдержавший экзамен оставался в живых, вовремя отпрыгнув в сторону. Проваливший — падал замертво (да, это СПАРТААА!).
- Если ребенок после наказания долго плакал, то считалось, что он плохо воспитан. Кодекс чести требовал от чукчи встречать боль, голод, смерть и прочие невзгоды смехом.
- Любимой игрушкой чукотских детей был лук, а высшей оценкой мастерства лучника — выстрел стрелы, расщепляющий воткнутый в землю прут.
- Суровые законы жизни на Крайнем Севере выработали у чукчей презрение к смерти. Побежденный в поединке не просил пощады, а просил смерти. Выработалась формула — равнодушное обращение к противнику с просьбой о смерти: «Что ж, если я стал для тебя диким оленем, торопись!» — то есть убей. Самоубийство было в порядке вещей, даже, например, от досады за продешевлённую сделку.
- Отряд корякских воинов численностью в 50 человек не решался оказать сопротивление чукчам, если у тех в отряде было 20 бойцов.
- Главными физическими недостатками чукчи считали сонливость и потливость.
Чукчи в яра́нге
« |
Увезу тебя я в тундру… | » |
— Кагбе намекает нам… |
Заслуживает внимания брачная жизнь чукчей. Существование малыми группками неминуемо приводит к кровосмешению, вырождению и вымиранию. Чукчи, как и многие другие народы, фишку эту на уровне подсознания просекли. Вот только вместе с награбленным золотом увозить с покоренных территорий баб, как делали викинги, чукчи не могли: на всех этих территориях, не считая эвенов, которых чукчи за людей не считали, бабами были лишь снеговики да белые медведицы. Потому выработалась традиция: каждый пришелец, что решил заночевать в гостях у чукчи, должен переспать с чукотскими женщинами.
Впрочем, инфа насчет покоренных территорий не совсем верна. Доблестные чукотские воины таки устраивали набеги за бабсами, и имели с этого немалый профит и удовольствие. В сравнительно недавние времена (17-18 век), когда Канада была уже практически колонизирована англо-французами, чукотские «викинги» успешно набигали на ее западное побережье, держа в страхе местное население и грабя амбары. Забирались ценные вещи (меха, металлические изделия, оружие), а также женщины. Особенно котировались… расовые нигры (!).
Если попадались молодые негритянки в возрасте до 25 лет, то их использовали не только на работах в стойбище, но и как секс-рабынь. Негритянки, считавшиеся очень темпераментными, обучали молодых чукотских охотников сексуальным навыкам. Потренировав молодых парней в одном стойбище, секс-рабыня переправлялась в другое. Иногда стойбища меняли одну секс-рабыню на другую. Будущие жены не ревновали своих мужей к бывшим наставницам-негритянкам. Считалось, что заниматься сексом с рабыней – все равно что тренироваться в национальных видах спорта. Чтобы не портить кровь ораветлянов – настоящих людей (так называли себя чукчи), детей черным рабыням рожать от чукчей запрещалось. Рабство на Чукотке не имело таких жестоких и масштабных форм, как, скажем, в Римской империи или в других странах. Сами суровые условия ограничивали и число рабов, и их содержание. При добыче пищи, строительстве жилья, перекочевках рабы становились вровень с самими хозяевами. Секс-рабыни не были уж очень сильно притесняемы. Им дарили подарки, иногда давали время на отдых. |
Независимая газета, «Чернокожие наложницы для чукчей» |
Историкам великочукотского суперэтноса известно, что и в советское время гордые сыны тундры были не прочь умыкнуть для той же цели какую-нибудь красавицу-спортсменку-комсомолку. В 1967 году молодые оленеводы увезли из села в тундру симпатичную молоденькую инструкторшу райкома комсомола, и только вмешательство бригадира избавило ее от роли секс-инструкторши.
Чукчи в фольклоре
« |
Однажды чукча вернулся из Москвы и рассказывает: "Однако, Москву видел, лозунг "Все во имя человека, все для блага человека" видел, и человека этого видел." | » |
— Из запасников ЦРУ |
Исследователи отмечают, что появление анекдотов про чукчей пришлось на 1960—1970-е годы. Они вытеснили устаревшие к тому времени анекдоты про пошехонцев, которые были анекдотическими предшественниками чукчей[1]. Появление «чукотских» анекдотов произошло стихийно, «снизу», и связано было, по-видимому, с советскими сообщениями об успехах коллективизации и насаждения цивилизации среди народов Крайнего Севера, а может, после фильма «Начальник Чукотки». Для анекдотов характерен образ «ныне дикого», не просвещённого благами цивилизации и наивного жителя тундры. Однако, есть мнение, что анекдоты про чукчей, как и любые анекдоты про унтерменшей совка, насаждались западом и диссидентами в целях дестабилизации пацифистских и интернациональных отношений внутри империи, что и явилось (как следствие) одной из побочных причин развала совка. Я тян, пруфов не будет, но факт, что за развал совка больше всего голосовали русские, косвенно подтверждает настроения глав нации, соответствующие тематике национально-колоритных анекдотов.
Совершенно очевидно, что подобные анекдоты о чукчах возникают и тиражируются по одной причине — быдлу всегда хочется думать, что оно — не самое тупое в мире (например, америкосы придумали 9000 онегдотов о пшеках), но, поскольку в эпсилон-окрестности никого тупее не наблюдается, придумывают кого-то мега-тупого в ебенях. Небыдло же извлекает лулзы из ржущего быдла, и потому по мере сил способствует распространению подобного юмора.
С другой стороны, в классических анекдотах чукча вовсе не туп. Наивен и простодушен — да, но хитёр, суров и зрит прямо в корень. По этой причине анекдоты про чукчу по нраву самим чукчам, на что как бы намекает сайт), где расовые чукчи собирают анекдоты про себя.
Чукчи в искусстве
В советские времена властями этой страны широко форсился весьма годный расово чукотский писатель Юрий Рытхэу — сын зверобоя и внук шамана, так-то (а чем там еще мужикам заниматься?) Креативы полны патриотизма и коммунизма, но несмотря на это вполне доставляют. Популяризацией чукотской романтики занимался также Кола Бельды (Который, правда, тоже ни хрена не чукча, а вовсе даже нанаец, но…) — песня «Увезу тебя я в тундру» и сегодня насчитывает over 10 кавер-версий, пруф.
Так же стоит отдельно отметить чукотский народный ВИА «Эргырон», который чешет европы и америки с гастролями, весьма интересно пляшуть и играют на бубнах, о которых тру-одминам остается только мечтать.
Есть годная рок-группа Gubernator, весьма доставляющая своей музыкой. http://www.youtube.com/watch?v=KnlIjmIF4FQ
А вот рэперов Чукотка не производит. Впрочем, в деревнях якутии суровые гангста встречаются, ещё как.
Чукчи в бизнесе
До настоящего времени известен только один более-менее успешный расовый чукча. Который ЕРЖ. И который кстати уже ушёл с поста. Такие дела.
11 января 2011 Роман Абрамович, выдвинувший свою кандидатуру на пост депутата думы Чукотского автономного округа, официально зарегистрирован местным избиркомом… И таки избран, коим до сих пор и остается.
Чукчи в мире
Известные анонимусу изобретения, используемые повсеместно и невозбранно, были придуманы чукчами.
Козырёк. Изначально делался из китовьего уса, стоил дорого, мог быть запросто обменян на женщину.
Солнцезащитные очки. По одной из версий, это — изобретение чукчей; они (и другие крайне северные народности) первыми прочухали, что на свежий снег под ярким солнышком лучше смотреть через тонкие щели. Делались из дублёной оленьей шкуры.
Памперсы («подгузники») — тоже изобретение чукчей, чьим женщинам было не по нраву отдирать примерзшие пеленки от детских писек. И они стали сыпать в пелёнки древесные стружки, опилки и особенно местный лишайник — ягель, главную зимнюю пищу северных оленей, обладающую антибактериальными свойствами.
Коктейльная трубочка — изначально представляла собой полую косточку, чаще всего птичью. Через нее пили жидкости из металлической посуды (которая завелась у них с приходом русских), ибо на морозе губы примерзали к металлу.
Also, знаете, почему белым медведям дают кликуху «Умка»? А потому, что умк'ы по-чукотски означает — кто бы мог подумать? — «белый медведь», а точнее, «взрослый медведь-самец».
А ещё чукчи, придумали свои собственные иероглифы! (спойлер: правда, сильно опоздали с этим делом, придумав иероглифы аж в XX веке! и потому их легко заменили на кириллицу)
Чукчи в серверной
Художник из московской анимационной студии «Пилот» А.Кузнецов, вдохновлённый успехами успешного расового чукчи, а вернее чукотской расовой футбольной команды, увековечил Образ Чукчи в серии карикатур под общим названием «Чук и Мак» («Chook eee Mac»):
См. также
Вроде бы всё с чукчами ясно, однако…
Вопреки анекдотам, чукчи не говорят словечко «однако».
Примечания
- ↑ Пошехонцы — обитатели Пошехонья, местности по берегам реки Шексны (Вологодская область). Русский писатель-фольклорист Василий Березайский в 1798 году выпустил книгу под названием «Анекдоты древних пошехонцев», состоящую из народных баек о глупой чуди, которая совершает всевозможные нелепые поступки. Желая поглядеть на Москву, пошехонцы влезают на высокое дерево и обрубают под собою ветки; попав на постоялый двор, «перепутали» ночью свои ноги и никак не могли разобраться, где чьи; пытаются поймать дробь при выстреле из ружья; выносят решетом дым из избы; узнав, что лапти ценятся по величине, плетут лапоть размером с лодку, и т. д.