Фотография

Материал из Lurkmore

(Перенаправлено с Фотограф)
Перейти к: навигация, поиск
——

— Когда я щелкаю иконографом, все получается точно так же. Находишь интересную композицию, бес начинает яростно рисовать, а когда из иконографа вылезает рисунок, выясняется, что в самом его центре красуется твой большой палец. У меня все полки завалены иконографиями моего большого пальца.

Один из персонажей Пратчетта


Фотография — вид современного искусства, заключённый в запечатлении окружающего мира «на плёнку», в текущий момент яростно и почти полностью оккупированный быдлом. Популярность фотографии заключается в её простоте: купив себе любой фотоаппарат, человек автоматически становится как бы фотографом, а всё искусство фотографии заключается в нажимании на одну-единственную кнопку. Ну, вы понимаете, что из этого всего вышло.

Не следует путать фотографию и фотоонанизм. В первом случае — это собственно фотосъёмка (без учёта того, хорошо она получается или отвратительно), во втором — речь идёт о нездоровом влечении к дорогой фототехнике, объективам и прочим статусным быдлодевайсам (примерно как любитель музыки и аудиофил).

Содержание

Немного истории

b
8 самых первых фотографий в мире.
Первая фотография, дошедшая до наших дней. 1826 год. Всё возвращается на круги своя.
Первый в мире фотоаппарат. Фото сделано вторым в мире фотоаппаратом. И понеслось...

Фотография существует уже очень давно и появилась аж в позапрошлом веке. При этом служила не только в изобразительном искусстве, но и в документоведении, судебной практике, путешествиях на Луну и прочих интересных вещах, но речь пойдёт не об этом. Самая мякотка начинается с появления цифровой фотографии[1], которая существенно повлияла на мир фотографии в целом — теперь снимки стало можно хранить прямо в переносной памяти, а не на плёнке. С дальнейшим развитием это переросло в основное преимущество цифровых камер, которое все до единого олдфаги зовут недостатком: из-за того, что затраты на съёмку снизились на несколько порядков и экономить плёнку стало теперь незачем, отныне можно было давить пальцем на спуск сколько угодно раз, потом лишь удаляя не получившееся. А ещё фотографии не обязательно стало печатать.

Первые прототипы цифровых зеркалок появились ещё в 80-х годах, а серийные образцы начали продавать в начале 90-х. Снимали они сами понимаете как, но затем заметно выросли в качестве и уже почти приблизились к качеству фотоплёнки 35 мм. И, так как цифровая фотография оказалась очень перспективной, за последние 20 лет она выросла как на дрожжах, стала популярной, и плотно вошла в жизнь широких народных масс. Немаловажно отметить, что в лихие 90-е и на загнивающем Западе фотография резко пришла в упадок: качественную оптику, в отличие от худшей-чем-ЛОМО-мыльницы, не продашь с прибылью 300%, а первые образцы находящих «широкого покупателя» цифровых фотокамер 640x480 без автофокуса и ценой over1000+ долларов появились там в продаже уже на исходе 90-х. Снимки с этих чудес техники записывались на дискеты, CD-болванки или на внутреннюю память объёмом с гулькин хрен. Сейчас же, в эпоху потреблядства, почти в любом магазине какой-нибудь техники, кроме разве что садовой, можно увидеть минимум одну витрину, усыпанную моделями современных любительских цифровых камер-«мыльниц», на которые профессионалы смотрят как на говно, потому что реально хорошие и откалиброванные снимки, как считается в широких массах, можно получить только с помощью Охуенно Дорогой Зеркальной Фотокамеры, которая стоит в центре всех фотографических бед, холиваров и предрассудков, и наше увлекательное повествование пойдёт, разумеется, только об этом.

Но это в США. В рашке же, после развала Совка, в те же самые «лихие 90-е», наоборот, наблюдался фотографический бум среди быдломасс. А разгадка проста: в Советском Союзе практически не было сервисов, где плёнку за хомячка проявляет и печатает чужой дядя, плёнку приходилось проявлять и распечатывать снимки самому. И если быдло ещё могло управиться с проявкой чёрно-белой плёнки (окунуть в проявитель, затем в фиксаж, и промыть), то цветную плёнку быдло проявить уже не могло. Да и дефицитная она была шопездец, особенно забугорная, вроде ORWO. Многие олдфаги ещё помнят процесс зарядки плёнки в проявочный бачок в абсолютной темноте, или печать снимков при свете красного фонаря. А с приходом капитализма, совершенно внезапно, в стране, где даже фильмы снимали на некачественную плёнку, внезапно появляется импортная, относительно неплохая, плёнка: «Кодак», «Коника», «Фуджи», «Агфа»…, а также сервис-центры, где тебе всё проявят и напечатают, главное — плати бабки! Помимо плёнки и сервис-центров, появляются китайские камеры «Point & Shot», со встроенной вспышкой и автоматическим переводом кадра, и процесс фотографирования для быдла свёлся к одному действию: нажатию на кнопку (спуска?) затвора. Лулзов добавляло то, что простые люди часто думали, что на современную буржуйскую плёнку нельзя снимать советскими фотокамерами (ага, Сменой, Зенитом и т. п.). Как оказалось — вполне можно. Стоит добавить об ещё одном чуде техники — фотоаппарате «Полароид», где даже не надо нести катушку с плёнкой в проявку и ждать отпечатанных снимков: нажми на кнопку — получишь результат, фотокарточка выезжала прямо из фотоаппарата, уже готовая, отпечатанная, правда изображение проявлялось не сразу, спустя несколько секунд.
Однако, справедливости ради, стоит отметить также то, что в те самые 90-е значительно вырос и рынок качественной фототехники: плёночные Пентаксы, Кэноны и прочие Коники заполонили рынки профессиональной и полу-профессиональной фототехники, а вместе с ними и куча новых, недоступных совку, объективов, реактивов, плёнок.
Поэтому 90-е в России — это самый настоящий бум плёночного фото.

На самом деле, хороший, годный снимок можно получить с помощью чего угодно, но кто об этом знает, верно?

Основная статья: Говнозеркалка

Суть

Вот эти цифровые компакты — цветные прямоугольные коробочки с дыркой в них (иногда даже выезжающей) — предмет сведения продуктов индустрии к потребительскому минимуму. Простому человеку их хватит с головой: то, что расположено перед вами в данный момент, эти камеры действительно могут заснять, а что ещё надо? Их параметры для обычных людей измеряются только числом мегапикселей и кратностью зума, в общем, всё поставлено на поток и прекрасно работает. Но, конечно же, элита таким говном не снимает, а элитой, как водится, почувствовать себя хотят все.

Так в чём дело?

Основная статья: Фотоонанизм

Существуют камеры более продвинутого уровня, которые позволяют получать хорошие и качественные снимки, которые вы и видите на обложках журналов, фотовыставках, почти везде. Нет, серьёзно. Но обычному человеку они реально незачем. Проблема появляется, когда обычный человек вдруг об этих камерах узнаёт и хочет стать выше своего окружения. Или просто понимает, что его снимки недостаточно хороши, но ему невдомёк, что они таковыми являются не потому что фотоаппарат плохой, а потому что руки кривые.

Таким образом, индивид заражается мечтой купить себе зеркалку. И, разумеется, их производителями уже давным-давно всё схвачено, поэтому самые дешёвые зеркалки стоят меньше 20 тысяч, имеют минимум кнопок и настроек, в общем, являются такими же мыльницами, только с более внушительным внешним видом и заменяемостью компонентов. Быдло такие покупает, снимает, радуется, внушая себе, что снимки стали лучше и спешит расти творчески и профессионально, накапливая деньги на более продвинутую зеркалку.

Дальнейшее развитие этой болезни печально. Ребята, у кого богатые родители, обвешиваются фототехникой по самое нехочу, искренее полагая, что их снимки от этого станут шедеврами, если уже ими не являются. И если раньше человек с большим фотоаппаратом и длинным объективом говорил о том, что перед вами профессиональный фотограф, то теперь с огромной уверенностью можно утверждать, что перед вами — быдло, которое неизвестно зачем купило себе длиннофокусный объектив в четыре раза дороже камеры.

В этом и заключается основная проблема быдлофотографии: это тот вид искусства, где хорошее мастерство почти всегда соседствует с хорошей и недешёвой фототехникой. И, если, хорошо снимая, можно себе заработать на качественную технику; то и снимая хуёво и располагая деньгами, можно купить себе таковую и думать, что ты при этом типа профессионал. Потреблядство в чистом виде, на котором, конечно, зарабатывают производители техники. За более полным раскрытием проблемы дрочева на фототехнику — в соответствующую статью.

Бида, бида!

И вот к такому всё пришло.

Фотографируют сейчас все, и человека без фотоаппарата найти сейчас очень сложно. А если он без фотоаппарата, но всегда есть телефон-с-камерой, либо оставшаяся ещё с 90-х мыльница (и скази-сканер тех же лет) — ака нищебродский вариант.

Когда ещё не существовало социальных сетей, все страшные, безблагодатные и убогие снимки существовали где угодно, но не в интернете. Но когда появился всеми любимый вконтакт, говно хлынуло рекой. Найдя случайного человека и нажав на любой его альбом, можно с почти стопроцентной вероятностью утверждать, что находящиеся там снимки не представляют никакой ценности (зачем это снимать, если и так все видели? Это надо снимать, потому что просят родственники и друзья издалека. А вот зачем ТЕБЕ это смотреть, анонимус, это самый неясный вопрос…). А чаще всего эт…ПЕРЕХОЖУ НА РУЧНОЙ РЕЖИМ!

Традиционные быдлоснимки

Основная статья: Я и моя сраная кошка
  • Псевдотворчество с ОБВМ.
  • Пьяные рожи друзей.
  • Стопицот фотографий автора альбома.
  • «Я на фоне».
  • «Я держу Солнце, я выше Египетских пирамид, подпираю Пизанскую башню (хотя это уже VIP)», и прочее.
    • Самое банальное — «Йа держу невесту!!!111!!!» Более-менее широкий угол и утопленная «в пол» диафрагма, чтобы резкими были и жертва, и вампирша в белом платье.
  • Портреты с коврами, котами, пистолетом и прочим.
  • Снимки с фотоаппаратом в зеркале.
  • Страшные снимки чего угодно на мобильный телефон или ломо-говно.
  • Я и мой (или не мой, но красивый што песдес) автомобиль, алсо, «Я и моя сраная копейка (волга, запор…)».
  • Мои бицепсы/трицепсы/кубики (нужное подчеркнуть).
  • Птичкодрочерство. Фотографии коршунов в полёте, скворцов у скворечников, уток/лебедей в искусственных озёрах, орлов в клетках и т. д., для чего необходима дудка, в смысле телеобъектив, на кропе 70-300 обычно хватает. Туда же и фото кошек на воле, белок в лесопарковой зоне, более крупных лохматых тварей в клетках зоопарка. Всё это — в ясную погоду: дудки для простых смертных обыкновенно тёмные, в сумерках рука дрогнет.
  • Фонтанодрочерство. Съёмка фонтанов в ясную погоду на выдержках около 1/32768 и менее, чтобы капли зависли в воздухе. Или, наоборот, в сумерках или ночью со штатива, на выдержке секунд эдак 8-16 (хотя достаточно и 0.5 секунды), дабы всё размазало как следует. В последнем случае предпочтительна абсолютно безветренная погода. Нечто среднее — неприемлемо: будет «ни рыба ни мясо», на 1/60 будет больше похоже на выброс… кое-чего белого и вонючего, от чего личинки через девять месяцев могут народиться.
  • Цветочкодрочерство. Съёмка цветов крупным планом (и с макро). В случае кустарников — на малой выдержке, иначе ветер не даёт. Даже на открытой диафрагме носит большей частью не художественный, а репортажный характер.
  • Широкоуглодрочерство. Испытания широкоугольного объектива на охват пространства (фотографирование домов из 27 подъездов, мостов, прочей архитектуры с близкого расстояния, ч0ртовых колёс в парках, толп на митингах, интерьеров помещений) и попытка убедить себя в том, будто этот репортажный хлам есть снимки не иначе как высокохудожественные.
  • Закатодрочерство. Опять же иногда нужна «дудка», остальное и так понятно.
  • Железнодорожное дрочерство. Простор для съёмки огромен: пути, локомотивы, тян на рельсах, тян на локомотиве, тян-зацепер, вагоны, станции и прочее, и прочее. Помимо железнодорожного транспорта, фанатьё снимает и городской, но железная дорога тем и отличается, что привлекает не только фотографов-транспортных фанатов, но и вполне обычных.

Традиционные дефекты снимков

  • Горизонт завален
  • Случайные объекты в кадре
  • Вспышка в еблище (+ красные глаза и отвратительно потная морда)
  • Неправильная фокусировка (фотографируемый объект не в фокусе. В фокусе либо деревья за человеком, либо какая-нибудь херня перед ним)
  • Палец на вспышке (половина кадра во тьме, запах жжёного мяса)
  • Кадр смазан (aka «шевелёнка»)
  • Пере-/недодержка (ошибки экспозиции)
  • Объектив залапан
  • Крышечка на объективе (для дальномерных фотоаппаратов, преимущественно пленочных)
  • Всё в красно-сине-зелёном «снегу» — обычно дефект наидешёвейших цифромыльниц и почти всегда мобильников, если снимать при неярком освещении
  • Нарушено «правило третей», да так, что на снимке лишь голова «модели», остальную часть снимка занимает небо/земля/неведомая ёбаная хуйня
  • Просроченная плёнка
  • Засвеченная плёнка
  • Кривая матрица
  • Грязная/пыльная матрица
  • Хуёвый адаптер, присоединяющий камеру к земной поверхности
  • ВСЁ ВЫШЕПЕРЕЧИСЛЕННОЕ ВМЕСТЕ И СРАЗУ

Драма

Из-за обилия новоявленных «фотографов» с дешёвыми китами, снимки которых по качеству перестали сильно отличаться от снимков профи (технический прогресс, хуле: кнопка спуска затвора всё больше становится кнопкой «сделать пиздато»), журналы стали нанимать новичков с китовыми зеркалками, а профессиональных фотографов увольнять, чтобы сэкономить. Это рождает огромное количество Драмы в исполнении профи о том, какие же мудаки работают в глянце и что жизнь уже не та. https://fotki.yandex.ru/users/mexfac/view/1136971

Что нужно знать

Если твои фотографии совпадают хотя бы с одной из вышеперечисленных категорий, то, прежде всего, не надо их высовывать в Интернет! Зачем засирать Сеть? Лучше подумать головой, перестать снимать говно, не засорять сеть своими новыми снимками, а понять, что и зачем ты снимаешь, и какая техника тебе для этого нужна. Конечно, снимать никто запретить не может и можно снимать что угодно и где угодно, но это не обязательно выставлять на обзор всей публике — а то некоторые снимки ведь могут и попасть на Лурк в качестве образцовых иллюстраций. Если захотелось купить себе камеру получше, то…

Если хочется купить фотоаппарат

«

Хочешь разорить друга - подари ему фотоаппарат[2].

»
— Анонимус

… Подумай: если ты не собираешься делать художественное фото, если ты хочешь снимать свою семью, тян, собачку, кошку, мышку на фоне любимого ковра, то подумай, а стоит ли вообще покупать полупрофессиональную зеркалку? Не лучше ли купить себе велосипед, абонемент в фитнес, проездной на метро и новую куртку, короче, что-нибудь реально полезное? Но раз уж ты всё-таки решил купить фотик, то помни - в сети дохрена статей о выборе камеры 5-6 летней давности, от которых пользы сейчас никакой - технический прогресс сместил и смешал возможности различных классов фотокамер. На 2015 год дело обстоит примерно так:

Milnica.jpg

Девайсы, снимающие на плёнку

Шо, серьёзно?? Нет, правда... если ты и впрямь решил начать знакомство с фото с ПЛЁНКИ, то варианта два - либо ты хипстер, понтующийся своей уникальностью, либо и впрямь решил подойти к делу всерьез и знакомиться с ним, что называется "с азов", либо и то и другое вместе. В любом случае, путь один - пиздуй на барахолку за плёнкомыльницей (да, плёнкомыльницы для быдла больше не выпускают) и в продвинутый фотомогазин - за плёночкой. Зато даже мыльница "времен очаковских и покоренья Крыма" снимает всяко получше бюджетного смартфона. Можно выпендриться и взять советский шкальник вроде «Смены 8М» или «Вилия» за 0-400 рублей, снимать им еще интересней.

В 90-е на такие фотики как раз очень много снимали всякой хуйни на фоне ковра, тупо не на что больше было. Только после покупки на барахолке обязательно протрите линзы, за 20-40 лет «простоя» они запылились.

После освоения ломографии можно переходить к следующему этапу - пойти на радиорынок и купить там советский «Зенит» или «ФЭД»[3], качество они будут выдавать достаточно хорошее. Однако, покупая фотоаппарат, которому 20+ лет (первые «Зениты» производились в 50-х: они втрое старше тебя, студент!) стоит четко понимать о риске, на который идёшь. В фотоаппарате есть пружины, есть матерчатая (не всегда) шторка, немного пластика, а время ни тому, ни другому, ни третьему не идет на пользу. Как и всему фотоаппарату в целом, в механизмах которого стынет до состояния пластилина смазка. Движущиеся детальки тоже стачиваются — нечего думать, что раз эта техника советского производства, то и работать она будет до 5-й мировой. Есть риски неиллюзорно разочароваться в конкретном образчике какого-нибудь Зенита, у которого подклинивает шторку, в результате чего либо темная, либо засвеченная полоса будет обрамлять такой чудесно снятый кадр. Зато оптика попадается даже по нынешним временам весьма годная, и, что интересно, накопленный запас теплых ламповых объективов вполне можно подцеплять через переходники к большинству нынешних цифровиков.
Кстати ВНЕЗАПНО можно купить вполне себе новый пленочный «Зенит» в комплекте с «Зенитаром» или с «Гелиосом» под байонет К или под М42 по цене цифромыльницы. Впрочем, это, разумеется, уже не тот «Зенит».
Сразу хочется предупредить, что очень вероятно, твои снимки по началу не будут приближаться по качеству даже к мыльнице, но со временем ты научишься вертеть объектив так, как этого требует случай. Со временем ты, возможно, плюнешь на эти все цифрозеркалки и останешься предан своему «Зениту», «ФЭДу» или может какому-нибудь «Кенону». Ты спросишь: «ну, купил я пленку, ну, отщелкал, а что дальше? Фотографии распечатываются и пылятся в фотоальбомах?» Анонимус подсказывает, что для оцифровки пленки существуют многочисленные сканеры/конвертеры, дающие красивый пленочный снимок в цифровом виде, а за небольшую таксу (порядка цены бутылки пива) тебе сразу же и оцифруют твоё творенье в фотолабе.

Алсо, проявка и фотопечать в домашних условиях — интересная вещь, но только с ч/б пленкой (цветную дома проявить очень трудно — много реактивов и процессов), требует наличия оборудования (можно поискать на той же барахолке) ну и определенной пряморукости тоже.

91067 image large.jpg

Камера в мобильном девайсе

Главный вин в том что в отличие от фотоаппарата телефон-смартфон-планшет всегда с собой, и в ситуации когда забыл дома супер-пупер-навороченный фотоаппарат, выручить таки сможет, особенно учитывая то, что мобильные девайсы без камеры ныне встречаются с частотой, примерно совпадающей с частотой появления живого динозавра.

Что здесь главное: купив навороченный флагман за полкосаря зелени вы получите в довесок неплохую камеру. С другой стороны, покупать флагман ИМЕННО ради камеры - категорически не рекомендуется, восплачете горючими слезами, пожелав заснять что-то более сложное, чем портрет своей девушки на фоне пейзажа в солнечный летний день (фотосет "бухаем с корешами на фоне ковра" тоже выйдет УГ, кстати - освещение, наверняка, будет никудышное, вспышка решает, а диоды смартфонов всё ещё недостаточно мощны). Габариты смартфона всё равно не позволят впихнуть в корпус что-то большее, чем дверной глазок и матрица диагональю с пчелиную задницу и, в итоге, всё решает внутрикамерная постобработка снимка, точнее - навороченность жопы, из которой растут руки быдлокодеров компании-производителя.

В то же время, на складах Поднебесной явно скопились до неба горы фотомодулей 4-5 летней давности, которые нещадно пихают во всяческие рЮсско-кЕтайские бюджетки типа хайскрина, иксплея, тексета, имя им легион. Дырки эти лишены ДАЖЕ автофокуса и при взгляде на снимок, сделанный такой "камерой" возникает одно желание - выковырять из корпуса ржавой отвёрткой и запихнуть конструктору именно в ТУ часть тела.

Камеры серии Nikon Coolpix дадут весьма неплохое качество для любителя

Цифровая мыльница

Для съёмки друзей с коврами на фоне котов — самый разумный вариант, если помнить несколько вещей. Во-первых, забудьте про мегапиксели и зумы. Это происки маркетологов, чтобы обработанный мозг судил о качестве камеры по двум цифрам, которые чем больше, тем камера лучше. И то и другое вам не нужно. Краткий ликбез: мегапиксель — всего лишь площадь выходного снимка в пикселях, и, на самом деле, она никаких полезных свойств в себе не отражает. Современные мыльницы стараются как можно больше растянуть выходное изображение, из-за чего качество получается говном. Можно сказать, что нынешний маркетинг идёт на поводу у потребителей, не учивших в школе физику и желающих приобрести 9000-кратный зум на 103.0 мегапикселя, да чтоб в сигаретную пачку помещался, «чиста как у наманых пасанов».

Часто бывает идиотская ситуация, когда хомячок-фотогубитель покупает камеру с наибольшим количеством мегапикселей, чтобы затем выставить 2-4 мегапиксельный режим исходя из соображений, что таким образом якобы получается самое лучшее качество снимка.

Короче: для того, чтобы получить отпечаток 10х15 см (стандартная фотография, которую пихают в фотоальбомы) достаточно 3 Мп; для фотографии, размером с лист А4, хватит 5 Мп. И то, и другое гарантированно заполнят экран монитора. Так что 7 Мп простому человеку хватит с головой. И чем больше показатель мегапиксельности, тем больше вероятности, что выходные кадры будут выглядеть как раз таки хуже. Потому что чем больше этих самых пикселей на единицу площади матрицы — тем сильнее матрица шумит (проще говоря, забивает кадр цветным крупнозернистым «снегом»). Всё это означает, что гнаться надо не за цифрами, а за качеством оптики, так как от неё зависит 80% качества снимков.

Если словосочетание «качество оптики» не говорит ровным счётом ни о чём, а вникать в матчасть лениво, можно просто выбрать аппарат с наибо́льшим диаметром линзы объектива. Её размер (при прочих равных) с высокой долей вероятности говорит о светосиле, то есть о способности камеры получать мало-мальски качественные и несмазанные кадры в условиях недостаточного освещения, а при достаточном — увереннее управлять глубиной резкости.

Зум тоже не особо нужен: чем он меньше, тем в менее освещённых условиях можно снимать. И не забывайте, что львиная доля зума — цифровой, просто растягивающий картинку, а оптический увеличивает угловые размеры предметов за счёт системы линз. Зум увеличивает смазанность снимка при колебаниях фотоаппарата, поэтому нужен штатив. Правда, сейчас в мыльницы поголовно запиливаются разные стабилизаторы (помимо оптического, и сдвиг матрицы, и электронный), и эта проблема не шибко актуальна.

Кучка режимов в такой камере особо ничем не выделяется. Например режим панорамной съемки это самый обычный режим с наибольшим разрешением но с обрезанным верхом и низом, эдакий искусственный 16:9 кроп. Или съемка съемка видео программно сшиваемая в панораму. Ночные режимы съемки годятся только для фотографирования со штатива. Авто режим чуть более чем никакой, т.к. снимать им хорошо только в ясную безветренную солнечную теплую погоду.

Konica-minolta dimage-a200 1 extra.jpg

Продвинутый компакт-ультразум

Не путать с «просьюмеркой», это обычная мыльница с огромным объективом. Продвинутый компакт делается так: берётся матрица от мыльницы, запихивается в корпус вида «недоразвитый сынок зеркалки», спереди присобачиваем вот такой выыыыытяяяяяягивающийся объектив — прошу!! Имеет не только внушительный оптический зум, достигающий в последних моделях уже 84х, но и обвешан программными приблудами, неплохо компенсирующими вышеописанные недостатки зума. Из-за сверхширокого диапазона фокусных расстояний на широком угле дает дисторсию, то бишь искажение aka «бочка», а на узком имеет очень мелкую дырку, из-за чего аццки мылит и требует особой прямоты рук. Впрочем, отчасти спасает система стабилизации (если есть), которая позволяет снять ту же самую сцену с выдержкой 1/640 сек. Плюс можно включить ручное управление выдержкой и диафрагмой, а нередко и RAW поддерживает, который почти никому из любителей вообще не сдался, но и ещё никогда не был лишним. Плюс универсальность — и макро и телевик в одном объективе, чего и от зеркалки хрен добьёшься. Недостатки тоже есть, куда ж без них — ультразум требует подобающих габаритов, поэтому в задний карман джинсов такую камеру не втиснешь; матрица всё равно маленькая, что гарантирует аццкие шумы на тёмных снимках (давятся программно с разной степенью говняности результата); универсальность не означает, что фотки смогут хотя бы приблизиться по качеству к таким же, но снятым специализированным объективом. Когда такие камеры только появились, их продавали за сотни нефти как супер-пупер инновацию, но благодаря появлению беззеркалок, о коих ниже, ультразумы заняли подобающую им нишу, чуть-чуть дороже обычных мыльниц. «На заре», то есть примерно в 2001—2005 годах, среди Вась Пупкиных с ультразумом было распространено увлечение — приходить в ясную солнечную погоду в места массовых скоплений людей, незаметно фотографировать их фейсы крупным планом, всё это безобразие выкладывать на местный говнофорум своего квартала или микрорайона (бесплатный трафик). Сейчас статус подобных поступков упал ниже плинтуса — ввиду развития интернет-технологий люди ценят свою приватность вплоть до нежелания видеть себя «подстреленными» без спроса на левых ресурсах, а не только сохранности учётных записей, как было прежде. Потому труЪ-пупкины, независимо от оборудования вплоть до «чуть лучше мобилки», предпочитают действовать иначе — фотографировать объекты, избегая попадания людей в кадр, с целью фотоотчёта.

«Зенит» — один из лучших советских фотоаппаратов. Актуален по сей день
А это — чехол для него

Просьюмерка

Технически продвинутая камера чаще всего с матрицей формата от 1/1.8 и крупнее. В отличие от мыльниц, имеет функциональные возможности взрослых камер (башмак под вспышку, куча различных кнопочек и колесиков регулировки, съемка в RAW, тем или иным образом — ручная фокусировка, длинная выдержка, etc). Основное отличие от старших камер — несъемный, хотя и вполне приличный объектив. Цена аппаратов данного класса достаточно высока, и порой превышает цену зеркалок и беззеркалок начального и среднего классов. Если ты хочешь поиграться с настройками камеры или просто получать снимки хорошего качества, но при этом на 100% уверен, что тебе не захочется купить "вот этот объектив" — просьюмерка как раз для тебя. Также просьюмерка будет отличным выбором, если ты фотограф-профессионал, тебя задолбало таскать 5 кг стекла ценой в сотни денег в рюкзаке, и ты ищешь камеру на каждый день, которая бы имела привычные настройки, давала снимки хорошего качества, но при этом была относительно легкой и компактной.

Не устроила просьюмерка? Читай дальше.

Беззеркалка

Рецепт следующий - берется обычная зеркалка, выкидывается нахрен пентапризма и зеркало, матрицу убираем в компактный корпус, спереди делаем байонет для сменного объектива - прошу!! Снимают такие штуки хорошо, даже ОЧЕНЬ хорошо, минус достоинства именно зеркальных систем, которые не всякому НЕпродвинутому фотолюбителю ещё и понятны. Минус - даже младшие модели продаются довольно дорого, старшие же стоят просто неприлично дохуя. Второй минус - чуть менее, чем полное отсутствие на рынке различных приблуд к конкретно взятой системе, а ценник на то, что все же есть - крайне негуманный. Ничем, кроме борзости маркетологов это объяснить нельзя, так как принцип работы везде абсолютно одинаковый и улучшить модель можно исключительно навешиванием свистелок и перделок.

На сегодняшний день - самый разумный выбор, для того, кто хочет подняться выше уровня "быдлофото", имеет чутка лишних денег, но не стремится к "творческим поискам".

Цифровая зеркальная фотокамера

b
Мнение эксперта о пленке, мегапикселях, размере объективов и других поводах для фапа


Сейчас же дело обстоит следующим образом: проникновение в умы 95% понятия того, что "зЫркалка ента крута" привело к тому, что маркетологи радостно кинулись окучивать новую ЦА, в чём первейшим требованием стало - удешевить себестоимость. Дабы сделать продукт доступным широкой аудитории. И сделали... Как итог - современные младшие и даже средние модели зеркальных камер - совсем не то же самое, что младшие же модели, но модельного ряда 5-6 летней давности. Наипопсовейшие киты, пластиковые байонеты, сборка "до последнего дня гарантии" и прочая! Зато насыщение всё новыми перделками каждый сезон, наподобие "съемки видео", "захвата улыбки", 100500 новых "режимов сцены", вай-фая(!!!) и прочего шлака, позволяющего некисло понтануться "технической продвинутостью", но совершенно не связанного с выполнением основной задачи - творчески и качественно фотографировать!

Умный анон-фотограф таки может прилично сэкономить, подобрав на интернет-барахолке зеркалку выпуска 2007-2010 годов, тогдашнего класса "выше среднего" в хорошем состоянии (такие камеры, которые были куплены ради понта и использовались мало, нечасто, но попадаются), за совсем недорогую цену; при этом, качеством и удобством она будет значительно превосходить современные любительские зерКалки!

А серьезный, непопсовый подход к конструкции камер, окончательно ушёл в профессиональный сегмент рынка. За который хотят вполне профессиональных денег.

Цифровая Среднеформатная Фотокамера

«Хассельблад» и иже с ними, также сюда можно записать и Leica при сносочке, что это не среднеформатная камера, но по стоимости, понтам и бонусам к ЧСВ приписать ее больше некуда. Впрочем, если вы и впрямь дошли до жизни такой того, что всерьёз способны рассматривать такую возможность, то возможны лишь несколько вариантов:
1) Вы — истинный фотограф-профи, которому нахуй не сдались все луркоморские статейки про фотографию.
2) Вы — тот, кому некуда, да, воистину некуда деть огромные деньги. Можете класть на все ценные указания, вы всё равно купите то, что захотите купить.
3) Вы — экс-Президент РФ Дмитрий Медведев. Добро пожаловать на Лурк, Дима!

Формат RAW

В наше время чудо под названием "RAW" поддерживают практически все камеры классом выше мыльницы. Многие мыльницы тоже - да, а скоро начнут поддерживать с помощью различных хаков - и смартфоны (спойлер: редактор правки получал RAW с помощью инженерки на одном китайском смартфоне, но обработка ни к чему хорошему не привела - жпег оказался лучше; по всей видимости узкоглазые применили какой-то собственный алгоритм, плохо совместимый с существующими известными проявщиками). Но чтобы понять, зачем и для чего необходимо переходить на этот формат - стоит понимать, что именно происходит под корпусом ЛЮБОЙ камеры ПОСЛЕ щелчка затвора, но ДО появления на карте памяти готового снимка. А происходит там вот что:

1) ЩЁЛК!!
2) световой поток проходит через линзы и падает на матрицу на период открытия затвора (длительность выдержки)
3) ЩЁЛК!! - затвор захлопывается и начинается главная работа
4) в оперативную память камеры поступает числовой массив, состоящий из величин освещённости, записанных с каждого из многих миллионов разноцветных пикселей матрицы (ибо ничего другого пиксели замерить, по определению, неспособны). Также отдельным блоком пишутся технические данные выдержки, диафрагмы, величины ISO, и прочей хуиты типа даты и времени.
5) полученный файл прогоняется через процессор камеры. Надо сказать, что весит он довольно прилично - до полусотни мегабайт у самых многопиксельных моделей, но после того, как подобно скульптору Родену, фотоаппарат "отбросит всё лишнее" на выходе мы получаем картинку в JPEG весом мегабайта в полтора (если хотите знать ещё и то, что Dr. Жыпег считает лишним - гуглите спецификации и алгоритмы формата сжатия, благо, информации везде навалом)
6) запись созданного файла на носитель
7) PROFIT!

Поддержка RAW, собственно, означает, возможность выдернуть из кривых лап ИИ фотоаппарата и записать на карту массив сырых данных попиксельной освещенности матрицы.

Мастерство мастерством, рукожопие рукожопием — но знайте, школьники: RAW — сила, JPEG — могила! Потому что как ты ни ковыряйся в настройках баланса белого, контраста, цветности, ч0ткости и прочей хуиты — даже поймав ахереть какую композицию, ты, мой дорогой школьник, не сможешь должным образом корректировать её как надо с последующей конвертацией, а будешь долго рвать на письке волосы по теме «почему небо белое, а деревья чёрные» или «почему у моей девушки глаза „провалились“ при нормальном освещении» и мучить своё драгоценное жпеговно (зато на 24 мегапикселя хуле!) с целью вытянуть из него как с паршивой овцы (с соответствующим результатом).

Недостатков RAW, собственно, три: сырой снимок невозможно сразу же закинуть во втентакль, мордокнигу, жлобоклассники и прочие социалки на радость корешам; при мало-мальски активной съемке вы быстро обнаружите, что ваша фотоархив стремительно разрастается в размерах свыше дохреннилиона гигабайт; ну, и необходимость специального софта при обработке. Расово правильный ответ на первое - и правильно!! На второе два ответа - купите винт побольше и повышайте мастерство, тогда однажды вы внезапно обнаружите, что фотки, от которых вы когда-то ссали кипятком, перешли в категорию "сгодится", а бывшее "сгодится" отправляется прямиком в Корзину, а огромадные талмуды фотоальбомов вконтактика превращаются в десяток-другой снимков "показать не стыдно". (Это не относится к тем, кто сделал съемку источником дохода, этим рецепт один - запасайтесь внешними винтами.) На третье - в любой камере прилагается халявная утилита-конвертер, умеющая то же самое, что и сама камера, но лучше, если же есть желание блеснуть мастерством, но наш ответ для виндузятников - Adobe, для маководов - Aperture и RPP, для красноглазиков - RAW Therapy, и для умных людей - The Pirate Bay.

Супер креатиффная обработка

Большинство нубов считают, что из говна можно получить конфетку, обработав говно в фотошопе. Вообще это в некотором роде так — геометрические искажения, абберации, виньетирование, ошибки компоновки кадра (когда в кадр попадает лишний предмет), дефекты кожи рожи и некоторые другие вещи исправляются фотошопом на ура, в любом случае умеренная коррекция идет фотографии только на пользу. Однако есть еще и «творческая» обработка, после которой по мнению нубов из фотографий получаются неебацо портреты и вообще шыдевры.
1) Черно-белая фотография. Замечено, что использование этого простейшего эффекта увеличивает на 50% количество шыдевров, судя по засилию их в избранных фотоальбомах фотографов. На самом деле снять черно-белую фотографию сложновато. Для нее нужен сильный сюжет, который создает стойкий образ в сознании зрителя, цвета тут и не нужны. Очень часто нубы употребляют такой эффект для портретов и предметной съемки. Потому что лень заморачиваться с какими-то там скинтонами, светом, и так сойдет. Заодно и страшные хроматические шумы с маленькой матрицы мыльницы или телефона, портящие эти тона исчезают сразу.

  • Немаловажно отметить, что чорнобiлая фотография это не просто обращение насыщенности в ноль. Для чего нужны (были раньше) фотографам цветные фильтры? Правильно — корректировать распределение контраста на ч/б снимках, дабы изначально сделать их более выразительными, а не «просто так». Нынче же симуляция фотофильтров при переводе в ч/б есть и в Фотошопе (Adjust -> Black & White…), и во многих иных редакторах, направленных на большее, нежели грубая подрисовка усов или писек неугодным соседям по парте.

2) Сепия. По причинам, описанным выше.
3) Кросспроцессинг. Тотально употребляемый домохозяйками, школьниками и свадебными фотографами эффект «старой цветной пленки». Методов его получения много, а итог сводится к одному: убить как можно красивее баланс белого, в основном чтобы белый цвет желтил, а черный отдавал синевой, хотя бывает и не так. Особенно этим злоупотребляют владельцы цифромыльниц, где из-за узкого динамического диапазона и кривого экспозамера небо «выбивается» в чистый белый цвет (а ветки блядь в чёрный нахуй как ты настройки ни еби). После сабжа оно становится какого-угодно оттенка (обычно желтого), что лучше, чем изрядно надоевшее белое. Довольно часто в комментах к этой фотографии можно увидеть «какие цвета!» или «как это сделать?!!!»
4) Виньетирование. Производители объективов борются с этим эффектом, а «фотографы» очень частенько прибавляют его к первым трем. Это же такое красивенькое затемнение по краям.
5) Эффект поцарапанной пленки, фотобумаги, грязи. Так же часто прибавляется к первым трем эффектам. Причем криво.
6) Софт фокус. Тут все просто — убиваем резкость и делаем фотографии более мягкими. Для тех, кто мечтает о зеркалке с портретными фиксами, но не может себе её позволить, нередко из-за перманентной долговой ямы.

Вывод: эффекты 1, 2, 3 убивают цветопередачу и маскируют шумы, 4 и 6 убивают различия между хорошей оптикой и говном для мыльницы. Если ты, анонимус, любишь пользоваться такими эффектами, или планируешь воспользоваться, знай: зеркалка тебе точно ни к чему. Ибо после такой обработки вряд ли кто-то отличит, чем была сделана фотография.
Пример зашкаливающего количества таких эффектов на одну фотографию можно встретить, например, тут.

Одна яблочная компания заботливо предусмотрела особый сервис (позже появившийся и в андроиде), позволяющий наложить несколько эффектов/фильтров по одному, либо разом на загруженное изображение. Фотогалерея, прилагающаяся к нему, желтит, краснит и винтажит, что многое говорит о «таланте», «высоком» интеллектуальном уровне и «потрясающем» чувстве стиля своих пользователей. Снимающих, как правило, самих себя в зеркале сортира ночного клуба или нямку в очередной псевдогламурной кофейне. Чтоб мама знала, куда каждый день 700 рублей уходят — ага, «мы ж не свиньи чтобы в студенческую столовую ходить, эти заведения нас, обаятельных и привлекательных, не достойны, сами там картонку с кетчунезом рыгайте!»

Базовые рекомендации

  • Забудьте про лозунги <название бренда> — говно/рулез. У каждой конторы бывают как удачные, так и неудачные камеры, объективы и прочее. Ещё раз: бренд не гарантирует ничего. Берите что вам больше подходит по параметрам/нравится/скидка хорошая и т. п. Если со временем поймёте, что не айс — продадите, рынок б/у техники развит.
  • Не гонитесь за мифическими цифрами и показателями. Сами поймите, где сравнивают какие-то сферические данные, и что они вам не нужны.
  • Попросите камеры «на поснимать» у друзей-знакомых, поснимайте хотя бы даже в магазине перед покупкой. Вполне возможно, что рекомендация «профи» на определённую модель вам не подойдёт и именно в ваших руках условный панас будет делать снимки лучше чем сферический сони.
  • Сразу глядите на аксессуары к камере и помните, что выбрав зеркалку какой-либо марки, вы будете наверняка привязаны именно к системе этой фирмы, но вариации все же возможны, так как чужой объектив на неё  не  встанет с переходником.
    • Для справки: к примеру, совковую и старую зарубежную резьбу M42, актуальную и поныне, на Никон честно не поставишь — нужно либо перетачивать объектив (дабы его задний отрезок соответствовал заднему отрезку никона), либо купить переходник с линзой (которая нехило сводит на нет преимущества обьектива).
  • Не понтуйтесь фирменными сумками и не таскайте камеру почём зря. Пиздят/отбирают камеры и скручивают объективы только так.
  • Почитайте «системные» форумы, чтобы понять практические недостатки и достоинства системы (да-да, не камеры, а системы). Есть очень нетривиальные вещи, такие как, например, длинный рабочий отрезок у камер Nikon, не позволяющий ставить на них практически никакую чужую оптику. Также у Никона очень сложно со старыми объективами под младшие камеры. Или лучший пылетряс матрицы у Олимпуса (у остальных они больше для галочки) — для пыльных условий работы очень важно. Дешёвый полтинник у Кенона. У Пентакса полно недорогих и хороших объективов от старых моделей, полностью совместимых с последними цифрозеркалками. Правда, среди последних немало «размерных неликвидов» с неудобными фокусными расстояниями и сравнительно малой светосилой, пусть и при весьма неплохой фактуре снимков. В общем, есть о чём подумать.
  • Помните, что к фирменным фотоаппаратам со своими собственными фирменными аккумуляторами нужны такие же фирменные аккумуляторы, которых через 2-3 года может не оказаться в продаже, так как камера снята с производства.
  • Усвойте раз и навсегда правило — фотограф покупает объектив, а на сдачу — камеру.

Если хочется пойти и поснимать

Главное чересчур не увлекаться

То надо просто… пойти и поснимать. Главное, не ленитесь предварительно задействовать скиллы «Мозг» и «Чувство вкуса», а это, кстати, универсально полезный совет. Наводя камеру всегда задавайте себе вопросы, что вы снимаете, как и почему и находите ответы. Думать вообще всегда полезно.

Не уверены, что названные скиллы достаточно прокачаны?? Тогда лучше сначала походите по каким-нибудь сайтам, почитайте статьи и обзоры, чтобы не наснимать говна, заведите себе профиль на нормальном сайте, где оценивают фотографии, чтобы понять, что вы делаете не так и снимать лучше. В идеале — вообще пойти на курсы и научиться делать отличные снимки даже на самых простых фотоаппаратах. Последнее — если вы реально хотите снимать уровнем выше. Но стоит понимать, что это не волшебная таблетка. И если вам лень было даже прочитать инструкцию к камере (и усвоить(!), то вам никакие курсы не помогут.

Если считаете свои скиллы достаточно прокачанными… Как например автор этой правки по состоянию на 2005 год — «вырос» из Minolta Z1, «тесно» в ней стало, мечтавший о RAW, при этом имевший ещё со школы, ДА, со школы, где и азам фотографии даже в катастройку учили, понятия о ручных настройках, то есть не путающий выдержку, диафрагму и чувствительность… Да-да, в 2005 году «погонять» говнозеркалку была ещё та проблема, по причине «илитности» сего продукта. Сейчас же и индустрия полнокадровых камер и «полуторок» постепенно отказывается от традиционного зеркала в конструкции, и доходы населения в $$$ всё же существенно возросли по сравнению с 2005, несмотря на осень 2014 года, в общем — обязательно у хорошего друга или завсегдатая тех или иных встреч зыркало… тьфу, камера-полуторка обязательно будет, и при этом не с говнокитом, а с чем-нибудь интересным новичку, пусть это и дешманский 50/1.8. Если тебе в чём-то стало тесно (не обязательно в пресловутой Z1 за её неактуальностью нынче, но относительной конфигурабельностью по меркам тех времён) — попроси счастливого обладателя камеры сделать пару-тройку снимков в помещении, особенно в режиме A, на ручном фокусе (особенно если автомат говённо работает именно у этого объектива) и с фиксированным ISO. Желательно на свою карту памяти, обязательно где-то завалялась. Всенепременно в режиме RAW с параллельным сохранением внутрикамерного фантика, оптимизацию динамического диапазона которого поставить на максимум. Дабы дома заняться уютненькой «проявкой» RAW и понять какой от него профит. Ощути, что тебе «для счастья» надо. Правильно — слишком много, одним китом да дешёвым полтинником сыт не будешь. Штатив, вспышка внешняя, «кабацкий» (интерьерный) объектив, «суперкит» f/2.8 во всём диапазоне при схожих с пластиковым 3.5-5.6 говном фокусных расстояниях, 50/1.4, 70-300/4-5.6 высокого уровня (стеклянный весом более 700 граммов), возможно ещё и 85/1.4 и переходники на «совок»… Ах, да, для RAW ещё и комп нужен далеко не старый P4… И решай: или сразу всё потянешь, сняв часть заначки, или так и придётся дошираками питаться и усиленно бомбить, фотографируя за деньги женщин или семейные пары в парке с их согласия (о Б-же мой, как это безнравственно) и тем самым выбираться из ямы с грабительскими процентами. Надо сказать, кредитозеркальщиков было немало до осенне-зимнего пиздеца 2014—2015 годов — и над ними женщины вполне справедливо, как и над «тюнингованными» жигулями, смеялись, увидев на объективе как следует прежде заученные циферки (как правило 18-55)/3.5-5.6 (а то и 4.0-6.3), советуя искать дурочек в других краях.

Это интересно

b
Они сделали его звездой

Бум зеркалок можно сравнить с недавно прошедшим бумом мобильных телефонов. Всего лишь несколько лет назад трубки, помещающиеся в карман, были действительно редкостью и наличие какой-нибудь определённой уже было роскошью, а владельцы различных мобильников старались себе купить аппарат подороже, камеру в нём получше, памяти побольше, ну и так далее, при этом, горячо обсуждая достоинства или недостатки какой-либо модели или фирмы. То есть, все те самые черты фото-маразма, которые мы видим сейчас. Но, со временем обладание чёрно-белым телефоном или самой понтовой трубой перестало говорить за статус человека, им обладающего; телефоны, те или иные, появились у всех, и, в конечном итоге, большинству стало на них похуй. То же самое сейчас происходит и с зеркалками: каждый пытается купить себе свою, да чтоб покруче и чтобы можно было помахать ею перед коллегами, но когда зеркалки появятся у всех, весь этот ужас сойдёт на нет и закроется в своих узких кругах, где градус неадеквата в сто раз превысит температуру кипения.

И что-то хорошее в этом есть: с приходом мобильных телефонов мы таки можем позвонить человеку, где бы он ни находился; так и с пришествием зеркалок мы будем наблюдать снимки, которые, хотя бы, ко всему прочему, не убивают своим вырвиглазным качеством.

И напоследок

Начинающий фотограф, помни: техника — не главное. Почитай истории успеха современных профи и просто займись уже фотографией.

Продвинутые фотографы и прочие говнокритики с завышенным ЧСВ знайте: любое фото, интересное хотя бы одному человеку, имеет право на существование. Другое дело — публикация. Но это отдельная тема, не суйтесь куда не следует и вы не увидите этих чудовищных кадров. Такие дела.

Инфографика


См. также

Ссылки

Примечания

  1. , ну началось всё ещё со всяких там «Смена 8М» и «мыльничного китайского бума» в 90-х, но тогда никто свои фотки в Интернет не выставлял, хотя в конце 90-х на домашних страницах можно было наблюдать пару-тройку фотографий, отсканированных на работе уже с позитива на стареньком планшетнике
  2. Ещё советская народная поговорка, в Великом и могучем много людей баловались фотографией и сами печатали снимки, дарили обычно саму фотокамеру, например грошовую Смену 8М только что вылупившемуся пионеру, а все остальные акссесуары приходилось покупать самому.
  3. Только не вздумайте отдавать за такой фотоаппарат более $40-50 (и то эти деньги стоит платить только за модель с TTL-экспонометром, типа Зенит-12хр, если его нет, цена должна быть от «сколько не жалко» до $20. Объектив должен быть в комплекте). За $100 уже можно взять Pentax, Fuji и других японцев + объектив Гелиос-44 от того же Зенита (а иногда и с родным японским объективом). Увы, качество изготовления Зенита, эргономика и т. п. параметры зачастую сильно недотягивают до такового у японских собратьев, так что платить за него более $50 можно только если это редкая модель и интересует коллекционная ценность.