Участник:Доктор Био/Русские народные сказки/Персонажи и девайсы

Материал из Lurkmore

Перейти к: навигация, поиск

Участник:Доктор Био/Русские народные сказки

Содержание

Персонажи

Во всех сказках, будь то народное творчество или произведение литератора, все персонажи должны быть ярко выраженными представителями своей категории. Другими словами: герои должны быть не просто протагонистами, они обязаны быть Героями, светом в мрачной серости бытия; антагонисты не просто соперниками или врагами героя, они обязаны быть мерзкими, коварными злодеями, убийцами-людоедами или просто разбойниками, не дающими спокойно жить простым людям. И не должно быть никаких сомнений или намеков на двойственность поступков той или иной стороны.
Всё дело в том, что сказки ориентированы на неокрепшие умы детей, у которых еще не развиты навыки адаптации в социуме. Их нужно научить, что они не единственные на Земле и с другими надо считаться. Именно поэтому не должно быть никаких домыслов и возможностей различного трактования: есть только черное и белое.

Герои

Герой — пример для подражания, воплощенный в жизнь идеал правильного человека. Герой сказок всем помогает, живота не жалея, и совершенно безвозмездно! Герой должен быть добр и приветлив с обычными людьми, но жесток и беспощаден с супостатом. Именно чувство справедливости мотивирует его на, порой, безумные поступки.
Менталитет различных народов вырисовывает различные черты героев сказок, но вышеперечисленные признаки присутствуют у всех народов мира. В Русских народных сказках преобладают такие типажи как: простак, дурак, лентяй-лежебока, неотесанный мужик и т. п. При этом обладающие, если не богатырской силой, то проворством и смекалкой, и в час беды готового откликнуться на любой крик помощи, активно пользуясь топором и, этой самой, смекалкой. То есть типичный представитель Руси, а позже и СССР (Солдат).


Тян

Как правило, играли вторую роль в сказках, однако иногда активно помогали главному герою. Влёгкую могли ради Ивана удавить собственного отца или мать. Но чаще всего наличие/отсутствие тян служило основой сюжета. Часто Главный Герой должен отправиться в сказочно далёкую долбодырь, чтобы искать тян по доброй воле или указанию свыше. Или же тян законно обретённая становится предметом зависти царя/Кощея, а Главному Герою приходится либо бороться с желанием начальства сжить его со света, либо напрямую искать похитителя суженой с целью люто поквитаться с оным.


Всемогущие

Могут быть отрицательными, положительными, либо нейтральными персонажами. В первом случае — это The Final Boss™, одолев которого неимоверными потугами и добрым словом, Герой получает пол царства, с царицей в придачу, и прочие ништяки. Положительный всячески помогает Герою в его стремлении, но сам не сражается, в силу различных обстоятельств. Нейтральным плевать и на Героя и на Злодея. Они познали истину бытия и считают всё тщетным, но могут помочь, если их развлечь или правильно ответить на вопрос.


Местное население

Языческая нечисть, после оправославливанья, заменённая на чертей, бесов и прочих асмодеев. В отличие от православной нечисти, в язычестве не все существа поголовно жили стремлением навредить простым людям, или вообще уничтожить их. При уважительном отношении к некоторым представителям и к их ареалу обитания (лес, пруд, халупа, etc.), от них можно было ожидать даже некоторой помощи.


Жывтоне

Куда же без них, ведь дети любят животных. Основные типажи людей проецируются на животных всоответствие со стереотипами, сложившимися за столетия. Так трусоватый проныра превращается в зайца или шакала, а неотесаный мужлан в медведя. На выходе получается довольно увлекательный сюжет, в основе которого заложена самая банальная жизненная ситуация.


Православные

Поп

Истинно сферический поп в вакууме
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…

С приходом в Эту страну (как, впрочем, и в любую другую) древнееврейских суеверий, традиционные местные суеверия в лучших традициях христианской толерантности были объявлены некошерными и подлежащими искоренению. Частично это удалось путём переименования местных богов и мифологических героев в христианских святых и т. п. косметических мер (переименование традиционных праздников, изменение их обрядовой стороны, возведение христианских храмов на месте прежних нехристианских и т. д.). А вот ту часть суеверий и мифологии, с которой этот финт не удался, мы и знаем как сабж.

Подвижничество святых отцов на ниве распространения Духовности™ народ оценил по достинству, и в сказках появился новый живописный персонаж — поп.

Попы в подавляющем большинстве русских сказок жадны, лживы, хитры, но при этом не блещут умом и кладут болт на собственные заповеди — вплоть до того, что знаются с чертями напрямую. В силу этого постоянно являются объектами троллинга различной толщины, например, за бабло разводятся на похороны козла в ограде кладбища.
В сказках солдат для попа — как Иван для Змея-Горыныча. Когда жадный поп потребовал с солдата гривенник (большие деньги по тем временам!) за исповедь, солдат просто спиздил его бобровую шапку, продал за двадцать пять рублей, а за гривенник исповедался и получил прощение греха. Когда поп хватился шапки, солдат напомнил, что поп ему именно этот грех сам и простил.
Иногда попу выходят боком собственные наставления. Убедив крестьянина, что за подаяние бог с лихвой воздаст, поп получает от него в подношение корову. Обрадовавшись, поп приказывает связать её рогами со своей коровой, чтобы не сбежала, и в итоге корова крестьянина возвращается домой, ведя с собой ещё и поповскую корову, которую крестьянин тут же продаёт.
В другой сказке поп после смерти попадает в ад и вынужден там стоять по горло в болоте. Причём он даже порадовался, что при жизни остался попом и не пошёл дальше: «Хорошо, что я простой поп, так я не дюже втоп, а вот ниже меня протопоп, так я на нем ногами стою…»

«

Однажды были именины у одного богатого человека, и среди гостей был священник. А дело было в великий пост. Подали хорошо зажаренного поросенка. Хозяева говорят попу:
— Уж извините, батюшка! Вы ведь поросенка-то не будете есть!
Поглядел он на поросенка — вкусно! Поправил он рукава рясы, поднял руку с крестом и перекрестил поросенка, говоря:
— Господи, господи! Обрати порося в карася! — и стал есть.

»
— Сказка, похожая на правду[6]

Есть у попов одна притягательная сторона — больно уж хороши их сговорчивые попадьи да не слишком умудрённые сексуальным опытом поповны. То и дело они попадают на кукан то к батраку, то к солдату, против чего не слишком-то и возражают.

Чёрт

Простой служащий пекла в юности

В русских сказках весь дьявольский антураж прочно закреплён за Кащеем, и поэтому чёрт традиционно играл скорее роль трикстера. Цель его — подлить людям, но он, как правило, делает это крайне криворуко и сплошь и рядом вынужден подставлять свою анальную жопу главному герою (чаще всего — солдату). Вместе с тем, обладает огромной силой и способен выполнять самые смелые желания того, кто получил над ним власть. Это резко контрастирует с позицией церкви, согласно с которой любые сделки с чертями — ужос-ужос-ужос.

Внешне, обычно — нечто среднее между человеком и козлом. Часто имеет какой-нибудь физический дефект — например, хромоту (обычная черта всякого представителя нечистой силы). Всяких христианских штучек типа святой воды, крестного знамения etc боится до усрачки. Любит играть в карты, пьянствовать и прочие весёлые занятия. Несмотря на принадлежность к нечистой силе, отличается редкостным долбоебизмом. Однажды, дав в долг кузнецу, чёрт долго читал на его воротах надпись «приходи завтра». Пропустив один день, однако, на следующий день прочитал надпись «вчера приходи». А в сказке про батрака Шабаршу (прототип пушкинского Балды) черти наполняли шапку героя золотом, не подозревая, что шапка без верха и стоит на яме, выкопанной в земле. Таки наполнили.

Когда мужик послал поле к чёрту из-за неурожая, чёрт быстренько прибрал его к рукам и вырастил на поле полноценные действующие и очень послушные (две команды: «но!» и «тпру!») фаллоимитаторы (да, Россия - родина слонов). Когда мужик захотел заполучить такой дивный урожай, чёрт просто предложил приехать на самом диковинном животном. Мужик удивил чёрта зверем, у которого вместо головы — жопа и вульва («рот вдоль рожи, один глаз во лбу, и тот выгнил»), а под хвостом вместо жопы — лицо ((спойлер: Мужик сел верхом на жену и пустил её задом наперёд)), и получил чертовски богатый урожай, который с прибылью продал. Один срамной уд достался поповской дочке со всеми вытекающими последствиями, о чём рассказывает сказка «Посев хуев» (в поэзии Баркова есть её стихотворное переложение). К слову, во французских сказках чёрт выглядит не умнее и мужик тоже удивляет его женой, которая обмазалась мёдом и извалялась в перьях. В немецких-же сказках чёрт наборот не чуть-ли не самый загадочный и нопостижимый персонаж (как собирательный образ вполне подходит Мефистофель из "Фауста" Гёте).

Бывает, однако, что чёрт верно служит солдату, освободившему его из заточения: носит ему еду и помогает играть в прятки с Еленой Премудрой, когда на кон ставится сама жизнь солдата.

Богатыри всякие

Частично выдуманы попами, частично спёрты у степного народа, частично списаны с реальных персонажей.

  • Святогор-богатырь — мифический персонаж, суров и хтоничен настолько, что земля его не держит, поэтому живет в горах. Обладает немерянной силой, однако сумочку, в которой была заключена «вся тягость земная», поднять не смог, «по колено угряз, а там ему и кончение». В другой сказке опять же сам нашёл свою смерть: во время прогулки с Ильёй Муромцем обнаружил гроб с надписью «кому впору придётся, тот сюда и ляжет». Начали, дураки, примерять на себя, и Илюше-то оказалось велико, а Святогору ровнёхонько по фигуре. Так и не выпустил его этот гроб. Кенни, одним словом, только габариты ощутимо больше.
  • Микула Селянинович — олицетворяет крестьянскую силу, силу русского народа. Носит ту самую сумочку, которую может поднять только пахарь.
Три богатыря Богатыри. Картина маслом от Васнецова
  • Илья Муромец — реально похоронен в Киево-Печёрской Лавре, и, судя по костям, действительно имел проблемы с ногами. Сумел изловить Соловья-разбойника и неоднократно давал прикурить разным супостатам.
  • Добрыня Никитич — родной дядя (по матери) князя Владимира Красно Солнышко. Алсо, когда Владимир был ещё не князем, а бастардом, рождённым от рабыни[7], занимал при нём должность «дядьки» — воспитателя и наставника. IRL помимо прочего прославился крещением Руси (загнал Новгородцев зимой в реку и покрестил). Тем не менее, былинный образ отличается честностью и верностью в дружбе.
  • Алёша Попович — реальным прототипом был ростовский «храбрый витязь» Александр Попович. Из его реальных деяний известно лишь, что погиб под Калкой в битве против монголов (1224 г.). Правда, в летописях время его жизни растягивается где-то на три века — с XI по XIII вв. Первоначально был «храбрым», даже победил Тугарина Змеевича, но позднее превратился в «бабьего пересмешника», стал лгуном и обманщиком. Sic transit gloria mundi.
Богатырь, конь и пока еще живой трофей
  • Василий Буслаев — храбрый муж новгородского происхождения, боярский сын, IRL пират, отморозок и большой любитель косплеить викингов. В конце жизни отправился с паломничеством в Иерусалим, но полез на рожон… как всегда хуёво стало «рожону» но не ему — богатырь же, хуле! Потом опять полез на рожон и опять… в конце концов довыёбывался.
  • Михайло Потык — не столь известен, как первая тройка с картины Васнецова, хотя по тексту былин как раз заменял Алёшу Поповича на княжеской службе. Женился в своё время на свою голову на Марье Лебеди Белой, бабе-оборотне, да пообещал ей, что «Если кто первый умрёт, то и другому лечь в гроб с телом мёртвым на три месяца». Также получил от князя в награду «волю пить в кабаках киевских безденежно, где кружкою, где полкружкою, где полведром, а где и целым ведром». Выиграл в шашки царство Бухарское (нет, там просто царя звали Бухарь), хотя, судя по княжьей награде и имени царя, покорил это царство иным способом. От жены получил в награду рога (спуталась баба с Сарацинским царём), даром что её, суку в перьях, с того света как-то разок вытащил. Но зато по общим заслугам она стала ровно на голову ниже, а завидный муж достался сестре марьиного ёбаря, которая не такой дурой была и грамотно к нему подкатила.
  • Вольга Святославич — богатырь-оборотень. Имеет скиллы к превращению в разного рода живность. Прообразом по мнению компетентных исследователей послужил внук князя Владимира Всеслав Полоцкий, он же Всеслав Чародей.
  • Никита Кожемяка — простой мужик от земли, который надавал пизды лютому Змею благодаря своей недюжинной богатырской силушке. Испытывает трепет при виде представителей власти: когда в его мастерскую явился с просьбой царь, от испуга порвал руками сразу двенадцать воловьих кож. Сжалившись над сиротками и проникшись их горем, взял змея за шкибон и заставил бедную зверюшку пахать сначала сушу, а потом и море сохой в двести пудов. В результате этого не умеющий плавать Змей стал героем. Остатки древних земляных валов в центре Украины так и называют «змеевы валы».
  • Балдак Борисьевич — юный семилетний богатырь на службе киевского князя. Прославился сугубо деструктивными деяниями: по желанию князя съездил в Турцию, где увёл у салтана турецкого из конюшни золотогривого коня, порвал надвое кота-бахаря и самому султану в глаза наплевал. Во время того же самого достославного визита пожёг нахрен султанский сад длиной в три версты, а также, несмотря на юный возраст, огулял трёх дочерей злополучного султана. В завершение дружественного визита при помощи двадцати девяти друзей порубал кучу местного народа, а самого султана, его любимого пашу и младшую дочку вздёрнул на виселице прямо на площади. Как говорится, «ломать — не строить, душа не болит». Имечко, кстати, символизирует.
  • Синеглазка — сказочной силы бой-баба, богатырка с двенадцатью подругами и обладательница дерева с молодильными яблоками и колодца с живой водой. Приходится племянницей Бабе-Яге и её сёстрам. После удачного поцелуя Ивана-царевича родила двух мальчиков столь же богатырского сложения, которые в трёхлетнем возрасте вполне заслуженно отбили тростями спины старшим братьям Ивана-царевича.
  • Чурило Пленкович — не столько богатырь, сколько щёголь и соблазнитель, явно иноземных кровей. Жил в своё удовольствие, бил чужую дичь по беспределу и сманивал чужих жён, отчего и огрёб в итоге от княжеского приближённого Бермяты Васильевича за связь с его женой Катериной. Тем не менее, образ Чурилы очень полюбился Петру I, и на его Всешутейших соборах все чины именовались Чурилами. Есть мнение, что имя «Чурило» связано с именем древнерусского бога солнца Ярилы, хотя не исключено, что это всего лишь искажённое имя «Кирилл». Главным подвигом оного богатыря считается покорение постелей многих девиц в Киеве.
  • Бова-королевич — 100% импортный персонаж, списанный из средневековой французской повести о рыцаре Бово д'Антоне. Несмотря на иностранное происхождение, был популярен в России: последние издания его похождений выходили уже после Октябрьской революции.
  • Аника-воин — тоже импортный герой (греч. «аникос» — «непобедимый»), прижившийся в сказках и стихах. Прославился разрушением церквей и уничтожением икон, а также желанием взять на меч Иерусалим. Хорохорится ровно до тех пор, пока не встречает Старуху с косой, которая доходчиво объясняет ему его место в этом мире. Попытки откупиться и давить на жалость элементарно провалились.

Странные существа

Некоторые сказочные герои не могут быть однозначно отнесены к настоящим живым существам, но и к неодушевлённым объектам их тоже не причислишь.

  • Колобок — живое и разумное хлебобулочное изделие, вечный странник с зачаточными вокальными данными. Жизненный путь недолог и поучителен, а встреча с лисой приводит к закономерному финалу.
«

На самом деле Колобок выебал Лису, а затем Лося, Ворону и всех остальных лесных животных. Так появились Смешарики.

»
— Анонимус

Если же отставить ржаку и взглянуть на вещи глубже, то в самом рождении Колобка скрыт глубочайший символический смысл. Он рождён из остатков былого изобилия («по амбару поскребла, по сусеку помела»), обладает круглой формой (от слова «коло», означающего нечто круглое) и отпущен странствовать по свету просто так. Печёные мучные изделия круглой формы — явные символы Солнца (например, блин на Масленицу), поэтому в появлении на свет Колобка угадываются отголоски древнего мифа о возвращении Солнца после долгих зимних ночей, когда и запасы еды уже подходили к концу.

ЖРААААААТЬ!!!!!!!
  • Глиняный парень — наш ответ еврейскому Голему: прожорливое существо, вылепленное от нехрен делать какими-то дедом и бабкой, которые тут же потеряли над ним контроль и были сожраны собственным творением. Закономерный конец света предотвратила встреча с хитроумным деревенским козлом, который забодал чудовище насмерть и освободил всех проглоченных разбушевавшимся монстром.
  • Снегурочка — была бы человеком, была бы среди героев. Фактически же представляет собой искусственную разумную форму жизни на гидрокристаллической основе, имеющую облик молодой самки Homo sapiens. Находится в родственных отношениях с Морозом, степень родства не ясна.
  • Правда и Кривда — персонифицированные стили жизни. Да, в сказках и такое бывает. ИЧСХ, даже в далёкое сказочное время судья признал, что «в наше время лучше жить кривдой».
  • Горе, или горе-злосчастье — рафинированная персональная невезуха во всех её проявлениях. Собственного облика зачастую не имеет, угадывается лишь по голосу, который может слышать обладатель этой хренотени. Иногда, впрочем, его описывают так:
«

Горе-Злосчастие тонешенько, чернешенько, голова у него малым-малешенька, с наперсточек будет, туловище не спознать с соломиной, лычком связанное, подпоясанное, мочалами ноги изопуталися.
Бежит оно впереди Кузи и чертит что-то на дороге: судьбу его изменяет. То кругами вокруг него ходит: темнеет от этого у Кузи в глазах; то камень ему под ноги катнет – спотыкается Кузя; то на него запрыгнет, сядет на шею – согнется Кузя в три погибели; то к самому сердцу припадет – застонет Кузя, закручинится… Хочет назад поворотить, а Горе-Злосчастие ему не дает.

»
отсюда

Пока эта нежить дружит с человеком, того преследуют несчастья. Избавиться от этой тварины сложно, но можно: нужно лишь заманить Горе-злосчастье в какую-то маленькую ёмкость, чтобы оно там спряталось, и плотно забить крышку, после чего просто выкинуть предмет вместе с этой пакостной начинкой. Купец, например, заманил Горе во втулку колеса и забил выход дубовым клином. Но можно и не мудрить, а просто подарить что-то кому-нибудь со словами «… и горе-злосчастье в придачу». Оно и перейдёт вместе с подарочком.

Девайсы и предметы

Природного происхождения

Мать-сыра земля

По справочнику "электротехника для инженеров" хороший, годный проводник электричества. Судя по всему из-за этого её свойства обладает способностью придавать Главному Герою второе дыхание, когда нежить одолевает: делится с героем силой, которой у неё видимо-невидимо. Кусочек сабжа съедается или водружается на голову в знак нерушимости клятвы, а скот для избавления от болезней прогоняется через «земляные ворота» (прокопанный в земле сквозной тоннель).

Живая и мёртвая вода

Они же — говорящая и мертвящая. Обычно доставляется по просьбе ГГ вороном, реже змеёй подколодной. Мёртвая вода нужна, чтобы превратить изрядно потрёпанные останки пострадавшего в человеческого вида трупак. Живая же — превращает оный обратно в живого человека. Короче, в сказке необратимо умереть довольно сложно — конечно, если ты ГГ или на худой конец его друг или союзник.

Цветок папоротника

Огненный. Вводит в прострацию и фрустрацию ботаников, появляясь в ночь на Ивана Купалу. Обычно охраняется всякого рода нежитью, но, если не побояться и сорвать его, земля для обладателя этой диковины становится прозрачной и показывает скрытые в ней клады.

Поиск цветка папоротника является неплохим оправданием совместного пребывания в лесу большого количества молодых людей обоих полов, финалом чего чаще всего оказывается свальный грех, мечта юного задрота и романтика.

Волшебная трава Волшебная трава

Неизвестный официальной науке вид растений с чудодейственными свойствами: если потереть ею выколотые глаза, зрение возвращается (из сказки о Правде и Кривде). Как вариант, трава излечивает какую-либо другую болезнь, насланную нечистой силой (к примеру последствия химотерапии после рака). О свойствах травы обычно рассказывает на сходняке главный из местной нечисти, чтобы показать, что злодейство кого-то из его шестёрок — хуита.

Яблоки молодильные

Эликсир молодости, за которым старый отец посылает, как правило, трёх сыновей, одного из которых зовут обычно Иваном. Растут на яблоне с серебряными листьями, а сами золотые.

В некоторых сказках наоборот, сразу являются имуществом бати. Рано или поздно старик внезапно узнаёт, что какая-то сволочь (спойлер: Жар-птица) эти самые яблоки пиздит по ночам, и отправляет сыновей караулить сад. Конец немного предсказуем.

Золотое яичко

То самое, что Курочка-ряба снесла дедушке. История происхождения темная, но то, что разбить его было бы тяжело — факт бесспорный. Из-за крайней пластичности металла такое яйцо скорее можно было превратить в тор (Перельман правда возражает) и что с ним сделала мышь, которая махнув хвостом уронила его и разбила остается только догадываться. Наиболее напрашивающийся вывод — подвергла глубокой заморозке, но тогда эта мышь — натуральный демон Максвелла.

Рукотворные

Печь

«Мы рождены чтоб сказку сделать былью.» (с) Народное

Мультифункциональный кухонный комбайн, плита, отопительный агрегат, спальное койко-место, камин, конструктивно: несущая статическая основа любой деревенской избы, а также любимый способ досуга большинства одушевлённых персонажей сказок, что наталкивает на мысль что под термином «валятся на печи» воистину подразумевалась православная половая ебля. ВНЕЗАПНО так-же является одновременно самоходным средством передвижения ивана, в качестве энергоносителя используется древесина, что также наталкивает на мысль о том что суть сказок это (не всегда научная, но всёже) фантастика, ибо сегодня имеем эту её ипостась на 100% воплощённой в жизнь (даже вместе с половой еблей).

Так-же сказочное происхождение россиянских автомобилей подтверждает тот факт что в общем и целом ТТХ печи примерно соответствуют ТТХ автомобилей отечественного производства: водитель называет цель довольно неопределённо, и ЧСХ он туда действительно попадает, проблема лишь в том что на способ передвижения печи, комфорт пассажиров и сроки передвижения он повлиять никак не может.

Гусли-самогуды

Одно из первых оружий массового поражения. Исполняют столь зажигательные мелодии, что ноги сами пускаются в пляс, особенно у недругов обладателя прибора, причем развивается соматическая реакция с положительной обратной связью, что может привести к полной небоеспособности или даже смерти супостата.

Клубочек

Сказочная версия GPS-навигатора и отечественного производства нить Ариадны. Выдаётся ГГ Бабой-Ягой или кем-то другим либо очень старым, либо очень мудрым. Имеет голосовое управление, приводит к строго определённому месту.

Яблочко на блюдечке

ГОСТ: яблочко — наливное, блюдечко — серебряное. Сказочная версия видеонаблюдения, отечественный палантир (или шар видений). Включается и управляется довольно сложными голосовыми комбинациями, видимо проблемы ограничения доступа уже тогда были вполне реальны.

Волшебное кольцо власти

Достаётся Главному Герою обычно за тяжёлую работу либо за спасение очередной тян, причём предыдущий владелец кольца сначала коварно пытается откупиться златом-серебром, но таки уступает настойчивому ГГ, требующему исключительно колечко с царской руки — с мизинного перста. Приносит обладателю немалый профитъ: если ночью надеть кольцо или перенести его с пальца на палец, являются работники, которые за ночь доставляют материальные блага по желанию хозяина кольца, или же выполняют заведомо невыполнимую в срок работу (например, строят из воска церковь для венчания ГГ с царской дочкой). Артефакт обычно выдаётся главному герою вместе с советом держать это колечко в тайне во избежание завистливых взглядов. Тем не менее, настроив себе дворцов и яхт, главный герой забивает болт на этот совет и таки сливает инфу какой-нибудь королевне, в результате чего вместо тихой размеренной жизни олигарха обретает дополнительные приключения на свои ягодицы.

По другой версии, Волшебное кольцо служит для увеличения мужского полового хуя. При надевании на ноготок оно делает хуй с локоток, а если на весь перст — то семь верст, реализуя вечный двигатель при попадании под хвост кобыле, а залезших на него баб унося в стратосферу.

Торба

Обладает чудесным свойством: по желанию хозяина торбы (обычно солдата) всё, что он захочет, попадает в неё и легко умещается в ней. Обычно среди попаданцев оказывается нечистая сила или царь, вздумавший мухлевать с оплатой за халтуру Главного Героя.

Прогрессивный вариант — волшебная сума, которую делает таковой журавль, ставший приёмным сыном старику. В ней поселяются двое из сумы, которые выполняют любое желание хозяина предмета. Когда кума подменивает суму, журавль поселяет в подменной суме других двоих из сумы, которые, напротив, избивают обладателя сумы, вздумавшего ими командовать. Подменив суму обратно, старик устраивает куме небольшой сюрприз.

Неразменный рубль

Наиболее вероятный облик сабжа.

Деньга, специально обученная возвращаться к хозяину в ходе сделки по купле-продаже. Иногда достоинство уменьшается до пятака, но свойства при этом сохраняются. Чтобы отыскать такой рубль, нужно просто метить все рубли, попадающие в руки: прокалывать им край[8]. Считается, что помеченный рубль становится рабом своего хозяина и уже не уйдёт от него. Есть поверье, что неразменным может быть только рубль времён Петра I, которым взимался налог за бороду.

«

Есть поверье, будто волшебными средствами можно получить неразменный рубль, то есть такой рубль, который, сколько раз его не выдавай, он все-таки опять является целым в кармане. Но для того чтобы добыть такой рубль, нужно претерпеть большие страхи. Всех их я не помню, но знаю, что, между прочим, надо взять черную без одной отметины кошку и нести ее продавать рождественскою ночью на перекресток четырех дорог, из которых притом одна непременно должна вести к кладбищу.
Здесь надо стать, пожав кошку посильнее, так, чтобы она замяукала, и зажмурить глаза. Все это надо сделать за несколько минут перед полночью, а в самую полночь придет кто-то и станет торговать кошку. Покупщик будет давать за бедного зверька очень много денег, но продавец должен требовать непременно только рубль, — ни больше, ни меньше как один серебряный рубль. Покупщик будет навязывать более, но надо настойчиво требовать рубль, и когда, наконец, этот рубль будет дан, тогда его надо положить в карман и держать рукою, а самому уходить как можно скорее и не оглядываться. Этот рубль и есть неразменный или безрасходный, — то есть сколько ни отдавайте его в уплату за что-нибудь, — он все-таки опять является в кармане. Чтобы заплатить, например, сто рублей, надо только сто раз опустить руку в карман и оттуда всякий раз вынуть рубль.
Конечно, это поверье пустое и нестаточное; но есть простые люди, которые склонны верить, что неразменные рубли действительно можно добывать. Когда я был маленьким мальчиком, и я тоже этому верил.

»
— Н. С. Лесков о сабже

Сапоги-скороходы

Они же семимильные сапоги. НЁХ, по всей видимости в виде сапог, увеличивающая шаги в over 9000 раз. Догнать человека в таких сапогах могло только то, не знаю что.

Меч-кладенец

Мега-оружие пострашнее моргульского клинка. Способно поразить кого угодно, но в инструкции по применению имеется маленькая хитринка: ударить можно только один раз. Если ударить того же самого врага дважды, от второго удара он воскресает, а меч поражает своего обладателя. Так, например, лишился головы Росланей-богатырь, живость головы которого в дальнейшем воспел Наше Всё. Аналогичные мотивы можно найти в чуркосказках разного разлива, в которых див, дэв или ещё какой-нибудь бустырган дохнет только после того, как батыр даёт ему одного пиздюля и наотрез (вслух, открытым текстом) отказывается давать ему дополнительных.

Скатерть-самобранка

Воплощение американской мечты, обеспечивающее обладателю сытую и пьяную жизнь при минимальных трудозатратах. Жаль, что до простыни с аналогичными свойствами додумались только в анекдотах.

Жерновки

Архаичный прообраз 3D-принтера, девайс с ручным управлением, производящий по желанию обладателя кучу разного профита, главным образом еды. В сказках других народов имелись сходные приспособления: мельница Сампо (Финляндия) и жернова короля Фроди, которые могли намолоть вообще всё, что угодно — хоть поваренную соль, хоть войну.

Дубинка

Мега-девайс из сундучка, запрограммированный раздавать в автоматическом режиме живительные пиздюли лицам разного звания по указанию обладателя.

Шапка-невидимка

Мечта вора или вуайериста, классическое читерское устройство, как правило случайно попадающее в руки ГГ. Злодей потерявший сей девайс практически обречен, ибо нехуй.

Летучий корабль

Вопреки физике и опыту инженеров-авиастроителей, таки, летает.

Ступа и помело

Еще один способ передвижения по воздуху, запатентованный Бабой Ягой. Молодые ведьмочки предпочитают обходиться одними мётлами (без ступы) и рассекают на них, срамно расставив ноги, аки на байках, но Баба Яга — ведьма почтенная, ей молодые забавы не к лицу и она предпочитает летать с комфортом.

Избушка на курьих ножках

ПМЖ Бабы-Яги. Управляется голосовыми командами, обладает некоторой сообразительностью хорошим, годным искуственным интеллектом. В принципе, ничто не мешает сооружению двигаться в любом направлении, но в сказках сабж частенько окружён частоколом с живописно рассаженными по его верху головами непрошенных гостей на разных стадиях разложения.

Поскольку Баба-Яга находится между мирами живых и мёртвых, избушка представляет собой своего рода портал между этими двумя мирами. Поворачиваясь туды-сюды, избушка открывалась на выход то в один, то в другой мир. Даже злокозненные гуси-лебеди вылетали в реальный мир, пролетая именно над избушкой на курьих ножках.

ИРЛ есть две гипотезы происхождения оного девайса.
Во-первых, ножки могут быть не курьими, а курными, то есть, обожжёнными для защиты от гниения, и в итоге получается просто избушка, приподнятая над землёй (для защиты от грызунов) на обожжённых деревянных столбиках.
Во-вторых, соседи русичей, финно-угорские племена весь и меря, хоронили своих мёртвых, выстраивая на дереве, срубленном на некоторой высоте над землёй, маленький домик для покойника. В итоге как раз и получался домик без окон, без дверей и на ножках, в котором «живёт» мертвец. И сразу вспоминаем, что Баба-Яга со своей костяной (сиречь мёртвой) ногой как раз находится между мирами живых и мёртвых. На версию о финно-угорском происхождении этого девайса любят фапать господа западнического толка, которые любят представлять русскую культуру как целиком заимствованное явление.
В культуре избушка на курьих ножках стала героем многочисленных фильмов, мультфильмов, карикатур и анекдотов, вплоть до срамных.

Гребешок

Мечта биоинженера. Будучи брошенным за спину в считанные минуты прорастал в непроходимый лес, через который приходилось в буквальном смысле слова прогрызаться. Полотенце со сходными свойствами превращается в столь же непреодолимую реку.

Камень на перекрёстке

Американский Емеля тоже должен делать выбор.
Выбор всегда есть.

Место встречи изменить нельзя — ни один квест не обходится без этой узловой точки, где герой должен сделать мучительный выбор своей дальнейшей судьбы. Надпись на камне незатейлива и однотипна: в одну сторону поедешь — сам жив, коню хана; в другую сторону поедешь — конь жив, а тебе кранты; в третью сторону поедешь — иметь тебе кучу всякого профита, который, как выясняется далее, является всего лишь приманкой. Тут обычно и выясняется, кто на что готов ради своего будущего. Обычно Главный Герой старается поберечь коня, а его старшие братья выбирают дорогу, как им кажется, полегче. Что характерно, эта дорога ведёт к кабаку или бардаку, где под видом культурного обслуживания братья оказываются в яме в подполе, или же проигрываются в пух и прах. Секса, естественно, тоже не достаётся.
Сюжет с мучительным раздумьем Главного Героя у дорожного камня многократно воплощён в масле на холстах. Картину «Витязь на распутье» кисти Васнецова не видел только слепой или тупой. Причём, судя по валяющимся вокруг камушка костям людей и лошадей, некоторые витязи думали очень-очень долго, превзойдя в искусстве принятия решений пресловутого Буриданова осла. Этот сюжет стал основой для множества смищных картинок разной степени тупости и политизированности.

Примечания

  1. И командир перед разъярённым барином подтверждает это, заодно похвалив солдата за находчивость.
  2. По другой версии — Авдотья
  3. у дагестанцев, персонаж подобный бабе-Яге реально зовётся Карт Енем — дословно «моя старая тёща»
  4. Очевидно, национальностью объясняются безграничные возможности сабжа. Однако крайняя безынициативность таки вызывает сомнения
  5. Главный Герой, спрятавшись, видит, как сабж безропотно прислуживает бомжеватого вида мужичку
  6. IRL в Средние века бобёр на полном серьёзе считался рыбой (причём, деликатесной и недешёвой, что лишний раз какбэ намекает и символизирует), благодаря чему мог невозбранно употребляться в пищу во время поста. То же самое случилось с болотной черепахой, а в Южной Америке хитрые падре так же пошутили с капибарой. Also, google "Barnacle tree".
  7. должность ключницы при князе была настолько хлебной, что люди порой сами себя продавали в рабство ради этой должности
  8. Очевидно, таким способом можно пометить только бумажную деньгу, хотя дурная голова рукам покоя не даёт.