Участник:Арастиор/Хроники Амбера

Материал из Lurkmore

Перейти к: навигация, поиск
Recycle.pngЭта статья находится на доработке.
Эта статья всё ещё не взлетела и не соответствует нынешним реалиям /lm/. Но добрый Арастиор приютил её в своём личном пространстве, и теперь она может тихо гнить неспешно дописываться здесь вечно.Дата последней правки страницы: 15.03.2015
Spoiler alert.jpgУбийца — дворецкий!
Внимание! Далее следует ударное количество спойлеров, а то и полный пересказ сюжета сериала размером с простыню. Если вы принадлежите к категории слоупоков, не любящих узнавать о чем-либо заранее, советуем немедленно прекратить чтение и пройти мимо. Кстати, во всем виновата Дара.

Хроники Амбера — винрарная серия книг американского писателя-фантаста Роджера Желязны. Более чем наполовину состоит из лулзов, отсылок к Шекспиру и Кэрроллу, является дикой смесью фэнтези, психоделики и психологического СПГС, а также настольной энциклопедией троллинга.

Содержание

Кто это сделал?

Жил-был в Америке один дяденька — Роджер (пшеко-ирландского происхождения) со странной фамилией: то ли Желязны, то ли Зилазни, в общем, не важно. С раннего детства учился на психолога, но внезапно стал бакалавром английской словесности — видимо, из-за своей латентной тяги к графоманству. В отличие от всех нормальных студентов, во время учёбы юный Роджер не был замечен в употреблении веществ, алкоголя, и других маленьких шалостях. Напротив! Дзюдо, айкидо, японский, хинди, восточные религии, а также написание стихов и рассказов — вот чем занимался наш будущий классик в свободное от учёбы время. Видимо, отсюда и растут рога и копыта всех последующих произведений автора, полных СПГС, веществ, интриг и прочей беллетристики. После учёбы наш гуманитарий долгое время служил в национальной гвардии, а под закат карьеры военного какое-то время успел поработать в подразделении психологической войны, что символизирует. Итак, разобравшись со своим гражданским долгом, Желязны решил профессионально заняться литературой, то бишь стрижкой бабла. А так как совсем недавно отгремел некий роман «О мытарствах с колечком», было принято решение поднять изи мани на фанатах разнообразной фэнтэзи, которая к середине шестидесятых ещё не успела обрасти Перумовым и штампами.

К концу шестидесятых Желязны выстрелил серией винрарных романов, среди которых «Этот бессмертный», « Князь Света», « Остров мёртвых», « Создания света, Создания тьмы» и т. д., которые сделали имя и профит своему автору. Вдохновлённый успехом этих произведений, Желязны решил-таки написать свой эпик с Порядком и Хаосом, и всё заверте… Первый цикл романов был запилен в течении седьмой декады XX века и пропитан её духом чуть более чем полностью. Во время работы над «Хрониками» Желязны успевал пописывать другие книжонки, и даже умудрился поработать с великим уплетателем веществ — Филипом К. Диком. Похоже, это близкое знакомство не прошло для Желязны даром, так как после прочтения парочки глав о похождениях героев по разным теням возникает резонный вопрос — «Что курил автор?». Ну это так — придирки, а в общем и целом получился достойный своего времени винрар, хотя на вкус и цвет все фломастеры разные.

Внезапно, во второй половине восьмидесятых, нашему автору приспичило написать продолжение эпопеи о похождениях интересных личностей. То ли это было сделано от безденежья, то ли от скуки, но факт остаётся фактом — за пять лет было зафигачено пять книг, на которые в прошлый раз Желязны потратил почти вдвое больше времени, что какбе намекает… Как и предыдущее предложение, второй цикл заканчивается многоточием, но увы или к счастью, нам не дано узнать что там было дальше, потому как Роджер Джозеф Желязны скоропостижно отправился в нирвану в девяносто пятом году прошлого века, оставив после себя около двадцати романов, кучу рассказов, и немалое количество наград к ним.

В чём суть

В том, что это всего-навсего одно из произведений, являющихся основополагающими жанра фэнтези как такового. Иначе говоря, была создана концепция, породившая массу вторичных волн ролевых игр, фанфиков, фанарта и прочего (по аналогии с Ардой, например, или одной далёкой-предалёкой галактикой).

Кратко о самой концепции: наша сраная вселенная с Бибером, Леди Гагой и айфонами есть не что иное, как не самое удачное из сотен тыщ отражений труЪ-мира, известного как Эмбер. Эмбер — это сторона Бобра, а сторона Осла — так наз. Дворы Хаоса, и Бобро с Ослом хоть масштабно и не воюют, но подковыривают, троллят и суют МПХ в колёса на вселенском уровне. На самом деле там всё куда глубже и интереснее, но об этом рекомендуется читать не Луркомоар, а собственно сами книги.

Персонажи

Осторожно: их много.


Мироустройство

Эмбер

Amber.jpg

В альтернативных переводах известен как Амбер и Янтарь. Приморский городишко, по случаю ставший одним из полюсов известной нам вселенной и являющийся олицетворением Порядка. Был запилен одной интересной личностью то ли с бодуна, то ли как высокохудожественная инсталляция, с помощью сильного колдунства, куска красного стекла (он же Глаз Змея, Талисман Закона, Камень Правосудия и т. д.) и ведра крови неизвестной группы. Сие творение непризнанного Ван Гога породил немало баттхерта среди родни вышеозначенного художника, а также явился поводом к бесчисленным войнушкам с геноцидом, гуро и шлюхами. «Сначала думай, потом делай».

Находится где-то в глубине пространств, имеет еще парочку альтернативных версий и один оригинальный труЪ-экземпляр, тенью которого сам и является. Имеется ещё куча подделок, в одной из которых живёшь ты. Расположен у подножия горы Колвир, коя омывается безбрежным океаном с одной стороны, а с другой подпёрта древним лесом со смутно знакомым немецким названием. Живописное местечко — Египет, Таиланд и Турция нервно курят в сторонке.

Сам городишко населен преимущественно приматами, подозрительно похожими на Homo Sapiens, которые ведут весьма примитивный образ жизни (спойлер: Жрать, Спать, Ебать, Убивать), что, впрочем, не сильно отличается от бытия любого индивида, населяющего нашу тень. Заправляет всем этим делом зоопарк из кучи принцев и принцесс разной степени отмороженности, которых породил один единственный папа — король Оберон. Что характерно, его тоже родил папа, но имеются слухи, что имел место факт Жёсткой Зоофилии™. Размеры бедствия, царящего в головах местной Илиты, могут оценить только специалисты из Кащенко (да и те — с недюжинного объёма трудом), а скелетами, хранящимися в уютненьких шкафчиках правящей семейки, можно засеять с десяток Новодевичьих кладбищ.

Алсо, Корвин, оказавшись мимоходом в подземельях Амбера, встречает там некоего Роджера, который, по его собственному признанию, пишет там на Lurkmore философский роман с элементами ужаса и психопатологии, что как бы намекает.

Огненный Путь

НЁХ, также известная как Образ и Лабиринт. Cхематически — геометрическая квантово-торсионная сущность, проекция Единорога. Позволяет просветлённым проходимцам получать кучу ништяков, самым крутым из которых считается возможность перемещаться по теням aka отражениям. Суперспособностям, которые даёт эта штука, позавидует любой «человек из стали», не говоря уже о тебе. Чтобы попасть в Эмбер или выйти из него, нужно, чтоб твоим биологическим папой (или мамой) был кто-нибудь из весёлой семейки местных аристократов-дегенератов, потому как оператором Образа может быть только носитель царской ДНК. (спойлер: Поскольку Дваркин, тащемта, является выходцем из Дворов Хаоса, то и вся его родня с той стороны может невозбранно пройти Путь. Что, собственно, и случилось. Соответственно, любой принц Амбера может пересечь Логрус и получить level-up.) Может быть невозбранно уничтожен при помощи ведра той же самой королевской крови. Обладает разумом и может создавать копии всех, кто его прошёл, для последующего использования в своих целях, ну или просто just for lulz.

Огненный Путь Корвина

Резервный бэкап Эмберского Образа, сделанный Корвином на всякий случай во время внеплановой дефрагментации вселенной с последующим форматированием (спойлер: во время этой операции всея папа был поделён на ноль). Любит своего создателя и даже создал его клон в результате временной утери оригинала. Люто ненавидим Логрусом и собственно Эмберским Огненным Путем, которые постоянно пытаются навредить ему разными армагеддонами. Является нейтральной стороной, и ему плевать на всех, пожалуй, кроме Корвина и Мерлина (ибо отцовская кровь же).

Дворы Хаоса

Citadel1.jpg

Родина амберского создателя интернетов. Как известно, в начале был хаос, но со временем, как и свойственно хаосу, он породил кучу бесполезных вещей, в том числе и разум. И как свойственно любому разуму, начал он искать приключений: и создал он вещества, и погрузился в сон, а уж он-то и породил чудовищ, впоследствии огородивших кусок этого самого хаоса. Вот этот самый кусок эти самые монстры и назвали Дворами Хаоса, навели там порядок (sic!) и начали плодиться и размножаться. Экспериментально-опытным путем ими было установлено, что надо запилить абсолютную монархию с Логрусом и Блестящими (не теми, упаси Г-споди).

Также было обнаружено, что Дворы отбрасывают тени на субстанцию, именуемую пространственно-временным континуумом, и что эти тени являются ничем иным, как параллельными мирами, в которых как в кривом зеркале отражается первоисточник. По итогам тайного голосования было принято решение о руководящей роли Хаоса, а в местный Мавзолей водружён тотем Змея. Его именем было решено нести Демократию народам, населяющим окружающие тени. После эонов тысячелетий это дело малость достало некоторых местных Омег, и самый чОткий из них втайне от родни решил замутить свою вселенную с… ну вы понели. Пацан пришел к успеху, а Дворы потеряли часть влияния, потому как теперь сфера влияния поделилась надвое (хорошо, что не на ноль) и сбылась мечта многих поцреотов о биполярном мире.

Теперь Дворы сильную личную неприязнь испытывают к своей дальней родне, но иногда ради потроллить приглашают их погостить к себе в гости. Корвину, например, там сильно понравилось.

Логрус

Ещё большая НЁХ, чем Огненный Путь, делает с прынцами-прынцессами все то же самое и даже больше. А так ничего, можно с ним по теням перемещаться, можно облик себе поменять или побить кого. Ещё можно раздеть любую тян глазами и через астрал с помощью хватки Логруса вытащить у неё из сумки мобилу, пока она кричит, чтоб ты отдал её трусы. Внезапно тоже обладает разумом и тоже клонирует всякого его прошедшего. Надо полагать, с той же целью, что и Огненный Путь.

Источник Четырёх миров

Живописное местечко на стыке четырёх теней, за которое постоянно ведутся войнушки. Всё дело в том, что в этом месте имеется фонтанчик, извергающий сотни магии и обнесённый неприступной цитаделью, а любой искупавшийся в этом деле персонаж моментально становится эльфом 80-го уровня и получает нехилый бонус к логистике.

Козыри

Aka Карты. Средство связи и перемещения царской кодлы. Основные нарисованы Дворкином и имеются у каждого члена фамилии. Представляют собой, как нетрудно догадаться, колоду карт с аватарками всех действующих лиц на фоне чего-нибудь эпичного. Действуют как своеобразный портал: сосредоточившись и внимательно вглядываясь в изображение, можно связаться с изображенным на ней товарищем с целью пообщаться, проткнуть чем-нибудь острым, пригласить на рюмочку чаю или проследовать в гости. Или переместиться в определенное место. Количество колод точно неизвестно, но, надо полагать, немало. К тому же рисовать могут все кому не лень (правда, только трушные амбериты и хаоситы).

Тир-на Ног'т

Aka Тир-На-Ног'т, Тир На Ног. Отражение города Эмбер, висящее прямо над ним. Этакий полупризрачный город в лунном свете. Обитают там различные интересные личности, а когда луну заслоняет облачко, в городе появляются дырки. Ходили туда за различными штуками и болтовней, да по делу, к примеру, руки кому-нибудь оторвать.

Ребма

Aka Ратн-Я. Ещё одно отражение Амбера, расположенное под водой. Имея мозг, несложно угадать, что само название — обратное прочтение названия «Амбер» («Янтарь»). Заросшее тиной маленькое, но гордое местечко с заправляющей всем королевой Мойре (Моэре), которую Корвин в благодарность за тёплый приём трахнул (без последствий).

Авалон

Мир недалеко от Амбера, в котором правил Корвин: отец опасался, что принцы сместят его с трона Амбера, и позволил им организовать собственные королевства с казной и гаремами. Нахождение Корвина на троне Авалона породило его тени в иных мирах. В частности, довольно толсто намекается, что тенями Корвина были король Артур и Карл Великий.

Земляшка

Одна из теней (отражений), пользующаяся популярностью как место отдыха, учёбы и жизни многих принцев и принцесс Амбера.

В отличие от современных представлений об исходном нейтралитете человечества в противостоянии высших сил, у Желязны Земля находилась достаточно близко к Амберу (около ста Теней, судя по некоторым признакам). До границы раздела владений Порядка и Хаоса с Земли было куда как дальше, чем до Луны на тракторе, что естественно, так как Земля отражение Амбера, а не Хаоса.

Отсылки к классике, фольклору и мистицизму

  • Авалон — не только Тень в «Хрониках…», но ещё и волшебный остров в кельтской мифологии (Инис Авалон, «остров яблонь»). Особенно известен благодаря Артуровскому циклу, согласно которым именно туда был отправлен смертельно раненый в битве при Камланне король Артур.
  • Аверн — отсылка к греческой мифологии, где считалось, что рядом с озером Аверн находится спуск в Аид. По Вергилию, именно этим проходом пользовался Эней.
  • Адские гончие (спутницы Стража Арденского леса) — и Дикий Гон (Дикая Охота) киммерийцев и германцев. Правда, у тех и других Гон возглавляли Гвинн ап Нуд или Холда (Хелда, Берта, Фригг). Алсо, есть и более поздняя версия, по которой Дикий Гон из чОрных псов возглавляет Френсис Дрейк верхом на вороном коне, и видели его аж над Плисмутом!
  • Арденский лес — вполне себе реальный лес в центральной Англии. Вот только в английском фольклоре он считается средоточием сакральных сил и эпицентром сильного колдунства. Алсо, этот же образ использовал Шекспир в «Как вам это понравится».
  • Кельтский фольклор — в принципе, сквозит везде. Это и сопоставление противостояния Пути и Логруса с противостоянием англо-саксов и королевства Логрис. И отсылки к холмам эльфов-фейри. Упомянутый выше Авалон, Мерлин или Дева у Озера — просто самые заметные моменты, на деле их дофигища, и без знания мифологии и истории кельтов их хрен разгадаешь.
  • Мандала — комбинация геометрических эементов, символически представляющая образ мироздания. В буддистских учениях обладает сопоставляется с кругом, колесом, лотосом или розой. Символ полон СПГС и религии чуть менее, чем полностью, так что здесь расписывать не надо — всё равно места не хватит.
  • Карты Амбера — отсылка к Картам Таро (о чём прямо пишется в первом же томе). Те же Великие (Старшие) и Младшие Арканы, те же масти. Возможный СПГС — какой принц соответствует какому Великому Аркану? Так же прямой отсылкой является Древо Сефирот (наиболее известная кабалическая схема познания мироздания). Желязны вообще неоднократно втыкает отсылки на Кабалу или Веды, но Карты Таро нам как-то более известны и потому легче узнаваемы. Когда Ганелон подвешивает за ногу светловолосого дезертира - это карта Таро "Подвешенный мужчина". Когда Корвин думает о колесе водяной мельницы - это карта "Колесо Удачи".
  • Королевская семья — Идея возникновения королевской семьи Амбера уходит корнями в древнюю кельтскую традицию. Только что избранный король должен был, совокупиться с лошадью, а после лошадь должны были сварить. И в лошадинном бульоне король обязан был выкупаться.
  • Кэролл — тот самый Льюис Кэролл. Герои «Хроник…» постоянно цитируют его стишки про Бармаглота и вообще «Алису». А под веществами, даже находят соответствующее отражение.
  • «Легенды Сонной Лощины» — уберпопулярный в своё время рассказ Вашингтона Ирвинга. В наши дни по нему снят фильм «Соннная Лощина», с которого началась карьера Джонни Депа.
  • Оберон — ещё одна отсылка к английскому (точнее, кельтскому) фольклору. Именно так в нём зовут верховного правителя Волшебной страны.
  • Прустовское «В поисках потерянного времени» — упоминается
  • Призрачное колесо - Когда Мерлин рассказывал Люку о своем проекте, он упоминал, что воспользовался идеей двух замечательных ребят - Эверетта и Уиллера. В квантовой механики как раз есть теория Эуверетта-Уиллера, смысл которой заключается в том, что существует множество миров, образующих вселенную и действие в одном мире может прямо повлиять на события в другом. То есть что-то вроде альтернативных миров. В целом эта теория почти полностью вписывается в мир Амбера, в котором события произощедшие в Амбере отражаются на другие, теневые, миры.
  • Тир-на Но'гтх как призрачное видение Амбера — и Тир-нан-Ог как страна вечной молодости в кельтской мифологии.
  • Скандинавская мифология представлена деревом Игг, растущем на границе сфер влияния порядка и хаоса, и вороном Хуги, на этом дереве живущим.
  • Страж Четырех Миров - Когда Мерлин первый раз видит замок Страж Четырех Миров он называет его Горменгаст. Это отсылка к творчеству английского поэта и драматурга Мервина Пика. Его самое известное произведение это трилогия о Титусе Гроане, также называемая просто "Горменгаст".
  • Тагейрм — древний шотландский ритуал. В самом романе прямо не упоминается, но сцена поджаривания козы на каменном алтаре полностью совпадаетс описаниями ритуала. Для особо любопытных — читаем Г. Майринка, «ангел Западного Окна», где тот же ритуал расписан в деталях. С насаживанием на вертел и поджариванием 50 кошек подряд!
  • «Чайльд Роланд» — старая английская баллада, более известная в виде переделки Р. Браунинга «Роланд к Чёрной Башне пришёл». Заюзана в «Знаке Единорога».
  • Отсылки к Шекспиру


Переводы

  • В разных переводах отличается пол лошадей: лошадь Корвина Star, к примеру, оказывается то жеребцом Старом, то кобылой Звёздочкой. То же происходит и с таким магическим оружием, как Грейсвандир и Фракир.
  • В оригинале — англ. Pattern, на русский язык переводился (адаптировался), как Лабиринт, Путь, Огненный Путь, Узор, Образ.
  • В некоторых переводах Король Хаоса Свейвилл (Swaywill) и глава Дома Всевидящих, муж Дары и приёмный отец Мерлина герцог Савалл (Sawall) названы одним и тем же именем — Савалл.
  • «Карты» в оригинале у Желязны названы «The Trumps». Прямым переводом этого слова является слово «козыри», причём козыри не карточной игры, а колоды Таро, то есть старшие арканы Таро.

Значимость

  • Противопоставление не Добра и Зла, а иных формаций — Пути и Лабиринта, Единорога и Змея, Порядка и Хаоса. Идея, конечно, принадлежит не Роджеру, но именно «Хроники Амбера» способствовали её популяризации.
  • «Земля — лишь отражение некоей более сложной реальности» — концепция, ставшая шаблоном в фэнтези/фантастике и используемая более поздними авторами чуть менее, чем всегда, будь то «Матрица» Вачковски, «Хранитель Мечей» Перумова или что-либо другое. Увы, отмечается тенденция использования этого клише в быдлофэнтези, где ГГ ВНЕЗАПНО попадает из сраной земляшки в Страну Эльфов и начинает нагибать.
  • «ГГ просыпается и ничего о себе не помнит, а потом вспоминает полкниги» — приём, многократно использованный более поздними авторами.
  • В Warcraft I один из кодов (вооружение солдат по последнему слову техники) — Corwin of Amber. В книге Корвин вооружает своих средневековых солдат огнестрельным оружием.
  • Кузинатра
  • Был выпущен русский квест по первой книге.
  • Сабж оказал влияние на книги, компьютерные игры итд. Ощущается сильное влияние сабжа и «Джека из Тени» в серии Пехова «Хроники Сиалы», игре Planescape и ещё много где, тысячи их. Хотя, справедливости ради, сабж сам был несколько спижжен из «Тёмного мира» Каттнера.
  • В США есть довольно известная, в прошлом, фигуристка Эмбер Корвин (англ. Amber Corwin), что доставляет.
  • Энтомолог доктор Мартенс назвал в честь писателя одну из разновидностей пауков — Sclerocypris zelaznyi

Ссылки