Перестроечное кино/Криминальная драма
Материал из Lurkmore
Среди фильмов данного класса были исключительно удачные, которые неплохо выглядят и в наши дни. По тягостному ощущению безнадёги некоторые перестроечные криминальные драмы можно классифицировать как отечественные нуары.
- «Асса» (1987) — любовный треугольник с некоторым закосом под артхаус. Доставляет хорошей игрой Говорухина и отторгает ужасной игрой Тани Друбич. Тащемта, культовый фильм восьмидесятых. Кому идёт, кому нет, как минимум, саундтрек замечательный: Цой спел песню про перемены, а БГ про город золотой.
- «Беспредел» (1989) — пацан к успеху шёл, а попал в советскую колонию, где сполна хлебнул прелестей зековской житухи. Блатняк правит балом в сговоре с кровавой гебней. Гармаш в роли главного урки, словно рождён для этой роли. В начале фильма ГГ поднимается по лагерной иерархии, но затем скатывается в говно и поднимает восстание с опущенными, начиная выпиливать чётких и дерзких.
- Взбесившийся автобус (1990) — на основе реальных событий, кстати, упомянутых в книжке «Антикиллер». Банда уголовников (главарь у них — доставляющий Игорь Бочкин, сидящий на игле, а маруху его играла покойная ныне Анна Самохина) захватывает автобус со школьниками и училкой, требует кучу денег да самолет за границу. Противостоит им расовый латыш Ивар Калнынш. Что характерно, лететь они собирались в Израиль, а фамилия и внешность режиссера — Натансон. Очевидно, его неудержимо рвало на родину…
- «Воры в законе» (1988) — про любовный треугольник, в котором один из участников — бандит. Ситуация изначально попахивает надвигающейся трагедией. Доставляет сценой, где известного волшебника Амаяка Акопяна пристегнули наручниками в гараже, и чтобы не задохнуться от газа из выхлопной трубы, он отпиливает себе руку пилой, но всё равно окочуривается, так как гараж был заперт снаружи. Также в фильме показан пресловутый «утюг на животе». Интересная фича — саундтрек из винрарной «Кармен-сюиты» Щедрина (по мотивам оперы Бизе). Основан на произведении Фазиля Искандера «Бармен Адгур».
- «Гений» (1991) — один из самых нормальных среди всех перестроечных фильмов. Про умного мошенника, обдирающего богатых или высокопоставленных мудаков. И однажды он ссорится с местным паханом. Алсо, именно этот фильм популяризировал актуальное на сегодняшний день и ещё Б-г знает на сколько времени доставляющее высказывание про Рашку: «Страна непуганых идиотов!» из «Записных книжек» И. Ильфа. Не менее крылатое «Компакт-параболики» — оттуда же.
- «Депрессия» (1991) — квинтэссенция перестроечного кино, снятая всё тем же Бренчем во время освобождения Латвии из бездны советской оккупации. Присутствуют: сиськи при каждом удобном случае, трах, стриптиз-варьете, наркодилеры, сексуальная Марина Майко (спойлер: ходит в модном платье без лифчика, за что была изнасилована собственным директором), Михаил Задорнов, саундтрэк Раймонда Паулса и парад ССовцев в центре Риги.
- «Десять негритят» (1987) — по книжке одной малоизвестной английской писательницы А. Кристи «Ten Little Niggers» (!). Группа людей прибывает на отдых на отдалённый остров в акияне по приглашению некоего А. Н. Оуэна. Однако, вместо отдыха им зачитывают обвинение в убийстве (по одному на каждого, включая слуг), записанное на тёплую ламповую грампластинку с символизирующим названием «Лебединая песня». Попытки съебаться с острова ни к чему не приводят — загадочный Оуэн заказал правильную погоду, и пароходик, привёзший гостей на остров, до момента полной развязки причалить никак не может. Найти белого рыцаря правосудия на острове также нет никакой возможности: кроме гостей, слуг и чаек — никого. В общем, очень увлекательное кино. Режиссёр — еще вменяемый С. Говорухин, актёрский состав выполнен из золота, каждый персонаж в натуральную величину.
- «Дрянь» (1990) — ещё один совдеповский фильм о наркомании, но уже более жёсткий. Отслуживший в Афганистане ГГ (Олег Фомин) возвращается домой и узнаёт, что его сестра в квартире устроила притон и крепко сидит на игле. ГГ пытается выйти на поставщиков, попадает в переплёт и в одиночку сводит счёты с наркомафией. Неплохо показаны наркоманские притоны, ссученные менты и прочие артефакты распада СССР.
- «Дюба-Дюба» (1992) — молодой сценарист пытается вытащить из тюрьмы ЕОТ. Что характерно, законными методами дело не решилось, и пошло-поехало: набигание на пьяных гуляк, налёт на квартиру подпольного миллионера, изощрённые пытки и т. д. Но то ли это происходит на самом деле, то ли все это лишь разыгравшаяся фантазия — даже сам главный герой начинает сомневаться. Меньшиков с гранатою в кармане и чекою в руке; сценарий Луцика и Саморядова (авторы «Окраины»), нелинейное повествование, погребальная атмосфера гниющего совка. Очень аморальный фильм!
- «Заложники дьявола» (1993) — жесткач про оборотня в погонах, который использует должность начальника городского ОБХСС, чтобы вымогать деньги у трудолюбивых армян-рестораторов. Крупным планом пачки денег с профилем Владимира Ильича и свирепая физиономия актёра Анатолия Мамбетова, пугающая из-за специфической формы головы.
- «Игла» (1988) — «одни сидят на трубах, другим нужны деньги» — это оттуда. «А где команда?» — удивленно спросил Цой, увидев ржавый корабль в пустыне. Уже ближе к артхаусу, чем «Асса». Наркота, казахи, каратэ, Мамонов, Баширов и, опять же, Цой.
- «Как живёте, караси?» (1992) — пожилой кэгэбэшник выходит на пенсию и, обладая энным количеством компромата на нечистых на руку тружеников совка, начинает нещадно троллить их just for lulz. Это, естественно, привлекает к дедушке внимание Гэбни и криминальных элементов. Далее действие развивается вкупе с ламбадой, сексом, диссидентами, жёлтой прессой, неудачным самоубийством и даже ВиДом. В общем, все умерли.
- «Камышовый рай» (1989) — молодой бомж и беглый зэк через каких-то знакомых отправляются работать в Казахстан на рубку камыша, а попадают в натуральный концлагерь — въябывать сутками на дикой жаре за кружку воды и пайку хлеба. Непокорные усмиряются плетьми и жаждой, а вышедшие из строя рабы оперативно умерщвляются. Присутствует немало жестких сцен, сыгранных крайне натуралистично. Главгерои устраивают бунт и побег, однако, заблудившись в степи, возвращаются. Атмосфера дистиллированной безысходности, ужаса и просто полный пиздец. Основан на реальных событиях.
- «Криминальный талант» (1988) — сиськи Александры Захаровой + лютая игра Алексея Жаркова. Опять же: клофелинщица, лимитчики, общага, вытрезвитель, Стиви Уандер, джинсы за 200 руб. — поздний совок во всей красе. КВНщики Ян Левинзон и Олег Филимонов прилагаются. Один сплошной win.
- «Криминальный квартет» (1989) — два опера, следак и журналюга разоблачают директора обувной (!) фабрики, подделывающего накладные (о ужас!). Задорный боевичок. Доставляющий диалог Караченцова и Фарады:
« |
Левкоев, ты 30 лет кладовщиком работаешь, а такой безграмотный. Вот здесь — в одном слове целых 3 ошибки. Правильно писать: «ПЕ-ДЕ-РАСТ». - Правильно! Очень обидно, когда такой низкий нация, как Фельдман, пидаразом называет! | » |
- «Лимита» (1994) — два парня из Мухосранска приехали покорять Москву. Потом их интересы разошлись: один стал работать в банке, а другой — хакером, грабящим эти самые банки. В конце концов, второго замочили братки. В фильме присутствует фидо, анон гарантирует это!
- «Лох — победитель воды» (1991) — фильм о рэкете, режиссёр Аркадий Тигай, исполнитель главной роли и композитор Сергей Курёхин. Простой советский инженер на пару с другом открыли компьютерный клуб. Естественно, на них тут же наехала местная гопота с требованием поделиться баблом. Друга выпилили, клуб разгромили. Инженер от такого поворота событий высрал самосвал кирпичей, собрал на коленке вундервафлю-молниемёт и отправился мстить. Фильм гипнотизирует атмосферой полного беззакония и не то что бы безнадёги, но какого-то «междувременья», мутности и непонятности происходящего вокруг.
- «Луна-парк» (1992) — про скинов, занимающихся рэкетом, чтением антисемитских книжонок и битьём хачиков по ебалу. Главный бандит внезапно узнаёт, что его биологический отец — композитор еврейского происхождения, высирает целый «КамАЗ» кирпичей, но всё-таки встречается с ним. Потом у них отношения становятся нормальными, но это просекают друзья-бандиты. И ГГ решает завязать с криминальной деятельностью и восхвалением Гитлера, становясь нормальным человеком. Винрарное кино, номинировавшееся аж на Золотую Пальмовую Ветвь.
- «Палач» (1990) — история мести жестоко оттраханной журнализдки. Одна подруга приглашает другую к себе на дачу, где её насилуют три из четырех игроков в карты. Та в ментуру не идёт, а обращается к местному мафиозо, и мстя ужасна — дочку одного из ёбарей насилует в подвале какой-то шпанёнок, другого сажают на иглу, третьего просто убивают. Журнализдка просит четвертого не трогать, но того всё равно выпиливают заточкой в спину. Журнализдка мочит мафиозо из двустволки деда. В общем, все умерли. Алсо, ГГ очень любит кутаться в ТКП, что доставляет.
- «Разорванный круг» (1987) — сюжет напоминает Агату Кристи: на даче у одного из сотрудников собирается всё начальственное звено швейной фабрики, чтобы помянуть директора Пал Палыча. Все без исключения — невъебенные мажоры. Постепенно за столом выясняется, что директора убили. Герои начинают сраться между собой, подозрение падает то на одного, то на другого. В целом фильм доставляет и сюжетом, и диалогами, и звёздным набором актеров: Стеклов, Польских, Смирнитский, Кононов, Сергачёв, Акулова и другие. Вскрывается подноготная совдеповских фабрик и механизмы отката спижженного народного добра.
- «Риск без контракта» (1992) — безработный каскадёр после развала СССР подрабатывает перегонами машин. Присутствуют шлюхи, вещества, гопники, неверные менты и дорожная мафия. В среде праворульных дрочеров фильм какбэ считается культовым, ибо ни в одном другом отечественном фильме страсти не разворачивались вокруг криворукого ведра 10-летней давности. Прочие зрители отмечают неплохой саундтрек в стиле «Арии» и множество винрарных фраз персонажей: «Ну ты дурак, Громов! Впрочем, это твое нормальное состояние…», «Я давно уже стою в очереди на кладбище, но такие сосунки, как ты, без очереди проскакивают!» и пр.
- «Уснувший пассажир» (1993) — на борту Ту-154, севшего на вынужденную в азиатском Мухосранске, ВНЕЗАПНО обнаруживается, что кто-то придушил одного из паксов бизнес-класса. Выяснить, кто же это так поразвлёкся, берётся другой пассажир рейса, отставной полковник из МУРа. Можно отметить хорошую актёрскую игру, да и поставлен фильм качественно.
- «Холодное лето пятьдесят третьего» (1987) — достойный уход отличного актера: последняя кинематографическая роль (в отличие от Миронова: даже озвучить не успел) Анатолия Папанова, произносящего прекрасное «Пожить бы ещё. Поработать…». По сути, лютая драма с некоторыми перестрелками и криминальными элементами. Как и название, фильм холодный и мрачный.
- «Я объявляю вам войну» (1990) — расовый советский офицер уволился в запас после длительной службы за границей (Берлинская стена рухнула, и весь контингент из Европы вывели). Он вернулся в свой родной городок, но там его ждал неприятный сюрприз: кругом мафия, коррупция и перестройка. Дальше понятно. Но… В отличие от всей остальной перестроечной чернухи, эта картина несёт в себе огромную кучу позитива; и на удивление очень хороший финал (спойлер: Ерёменко wins, Фома fail).