Новый русский

Материал из Lurkmore

(Перенаправлено с Новые русские)
Перейти к: навигация, поиск
Wrar64.pngA long time ago, in a galaxy far, far away...
События и явления, описанные в этой статье, были давно, и помнит о них разве что пара-другая олдфагов. Но Анонимус не забывает!
«

Пареньки фартовые, Иномарки, рации, Пиджачки бордовые, Цвета менструации... ... Что же вы, гадливые, Сделали с державою!? Нэпманы сопливые, Души ваши ржавые!

»
— 1993 год
Сферический в натуре.

Новый русский — термин, широко распространившийся в лихие девяностые. Означает бизнесмена или поднявшегося по деньгам жлоба[1]. У основной массы населения прочно ассоциируется с наглым, а потому успешным быдлом.

Содержание

Подробнее

Само словосочетание «Новый русский» было впервые употреблено Жариковым в каком-то ныне забытом всеми альманахе.

Есть версия, что термин пришел из западной прессы и является адаптацией древнего мема «nouveau riche» (читается «нувориш», рас. фр. «новый богач»), означавшего примерно то же самое внезапно разбогатевшее быдло, но времён европейской промышленной революции (вообще же, стёб над «новыми богачами» известен как минимум со времен Древней Греции).

На самом деле, термин действительно пришёл с Запада, но первоначально никакой связи с «нуворишами» не имел. Новыми русскими там назвали, во-первых, всё тех же старых советских дипломатов, советских и партийных деятелей, ВНЕЗАПНО переставших тупо упираться в марксистско-ленинскую идеологию и начавших общаться с буржуями на привычном и понятном буржуям языке экономики, во-вторых, невиданных там доселе директоров тогда ещё советских заводов и фабрик, самостоятельно ведущих переговоры и заключающих контракты. В общем, перестройка, гласность и ускорение, а так же новое мы́шление прорвались через железный занавес, и рядом с образом пьяного бородача в фуфайке, валенках, с красной звездой на шапке-ушанке и балалайкой ВНЕЗАПНО возник образ респектабельного бизнесмена в костюме при галстуке, но почему-то с советским паспортом. То, что сей господин товарищ не варил пельмени кипятильником в гостиничном умывальнике, экономя каждый доллар для покупки каких-нибудь джинсов, а был весьма и весьма платёжеспособен, добавляло новизны. Именно в этом смысле некоторое время термин «новые русские» употреблялся и в этой стране.

Но не долго. Довольно скоро этот термин стал применяться к быстро богатевшим кооператорам, челнокам, коммерсам-ларёчникам и палаточникам, рэкетирам, бандюкам, в общем, таки да, всяким нуворишам. Сначала иронически, ибо первое, исконное значение в памяти народной ещё не стёрлось, а когда таки стёрлось, термин окончательно закрепился в употребляемом сейчас значении.

Сабж — герой многочисленных анекдотов той поры (по некоторым данным, похожие анекдоты еще в 40-е рассказывали про советских генеральш, которые трофейных нарядов получили навалом, вот только никак не могли понять что надевать на бал, а что в постель). Поскольку на данный момент представителей данного класса практически не осталось (разве что есть немного в самых отсталых регионах бывшего СССР), термин является устаревшим и используется только бабушками у подъездов и петросянами (и то не всеми). Является тем самым успехом для многих пацанчиков с раёна.

Тем не менее, новые русские оставили значимый след в Новой Русской Культуре, науке да и просто в народной памяти. Новых русских вполне серьезно исследовали социологи, о них снимали фильмы (любимые гопниками «Бумер», «Бригада», «Жмурки»), писали такие писатели, как Пелевин, Задорнов, Мулдашев и.т.д. Про них даже делались компьютерные игры (в основном, такого специфического жанра, как «русский квест»).

Иногда приставка новый русский ставится в начало названия чего-либо: «Новые русские сказки», «Новый русский проект»; наверное, чтобы подчеркнуть качество сих произведений. Впрочем, с исчезновением самого явления и развернувшейся в Рунете борьбой с быдлом подобный юморок почти сошел на нет.

Появление и жизненный путь

Корнями явление уходит в качалку 80-х годов в СССР. Когда коррупция и хитрожопые мафиози доедали опоры советской системы, будущие звезды народного творчества смирно качались и вообще думали о спорте. Когда спортивная карьера гавкнулась вместе с государством, ее предоставлявшим, поцаны не растерялись. Сначала было крышевание палаток и прочего мелкого бизнеса. Ну, тут просто — качки за умеренную плату предоставляли защиту от самих себя. От других качков защиты они обычно не давали, так что одного коммерсанта могло доить сразу несколько банд.

Когда на почве этой полезной деятельности собрались крупные банды, поцаны решили заняться рейдерством. В общем случае крепкие ребята приходили на заводик, объявляли, что теперь хозяева, забирали кассу, продавали все что можно продать и исчезали в туман. Таким нехитрым образом в начале 90-х произошел выпил почти всего мелкого и среднего производства и обогащение на этом деле первых НР, которые на отнятое бабло принялись строить коттеджи, покупать дорогие тачки и золотые толчки. В принципе, каноничный НР — тот, который уже нажился на рейдерстве и тратит бабло на всякую невероятно дорогую поебень.

Некоторые смекнули, что в их руках оказался приличный капитал, и посредством связей и денег стали проворачивать хитрые схемы, которых придумали больше, чем дохуя. И, наконец, самые продвинутые пацаны успешно провернули десяток-другой сомнительных сделок, заняли свое кресло в ГосДуме и пишут для тебя законы, Анонимус.

Характерные признаки

«

Малиновый пиджак — такого не бывает! Малиновый пиджак — увидел не забыть! Малиновый пиджак — для тех, кто понимает, А тем, кто не въезжает — уже не объяснить.

»
— Милявская и Цекало
Конкретная собака
Конкретный русский квест
b
Конкретная ностальгия
  • Наиболее распространенный общий типаж — жлоб сферический в вакууме, кубаноид.
  • Черные джинсы модной марки, малиновый пиджак, массивная золотая цепь на шее, увесистый золотой перстень-печатка, голова бритая наголо или с характерным причесоном типа «ёжик».
  • Мобильный телефон с метровой антенной, являвшийся синонимом королевской роскоши (ибо раньше он стоил как хороший автомобиль, весил как кирпич, а несколько минут разговора по нему могли полностью разорить среднюю африканскую страну).
  • Жена — модель. Обязательно. Такая же статусная вещь как «шестисотый», мобила и малиновый пиджак. Иногда выше ростом своего папика. Случалось — специально натасканая в соответствующем агентстве для закадрения нового русского с целью разведения оного на бабло (для себя, не для агентства).
  • Характерный жест — распальцовка. Версий происхождения множество, например:
    • Понимаемый по всему земному шару, что твой facepalm, жест пошел из криминального мира, и правильно показанный означает морду волка, что вполне символизирует. Постоянная игра пальцами рук была свойственна людям с уважаемой в середине 20 века не совсем легальной профессией ширмача, то есть карманника. Данным лицам было просто необходимо поддерживать свой рабочий инструмент (пальцы рук) в идеальном состоянии. И для разминки они регулярно шевелили этими самыми пальцами, в том числе и складывая из них известную нам «козу».
    • Алсо этим знаком отгоняли порчу и «дурной глаз» в средневековой Европе, собсно Дио (который считается отцом «козы») перенял этот жест от бабушки, которая постоянно «отгоняла сглазы» прогуливаясь с маленьким Дио по улице.
    • По другой версии, одновременное держание мобильного телефона в руке и попытки показывать на что-либо пальцем и породили характерную распальцовку. Ну, или просто такое пафосное удержание статусной вещи.
    • Сжимать часть пальцев было необходимо для того, чтобы не слетели перстни и прочая золотая хуетень, доблестно спижженая с тела поверженного врага.
    • Также бытует версия, что гайки на каждом пальце просто не давали пальцам возможности пребывать в естественном положении, поэтому их приходилось располагать в два ряда, что и образовывало «козу».
    • Есть мнение, что распальцовка приобреталась из-за частой игры в боулинг (шар держится тремя пальцами), которую в лихие 90-е позволить себе могли только НР.
    • Говорят, распальцовка связана с частой травмой у подобного контингента — перерезанием сухожилий указательного пальца и мизинца. Ножи («финки»), используемые «крутыми, ТруЪ» совковыми урками для разборок с себе подобными и прочего криминала, часто не имели упора (гарды), призванного как раз и предотвращать данную травму. В результате при колющем ударе рука соскальзывала с рукояти на клинок, разрезая палец у основания, повреждая сухожилия и мышцы. Люди, знакомые хотя бы с основами ножевого боя, в подобных случаях держат нож так, чтобы конец рукояти упирался в основание ладони. Впрочем, люди знакомые с основами ножевого боя также знакомы с массой других интересных вещей. А вот распальцовка, да и оная травма как таковая, обычно приобретаются в бурном юношеском периоде счастливого болванства, при ударе так называемым «прямым хватом» указательный палец, при «обратном» — мизинец, после чего хозяин пальца согнуть его просто уже не мог, что и бросалось в глаза при экспрессивной жестикуляции с применением фени и понтов. Гопота, из которой большой частью и произошли сабжи, подражала столь модному жесту, как и многому другому в поведении предметов своего фапа.
    • Также существует менее правдоподобная версия, что распальцовка — это слегка преобразованный пистолетный хват (большой палец на предохранителе, указательный на спусковом крючке, средний и безымянный сжимают рукоять, мизинец расслаблен). У человека, привыкшего держать пистолет, в случае конфликтной ситуации рука сама складывается таким образом. Схожий жест существует у расовых афроамериканских сородичей отечественной гопоты. Ну, по крайней мере, в этом ихнем кинематографе существует. Хотя, во-первых, так держать пистолет банально неудобно, во-вторых при стрельбе болтающийся сам по себе мизинец не позволяет нормально контролировать отдачу и сродни попытке чесать правое ухо левой ногой. А в конфликтных ситуациях со стрельбой, дорогой анон, не до понтов, никто выделываться не будет, а будет стараться превратить в гуро оппонента максимально быстро.
  • Автомобиль Mercedes-Benz серии W140, он же «шестисотый мерин», которых не такое уж и великое множество было; к слову, большинство из них было 320/420 с налепленными шильдиками V12, либо BMW пятой серии в кузове Е34. Черного или темно-синего цвета. Кроме того были: Бэха 525 в 34-м кузове (те же «Жмурки» посмотри, хотя там шпана катается), Гелик, Паджеро и Гранд Чероки. Самые мелкие сошки юзали ВАЗ-21099 с тонированными стёклами. Кстати, БМВ 750 в 38-м кузове много позже появился, и прославился только благодаря фильму «Бумер».
  • Джип с вооружённым сопровождением. Желательно американской марки Jeep. В Сибири котировались японские машины, особо культовым был Toyota 4Runner, так как конструкция задней двери позволяла отстреливаться на ходу. В европейской части любили grand cherokee, дело дошло до репутации оного как исключительно бандитской машины.
  • Уродливый бесформенный дом из красного кирпича или монолитного бетона, больше напоминающий крепость. Гараж на две машины и спутниковая антенна — обязательны. В силу вкусовых особенностей владельцев архитектурный стиль их жилищ частенько являл собой классический «не пришей к пизде рукав»: древнегреческого вида колонны и амурчики под Возрождение при входе на крыльцо «под хай-тек» — не самый убийственный вариант. Как и во всем прочем ценились всяческие понты, например бассейн на верхнем этаже. Иногда возводились не без помощи совковых гэбешных или иностранных специалистов по безопасности — с целью обороны при покушении на жопу владельца. В подмосковных Люберецком, Пушкинском, Орехово-Зуевском районах и поныне можно наблюдать руины недостроенных особняков, чьи хозяева полегли в разборках.
  • Собственный бизнес типа ларьков у метро или подпольной мастерской для перебивки номеров у угнанных машин, финская баня или сауна с услугами.
  • Всегда любит рассказывать, что сидел на зоне, и что он там видел. Хотя на самом деле никогда там не был, в большинстве случаев этот пиздёж срабатывает.
  • Лютое, бешеное, показное ПГМ, причем несколько фетишистского толка: крест размером с сигаретную пачку, свечка в храме — толщиной с кулак. Любили ходить в храм (чем пафоснее и крупнее храм — тем лучше), замаливать грехи (совершаемые снова сразу же после выхода), показно и толпами поминать убиенных товарищей, в общем — являлись квинтэссенцией отечественной духовности, прямо из палаты мер и весов. Правильные попы были непременными гостями презентацийTM и всяческих подобных тусовок, а также непременно звались освящать всё новое, будь то новый джип или новая сделка в бизнесе — что породило подзабытый ныне мем «новорусские священники». Nuff said — отчасти так и закладывались основы современного состояния и поведения ОАО РПЦ, являющейся православным ответвлением общего пути развития других социальных институтов этой страны.
    • Погребальный ритуал сабжей — вообще тема для отдельного исследования и является удивительной проекцией чего-то вроде карго-культа и языческих похорон в наше время и в относительно, всё-таки, цивилизованное общество. Так, например, ставших героями братков частенько хоронили вместе с мобильником, на который потом некоторое время после похорон звонили скорбящие товарищи. На особо ортодоксальных памятниках изображалась, кроме владельца в полный рост, масса сопутствующих его нелегкой и подвижнической жизни и просто призванных олицетворять вещей, как то: всё тот же 600й «мерин», кресты-купола, волки, любимый короткоствол и подобные вещи, всё это безо всякой задней мысли подписывалось в духе «Сиплому от корешей». Так с тех пор и стоит. Захоронения встречаются на любом крупном кладбище и узнаются безошибочно, представляя собой подавляющих размеров, вида и мрачности сооружения, ставшие уже памятниками ушедшей эпохи. Пруфлинк.
  • Злоупотребление блатными выражениями типа «конкретно», «в натуре», «братан», «базар», «понятия», «мусора», «кенты».
  • Любовь к русскому шансону блатняку. Некоторые НР, особенно в Питере, также неравнодушно относились к русскому рочку.
  • Непроходимая тупость и привычка решать все вопросы силовыми методами.
  • Владелец минимум одной собаки противочеловеческой породы. Воспитанием собаки никогда не занимался, да и не собирался. Именно это, вкупе с изначально дурным нравом любимых Н. Р. собачек, породило огромное количество случаев нападения бойцовых собак на детей, взрослых и других животных. С исчезновением Н. Р. количество подобных случаев драматическим образом сократилось, но псиносрач остался.
  • Такие имена собственные как Толян, Колян, Вован… Есть мнение, что суффикс «-ан» пришёл из идиш или, что более вероятно, из армянского. Есть еще версия гибридизации имен со словом «пацан», по стилю: «будь пацаном!».
  • Характерные вежливые формы обращения: браток, братан (к людям, к которым он настроен дружелюбно), братва (мн. ч.), тип, дядя или любое подобное, к примеру, мужик (ко всем остальным).

См. также

Ссылки

Примечания

  1. . Иногда просто бандита. В период «диких 90-х», Н. Р. на 80% состояли из пушечного мяса бригадиров ОПГ.