Меч/Происхождение
Материал из Lurkmore
Каменный век: из говна и палок
Некие прототипы меча регулярно пытались сделать ещё первобытные человеки. Но, поскольку металлов они не знали, выходил у них, как правило, не меч, а хрен знает что. Наиболее жизнеспособное хрен знает что умели делать:
- Древние ацтеки — брали плоскую дубинку и утыкивали ее с боков по краям осколками обсидиана — очень твёрдого вулканического стекла. В качестве связующего материала использовался клей из говна черепахи.
- Полинезийцы. Вместо осколков обсидиана юзали зубы акулы, а так — то же самое.
- На Фиджи — острая дубинка из железного дерева.
- В северной Европе — короткий меч с деревянной основой и кремневыми лезвиями по краям и острием сверху. Общая форма очень напоминала мечи бронзового века, хотя конструкция, по-видимому, происходит от найденных в Дании цельнокремнёвых кинжалов похожей лавровидной формы.
Как нетрудно заметить, прототипы всех мечей были, по сути, апгрейдами обычной палицы с целью придания ей режущих свойств и увеличения дамага при сохранении оглушающих способностей, что было немаловажно, скажем, для ацтеков. Где не было вышеперечисленных экзотических материалов, для утыкивания дубины использовались острые куски камня вроде тех, что использовались в качестве ножей или скребков (зачастую тупо отходы производства), или острые кости. С появлением меди подобные же конструкции, по-видимому, делались и с использованием кусочков металла, однако пока каменные орудия были доступны, их предпочитали: и острота, и прочность гораздо выше, чем у меди. Лишь с появлением бронзы ситуация резко изменилась.
Бронзовый век: первые мечи
Но вот человеки научились делать бронзу. Это был уже пристойный металлический сплав, из которого можно было отливать и ковать ножи и кинжалы, причём переход от «чистой» меди к бронзе повысил их прочность до той степени, когда они могли на равных конкурировать с каменными или костяными. И кому-то пришла в голову мысль: «Нож-то он штука хорошая, но уж больно короткий. Что если сделать большой кинжал, которым я смогу до любого дотянуться и тыкнуть, а он до меня не дотянется?».
Действительно, бронза оказалась лучше приспособлена для длинных ножей, чем камень или кость. Однако на практике всё равно возникли трудности: бронза — сплав капризный. При низком содержании олова это мягкий металл, и слишком длинное изделие будет гнуться. При высоком содержании олова это хрупкий сплав, и слишком длинный предмет будет ломаться. Хрупкую бронзу можно таким образом обработать (накалить и пшикнуть в воду), чтобы она ковалась, но от этого она внезапно станет мягкой. Решений может быть пять:
- Сделать меч из мягкой бронзы и разгибать после каждого сгиба, как делали в Центральной Европе и Италии.
- Сделать меч из хрупкой бронзы и использовать до первой поломки, как долгое время поступали китайцы.
- Забить на это и сделать сравнительно короткий и толстый меч из мягкой бронзы. Так делали все остальные, например, древние греки.
- Сделать клинок коротким, но толстым, а выигрыша в длину достичь за счёт рукояти. Получилось у египтян, которые изобрели копеш — довольно короткий серповидный клинок на длинной толстой рукоятке, изготовленной из того же куска бронзы, что и клинок. Благодаря фокусу с палкой-рукояткой удалось вынести клинок подальше от владельца, и копешем можно было рубить даже с колесницы.
- Забить на лезвие и сделать относительно длинный и толстый гранёный клинок из хрупкой бронзы. Такой кончар подходит для закованного в броню аристократа, ведущего колесничный бой с другим таким же, но малопригоден для любых других целей. Изготавливали эти так называемые «рапиры Бронзового века» в Европе, наиболее известны экземпляры из Микен.
- Ковать многослойные мечи, где основа делается из упругой мягкой бронзы, а режущие края — из жёсткой и хрупкой. Удалось это только китайцам (да и то в дорогих мечах), правда, тогда, когда у всех остальных уже использовались железные мечи. Недостаток — нужно много бронзы, что сильно удорожало готовые экземпляры.
Впрочем, мечи в эту пору всё же оставались «длинными ножами» с той точки зрения, что служили по большей части вспомогательным оружием к копью или луку и статусным символом — ведь бронза дорога сама по себе, олова-то в природе довольно мало, да и распределено оно крайне неравномерно.
Железный век: доступные мечи
Когда на рубеже второго и первого тысячелетий до нашей эры на смену бронзе пришло железо, люди обнаружили, что мечи из него за счёт доступности железа получаются гораздо дешевле, а значит, и давать их можно многим. Ассирийцы первыми двинули лозунг «Меч не роскошь, а средство порабощения» — массовое железное оружие позволяло обеспечить лучший контроль за пленными, да и тупо брать их больше, чем дало дорогу классическому рабовладению.
С другой стороны, железо, в отличие от бронзы, требовало больших температур в кузнице и серьёзной обработки, что долгое время ограничивало его применение ювелирной отраслью. Кроме того, поначалу оно давало лишь незначительное преимущество в прочности, так что перед создателями железных мечей стояла та же проблема, что и тысячелетием ранее с бронзой. Поэтому и железные мечи копировали бронзовые: к примеру, древнегреческий копис был принципиально похож на египетский копеш, да и имя его было заимствовано. Кроме того, в эту же пору в Центральной Европе появляются более длинные мечи (часто ассоциирующиеся с кельтами), которые ровно так же, как до того бронзовые, приходилось разгибать об колено после каждого неудачного удара.
Кое-где, например, на территории нынешних России и Японии, мечи уровня железного века задержались аж до раннего Средневековья, однако вытеснившие их технологии возникли ещё в классической античности.
Античность: к стали
К VII в. до Рождества Христова выяснилось, что углеродистые сплавы железа обладают более высокой прочностью и упругостью, чем «чистое» железо. Однако при тогдашнем уровне развития металургии получить сплав с нормированным содержанием углерода и примесей было практически невозможно, и результат очередной плавки даже опытный кузнец мог предсказать очень приблизительно. Лишь после выплавки было возможно разобрать, какие сплавы получились — низкоуглеродистые, отличающиеся мягкостью и упругостью (и непригодные для закалки), или высокоуглеродистые, с плохой ковкостью (сравни с чугуном), но высокой прочностью и жёсткостью — если уж согнулись, то с концами. Поэтому использовались те же решения, что и ранее для бронзы:
- Сделать меч из низкоуглеродистой стали и править после каждой зазубрины, как долгое время делали практически все.
- Сделать меч из высокоуглеродистых сплавов и в случае чего разгибать кузнечным способом, как поступали в Восточной Азии.
- Сэкономить на длине и сделать сравнительно короткий меч низкоуглеродистой стали. Так делали многие, например, италики (в том числе римляне) и иранские народы.
- Обратиться к провереной серповидной форме — копис, а также развившаяся из него древнегреческая махайра (дословно — «воинская») и родственная иберийская фальката пользовались популярностью по всему Средиземноморью.
- На манер позднекитайских бронзовых мечей ковать сердечник из низкоуглеродистой стали, а поверхность (или вообще только лезвие) — из высокоуглеродистой. Первыми до этого додумались, по-видимому, древние греки, однако это решение быстро распространилось и к кельтам, и далее везде. Среди прочих этот способ использовался древними славянами и некоторое время русами.
Однако кроме этих, возникли и два революционно новых, использующихся и по сию пору способа: послойная сварка и проковка, приводящая к образованию харалужной стали, и изготовление тигельного булата. Первая технология, изобретение которой часто приписывается кельтам, по некоторым данным впервые была применена ещё в III в. до н. э., хотя первые находки появляются лишь в I в. до н. э. и связаны с эллинизированными кельтами-галатами на службе египетских Птолемеев. Суть процесса состоит в следующем. Прокованные листы стали разных градиентов углеродистости скручивают в пруты, проковывают, скручивают друг с другом (обязательно твёрдый с мягким), проковывают ещё раз, и так далее; в результате получается хоть и относительно мягкий, но довольно упругий и прочный сердечник, который достаточно отделать снаружи более жёстким и хрупким металлом под заточку, и клинок с дивным узорчатым рисунком посередине готов. Распространение харалугов во многом связано с кельтами, а также Римской империей, которая экспортировала большое количество таких мечей. Кроме того, кельтские и римские харалуги часто ассоциируются с высококачественной сталью из Норика.
Тигельный булат, по-видимому, впервые был изготовлен ещё в VI в. до н. э. в Южной Индии, однако получил минимальное экспортное распространение лишь с V в. до н. э., а о масштабном производстве можно говорить лишь со II в. до н. э. Основной особенностью «вутца» была крайняя дороговизна, связанная с необходимостью использовать очень качественные руды и смешивать их с графитом в тигле, где выплавка превращалась практически в рулетку. Вместе с тем, получавшийся продукт был близок современнным сталям по качеству и содержанию углерода, что делало его очень привлекательным для оружейников. В результате возникли новые литейные производства на Шри-Ланке, мечи из готовых слитков делали в Китае, в Дамаске (оттуда «дамасская сталь») и в Иране, где впоследствии появится собственная технология стали, известная как булат (но о ней ниже). В Индии же попытки наладить массовое производство рафинированных сталей привели к изобретению штукофенной печи, сильно повысившей выход готового продукта. В I в. н. э. штукофенные печи появляются в Китае, однако их распространение будет сильно ограничено до раннего Средневековья.
Кроме того, новые процедуры закалки и отжига существенно повысили прочность, упругость и надёжность мечей, однако сложность и требовательность к углеродному составу стали препятствовала повсеместному их распространению до конца первого тысячелетия нашей эры. В конце античного периода появляется и фосфористая сталь, однако её золотой век придётся на Раннее Средневековье.
Наконец, именно в Античности начинается победное шествие железного меча по миру — в IV веке до н. э. он попадает даже в Китай. Однако японцы познакомятся с железом только в раннем Средневековье, в VII в. от Р. Х.
- Акинак — короткий меч/длинный кинжал, который использовался скифами, персами и другими ираноязычными народами. У персов акинак был 30-40 см в длину, у степняков же достигал 60 см. В основном был колющим оружием — недаром в древнегреческом это слово заимствовали для обозначения кинжала — но мог использоваться и для рубящих ударов. ИЧСХ, у некоторых иранских акинаков форма рукояти напоминала фаллос.
- Ксифос — древнегреческий меч, первоначально широкий и короткий (50-60 см), в Спарте он укоротился до кинжального состояния, а в Афинах под влиянием Ификрата, подражавшего фракийцам с их спатами, наоборот, удлиннился до примерно 70-75 см.
- Гладиус — первоначально, как и большинство мечей италиков, короткий и широкий римский меч, предназначенный для действий из-за большого прямоугольного щита-скутума. В ходе Пунических войн у испанцев-кельтиберов (как ранее и фальката) был заимствован более узкий, чуть более длинный и прочный gladius hispaniensis. Вопреки распространённому мнению, вполне использовался для рубящих, а не только для колющих ударов, на что намекает и его конструкция. В позднереспубликанские времена стал фактически основным оружием легионера. Также его с удовольствием юзали и кровавые спортсмены — гладиаторы.
- Спата — кельтский меч, обычно длиной свыше 70 см. От кельтов в V в. до н.э. попал в Причерноморье, оттуда к фракийцам, оттуда к грекам, от них к римлянам. В Риме его изготавливали начиная с I в. до н.э. и использовали первоначально ауксилии — вспомогательные войска из завоёванных варваров, то есть, собственно, кельтов и германцев. В Империи становится оружием кавалерии, а затем, с III века — и легионеров. Наиболее классические спаты изготавливались из харалужной стали. Именно от спаты произошли средневековые мечи Европы, Африки и Азии.
- Позднесассанидские мечи — иранские мечи самого конца Античности (VI—VII вв.), сильно опередившие своё время. Имели рукояти с вырезом под указательный палец (как у сабель конца XIX в.), на других были длинные гарды, шаровидные и шайбовидные яблоки, некоторые вообще были первыми полутораручными мечами. Выходят из употребления после арабского завоевания.
- Ромфея — первый в мире двуручник. Изобретён фракийцами, знатно потроллившими историков: древковое оружие или всё-таки меч?
- Цзянь — китайский меч, сначала бронзовый, потом железный и стальной, и архетипическая вещь в Восточной Азии. Изначально был коротким, но с улучшением качества бронзы вымахал до почти метрового бронзового меча невъебеной стоимости, а с появлением железа существенно подешевел и несколько укоротился. С распространением стали появились также статусные версии из привозного индийского вутца. Конструктивно напоминал спату. Являлся непременной принадлежностью благородного мужа и использовался во всяких магических ритуалах.
Раннее Средневековье
В самом конце поздней Античности, в VI — начале VII века, происходят два важных изменения в металлургии, оказавших влияние на раннесредневековое оружие. Франки, завоевавшие Галлию, начинают осваивать там новые месторождения железа, что приводит к бурному развитию металлургии и открытию независимо от индусов фосфористых сталей. В то же время в сассанидском Иране местные металлурги, пытаясь создать альтернативу привозному индийскому вутцу, получают булат — углеродистый сплав, по составу напоминающий чугун, но имеющий выраженную решётчатую структуру. Булат капризен, требует особой обработки, но он всё-таки был дешевле рафинированых сталей до появления блауофенных печей, поэтому сохранял популярность в Иране, Центральной Азии, ближневосточном регионе и на Руси вплоть до XVI—XVII вв. Наконец, в это же время появляются так называемые ламинарные клинки, имеющие сердцевину из низкоуглеродистой стали или даже ковкого железа, а поверхность — из послойно всё более углеродистой стали. По сути, это попытка приблизиться по качеству к харалугу, но более дешёвым способом.
Технологии Античности также получают распространение. Благодаря арабам в Азии (а позже в Испании и Византии) начинают широко применяться штукофенные печи, мечи всё чаще подвергают закалке и отжигу. Появляются и популярные, узнаваемые бренды, в первую очередь +VLFBERH+T, или +VLFBERHT+, — харалужные или из тигельного булата высококачественные мечи, ковавшиеся рабами одного из франконских монастырей[1]. Разумеется, тут же появляются и «абибасы» с клеймами типа +VLEBERHIT, +VLFBEHT+, +VLFBERH+ и т. п., а также «бюджетные отечественные аналоги» из импортных комплектующих, типа англосаксонского + LEUTLRIT, пользовавшегося немецкими клинками.
Сами мечи тоже претерпевают изменения. К VII веку в Великой степи возникают первые сабли, пока ещё мало отличающиеся от палашей. Однако уже к IX веку их конструкция приобретает современные черты, и они попадают в славянские земли и Византию.
- Вендельский меч — немного улучшенная версия вышеупомянутой спаты, названная так в честь вендельского периода в истории Скандинавии (конец V — конец VIII вв.); иногда также говорят о «меровингском мече». Яблоко и гарда такого меча почти одинаковой длины и немного похожей формы, нередко украшены резьбой, рукоять короткая и тесная, что подталкивает к особой технике рубящих ударов — с опорой на широкое навершие рукояти, как бы выбросом руки с мечом. Клинок имеет широкие долы, большинство образцов имеет закруглённое острие. Небольшой длины (редко более 90 см) и лёгкий (около 1 кг), ковался в основном из харалуга.
- Каролингский меч — иногда называемый норманнским или «мечом викингов» (неправильная калька с английского) — появляется в IX веке и представляет собой развитие предыдущего. Гарда (прямая или в форме полумесяца) удлинняется, клинок (харалужный или ламинарный) тоже удлинняется примерно до метра, долы сужаются, навершие рукояти полукруглое, секторное или в форме бразильского ореха. Эти мечи лучше вендельских приспособлены к колющим ударам. Пережив пик популярности в X и первой половине XI в., они тихо исчезают во время Крестовых походов. Именно эта конструкция в дальнейшем будет развиваться европейскими оружейниками.
- Спатион — византийский наследник спаты. Под иранским влиянием восточноримская спата приобретает характерное эллипсоидное поперечное сечение клинка и сравнительно хорошие колющие качества. В VIII—X веках удлинняются гарды и сами мечи, появляются шаровидные, луковичные и шайбовидные навершия рукояти, на гарде — манжета, защищающая клинок в ножнах от попадания влаги, и классический спатион готов. Подобная конструкция с некоторыми изменениями просуществует до конца византийской истории, вдобавок, экспортные версии спатионов оказали большое влияние на скандинавские оружейные вкусы — так, шаровидные навершия (т. н. тип R) использовались там до конца XV в. В Италии, арабском мире и славянских землях спатионы тоже пользовались спросом.
- Кэн/цуруги (онное и кунное чтения иероглифа 剣 соответственно. ЧСХ, на современном мандарине 剣 читается как «цзянь», что намекает) — японский аналог спаты. В реальном бою такими мечами перестали размахивать веке примерно в десятом, и цуруги превратился в придворную цацку — обильно украшенную, охуенно дорогую, но используемую только для понтов при посещении дворца. Градус игрушечности нагнетает и тот факт, что статусные цуруги частенько делали из жести, поскольку многим запрещалось проносить с собой в дворец боевой меч. Тем не менее, из-за обилия золотых украшений жестяной цуруги мог стоить как пара настоящих.
Средневековые мечи: разнообразие без излишеств
С XI века меч претерпевает заметные изменения конструкции практически без развития технологии, за исключением, разве что, распространения штукофенных печей во второй половине XIII — начале XIV в.. С другой стороны, именно в этот период меч становится всё более массовым оружием, постепенно распространяясь за пределы исключительно воинского класса. В этот же период в Азии и Восточной Европе распространяются сабли, а европейские производители начинают широко экспортировать свою продуцию на Ближний Восток и далее в Африку.
- (Рыцарский) меч — просто меч по умолчанию для среднестатистического пользователя XI—XIV вв (да и до сих пор). В XIX веке франко-германские антиквары по безумной аналогии с архитектурой назвали его романским, а в XX веке — капетингским. Строго говоря, это типы X—XII, XIIIb и XIV (т. н. «первой группы») по функциональной типологии Оукшотта — мечи Высокого Средневековья, продукт развития каролингского меча, предмет повсеместного использования в Европе и экспорта на Восток. Клинок длиной до 90 см, слабо утончающийся к острию при почти постоянной ширине, с длинными долами, гарда (прямая или загнутая вверх) немного длиннее, чем у норманнских мечей, рукоять также немного длиннее, навершие в форме диска, бразильского ореха, шляпы или трилистника, изредка секторное или шаровидное. В середине XIII в. в Италии на клинке появляется незаточенная пята-рикассо, а на гардах — петля (изначально только с одной стороны), закрывающая сверху указательный палец, которым перехватывали гарду для более точных колющих ударов. Изготавливались из ламинарной стали, в том числе фосфористой, а в Скандинавии и Восточной Европе — также из харалуга. Универсальные колюще-рубящие качества (точка равновесия примерно в 10 см от гарды) обеспечили этим мечам успех, в том числе подражания на Ближнем Востоке и в Африке.
- «Готический» меч — если есть романский, значит должен существовать и готический, решили викторианские антиквары. Сейчас это «вторая группа» классификации Оукшотта — типы XV, XVI, XVIII, XXII. Эти мечи развились из «романских» в XIII в., одновременно с повышением доступности качественной стали, однако внеевропейской популярности предшественников не имели, хоть и просуществовали до второй половины XVI в.. Клинок утончается и сильно сужается к острию, долы если и имеет, то узкие и короткие, основание его незаточено. Гарда может быть прямой, загнутой вверх или изгибаться в виде буквы S, иметь петлю для защиты указательного пальца с одной или двух сторон. Навершие рукояти шайбовидное, конусовидное, в виде гранёной призмы, пернача и тому подобных причудливых тел, работающих как навершия булав (оттуда и формы) при ударах рукоятью меча[2]. Основная задача такого меча — наносить мощные колющие удары, пробивая кольчугу, подныривая под пластины бригандины, а при помощи второй руки — и под кирасу. Рубящие качества при этом отходят на второй план. К «готическим» также относят возникшие в середине XIV в. под балканским влиянием мечи типа XIX, которые функционально больше похожи на «романские» клинки, снабжённые при этом «готическим» эфесом.
- Полутораручный меч (меч-бастард) — удлинённая версия рыцарского меча, возникшая в 1240-х в Германии. Длина (до 130 см) позволяла при поломке рыцарского копья наносить им удары из седла на достаточно большое расстояние, а спешившись, можно было держаться второй рукой за сужающуюся нижнюю часть рукояти, увеличивая тем самым силу удара. «Бастардами» полутораручные мечи уже после того, как они вышли из употребления[3], а до этого в ходу были термин war sword — без особой необходимости полуторакилограммовый дрын старались с собой не таскать — либо saddle sword, если меч возили пристёгнутым к седлу. Вопреки распространённому заблуждению, английское longsword — не аутентичное название (в старину так обозначали просто длину меча), а современная калька с немецкого «langes schwert» и итальянского «spada longa», действительно использовавшихся в Средние века. С точки зрения типологии, это типы XIIa и XIIIa «первой группы», то есть удлиннённые «романские» мечи, и гораздо более разнообразные «готические» бастарды «второй группы» — типы XVIa, XVII, XVIIIa, XX, XXa; к слову, «готические» полутораручники не совсем вытеснили «романские», а сосуществовали с ними параллельно вплоть до XVI в. Особняком стоят возникшие во второй половине XIV в. скьявонески, полутораручные мечи византийского/балканского происхождения, применявшиеся не только конницей, но и пехотой, в том числе в далмацийской гвардии венецианских дожей. Главными особенностями скьявонесок являются гарды сложной формы, навершия рукоятей в форме кошачьей головы, квадрата, диска или луковицы и сравнительно короткие клинки типа XIX (реже XIIIa). К важным достоинствам скьявонесок относится то, что ими легче управляться одной рукой, держа во второй баклер или щит, что полезно в пешем бою (хотя и с обычными полутораручниками управлялись). Как нетрудно догадаться, полутораручные мечи до середины XV века считались (за исключением балканских стран) оружием исключительно рыцарским, и кое-где были запрещены для простолюдинов.
- Эсток — близкий родственник полутораручного меча, функционально напоминающий портативное (общая длина не более 1,5 м) и неломкое копьё с гардой, возившееся у седла (за редким исключением). Появляется в первой половине XIV в., когда на основе «готического» меча типа XV возникает его полутораручная версия (фр. épée de passot) — тип XVa, у которого за более длинный клинок пришлось заплатить его сужением, что повлекло за собой почти полную утрату рубящих свойств при сохранении отличных колющих качеств. Такая перемена пришлась по нраву рыцарям, постоянно ломавшим в боях копья[4] и нуждавшихся в запасном колющем оружии (откуда и название: фр. estoc — «колющий») для таранных ударов с наскока. В первой четверти XV в. тип XVa по причине очевидных недостатков (слишком широк и тяжёл для исключительно колющего оружия) вышел из употребления, но эстоки продолжали существовать вплоть до середины XVII в., постепенно приобретая всё более длинные рукояти (для полноты сходства с копьями) и сложные гарды (для защиты рук). Некоторые эстоки имели любопытную особенность — шипы на яблоках, предназначенные для добивания соперника ударом вроде показнного в начале статьи.
- Двуручный меч — нечто среднее между мечом и древковым оружием. Появляется во второй половине XIV века в виде «большого меча» (англ. great sword), однако бурное развитие его начинается во второй половине XV в. Предками его были, с одной стороны, полутораручные мечи (от которых он в большинстве языков унаследовал название), а с другой — церемониальные мечи (англ. bearing-sword), которые в XIII—XVI веках носили специальные люди во главе городских процессий в знак могущества коммуны (вспомним «меч Сталинграда»). К слову, из-за этого, а также ввиду крайней травмоопасности на турнирах, двуручник считался не очень приличным рыцарю оружием (хоть и был дорог). Две главных особенности двуручного меча — это размеры и способ использования. Выдающиеся габариты — общая длина от 140 см, рукоять не короче 25 см — предполагали, во-первых, особый «секирный» хват, при котором сильная рука держит меч у самого яблока, а слабая — у гарды или за клинок, а во-вторых, способ употребления, более напоминающий работу с полэксом, чем с мечом. Вершинами техники считались «копейный» выпад на большую дистанцию, когда меч держался только в сильной руке у самого навершия рукояти, а также «мельница» — непрерывные вращательные движения мечом, использовашиеся для защиты узких проходов в одиночку от большого числа врагов. В Индии местные формы двуручника назывались мел путтах бемох.
- Клеймор — гэльский полутораручный меч с большой двуручной рукоятью и, зачастую, V-образной гардой. У гебридских островитян и шотландских горцев сохранились традиции хорошей, годной пехоты (конница там дохнет от бескормицы), и те, кто ранее носили секиры, в конце XIV в. предпочли перевооружиться на двуручные мечи, более удобные, чем двуручный топор с его невъебенной инерцей, которая мешала при промахе быстро перейти к защите и контратаке. Вместе с тем, местный способ ведения войны требовал от бойцов очень высокой подвижности, да и клинки все были импортные, как правило, от рыцарского полутораручного меча, так что клейморы по сравнению с континентальными двуручниками остались компактными. Последний раз использовались в боях шотландскими повстанцами в середине XVIII в., надолго пережив любые подобные мечи в Европе.
- Мечи исламского мира — более компактные, чем европейские аналоги, с клинками вроде каролингских, или, реже, импортными «романскими» («фаранги»), с маленькими гардами в виде полумесяца (изредка прямыми) и короткими рукоятями с сердцевидными навершиями. Именно такими мечами были вооружены противники крестоносцев в Палестине, Африке и Испании. В XIV-XV веках при повсеместном распространении сабель (а также экспорте итальянских мечей) практически выходят из употребления, постепенно превращаясь в палаши османского типа.
- Фальшион — палаш или большой тесак, зачастую весьма причудливой формы, с эфесом как у меча (чаще всего — «романского»). Наносит мощные рубящие удары, почти как топор, но имеет баланс меча, что даёт лучший контроль за инерцией, а более острое лезвие позволяет прорубать стёганую защиту, в отличие от топора. Иными словами, это незаменимое оружие для тех, кто рассчитывал биться, например, с типичным феодальным ополчением той поры, которое не могло позволить себе лучшей защиты, то есть (спойлер: для самого ополчения)
- Дао (刀, дословно «лезвие») — изначально китайский палаш почти метровой длины, ибо задумывался как дешёвый недомеч из железа для отрядов пехоты, в то время как благородные всадники вооружались цзянями из хорошей стали. Затем приобрёл свою классическую форму, похожую на европейский фальшион или некоторые сабли. Кривая форма улучшила рубящие свойства, и для рубак при деньгах стали делать дао и из хорошей стали. Однако, репутация дао как «грубого» и «неизящного» оружия осталась. Алсо, словом «дао» (дословно «клинок») называют также разнообразные НЁХ, вплоть до выпендрёжных кастетов с лезвиями. ЧСХ в быту этим словом называют банальный нож, включая и популярный у китайцев поварской тесак.
- Цянькунь жиюэ дао («соединённый меч солнца и луны») — крайне редкая НЁХ, которая не стоила бы упоминания, если бы не смахивала на… светвой шест Дарта Мола из первого эпизода «Star Wars». То есть выглядит как пара соединёных рукоятями дао.
- Японские мечи — нихонто (日本刀).
- Утигатана (打刀) — сабля, носимая лезвием вверх. В зависимости от длины в свою очередь подразделяется на тошнотворно знаменитую катану (записывается как 刀)) — длиннее 60,6 см, и вакидзаси(脇差 — дословно «воткнутный сбоку», по месту прописки на тушке владельца[5]) — от 30,3 до 60,6 см. Пару катана+вакидзаси обязан был носить с собой каждый самурай, который не хуй собачий. У них это называлось дайто (большой меч, 大刀) и сёто (малый меч, 小刀), а вместе — пара дайсё (大小, большой и малый). Японцы, хуле.
- Тати (太刀) — та же самая катана, единственное принципиальное отличие — манера ношения лезвием вниз. Тати часто носился самураями в боевом обмундировании в паре с танто (短刀) вместо катаны и вакидзаси, носимых в любой обстановке. Алсо, тати породил переводчиковский цугундер «дайкатана» — какой-то надмозг неправильно прочитал иероглифическую запись этого слова и случайно зафорсил результат среди неспециалистов. Индийский аналог — дха.
Позднее Средневековье и Новое время
В эпоху Ренессанса и далее мечи стали опять очень полезны, потому что способные выстоять против огнестрела доспехи стали так тяжелы, что нашивать их круглые сутки, как прежде, стало решительно невозможно, да и некому: уж больно они были дороги для массовых армий. Впрочем, для борьбы с такими доспехами появились специальные решения — либо уменьшить площадь соприкосновения (появляется фламберг — клинок с волнообразным лезвием, очччень негуманное оружие), либо увеличиваем длину и улучшаем колющие качества за счёт рубяще-режущих (получается рапира), или же — увеличить двуручный меч (получаем убербрутальный цвайхандер — самое крутое оружие ландскнехтов, за которое умеющему им обращаться платили вдвое больше, чем обычному солдату).
Фламберг являлся одним из наиболее мрачно-меметичных типов мечей, и неспроста. Стоил он чуть более, чем дохуя, зато при вытаскивании из раны устраивал хирургический кошмар из-за нарезания краёв раны аки зубьями пилы, что гарантировало смерть либо сразу от кровопотери, либо попозже от гангрены, ибо залечить исшинкованное в тонкие ленточки мясо практически невозможно. Это, кстати, породило легенды об отравленных клинках. Вскоре фламберг был проклят католической церковью как негуманное оружие. Однако, как и в случае с арбалетом, на это проклятие многие положили хуй, ибо эффективность превыше. Тем не менее, попадание в плен к некоторым военачальникам (обычно тем, чьи войска сами сильно пострадали от использования подобного читомеча) с такой имбой вело к казни, так что фламбергом обычно владели только наиболее безбашенные и отмороженные доппельзольднеры из числа наемников. На выходе же получаем самое скандальное и дорогое оружие эпохи Возрождения, которое к тому же имело штраф к очкам прочности из-за своей формы, нередко ломалось, да еще и не далеко не каждый кузнец мог взяться за ковку. Что, в итоге, определило некоторую элитарность данной цацки.
Позднее, когда доспехи вышли из употребления, оставшись лишь у тяжёлой кавалерии — кирасиров, вспоминают про саблю. В Европу она попала ещё в VII веке, но 900 лет не находила себе применения за пределами Восточной Европы и Балкан, пока на неё не обратили внимание венецианские моряки, часто подвергавшиеся нападениям мусульманских кораблей. Так появилась сторта — короткая и слабоизогнутая итальянская сабля с развитой гардой. От венецианцев сабля попала в Швейцарию, а после вхождения Венгрии в состав СРИ венгерские сабли появились и в Германии. Повсеместному распростарению сабли (завершившемуся аж ко временам Великой французской революции), однако, больше способствовали наёмники из Юго-Восточной Европы — страдиоты, гусары и кроаты. Но кавалерии нужно было и оружие, эффективно пробивающее кирасу. Так появился польский кончар — длинный одноручный эсток с «полупистолетной» рукоятью и гардой с дужкой. Алсо, поляки любили этим оружием добивать упавших, не сильно нагибаясь с седла.
В конце XVII века появился колишемард — шпага со специфической одноимённой формой клинка. Первые 20 см обладал широким клинком, который затем внезапно сужался. Рядовой анонимус спросит, нахуя это? Широкая часть клинка позволяет успешно парировать, лучше, чем саблей (сам колишемард намного легче сабли) или шпагой. Активно юзался немцами, французами и британцами, а также Джорджом Вашингтоном. Были популярны до начала XIX века, после чего его популярность начала спадать.
Пата — индийский меч, XVI—XVIII веков, с вызывающим охуение кастетным хватом, да ещё с гардой-наручем, что вызывает разрыв шаблона и неприменимость обычных техник фехтования. На самом деле, основное предназначение этой НЁХ — тоже самое, что и у кончара (см. ниже), у которого тоже часто пистолетная рукоять для удобства и силы укола. Просто у паты подобный хват доведён до предела и основное предназначение паты — это укол по бронированному противнику на полном скаку, для чего и специфический крепёж на руку, чтобы надёжно удержать клинок при силовом уколе. То есть для фехтования пата не предназначена, хотя умельцы знающие толк в извращениях и умеющие фехтовать патой всё же находились.
В качестве компромисса между саблей и мечом, получил распространение палаш. Который и рубит хуже сабли, и по бронебойности уступает кончару, но за то их универсальнее, и им можно и рубить и колоть, без надобности менять на скаку одно оружие на другое.
В середине XVII века появилось ещё одно оружие — багинет, род охотничьего кинжала (изредка обрезка пики), сначала вставлявшийся, а потом ввинчивавшийся в ствол мушкета, позволяя мушкетёру действовать своим оружием не только как ослопом, но и как сверхкороткой пикой (ИЧСХ, такими же приёмами). Через несколько десятилетий на его основе появляется штык, который не выходит из моды и по сей день. По сути, это успешная комбинация огнестрельного и холодного оружия. Позднее юзалось и юзается всеми, ибо в случае поломки оружия штык можно отсоединить и использовать как стилет, а штык-нож — ВНЕЗАПНО как нож. К слову, штыков этих было множество разновидностей: плоские и трех-четырехгранные, с односторонней и двусторонней заточкой, с пилой на обухе, короткие ножи и полноразмерные тесаки и ятаганы с креплениями на ствол ружья/винтовки.
Ятаган. У долбоёбов ятаган — это любая кривая чуркестанская селёдка. ТруЪ ятаган — с изгибом вперёд, а не назад, с заточкой на вогнутой стороне, без гарды, предназначен для пешего боя, юзался янычарами в Турции. Появился ятаган по той причине, что сабли дозволялось носить янычарам только «при исполнении», а вместо него таскался длинный ножик, который удлиняясь превратился в ятаган, оказавшийся в пешем бою не хуже сабли.
Новейшее время: войны требуют компактности
В XIX веке в кругах состоятельных господ распространились мечи-трости — шпаги или стилеты, носившиеся скрытно в трости, верхняя часть которой вместе с набалдашником служила рукоятью, а нижняя — ножнами. Это оружие широко применялось как для самозащиты, так и для преступлений, и даже вошло в оружейный комплекс савата.
Во времена Первой Мировой войны мечи вышли из употребления, уступив место ножу — более компактной версии. Да-да, ирония судьбы: если у истоков появления меча стояло желание вынести клинок подальше от владельца, то сгубило меч оно же. Вот так вот! Впрочем, если вспомнить концепцию копеша «короткий клинок на длинной палке», то к ней вполне можно отнести малую пехотную лопату, которой можно не только копать окопы, но и рубить головы, Первая Мировая гарантирует это.
А во времена Второй Мировой меч перестал быть оружием и теперь используется лишь в парадном этикете. Хотя японцы юзали катаны до 1945 года, когда Квантунская армия соснула хуйцов в борьбе с советскими войсками. В итоге весь цвет японского самурайства погиб под артиллерийскими атаками.
Помимо японцев Китай также применял двуручные мечи — да-дао (смахивающие на глефу с коротким древком и громадным клинком, отчего идут за меч), и если у японцев катаны в основном были у офицеров, то у китайцев это были отборные штурмовые отряды с двуручником, гранатами и маузером. Излюбленной тактикой было, дождавшись тумана или хуёвой погоды, тихо подкравшись к японским позициям, закидать их гранатами, а выживших зарубить двуручниками.
Алсо, гуркхи в британской армии носили свой традиционный мочет — кукри, который позволяет невозбранно рубить им как ятаганом или даже как топором.
Теперь же мечи вышли из употребления полностью. Единственное похожее на меч оружие, которое ещё кто-то пытается носить на полном серьёзе — это шашка, право ношения которой казаками даже прописано в законодательстве РФ. Шашка — «наконец-то допиленная» к 1917 году православная смесь сабли с сабжем. Для фехтования, по причине баланса смещенного к острию, не предназначена, но для рубки с коня разбегающихся пихотов — самое то. Шашка дословно означает «нож»: так как простолюдинам на Кавказе запрещалось носить сабли, то вместо них носились длинные ножи, постепенно удлинившись превратившиеся в шашку. Алсо, в качестве клинка для кавказской шашки нередко брался импортный клинок для сабли, переделывавшийся кузнецом в шашку.
Боевой меч: перерождение
Хоть меч и перестал участвовать в военных конфликтах, он продолжает своё существование. Но уже в другом виде: в виде спортивного снаряда. Рапира приобрела нехилую гибкость, похудела, затупилась и ушла в спортивное фехтование, катана уступила место иайто, синаю и бокену, так же одеревенел цзянь, дао теперь из фольги, европейские мечи, затуплённые или вовсе полимерные, ушли в HEMA, а все остальные, потеряв в балансе и остроте, достались файтерам, реконам да ролевикам.
Примечания
- ↑ Франконские монахи вообще любили мечи — позже они написали старейший из известных ныне фехтбухов.
- ↑ Оттуда, по некоторым предположениям, происходит и мем «End him rightly»
- ↑ В то время как в XV—XVII вв. этот термин означал в английском промежуточную между наиболее типичными образцами длину, а во французском — смешанный стиль исполнения меча.
- ↑ Оттуда и выражение «сломано столько копий».
- ↑ Проявление самурайского чувства юмора, не иначе — на том же месте некоторые носили любую другую хрень, черпак для сакэ, например.