Участник:Ruwshun/Дикий Запад
Материал из Lurkmore
Эта статья находится на доработке. Эта статья всё ещё не взлетела и не соответствует нынешним реалиям /lm/. Но добрый Ruwshun приютил её в своём личном пространстве, и теперь она может Модераторам: выпустить Дата последней правки страницы: 06.04.2015 |
« |
Now let me welcome everybody to the wild, wild west! | » |
— 2pac |
Дикий Запад или Американский Старый Запад — солидный шмат американской культуры, охватывающий период от самого окончания их гражданской войны и до самого начала XX века на всём западном побережье США (более широкие рамки — от самого начала XIX века и до 1920-го). Самостоятельное культурное явление, имеющее тысячи отсылок в фильмах, играх и книжках. Само название «Дикий Запад» зафорсил Буффало Билл, сам по себе личность интересная, в одноимённом шоу имени самого себя. В общем-то мужик жил интересную жизнь, что-то повидал, а в последствие решил организовать шоу с атмосферой того самого Дикого Запада, ради чего и подсобрал местных знаменитостей, предложив выступать. Знаменитости были не абы какие приглашенные актеры, а самые настоящие индейцы и ковбойцы, такие как Сидящий Бык. В общем, публике доставляло.
Дикий Запад состоит из:
- Индейцы и ковбойцы;
- Уйма оружия, ставшего меметичным в среде оружейников;
- Корованы поселенцев (можно грабить);
- Почтовые дилижансы (тоже можно грабить);
- Железная дорога же — вот где транспортным фанатам был праздник! (Ну вы понели. И да, поезда тоже можно грабить);
- Родео;
- Золотая лихорадка (можно грабить старателей, это просто праздник какой-то!);
- И многое другое.
Но обо всём по порядку.
Содержание |
Предпосылки
На начало XIX века эти ваши США представляли собой не то, что сейчас во всех смыслах: как в плане политики, так и географии. Так вот, как ни странно, заселить на тот момент успели только восточное побережье (Вашингтон, Нью-Йорк и прочие Флориды), так как с самой эпохи географических открытий желающих плавать из Европы через Индию в нынешнюю Калифорнию было почему-то мало. Тут надо немного остановиться именно на географии. Казалось бы, фронтир, пустыня и горы а-ля Юта — самая жопа. Так-то оно так, но только не для эмигрантов, которых, как и в старые добрые времена, когда Америка ещё была колонией, активно пидорили в старушке-Европе по национальному и религиозному признаку. Да и вообще желающих послать на йух своего короля с его маленькими победоносными войнами было предостаточно, а США в то время были худо-бедно близким к идеалам труъ-либерализма и заветам отцов-основателей государством, находящемся, ко всему прочему, на отшибе мира. Тишь да гладь одним словом, по сравнению со старушкой Европой. Поэтому и пустыня, и та жопа, которая подстерегала пионеров (первопроходцев в смысле, не путать с молодёжной организацией), зачастую казалась очень годным вариантом. Кроме того, даже и в таких местах встречаются территории, где можно выращивать скотину (cowboy — надмозг. «коровий мальчик») — что ещё надо скромному труженику?
Если более конкретно, то есть в США такая речка, Миссисипи, примечательная тем, что тянется чуть ли не от Канады и до самого Мексиканского залива. Так вот, до этих славных пор на восточном побережье селились охотно, а вот западное популярностью как-то не пользовалось. Соответственно, туда и ломанулись. Почему? Да потому, что золотая лихорадка, религиозные противоречия (мормоны в Юту примерно так и попали), относительная перенаселенность восточного побережья. Плюс к 1862 году правительство накреативило закон о гомстедах (не надо смеяться, по-английски это звучит как homestead — участок под дом). Суть — государство нахаляву даёт эмигранту землю из фонда свободных земель, только бери и обрабатывай. Плюс к маю 1869 промышленники асилили-таки трансконтинентальную железную дорогу, так что корованы ушли в прошлое.
Ну, а теперь о том, почему запад стал именно «диким».
Во-первых, на этих самых территориях жили индейцы, которые белым людям внезапно оказались не рады. Белые индейцам тоже оказались не рады, сгоняя их с хорошей годной земли в ебеня-резервации. Кроме того, исторически те же самые земли были населены бизонами и другой живностью, которую белый человек со свойственной ему хозяйственностью (жратва сама под прицелом ходит, лол!) начал заготавливать в промышленных масштабах (собственно, Баффало Билл свою кликуху так и получил), особо такими вещами как восполняемость и баланс экосистем не заморачиваясь. Ну а поскольку всё те же индейцы исторически любили эту живность жрат, то таким инициативам они тем более не обрадовались.
Во-вторых, поскольку на тех самых территориях творился форменный бардак, помимо самих пионеров туда устремились люди разной степени хитрожопости. Так что нередко белый человек воевал ещё и с точно таким же белым человеком. Отсюда и поголовное вооружение населения. Револьвер и винчестер на Диком Западе — не предмет фагготрии, а инструмент первой необходимости.
В третьих, ушат говен в вентилятор вкинула гражданская война. Туеву хучу мужчин обучили сражаться, а война взяла и кончилась. Более того, для многих жителей бывших рабовладельческих штатов война не просто кончилась, а кончилась не так, как они ожидали. Авторитет государства упал ниже плинтуса, вот и пожалуйста, получите-распишитесь. Некоторые ковбойцы, грабя поезда, на полном серьёзе считали себя не какими-то там бандитами, а труъ-партизанами несуществующих уже КША. За полтора-десятка лет до гражданской войны в США с отменой рабства, США отжали у Мексики чуть менее половины её територии, а причиной войны стала… отмена рабства в Мексике. Понаехавшие в Мексику гринго восстали против отмены рабства, сначала объявив независимость от Мексики — республику Техас, а затем объявив о присоединении к США, которые, конечно же, их поддержали, гарантировав сохранение рабства, но когда и сами США вслед за Мексикой объявили об отмене рабства, это вызывало охуение техасцев.
Алсо, совершив преступление в одном штате, можно было уехать в другой — в чужую юрисдикцию, став недоступным для официального уголовного преследования. Что помогало от шерифа, но не слишком от охотников за головами, учитывая, что ради хорошей награды охотником за головами мог стать сам шериф.
Чем знаменит
Кто кого замочил. Вторая Поправка Конституции США разрешала носить и иметь оружие.
РаSSовый вопрос
В виду относительной нехватки женщин, в общем случае, взять женщину из племени индейцев, мексиканку или креолку[1], считалось вполне нормальным, а вот негритянка по причине рабства считалась зашкваром. Однако, в отличие от Латинской Америки, своих белых женщин было всё же достаточно, чтобы не случилось полной ассимиляции. Просто, обычно, отдельные случаи не считались чем-то особенным, вплоть до того, что человека часто даже метисом не называли, и вообще никак не выделяли — главное «ни единой капли чёрной крови».
Тем не менее, штаты законодательно запрещавшие жениться на женщине из племени индейцев существовали, просто в основном это встречалось на восточном побережье (хотя в парочке западных штатов такое было), где нехватки женщин не было, а в большинстве западных штатов на противника подобных браков обычно смотрели как на идиота. Ещё встречались и штаты, где был запрет также жениться на азиатках, но опять же запрет имелся отнюдь не везде. Наиболее общепринятым был лишь запрет жениться на чёрных. А мексиканок законы вообще никак не упоминали.
Кратко:
- браки с чёрными — были запрещены практически везде; (как правило, запрет касался только белых, но в некоторых штатах жениться на чёрных запрещали и небелым, включая и индейцев)
- браки с индейцами — запрещать их — в, основном, традиция восточного побережья, в остальных штатах такой запрет был очень большой редкостью;
- браки с азиатами — до середины XIX века запретов не было, после массового появления кули с середины XIX века — запреты встречались по рандому, но в большинстве штатов никаких запретов не было.
Мемы эпохи
- Ковбои (рус. рас. пастух) — главный символ Дикого Запада. ИРЛ занимались отловом одичавших коров и перегоном стад до ближайшей железнодорожной станции на продажу, попутно охраняя их от двуногих и четвероногих хищников. После продажи развлекались бухаловом, драками и прочими немудреными забавами. Носили кожаные штаны для езды на лошади жопой, пончо и шейный платок для защиты от пыли и широкополую «ковбойскую» шляпу. Основные атрибуты — револьвер и лассо.
- Кольт — за звание классики борются «военно-морской» кольт, армейский и «Миротоворец». Армейский — имел широкое хождение после войны и во время войны. «Военно-морской» — был облегченной версией драгунского Кольта, встречавшийся чаще на суше, чем на море (ну а драгунским назывался Кольт предназначенный ВНЕЗАПНО для кавалерии). Последний же появился практически под занавес эпохи (в 1870-х), но быстро вытеснил практически всех.
- Ремингтон — главный конкурент Кольта. Был крепче, надёжнее и легче в перезарядке, так как выпускался преимущественно под унитарные патроны центрального боя (кольты были в основном капсюльными). Благодаря всему этому, на равных соперничал с творениями дяди Сэма аж до самых 70-х — пока не появился Single Action Army.
- Винчестер (классика — модель 1873) — но не помповик, а рычажник, и не гладкоствол, а винтовка! Благодаря хорошей дальности стрельбы, вдали от человеческого жилья скорострельная винтовка с вместительным магазином была востребованней револьвера. Происхождение ведёт от винтовки Генри 1860 года с такой же перезарядкой, успевшей проявить себя ещё в войну. Собственно, потом оригинальную наработку и купил Оливер Винчестер, и доработал, результат — сабж. Главной доработкой стало то, что если в винтовке Генри, когда пустел магазин, приходилось хорошенько поебаться с перезарядкой, то Винчестер обзавёлся более практичным и удобным способом дозарядки: винтовку можно было легко дозарядить подобно помповику, вставляя патрон в специальное отверстие на боку.
- До появления Винчестера, во время американской гражданской войны, имела хождение Винтовка Спенсера, отличавшаяся длинным трубчатым магазином в прикладке, для смены которого часто таскали, особую коробку на 7—10 сменных магазинов, так как зарядка магазина была ещё той еботнёй.
- Алсо, до появления Винчестера, Кольт пытался выпускать и револьверные винтовки и карабины, которые редко можно встретить в фильмах.
- Помимо многозарядных винтовок Спенсера, Генри, и Кольта, до появления Винчестера имели широкое хождение разнообразные однозарядные винтовки: Шарпса, Смита, Старра, etc.
- Гатлинг а.к.а. Кофемолка — картечница, то есть неавтоматический пулемёт, механизм которого работает от мускульного усилия стрелка. Представлял собой громоздкую многоствольную дуру размером с сорокопятку времён ВОВ, стрелял, когда пулемётчик крутил ручку — отчего и прозвище «кофемолка». Первые модели, капсюльной эпохи, стреляли специальными толстостенными патронами-каморами, последующие — обычными винтовочными.
- Боуи — как ни удивительно нож, в вестернах фигурирует редко, но настоящем Диком Западе был меметичен. Использовался ковбоями и как оружие, и по хозяйству. Нож получил имя в честь Джеймса Джима Боуи, прославившегося тем, что во время дуэли на револьверах ВНЕЗАПНО прирезал местного шерифа (см.w:en:Sandbar Fight. А сделал его кузнец Джеймс Блэк. Причина же популярности, в том что многие револьверы до появления Single Action Army ВНЕЗАПНО не имели патронов (sic!). Да, именно так, при зарядке револьвера порох по-старинке насыпали в зарядную камору, в которую затем забивали шомполом и молотком пулю. Новшество же было лишь в том, что теперь не нужно было сыпать мерку пороха на затравочную полку, а вместо этого вставляли капсюль, ну и пули были уже не круглыми шариками, а более продвинутой формы. Надо ли говорить, что когда заканчивались шесть патронов, то перезарядить такой револьвер было практически нереально, это блядь не патроны в барабан вставить, потому и таскали с собой нож на перестрелку от безысходности.
- Лассо — веревка с петлёй, основной инструмент для ловли бычков.
- Стетсон — та самая шляпа. Настоящая шляпа шилась из водонепроницаемого войлока и использовалась как ёмкость для поилки лошадей.
- Родео — ковбойская забава, где, в свободное от бухания, битья морд и перестрелок время, каждый желающий мог показать на сколько он крут в плане обращения с крупным рогатым скотом. Имело несколько дисциплин, в отличии от испанской корриды, не подразумевающих убийства животин по итогу (хотя сами-то ковбои бывало становились героями).
- Ковбойская дуэль — популярный в вестернах метод смертоубийства. Суть: соперники стоят друг перед другом, револьверы находятся в кобуре. Суровый взгляд, нервное дрожание руки у кобуры, тревожная музыка. По сигналу (обычно удар колокола, часов или просто случайный звук, вплоть до карканья мимопролетающей вороны) выхватывают револьвер и стреляют. Побеждает более быстрый и меткий. При этом хорошие парни обычно хватаются за пистолет вторыми[2], но стреляют первыми.
- Ранчо — американская мечта ковбоя. Отдельная жилплощадь для себя и братьев меньших. В качестве бонуса возможность невозбранно отстреливать (в целях самообороны, конечно) на своей земле разных подозрительных личностей.
- Скотные бароны — крупные скотовладельцы, на которых работали ковбои.
- Gunslinger — виртуозный стрелок, мог являться ковбоем, но чаще зарабатывал иначе, хоть обычно и одевался и выглядел как ковбой. Например, мог являться охотником за головами, наёмником, или банально бандитом. Алсо, шерифы и маршалы — тоже могли являться ганслингерами (а могли и не являться).
- Шериф — не самое новое понятие[3], но меметичными стали именно шерифы с Дикого Запада. По сути своей шериф — главный и зачастую единственный представитель закона в городке, удаленном от цивилизации. Должность шерифа была выборной, а властью в рамках наведения порядка он обладал абсолютной, вплоть до возможности выпиздить из города неугодного просто по желанию левой пятки (Что значит: за что? Было бы за что — вообще бы на виселице болтался). Были нередки случаи, когда шерифом выбирали бывшего бандита, и тот как мог боролся с бандитами теперешними. Отличительным знаком шерифа является шестиконечная звезда (да, типа ихней), помощники шерифа тоже носили звезды, но поменьше.
- Маршалы — в отличие от шерифа звезда у них пятиконечная, а представляют они федеральную власть. Однако избираются также населением, и полномочия схожие, поэтому простое неамериканское быдло их тупо не различает. Сейчас, аналог отечественного ФСИН и одновременно службы судебных приставов. Отличались и отличаются (надо думать) высоким уровнем профессионализма, а так же ореолом героизма под ореолом таинственности. Внимание, не путать: иногда маршалом могли называть и маленького подшерифчика, работавшего в «заштатном» (не являвшимся окружным центром) городке. Только в этом случае он назывался не Federal Marshal, а town marshal.
- Баунти Хантеры — называемые «охотники за головами», ловили преступников за деньги. Надо заметить, что на Диком Западе награду за чью-то голову мог назначить кто угодно и за что угодно. Алсо, до появления ФБР в XX веке в США было очень популярно гастролёрство, Штат — дословно «государство», и потому совершив преступление в одном штате, можно было невозбранно уехать в другой, что считалось пречесением границы «государства», и потому шериф сбежавшего преступника не мог оффициально преследовать. Однако, стоило выставить хорошую награду, как находились желающие ехать за преступником в другой штат — хоть куда, лишь бы награда была бы побольше. Институт, между прочим, существует в СШП до сих пор (и современные легенды среди охотников имеются), и вообще, Пиндостан — чуть ли не единственная страна, в которой ты, анон, можешь стать охотником за головами.
- Пинекертонцы — федеральное частное детективное агентство. Были первыми, кто в эти патриархальные времена начал практиковать такие методы ведения расследования, как внедрение в банды, подкуп, шантаж и провокации, что с точки зрения бесхитростных ковбоев было совсем уже паскудством. В фильмах сочетают иезуитскую хитрость, коварство и изворотливость, и, как правило, являются отрицательными персонажами.
- Рейнджеры — техасская милиция, в смысле ополчение с функциями военной полиции, с пятиконечной звездой. Занимались много чем — как патрулированием и ловлей преступников, так и участием в боевых действиях. В Америке, особенно в Техасе, рыцари в сияющих доспехах. До такой степени, что в роли рейнджера был Чаке.
- Кольт Уокер — любимое оружие рейнджеров, «Дезерт Игл» своего времени, калибр которого позволял завалить лошадь. Назван в честь рейнджера Самюэля Уокера — «Чака Норриса» своего времени.
- Городок Дикого Запада — стандартная усредненная локация, в настоящее время существует в вестернах, в виде тематических парков или реальных городков, переориентировавшихся на туристов. Состоит из:
- Указатель — перед въездом в город. Содержит название городка и число его жителей (иногда — уменьшающееся прямо в реальном времени).
- Центральная улица — как правило и единственная (а разгадка одна: городок как таковой представлял собой, чаще всего, просто два ряда стоящих друг напротив друга зданий, построенных по обе стороны вдоль уже существующей дороги), на которой находятся нижеследующие локации. На ней же обычно устраивают пафосные дуэли и перестрелки.
- Салун — гостиница, кабак, кабаре и бордель в одном флаконе. Тут бухают, дерутся, стреляют в потолок и по бутылкам (для стрельбы друг в дружку есть центральная улица или площадь), играют в азартные игры и предаются прочему культурному отдыху. Отличается характерными невысокими дверями, расположенными на уровне груди входящего и открывающимися в обе стороны — чтобы не сломали вылетающие башкой вперед тушки. Место пианиста здесь довольно часто является вакантным.
- Тюрьма, по совместительству офис шерифа. Скорее СИЗО, ибо наказание либо отбывалось в больших федеральных тюрьмах, либо приводилось в исполнение на площади с соответствующим помостом.
- Банк — его обычно грабят.
- Почта, телеграф — работали так же, как и сейчас.
- Станция. Иногда железнодорожная, но, как правило, дилижансовая.
- Если рядом судоходная река — пристань для тёплых ламповых пароходов.
- Скобяная, она же ружейная лавка. Кузница.
- Церковь, обычно вместе с кладбищем (англ. boothill). Контора гробовщика. Кладбища ковбоев меметичны не меньше, чем крутизна ганслингеров или драки в салунах — так, например, на надгробиях типичного ковбойского кладбища запросто могло быть написано нечто вроде «такой-то человек ЛЕГАЛЬНО ПОВЕШЕН» или даже такие шедевры черного юмора. Цинизм и пофигизм абсолютно всех по отношению к смерти — вообще отличительная черта того времени.
- City Hall — мэрия, ратуша, в общем, называйте как угодно — городская управа, городской совет. Офис мог располагаться там же, где и офис шерифа, а сколько-нибудь многолюдные собрания могли проводиться в церкви. Потому наличие отдельного здания — опционально.
- Центральная площадь — с обязательным помостом и виселицей. Оплот законности в этом неспокойном мире.
« |
Хороший индеец — мертвый индеец | » |
— Генерал Шеридан |
- Индейцы (политкорректн. Коренные американцы) — в отличие от жителей Южной Америки, имевших до прихода европейцев свои империи (и как следствие — понимавших принципы принудительного труда на чужого дядю), аборигены Америки Северной вели кочевой первобытно-общинный образ жизни, работать на плантациях не хотели и потому рассматривались колонизаторами исключительно как досадная помеха, на что те платили бледнолицым той же монетой. Распространенное оружие — лук и томагавк, хотя при случае могли владеть и огнестрелом, популярный атрибут — головной убор с перьями орла (на самом деле его имели право носить только вожди и наиболее отличившиеся воины). Из-за наличия годных охотничий навыков и знания местности являлись неплохими стелс-пихотами и при желании пару-тройку пиндосских скальпов могли добыть. Поскольку жили небольшими племенами, да еще и между собой часто срались, то в малом количестве ничего серьезного отряду с ружьями противопоставить не могли, но, собравшись, если очень припрет, в большом количестве, способны были набижать и устроить бледнолицым армагедец в отдельно взятом регионе. Тогда разборки с индейцами приобретали черты полноценной войны с участием армии, пушек и гатлингов.
- Мустанги — именно лошадь, завезённая белым человеком, позволила индейцам превратиться в тру-кочевников. На своих двоих много пожитков далеко не унесёшь (кроме того, индейцы не знали колеса и для перевозки грузов использовали волокуши) и кочевать без лошадей было весьма уныло, вплоть до того что слабых, больных, и старых приходилось оставлять на съедение диким зверям, а лошадь позволила без проблем возить и старых и приболевших.
- Томагавк — изначально так называли различные метательные дубинки. Популярные в кино металлические томагавки продавали индейцам бледнолицые, дабы способствовать их взаимовыпилу. Позже разросся до крылатой ракеты.
- Мачете — не столь знаменит, как томогавк, но тоже был очень любим. Использовался не только как оружие, но и в хозяйственных целях.
- Лук — несмотря на то, что в вестернах и приключенческих романах индейцы описывались как хорошие лучники, на самом деле стрелками они были довольно посредственными, равно как и их луки — сравнительно примитивными цельнодеревянными, по всем параметрам уступавшими средневековым композитным европейским и азиатским лукам, склеенным из разных пород дерева и усиленным накладками из рога, которые вполне могли соперничать с револьверами по дальности и точности боя. Первобытное общество-с. Другое дело, что в Европе к тому времени само искусство стрельбы из лука выродилось за ненадобностью, так что сравнивать ковбоям было не с чем. Основное предназначение лука — охота на бизонов: копьем толстую шкуру этого быка пробить было трудно, а вот стрела, выпущенная в упор под прямым углом, вполне это могла.
- Снятие скальпа — вопреки расхожему мнению, не является исконным индейским обычаем, а было перенято у белых (которые платили за убитых индейцев, а скальп предъявлялся в качестве пруфа).
- Трубка мира — её курили при заключении перемирия, передавая по кругу.
- Вигвам — индейская национальная
избапалатка. Представлял собой каркас из шестов, обтянутый шкурами, смахивающий на чум у чукчей. И это стереотип, ибо название такого сооружения — «типи». Настоящий вигвам — стационарное жилище куполообразной формы, покрытое не только шкурами, но и пластами коры или циновками, либо просто соломой.- У некоторых племён имелись и настоящие деревянные избы — хоганы, строившиеся полу-оседлыми и оседлыми племенами.
- Тотемный столб — индейский религиозный символ, устанавливался в центре поселения. В резервациях встречается до сих пор.
- Скво — индейская тян, взятая бледнолицыми для половой ебли. Быдлом применяется по отношению ко всем индейским тян к общему неудовольствию индейцев-кунов. В настоящее время стараниями современных индейцев слово считается неполиткорректным.
- Бизоны (надмозг. «буйволы») — самые многочисленные четвероногие прерий. Когда предки индейцев пришли в Америку через Аляску, они встретили настоящий зоопарк непуганых зверей: мамонты нескольких видов, мастодонты, наземные ленивцы, лошади, верблюды, вилороги и… бизоны. Каменные топоры, копья и луки быстро положили конец всем этим зверюшкам: вначале более крупным, а затем всем, кто помельче. Бизоны в те времена были не чета нынешним: размах рогов широколобого бизона (Bison latifrons) достигал 3 метров, на его черепе между рогами могли свободно сесть несколько человек. Этот вид позже сменился другим видом бизонов — прямым предком современного. Человек расчистил Lebensraum для бизона, истребив всех его конкурентов, и американский Серенгети в прериях сменился сплошной монокультурой сабжа с некоторой примесью вилорога на юге. Миллионные стада бизонов давали куче племён индейцев пищу и кров: мясо ели, в шкуры одевались и делали из них жилища, а кости жгли как топливо. Естественно, что индейцы полностью зависели от сабжа в плане выживания:
...и Великий Дух спустился к ним и сказал: «Вот бизоны. Они будут давать вам пищу и одежду, но в тот день, когда вы увидите, что они исчезли с лица земли, знайте — конец киова близок и солнце закатится». |
Индейцы о важности бизонов |
- Ради борьбы с индейцами Шеридан поощрял массовое истребление бизонов в США, направленное на подрыв экономического уклада жизни индейских племён. Он говорил: «Охотники за бизонами сделали за последние два года больше для решения острой проблемы индейцев, чем вся регулярная армия за последние 30 лет. Они уничтожают материальную базу индейцев. Пошлите им порох и свинец, коли угодно, и позвольте им убивать, свежевать шкуры и продавать их, пока они не истребят всех бизонов!». Шеридан позднее заявил в конгрессе, что следует учредить медаль для «охотников за шкурами», на одной стороне которой выбить изображение мёртвого бизона, а на другой — мёртвого индейца. В итоге вместо медали вышла монета с бизоном на одной стороне, и с головой индейца на другой, однако, выпущены они были в качестве символов Америки. С начала вышли никелевые монеты w:Buffalo nickel, а затем и золотые w:American Buffalo (coin). К монетам приложили свою руку и хобо w:Hobo nickel
- Суд Линча — выпиливание подозреваемого (как правило — негра, но возможны варианты) в совершении преступления без суда, следствия и адвоката толпой заинтересованных граждан, чаще всего через повешение (благо виселица имелась практически в каждом городке).
- Обваливание в смоле и перьях - при линчевании могли и не повесить, а просто обваляв в смоле и перьях выставить вон из города. Чаще всего подобное наказание применялось по отношению ко всяким мошенникам, казнить которых считалось перебором, а наказать выставить вон из города - в самый раз. Помимо мошенников и прочих лохотронщиков, вымазывание в смоле и перьях, могло применяться и за "антиобщественное поведение", которое очень разозлило жителей городка (например, так поступили с основателем мормонов, пытавшегося обратить в свою веру тех, кто моромонов очень не любил). Подобное наказание считалось несмертельным, но если перед ним всей толпой от всей души отпиздили (а наказание обычно сопровождалось пиздюлями), то был неиллюзорный шанс сдохнуть так и не добравшись до воды, чтобы отмыть смолу.
- Динамит — применялся чуть менее чем повсеместно: в шахтах, при прокладке железнодорожных путей, в качестве импровизированных мин и гранат.
- Нитроглицерин — исходник для получения динамита, был жидким и взрывался от малейшего чиха. Приготовление и применение расписано, например, в винрарной книге Жюля Верна «Таинственный остров», но автор сознательно пропустил некоторые звенья техпроцесса изготовления во избежание.
- Железная дорога — именно с этим периодом истории связано бурное строительство железнодорожного транспорта, а, значит, с эпохой плотно переплелись локомотивы, вагоны, вагонетки, дрезины, рельсы и т. п. Равно как и все связанное с паровыми машинами — свистящими, испускающими струи пара и клубы дыма и искр. Стимпанк как эстетическое явление очень много вобрал в себя из атрибутики фронтира.
- Пароходы — как основное средство речного транспорта, каноничными считаются колесные пароходы (2 гребных колеса по бортам, либо одно — за кормой) с 2 трубами поперек корпуса.
- Хобо — строители железной дороги, по причине нищенской зарплаты, смахивающие образом жизни на полубомжей. Американские хобо - это полный аналог сибирских бичей времён строительства БАМа - опустившиеся разнорабочие, которые, однако, не попрошайничают, а честно пытаются заработать себе на бутылку.
- Кули — китайские
желточернорабочие, наряду с хобо представляли собой основных строителей железных дорог, поскольку рабочих согласных горбатиться за гроши не хватало, а нормально платить жаба душила, то строить железные дороги завозили гастарбайтеров. Именно для них и писались законы, запрещавшие жениться азиатам на белых (запрещено было, как упомянуто выше, отнюдь не везде). А поскольку в качестве кули, как правило, завозили мужиков, а не женщин, то часть афроамериканцев имеет ещё и азиатские корни.
- Snake Oil! — было до дохуя торговцев фальшивым змеиным масло якобы исцеляющим от всех болезней, что стало мемом. Алсо, имелись и настоящие змееловы, но в заметно меньших количествах. Помимо масла, продавалась ещё куча разных БАД, которые было принято называть «патентованные средства». С тех пор «snake oil» и «patented medicine» в американском английском — синонимы фуфломицина.
- Wagon — крытая повозка переселенцев. В случае нападения становились в круг образуя аналог русского гуляй-города, который тоже применялся против кочевников, а также рыцарей, и вообще против любой конницы. В России, как и во всём прочем цивилизованном мире, гуляй-города ушли в историю с появлением полевой артиллерии способной легко раздолбать гуляй-город как нефиг делать. И даже кочевники обзавелись лёгкими пушками возимыми на верблюдах, после чего прятаться за гуляй-городом даже от них стало очень стрёмно. А вот индейцы своей артиллерии не имели, и всё что могли это пытаться обстрелять круг из повозок горящими стрелами, что при наличии винчестеров было сущим самоубийством.
- Дилижанс - маршрутка, запряженная лошадьми, использовалась как для пассажирских перевозок, так и в качестве почтовой кареты. Грабить почтовые дилижансы было весьма выгодным и не очень опасным занятием. До нас дошли правила перевозок пассажиров в дилижансе: в них запрещалось стрелять из окон по диким животным, брать более одного казённого одеяла, бросать бутылки в кучера или в лошадей и приставать к пассажиркам. Нарушитель принудительно пересаживался на место рядом с кучером
и обязывался передавать за проезд.
- Креолы
- Каджуны — переселённые из Канады франкоканадцы.
- Мексиканцы — помимо индейцев, на фронтире жили относительно цивилизованные мексы, у которых янки и отжали будущий Дикий Запад.
- Мексиканские пеоны — прямые потомки крещёных индейцев. А вот мексиканские VIP’ы — потомки европейцев, но набижавших на эти земли парой веков ранее.
- "Три сестры" - расовый индейский способ (у цивилизованных оседлых индейцев) выращивания кукурузы на одном поле вместе с фасолью и тыквой.
- После гражданской войны и отмены рабства настоящим мемом на Юге стал Ку-клукс-клан. Правда, он особо с Диким Западом не ассоцируется, так как наиболее популярен был за пределами Дикого Запада.
Интересные личности
Индейцы и ковбойцы.
- крутой рейнджер Уокер, но не тот, которого играет Чак Норрис, а тот что жил на Диком Западе
- Джеронимо — вождь
- генерал Кастер — эпичный просиратель полимеров у речки-переплюйки Литтл-Бигхорн («маленький толсторогий баранчик»). Командовал Седьмым Кавалерийским полком армии США и пытался с его помощью курощать и низводить два племени индейцев — лакота и северных шайенов. Не получилось, не фартануло.
- банда «Ковбоев» — эпичные американские цапки XIX века, от которых и пошла ассоциация ковбоев (то есть пастухов) с крутыми вооруженными парнями. Обитали в окружном центре Тумстоун, Аризона. Организованной бандой на самом деле не являлись (хотя в современных вестернах их показывают как таковую) — просто местная фермота, пробавлявшаяся нелегальщиной. Наиболее авторитетной у них была семейка Клэнтонов и местный цеповяз Джонни Ринго. Что действительно вошло в легенды — так это конец банды ковбойцев, организованный федеральным маршалом Уайаттом Эрпом, его братьями Эрпами и примкнувшим к ним авантюристом по имени «Док» Холлидей. Эта пиздобратия перестреляла цапков в знаменитой перестрелке у корраля «О. К.» в 1881 году.
- Джейн Беда, а.к.а. «Оба-на, баба, оказывается, тоже может быть ковбойцем!». Эпическая личность, воевавшая в индейских войнах в армейской разведке. Напомним, это были времена, когда женщина в армии была чем-то невероятным. Отслужив по контракту, поселилась в городке Дедвуд, где пробавлялась разными профессиями (в том числе и древнейшей). Там ухитрилась снова прославиться как любовница Дикого Билла Хикока. Уже на склоне лет присоединилась к шоу Буффало Билла, где выступала с номерами джигитовки и меткой стрельбы. Умерла от перепоя в поезде.
Почему закончился
В культуре
Игрота, фильмота, книжки. Кроме, собственно, произведений, посвященных самому Дикому Западу, неоднократно предпринимались и предпринимаются попытки перенести сам дух фронтира в другую среду — в космос, на другие планеты, в паралельные миры с эльфами и орками.
Обязательно отметить, что в СШП проникнут духом ностальгии и героизма — становление нации, свободные люди, дух фронтира — а в глазах европейцев (и русских в том числе) представляет из себя кромешный ад и Израиль, где всех всех мочуть за косой взгляд и никому ничего за это не бывает, за очень редкими исключениями.
Книгота
- Джеймс Уиллард Шульц — жизнеописатель индейцев, проживший с ними достаточно много. Соответственно, в книгах на 146% раскрыты бизоны, быт, проблемы, бизоны, нравы, обычаи и бизоны.
- Эрнест Сетон-Томпсон — канадец, написавший кроме биографий разных зверушек знатно доставляющие мануалы по выживанию на Диком Западе «Маленькие дикари» и «Рольф в лесах».
- Майн Рид — огромное количество приключенческих романов («В поисках белого бизона», «Всадник без головы», «Белый вождь» и др.), дико популярных у советских детей.
- Джон Теннер — «Тридцать лет среди индейцев»
- Джеймс Фенимор Купер — Чингачгук Большой Змей, Зверобой — это все его.
- Сэмюэль Клеменс ака Марк Твен — Подустав водить большие пароходы, вместе с братом подался на тот самый Дикий Запад, где и обрел свое призвание, попутно успев переболеть золотой и серебряной лихорадкой, поработать рудокопом, наборщиком, репортером, приказчиков, продавцом книг, помощником секретаря и публичным лектором и написав обо всем этом винрарную автобиографию под названием «Налегке». Замечательна мораль книги — если ты бездельник пиздуй куда подальше, родственники только спасибо скажут, потому что тебе придется зарабатывать на жизнь. Хикки могут взять на заметку.
- Роберт Говард — папаша Конана, будучи уроженцам и ярым ценителем Дикого Запада не мог пройти мимо такой темы. Его стараниями родилась винрарная серия Брекенридж Элкинс, которая в мультяшно-стёбном ключе описывает Дикий Запад в период его расцвета и общую суровость его жителей. В роли местной Мэри Сью — сам автор. И у него таки есть тян. Помимо Элкинса Говард наклепал ещё несколько менее известных рассказов.
Фильмота
- «Большое ограбление поезда» — с чего все начиналось.
- «Батрак» (1971) (The Hired Hand, надмозг. «Наёмник») — жизнь тру-ковбоя как она есть без всяких прикрас.
- Фильмы Джона Форда: «Дилижанс», «Моя дорогая Клементина», «Искатели» и другие — классика «чистого» жанра с тем самым Джоном Уэйном в главной роли.
- Долларовая трилогия, «За пригоршню динамита» и «Однажды на Диком Западе» — Серджио Леоне же! Nuff Said.
- «Джоси Уэйлс — человек вне закона», «Два мула для сестры Сары», «Бродяга высокогорных равнин», «Непрощенный» и прочие — после эпохальных леоновских лент, старина Клинт даром времени не терял, за что уже полвека является главным лицом жанра.
- «Дикая банда» и другие вестерны Сэма Пекинпа — появившиеся в одно время со спагетти-вестернами, реанимировали протухший жанр небывалым цинизмом и абсолютной беспощадностью. «Дикая банда» долгое время являлся одним из самых жестоких фильмов ever: патронов на съемках было потрачено больше, чем во время мексиканской революции.
- «Джанго» — клон «За пригоршню долларов», однако имел при себе энное количество меметичных сцен и эпичную заглавную песню, за что некий Квентин Тарантино его очень полюбил. Также стоит отметить «Великое безмолвие» того же Серджио Корбуччи: редчайший пример «зимнего» вестерна.
- Золото Маккены — шериф и злобные бандиты во главе с Омаром Шарифом ищут золотой каньон. Тема предательства за золото символизирует заглавной песней, ереведённой на русский и всем фильмом в частности. Положительных персонажей, кроме Маккены, нетъ.
- «Мертвец» — известный психоделический вестерн Джима Джармуша.
- Вышеупомянутый «Мертвец» в свое время дал определение фильмам, не укладывавшимся в рамки жанра — «кислотный вестерн». Некоторые из них: «Крот» Ходоровски, «Перестрелка» Хелманна, «Иеремия Джонсон» Поллака.
- Сериалы «Дэдвуд» и «Ад на колесах», а также «Хэтфилды и МакКои» — по мотивам реальных разборок меж двумя семействами.
- «Раз ковбой, два ковбой» — за несколько минут мультика раскрыты темы: ограбление поезда, коррупция, быт простых ковбоев.
- «Маленький, большой человек» — первый американский вестерн с положительными индейцами.
- «Быстрый и мёртвый» — раскрыта дуэльная тема.
- «Сават» — вообще про мордобои, но на Диком Западе. В наличии: дуэли, мордобой, не смирившиеся конфедераты, мордобой, отъём земель у населения властями, ну и мордобой. И музыка достойная Эннио Морикконе.
- «Легенды Дикого Запада» — примечателен тем, что в фильме засветились, внезапно, легендарные личности Дикого Запада, помогающие мальчику отстоять отцовскую ферму от бандитов. Легендарные в прямом смысле — герои народных преданий. Для тех кто не в курсе о меметичности и значимости для американца культурных отсылок, можно сказать так: это как если бы наши сняли фильм, в котором Петька, Василий Иванович и Штирлиц помогали бы простому сельскому пареньку защитить в девяностые родной колхоз от новых русских.
- «Светлячок» — пресловутое портирование Дикого Запада в космос, где футуристические города ядра спокойно соседствуют с трешем фронтира. Гражданская война, колоритные персонажи, погони на гравитационных платформах и винчестеры в комплекте.
- Стоит вспомнить о целой плеяде фильмов с настоящим сербско-немецким индейцем Всея Руси Гойко Митичем. Тогда — доставляли неимоверно. Сейчас — пожалуй, уже нет. Хотя…
- «МакКейб и миссис Миллер» — про то как выглядело окончание эпохи Дикого Запада
- «Непрощённый» — Фильм старины Клинта, с самим собой и Морганом Фрименом в главной роли. Развенчание всех мифов о Диком Западе как романтическом месте. В одной зажопье порезали проститутку, дамочки скинулись и наняли старого и уже уставшего от всего этого дерьма бандита (который уже давно осел с детьми в каком то сарае). Никакой романтики, не условно плохих и условно хороших парней, просто умирающие за свои ошибки люди.
- «Железная Хватка» — вестерн с элементами трагикомедии аж самих братьев Коэнов. Особенности рыночных отношений в жопе мира и премудрости охоты на бандитов в диких землях раскрыты чуть более чем полностью.
- «Поезд на Юму» — старый и новый. История про простого но принципиального реднека и кучку наёмных законников, транспортирующих главаря бандитов до поезда в тюрьму. Доставляет более чем полностью колоритными персонажами. По старой доброй традиции, однозначных святых и однозначных подонков на Диком Западе нет.
- «Правосудие» — не смотря на то, что действие происходит в современном Кеннтуки, пропитан духом Дикого Запада чуть более чем полностью. Ибо это такая жопа мира, что в ней со времён Гражданской Войны, ничего не изменилось.
- «Одинокий рейнджер» — прилизанный и эффектный вестерн. Для фильма характерна смена антагонистов в духе современной борьбы за права угнетённых белым человеком. Теперь в нём главгад — белый бизнесмен-железнодорожник с приспешниками из числа местных бандитов и служителей закона, которые подставляют и истребляют индейцев ради добычи серебра, а два главгера (белый и индеец) борются против этого авангарда капитализма в диких землях фронтира.
- «Джанго освобождённый» — американский лубок в духе спагетти-вестернов, в исполнении Тарантины. Картина стала лауреатом 2 премий "Оскар". Рекомендуется к просмотру.
- «Спасение» — датский вестерн 2014 года.
- «Человек с Бульвара Капуцинов» — хоть и комедия, но с точки зрения жизнеописания быта любого американского зажопинска того времени, практически не соврали. А вообще, фильм о высоком, он об искусстве, что делает человека лучше.
- «Миллион способов потерять голову» (A million ways to die in the West) — голливудская трешкомедия современного разлива, полная пердежных лулзов, выстебывающая типичные штампы жанра.
- «Wild Wild West» — стимпанк на Диком Западе.
- «Джона Хекс» — кинокомикс про уродливого ковбоя с шестиствольным пулемётом.
Аниме
- Возвращение кота в сапогах — олдфажное аниме 1972 года, весьма котировавшееся в Совке. Коты-шерифы, мыши-индейцы, бандиты и продажный мэр присутствуют.
- Gun Frontier — Харлок и Мэйтель на Диком Западе. ИСЧХ главным героем является Тецуо, второстепенный перс, мелькающий в обоих сериалах. В манге присутствуют и сиськи и гуро. В экранизации — только сиськи. Также наличествует ZOG.
- Trigun — винрарно-лулзовый космический вестерн, действие которого происходит на планете, представляющей собой сферический Дикий Запад в вакууме.
Игрота
- Call of Juarez (за исключением еретичной Cartel) — известная серия шутеров, сделанная, как ни странно, поляками. Достаточно неплохо изображен антураж эпохи, шутерная часть упрощена и сводится к меткому и быстрому отстрелу выбегающих вражин. Так же в наличии дуэли.
- Desperados — Commandos с ковбойцами и индейцами.
- Red Dead Redeption — улучшенная GTA 4, с конями и корованами(PS3, XBOX only) Мультиплеер некисло дает прикурить многим грандам.
- Mad Dog McCree, The Last Bounty Hunter — классический, канонишный тирЪ.
- Gun — можно сказать, черновая копия RDR. Тащемта, довольно забавный и интересный шутер, в котором переплелись как классические ковбои и индейцы, так и не менее классические янки и дикси, которых к моменту начала игры осталось аж целых 1,5 человека и бронепоезд. Доставляет сюжет (полный классических клише) и озвучка персонажей.
- The Oregon trail — мультиплатформенная игра (первая версия датируется аж 1971 годом) про путешествие американского пионера (переселенца) и его семьи до того самого Дикого Запада. Они могут умереть от болезней, голода, пуль бандитов, стрел индейцев и т. д. Можно сыграть и на этих ваших смартфонах.
- Sunset Riders — мультиплатформенный ран-ган, где, играя 4-мя (в сеговской порезанной версии 2-мя) ковбоями надо ходить по стереотипным локацими и отстреливать стереотипных персонажей. Поезд, лошади и дворец финального босса присутсувуют.
- Gun Smoke — олдовый платформер с бесконечным шквалом огня, запредельной сложностью и миллиардами врагов (среди которых, неожиданно, встречаются даже ниндзя). Враги не стесняются респауниться прямо из-под героя, тут же умножая его на ноль, и заставляя игрока грызть геймпад в бессильной злобе.