Портал:Ниасилили/Beat'em up
Материал из Lurkmore
Эта статья находится на доработке. Эта статья всё ещё не взлетела и не соответствует нынешним реалиям /lm/. Если 08.01.2016 не наступит решительного улучшения, статья подлежит безоговорочному уничтожению. Модераторам: на запасной аэродром, выпустить Дата последней правки страницы: 21.12.2015 |
Битемап (англ. Beat them up, рус. Отмудохай их всех, Бицуха, Бицепс и т.д.) — некогда былинный жанр видеоигр, дико доставлявший простым до безобразия сюжетом и мочиловом набегающего изо всех щелей сброда. По популярности уступал лишь платформерам, в то время как в вопросах мультиплеера долгое время задвигал многие жанры на задний план. Ныне безблагодатно забыт и предан анафеме за ненадобностью, но о нём прекрасно помнят бородатые олдфаги 90-х, которые периодически включают свои запылившиеся консольки и с упоением ностальгируют по ушедшим временам.
Содержание |
Краткий ликбез по истории
Борзое начало
Жанр появился в начале 80-х, когда музыка и фильмы были ламповыми, а та страна вовсю готовилась к перестройке. Кто и когда придумал жанр - предмет бесконечных срачей на игровых форумах, однако стоит отметить, что предтечей всех битемапов стала небезызвестная аркада про одного усатого водопроводчика, заложившая многие будущие клише для предмета статьи. Тут тебе и набегающая челядь в виде грибов и черепах, и ГГ, разруливающий балаган, и главный босс, затеявший весь беспредел. Однако в полноценные отцы записывать Марио не будем, поскольку между аркадами и битемапами есть колоссальная разница: если в первых контактным боям уделяется меньше всего внимания, то во вторых они являются главной фишкой всего жанра. Кроме того, в битемапах отчётливо можно видеть, как персонаж различными частями тела выбивает всякую дичь из голов врагов, в то время, как в аркадах надо либо давить, либо в кого-то стрелять всяким ширевом, хотя на этот счёт можно поспорить. Тем не менее, влияние Марио более чем очевидно даже невооружённым глазом.
Первым битемапом официально считается расовый «Кунг Фу Мастер» 1984 года, где нужно очищать зал от бесконечных врагов, пытающихся либо втоптать, либо отодрать мастера в клинче. Поначалу жанр не привлёк никакого внимания, поскольку малолетние геймеры вовсю задрачивали Марио, однако всё изменилось в 1986 году, когда сумрачные японцы выпустили Nekketsu - годный и местами реалистичный симулятор школьного мордобоя, о котором подробно описано в соответствующей статье. Затем последовал «Double Dragon», и жанр начал потихоньку расползаться по картриджам. Не в последнюю очередь это было связано с антуражем игр, где школота имела возможность навалять целебных всяким гопникам, панкам и прочему УГ, обитающему на обхарканных, забросанных бычками и расписанных граффити улицах и метро. В новый жанр также был добавлен мультиплеер на 2 человек, превративший одиночное прохождение в командную игру с двойными атаками, удерживанием и бросками, тем самым, предопределив «золотую эру» битемапов в 90-х.
Золотая эра
На дворе 90-е годы - время масштабных перемен во всех сферах жизни людей, начиная от политоты и заканчивая детскими забавами. Не обошли эти перемены и предмет статьи, который вот-вот должен был родить новый движок. Поняв, что эксплуатировать всякое быдло на картриджах до бесконечности нельзя, разработчики начинают внедрять в битемап всякие плюшки, типа «выбора пути» и «нелинейности», повысив реиграбельность и, как следствие, потраченное время в несколько килоэкслеров, а процесс действия стал захавывать умы неразумных форм жизни со скоростью света. К этому времени выходят эпичные боевики с Ван-Даммами и Шварцами, породившие нездоровый интерес среди тогдашних детей, пытавшихся отождествлять себя с героями этих фильмов. Получалось у них, мягко говоря, не очень, поскольку в реальном времени это подражание было чревато больницей, а драки на какой-нибудь консоли разве что отнимали время, портили зрение (если заиграться) или приводили к боли в жопе, если не делать уроки и долго сидеть на одном месте. Разрабы немедленно просекли эту фишку и стали добавлять клонов Брюса Ли, Халка Хогана и прочих популярных тогда лиц, сумев возвести битемапы до уровня культа.
Новую эпоху открыли серии игр Streets of Rage и Golden Axe, где первая отметилась кошерными графикой, музыкой и разнообразием к подходу каждого перса, а вторая - командным взаимодействием, скрещиванием магии, нелинейностью и кучей приёмов на каждого героя, задвинув устаревших, как говно мамонта, родоначальников на задний план. Почуяв запах больших денег, другие команды тоже решают помериться письками с родоначальниками и начинают штамповать такие вещи, как Final Fight, Черепашки-ниндзя, Battletoads и прочие любимые олдфагами прелести, возведя битемапы в мейнстрим. После долгих битв за сердца, мозги и пропущенные занятия в школе на первое место вышли серии Final Fight и Streets of Rage, заложившие ряд традиционных штампов типичного битемапа 90-х. Что же касается родоначальников, то они пошли ещё дальше, начав смешивать битемап с другими жанрами, а Технос стал штамповать вин за вином, пока к концу 90-х, увы, не повторил судьбу Сократа. Именно в конце 90-х - начале нулевых традиционный битеап скопытился раз и навсегда.
Всё пропало
Как известно, ничего не вечно под луной, и жанр в начале нулевых официально умер. Что же могло привести к его бесславному концу? В первую очередь то, что изначально привело его к успеху - куча врагов, которых надо было только бить, бить и ещё раз бить. Однообразие жанра сделало своё чёрное дело, и уничтожение непроходимо тупых клонов без каких-либо секреток и особых новоротов, а также просто запредельная и нечестная сложность старых аркад стали со временем просто заёбывать. Ребятня требовала хлеба и зрелищ, хотя бы прокачку персонажей, присутствовавшую на ранних Double Dragon и Неккетсу, но разрабы старой школы продолжили кормить фанатов традиционным какишем с гопниками и панками, тем самым, медленно заколачивая себе крышку гроба. Кроме того, не последнюю роль в падении жанра сыграло снижение производства годных голливудских боевиков, являвшихся основными стимуляторами дикой популярности битеапов в начале 90-х. Что-то радикально новое придумать стало очень сложно, а многие штампы настолько приелись в голове, что нужно было чем-то себя разнообразить. Так и случилось, когда прилавки магазинов наводнили всякие модные РПГ, типа Линейки, Вовки, Героев и прочей задротской мишуры, лишив битемапы основной аудитории. В итоге, жанр в своём классическом виде подавился мацой, а оставшиеся на плаву игроки стали смешивать битемап с РПГ, шутерами от первого лица и другими еретическими, по мнению олдфагов, примесями. Good night, sweet prince.
Типичный битемап
- Классический сюжет — <>Мир и покой во вселенн…</> Сюжет стандартен, такой же, как и во всех играх: существует некая страна/город/школа, некое зло пытается устроить на заданной территоррии пиздец путём наводнения её панками, гопниками и прочим говном, до кучи похищая какого-нибудь героя/тян. Всем либо похуй, либо боятся, но несколько героев всё же решают навести порядок и, если у игрока руки были не кривыми, наводят его.
- Классические герои — сбалансированный блондин в белой майке (крутой брюнет в кожане), качок-граббер с большим уроном, но при этом тормоз; баба-каратистка с непременными панцушотами и вываливающимися сиськами, быстрая, но слабая; негр либо же ниндзя. Не возбранялось и наличие клона Брюса Ли и Джеки Чана. Непременно один из героев умел делать вертушку из Двойников Драконов.
- Классические враги — панки и гопники разных мастей и волостей, будь на дворе 80-е, 90-е или же далёкое будущее. Врагов непременно тысячи и они прут валом на ГГ, с каждым уровнем менее при этом тупя. Школоте это очень доставляло, ведь они ассоциировали себя с героями, а гопоту игровую — с гопотой школьной, от которой огребали сразу после отхода от игрового автомата. В слешерах же панки заменяются на уныло-невыразительных воинов и зомбарей, исполняющих роль скашиваемой травы.
- Обязательная иерархия врагов — шестёрка\стреляющая шестёрка\шестёрка с щитом или бронёй\мощный качок\"офицер" владеющий какими-то особыми силами
- Боссы на полэкрана ростом, выходящие под пафосную музыку, почти всегда с мелкими помощниками, долго замахиваются и мощно бьют. Среди боссов непременно будет рестлер, играющий мускулами и кидающий героя суплексами. Боссы первого уровня практически всегда будут попадаться в виде простых врагов в дальнейших уровнях, а в последнем уровне по традиции нужно опиздюлить всех встреченных ранее боссов. Впрочем, бывают и исключения и боссом может оказаться какой нибудь ядрёный ниндзя или каратист.
- Женщины-злодейки чаще всего одеты в БДСМ костюм и хлещут ГГ хлыстами. В Final Fight подобный типаж среди врагов представляла Poison (маечка, короткие шортики, фуражка, наручники на поясе) и с этим связан интересный момент - разработчики побоялись бугурта моралфагов и феминисток по поводу битья женщин по ебалу и объявили Poison трапом. Такие дела.
- Здоровье традиционно пополняется яблоком (1/4) и курицей/индейкой (full health), найденной в только что приготовленном виде в местной помойке или в ящике на складе, реже — бутербродами и гамбургерами.
- Стандартный набор оружия для унылых битемапов — нож и труба (реже бита), причём нож сразу же метается во врага; в годных битемапах набор оружия и способы его применения гораздо расширены.
- Стандартные локации: всё начинается на улице, перемещается на аллею/парк, затем в подпольный клуб с боями без правил, а потом на корабле/самолёте ГГ сотоварищи доставляются в цитадель ГЗ, где, раскидав на первом этаже парочку назойливых головорезов, на лифте поднимаются на последний этаж.
- Обязательно наличие уровня с восточным колоритом, в которых ГГ будет опиздюлен ниндзями, каратистами и бамбуковыми ловушками.
- Также, как правило ближе к финальному боссу, может встречаться военная база или лаборатория, где предстоит смахнуться со спецназовцами или киборгами в камуфляже и беретах.
- В КАЖДОМ уважающем себя битемапе есть уровень-подъёмник/лифт, на который враги прыгают сверху, почему то не разбиваясь
- Финальный Босс традиционно либо мафиозный дон, курящий сигару в кресле и стреляющий по ГГ из автомата, либо некий стареющий джентльмен со шпагой/мечом. Босс всегда прячется за своих помощников, но тем не менее, последний удар отправляет его лететь с последнего этажа вниз, а затем его здание взрывается. Иногда бывают и исключения, но как правило, финальный босс традиционно на полэкрана и убивает с двух ударов.
Наиболее известные игры
Список годных битемапов, которые валяются в сети и с помощью эмулятора играются на любом компе, так что олдфаг или интересующиеся школьники могут невозбранно причаститься. Не рекомендуется путать данные игры с последующими слешерами нулевых, ибо хотя жанры и напрямую родственны, в силу основного подхода они разделяются на два разных игровых жанра.
- Серия Неккетсу (Технос) — отец-основатель классической линейки битемапа, весьма продуман — захваты, удары, оружие, РПГ-элементы — всё, что нужно для убиения времени. Увы, Технос, их выпустивший, загнулся, однако фанаты серию не забыли и игры иногда переиздаются.
- Double Dragon (Технос) — постапокалиптическая игра от Тех же Технос, почти с таким же движком, о двух братьях-близнецах, спасающих/мстящих за свою тян, которую никак не могут поделить. Три части + ремейки как официальные, так и фанатские.
- Battletoads же! Доставляющая серия о похождениях антропоморфных жаб, сделанных как конкурент черепашкам. На выбор жестокая и годная графически аркадная версия; консольная, знаменитая своей неебической сложностью и есть также кроссовер с Double Dragon.
- Черепашки-ниндзя (Konami) — куча игр, почти все из которых — классические битемапы. Клепаются до сих пор, но увы, уже не то. ТруЪ считаются первые четыре части (три на Денди и четвертая на аркаде и приставках), остальные уже по «новым» черепашкам и на любителя, хотя графика хороша.
- Серия Crime Fighters (Konami) — три игры (о которых, увы, мало кто помнит), выходившие на аркаде и забытых приставках с движком, как в черепашках ниндзя, каждая часть — отдельная история. Надо сказать, игры были весьма продуманы в плане интерактивности и боссов: оружия было очень много, враги обладали большим набором приёмов и действий, подбирали или доставали оружие, а их в свою очередь можно было ебашить о декорации. Финальный босс третьей части начисто скопипащен в пятые Герои в виде титана.
- Серия Final Fight (три официальные части + минипорт на NES и Streetwise на вторую плойку, а также овер 9000 переизданий) от Capcom. Три героя спасают бабу, полностью соответствуя штампам выше. Атмосфера и сложные боссы были, но в сравнении с другими сериями — унылый битемап, доставлял из которых только чиби-порт на «Денди». Тем не менее, вселенная известная, и часть бойцов оттуда перекочевали в Стрит Файтер. Из противников в этих играх можно отметить трап-бдсмщиц Poison (см. выше) и семейство качков Andore, скопированных с популярного в те годы болгаро-французского рестлера André the Giant (Андре Гигант).
- Burning Fight (SNK, аркадная) — унылый клон Final Fight'а. Двое из трёх героев вчистую слизаны с Гая и Коди. Не доставляет, отмечена только как пример убогого копипиздинга в жанре.
- Cadillacs and Dinosaurs (Capcom) — отличный аркадный битемап про пост-ядерное будущее с кадиллаками и динозаврами, создан по мотивам комиксов и мультиков.
- Robo Army (SNK, аркадная) — футуристический битемап про киборгов, которые пытаются остановить поехавшего учёного, создающего армию роботов для захвата мира. Игра отличалась оригинальными решениями: герои могли превращаться в машины и довить врагов, была возможность использовать супер-оружие, эффектно выжигающее противников на экране. Гигантские боссы-роботы прилагаются. Весьма красивая и увлекательная игрушка, может доставить и сейчас.
- Knights Of The Round (Capcom, аркадная) — битемап в духе Golden Axe про Рыцарей Круглого Стола. Король Артур, Ланселот и Персиваль по заданию Мерлина идут объединять Англию, попутно раздавая лещей всяким злым рыцарям и прочей нечисти. В игре присутствовал РПГ-элемент — герои могли набирать опыт и прокачиваться. Можно было запрыгнуть на лошадь и, подобно труЪ-рыцарю, сражаться верхом. Вполне симпатичная игра, а аркадный автомат с ней позволял играть втроём(!).
- Серия Streets of Rage/Bare Knuckle (Сега) — три официальные части и куча римейков. ТруЪ. Несмотря на ненавороченность геймплея, доставляла графикой, музыкой и относительно несложностью, многое скопипащено у Final Fight. Тем не менее, разнообразие к подходу каждого перса и навороченность третьей части игры сделали своё дело. Благодаря Сеге — самый известный битемап в Этой стране. Недавно испанскими хакерами был сделан кошерный римейк, соединивший три части в одну. Поделка доставляет больше, чем оригинальные части, в связи с чем был копирастический наезд Сеги на испанцев. Тем не менее, игра по прежнему в сети и доставляет. Также, движок был взломан, и теперь любой быдлокодер может наклепать на движке ОпенБор собственные игры.
- Fighting Force/Metal Fist(Core Design) — первоначально делалась как Streets of Rage 4 под Сегу Сатурн, но из-за терок с Сегой вышла под другим названием сначала на PS (алсо самый известный битемап на ней же), потом на PC и Nintendo64. Большая интерактивность окружения (почти любой предмет интерьера можно или раздолбать, или отломать и использовать как оружие) плюс хорошее, годное для 97 года 3D сделали игру популярной. К сожалению, сиквел был скорее TPS, чем битемапом, на одного игрока и уже не торт.
- Начиная с третьей части, в каждой игре серии файтингов Tekken (Namco) был режим «Tekken Force», в котором герои основного ростера должны были противостоять разнообразным спецназовцам, роботам и своим китайским копиям, изображающих хенчменов героев игры. В третьей и четвёртой части представляли собой сферический битемап в вакууме, что потом было немного похерено с еретическим «Дьявол внутри» в пятой части и кривой системой РПГ в последующих играх.
- Crisis Beat — тоже битемап на PS1, про захват корабля. Два пассажира, а с ними и русский официант-таеквондист с уборщицей пытаются противостоять террористам во главе с чуваком, сильно похожим на Ганса Грубера из Крепкого орешка, у которого в напарниках «Бриггита Нильсен» и «Дольф Лунгрен».
- Серия Golden Axe (Сега, три классические части плюс самостоятельная игра на аркаде и много сопутствующих) — слешер в стиле Sword and Sorcery для фанатов Конана и ему подобного антуража. В наличии разнообразная магия и суровые шипованные боссы в доспехах. Третья часть на Сеге считается одним из самых продуманных битемапов того времени: даблтимы, скрещивание магии, куча приёмов на каждого героя и выбор пути.
- Urban Reign от Намко — не совсем типичный, но годный битемап про антигопника в пиджачке, гасящего мазафак, китайцев и латиносов, а чуть позже — скинхедов. Среди боссов присутствует Джигурда.
- Серия Batman (разные создатели) — практически все игры про Бетмена — битемапы. Подробнее о них в соответствующей статье.
- Две игрушки по трилогии «Матрица» — специфическая Enter the Matrix и более консольная Path of Neo. Уже для своего времени отличались слабой графикой и сомнительным геймплеем, но для своей жанровой ниши и поклонников франшизы были довольно годными, в связи с чем снискали свою долю популярности на время дикой популярности киносерии.
- Среди анимешников получила известность w:Oni в варианте на PC имеющая возможность подкручивать удары мышкой - очень годное управление вместо нелюбимого не-консольщиками геймпада.
Итого
Как только прошли крайне успешные для жанра 80-е и 90-е, внезапно оказалось, что жанр в традиционном виде уже никого не устраивает, помимо того кроме дизайна, в многочисленных поделках не менялось ничего. К началу нулевых в жанре вышло разве что 2-3 громких игр вроде Yakuza или Warriors, и к 2002—2003 годам жанр практически «официально» умер. В тоже время, наследие битемапов пошло по двумя путям: с одной стороны, с помощью добавления оружия и увеличения количества вражеского мяса появился Hack and slash, где вместо избиения панков без задней мысли, предлагалось покромсать в капусту разнообразных воинов или демонов. С другой стороны, жанр был облагорожен в action-adventure с помощью более разнообразного геймплея как в игрушках Path of Neo и Enter the Matrix по известной франшизе, или открытого мира с квестами как в уже упоминаемой Yakuza.
К середине нулевых в традиционном битемапе выпускаются в основном 2D около-ностальгические игры для цифровой загрузки в стиме, в это время уже сами слешеры успели стать классикой за счёт всяких Devil My Cry, God of War, продолжающих использовать доставшиеся в наследство от жанра «иерархию» врагов и принцип «убей всех в комнате, чтобы пройти дальше». На данный момент, жанр скорее мёртв чем жив, но косвенно его элементы можно проследить во многих современных хитах, начиная последней трилогии про Бэтмена, и заканчивая периодически выходящими Sleeping Dog-ами.
Видео по теме