Портал:Ниасилили/Beat'em up
Материал из Lurkmore
Эта статья находится на доработке. Эта статья всё ещё не взлетела и не соответствует нынешним реалиям /lm/. Если 08.01.2016 не наступит решительного улучшения, статья подлежит безоговорочному уничтожению.Дата последней правки страницы: 15.12.2015 |
Битемап (англ. — Beat them up, рус — отмудохай их всех) — былинный и старинный жанр видеоигр класса «экшен», суть которого — отпиздить всё живое на экране с помощью рук, ног и валяющихся под ногами кирпичей, либо же с помощью колюще-режущего оружия (но тогда игрушка называется «слешер»). Отличие же от «экшена простого» — необходимость отпиздить всех вражин, дабы пройти далее. Расцвет жанра пришёлся на лихие 90-е, когда он в популярности уступал лишь платформерам, в то время как в вопросах мультиплеера воистину был самым популярным жанром.
Содержание |
История жанра
Первым битемапом считается расовый Кунг Фу Мастер (1984), где, играя собственно, кунг-ву мастером, очищаешь зал от бесконечных врагов, пытающихся либо втоптать, либо отодрать мастера в клинче; однако на самом деле первый годный битемап был создан в сумрачных игролабораториях Техноса — Kunio Kun Nekketsu (1986), годный и местами реалистичный симулятор школотного мордобоя, о котором нужно прочитать в соответсвующей статье. Потом на том же движке были созданы известные каждому олдфагу Double Dragon, и далее всё завертелось.
В 90-е годы движок DD малость устарел, да и другие команды решили бросить вызов Техносу, создавая свои битемапы с панками и гопниками, жанр распопулярился и этому поспособствовали тогдашние боевики 90-х с Ван-Даммами и Шварцами. После долгих битв за сердца, мозги и пропущенные занятия в школе выделились две серии игр: Streets of Rage и Final Fight на Sega и SNES соответственно. Они и заложили ряд традиционных штампов типичного битемапа 90-х. Технос же пошёл дальше, смешивая жанр с другими и выдавая вин за вином, но увы, затем обанкротился.
К началу 2000-х, волна популярности битемапов сошла на нет: во-первых — штампы жанра приелись, и что-то радикально новое придумать было сложно, а во-вторых, появилось много других игр (КС, Герои, Диабло или Линейка) за которыми школота могла убивать своё время. В итоге, битемапы в их классическом виде скатились в говно.
Типичный битемап
- Классический сюжет — <>Мир и покой во вселенн…</> Сюжет стандартен, такой же, как и во всех играх: существует некая страна/город/школа, некое зло пытается устроить на заданной территоррии пиздец путём наводнения её панками, гопниками и прочим говном, до кучи похищая какого-нибудь героя/тян. Всем либо похуй, либо боятся, но несколько героев всё же решают навести порядок и, если у игрока руки были не кривыми, наводят его.
- Классические герои — сбалансированный блондин в белой майке (крутой брюнет в кожане), качок-граббер с большим уроном, но при этом тормоз; баба-каратистка с непременными панцушотами и вываливающимися сиськами, быстрая, но слабая; негр либо же ниндзя. Не возбранялось и наличие клона Брюса Ли и Джеки Чана. Непременно один из героев умел делать вертушку из Двойников Драконов.
- Классические враги — панки и гопники разных мастей и волостей, будь на дворе 80-е, 90-е или же далёкое будущее. Врагов непременно тысячи и они прут валом на ГГ, с каждым уровнем менее при этом тупя. Школоте это очень доставляло, ведь они ассоциировали себя с героями, а гопоту игровую — с гопотой школьной, от которой огребали сразу после отхода от игрового автомата. В слешерах же панки заменяются на уныло-невыразительных воинов и зомбарей, исполняющих роль скашиваемой травы.
- Обязательная иерархия врагов — шестёрка\стреляющая шестёрка\шестёрка с щитом или бронёй\мощный качок\"офицер" владеющий какими-то особыми силами
- Боссы на полэкрана ростом, выходящие под пафосную музыку, почти всегда с мелкими помощниками, долго замахиваются и мощно бьют. Среди боссов непременно будет рестлер, играющий мускулами и кидающий героя суплексами. Боссы первого уровня практически всегда будут попадаться в виде простых врагов в дальнейших уровнях, а в последнем уровне по традиции нужно опиздюлить всех встреченных ранее боссов. Впрочем, бывают и исключения и боссом может оказаться какой нибудь ядрёный ниндзя или каратист.
- Женщины-злодейки чаще всего одеты в БДСМ костюм и хлещут ГГ хлыстами. В Final Fight подобный типаж среди врагов представляла Poison (маечка, короткие шортики, фуражка, наручники на поясе) и с этим связан интересный момент - разработчики побоялись бугурта моралфагов и феминисток по поводу битья женщин по ебалу и объявили Poison трапом. Такие дела.
- Здоровье традиционно пополняется яблоком (1/4) и курицей/индейкой (full health), найденной в только что приготовленном виде в местной помойке или в ящике на складе, реже — бутербродами и гамбургерами.
- Стандартный набор оружия для унылых битемапов — нож и труба (реже бита), причём нож сразу же метается во врага; в годных битемапах набор оружия и способы его применения гораздо расширены.
- Стандартные локации: всё начинается на улице, перемещается на аллею/парк, затем в подпольный клуб с боями без правил, а потом на корабле/самолёте ГГ сотоварищи доставляются в цитадель ГЗ, где, раскидав на первом этаже парочку назойливых головорезов, на лифте поднимаются на последний этаж.
- Обязательно наличие уровня с восточным колоритом, в которых ГГ будет опиздюлен ниндзями, каратистами и бамбуковыми ловушками.
- Также, как правило ближе к финальному боссу, может встречаться военная база или лаборатория, где предстоит смахнуться со спецназовцами или киборгами в камуфляже и беретах.
- В КАЖДОМ уважающем себя битемапе есть уровень-подъёмник/лифт, на который враги прыгают сверху, почему то не разбиваясь
- Финальный Босс традиционно либо мафиозный дон, курящий сигару в кресле и стреляющий по ГГ из автомата, либо некий стареющий джентльмен со шпагой/мечом. Босс всегда прячется за своих помощников, но тем не менее, последний удар отправляет его лететь с последнего этажа вниз, а затем его здание взрывается. Иногда бывают и исключения, но как правило, финальный босс традиционно на полэкрана и убивает с двух ударов.
Наиболее известные игры
Список годных битемапов, которые валяются в сети и с помощью эмулятора играются на любом компе, так что олдфаг или интересующиеся школьники могут невозбранно причаститься. Не рекомендуется путать данные игры с последующими слешерами нулевых, ибо хотя жанры и напрямую родственны, в силу основного подхода они разделяются на два разных игровых жанра.
- Серия Неккетсу (Технос) — отец-основатель классической линейки битемапа, весьма продуман — захваты, удары, оружие, РПГ-элементы — всё, что нужно для убиения времени. Увы, Технос, их выпустивший, загнулся, однако фанаты серию не забыли и игры иногда переиздаются.
- Double Dragon (Технос) — постапокалиптическая игра от Тех же Технос, почти с таким же движком, о двух братьях-близнецах, спасающих/мстящих за свою тян, которую никак не могут поделить. Три части + ремейки как официальные, так и фанатские.
- Battletoads же! Доставляющая серия о похождениях антропоморфных жаб, сделанных как конкурент черепашкам. На выбор жестокая и годная графически аркадная версия; консольная, знаменитая своей неебической сложностью и есть также кроссовер с Double Dragon.
- Черепашки-ниндзя (Konami) — куча игр, почти все из которых — классические битемапы. Клепаются до сих пор, но увы, уже не то. ТруЪ считаются первые четыре части (три на Денди и четвертая на аркаде и приставках), остальные уже по «новым» черепашкам и на любителя, хотя графика хороша.
- Серия Crime Fighters (Konami) — три игры (о которых, увы, мало кто помнит), выходившие на аркаде и забытых приставках с движком, как в черепашках ниндзя, каждая часть — отдельная история. Надо сказать, игры были весьма продуманы в плане интерактивности и боссов: оружия было очень много, враги обладали большим набором приёмов и действий, подбирали или доставали оружие, а их в свою очередь можно было ебашить о декорации. Финальный босс третьей части начисто скопипащен в пятые Герои в виде титана.
- Серия Final Fight (три официальные части + минипорт на NES и Streetwise на вторую плойку, а также овер 9000 переизданий) от Capcom. Три героя спасают бабу, полностью соответствуя штампам выше. Атмосфера и сложные боссы были, но в сравнении с другими сериями — унылый битемап, доставлял из которых только чиби-порт на «Денди». Тем не менее, вселенная известная, и часть бойцов оттуда перекочевали в Стрит Файтер. Из противников в этих играх можно отметить трап-бдсмщиц Poison (см. выше) и семейство качков Andore, скопированных с популярного в те годы болгаро-французского рестлера André the Giant (Андре Гигант).
- Burning Fight (SNK, аркадная) — унылый клон Final Fight'а. Двое из трёх героев вчистую слизаны с Гая и Коди. Не доставляет, отмечена только как пример убогого копипиздинга в жанре.
- Cadillacs and Dinosaurs (Capcom) — отличный аркадный битемап про пост-ядерное будущее с кадиллаками и динозаврами, создан по мотивам комиксов и мультиков.
- Robo Army (SNK, аркадная) — футуристический битемап про киборгов, которые пытаются остановить поехавшего учёного, создающего армию роботов для захвата мира. Игра отличалась оригинальными решениями: герои могли превращаться в машины и довить врагов, была возможность использовать супер-оружие, эффектно выжигающее противников на экране. Гигантские боссы-роботы прилагаются. Весьма красивая и увлекательная игрушка, может доставить и сейчас.
- Knights Of The Round (Capcom, аркадная) — битемап в духе Golden Axe про Рыцарей Круглого Стола. Король Артур, Ланселот и Персиваль по заданию Мерлина идут объединять Англию, попутно раздавая лещей всяким злым рыцарям и прочей нечисти. В игре присутствовал РПГ-элемент — герои могли набирать опыт и прокачиваться. Можно было запрыгнуть на лошадь и, подобно труЪ-рыцарю, сражаться верхом. Вполне симпатичная игра, а аркадный автомат с ней позволял играть втроём(!).
- Серия Streets of Rage/Bare Knuckle (Сега) — три официальные части и куча римейков. ТруЪ. Несмотря на ненавороченность геймплея, доставляла графикой, музыкой и относительно несложностью, многое скопипащено у Final Fight. Тем не менее, разнообразие к подходу каждого перса и навороченность третьей части игры сделали своё дело. Благодаря Сеге — самый известный битемап в Этой стране. Недавно испанскими хакерами был сделан кошерный римейк, соединивший три части в одну. Поделка доставляет больше, чем оригинальные части, в связи с чем был копирастический наезд Сеги на испанцев. Тем не менее, игра по прежнему в сети и доставляет. Также, движок был взломан, и теперь любой быдлокодер может наклепать на движке ОпенБор собственные игры.
- Fighting Force/Metal Fist(Core Design) — первоначально делалась как Streets of Rage 4 под Сегу Сатурн, но из-за терок с Сегой вышла под другим названием сначала на PS (алсо самый известный битемап на ней же), потом на PC и Nintendo64. Большая интерактивность окружения (почти любой предмет интерьера можно или раздолбать, или отломать и использовать как оружие) плюс хорошее, годное для 97 года 3D сделали игру популярной. К сожалению, сиквел был скорее TPS, чем битемапом, на одного игрока и уже не торт.
- Начиная с третьей части, в каждой игре серии файтингов Tekken (Namco) был режим «Tekken Force», в котором герои основного ростера должны были противостоять разнообразным спецназовцам, роботам и своим китайским копиям, изображающих хенчменов героев игры. В третьей и четвёртой части представляли собой сферический битемап в вакууме, что потом было немного похерено с еретическим «Дьявол внутри» в пятой части и кривой системой РПГ в последующих играх.
- Crisis Beat — тоже битемап на PS1, про захват корабля. Два пассажира, а с ними и русский официант-таеквондист с уборщицей пытаются противостоять террористам во главе с чуваком, сильно похожим на Ганса Грубера из Крепкого орешка, у которого в напарниках «Бриггита Нильсен» и «Дольф Лунгрен».
- Серия Golden Axe (Сега, три классические части плюс самостоятельная игра на аркаде и много сопутствующих) — слешер в стиле Sword and Sorcery для фанатов Конана и ему подобного антуража. В наличии разнообразная магия и суровые шипованные боссы в доспехах. Третья часть на Сеге считается одним из самых продуманных битемапов того времени: даблтимы, скрещивание магии, куча приёмов на каждого героя и выбор пути.
- Urban Reign от Намко — не совсем типичный, но годный битемап про антигопника в пиджачке, гасящего мазафак, китайцев и латиносов, а чуть позже — скинхедов. Среди боссов присутствует Джигурда.
- Серия Batman (разные создатели) — практически все игры про Бетмена — битемапы. Подробнее о них в соответствующей статье.
- Две игрушки по трилогии «Матрица» — специфическая Enter the Matrix и более консольная Path of Neo. Уже для своего времени отличались слабой графикой и сомнительным геймплеем, но для своей жанровой ниши и поклонников франшизы были довольно годными, в связи с чем снискали свою долю популярности на время дикой популярности киносерии.
Pro и contra
Pro:
- Захватывающий процесс действия. В годные битемапы, особенно с плюшками типа «выбор пути» и «нелинейность» можно было играть несколько раз — процесс захавывал.
- Игра вдвоём. Каждая уважающая себя игра этого жанра подразумевала командный геймплей, ибо в одного было сложно; некоторые игры учитывали аспект 2-х игроков — создавались двойные атаки, удерживания, запинывания.
- Антураж. Побивались в основном заебавшие ИРЛ гопники и мафия, действие происходило на обхарканных, забросанных бычками и расписанных граффити улицах и метро, посему школота одобряет.
- Похожесть на боевики эпохи VHS — после отсмотра «Двойного Удара» или «Разборки в маленьком Токио» тогдашним детям хотелось отождествлять себя с героями этих фильмов, но так как ИРЛ это было чревато больницей, за Сегой это было чревато лишь убитым временем и (если заиграться) зрением. Или задницей, если играл вместо деланья уроков или мытья посуды. Создатели учли эту особенность, и в битемапах стали появляться клоны Брюсов Ли, Халков Хоганов и прочих популярных тогда лиц. Этот фактор сыграл некоторую роль в жизни жанра — как только эти боевики сниматься перестали, интерес к жанру поехал вниз.
Contra:
- Процесс уничтожения однообразных клонов начинал со временем заёбывать
- Отсутствие прокачки во многих битемапах. В ранних же эта особенность присутсвовала, вспомним первый Double Dragon и Неккетсу.
- Однообразие жанра в целом. Ни тебе секретов, ни особых наворотов — отпиздил и иди дальше. И так в каждой игре.
- Неебическая сложность старых аркад (оно и понятно - игрок должен подкармливать автомат монетками как можно чаще). Просто запредельная и нечестная, кто играл в Баттлтодс и ДаблДрагон, поймёт.
Итого
Как только прошли крайне успешные для жанра 80-е и 90-е, внезапно оказалось, что жанр в традиционном виде уже никого не устраивает, помимо того кроме дизайна, в многочисленных поделках не менялось ничего. К началу нулевых в жанре вышло разве что 2-3 громких игр вроде Yakuza или Warriors, и к 2002—2003 годам жанр практически «официально» умер. В тоже время, наследие битемапов пошло по двумя путям: с одной стороны, с помощью добавления оружия и увеличения количества вражеского мяса появился Hack and slash, где вместо избиения панков без задней мысли, предлагалось покромсать в капусту разнообразных воинов или демонов. С другой стороны, жанр был облагорожен в action-adventure с помощью более разнообразного геймплея как в игрушках Path of Neo и Enter the Matrix по известной франшизе, или открытого мира с квестами как в уже упоминаемой Yakuza.
К середине нулевых в традиционном битемапе выпускаются в основном 2D около-ностальгические игры для цифровой загрузки в стиме, в это время уже сами слешеры успели стать классикой за счёт всяких Devil My Cry, God of War, продолжающих использовать доставшиеся в наследство от жанра «иерархию» врагов и принцип «убей всех в комнате, чтобы пройти дальше». На данный момент, жанр скорее мёртв чем жив, но косвенно его элементы можно проследить во многих современных хитах, начиная последней трилогии про Бэтмена, и заканчивая периодически выходящими Sleeping Dog-ами.
Видео по теме