Портал:Ниасилили/Мальтузианство

Материал из Lurkmore

Перейти к: навигация, поиск
RecycleBlue.pngДоработка завершена.
Кто-то считает, что статья-то уже ничего и можно выпускать. Срок был назначен на 15.10.2015.Дата последней правки страницы: 12.10.2015
«

Человек, пришедший в занятый уже мир, если его не могут прокормить родители и если общество не нуждается в его труде, не имеет права на какое-либо пропитание; в сущности, он лишний на земле. Природа повелевает ему удалиться и не замедлит сама привести свой приговор в исполнение.

»
Томас Мальтус. Опыт закона о народонаселении
Мальтузианская ловушка

Мальтузианство — наукообразная теория о наступлении всеобщего пиздеца из-за невозможности обеспечить всех страждущих и жаждущих едой и прочими ништяками.

Содержание

Немного истории

Томас Мальтус смотрит на тебя как на нищеброда и ухмыляется

Эпоха Просвещения принесла миру конституционную монархию, технический прогресс и веру в рационализм. Вольтер, Монтескьё, а в ещё большей мере Руссо и Кондорсе генерировали тонны копипасты о бесконечном рациональном прогрессе человечества. В соответствии с Годвином, мнение общества, состоящее из рационально мыслящих индивидуумов, должно привести к тотальному просветлению и наступлению рая на земле.

В самом конце XVIII века Бриташке как-то не очень везло: под самым боком наводили шороху якобинцы и Наполеон, а в самой стране царил вечный голод и нищета из-за плохих урожаев. Англиканский священник Томас Роберт Мальтус был дитятей своего времени и в свободное от проповедей время активно изучал труды Годвина и Руссо. Будучи образцовым падре, он руководил распределением помощи нищебродам в своём приходе и даже успел накатать целый опус о создании идеальной системы социального обеспечения. Неурожай, однако, длился целое десятилетие, за время которого дядя Том сделал довольно интересные наблюдения и спрятал свой первый труд в запылённом сундуке на чердаке. Суть его наблюдений была довольно проста: приходские нищеброды, получив бабло от государства, тратили его не на покупку жрата, а на пелёнки для новых детей, которых они штамповали в свободное от сна время. В изданном «Опыте закона о народонаселении» и всех последующих трудах Мальтус критикует кумиров-просветителей и заявляет, что нищеброды и быдло изначально не склонны к самосовершенствованию и рациональному существованию. Для них помощь государства — это знак одобрения, стимул к повышению рождаемости и поддержанию популяции нищебродов в стране. Неслучайно ведь их нарекли «пролетариями» — от латинского «proles», что означает как «бедный», так и «склонный к размножению», «плодовитый». В конце концов из-за неконтролируемой рождаемости нищебродов будет просто нечем кормить, что и приведёт к так называемой мальтузианской катастрофе.

Pro et contra

На Мальтуса ещё при жизни навесили ярлык мизантропа, педофила и пожирателя младенцев. Больше всего исходили желчью социалисты и иже с ними. Энгельс-Маркс вылили свою бочку дистиллированного говна на голову давно почившего в бозе Мальтуса: мол, как можно быть таким пессимистичным гондоном и забыть о том, что человек давно может произвести больше, чем съесть, было бы рабочее место! Ленин и прочие коммуняки учили, что все беды человечества происходят от плохой диалектики: мол, в одном месте ресурсов хоть жопой жри, в других местах — шаром покати. А вот если насадить справедливый социализм, создать условия для солидарного и комфортного производства без участия хозяев-паразитов, то в этом случае наступит немедленный всеобщий ништяк.

Однако, у Мальтуса были и горячие последователи. Дарвин, выводя свою теорию эволюции, конкретнее — закон борьбы за существование, опирался в том числе на прочитанные в юности труды Мальтуса. Позднее Спенсер выдал на-гора целый социал-дарвинизм, суть которого проста как два пальца об асфальт: нищеброд является таковым либо из-за собственной тупости, либо из-за родителей-олигофренов, неспособных планировать бюджет и семью. Поддерживать морально и материально подобных индивидуумов некошерно, ибо это приведёт к упадку интеллекта в популяции и вырождению людей. В мире Homo sapiens должны выживать самые-самые sapiens!

Неомальтузианство

Маскот неомальтузианцев

Дядя Том был священником, а значит — моралфагом тем ещё. И, скажем, банальная контрацепция или прерывание беременности являлись при его жизни адовыми косяками перед ликом Г-спода нашего и, как следствие, запрещались да проклинались. Оно и не мудрено — тогдашняя практика кустарных абортов и народных противозачаточных методов прямиком от бабки-повитухи представляла собой трэш и угар. Назвать подобное хотя бы теоретически «разумной мерой» по сокращению численности человеков ни у кого, кроме особо медицински образованных, не поворачивался язык. Уж лучше пусть вырастет и загнётся на поле боя, отвоёвывая ненужные никому заморские земли.

Да и доктора сходились во мнении, что чем тогдашний аборт, батеньки, уж лучше пережить обычные роды. Вдобавок моралист Мальтус, и не только он, понимал, что даже будь в наличии у быдла тот самый способ без адовых рисков предотвращать беременности — это ж будет сплошной ковёр из невозбранно трахающихся тел. Безобразие! Поэтому только воздержание, только хардкор. Или «наказуемый» детьми строго ограниченный секс в браке. Ну, или страдайте от голода и нищеты, чёртовы унтерменши, но не смейте безнаказанно сношаться!

После стараний Мальтуса и его ценного совета не ебаться, у его сторонников возникли с ним разногласия. Разнились предлагаемые методы, ибо доктора подозревали, что секс есть естественная потребность, и вводить на него запреты — как требовать дышать через два раза на третий. Однако, время шло, товарищ Кондом экспериментировал с резиной, другой дядя, насмотревшись в микроскоп на амёб, изобрёл стерильность в операционной. Доктора, которых уже достали эти очумелые истории с повитухами, научились делать то же самое, но уже без неиллюзорного риска отослать пациентку к праотцам от сепсиса. И, взяв писанину Мальтуса под лозунгами борьбы с тем самым перенаселением и голодом, стали продвигать в массы интеллигентных людей идею выпуска презервативов и исследований в области репродукции, пропаганды среди быдла свежеизобретённых методов не плодиться. Эти товарищи и представляют собой неомальтузианцев, обосновывавших своё желание раздавать гондоны и открывать абортарии той самой книгой про неизбежный пиздец.

Да, результат их стараний ты видишь ныне — любая блядь считает оральные контрацептивы и презервативы мастхэвом, как, впрочем, и не блядь, отложившая детей до выплаты ипотеки. Мальтус так и не решил, стоит ли ворочаться в гробу — вроде и вин в виде сытости среди осиливших гондоны, а вроде и блядство не наказывается разрыванием пизды при родах чёрте-чьего потомства. Хехе.

Мальтузианство и современные проблемы

Демографический переход
От пирамиды к цилиндру

Сегодня Томми со своими последователями довольствуются лишь своим местом в истории, ну и радуются тому, что пока ещё есть места на земле, где их идеи работают. Мальтузианство из закона деградировало в частный случай.

Во-первых, выяснилось, что один сын-миллионер гораздо лучше 15 нищебродов.

Во-вторых, что женщина — человек, и может не только не рожать, но и замуж не ходить, не обделяя себя при этом вниманием мужчин и не будучи забитой камнями.

В-третьих, норот открыл для себя мир необязательности репродукции. В крайнем случае косяк фиксился в абортарии. Стандартная картина советских времён — приличная замужняя дама с двумя детьми и восемью абортами, КАРЛ!! Как итог — основная «производственная база» лишних людей, самая безмозглая, не могущая в планирование часть населения, радостно и добровольно плодиться перестала. Ко всеобщему облегчению.

В-четвёртых, если пахать не лошадкой, а трактором, то еды получается неприлично много. Плюс ещё -надцать лайфхаков — и не самая удобная для земледелия, скажем, Европа становится способной вывозить на себе буквально всех. Подешевевшая жратва сняла остроту вопроса с содержанием немощных стариков. Достаточно было и одного-двух детей, чтобы было кому стакан воды подать. Да и пенсию изобрели для всех доживших.

Во времена Мальтуса демографическая пирамида была пирамидой. С широченным основанием из младенцев и вершинкой очень редких долгожителей, с линейным убыванием год от года численности доживших. Максимальная продолжительность жизни тогда была примерно такой же, как сейчас, а вот средняя — значительно ниже. Позже из-за означенных выше и многих прочих причин пирамида превратилась в цилиндр. Ну то есть, лет до 40 убыли не заметно, сходиться к вершине фигурка начинает с возрастов лет в 50-55.

Явление назвали «Демографическим переходом» — от пирамидки к столбику. Иными словами, вместо бездумного рожания просто вследствие занятий сексом стало происходить обычное замещение поколений. Вдобавок управляемое — скидываем налоги, даём пособия — плодятся человеки. Прикручиваем вентиль под радостное ололоканье налогоплательщиков — тратятся на контрацепцию.

Подобное произошло во всём золотом миллиарде, завершается в сопредельных и сопричастных странах, даже в Китае, да-да. И только бравые нигры типа эфиопов рисуют милую сердцу дяди Тома пирамидку, регулярно устраивают ГолодЪ, под маркой которого их ушлые вожди выклянчивают сотни еды и прочей помощи у сытого Севера.

Потреблядство и нехватка ресурсов

Казалось бы, все проблемы остались лишь во влажных фантазиях Томаса. Но не всё так просто. О Мальтусе не вспоминали довольно долгое время: две войны, депрессия 1930-х годов, Ленин-Сталин и Ко — короче, развлечений хватало и без старой депрессивной писанины. Более того, весь мальтузианизм потонул в потоке довольно объективной критики: Мальтус предсказывал всеобщий голод из-за невозможности повышения урожайности удельной единицы площади, однако наука и технологии сделали своё дело — наступили Les Trentes Glorieuses! Теперь каждый японец-европеец-американец мог жрать сколько угодно и что угодно. Ну, а что не мог жрать, просто надкусывал и отдавал неграм.

 
Суть потреблядства

Суть потреблядства

Это капитализм, братка!

Это капитализм, братка!

Побочные эффекты гламурной жизни не заставили себя долго ждать, и по Западу ебанул первый топливный кризис. Получалось так, что пиндосы понастроили фабрик на двести лет вперёд, но, к сожалению, в стране больше не было дешёвой нефти, основного источника энергии для транспорта и энергетических установок. Уже привыкших жить на широкую ногу рабочих начали выставлять на мороз и требовать вернуть все кредиты назад. Последние, соответственно, возбурлили, а правительство начало готовиться к худшему сценарию. К счастью для Никсона, бывший в то время госсекретарём Генри Киссинджер смог уговорить арабов из ОПЕК, и последние продолжили поставлять дешёвую нефть пиндосам, закрывая глаза на их шашни с жидами. Собственно, первый кризис заставил Штаты пересмотреть всю внешнюю политику и перейти на курс агрессивного военного доминирования во всём мире. А по-другому нельзя: в стране 300 миллионов потреблядей, плюс демократия, поэтому любое предложение жить скромнее и довольствоваться внутренними ресурсами будет сразу же отвергнуто. Штатам дешевле насаждать демократию во всём мире, чем пытаться организовать всеамериканский Чучхе. Тот же самый Киссинджер, кстати, является автором «NSSM200», забавного меморандума о внедрении бесплатных гондонов и массовой стерилизации в нищебродских странах наподобие Филиппин или Нигерии. Эти государства нужны пиндосам из-за полезных ископаемых, а для того, чтобы местные не путались под ногами и не взрывали нефтяные вышки, амеры пытаются внедрить стабильность путём стабильного сокращения численности населения.

Хотя и тут непоседливый технический прогресс гадит в каждую тарелку — только кто-нибудь запричитает о грядущем «голоде», сумрачные гении подкидывают ему лулзов. Самый заметный инцидент — пари эколога Пола Эрлиха с экономистом Джулианом Саймоном. Профессиональный торгаш давно заметил, что стоит какому-либо товару подорожать и стать дефицитным, как человеки начинают искать способы больше этого не кушать, ищут замену, сокращая спрос. А если находят, то вроде дефицитная штука становится непростительно дешёвой, прямо как найденная замена. Эрлих же рисовал картины пиздеца, где мы съедим окончательно очередной анобтаниум и окажемся перед выбором, кого отправить в биореактор. Эрлиху предложили выбрать пяток видов дефицитного сырья, которое по его мнению очень анобтаниумное, и поспорили, что спустя 10 лет цены на него упадут. Выбор пал на металлы — вольфрам, уходивший на резцы в металлообработке, медь электропроводки, олово на консервных банках, никель и хром в качестве легирующих добавок в стали. Спустя 10 лет Эрлих отдал проигранные 10к зелени.

Проклятые человечишки заменили вольфрам корундом, который есть оксид аллюминия, дешев как песок. Медь — а почему снова же не алюминий, которого оченна много? Консервные банки стали покрывать лаками. А кроме никеля и хрома есть много других интересных легирующих добавок, да и помимо легирования напридумывали других способов упрочнять металлы. Сырьё всегда дешевле труда, анон.

Первая дилемма неомальтузианства

Первый нефтяной кризис довольно сильно ударил по воображению европейцев и те начали усиленно строить АЭС и внедрять так называемое «экологическое сознание» в массы. Среднестатистический немец сортирует пакеты, выключает воду в душе, намыливая жопку — в общем, вызывает сплошное восхищение. В то же время вышеупомянутый немец никак не стремится снижать количество субботних шоппинг-туров, ежедневно тратит по несколько литров бензина и уничтожает не менее гектара леса в виде одноразовых салфеток, стаканчиков в «Старбаксе» и просто бумаги в офисе. В принципе, это никак не противоречит идеям вышеупомянутого Тейлора. По большому счёту, наша жизнь не имеет никакого смысла, поэтому единственно верной идеологией является гедонизм, жизнь в кайф без забот. Потреблядство является одной из ипостасей гедонизма, и это легко понять на следующем примере: среднестатистическая тёлка переводит в день не менее тонны всяких ресурсов наподобие воды, хлопка и прочей нефтехимии. И всё это делается потому, что другие потребители отнюдь не горят желанием ебстись с покрытыми коркой бомжихами. Отсюда происходит первая дилемма неомальтузианства: Земля ещё может потянуть стремящихся к изысканной жизни европейцев и Штаты. Однако на горизонте маячит 1,5 миллиарда китайцев и миллиард индийцев, которые тоже вполне не против пожить красивой жизнью с пятью автомобилями на рыло и двадцатиэтажными загородными особняками.

Из-за такого расклада Запад начинает рожать новую идеологию «degrowth» или движения экономического антироста, если по-нашему. Всё просто: закрыть половину фабрик, все рестораны, запретить коммерческие пассажирские авиаперелёты и так далее. В любом случае половина производимой жрачки выбрасывается на помойку, а шмотки от Диора в конечном счёте заканчивают свою жизнь в сэконд-хэндах Дар-эс-Салама. Это вторая дилемма неомальтузианства: OK, Европа вполне может позволить себе роскошь умеренного потребления, однако тот же самый Китай против такого положения дел. Вся экономика Поднебесной заточена на потреблядей Запада и если те резко откажутся от китайского говна, то внутри страны начнётся война. Всё население Китая живёт в соответствии с принципом «Arbeit macht frei»: мы готовы въёбывать за миску риса в день в обмен на лучшую жизнь завтра. Ну, если не завтра, то хотя бы ради лучшей жизни наших детей.

Зарплатное рабство

В стародавние домальтузианские времена крестьяне, да, впрочем, и прочий люд, не гнушались заводить по 10-20 детей на семью. Во-первых, половина из них подыхала во младенчестве, во-вторых, лишние руки не были помехой при возделывании огромных полей. Как ни странно, технический прогресс ничего не изменил: государство точно так же стремится поддерживать если не рост, тот как минимум постоянное количество человеков на территории. Эта несуразность объясняется существующей экономической парадигмой: пенсии старикам выплачиваются за счёт ныне работающих, а нынешняя школота будет выплачивать пенсии своим папенькам и маменькам. Ну, и так по кругу. Например, кетайцы начинают снимать запрет на деторождение, поскольку стариков у них пруд пруди, а работающих, к сожалению, только один миллиард. Вот они и стараются выправить баланс, создавая новую армию рабочих, которые пополнят бюджет страны.

Самая писечка данной ситуации заключается в том, что государство забывает уточнить, где именно будущие поколения станут искать работу. Современная экономическая модель базируется на идее бесконечного роста: типа, заебеним ещё 100500 фабрик, так что работы найдётся всем. А что производить и куда продавать — сообразим по ходу.

Много ли для счастья надо человеку?

Боб Блэк, например, предлагает решить эту проблему в соответствии с фурьеризмом. Всё просто (как, впрочем, и во времена самого Фурье): люди совершают over9000 ненужных действий, без которых жизнь могла бы стать заметно лучше. Человеку для жизни много не нужно: пожрать, возможно, поебстись, ну, телек посмотреть, на тачке покататься. Давайте производить только то, что нам действительно нужно, в этом случае каждому индивидууму будет достаточно работать по 2-3 часа в день: сегодня сбор урожая на поле, завтра прикрутить болт на каком-нибудь «тазе» и так далее. Решение Боба позволяет заодно решить многие экологические и социальные проблемы. Представьте себе офисного планктона Сергея, живущего в Сергиевом Посаде и ебошащего каждый день в тёплый клетчатый офис на Тверской. Деятельность практически любой планктонины — ненужное перебирание бумажек, поэтому Серёжа вполне мог бы остаться дома и не загрязнять атмосферу выхлопами «Форда» или что у него там. Зачастую Сергей вынужден работать из-за наличествующей жены и нескольких отпрысков, которым нужно давать жрать, одевать их и всё такое. А вот если бы Серёжа знал о существовании гондонов, то и проблем у него было бы меньше. Ах да, поскольку Сергею больше не нужно ездить на своём «тазе», то отпадает необходимость в существовании как минимум миллиона человек: производителей машин, дорожных рабочих, продавцов ГСМ и тому подобных сомнительных личностей. В общем, современная экономическая система держится на производстве ненужных продуктов и услуг ненужным людям.

Несмотря на чёткую и гламурную теорию Боба, решить экологические и социальные проблемы фурьеризмом, к сожалению, не удастся. Об этой проблеме упоминал Мишель Фуко, постулировавший, что работа в её нынешнем понимании — это система контроля и надзора за популяцией. Допустим, офисный планктон Серёжа будет работать только по три часа в день и совершать действительно необходимую для выживания человечества работу. А что он будет делать в свободное время, которого у него будет более, чем дохуя? Правильно, пойдёт в бар, поедет отдохнуть с братюнями на Канары и тому подобное. Потреблядство ведь никто не отменял, да и нет в этом ничего плохого. Только вот если всё население Земли резко бросит работу и начнёт вести гедонистский образ жизни, то от ништяков не останется ничего ровно через год. Вот, поэтому мы и тащимся каждый день на фабрику или офис ровно в восемь утра и возвращаемся домой в шесть вечера — семь миллиардов быдло-юнитов контролируют сами себя, соблюдая трудовую дисциплину и прочую хуету.

Мигранты — это хорошо!

Ситуация усугубляется ещё тем, что на Западе доминирует неолиберальная псевдосоциал-демократическая идеология, которую в недрах «Дипломатического мира» называют «pensée unique». «Единое мышление» — это не просто мультикультурализм и толерантность к геям, это прежде всего создание международного интернационала и поддержка массивной иммиграции. Поэтому в повседневной жизни Пьерам и Гансам приходится соревноваться не только с заокеанскими полуэфемерными вьетнамцами, а с вполне осязаемыми Равшанчиками и Махмудами, которые готовы работать вчёрную без всяких медстраховок и отпусков.

Перенаселённость является прямой причиной повсеместного использования ручного труда. Современные технологии позволяют полностью роботизировать практически всю необходимую для выживания человеческую деятельность за исключением профессий педагога, врача, инженера и научного работника. К сожалению, автоматизация невозможна по чисто социальным причинам: человек, заменяющий робота, получает определённую зарплату, которая гарантирует определённый уровень жизни и потребления. Яркий пример: парижское метро и его автоматизированная линия № 1. Вслед за первой веткой французики ринулись проектировать автоматизацию четвёртой линии, однако профсоюзы подняли вой и все новаторские усилия властей сошли на нет. За исключением понаехавших нищебродов, готовых сидеть на западной социалке до посинения, европейцы отнюдь не против повъёбывать от зари до зари за хорошую плату, гарантирующую хлеб с пармезанчиком и ежегодный отдых на Бали.

Невозможность роботизации имеет и чисто экономическую подоплёку: триста китайцев или бенгальцев стоят дешевле одного хорошего робота. Во-первых, робот требует энергии и периодического гарантийного сервиса. Китаец же не требует ничего, кроме риса. Во-вторых, «высококвалифицированный» персонал заводов Бангладеша гарантирует запрограммированное старение продукции, что в свою очередь ещё больше стимулирует потребление всё новых и новых айфончиков.

Таким образом, современной экономике перенаселение вкупе с потреблядством не только не вредно, но, напротив, очень даже на руку.

Занимательная география

b
Дом
  • 5 апреля 1722 года Якоб Роггевен натолкнулся на остров, лежащий одинаково вдали от Латинской Америки, Полинезии и Австралии, в самом центре неизвестности. Острову дали жизнерадостное имя «Пасхи», однако само по себе место не вызывало ничего, кроме отвращения. Жителями острова были полинезийцы, приплывшие сюда несколько столетий назад из архипелага Гамбье. Пяти столетий хватило для того, чтобы полностью уничтожить все леса острова, вызвать необратимую эрозию почвы и перейти на каннибализм. Из-за постоянных болезней и войн местное население полностью утратило знания, необходимые для судостроения и совершения длительных морских переходов, поэтому все тихо смирились с неизбежно наступающим пиздецом.
  • Эспаньола, один из Больших Антильских островов, расшаренный между государством Гаити и Доминиканской республикой. Остров был открыт Колумбом, но потом понаплыли французы и оттяпали себе целую половину под плантации. Плантации по традиции обрабатывали негры, которым удалось организовать революцию, избавиться от гнёта белых господ и запилить своё собственное чисто негритянское государство. Негры за 100 лет тотального доминирования полностью выпилили все леса, эрозия доделала своё дело и теперь в стране не растёт даже бурьян. Гаити является самым нищебродским государством Латинской Америки и выживает исключительно за счёт гуманитарной помощи. В свою очередь Доминиканская республика, находившаяся под длительным испанским доминированием, является самым развитым государством Карибского бассейна, во-первых, за счёт богатого природного мира, привлекающего туристов, во-вторых, благодаря промышленности. Злые языки поговаривают, что подобных успехов страна добилась не без помощи диктатора Трухильо, который выпилил всех гаитян, живших в стране.
Презерватив? Шта?
  • Великий гуманист Махатма Ганди считал, что лучший способ снижения уровня рождаемости в стране — самоконтроль. Однако быдло имеет весьма туманное представление о самоконтроле, что очень плачевно сказалось на динамике рождаемости: население Индии увеличилось на 200 миллионов рыл с 1950 по 1970 год и достигло 550 миллионов человеко-единиц. Высокая плотность населения начал приводить к росту преступности и межрелигиозных столкновений, в связи с чем бывшая в ту пору премьер-министром Индира Ганди была вынуждена идти на крайние меры и утвердила программу принудительной стерилизации во всех семьях, имеющих более двух детей. Местные власти же клали под нож кого ни попадя: студентов-нищебродов, бомжей и даже политических оппонентов, что вызвало массовые протесты. В общем, программа была зафейлена и правительство решило вернуться к методам Махатмы, неся знание в массы посредством центров семейного планирования. Успехи весьма сомнительные, поскольку на данный момент только 50% населения осведомлено о том, что такое презервативчики и как ими пользоваться. Сейчас в стране проживает 1.2 миллиарда, но быдло не собирается останавливаться на достигнутом и планирует приумножить будущих клиентов биореактора до 1.6 миллиардов к 2050 году. А теперь лулзы, дорогой читатель. Феминистка Индира угадай, кого стерилизовала? Мужиков. При том, что изнасилования в Индии расследовать никто не любит и не станет.
  • Не менее великий кормчий Мао считал, что благосостояние нации напрямую зависит от населения страны, поэтому завещал своим соотечественникам ебстись напропалую. За двадцать лет кетайцы натрахали 400 миллионов детей и в 70-х Кетай был первой страной, достигшей миллиардной отметки. К сожалению, обилие узкоглазых коммунистов никак не улучшило экономическую ситуацию в стране, поэтому Дэн Сяопин утвердил политику «одна семья — один ребёнок». Однако, менталитет за один год не изменишь, поэтому китайцы, как и все азиаты, впрочем, ебутся до тех пор, пока не родится мальчик. Появившиеся до этого девочки имеют нелегальный статус, поскольку у семей нет средств на выплату штрафов. Однако это никак не усложняет жизнь узкоглазым, поскольку бабу можно отдать за хорошую плату в бордель, на завод или на поле. Обеспеченное городское население, кстати, тоже не горит желанием покупать патенты на второго ребёнка, предпочитая действовать иначе: ехать в Штаты или в Сингапур на раннем сроке, отсидеться в схроне до наступления родов, после чего стать счастливым обладателем ребёнка с пиндосским паспортом.
  • Послевоенная Япония сумела за три десятилетия выбиться в ранг экономических супердержав за счёт новой трудовой этики, поощрявшей работу до посинения во имя высшего блага. В обмен за самоотверженный труд правительство создало одну из самых щедрых систем социального обеспечения, позволявших ранний выход на пенсию и обильные выплаты старикам. К сожалению, японский «экономический пузырь» лопнул ещё в 70-х, но система welfare-state осталась практически нетронутой. Успехи медицины, позволившие увеличить длительность жизни до 80 лет, ещё больше усложнили ситуацию. На данный момент из 130 миллионов, проживающих в архипелаге, примерно четверть получает пенсии и прочие выплаты, положенные старикам, которые в некоторых случаях позволяют тащить дедам на горбу ещё и хиккикомори. Подобное положение дел вызвало взрыв недовольства у министра финансов Таро Асо, предложившего старичью не обременять уже и без того обветшалый бюджет и завершить жизнь самоубийством или хотя бы приблизиться к этому общественно полезному деянию. Дедки пока отмалчиваются и продолжают проёбывать бабло, катаясь по миру и вставляя зубные импланты.

Критика

Лучше меньше да лучше?

По Мальтусу выходит, что высокая численность населения это плохо, ибо приведёт к пиздецу. Но так ли это на самом деле? Чтобы разобраться в этом вопросе снова окунёмся в историю и этнографию.

Начнём с дикарей. Благодаря путешественникам и этнографам принято считать, что всякие унтерменши отличаются исключительной плодовитостью. Действительно, высокая рождаемость часто наблюдалась у дикарей. Но при этом как-то забывают о факте такой же высокой смертности среди них. Поскольку дикие племена находятся ближе к природе, то они полностью зависимы от неё, как следствие — они страдают от природных катаклизмов, им куда труднее сражаться с дикими зверями, а больше всего людей теряется в драке за обладание скотом, пастбищами и источниками воды. Если ещё вспомнить про всякие эпидемии, особенно губительные для дикарей, то картина становится совсем печальной. Неудивительно, что в результате болезней, борьбы с природой и постоянных междоусобиц убыль населения бывала такой существенной, что она очень медленно восполнялась естественным приростом. Поэтому ещё с древности обычаи, законодательство и религия всячески покровительствовали и содействовали как можно большему размножению населения.

Тома Кутюр. «Римляне времён упадка», 1847 г.

В Риме дела семейные и личные находились под пристальной заботой государства. Одной из обязанностей цензоров, в частности, являлось содействие размножению населения. С этой целью они всячески побуждали молодых парней к браку, а старых холостяков наказывали увеличением налогов. Особенно решительные меры принуждения стали приниматься со второго века до нашей эры, когда одновременно обнаружились убыль населения и отвращение к браку среди римлян. После нескольких соответствующих постановлений цензоров Цезарь издал закон, по которому право на получение земли предоставлялось лишь отцам трёх и более детей. Законы Августа предписывали отдавать предпочтение тем кандидатам на госслужбу, у которых больше детей. Бездетные граждане не получали наследства по завещанию, овдовевшие супруги обязывались вступать в новый брак, обручённые лишались права откладывать свадьбу более двух лет и ещё много чего в подобном роде.

Но всё было бесполезно — количество свободных римских граждан не только не росло, но временами даже уменьшалось. Происходило это из-за бесконечных войн, сокращавших численность населения непосредственно, и рабства, мало благоприятствующего развитию населения во всех направлениях, подтачивавшего и разрушавшего римское общество косвенным образом. Сам Мальтус заметил: «Если бы из страны удалили половину рабов и римский народ вследствие этого мог бы приложить свои силы к искусствам и земледелию, число граждан быстро возросло бы и такого рода поощрение оказалось бы действительнее для роста народонаселения, чем все законодательные меры». Стоит заметить, что небольшая добровольная плодовитость уже тогда была показателем мощного социального перекоса и тупика.

Христиане поставили всё с ног на голову. Государство послали нахуй и объявили, что главное в жизни отнюдь не триумфы. Брак стал делом личным, причём отныне кошерным считалось аскетическое обуздание плоти. Что же до роста численности популяции, то оно регулируется не человеческими, а божескими законами, а посему не нужно вмешиваться в эту область, надо лишь усердно молиться, поститься и слушать радио Радонеж воздерживаться. Оно и логично: раз политика императоров приводит к таким результатам, то нахер такую политику. И вообще, если все будут едины в церкви, Христе и любви, то для чего рожать солдат? Последствия такого похуизма обошлись весьма дорого: если дохристианские меры оказались неудовлетворительными, то теперь сокращение населения приобрело масштаб катастрофы. Население перестало плодится вопреки экономической политике государства. Параллельно с распространением христианства обезлюдела Италия, где сокращение население началось уже в языческие времена. Недостаток населения ощущался всюду — в итоге некому было обрабатывать землю и защищать границы от варваров. Государство погибало, доедая само себя, а в корень задолбанные им граждане шли спасать души в монастыри (по некоторым подсчётам, например, в Египте число монахов равнялось числу всех остальных граждан).

Питер Брейгель Старший. «Триумф смерти», 1562 год

Прошли столетия, наступила эпоха Возрождения и Реформации. Лютер и другие реформаторы решили, что раз сам Г-сподь изрёк «плодитесь и размножайтесь», то было бы весьма глупо поступать иначе. Тем более, что Средние века характеризовались чрезвычайной смертностью и слабым ростом населения. Повальные болезни, негигиеничность образа жизни и кровопролитные войны опустошали некогда цветущие страны Европы. Из чувства самосохранения, из чувства страха перед будущим и перед соседями общество и государство на заре нового времени ВНЕЗАПНО отшатнулись от строгой, аскетической морали и решили впасть в противоположную крайность, лишь бы избавиться от действительно страшного бедствия — обезлюдения всей Европы.

Наступало Новое время, и вопрос о народонаселении снова стал рассматриваться с общественно-политической точки зрения. Для государственных мужей вопрос о народонаселении был тесно связан с вопросом о богатстве: богатой они считали такую страну, которая имела больше драгоценных металлов. Но драгоценные металлы получались главным образом благодаря внешней торговле. Значит, нужно стремиться к как можно большему развитию отечественной промышленности, а это признавалось возможным лишь при условии увеличения числа людей, занятых производством, при условии размножения населения вообще. Вывод: надо всячески поощрять рост населения.

Государство XVII—XVIII веков пошло по римскому пути, выработав целую систему поощрений и кар всё с той же целью — увеличения популяции. В качестве примеров можно привести испанский указ 1623 года и эдикт Людовика XIV, по которым людям, женившимся до 25 лет, а также отцам десятерых детей давались значительные льготы в платеже податей и повинностей. Кроме того, в Испании правительство стремилось побудить к браку непосредственными денежными премиями. Сюда же относится указ Фридриха Великого, сокращавший срок траура для овдовевших. Параллельно со вступлением в брак поощрялось и деторождение: ещё в 1796 году, за два года до появления сочинения Мальтуса, английский парламент рассматривал предложение премьер-министра Питта, чтобы государство брало на себя часть издержек по воспитанию детей из особенно многодетных семей. Про кары для холостяков также не забывали. Во многих странах известные должности поручались только людям семейным. Безбрачие служило препятствием для поступления в цехи ремесленников — правда, за откат препятствие легко устранялось. Наконец имущество холостяков после их смерти поступало в некоторых местах (например, в Брауншвейге) государству, если у покойного не оказывалось ближайших родственников.

Кроме того, в целях косвенного увеличения населения, государство поощряло иммиграцию, препятствовало выселениям и снисходительно относилось к незаконным рождениям. Последнее особенно ярко сказалось в указах Фридриха Великого, освободившего от церковного покаяния женщин, забеременевших вне брака, и запретившего под страхом суровых анальных кар стыдить или упрекать их за это. Для незаконнорожденных около того же времени начали создавать воспитательные дома. Таким образом, в погоне за увеличением народонаселения государство не побоялось схлестнуться с церковью и как бы санкционировать со своей стороны то, что последней всегда строго преследовалось. Ведь в XVIII веке уже чётко уяснили: чем больше людей, тем больше ремесленников и торговцев, а значит — государство богаче. Чем больше людей, тем больше солдат, а следовательно — государство сильнее.

Вывод: увеличение населения всегда приветствовалось во все времена всеми народами, сокращение же населения всегда приводило к пиздецу и гибели государства, сознательное нежелание плодиться было первым симптомом Большого Песца. На фоне истории человечества размышления Мальтуса о катастрофе из-за перенаселения смотрелись очень и очень странно.

Бездоказательные прогрессии

Сущность учения Мальтуса выражается в двух постулатах:

  1. Необходимые для людей средства пропитания растут в арифметической прогрессии.
  2. Род человеческий размножается в геометрической прогрессии.

Про первый постулат Мальтус писал, что он стал для него очевидным, лишь только он сформулировал естественный прирост продовольствия, а посему тут не требуется доказательств. Но, формулируя арифметической прогрессией прирост продовольствия, Мальтус упустил из виду целый ряд условий, оказывающих на этот прирост самое решительное влияние. Это распределение и социально-политические условия труда, постоянно обнаруживающийся прогресс в утилизации продукта, заключающийся в том, что люди учатся извлекать из того же количества пищи больше пользы для своего организма, который также развивается, улучшая пищеварительные и иные свойства. Наконец, совершенствуются социальное устройство и сотрудничество, усиливающие власть людей над природой. Таким образом, арифметическая прогрессия Мальтуса представляет собой в сущности совершенно произвольное, ни на чём не основанное утверждение. Как выражение действительности она ошибочна, поскольку на деле благодаря научным открытиям и техническим усовершенствованиям производительность человеческого труда, подобно населению, росла в геометрической прогрессии, только в ещё быстрее возрастающей. Как выражение возможности арифметическая прогрессия не является достоверным законом или научной гипотезой.

Второй постулат выведен из наблюдения за ростом населения в Северной Америке. Доказательства Мальтус сводил к указанию на писателей, высказывавших схожие с ним взгляды, и к анализу данных переписи населения. По имевшимся у Мальтуса данным, население провинций Северной Америки регулярно удваивалось, самое большее — каждые 25 лет. В Нью-Джерси период удвоения не превышал 22 лет, в Род-Айленде он был ещё короче, а кое-где и вовсе не превышал 15 лет:

Я видел недавно документ, содержащий факты и цифры, относящиеся к населению Соединённых Штатов; в нём определяется период удвоения народонаселения всех Штатов, за всё время их существования, всего в 20 лет. Я не могу сказать в какой степени документ этот заслуживает доверия; но, поскольку он опирается на факты и на обнародованные цифры, мне кажется, что на него можно положиться.

Вот и все статданные, на основании которых Мальтус выводил геометрическую прогрессию. Случайные сведения, полученные хер знает от кого, из документа, неизвестно в какой степени заслуживающего доверия. ЧСХ, формулируя выводы своего учения, Мальтус даже не упомянул о прогрессиях, посчитав их побочной истиной, к тому же настолько очевидной, что он даже не трудился её доказывать и ограничился только примерами.

Средний период удвоения населения Мальтус посчитал равным 25 годам. На самом деле — это тенденция, но никак не действительность. Если мысленно отбросить все факторы, препятствующие размножению населения, то можно допустить возможность такого размножения населения, при котором средний период удвоения не будет превышать 25 лет. На практике же этого никогда не бывает: самый короткий период удвоения, который только фиксировали европейские статистики, равнялся 50 годам, а в среднем этот период простирался от 100 до 150 лет. Таким образом оправдывается и сам факт размножения населения в геометрической прогрессии, и физиологическая возможность очень быстрого размножения при отсутствии всяких препятствий. Не оправдывается только короткий период удвоения, принятый Мальтусом. Как и во многих других случаях, совершенно основательное по существу обобщение Мальтус выразил в крайней, утрированной форме. Если же снова сослаться на пример США, то они представляли исключение, подтверждающее правило. Малонаселённая (во времена Мальтуса), но изобилующая природными богатствами территория, негативные факторы сведены к минимуму, а потому ничто не препятствует населению свободно проявлять тенденцию к возрастанию в геометрической прогрессии. В Европе существовала такая же тенденция, но она не обнаруживалась благодаря хуевой туче разрушительных и препятствующих факторов. Соответственно, факты действительного роста населения нельзя противопоставлять геометрической прогрессии, выражающей только возможность, а не действительность. Экспоненциальный рост населения во всём мире возможен только при неограниченных ресурсах, когда же нечего жрать, черни уже не до ебли, тут бы истинно первичную потребность утолить.

Коммуняки

Марксисты ненавидели мальтузианцев всеми фибрами души, отмечая при этом, что Мальтус сделал неверные выводы из ухудшения благосостояния бедняков, дескать, это не челядь повинна в том, что плодится, а капиталисты-угнетатели, что в угоду сверхприбылям не обеспечивают нороту приличное существование. Стоит только замутить rеволюцiю и свергнуть проклятых буржуев, как проклятьем заклеймённые заживут на широкую ногу. Мальтус и его теория нещадно гнобились в советской периодике, мальтузианство считалось реакционным и антинаучным. С другой стороны, марксизм тоже оказался несостоятельным в плане утешения обделённых. Освобождение народов Африки от колониализма, в ряде случаев проводившееся под руководством Совка, сделало им только хуже, ибо для наступления хотя бы социализма нужно по собственному хотенью въёбывать каждый день. Белые колонисты могли принуждать нигр к работе и удерживать от скатывания в дикарское состояние, а абстрактные идеи и дотации из Москвы уже не могли. Впрочем, были и обратные примеры. Мальтус был не прав насчёт Африки: её земля способна прокормить до 10 млрд человек, если её должным образом обработать. А обрабатывать некому.

Трансгуманисты

Неомальтузианцы часто упрекают имморталистов в беспечности, ведь дарование бессмертия для всех и даром неизбежно приведёт к бесконтрольному размножению, а планетёнка у нас не резиновая. Трансхуманы усмехаются в ответ, заявляя, что их идеи — илитны, бессмертия возжелают далеко не все, быстрого прироста населения ожидать не придётся, а новоиспечённым небожителям всегда можно устроить вазектомию, чтоб не плодились почём зря. Также Мальтусу ставят в вину недооценку научно-технического прогресса и обилие неосвоенных территорий на самой Земле вроде Сахары или Сибири, что уж там говорить про другие планеты, которые с развитием космонавтики полюбасу станут не такими уж недосягаемыми. Но требующее колоссальных затрат терраформирование и ограничение в космических перелётах скоростью света заставляет задумываться даже радикальных сторонников H+, поэтому они не отрицают важности планирования семьи, но исследования в области геронтологии куда как важнее.

В вожделенной трансгуманистами «точке Омега», когда человечество якобы сменит биологические тела потоками энергии и информации, разумеется, перестав после этого перехода ЖРАТ, ресурсы всех уже перестанут заботить, и места на жёстком диске хватит всем. Впрочем, этот проект не только невероятный, но и менее приемлемый для интеллектуального большинства, нежели физическое бессмертие, хотя хуй его знает, какими категориями будут мыслить люди тех времён, когда это станет возможным.

Кинцо в тему

  • «Soylent Green». Дистиллированный винрар по мотивам повести Г. Гаррисона. Снят пиндосами в далёкую доблокбастерную эпоху, так что смотреть стоит.
  • «The Day the Earth Stood Still» 2008 года с Киану Ривзом в роли злобного пришельца, прибывшего на Землюшку покарать всех человеков за долбоебизм. Несмотря на многообещающее начало, всё заканчивается соплями, пиздострадальчеством и обещаниями со стороны сисястой тёлки исправиться и начать жить по-христиански.
  • Весьма спорный «Elysium» от Нейла Блумкампа. Несмотря на слащавый сюжет, фильм стоящий, так как вполне точно отражает отношение к мальтузианству современных доминирующих на Западе социал-демократов.
  • Вообще любой киберпанк. Например, классика жанра «Бегущий по лезвию»: дожди, смог, болезни и мегатонны китайцев.

См. также

Ссылки