Участник:Uran/Beat'em up

Материал из Lurkmore

Перейти к: навигация, поиск
Recycle.pngЭта статья находится на доработке.
Эта статья всё ещё не взлетела и не соответствует нынешним реалиям /lm/. Но добрый Uran приютил её в своём личном пространстве, и теперь она может тихо гнить неспешно дописываться здесь вечно.Дата последней правки страницы: 25.01.2012

Битемап (англ. — Beat them up, рус — отмудохай их всех) — былинный и старинный жанр видеоигр класса «экшен», суть которого — отпиздить всё живое на экране с помощью рук, ног и валяющихся под ногами кирпичей, либо же с помощью колюще-режущего оружия (но тогда игрушка называется «слешер»). Отличие же от «экшена простого» — необходимость отпиздить всех вражин, дабы пройти далее. Расцвет жанра пришёлся на лихие 90-е.

Содержание

История жанра

тот самый Кунг Фу мастер

Первым битемапом считается расовый Кунг Фу Мастер (1984), где, играя собственно, кунг-ву мастером, очищаешь зал от бесконечных врагов, пытающихся либо втоптать, либо отодрать мастера в клинче; однако на самом деле первый годный битемап был создан в сумрачных игролабораториях Техноса — Kunio Kun Nekketsu (1986), годный и местами реалистичный симулятор школотного мордобоя, о котором нужно прочитать в соответсвующей статье. Потом на том же движке были созданы известные каждому олдфагу Double Dragon, и далее всё завертелось.

Одна из Неккетсу

В 90-е годы движок DD малость устарел, да и другие команды решили бросить вызов Техносу, создавая свои битемапы с панками и гопниками, жанр распопулярился и этому поспособствовали тогдашние боевики 90-х с Ван-Даммами и Шварцами. После долгих битв за сердца, мозги и пропущенные занятия в школе выделились две серии игр: Streets of Rage и Final Fight на Sega и SNES соответственно. Они и заложили ряд традиционных штампов типичного битемапа 90-х. Технос же пошёл дальше, смешивая жанр с другими и выдавая вин за вином, но увы, затем обанкротился.

К началу 2000-х, волна популярности битемапов сошла на нет: во-первых — штампы жанра приелись, и что-то радикально новое придумать было сложно, а во-вторых, появилось много других игр (КС, Герои, Диабло или Линейка) за которыми школота могла убивать своё время. В итоге, битемапы в их классическом виде скатились в говно.

Штампы битемапа

Пример
  • Классический сюжет — <>Мир и покой во вселенн…</> Сюжет стандартен, такой же, как и во всех играх: существует некая страна/город/школа, некое зло пытается устроить на заданной территоррии пиздец путём наводнения её панками, гопниками и прочим говном, до кучи похищая какого-нибудь героя/тян. Всем либо похуй, либо боятся, но несколько героев всё же решают навести порядок и, если у игрока руки были не кривыми, наводят его.
  • Классические герои — сбалансированный блондин в белой майке (крутой брюнет в кожане), качок-граббер с большим уроном, но при этом тормоз; баба-каратистка с непременными панцушотами и вываливающимися сиськами, быстрая, но слабая; негр либо же ниндзя. Не возбранялось и наличие клона Брюса Ли и Джеки Чана. Непременно один из героев умел делать вертушку из Двойников Драконов.
  • Классические враги — панки и гопники разных мастей и волостей, будь на дворе 80-е, 90-е или же далёкое будущее. Врагов непременно тысячи и они прут валом на ГГ, с каждым уровнем менее при этом тупя. Школоте это очень доставляло, ведь они ассоциировали себя с героями, а гопоту игровую — с гопотой школьной, от которой огребали сразу после отхода от игрового автомата.
    • Боссы на полэкрана ростом, выходящие под пафосную музыку, почти всегда с мелкими помощниками, долго замахиваются и мощно бьют. Среди боссов непременно будет рестлер, играющий мускулами и кидающий героя суплексами. Боссы первого уровня практически всегда будут попадаться в виде простых врагов в дальнейших уровнях, а в последнем уровне по традиции нужно опиздюлить всех встреченных ранее боссов. Впрочем, бывают и исключения и боссом может оказаться какой нибудь ядрёный ниндзя или каратист.
    • Женщины-злодейки чаще всего одеты в БДСМ костюм и хлещут ГГ хлыстами.
  • Здоровье традиционно пополняется яблоком (1/4) и курицей/индейкой (full health), найденной в только что приготовленном виде в местной помойке или в ящике на складе, реже — бутербродами и гамбургерами.
  • Стандартный набор оружия для унылых битемапов — нож и труба (реже бита), причём нож сразу же метается во врага; в годных битемапах набор оружия и способы его применения гораздо расширены.
  • Стандартные локации: всё начинается на улице, перемещается на аллею/парк, затем в подпольный клуб с боями без правил, а потом на корабле/самолёте ГГ сотоварищи доставляются в цитадель ГЗ, где, раскидав на первом этаже парочку назойливых головорезов, на лифте поднимаются на последний этаж.
    • Обязательно наличие уровня с восточным колоритом, в которых ГГ будет опиздюлен ниндзями, каратистами и бамбуковыми ловушками.
    • В КАЖДОМ уважающем себя битемапе есть уровень-подъёмник/лифт, на который враги прыгают сверху, почему то не разбиваясь
  • Финальный Босс традиционно либо мафиозный дон, курящий сигару в кресле и стреляющий по ГГ из автомата, либо некий стареющий джентльмен со шпагой/мечом. Босс всегда прячется за своих помощников, но тем не менее, последний удар отправляет его лететь с последнего этажа вниз, а затем его здание взрывается. Иногда бывают и исключения, но как правило, финальный босс традиционно на полэкрана и убивает с двух ударов.

Игрота

Список годных битемапов, которые невозбранно валяются в сети и с помощью эмулятора играются на любом компе, так что олдфаг или интересующиеся школьники могут невозбранно причаститься:

  • Серия Неккетсу (Технос) — отец-основатель классической линейки битемапа, весьма продуман — захваты, удары, оружие, РПГ-элементы — всё, что нужно для убиения времени. Увы, Технос, их выпустивший, загнулся, однако фанаты серию не забыли и игры иногда переиздаются.
  • Double Dragon (Технос) — постапокалиптическая игра от Тех же технос, почти с таким же движком, о двух братьях-близнецах, спасающих/ мстящих за свою тян, которую никак не могут поделить. Три части + ремейки как официальные, так и фанатские.
  • Battletoads же! — доставляющая серия о похождениях антропоморфных жаб, сделанных как конкурент черепашкам. На выбор жестокая и годная графически аркадная версия; консольная, знаменитая своей неебической сложностью и есть также кроссовер с Double Dragon.
Старые добрые Черепашки
  • Черепашки-ниндзя (Konami) — куча игр, почти все из которых — классические битемапы. Клепаются до сих пор, но увы, уже не то. ТруЪ считаются первые 4 части (3 — на Денди и 4-я на аркаде и приставках), остальные — уже по «новым» черепашкам и на любителя, хотя графика хороша.
  • Серия Crime Fighters (Konami) — три игры (о которых, увы, мало кто помнит), выходившие на аркаде и забытых приставках с движком, как в черепашках ниндзя, каждая часть — отдельная история. Надо сказать, игры были весьма продуманы в плане интерактивности и боссов: оружия было очень много, боссы и враги обладали большим набором приёмов и действий, подбирали или доставали оружие, врагов же можно было ебашить о декорации. Финальный босс 3-й части начисто скопипащен в пятые Герои в виде титана.
  • Серия Final Fight (три официальные части+минипорт на NES и Streetwise на вторую плойку, а также овер 9000 переизданий) от Capcom — три героя спасают бабу, полностью соответсвуя штампам выше. Атмосфера и сложные боссы были, но в сравнении с другими сериями — унылый битемап, доставлял из которых только чиби-порт на «Денди». Тем не менее, вселенная известная, и часть бойцов оттуда перекочевали в Стрит Файтер.
Баре Кнакл. Обратите внимание на сходство Акселя и Коди из ФФ (рис. выше)
  • Caddilacs and Dinosaurs (Capcom) — отличный аркадный битемап про постядерное будущее с каддилаками и динозаврами, создан по мотивам комиксов и мультиков
  • Серия Streets of Rage/Bare Knuckle (Сега) — три официальные части + куча римейков. ТруЪ. Несмотря на ненавороченность геймплея, доставляла графикой, музыкой и относительно несложностью, многое скопипащено у Final Fight. Тем не менее, разнообразие к подходу каждого перса и навороченность третьей части игры сделали своё дело. Благодаря Сеге — самый известный битемап в Этой стране. Недавно испанскими хакерами был сделан кошерный римейк, соединивший три части в одну. Поделка доставляет больше, чем оригинальные части, в связи с чем был копирастический наезд Сеги на испанцев. Тем не менее, игра по прежнему в сети и доставляет. Также, движок был взломан, и теперь любой быдлокодер может наклепать на движке ОпенБор собственные игры.
Файтинг Форс, один из лучших 3-дэ битемапов того времени
  • Fighting Force/Metal Fist(Core Design) — первоначально делалась как Streets of Rage 4 под Сегу Сатурн, но из-за терок с Сегой вышла под другим названием сначала на PS (алсо самый известный битемап на ней же), потом на PC и Nintendo64. Большая интерактивность окружения (почти любой предмет интерьера можно или раздолбать, или отломать и использовать как оружие) плюс хорошее, годное для 97 года 3D сделали игру популярной. К сожалению, сиквел был скорее TPS, чем битемапом, на одного игрока и уже не торт.
  • Crisis Beat — тоже битемап на PS1, про захват корабля. Два пассажира, а с ними и русский официант-таеквондист с убощицей пытаются противостоять террористом во главе с чуваком, сильно похожим на Ганса Грубера из Крепкого орешка, у которого в напарниках «Бриггита Нильсен» и «Дольф Лунгрен».
  • Серия Golden Axe (Сега, 3 классические части + самостоятельная игра на аркаде и много сопутствующих игр)- слешер в стиле Sword and Sorcery для фанатов Конана и ему подобного антуража. В наличии разнообразная магия и суровые шипованные боссы в доспехах. Третья часть на Сеге считается одним из самых продуманных битемапов того времени: даблтимы, скрещивание магий, куча приёмов на каждого героя и выбор пути.
  • Серия Dinasty Warriors и её ответвления (Capcom)- про китайских и японских древних воинов, взмахом меча могущих убить с десяток воинов, тем и доставляет. Мало кто знает, но первые игры серии были ещё в 2D и конкурировали с Golden Axe и другими слешерами. Сейчас серия разрослась до огромного количества игр и клонов. Радует игрока большим количеством выбираемых персонажей, но быстро приедается, так как геймплей очень однообразен. Тем не менее, старая аркадная его чать — один из тех редких битемапов, где можно делать фаталити на врагах.
  • Urban Reign от Намко — не совсем типичный, но годный битемап про антигопника в пиджачке, гасящего мазафак, китайцев и латиносов, а чуть позже — скинхедов. Среди боссов присутствует Джигурда.
  • Серия Batman (разные создатели) — практически все игры про Бетмена — битемапы. Подробнее о них в соответствующей статье.
  • The Warriors — по винрарному фильму 1979 года. От создателей GTA ВНЕЗАПНО не про япошек, а про уличные банды. Но всем похуй

Pro и contra

Pro:

  • Захватывающий процесс действия. В годные битемапы, особенно с плюшками типа «выбор пути» и «нелинейность» можно было играть несколько раз — процесс захавывал.
  • Игра вдвоём. Каждая уважающая себя игра этого жанра подразумевала командный геймплей, ибо в одного было сложно; некоторые игры учитывали аспект 2-х игроков — создавались двойные атаки, удерживания, запинывания.
  • Антураж. Побивались в основном заебавшие ИРЛ гопники и мафия, делался процесс на обхарканных и забросанных бычками улицах и метро, посему школота одобряет.
  • Похожесть на боевики эпохи VHS — после отсмотра «Двойного Удара» или «Разборки в маленьком Токио» тогдашним детям хотелось отождествлять себя с героями этих фильмов, но так как ИРЛ это было чревато больницей, за Сегой это было чревато лишь убитым временем и (если заиграться) зрением. Или задницей, если играл вместо деланья уроков или мытья посуды. Создатели учли эту особенность, и в битемапах стали появляться клоны Брюсов Ли, Халков Хоганов и прочих популярных тогда лиц. Этот фактор сыграл некоторую роль в жизни жанра — как только эти боевики сниматься перестали, интерес к жанру поехал вниз.

Contra:

  • Процесс уничтожения однообразных клонов начинал со временем заёбывать
  • Отсутствие прокачки во многих битемапах. В ранних же эта особенность присутсвовала, вспомним первый Double Dragon и Неккетсу.
  • Однообразие жанра в целом. Ни тебе секретов, ни особых наворотов — отпиздил и иди дальше. И так в каждой игре.
  • Неебическая сложность старых аркад. Просто запредельная и нечестная, кто играл в Баттлтодс и ДаблДрагон, поймёт.

Итого

Для своего времени это был отличный жанр. Но 90-е закончились, на дворе другие времена — времена Крузисов, МодернВарфаре и Анчартедов. Годного на эту тему сейчас почти ничего не создаётся, хотя жанр ещё дёргается стараниями фанатов, делающих римейки. Тем не менее, эмулятор всегда под рукой, и ничего не мешает вернуться ненадолго в прошлое и хуйнуть в окно очередного Мистера Х.

Видео по теме