Участник:Ylitvinenko/Haiku

Материал из Lurkmore

Перейти к: навигация, поиск
Recycle.pngЭта статья находится на доработке.
Эта статья всё ещё не взлетела и не соответствует нынешним реалиям /lm/. Но добрый Ylitvinenko приютил её в своём личном пространстве, и теперь она может тихо гнить неспешно дописываться здесь вечно.Дата последней правки страницы: 30.07.2013
Haiku-logo.png

Haiku (хайка, гайка) — ещё одна операционная система с открытыми исходниками. По уровню своего развития напоминает ReactOS, однако в отличие от оной участники проекта Haiku создают свободный клон не Windows NT, а BeOS, последняя версия которой была создана ещё в 2000 году. И, опять же, в отличие от ReactOS, у Haiku это удалось — все программы для BeOS превосходно запускаются в Haiku — поэтому у разработчиков есть время и усердие наполнять свою систему новыми функциями и плюшками.

Содержание

История

b
Haiku Alpha 4 в действии

Всё, как всегда, началось с Apple, а, если быть точнее — с попёртого оттуда Жана-Луи Гассе. Будучи выкинут на мороз своим заграбастым начальником Джоном Скалли в 1990 году, он, прямо как Стив Джобс, организовал свою собственную IT-компанию, назвав её Be Inc. К 1995 году сотрудникам Be Inc. удалось запилить свой собственный компьютер с оригинальной архитектурой, блекджеком и шлюхами — BeBox, однако, будучи нафиг никому не нужен, тот благополучно провалился на рынке. Впрочем, Гассе не отчаивался, и решил поиметь профит с BeOS, операционной системы, на которой это чудо работало, и, портировав её сначала на Mac'овскую архитектуру PowerPC, а затем и на Intel x86. Операционка более-менее успешно продавалась, а выпущенная в 2000 году бесплатная версия BeOS R5 под названием Personal Edition — пользовалась популярностью у альтернативщиков того времени, не сладивших с Linux и не полюбивших OS/2. Впрочем, вскоре Apple дала пинка под зад Be Inc., закрыв возможность запуска BeOS на Mac'ах, ну а затем компанию добила из говномёта Microsoft, в своих лучших традициях, затаскав её по судам. Be Inc. пыталась как-то оправится от всего перенесенного и начала рожать недохромОС под названием BeIA, однако так как в начале 2000-х подобная система никому задаром не сдалась, компания благополучно гигнулась и продала свои остатки Palm в 2001 году.

В это время некий программист Михаэль Фипс, узнав, что BeOS, объект его безудержного фапа, скоро умрёт подобно другим сметённым Windows'ом операционкам, решил аки Линус Торвальдс переписать её с нуля и под open-source лицензией. Так родился проект под скучным названием OpenBeOS, который спустя три года переименовали в Haiku[1]. Поначалу OpenBeOS/Haiku представляла собой всего лишь надстройку над BeOS, заменяющую некоторые элементы оной на такие же, только свободные, однако в 2009 году свет увидела первая более-менее полноценная и юзабельная версия Haiku — Alpha 1. По состоянию на июнь 2013 года было выпущено четыре с хвостиком[2] альфа-версии, сейчас же разработчики приступили к бета-этапу.

Плюсы и минусы

Плюсов у Haiku мало, но они есть.

  • Минималистичный (в хорошем смысле этого слова) интерфейс. Здесь нет ни б-гомерзких метроплиток, ни меню «Пуск» с кучей кнопочек, рюшечек и текстовых полей — всё чисто и приятно, как и полагается вещичке из 90-х. Тем не менее, у Haiku есть и красивые векторные иконки, и градиенты, и объемные элементы управления, и даже поддержка тем, так что почувствовать себя суровым олдфагом не получится.
  • Шустрость системы. Даже на совсем прозаических конфигурациях Haiku летает, радуя глаз мгновенно открывающимися окнами и практически нулевой тратой ресурсов — это следствие из предыдущего пункта. На многоядерных же системах Haiku получает прирост в скорости по сравнению с более мейнстримовыыми ОС не только из-за легковесного гуя, но и благодаря изначальной заточенности BeOS под многопроцессорность.
  • Файловая система BeFS, которая не только, подобно всем современным файловым системам, поддерживает метаданные, но и активно вокруг них завязана, а сами метаданные можно легко создавать и изменять из настроек системы. Для конечного пользователя это означает, что он может с помощью одного лишь Tracker'а (местный аналог «Проводника») запилить какую-нибудь базу данных, которая будет выглядеть как папка с файлами по 0 байт каждый, да и являться таковой на самом деле (а ещё потом можно будет осуществлять поиск по этой базе данных средствами системы, причем с применением SQL-запросов!)
  • Куча маленьких и порой даже приятных плюшек: QR-коды в отладчике ядра[3], Ѣ в русской раскладке (вводится с помощью клавиш-модификаторов), система Stack&Tile, позволяющая прикреплять окна друг к другу и складывать их в «стопки» (при этом заголовки окон начинают работать как вкладки в браузере) и многое другое.

Серьезных минусов у Haiku всего лишь два, однако они настолько серьезные, что задавливают все плюсы данной ОС, как жопа слона — муравья:

  • Нет софта. Нет, реально, софта практически что нет, даже по меркам open-source. По сути, кроме трех с половиной программ, сохранившихся со времен BeOS и напоминающих собой говно мамонта, да еще пары портов некоторых не особо популярных прог для Linux, ничего, собственно, и нет. Хочешь чего-то сверх представленного на Haikuware — пиши сам или портируй с друих платформ.
  • Отсутствие не то что пакетного менеджера — даже банального формата Installer. Как следствие, все программы распространяются в ZIP-архивах, а их «установка» (по сути, кидание файлов программы по папкам) заставляет вспомнить времена MS-DOS, только с тем отличием, что нам еще надо будет решать зависимости — да-да, ручками! Впрочем, менеджер пакетов/апдейтер сейчас находится в стадии активного запиливания, так что остается надеяться на лучшее.

Галерея

Ссылки

Примечания

  1. Вообще-то, haiku — это такие японские трёхстишья, по-русски «хокку». Дело в том, что в BeOS браузер и некоторые другие программы выдавали сообщения об ошибках как раз в виде хокку, что и решили увековечить в названии.
  2. Хвостик — это версия Alpha 4.1, которая была выпущена спустя несколько дней после быхода Alpha 4 и заменила ее собой. Дело в том, что четвертая альфа ВНЕЗАПНО не запускалась на некоторых конфигурациях, поэтому разработчикам пришлось поднапрячься и подлатать загрузчик.
  3. Подробности можно почитать, скажем, здесь: http://qube.ru:82/articles/qr-kody-v-kdl