Участник:Rpy3uH/Византийская Империя

Материал из Lurkmore

Перейти к: навигация, поиск
Recycle.pngЭта статья находится на доработке.
Эта статья всё ещё не взлетела и не соответствует нынешним реалиям /lm/. Но добрый Rpy3uH приютил её в своём личном пространстве, и теперь она может тихо гнить неспешно дописываться здесь вечно.Дата последней правки страницы: 20.09.2014

Византийская Империя (aka Восточная Римская Империя, Βασιλεία Ῥωμαίων, лат. Byzantium) — самостийная восточная часть Великой Римской Империи. Самоназвание страны — внезапно Ромейское (Римское) Царство или просто Романия, самоназвание населения — ромеи. Западными историками прижизненно называлась «Греческой империей». Название «Восточная Римская Империя» особенно сильно форсилось Карлом Великим с 800 года, когда он сделал вид, что восстановил империю на Западе, и захотел как-то отмежеваться от греков. Как и империи Каролингов или Оттонов, с настоящей Imperium Romanum Августа или Антонинов не имеет почти ничего общего, хотя и наследовала ей непрерывно. Мемична дохуя чем: с её созданием ассоциируют начало Средневековья, а с падением — его же конец. Является родиной доброй половины альтернативных течений христианства, за что прижизненно и посмертно любима труЪ-католиками. относительно успешно отбивалась от готов, лангобардов, персов, арабов, славян и крестоносцев (в 1204 была снесена крестоносцами, но через полвека восстановилась из резервной копии), чтобы в конце концов оказаться съеденной турками-османами. После крушения историками была переименована в Византийскую — по названию греческого городка Виза́нтий, на базе которого Флавий Константин в 330 г. выстроил себе новую столицу. Оказала огромное влияние на культуру Европы от средневековья до наших дней. Несмотря на это, традиционно Византию не любят и историю её освещают мало. Хотя в одном только Афоне находится 10 000 рукописей, а почти каждая европейская историческая библиотека имеет специальные отделения по сабжу. Зато в этой стране на сабж фапают чуть ли не все ымперцы, поцтреоты и ПГМнутые, что доставляет.

Содержание

От основания до 717

Изначальные границы на современной карте.

Вначале был Рим, и Рим правил миром. Ну, или по крайней мере, Средиземноморьем. В Риме царствовали утверждаемые Сенатом по представлению армии императоры, обычно из числа полководцев, для которых главнокомандование войсками было как путём к успеху, так и залогом удержания власти. В III—IV веках Рим уже был не торт, вконец обнаглевшие варвары разоряли половину провинций, и для оперативного отпора императору требовалось быть поближе к фронту, а лучше — иметь ещё и дублёра в другом конце империи. В конце концов система диархии (старший император август и младший, часто его сынишка, цезарь) была преобразована Диоклетианом в тетрархию (2 августа — для Запада и Востока, и по цезарю у каждого). Сам Диоклетиан, быв старшим, правил на Востоке, из своего дворца в хорватской Салоне (потом ВНУТРИ этого дворца славяне построили свой город Сплит). Однако всё держалось на авторитете самого Диоклетиана, а когда он ушёл, соправители немедля передрались. После нескольких гражданских войн всю империю в одно рыло загрёб себе вышеназванный Константин. Сей самодержец натворил много всякого разного, но для нас наиболее важно, что он построил на месте Византия пафосный мегаполис, добровольно-принудительно перевёл туда большую половину сенаторов из Рима и перевёз казну, обозвав получившееся в свою честь (также было в ходу название Roma Nova). Всё, отныне город Рим был так, для больших оказий, а гордый римский Сенат превратился в обычный горсовет, чья задача только и сводилась к формальному одобрению указов нашего мудрого императора.

В 395 году умер император Феодосий, оставив непутёвым сыновьям империю, разделённую напополам. Династия Аркадия быстро пресеклась, да и вообще Новый Рим унаследовал от старого политическую нестабильность в вопросе смены власти. Пока царь был жив, его почитали чуть ли не как Б-га (даже трон был двухместным: на правое место, где обычно сидел император, на Пасху клали Библию, что символизировало Христа как царского соправителя), но не самого по себе, а как идею. В конце концов было решено так: ежели новый император замочил старого не своими руками и так, чтоб никто не видел, а потом был помазан патриархом, то он молодец, а на старого, значит, Б-г прогневался. Но, конечно, так было не каждый раз, от отца к сыну и от тестя к зятю власть передавалась сравнительно мирно. Кстати, царских детей, родившихся, когда папаша уже был «в должности», называли πορφυρογέννητοι, это считалось круто, так как случалось редко.

Византия была высокодуховной империей почти с самого начала. После разрешения христианства в 313 г. на троне Империи толко однажды сидел открытый язычник Юлиан, за что был прозван Отступником, да и умер он странно. Константин и Феодосий, рассчитывавшие объединить всех подданных общей верой, крупно обломились: если язычники не видели ничего плохого в том, чтобы вместе с Юпитером или каким другим Пердуном класть требы хоть Аполлону, хоть Уицилопочтли, то христиане были очень ригористичны и готовы умереть «за единый аз» в Библии. В результате определение сущности Христа стало вопросом политического значения, церковные соборы, на которых, собственно, и выясняли удельную ангелоёмкость острия иглы, стали неотделимы от государства, а мозги быдла кипели от словоблудия.

…Все полно людьми, рассуждающими о непостижимом, - улицы, рынки, перекрестки. Спрашиваю, сколько оболов надо заплатить, - философствуют о рожденном и нерожденном. Хочешь узнать цену на хлеб, - отвечают: «Отец больше Сына». Спрашиваешь, готова ли баня, - говорят: «Сын произошел из ничего»

w:Григорий Нисский

Неудивительно, что в таких условиях преследование инакомыслящих было вопросом государственной важности. Именно в этот период сформировались такие важные для Средневековья понятия, как ересь, реконкиста и душеспасительные беседы. Все возможные ереси (протестантизм — не ересь и потому не в счёт) зародились в Византии того времени. Гонения на еретиков, которыми не гнушалась заниматься непосредственно Церковь, были куда более жестокими, чем в этих ваших европах: выкалывание глаз, перемалывание костей и сдирание кожи заживо… как по-христиански!

В свободное от религиозных диспутов время ромеи откупались и отбивались от набигавших персов и варваров всех мастей, строили планы по возвращению западных провинций и приобщали к Цивилизациитм ближайших соседей. Возвращения старых земель заканчивались чаще всего фэйлами: так, просирание Африки (аж два раза!) можно считать эталонным долбоебизмом.

В 493 ромеи столкнулись со славянами, которых начали приглашать поселиться на границах на выгодных условиях — и таки поселили, так что аж в Пелопоннесе и под Афинами встали славянские деревеньки! Откуда-то из тех мест вышел и наиболее винрарный император ромеев Юстиниан, полностью Цезарь Флавий Юстиниан Аламанский, Готский, Франкский, Германский, Антский, Аланский, Вандальский и Африканский.
Φλάβιος Πέτρος Σαββάτιος Ιουστινιανός' (г.п. 527—565) — самый эпичный император Византии, сделавший из НЁХ огромную империю, поражавшую современников размахом богатства, эпичности, культуры и пафоса, с нехилыми претензиями на МИРОВОЕ ГОСПОДСТВО. Происходил по некоторым данным из южных славян, коим фактом невозбранно обожают обмазываться сами знаете кто...
Да, ему в ходе трёх десятилетий войн с разными варварами действительно удалось вернуть под свою власть если не всю Римскую империю, то уж всё средиземноморское побережье точно. Кроме того, он переработал римские законы и уложения, сведя их в три кодекса (раньше в этой сфере тыщу лет со времён законов ΧΙΙ таблиц царил форменный бардак, так что юрист Ульпиан ещё в III веке облегчил всем жизнь, сказав «quod principi placuit, legis habet vigorem») — но тебе, анон, гораздо приятнее будет знать не про юриспруденцию, ставшую базой для философов Возрождения, и не про Святую Софию, достроив которую, наш герой пафосно воскликнул «Я превзошёл тебя, Соломон!», а про то, что сей государственный муж женился на проститутке Феодоре, что потом, кстати, спасла его задницу, заставив отказаться от бегства из столицы в 529 г. во время бунта черни, взять себя в руки и утопить сей бунт в крови. Буквально — массакр происходил на ипподроме, а с 35000 убитых крови натекло порядочно. Юстиниан также был глубоко верующим человеком, так что закрыл Платоновскую академию как языческую. Значение Юстиниана в Византии приравнивается к значению Петра Великого или Кобы в Рашке. Но наследие рашкинских царей, императоров и генсеков ещё не до конца просрано, а вот наследие Юстиниана полностью просрали к XII веку.

От настоящих римлян византийцы унаследовали и зарубу с персами, которые фапали на времена Ксеркса и норовили оттяпать от империи всё, что за Босфором. После пары веков унылого дележа Армении в VII веке при Хосрове Парвизе игра пошла по-крупному. Воспользовавшись очередной замятней в Константинополе, из-за которой командующие византийских армий у персидской границы послали новую власть нахуй, Хосров объявил себя мстителем за убиенного вместе со всем семейством императора и за восемь лет захватил столько, что, когда ромеи сами разобрались с узурпатором и попросили о мире, шах посмотрел на них, как на идиотов. Империю спас Ираклий I — один из многочисленных хачей на троне Византии. Именно он завершил превращение империи из римской в греческую, официально перейдя на греческий в документах, и даже приняв вместо латинского титула «император» титул βασιλευς βασιλεων, которым греки, тащемта, испокон веков называли персидского шаха. Василевсами с тех пор византийских царей и звали. Кстати, этот пафосный титул варвары тоже передирали — короли англосаксов в X веке на полном серьёзе писались «королями и базилевсами Англии». Ещё Ираклий красиво зогхватил Тбилиси, где местные обозвали его козлом, а потом ответили за базар, и переселил болгаров и сербов в Далмацию, в результате чего от древней Иллирии и живших там народов сохранилась только Албания.

Поскольку евреев и христиан-еретиков в Империи всячески унижали, они таки помогали зогхватчикам — например, при помощи ЕРЖ в 614 пал Иерусалим, и всё христианское население города было вырезано. Через пятнадцать лет, пережив захват Египта и осаду столицы, ромеи всё же разгромили персидских оккупантов, а Хосров принял истинную веру от рук благодарных подданных. Всего лишь чуть раньше, чем вся остальная Персия — вскоре с юга пришли арабы под зелёным знаменем Пророка, а бороться с ними уже не было сил ни у персов, ни у ромеев. Ведя войны во имя Аллаха, арабы не вырезали христиан, а только облагали их некоторой данью, так что многие провинции переходили на сторону завоевателей почти бескровно. Пожалуй, ни один другой народ не сыграл в истории Византии более значимой роли: к концу VII века империя лишилась всех азиатских и африканских провинций. Император Константин II был так впечатлён успехами арабов, что в 662 году даже временно вернул столицу в Рим, подальше от халифата. К 50-м годам IX века арабы захватили Сицилию и Крит и удерживали его до 961 года. Владея и Критом, и Кипром, и Сицилией, арабы невозбранно контролировали почти все морские пути Средиземного моря и фактически держали Византию за яйца.

717—1081

Последний Ираклид Юстиниан II в силу ФГМ косплеил Нерона, но времена переменились, и подобные фокусы стоили ему сперва трона, турпутёвки в Крым, языка и носа (в римском праве того времени членовредительство и изгнание применялись в качестве современной тюрячки), а в другой раз — тоже трона и уже всей головы. Примерно в это же время болгары и прочие балканские славяне создают первые государства к югу от Дуная, в провинциях, отпавших от Византии ещё до Ираклия. Новый период истории Романии начался с правления императора Льва III — очередного расового армянина из Исаврии. Как честный римлянин, для захвата власти он искал помощи у арабского халифа Сулеймана и обещал платить дань. И, как честный римлянин, наебал всех, развязав войну с арабами. Не отставая от предшественников, Лёва предпринял новый забег в спецолимпиаде, начав кампанию иконоборчества. Для тех, кто не в теме: поклонение иконам (а так же фрескам и мозаикам) при нём считалось идолопоклонством и не одобрялось, а вот поклонение мощам — почему-то нет. На этой почве василевсы и империя крупно разосрались с римским Папой. Через сто лет они разосрались ещё сильнее: патриарх Фотий I обвинил Римских Пап во властолюбии и, что особенно неприятно, в ереси. Дело в том, что в православном катехизисе, сборнике главных догматов, при формальном равенстве членов Троицы, Святой Дух признавался исходящим от Бога-Отца only. Римским Папам стало за Христа обидно, и они дописали «...Filio que». Так как по Евангелию, за «хулу на Святого Духа» следует непременный Адъ и Израиль, попы вокруг этого вопроса и сейчас дерутся, а тогда Папа Николай I анафематствовал Фотия в 863 (а потом ещё раз, лол), православные же почитают его как святого — кто ж мог подумать, что такая мелочь положит начало раскола западной и восточной церквей?

В этот период оформилась отличительная политическая черта Византии — фемное устройство, то есть административное деление Империи с точки зрения военных нужд и исключительно для военных целей. Главой фемы, объединявшей несколько бывших провинций, назначался стратиг, то есть генерал, в непосредственном подчинении которого находились как военные, так и гражданские ресурсы и население; высшее гражданское лицо при этом отвечало разве что за доставку продовольствия. Если в Европах феодалы жили за счёт зависимого от них крестьянства, то в Византии работали на земле сами солдаты, служившие за налоговые льготы. Фемное устройство оказалось исключительно византийской чертой и позволило к XI веку отбить у арабов всю Малую Азию.

Меметичен этот период ещё и братцами-языкознатцами Мефодием и, внезапно, Константином (принявшем имя Кирилл в Риме незадолго до смерти). ИЧСХ, их проповеди были встречены с недоброжелательностью баварскими церковниками, видевшими в византийских священниках своих конкурентов. Несколько доносов — и братьев вызвали в Рим, где переводы Писаня на славянские языки едва не были объявлены ересью, а сами братья едва не посажены. Факт, вызывающий разрыв шаблона у поцреотов и ПГМнутых: Кирилл и Мефодий действовали на территориях Великой Моравии и Паннонии (Блатенского княжества) в 863—867 годах, а в Руси ну ни разу не появлялись. Но именно в этот период христианство было занесено на Русь, причём дважды. Сначала — княгиней Ольгой с запада(неудачно: её сын Святослав выпилил все храмы), а потом — из Византии её внуком, князем Владимиром, который на радостях распустил гарем и стал весь из себя примерный, а после смерти и равноапостольный (впрочем, вполне справедливо — на предыдущего равноапостольного Константина он был весьма похож своими благочестивыми деяниями). Цели были вполне прозаичные: Империя нуждалась в союзниках, которых не было и которых надо было создать. А крестить северных соседей оказалось проще, чем договориться с мусульманами. Впрочем, болгары и после крещения продолжали набегать на Империю.

Бывшие западные варвары тем временем создали свои Римские империи — аж целых две. В 800 году, аккурат на Рождество, Византия получила презент от франкского короля Карла I, помазанного Папой в Риме как императора Римской Империи. Расовая гречанка, чьи предки были родом из Сирии, императрица Ирина испытывала от этого некоторое недоумение, и между двумя империями успела разгореться война, но в 812 подросший сынишка, от имени которого она правила, запихнул её в темницу, а затем признал-таки титул Карла. Хотя мог бы и не признавать — через 2 года Карл всё равно умер, а через двадцать лет, уже при его внуках, империя франков распалась. Тем временем в Византии, видимо, решившей, что хватит кормить Кавказ, пришёл к власти очередной расовый славянин — w:Василий Македонянин. Его династия прилипла к престолу лет на двести. При этом основные зарубы с болгарами и той ещё страной выпали именно на то время. Например, Василий II имел обыкновение выкалывать зенки тысячам пленных болгар, оставляя один глаз только каждому сотому как проводнику. Болгарский царь Самуил, впервые увидев такое, грохнулся со стены и вскоре умер от огорчения.

В 962 фокус Карла повторил немецкий Оттон I, провозгласив renovatio Imperii Romanorum, теперь на базе немецкой нации. В отличие от Карла I, Оттон I смог таки выторговать не просто признание у ромеев, но и династический брак (византийцы, у которых власть могла передаваться и по женской линии, здесь были очень опасливы и абы с кем браков не заключали): его сын Оттон II получил в жёны принцессу Феофано.

В 1038 году полководец с доставляющим ником Маниак отбил-таки у арабов Сицилию, но последовательно разосрался с двумя василевсами Михаилом IV и V (империи вообще не везло с правителями по имени Михаил, хоть и было их аж восемь), подался наводить порядок в Царьграде, но стал героем по дороге. Значим этот сюжет потому, что в Империи всю жизнь было две главных силы — провинциальная знать, шедшая к успеху через военную службу в фемах, и аристократия default city, шедшая в чиновники. Маниака поддерживала первая партия, но победили ставленники второй, быстро, решительно принявшиеся гнобить собственную армию. В итоге сраная Ромашка покатилась известным маршрутом, но отозвалось это в силу инерции только через тридцать лет.

В 1054 восточная и западная церкви разосрались окончательно, а Патриарх и Папа анафематствовали друг друга заочно. Увеличению взаимной неприязни между Римом и Константинополем в XI веке способствовали срачи в Италии, где бывшие союзники Маниака, норманны под руководством братцев-Отвиллей, при полном одобрямсе Пап унижали византийцев в ближке. Лулз в том, как всё началось: православные константинопольские священники придумали выбрасывать Святые Дары в латинских церквях на пол и топтали их. Ибо дары всё равно неправославные, лол! А когда прибыли римские легаты и затребовали уволить и лишить привилегий (по церковному — отлучить от церкви) этих умников ну в очень резких тонах, Патриарх отлучил их самих. Узнав про это, Папа решил не мелочиться и анафематствовал Патриарха, и вот тогда-то заверте…. Впрочем, Империя через двадцать лет получила по зубам от пришедших из солнечного Туркестана на смену арабам турок-сельджуков, вновь лишилась всей Малой Азии и сбавила тон.

1081—1261

Когда восточные владения Империи сократились до нескольких километров прибрежных земель, западные державы с удивлением обнаружили, что братскому христианскому государству грозит гибель. Василевсы, начиная с Михаила VII, просили помощи в войне с неверными у всех соседних государств, но быстрее всех откликнулся римский понтифик Урбан II. Византии, ясен хрен, было не до Иерусалима, но помощь в отбрасывании сельджуков из Малой Азии была как нельзя кстати. Правда, 1-й Крестовый начался с некоторым опозданием — после Клермонского собора 1095 года. Византия стала перевалочным пунктом для 3 из 4 армий крестоносцев. Это был очень опасный шаг: совсем недавно, в 1085, норманны старшего д'Отвилля шли в поход на Константинополь, а тут предполагалось пригласить и их, и кучу других франков в самое сердце страны. Но хитрые ромеи сумели морально нагнуть крестоносцев, обрезав им при помощи печенегов снабжение, так что вожди похода принесли вассальную присягу императору Алексею Комнину. Теперь все их завоевания должны были стать частью Империи. Дальнейшее известно: крестоносцы захватили Святую землю, взяли Иерусалим и послали сюзерена в пешее эротическое. Когда после крестовых походов сельджуки никуда не делись, а в освобождённой Святой земле внезапно образовались 4, а потом и 5 независимых от Византии католических государств, ромеям стало ясно, что православной Империи такой союзник не нужен. Поэтому в течение этого периода императоры заключали союзы то с магометанами против христиан, то с христианами против магометан… В общем, проявляли чудеса дипломатии 80-го уровня.

Последний из Комнинов Андроник оказался очередной интересной личностью, к концу правления так заебавшей подданных, что добрые ромеи, восстав, буквально порвали его, как Тузик грелку. От империи вторично и уже навсегда отложились Болгария и Сербия. В Третий крестовый поход, когда европейцы безуспешно пытались отвоевать снова просранный ими Иерусалим у Саладина, немцы Фридриха Барбароссы, проходившие по Империи, вели себя, ну, как немцы, а, чтобы склонить ромеев к сотрудничеству, взяли Адрианополь. Когда цесаревич Алексей IV был свержен своим дядей, то побежал к Римскому Папе Иннокентию III, в надежде, что ему, сущему сопляку, вернут престол. Папа и венецианцы, к несказанному удивлению юного принца, решили посодействовать, и крестоносцы IV крестового похода, изначально шедшие в Ебипет, были развёрнуты на Царьград. Алёшу под давлением такого железобетонного аргумента таки короновали, но крестоносцы за оказанную помощь хотели денег, а денег не было. Тогда они решили поискать сами. 13 апреля 1204 г. воины Христовы взяли Царьград, разграбили его до нитки, и разделили почти всю Византию между собой на 4 государства, утвердив в Константинополе т. н. Латинскую империю. Осколки былого великолепия, пославшие латинян КЕМ — Болгария, Трапезунд, Эпир и Никея, начали меж собой спецолимпиаду на предмет восстановления тру-Ромейского царства. Победили никейцы, в 1261 году под руководством Михаила Палеолога (снявшего все сливки с полувека трудов династии Ласкарисов, которую Палеологи по византийской традиции подсидели) войдя в Константинополь, что и стало началом нового, последнего периода.

Алсо, Кипрское королевство, основанное в годы Первого Крестового Похода неким Ричардом Львиное Сердце, пережило Византию и протянуло аж до 1489 года. После чего отошло, внезапно, Венеции.

1261—1453

Мишаня Палеолог понимал, что Великая Империятм остаётся один на один против всего остального мира из-за своего ЧСВ и изоляции. Поэтому Византия шла на уступки Риму (II-й Лионский собор), и, что совсем неожиданно, торговым республикам Генуе и Венеции. Но это мало помогало: вольные города не больно-то жаловали империю, и договоры с ними оказывались выгодны только одной стороне (и не Византии, да). Империя нищала, торговля накрылась медным тазом, а идея брать повышенные налоги с малоазийских военных поселенцев-акритов и содержать на эти деньги царьградских чинуш оказалась неудачной — акриты, бывшие опорой Ласкарисов, палеоложеских воров и жуликов кормить не желали и потихоньку бежали к туркам. Именно благодаря этому бывший боевой хомяк сельджуков Османский бейлик разжирел, стал могуч, подмял половину Малой Азии, провозгласил джихад неверным и в конце концов полез в Европу. Империя сжалась до размеров маленького арбуза: Сербское и Болгарское королевства превосходили её по площади в десять раз, а османские турки захватили 5 европейских провинций за какие-то 9 лет (1326—1337) и Ромейская Империя превратилась в малозаметную на глобусе полосу между Чёрным и Мраморным морями, окружённую османами со всех сторон.

Но в силу каких-то неизвестных причин внешняя политика волновала правителей меньше, чем борьба за престол и церковный вопрос. Хотя, возможно, императоры просто понимали, что конец близок?.. Турки вышибли сначала сербов (1389), потом болгар (1393) — и оказалось, что Великая Империятм осталась с ними один на один. Слегка помог ромеям известный зодчий апофеозов войны «властитель счастливых созвездий» Тамерлан, придя со своими монголами в 1403 г. из среднеазиатских ебеней и посадив много о себе вообразившего османского султана Баязида на цепь. Но ромеи сами же и помогли наследникам Баязида отсидеться в Европе, так что отсрочка в тридцать лет ничего не решила. Финал был печален: западные государства не хотели вступиться за «неправильных христиан», последнего василевса Константина XI в битве с Мехмедом II кинули его же собственные братья Димитрий и Фома (у обоих были свои княжества, ага), а подданные, во множестве сидевшие в разных монастырях, нихрена не хотели идти в армию и умирать за Ромейское царство. Соединённым силам султана противостояла не армия Империи, а жалкие семь тысяч гарнизона одного Константинополя. Конец немного предсказуем: 29 мая 1453 года Ромейская Империя перестала существовать. Аминь.

Жалкие попытки гальванизации трупа

Однако, такое прославленное и значимое государство не могло просто так кануть в небытие, и идеи возвращения Византии продолжали доминировать умами ымперцев и поцреотов ещё столетия спустя. На протяжении истории были предприняты две попытки скастовать на пожранный турками труп империи резуррект.

Первая попытка была предпринята в этой стране, издавна питавшей к Византии теплые чувства, при Екатерине II. Тогда шла как раз война с турками, и были планы продолжать ее до победного конца и безоговорочной капитуляции врага, со взятием Константинополя. На этот случай в России был заранее приготовлен так называемый «греческий проект» при участии греческих аристократов — фанариотов, которые были не прочь руками рашкованских солдат запилить себе обратно Империю. В новые Императоры Катенька метила одного из своих внуков — великого князя Константина Павловича.

Этот проект не сросся, потому что война с турками закончилась перемирием; были освобождены Крым и Одесса, а вот до Константинополя так и не дошли. Однако идея продолжала витать в воздухе еще больше века, и не в одной войне последующие цари ставили себе цель «Взять Проливы» и овладеть Константинополем. Последняя попытка провалилась по итогам Первой Мировой. Закопайте обратно.

Вторая попытка была предпринята уже самими греками после фейла Рашки. Греческий премьер Элефтериос Венизелос, политиканствовавший в начале XX века, был ярым сторонником восстановления империи. После того, как турки были эпично опиздюлены в Первой Мировой, он решил ловить момент и освобождать исконно греческие территории Малой Азии. В 1919 году греческие войска вторглись в Турцию с целью взять Константинополь. Венизелос полагал, что после падения Османской монархии Турция ни на что не способна как государство, и запилить империю будет легко. Однако турки быстро перепрошились под началом светского диктатора Мустафы Кемаля Ататюрка, развернули контрнаступление и эпично опиздюлили греков. Итогом войны было позорное перемирие и обмен населением: греки депортировали со своей территории всех турков, а турки — всех греков. Закопайте обратно.


Христозность империи

Традиционно в Риме христиан от иудеев не отличали и не любили. Воевать они не хотят, добрых римлян завиральными идеями на бабло разводят, распространяют идеи бессребренничества и воздержания… Император Диоклетиан до 304 года успел издать 4 эдикта о том, как правильно убивать христиан — от кидания львам до торжественного жертвоприношения идолам. Галерий понял тщетность гонений в 310 году, но только Константин в 312 склонился к принятию христианства наравне с язычеством, а в 324 и вовсе объявил его единственной религией Империи.

В 318—320 внутри христианства разгорелся диспут о природе Христа — был ли он человеком или воплощённым Б-гом? Как утверждает Сократ, началось всё случайно, когда священник Арий при обсуждении таинства Троицы сказал епископу: «если Отец родил Сына, то у последнего было начало и, соответственно, время, когда его не было». Христологический спор вызвал целую бурю волнений, расколов христианское общество на два лагеря. За Ария вступились Евсий Никомидийский (приближенный к императору и ну очень крутой дед), все египетские и александрийские епископы плюс ещё парочка других. Константин, как грамотный тролль, поначалу заявил, что вопрос не имеет принципиальной важности и предложил созвать Вселенский собор (впрочем, протоколов его всё равно не сохранилось и имеются сомнения, велись ли протоколы вообще).

Заседал Собор долго: начался 20 мая 325 года, император прибыл 14 июня, символ веры утвердили 16 июня и разъехались 25 августа. Ария на Соборе тонко подъебали: мол, если Христос, сын Б-жий, был послан на землю, то Б-г тем самым вознёс человека и как бы обожествил его, в чём всем стоит искать утешение. А если Христос — просто человек, то ничего этого нет и вообще, говорить так — пошло! Все отцы Церкви подписались под этой догмой — кроме пяти. Трое потом таки согласились, а оставшиеся двое были отлучены. До кучи приняли несколько догм-канонов, но особо стоит упомянуть:

…Древний обычай, господствующий в Египте, да имеет силу в Ливии и Пентаполе, то есть епископ Александрии да сохраняет власть над этими областями, так как это же свойственно и епископу Рима. Подобным же образом следует сохранять свои преимущества Антиохии и другим епархиям. То совершенно ясно, что, если кто сделается епископом без согласия своего митрополита, того великий собор не признает епископом. Но если избрание совершится общим согласием и по церковным правилам, и если при этом двое или трое будут противоречить по своим капризам, то право остается за большинством голосов

6-й канон

Впрочем, после смерти Ариана и Афанасия смуты только усилились. Константина упрекали за смешение церкви и государства, но он смотрел на критиков как на говно: место в истории он себе обеспечил. После смерти Константина начался подъём язычества. Это было ожидаемо: я христианских храмах нельзя было предаваться увеселениям, а в языческих — нужно. Так что Константина ввели в пантеон богов безо всякого стеснения. Император Юлиан Отступник открыто пропагандировал язычество и толсто троллил христиан: «Бог сказал: „Не добро быть человеку одному, сотворим ему помощницу“. И, между тем, эта помощница не только ни в чем ему не помогает, но даже обманывает и становится причиной лишения для прародителей райской жизни. Вероятно ли, чтобы Бог не знал, что то существо, которое дано человеку в помощь, сделается для него источником бедствий, а не радостей? А на каком языке змей говорил с Евой, и чем эта басня отличается от греческих мифов? А запрет делать различение между добром и злом — разве не верх нелепости? Бог якобы запретил человеку самое высшее, что составляет сущность и главное качество человека, — пользование разумом. Разве не существенное свойство разума различать зло от добра?» Так же отзывался он и о мучениках — но с цитатами из Писания: «Вы, — говорит он христианам, — все наполнили могилами, хотя нигде нет прямого повеления воздавать поклонение гробам. Вы дошли до такого развращения, что не хотите обращать внимание на прямые слова Назарея: горе вам, книжники и лицемерные фарисеи, вы походите на выкрашенные гробы; снаружи гробница красива, а внутри наполнена костями мертвецов и всяческой нечистотой. Если Иисус говорит, что гробы полны грязи, как можно призывать на них Бога?»

Последующие Соборы — особенно Эфесский и Халкидонский — были полны ПГМ ничуть не меньше: епископы на полном серьёзе спорили, в каких же именно пропорциях в Христе совмещалось человеческое и Б-жье начала? Алсо, на Эфесском соборе попов приводили к согласию живительными пиздюлями, за что Собор получил название «Разбойничий».

Лулз: Церковь, в случае смерти супруга/супруги нерекомендовала жениться второй раз, а разрешение на третий и любой последующий брак Императору приходилось буквально вымаливиать у Патириарха. Самое смешное в том что Император теоретически (хоть и гиморно) мог заменить патриарха, но в ситуации с третьим браком патриарх чувствуя что держит Императора за яйца начинал тороговаться насчёт поблажек и уступок для Церкви.

Мемы Византии

Вундервафли

Алсо, абсолютными винами Византии можно признать высший уровень развития — по крайней мере, в свое время — науки, культуры и финансов. Знаменитые арабские «открытия» таки были сделаны не без помощи знаний из архивов покорённых городов.

Вклад в культуру

«

Византия создала блестящую культуру, может быть, самую блестящую, какую только знали средние века, бесспорно единственную, которая до XI в. существовала в христианской Европе. Константинополь оставался в течение многих столетий единственным великим городом христианской Европы, не знавшим себе равных по великолепию. Своей литературой и искусством Византия оказывала значительное влияние на окружавшие её народы. Оставшиеся от неё памятники и величественные произведения искусства показывают нам весь блеск византийской культуры. Поэтому Византия занимала в истории средних веков значительное и, надо сказать, заслуженное место.

»
— какой-то историк

Огромное влияние на культуру Египта, Палестины, Йемена и прочих стран, которые когда-то находились под ней, а также на Иран, Турцию, Эфиопию и прочих её соседей и потомков. Османы к тому же активно привлекали греков к управлению (более того грек, принявший ислам считался уже турком, а уж грек с образованием мог сделать карьеру не хуже родовитых турок; то же было и с армянами, несмотря на современный срач), так что претензии османов на византийское наследие были отчасти подтверждены. Тем не менее, византийская учёность во времена Палеологов стала в основном гуманитарной, потому турки, будучи народом военным до мозга костей не разглядели в прогрессе выгод для себя, и, когда Европа шла в отрыв трудами Кеплеров и быстрых разумом Невтонов, турки так и оставались на уровне пятнадцатого века. А ещё, так же, как тюркская кухня при Османах повлияла на балканскую кухню, так и византийская кухня оказала заметное влияние на турецкую, изначально по-кочевнически бедную — шашлык-машлык да кумыс, и никаких тебе излишеств.

В этих ваших Европах слово «Византия», с одной стороны, ассоциируется со всякой роскошью и имперским пафосом, с другой же — с коварством и хитрожопостью. Причины понятны: тысячелетняя цивилизация именно такие впечатления и оставляла от себя в простых душах недавно слезших с дерева варваров, тем более, что римский принцип divide et impera византийцы помнили и применяли умело, о чём написано в подробном мануале Константина VII «Об управлении империей». Европейцы-то потом цивилизовались и сами вовсю занялись примерно тем же, но осадочек остался. Они же в средневековье восприняли римское право именно в версии Юстиниана, и его основные принципы пришли на смену варварским Правдам почти во всей Европе, кроме Англии, где всё не как у людей.

Эта страна относится к Византии не в пример теплей, несмотря на то, что варяги Олега и Игоря ходили на Царьград совсем не Софийским собором любоваться. После крещения Руси митрополитов назначал константинопольский патриарх и обычно — из греков же. С теми, кто с подобным ходом дел не соглашался, могло случиться всякое. Промывание мозгов на тему ромейского превосходства было поддержано и княжеской властью, поскольку в Византии имелась такая вкусная вещь, как самодержавие, и каждый князь, начиная с Ярослава, мысленно примерял себе царский венец. Владимир Мономах получил своё прозвище от мамы-гречанки, имевшей невыясненное отношение к Константину IX Мономаху, третьему мужу василиссы Зоэ, получившему власть сугубо через постель и не оставившему наследника (неудивительно, и жена, и сестра жены, с которыми василевс грешил, были уже давно не девочками). Всё это не помешало московским князьям в XVI веке объявить себя прямыми наследниками Империи через Вову Мономаха, а пруфом сделали якобы присланную Вове дедушкой шапку, мало того, что сделанную татарами, так ещё и похожую на византийские стеммы, как Иван Грозный на царицу Савскую. Как выглядела настоящая корона византийского авторства, можно увидеть у венгров, да и ту они доработали напильником, чтоб была сильней на императорскую похожа.

Несмотря на заверения поцреотов о б-гоизбранности Руси как преемника Византии, на деле после зохвата в 1453 г. турками Константинополя выбор племянницы Константина XI Палеолога, последнего императора Византии — Софьи, куда поехать на постоянное жилье, ограничился только тем фактом, что из всех свободных государств на то время, имеющих в качестве гос. религии христианство византийского толка, оставались только осколки Киевской Руси. Самым сильным из них было Московское княжество, тогда ещё Резиновое, ибо тогда же московские князья начали освобождаться от нагибания монголами и активно собирать земли бывшей Киевской Руси. Взятие в жены «царьгородской принцессы» позволило повысить престиж Москвы на международной арене и смотреть на католиков-пшеков как на говно. Стоит отметить тот факт, что когда Софья дала согласие на замужество, она обещала Пахану Римскому проповедовать католичество в России, когда станет княгиней. Но приехав в Москву, она сразу же отреклась от этого обещания.
После взятия османами Константинополя монах Филофей заявил, что когда-то пал первый Рим, сейчас пал Константинополь — второй Рим, Москва — Третий Рим, а четвёртому не бывать.

Первый Университет в Европе!

Игры серии Diablo основываются на интерпретации гностического христианства, чья родина — как раз Византия.

Двуглавый Орёл — герб Imperium Humanus. Его происхождение есть предмет отдельного холивара, тру-римляне таким не пользовались, зато подобный рельеф, сделанный хеттами ещё во II тысячелетии до н. э., найден в Малой Азии. Кое-кто всерьёз утверждает, что двухголовый мутант попал в Византию из Руси и был изначально жертвенным вороном на щите, прибитым Олегом на царьградские ворота (sic!). Позднее этот же герб был у Австро-Венгрии, а нонеча есть у Сербии, Черногории и Албании. А ещё у имперцев из Вархаммера.